Классификация, виды и характеристики межличностных отношений. Межличностные отношения

15.08.2019

Межличностные отношения (взаимоотношения ) - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении , в свою очередь, общение , способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.



Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль» .

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: "Не забудь, - ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса - коротка и роль, длинна - длинна и она. Даст он тебе роль нищего - старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека" (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе "Как вам это понравится" устами одного из своих героев говорил:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Роль - понятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению .

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль - это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли .

Основой, на которой формируются социальные роли , являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли - это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли - это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: - учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки -социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит . Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт .

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликты могут бытьвнутриролевые , межролевые иличностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу . Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности . Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

ЛЕКЦИЯ 1.

Понятие, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ МежличностныХ отношениЙ

План

Понятие и специфика межличностных отношений.

Виды и характеристики межличностных отношений.

Аффилиация и межличностные отношения.

Понятие, специфика и место межличностных отношений в обществе

В самом общем смысле межличностные отношения есть связи, складывающиеся между отдельными людьми (индивидами) в процессе их общения, взаимодействия. Межличностные отношения, в которые мы вступаем, всегда так или иначе переживаются и оцениваются нами. Возникают определенные установки, ориентации, ожидания, стереотипы, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Согласно психологическому словарю, межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Основой и механизмом межличностных отношений является общение между людьми. Под общением понимается взаимодействие между отдельными людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Общениепорождается потребностями человека как социального, разумного существа, как носителя сознания. Именно общению принадлежит фундаментальная роль в возникновении, развитии и трансформации не только межличностных отношений, но и самого человеческого общества. Вне общения человеческое общество немыслимо. Общение выступает в нем как способ объединения как отдельных людей, так и их групп, общностей. Вместе с тем оно выступает как способ развития самих этих индивидов. Общение одновременно есть реальность общественных отношений и реальность межличностных отношений.



Любой человек, любая группа людей и все люди, где бы и когда бы они не жили, всегда находятся в тех или иных отношениях между собой - экономических, правовых, политических, взаимопомощи или конкуренции, официальных или неофициальных, дружеских, семейных и т.д. По сути, общество – это и есть совокупность общественных отношений, возникающих и существующих между людьми, ежедневно реализуемых ими через разнообразные межличностные и межгрупповые отношения. Субъектные межличностные отношения выступают персонифицированной формой объективных безличные общественных отношений.

Межличностные отношения(МО) как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Формирование и развитие МО возможно в том случае, если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми. Этому способствуют врожденные способности, процесс социализации, обучение, приобретаемые навыки и умения, ситуация общения.Основаниями и поводами для возникновения МО может быть почти все что угодно – родственные связи и общественный транспорт, общая работа и одинаковое увлечение, сходные жизненные интересы и литературные вкусы и прочее. В конце концов, тот факт, что люди живут вместе на той или иной территории, домах, городах, что они являются членами тех или иных групп, сообществ, организаций, что имеют общие физиологические и социальные потребности вынуждает людей общаться, обусловливает неизбежность и необходимость возникновения тех или иных межличностных, групповых и общественных отношений. Отношений, которые будут различаться по целям, характеру, содержанию, близости, интенсивности и т.д.

Классификация, виды и характеристики межличностных отношений

Классификацией называется прием, посредством которого распределяются какие-либо однородные предметы, явления, понятия по классам, группам, разрядам и т.п. согласно отличительным признакам, свойствам, критериям.

Существует различные критериев классификации МО. Чаще всего в литературе можно встретить следующее деление МО:

1) официальные (формальные) и неофициальные (неформальгые);

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные .

Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу.

Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер.

Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения.

Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними.

Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях.

Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

По числу участников можно говорить о существовании МО:

· между двумя индивидами (напр., муж и жена, учитель и ученик, два друга, попутчика и проч.);

· между тремя индивидами (отец, мать и ребенок; муж, жена и теща);

· между четырьмя, пятью и более индивидами (отношения индивида с членами малой группы, в которую он включен);

· между одним индивидом и многими другими (между артистом или оратором и его аудиторией);

· между многими и многими индивидами (между членами неорганизованной толпы).

По другим основаниям можно говорить о таких видах или типах МО, как близкие и отдаленные (отчужденные), доверительные и недоверчивые, поверхностные и глубокие, этичные и неэтичные, конструктивные и деструктивные, конфликтные и бесконфликтные, криминогенные и легитимные.

Обратимся теперь к вопросу об общих свойствах и характеристиках межличностных отношений.

Следует отметить, что несмотря на различные виды и типы МО, все они характеризуются рядом общих черт и признаков.

· МО – это не случайные и кратковременные ситуативные контакты между людьми, а относительно устойчивые длительные взаимоотношения.

· МО имеют долгосрочный характер личных взаимоотношений; фактор времени выступает в качестве их базовой характеристики.

· МО формируются в течение определенного периода времени; они динамичны, изменчивы; их переход от одной стадии к другой, сопровождается изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т. п.

· Органическим элементов и единицей анализа МО выступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому.

· Важнейшая специфическая черта МО - эмоциональная основа. МО возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоциональная основа МО включает все виды эмоциональных проявлений. аффекты, эмоции и чувства.

· Ядро МО составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга.

· Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу МО, в соответствии с которой строится общение. Тем самым МО, рассмотренные как система определенных взаимосвязей и шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают вербальные и невербальные средства, внешний вид, телодвижения и жесты, мимику и проксемику и т.д., и потому МО сочетают в себе ряд компонентов - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Компоненты межличностных отношений Содержание
Когнитивный компонент означает такие особенности МО, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое зависит от того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).
Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми и которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе МО можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.
Поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

На характер и особенности МО оказывают влияние такие факторы, как:

Ø дистанция, или степень психологической близости партнеров (близкая, далекая);

Ø валентность, или оценка отношений (позитивная, негативная, противоречивая, безразличная);

Ø позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);

Ø степень знакомства (отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные).

Психологи отмечают особую роль в МО так называемых «значимых людей», иначе говоря, субъективно значимых для нас людей. Они сильнее всего влияют на восприятие нами явлений окружающего мира, рождают наиболее сильные переживания и толкают к нестандартным поступкам. Отношение, переходящее в привязанность, уважение или любовь к привлекательному для личности человеку, делает ее податливой к таким исходящим от этого человека воздействиям, как убеждение, психическое заражение, внушение.

У каждого человека в системе МО есть своя межличностная роль, которая налагает на него свои права и обязанности. Так, в ситуации сотрудничества – это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т. д.; в ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник и т. д.; в ситуации неравного распределения власти – лидер, герой, последователь, человек из толпы и т. д. Большинству межличностных ролей не обучают специально. Каждый человек развивает свой собственный тип обращения с партнером, приспосабливаясь к требованиям тех, с кем он вступает в контакт. Индивидуальные особенности проявляются в стиле исполнения роли, а также в том, что делает человек, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора. В то же время, благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить о типичных межличностных ролях, о системе шаблонов понимания, координации и согласования поведения людей, составляющих пару.

Для понимания природы, характера и динамики межличностных отношений очень важно такое явление, психический феномен, как аффилиация.

Очень сложно представить себе людей, которые всё время проводят только в одиночестве, да это и практически невозможно, поэтому все мы вступаем в межличностный контакт. А что такое межличностные отношения? Именно это и ещё многое другое мы постараемся объяснить ниже.

Большую часть своей жизни мы проводим именно в общении, постоянно вступая в контакт с различными людьми. Наши друзья, семья, коллеги – все эти люди окружают нас каждый день. Мы вступаем в определённую связь тет-а-тет, через телефонные вызовы, через социальные сети. И всё это можно назвать межличностными отношениями.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Ответ очевиден: нет. Каждый человек нуждается в общении. Наверное, если бы мы от этого отказались, то не могли уже в полной мере называть себя людьми.

Определение со стороны науки

Какие отношения называются межличностными с точки зрения науки? Учёные подразумевают под этим термином связь, взаимодействие, возникающее между людьми. Взаимодействие отдельных индивидов, членов общества может быть высокоэмоциональным, что способствует передаче сути внутренних переживаний, выражению душевного состояния.

Особенности межличностных отношений проявляются при выстраивании коммуникации, базировании связи на совершенно разных манерах общения. Это может осуществляться через общение, через различные движения тела, внешний образ, устную речь, мимику и многое другое. Понятие межличностных отношений включает в себя три компонента.

1. Эмоциональный. Этот компонент отвечает за то, какие переживания испытывает человек, вступающий в контакт. Эти эмоции могут влиять на него как в положительную сторону, так и в отрицательную. Симпатия, антипатия, ненависть, удовлетворение своим оппонентом в общении и другие переживания могут появиться в ходе коммуникации. Также мы можем откликаться на переживания людей, которые нас окружают. В своем эмоциональном отклике мы можем проявить сочувствие, поддержку или же принять участие в чём-то, чтобы оказать помощь.

2. Поведенческий. Компонент обусловливает использование мимики, пантомимики, жестикуляции при разговоре. Эти движения могут выступать регулятором всей атмосферы беседы.

3. Когнитивный. Всё, что мы ощущаем, представляем, воображаем, помним, о чём мы думаем, относится к когнитивному компоненту. Это можно считать своеобразной идентификацией своей личности при общении. Психология межличностных отношений заключается именно в этом пункте, так как главное восприятие нашего собеседника складывается из этого.

Как происходит зарождение коммуникативной связи

Основа межличностных отношений заключается в том, насколько индивид умеет устанавливать связь с другими людьми, находить общие темы для разговора. Именно в этом случае начинают появляться признаки межличностных отношений.

Страх перед людьми или же боязнь не понравиться – это то, что мешает межличностным отношениям. Это может послужить причиной замкнутости и, как следствие, потери интереса собеседника. Как это преодолеть? Для того чтобы уметь располагать к себе людей, нужно показывать, что ты открыт для общения, настроен не враждебно, также при общении эмоциональное притяжение и доверие играют немалую роль.

Самые прочные связи основываются на полнейшем доверии друг другу, моральной поддержке, а также уверенности в общении и в том, что никто не сможет воспользоваться той или же иной личной информацией во вред другому. При длительном общении дистанция между людьми становится всё меньше и меньше, поэтому происходит большее углубление связей. Порой это доверие может перерасти в доверчивость, и тогда человека становится очень просто обмануть.

Виды контактирования между людьми

Существует большое количество классификаций межличностных отношений. Они определяются всегда степенью близости людей, целью, средой, где происходит это общение, а также равенством или неравенством коммуникантов.

Если исходить из цели общения, то формы межличностных отношений могут быть как первичными, так и вторичными:

  • Первичные взаимоотношения – это то, что возникает само собой. Люди сближаются не из-за какой-то выгоды, а потому что им просто интересно друг с другом.
  • Вторичные взаимоотношения можно ещё обозначить, как «фиктивный» тип, потому что они завязываются на основе выгоды. Очень часто возникают из-за того, что кому-то нужна помощь.

Кроме того, характеристика межличностных отношений включает в себя разделение на формальные и неформальные. Формальные обусловливаются тем, что они всегда действуют в рамках закона или же каких-либо других правил, чаще всего регулируются правовой нормой. Неформальные возникают исходя из личных предпочтений и не ограничиваются законом.

Если рассматривать межличностные отношения в коллективе, то их можно разделить на деловые и личные. Люди на работе, службе будут выстраивать с вами деловые связи, так как это общение необходимо в рамках совместной деятельности, совместного производства. Личные взаимоотношения не основываются на этом, они направлены на дружбу, интимную близость, семью, душевное доверие.

Проявление межличностного общения может быть рациональным и эмоциональным. Первый случай включает в себя взаимоотношения людей, которые строятся на логике, разуме, расчёте и т.д. Конфликты в межличностных отношениях чаще всего возникают в эмоциональном проявлении отношений, так как люди используют в большей мере эмоции, принятие другого, необъективную оценку.

Взаимосвязи между людьми также зависят и от статуса, который имеет та или иная личность. Существует паритетная связь, предполагающая равенство между людьми, – участники являются самостоятельными и не зависящими друг от друга личностями. А вот субординация говорит о статусном неравенстве. Обычно такая иерархия складывается у начальника с подчинёнными или же у людей, чьи финансовые возможности имеют значительные различия.

Процесс контактирования людей также обусловливается и общественной коммуникацией. Общественные и межличностные отношения – это, конечно же, не одно и то же. Между ними есть значительные различия:

  • Общественные отношения складываются прежде всего в обществе, это очень обширное понятие. Межличностные отношения охватывают только нескольких индивидов.
  • Общественные связи объективны, в отличие от межличностных. Это значит, что они не строятся на эмоциях, а имеют куда более прочную основу.
  • Отношения, связанные с обществом, являются независимыми, а то время как связи между двумя людьми всегда зависят от обоих.

Межличностные отношения могут вызывать у людей самые различные эмоции. Некоторые связи заставляют нас грустить, испытывать злость, впадать в депрессию. Другие же, наоборот, дарят радость, множество положительных эмоций.

Всё развитие межличностного общения зависит только от навыков конкретного человека: насколько он расположен к коммуникации и умеет заводить новые знакомства, быть интересным в разговоре. Зрелость на эмоциональном и психологическом уровне становится самым главным помощником. Автор: Лина Егорова

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); 3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений: 1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности; б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида; 2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии; б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); 3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Психодиагностика межличностных отношений. Объект и методы

Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекватности методики тому или другому конкретному исследованию.

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы...

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы психодиагностики межличностных отношений 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений 3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения 4. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений 1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объеме этой работы. Это понятно, имея в виду как обширную феноменологию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными методиками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик Психодиагностики межличностных отношений возможна на различных основаниях: а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.); б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.); в) на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Возможны, конечно, и другие критерии систематики методик.

Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные Психические детерминанты, относящиеся к различным уровням психического функционирования личности. Из-за этого содержание "тестового материала" различных методик находится на различной "отдаленности" от суждений психолога на основе данных исследования: на основе данных квалифицированного наблюдения, как и на основе специального опросника, можно установить стремление каждого члена группы к доминированию.

Однако в первом случае мы имеем дело с интерпретацией фактически сложившейся ситуации, где доминирование отдельного человека представляет собой результат взаимодействия всех членов группы, а в другом - с субъективными желаниями или представлениями о себе и других, из чего прямо не выводится прогноз о положении этого индивида в определенной группе. С другой стороны, имея информацию о реальной структуре отношений в группе, невозможно дать прогноз ее развития без информации о социальной мотивации каждого.

Таким образом, исследователь всегда ставится перед проблемой выбора "глубины" методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика. С нашей точки зрения, критерий исходной точки отсчета является основным при организации исследования и подборе методических приемов.

Он позволяет избежать содержательного дублирования получаемых данных, структурировать исследование по изучаемым Психологическим уровням (например, по схеме "наблюдаемое взаимодействие - личностные характеристики участников интеракции - субъективное отражение социальной ситуации"). 2. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений Традиционная методика этой группы - социометрический тест, предложенный Дж.

Морено (Moreno J., 1934). Его суть - субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т. д.). На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплоченность группы и т. д. Так как эта методика обширно представлена в отечественной литературе (Ольшанский В. Б., 1981; Волков И. П., 1970; Коломинский Я. Л., 1976; Паниотто В. И., 1975; и др.

), на ней подробнее останавливаться не будем. Существует ряд модификаций социометрического теста.

Отличительными по своей структуре являются аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений и их осознания, в которых испытуемые сами "измеряют" взаимные отношения людей друг к другу и к себе (Данилин К. Е., 1981). Интересны варианты аутосоциометрии для детей (Коломинский Я. Л.„ 1984).

В аутосоциограмме испытуемым предъявляют лист, на котором изображены четыре концентрических кольца. Им предлагается расположить условные обозначения (или фотографии) товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо и т. д. По данным аутосоциограммы всех членов группы, возможно определение социального статуса каждого.

При этом указанный показатель более достоверен по сравнению с обычным социометрическим статусом, так как в этой процедуре испытуемый показывает свое отношение не к части своих товарищей по группе, а ко всем ее членам. На основе самоопределения испытуемых методика выявляет предполагаемый, воображаемый статус, а также показывает тенденцию индивида приписывать большинству членов группы определенный социометрический статус (социометрическую установку).

Автором также предложены модификации аутосоциограммы для детей младшего школьного и дошкольного возраста. Я - Л. Коломинский (1984) для получения ряда количественных показателей осознания и переживания взаимоотношений со сверстниками предлагает применение аутосоциоматрицы.

Ученикам раздаются матрицы, в которых для каждого ученика отведено по горизонтали два ряда клеток, а вертикальные столбики имеют порядковые обозначения каждого члена группы. Испытуемого просят сделать три выбора за себя (обозначая их на верхнем ряду клеток), а потом - по три выбора за каждого члена группы (обозначая их на нижнем ряду клеток).

К обсуждаемой категории методик можно отнести и средства прямой оценки группы в целом. Один из вариантов такой оценки может быть основан на вопросах, требующих от испытуемого общей оценки группы (например: "Насколько привлекательна для Вас эта группа?

", "В какой степени Вы привязаны к членам данной группы") или оценки собственного членства в ней (например: "Хотите ли Вы остаться членом данной группы?") (Донцов А. И., 1984).

При оценке данного методического приема можно согласиться с указанным автором, что столь "лобовые" вопросы не позволяют надеяться на искренние ответы. Однако необходимо отметить важность интегративного показателя привлекательности для отдельного человека группы в целом, что до сих пор не получило достаточного внимания в исследованиях социальной психологии.

Несколько слов о главном недостатке методик диагностики межличностных отношений посредством субъективных предпочтений, оценки отношений участниками интеракций. Сам принцип такого подхода сталкивается со схожими методологическими проблемами, как и метод интроспекции в общей психологии.

Среди прочих хочется обратить внимание на то обстоятельство, что сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния психологической защиты (главным образом рационализации и реактивных образований) может кардинально измениться. В этом контексте всей остротой встает также проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека.

Имея в виду сказанное, становится, вообще, неясным, какие именно психологические реалии выявляют, скажем, социометрические техники в каждом индивидуальном случае. Указанные обстоятельства делают понятным устремление социальных психологов к поиску косвенных средств оценки межличностных отношений, которые давали бы возможность количественно оценить позитивной - негативное отношение человека к другому.

Методика косвенной оценки межличностных отношений. Это, наверное, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений.

Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Наиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического поведения людей.

Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений - положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах "личностного пространства", можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные средства.

Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. 3. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Для диагностики межличностных отношений важно выделить те индивидуально-личностные свойства участников интеракции, которые проявляются и влияют на процесс общения.

Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т. д. Все шкалы вряд ли можно перечислить, их очень много, потому что большинство исследователей и практиков строят их, исходя из своих задач и конкретной ситуации. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные лексикологические опросники, подготовить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.

Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Он был разработал по принципу MMPI в конце 60-х годов американским психологом Дж. Гоухом (Gough H., 1960).

Цель этого опросника, как указывает сам его создатель, - это "предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуации, а также предсказать, что другие скажут о них" (Mergargee M., 1972, р. 2). В отличие от MMPI CPI предназначен для здоровых людей и выявляет не патологические, а скорее социально-психологические характеристики личности. Сам опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить "да" или "нет".

Большинство вопросов, 200 из которых взяты из MMPI, касается типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносятся на листы со стандартными нормами по 18 шкалам опросника, и строится профиль личности.

Шкалы опросника при интерпретации объединяются, по предложению автора, в четыре группы. 6 шкал, входящие в первую группу, измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях.

Это шкалы доминирования, способности приобрести социальный статус, социальность, общительность, самоприятие и чувство благополучия. Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности.

В нее включены также 6 шкал: ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности, благоприятного впечатления и обычности. Третий класс измеряет потенциал достижения и развития человека, его интеллектуальную эффективность.

Включены шкалы достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности. В четвертый класс входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность.

3 из этих шкал - чувства благополучия, хорошего впечатления и обычности - позволяют определить искренность ответов на опросник, хотя результаты по ним тоже интерпретируются. При факторизации опросника обычно выделяются пять факторов, которые по содержанию не совпадают с выделенными создателем теста четырьмя группами шкал.

Это, а также высокая корреляция шкал между собой говорят о заметной избыточности 18 показателей, что является слабым местом опросника. Несмотря на свои слабые места (они похожи и на недостатки MMPI), CPI является лучшим опросником такого типа, помогающим диагностировать те личностные свойства, которые влияют на межличностные отношения.

Интерпретация результатов производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом "жаргоне", что позволяет легко использовать полученные результаты в психологической практике. Имеется несколько хорошо подготовленных руководств по CPI, он переведен на разные языки, ведется широкая работа по его усовершенствованию и валидизации (Gough G., 1969; Mergargee H., 1972).

Возможен также перевод ответов по CPI на другие шкалы, например сокращенный вариант MMPI, список личностных предпочтений Эдвардса, шкалу тревожности Тейлора и некоторые другие. С помощью CPI были получены хорошие результаты в прогнозировании таких критериев, как детская преступность, успеваемость в старших классах, успешность овладения многими сферами профессиональной деятельности.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они пронизывают разные уровня организации личности. Поэтому вряд ли, используя один, даже хорошо разработанный тест, можно полностью раскрыть человеческие отношения.

Одна из попыток создать системную батарею для диагностики межличностных отношений индивида принадлежит Т. Лири и его сотрудникам (Leary Т., 1958). Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях.

Результаты всех измерений переводятся в так называемую дискограмму - круг, который составляют из восьми психологических тенденций (октант). Они определенным образом ориентированы относительно двух главных осей в межличностных отношениях.

По мнению Т. Лири, это доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Октанты заключают в себе качества, характеризуемые следующими восемью психологическими тенденциями: 1) тенденция к лидерству - властность - деспотичность; 2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность; 3) требовательность - непримиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм; 5) уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость; 6) доверчивость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.

Первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI, а полученные результаты переводятся в 8 главных октант дискограммы. Второй уровень - образ себя и других - измеряется специально для этого созданным списком Личностных качеств, который состоит из 128 прилагательных.

Этот список и короткое описание методики даются в книге под ред. Г. В. Васильченко "Общая сексопатология" (М., 1977).

Третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картами ТАТ. Испытуемого просят описать в двух предложениях каждую картинку.

Четвертый уровень - сознательный идеал - измеряется заполнением того же списка личностных качеств, испытуемого просят ответить, каким бы он хотел быть. Таким образом, получается оценка личности по 8 главным психологическим тенденциям на разных уровнях организации личности.

Несмотря на всю продуманность батареи тестов, остается неясным, как соотносить разные уровни между собой (особенно уровень бессознательного и личностных символов), не хватает данных для стандартизации всей батареи тестов, для количественного сопоставления результатов. Поэтому распространение получила не сама батарея тестов, а список личностных качеств, который широко используется советскими психологами.

Сама эта методика может заполняться и наблюдателем, чтобы потом сравнить с результатом заполнения самим человеком. Обобщая, можно сказать, что один из возможных путей диагностики межличностных отношений лежит в выявлении тех индивидуальных качеств и свойств, которые влияют на сами отношения.

Существуют разные вербальные шкалы для выявления того или иного свойства. Что касается более общей методики, то большинство авторов сходятся в том, что пока лучше всего разработанной методикой для данной области является Калифорнийский психологический опросник личности.

Он может быть использован при решении самых разнообразных задач как научного исследования, так и Психологической практики. 4.Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений Для понимания межличностного поведения индивида недостаточно детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида.

Личность активна, и ее отношение к действительности требует осмысления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач (Джидарьян И. А., 1983, Кон И. С., 1982; Леонтьев А. Н., 1975). Для более глубокого понимания и решения прикладных задач, в частности коррекционных, исследователю необходимо иметь информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, себя в них, о его экспектациях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта.

Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запрос прикладных областей психологии - индивидуальной и семейной психологических консультаций и психотерапии, в которых для достижения практических целей необходимо познание субъективного мира клиента. Большинство этих методик проективные.

Для исследования особенностей отражения межличностных отношений часто используются методики тематической апперцепции. Для взрослых применяют ТАТ (Murray Н., 1943), для детей - CAT (Bel-lak S., Bellak L., 1949), Blacky Pictures (Blum G., 1950) и др.

Мы представим менее известную методику исследования межличностных отношений в семье - FPI (Howells J., Lickowish J., 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. ЛИТЕРАТУРА 1. Общая психодиагностика - М.: Просвещение, 1987г.

2. Бодалева А. А., Столина В. В. Oбщая психодиагностика – М.: Просвещение, 1987г. 3. Скребец В. А. Психологическая диагностика – К.: Освіта, 1999г.

4. Практикум по психодиагностике – М.: Просвещение, 1988г. 5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по Психодиагностике – С-П., 1999г.

6. Обозов Н. Н. Межличностные отношения – Л.: Интер; 1979г. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди.

Люди, которые играют в игры – М.: Просвещение; 1988г. Похожие рефераты: Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе Сущность и понятие психодиагностики межличностных отношений, ее методы.

Понятие и объект психодиагностики. Методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн).

Статусное положение детей с различным уровнем самооценки. Эмпирическое исследование.

Психодиагностика межличностных отношений 1. Объект и методы...

Метки: психология, личность, психического, психологического, психодиагностика, психологам, эмоции

Отношения представляют собой целостную систему избирательных, индивидуальных и сознательных взаимосвязях личности с объективной действительностью, которая включает в себя три основных компонента: отношение к людям, к предметам внешнего мира и к себе.

Межличностные отношения

Термин «межличностные» несет в себе понимание того, что отношения человека и другого индивида имеют взаимную направленность. Межличностные отношения - это система установок ожиданий и ориентаций членов определенной группы относительно друг друга, обусловленных организацией совместной деятельности и базирующиеся на общих представлениях о ценностях и общественных нормах.

Основа межличностных отношений - это усилия партнеров, которые направленные на то, чтобы сделать свое поведение и свои чувства наиболее понятными и приемлемыми для друг друга. Именно действия и чувства создают матрицу отношений, благодаря которой происходит непосредственное общение.

Иногда межличностные отношения следует рассматривать как систему традиционных общепринятых шаблонов поведения, которые не только структурируют общение, но и обеспечивают его обоюдную преемственность между двумя партнерами.

В таких отношениях каждому человеку присуще играть свою межличностную роль, которая влечет за собой четко определенный статус - ряд устойчивых прав и обязанностей. В большинстве случаев, начало внедрения этой роли происходит несознательно: без предварительного анализа и четких решений, партнеры начинают подстраиваться друг под друга. Таким образом, суть явления межличностных отношений - взаимные ориентации индивидов, которые находятся в длительном контакте между собой.

Отношения деловые и личные

Деловые отношения - это такие отношения, общение в которых определяется строго в рамках определяемых задач общего дела и установками руководства. Деловые отношения строго направлены на результат, главной их мотивацией выступает не сам процесс общения, а конечная цель.

Вступая в деловые отношения, человек руководствуется в первую очередь внутренней и внешней дисциплиной, которую может выработать только взрослый сформировавшийся человек. Поэтому дети не вступают в деловые отношения, даже взаимоотношения ребенка и учителя в начальной и средней школе представляют собой личные отношения. Если партнеры установили неформальный характер деловых отношений, то со временем они могут трансформироваться в личные.

Не следует считать, что подобный вид отношений присущ только в работе с коллегами, начальством и т.д. Деловые отношения могут быть установлены и с близкими людьми. Однако предшествует этому диалог, следует обсудить с матерью, мужем, ребенком, почему вы считаете, что установление с ними таких отношений актуально и какая взаимная выгода будет от этого для двух сторон.

Личные отношения - это отношения между близкими людьми, они лишенные оттенка официоза. Такие отношения не подкреплены документально, как часто это бывает в деловых отношениях. Личные отношения - это отношения между родителями и детьми, друзьями, одноклассниками вне стен школы, братьями и сестрами.

Похожие статьи