Способы воспитания толерантности. Толерантность как проблема воспитания

19.07.2019

Принципы воспитания толерантности

Общепедагогические:

Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т.о. происходит заложение толерантных установок).

Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир

Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:

Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;

Использование демократического стиля педагогического руководства;

Организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Воспитание толерантности начинается в семье. Основная роль в воспитании толерантности принадлежит родителям. Толерантные родители понимают, что их взаимоотношения с ребенком и их отношение к окружающему миру станут частью его мировоззрения и мироощущения. Через свой собственный опыт взрослые знакомят детей с правилами общежития.

Воспитывая ребенка соответственно своему представлению, родители встречаются с трудностями. Каждый человек проходит цепочку возрастных кризисов. Ему приходится меняться, узнавать что-то новое о мире. Это служит его взрослению и социализации. Переходные процессы развития ребенка накладывают большую ответственность и требуют большого терпения от близких людей.

Что означает слово толерантность?

Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

Самая простая модель получения дохода через интернет

Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

В обществе не наблюдается единства в понимании толерантности. Мнения людей о том, что такое толерантность и каковы ее границы, расходятся. По одной точке зрения, толерантность – свойство личности, по другой – навыки поведения.

Не так легко находиться в таких социальных образованиях, как «семья», «школа», «класс», «село», «город», «страна». Объектом нетерпимости в детской среде могут быть национальная, этническая, половая, социальная, религиозная принадлежность, особенности внешнего вида, привычки, увлечения…

Толерантным отношениям и установкам должна способствовать, прежде всего, атмосфера семьи. Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого. Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях. Малыш ищет способы самоутверждения: «меня должны бояться, я должен быть сильным».

Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.


Нельзя забывать, что большую часть зла творят равнодушные родители. Враждебное отношение ребенка к миру возникает от пустоты их души. Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность. Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.

Именно добрые семейные отношения семьи влияют на формирование толерантности у ребёнка.

Очень часто родители не проявляют толерантности по отношению к старикам и показывают детям дурной пример. С детства помню своих соседей, которых осуждали мои родители и родственники за единственный неправильный поступок. Этих людей и их детей уважали, восхищались их трудолюбием, отношением к людям, друг к другу… Но однажды у них заболел дедушка. Дочь отказалась от отца, который нуждался в уходе. Дедушку отвезли в дом престарелых, где он и умер.

Есть восточная семейная притча:

В одном городе жила большая семья. Старый дедушка доставлял своим детям немало хлопот: перепутывал день с ночью, забывал закрывать калитку, опрокидывал на себя еду… Снохе надоело терпеть старого человека в своем доме, и она предложила мужу посадить выжившего из ума старика в корзину и отнести подальше в лес. Муж пошел за корзиной, а сын говорит ему:

— «Папа, не забудь принести корзину обратно».

— «А зачем она тебе?» — спросил отец.

— «Она мне пригодится, ведь когда-нибудь вы с мамой состаритесь».

Взрослые люди делят родительское имущество при живых родителях, выживают их из собственных квартир, забывая о кровном родстве и морали. Родительское презрение к людям с ограниченными физическими возможностями, к старикам дети принимают как норму поведения.

С какого возраста воспитывается толерантность?

С раннего детства ребенок усваивает некие нормы, заставляющие его поступать хорошо или плохо. Чуть ли не с первых месяцев он разделяет людей на своих и чужих.

Как формируются морально-нравственные установки, определяющие понятия «свой», «чужой»?

Трехмесячный малыш явно отдает предпочтение лицам своей национальности и пугается людей с ярко выраженными чертами другой расы. Трехлетние дети, не задумываясь, будут поддерживать только своих, вступать в отношения с теми, кого считают близкими или равными себе, не пытаясь разобраться в ситуации. Из страха они отказываются от игр и общения с незнакомыми и малознакомыми сверстниками.

В пятилетнем возрасте дети хорошо понимают, кто в данной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть и поддержать, а кого наказать.


Младший подросток 7-9 лет способен объяснить свой выбор и предложить свою позицию. Для него важна реакция окружающих, их оценка его поступка, его точки зрения. Он приобретает пока еще субъективный нравственный опыт, учится сотрудничать, проходит социализацию. Его отличает готовность принять чужую позицию, изменить свое первое ошибочное представление о своих одноклассниках, друзьях.

В 10-11 лет подросток начинает осознавать, что бывают случаи, когда чужой человек нуждается в помощи больше, чем свой.

Не секрет, что не все люди проявляют сочувствие и справедливое отношение к своим и чужим.

Маленькие дети руководствуются только чувствами и эмоциями. С возрастом они учатся разбираться в ситуации, обосновывать выбор, контролировать эмоции. Пик прагматизма достигается в юности.

В зрелые годы и ближе к старости людям свойственна сентиментальность, сочувствие, милосердие.

Психологические наблюдения

Психологи утверждают, что человек, который активно помогает близким, никогда не оставит без помощи незнакомых ему людей.

Выявлено, что в состоянии стресса готовность человека защищать чужого уменьшается.

Готовность человека помогать другим убывает с увеличением материального достатка, которым он обладает.

Это нужно знать

У разных авторов толерантность определяется по-разному: как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л. Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С. К. Бондырева).

Литература предлагает подходы к толерантности как к механизму общения, ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми – педагогов, врачей, психологов, политиков, представителей торговли.

Детский психолог К. Арутюнова предложила разным возрастным детским группам решить сложную дилемму: поезд неминуемо собьет 5 человек, которые оказались на его пути. Однако можно перевести стрелку и тогда пострадает один человек, идущий по рельсам. Детям предстояло выбрать только один из вариантов. Они выбирали в основном второй вариант. Ответы менялись в противоположную сторону с предложенным уточнением: тот один – ваш родственник.

Дилемма была усложнена: на мосту стоит очень толстый человек. Можно подтолкнуть его, он упадет на рельсы, поезд остановится и пятеро спасутся. В выборе ответа наблюдались колебания в связи с тем, что предлагалось толкнуть человека, а не просто перевести рычаг.

С изменением ситуации менялось решение дилеммы. У детей было достаточно времени на раздумья. Умение принимать разумные решения приходит с опытом и очень важно передать детям этот опыт.

Что такое интолерантность?

К крайним проявлениям интолерантности относятся этническая нетерпимость, терроризм, экстремизм, ксенофобия. Различают открытую интолерантность, которая возникает в управленческих, межконфессиональных отношениях и скрытую интолерантность (гендерная, межэтническая, профессиональная). Политическая же интолерантность выражается как в открытой, так и в скрытой форме.

В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по отношению к молодежи, их сленгу, субкультурам, увлечениям, привычкам и манерам… Не всегда проявляется понимание, терпимость и снисходительность к подростковым интересам и странностям. Многое зависит от родительской позиции, их умения противостоять трудностям, умения оценить различные стороны жизни, умения общаться с ребенком.

  • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
  • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
  • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
  • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
  • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
  • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека. Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

Уважаемый читатель! Как вы считаете, что может повлиять на снижение уровня интолерантности в нашем обществе? Каким образом необходимо формировать и развивать толерантность в наше время?

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание, гуманизм.

Проблема воспитания и обучения всегда являлась актуальной темой для обсуждения, она и сейчас находится в центре внимания педагогов-новаторов. Педагогика, как и всякая наука, преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались многие известные педагоги, например, такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.

В трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается линия гуманных отношений. Он писал: "глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта - это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость - это и есть настоящая доброта".

Необходимость проявления гуманности как основы личности воспитателя, учителя прослеживается и в работах современных исследователей-педагогов. Вслед за В.А. Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного воспитания ребенка недостаточно простого проявления учтивости и сдержанности, учителю нужно проникнуть в самую глубь детской психологии, прочувствовать, оценить по достоинству каждый его поступок.

Знакомясь с трудами В.А. Сухомлинского, мы выявляем, что он критично подходил к системе поощрения и наказания. Педагог считал, что при оценивании учащегося стоит опираться на положительные, сильные стороны его личности. Потому как упор на отрицательных сторонах личности учащегося и следующая за ней отрицательная оценка его интеллектуальных способностей может оказать негативное влияние на формирование и развитие личности, его адаптацию в период вхождения в новую социальную ситуацию развития.

Для В.А. Сухомлинского идея воспитания толерантности заключается в воспитании способности «... быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь... собственные интересы». Он также отмечал: « Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче -- и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, -- отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

Итогом анализа идей В.А. Сухомлинского, проникнутых идеей гуманного отношения к личности, могут послужить следующие его слова: "если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте в детях доброту и терпение".

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, мы придерживаемся идеи Сухомлинского и современных принципов, которые помогают нам построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативнее. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  • · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
  • · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
  • · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
  • · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам -- национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые мы разрабатываем, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Приведу в качестве примера следующие мероприятия:

  • · Классный час «Что такое толерантность» (4-5 класс). Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. На данном занятии обсуждались такие понятия, как мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Рассматривали различные ситуации (как бы учащиеся поступили в том, или ином случае). Был просмотрен фрагмент мультфильма «Голубой щенок», после чего ребятам были даны вопросы для обсуждения. Итогом стала творческая работа «Дерево толерантности». Учащиеся на листьях этого дерева написали, что нужно сделать для того, чтобы в школе царила дружная, миролюбивая обстановка.
  • · Классный час в 8 классе «Толерантная и интолерантная личность. Цель: дать понятие толерантной и интолерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности. На данном занятии был дан теоретический материал, на доске были выписаны основные черты толерантности. После чего ребятам было дано задание: выписать из этого списка те качества, которые имеются у них. Потом учитель провел упражнение «Волшебная лавка». В роли товара участвуют качества толерантной личности. Ученик приходит в лавку и просит «продать» ему, например, терпение. Продавец (учитель) выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.

В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.

Понятие толерантности очень емкое и многозначное.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:

  • - признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;
  • - принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;
  • - понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе». 1

Вот одна из формул толерантности:

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его». 2

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии». 3

Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:

«Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства». 4

Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?

1. Законодательная база.

Законодательная база каждой страны должна применяться целях зашиты прав человека.

2. Образовательный уровень.

Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.

3. Доступ к информации

Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.

4. Личное осознание проблемы

Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?

Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.

толерантность воспитание гуманный сухомлинский

Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.

По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет - образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.

Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.

«Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения» 5 .

Образование - это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.

«Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное - выше личного…

Фашизм - очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель ».

Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.

В заключение необходимо отметить, что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чем-то утопическим. Но, безусловно, продолжение исследований в этом направлений должны и могут способствовать стабилизации общества, его переходу от практики насилия к практике ненасилия. Однако это возможно при условии, что толерантность как принцип мирного сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами, на всех его уровнях, а не только в школах.

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности - терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. В семью и школу проникают настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма. Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому родителям нужно внимательно отнестись к воспитанию детской толерантности и найти эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Проблема толерантности

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Люди во всём мире разные: иной расы, национальности, религии, социальной среды, состояния здоровья, способа мышления. Толерантность - это жизненная позиция человека, имею которую, ему легко общаться с разнообразными людьми, а значит - легче жить. Толерантность сегодня стала условием гармоничной жизни в обществе. Именно поэтому и возникла необходимость воспитывать молодое поколение по правилам толерантности.

Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

  • уважает мнение других
  • доброжелательна
  • направлена на взаимодействие
  • способна понять и принять
  • любознательна и чутка
  • снисходительна.

Смотрите видеосюжет о необходимости воспитания детской толерантности

Рассматривая проблему толерантности по отношению к детям дошкольного и школьного возраста, можно отнести её к основным направлениям воспитания. Она связана с культурой общения, которая является одной из самых важных в школе, а также за её пределами. Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы - разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу - далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие :

  • национальные
  • религиозные
  • этнические
  • социальные
  • половые
  • связанные с внешним видом
  • связанные с состоянием здоровья
  • связанные с интересами, увлечениями и привычками.

Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение учителя и учеников, построенное не оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Система образования должна быть направлена на передачу детям глубоких знаний о народах, культурах и традициях, что, в свою очередь, решит проблему возникновения у детей предрассудков.

«А знаете ли вы, что дети, проявляющие толерантность - значит, осознающие, что люди отличаются по внешнему виду, по социальному положения и увлечениям, по этнической принадлежности и религии, и понимающие то, что все имеют право на жизнь, свой взгляд на окружающий мир и индивидуальность?»

Основные задачи воспитания толерантности у детей:

  • распространение идей и идеалов толерантности
  • развитие независимого критического мышления, обучение выработке суждений с учётом нравственных общечеловеческих ценностей
  • формирование уважительного отношения к людям
  • работа над умением строить эффективное общение со школьниками разных национальностей и религий.

Как воспитать терпимость в дошкольниках?

Психологи считают, что лучше всего начинать формировать толерантность , ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться личность.

Направления воспитания толерантности у дошкольников:

  1. Формирование положительного отношения к инвалидам, людям различных национальностей и религий.
  2. Обучение дошкольников общению и методам выхода из конфликтов.
  3. Изучение фольклора с целью получения знаний о разнообразии народов.

Воспитывать толерантность у дошкольников лучше всего с помощью игры.

Наилучшие возможности в сфере толерантного воспитания дошкольников созданы в дошкольном учреждении. В детском саду есть очень важное преимущество - детское общество, в котором ребёнок может научиться воспринимать разнообразие детей и научиться общаться. Такая среда - готовность ребёнка к гуманному, толерантному поведению.

С целью развития толерантности в детском саду можно проводить целый спектр мероприятий :

  1. Праздники и уроки знакомства с культурой и традициями своего народы и других народностей.
  2. Ролевые игры по освоению моментов толерантного общения.
  3. Активные игры разных народов.
  4. Народные праздники.
  5. Занятия по мотивам народных сказок.

При развитии толерантности у детей важным является просвещение работников образования и родителей по вопросам толерантности.

Отметим, что развитие толерантности дошкольников станет эффективным лишь в том случае, если оно происходит в эмоционально уравновешенной среде.

Толерантность в школе

Занимаясь развитием толерантности в школе, следует помнить, что основывать здесь педагогическую деятельность следует на системном подходе и сочетании различных форм деятельности школьников. Педагогический опыт свидетельствует о наличии разных методов и форм работы, с помощью которых можно воспитывать толерантность у учащихся.

Учитель должен включать в учебный процесс следующие компоненты:

  1. Применение направленности толерантного воспитания при организации классной работы.
  2. Проведение адекватного патриотического воспитания в процессе предметных уроков и внеклассных часов.
  3. Формирование положительной гражданской позиции в школе.
  4. Воспитание по принципам терпимости и товарищеской любви к людям.
  5. Формирование уважения к культурному и духовному наследию страны, а также позитивного восприятия других культур и традиций.

В основе обучения школьников толерантности лежат следующие принципы:

  • Гуманизации: каждая личность - уникальна.
  • Интеграции: взаимодействие разных видов искусства.

Воспитание толерантности - это тяжёлый интеллектуальный и ответственный , большая психическая работа учителя, которая направлена на формирование неокрепших личностей учеников. Основой такой деятельности должно стать живое общение и объяснение понятий на жизненных примерах.

«Совет. Педагог должен быть сам толерантен и открыт детям: только в этом случае он будет для них убедителен».

Методы и приёмы


Для осуществления успешной педагогической деятельности в направлении толерантности, рекомендуется использовать учителю в процессе обучения следующее:

  • активное использование игровых технологий
  • развитие родного языка
  • обучение истории
  • расширение знаний о народностях учеников, их традициях
  • использование произведений искусства (литературы, картин, кинофильмов и пр.)
  • привлечение учащихся к активным формам обсуждения актуальных вопросов (участие в дискуссиях, дебатах, диспутах)
  • организация совместной деятельности учеников
  • внимание учителя к постижению учениками смысла того или иного поведения, поступков
  • взаимодействие педагога с семьями учащихся
  • воспитательная активность педагога, заключающаяся в совместном посещении с учениками культурных центров, выставок, концертов различных национальных культур и т. д.

Упражнения для коррекции поведения при нетерпимости

Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).

  1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
  2. «Минусы и плюсы». Используя тот же список черт личности, педагог предлагает поразмыслить ребёнку, в каких случаях отрицательные качества будут полезны. К примеру, нетерпимость может проявляться, но только ко лжи, вредным привычкам, предательству, насилию.
  3. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
  4. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
  5. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
  6. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир - многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее каждого человека, тем интересней жить.
  7. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.

При использовании этих техник при коллективной или индивидуальной работе с учениками учителю необходимо внимательно их отбирать в соответствии с целью и задачей. Педагог и сам должен быть гуманным и проявлять высокий уровень доверительность к детям, быть способным принять их и постараться оказать поддержку.

Толерантные родители

Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается , вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки - то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

  • Если ребёнка регулярно подвергают критике - он будет учиться ненавидеть.
  • Если к ребёнку враждебно относятся - он может легко стать агрессивным.
  • Если над ребёнком постоянно смеются - он вырастет замкнутым.
  • Если ребёнка частенько упрекают - его будет преследовать чувство вины.
  • Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть - он будет также принимать и людей.
  • Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают - он поверит в себя.
  • Если с ребёнком честны родители - он станет по-настоящему справедливым.
  • Если ребёнок чувствует безопасности - он вырастет оптимистом.
  • Если ребёнка понимают и заботятся о нём - он будет верить в любовь.

При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра - вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен - причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье. Толерантность - это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности :

  1. Научитесь слушать ребёнка и слышать его.
  2. Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.
  3. Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.
  4. Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.
  5. Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов.

Воспитание толерантности в школе

В последние годы прошлого столетия в России произошли перемены, отрицательно сказавшиеся на общественной нравственности, отношении людей к обществу и друг к другу. Современному миру свойственна жестокость и нетерпимость. В детских коллективах эта проблема еще заметнее. Детям и подросткам свойственен максимализм. Они делят мир на плохих и хороших, своих и чужих, черное и белое. Дети не готовы отвечать за свои поступки, поэтому винят во всем окружающих и настроены враждебно по отношению к тем, кто не похож на них. Одна из особенностей наших школ – разнонациональный состав учеников. Семейные традиции накладывают определенный отпечаток на поведение ребенка в коллективе. В школу приходят дети из семей с разным материальным достатком. Нужно научить их не только сосуществовать вместе, но и дружить, общаться, относиться по доброму друг к другу, уважать различия между ними, избегать насмешек и агрессии, уметь строить взаимоотношения с представителями разных народностей, уважать чужие обычаи и культуру. Чтобы у детей не возникало негативного отношения к чужим традициям, нужно объяснять им, что людей надо воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, верованиями. Люди имеют право быть непохожими, разными. Это взаимно обогащает наши культуры.

Толерантность – это жизненная позиция, означающая уважение прав человека, возможность сохранить свою индивидуальность. Культурный современный человек должен признавать право других людей иметь собственные убеждения и духовные ценности. Толерантность ни в коем случае не означает терпимость к злу и преступности. Это умение решать конфликты ненасильственным путем, избегать жестокости, искусство компромисса, которое подвластно развитым самостоятельным цивилизованным людям. Толерантность означает свободу человека придерживаться своих убеждений и признание этого права за другими людьми.

Диалог культур, взаимообогащающее партнерство – вот те основы дружбы народов, заложенные в нашем государстве много лет назад, которые активно дискредитировались в последние десятилетия, но, несмотря на это, жизнь показала, что на новом уровне мы все равно возвратились к нравственным ценностям.

Деятельность школы, согласно ФГОС, должна быть ориентирована не только на образовательный процесс, но и на всестороннее развитие личности ребенка, формирование системы общечеловеческих ценностей. По ФГОС личностно-ориентированный подход к воспитанию толерантного человека означает признание права каждого на свободу, самовыражение и индивидуальность.

Опыт нашего недавнего прошлого показывает, что проблемы межнационального общения и дружбы народов успешно решались. Фестивали народного творчества, совместные турпоходы, соревнования, концерты, викторины, где дети могли реализовать свой творческий потенциал, сближали и помогали лучше узнавать культуру разных народов.

Педагог должен не только давать знания, но и прививать гуманистические ценности, воспитывать социально-адаптированную, нравственную личность. Пример учителя влияет на формирование мировоззрения учеников, способствует благоприятным и дружеским взаимоотношениям в коллективе. Научиться общаться, решать конфликты без агрессии, управлять своими эмоциями, ощущать себя личностью, понимать окружающих, мотивацию их поступков помогают специальные тренинги, внеклассные уроки. Темой таких уроков могут быть беседы о доброте, об осознании себя как субъекта социума, о милосердии и сопереживании, об осмыслении понятий морали и нравственности. Помочь ученикам построить коллектив позитивно настроенных друг к другу людей помогает совместная учебная деятельность, в частности творческие проекты. Работа в группе над творческим проектом учит детей согласовывать свои действия с коллективом. Создание творческой атмосферы на уроках раскрывает индивидуальные и личностные качества учеников, отодвигая на второй план религиозные и прочие различия.

Похожие статьи