Формирование оценки самооценки и уровня притязаний подростков. Изучение уровня притязаний у подростков. Психологические особенности подросткового возраста

20.06.2020

Для изучения уровня притязаний у подростков была использована методика моторной пробы Шварцландера.

Цель методики:

Определить уровень притязаний у подростков. Для проведения исследования испытуемым были предложены бланки с 4-мя прямоугольными секциями, каждая из которых состояла из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см. Задание предлагалось как тест на моторную координацию, об истинной цели испытуемым не сообщалось вплоть до окончания исследования. Исследование состояло из 4-х проб. В каждой пробе испытуемым предлагалось поставить крестики в максимальное количество квадратиков в одной из прямоугольных секций за 10 секунд. Перед каждой пробой испытуемых просили определить сколько квадратиков они смогли бы заполнить за определенное время и записать цифру в верхней дальней ячейке этой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу, испытуемых просили посчитать расставленные крестики и количество записать в нижней, большой ячейке секции. Вторая проба проводилась по той же схеме что и первая, на третьей пробе время выполнения задания было уменьшено до 8 секунд, после нее также проводилась и 4-ая проба.

При обработке результатов была получена средняя величина целевого отклонения, на основании которого был определен уровень притязаний испытуемых. Цельное отклонение - это разность между количеством графических элементов, которые испытуемый намечал расставить и реально расставленным количеством элементов. Изучив уровень притязаний у подростков, были получены результаты представленные в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Показатели уровня притязаний у подростков

Показатели

Мальчики

Высокий уровень

Умеренный

Низкий уровень

Примечание:

А/В - абсолютная величина показателя

% - относительная частота проявления признака

Как видно из таблицы 8 человек (13,3%) имеют высокий уровень притязаний, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Подростки с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Умеренный уровень притязаний был выявлен у 23 испытуемых (38,3% - от общего количества) - этот уровень характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самовыражения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.

Низкий уровень притязаний наблюдается почти у половины испытуемых 29 человек (48,3%) - у подростков с этим уровнем притязаний часто бывают неясные планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких подростков может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Был проведен анализ по половому признаку: из 4-х испытуемых девочек 2 (50%) имеют высокий уровень притязаний, 1(25%) имеет умеренный уровень притязаний и 1(25%) - низкий.

У мальчиков: 6 человек (10,7%) имеют высокий уровень притязаний, 22 (39,3%) - умеренный уровень притязаний и 28 (50%) - низкий уровень притязаний.

Результаты исследования можно выразить графически.

Рис. 3.3.

Как видно из гистограммы, 50% - половина испытуемых девочек имеют высокий уровень притязаний, неадекватность которого может привести к неэффективности какой-либо деятельности, затруднениям в межличностных отношениях. 25% - 1 испытуемая имеет умеренный уровень притязаний, что свидетельствует о самодостаточности и уверенности в своих действиях и правильной их оценке.

Одна испытуемая (25%) - имеет низкий уровень притязаний, который развивается вследствие дефицита социально значимого успеха и может вызвать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.


Рис. 3.4.

Как видно из числограммы 6 испытуемых (10,7%) имеют высокий уровень притязаний, 22 испытуемых (39,3%) - умеренный уровень притязаний и 28 (50%) - низкий.

Сравнивая показатели девочек и мальчиков, следует отметить, что высоким уровнем притязаний в большей степени обладают девочки 5:1, умеренный уровень приблизительно одинаков, а вот низкий уровень преобладает у мальчиков в 2 раза.

Т.о., изучив уровень притязаний у подростков, можно сделать следующие выводы:

В группе испытуемых (60 человек) высокий уровень притязаний был выявлен у 8 человек (13,3%), умеренный уровень притязаний показали 23 испытуемых (38,3%) и почти половина (48,3%) имеют низкий уровень притязаний.

По половому признаку: у девочек из 4-ех испытуемых 2 (50%) имеют высокий уровень притязаний, 1 (25%) - умеренный уровень притязаний и 1 (25%) - низкий.

У мальчиков: высокий уровень притязаний показали 6 испытуемых (10,7%) - число почти в 5 раз меньше чем у девочек, умеренный уровень притязаний выявлен у 22 подростков (39,3%) и низкий уровень притязаний показала половина мальчиков, что в 2 раза выше чем у девочек.

Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлении о желаемом результате с возможностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. У.Джеймс предложил формулу, согласно которой самоуважение прямо пропорционально притязаниям, т.е. планируемым успехам, которые индивид намеревается достичь: «Наше довольство собой в жизни всецело обусловлено тем, к какому делу мы себя предназначим. Оно определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым, т.е. выражается дробью, в которой числитель представляет собой наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания».

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами: человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе -- соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.

Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.

Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей нередко называют неудачниками.

Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, -- это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.

Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.

Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между очень трудными и очень легкими задачами и целями - так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач.

Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.

Таким образом, на основании теоретического анализа литературы, мы можем сделать следующие выводы:

Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Подросток - это еще недостаточно зрелый и социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

Самосознание - сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

1.1 Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления

1.2 Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

1.3 Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценка у подростков с их социальным положением в группе

2.1 Методология исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков

2.2 Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

2.3 Результаты изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

На сегодняшний день проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки стала едва ли не самой популярной в психологии. Ей посвящено огромное множество книг и статей. Именно проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки становится все более актуальной в наше время. Она широко обсуждается в психологии, но возникает много проблем с изучением этих феноменов. Одной из проблем является то, что такое уровень притязаний и самооценки.

Изучением уровня притязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие. А изучением самооценки занимались такие ученые как У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К.Валицкас и другие.

Так, термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний - это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобренной человеком.

Ф. Хоппе определил уровень притязаний как модель ситуации выбора действия.

У. Джемс выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Он понимал под самооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

В исследованиях К. Левина признается связь оценки себя и уровня притязаний.

По мнению, А.В. Захаровой самооценка - проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своих характеристик с ценностными шкалами. А с другой стороны самооценка - это гордость, самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя.

Г.К. Валицкас предложил рабочее определение данного конструкта: Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов.

Особенно уровень притязаний и самооценка играют важную роль в формировании подростка как личность и связаны с формированием взаимоотношений с другими людьми. Как они влияют на социальное положение подростков в группе? Как взаимосвязаны уровень притязаний и самооценка?

Эти и другие вопросы нам предстоит изучить и поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков.

2) Исследовать методики уровня притязаний и самооценки у подростков.

3) Соотнести уровень притязаний с уровнем самооценки с социальным статусом ученика в классе.

Объект: Уровень притязаний и самооценка подростков.

Предмет: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки с их социальным положением.

Гипотеза: Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков существует, но не всегда уровень притязаний и самооценка зависят от социального статуса ученика.

1) Метод теоретического анализа литературы.

2) Метод опроса (исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).

3) Социометрия.

4) Методы качественной и количественной обработки данных.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав с выводами. Основные итоги исследования отражены в заключении. Далее идет список использованных источников, приложение.


ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе.

1.1 Уровень притязаний и самооценка как социально-психологические явления.

Уровень притязаний

В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемы уровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человека как личность.

Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данного феномена было связано с опытами Т. Дембо. Если поставленная цель была слишком сложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу, приближённую к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам. Вот эта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.

Существует множество определений данного явления. Так, Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знаковом задании, который индивид определенно берётся достигнуть, зная предыдущий уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний-это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком .

В основе уровня притязаний лежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человека потребностью. В соответствии с этим есть более современное определение этого понятия.

Уровень притязаний - стремление достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Уровень притязаний может быть частным, когда в основе его лежит самооценка в соответствующей области, например, достижения в спорте или занять определенное место в семейных отношениях.

Но он также может носить общий характер, то есть относиться прежде к тем областям, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В его основе лежит целостная оценка себя как личности .

На уровень притязаний оказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности, Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным, заниженным.

Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели, возможен при низкой самооценке, но также и при высокой самооценке.

Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям .

Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки.

Существует зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для тех, кто отличается меньшей эмоциональной устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности.

Исследование уровня притязаний имеет большое значение в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и в других отраслях .

Итак, было установлено, что уровень притязаний имеет много значений. Одно из значений это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. На уровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.

В соответствии с этим может быть завышенным или заниженным, адекватным или неадекватным. Может применяться в различных областях знаний, например, в педагогике, в социальной психологии и в других областях знаний.

Самооценка

Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.

Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма сложная задача. Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какое влияние она оказывает на человека .На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Так, У.Джемс был одним из первых исследователей, занимавшихся изучением самооценки. Он выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Под самооценкой он понимал сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания, которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

Г.К. Валицкас предложил следующее определение самооценки: Самооценка – это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения уровня притязаний у подростков из семей с разным типом семейного воспитания

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

1.2 Уровень притязаний как характеристика личности

1.3 Характеристика стилей семейного воспитания

Глава 2. Исследование соотношений стилей семейного воспитания подростка и уровня его притязаний

2.1 Организация и методы исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский) .

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Теоретическая база исследования. Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст характеризуется ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Объект: данного исследования - стили семейного воспитания и уровень притязаний подростков.

Предмет : взаимосвязь уровня притязаний подростков со стилями семейного воспитания.

Проблема исследования. Имеется ли взаимосвязь уровнем притязаний подростка и стилем семейного воспитания?

Гипотеза: уровень притязаний подростков взаимосвязан со стилем семейного воспитания.

Целью данной работы является выявление соотношения уровня притязаний подростковв семьях с различными стилями воспитания.

Задачи:

1) Осуществление анализа литературы по исследуемой проблеме.

2) Подбор диагностических методик;

3) Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие стилей семейного воспитания и уровня притязаний;

4) Обработка и интерпретация результатов исследования.

Методы исследования:

Теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение опыта работы педагогов и психологов.

Эмпирические: тестирование, диагностический анализ работы учащихся.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения уровня притязаний у подростков из семей с разным типом семейного воспитания

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости, который характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Психические симптомы переходного возраста появляются в 11-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету.

Подростковый возраст знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Подростковый возраст определяется на основе пубертантности. Пубертантный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Ш. Бюлер выделяет психическую пубертантность и физическую пубертантность. Психическая пубертантность связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении, по мнению Ш.Бюлера, лежат корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждения, которыми сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближение с человеком другого пола. Физическая пубертантность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек между 13-15 годами .

Подростковый возраст характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

По мнению Л.С.Выготского все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а по определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Выготский Л.С. писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком».

Возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы. Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о«тайных тетрадях и дневниках», в которых подросток «находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения».

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка. Он назвал этот период периодом «бури и натиска». Этому возрасту присущи ряд противоречий, а именно: безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, чрезмерная активность приводит к изнурению .

Подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период.

Существенные изменения происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображения «уходит в сферу фантазии». Л.С. Выготский отмечает, что фантазия у подростка уходит в интимную сферу, которую он всяческим образом скрывает от окружающих и от самого себя .

Огромную роль в развитии подростка как личности является развитие рефлексии (обращение внимания подростка на себя самого, свою личность, ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки, на свое знание или на свое собственное состояние). В результате чего для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей и себя самого.

В этом возрасте у подростка возникает ощущение себя не как ребенка, а как взрослого человека. Но мир взрослых людей не принимает его еще на равных. В результате чего у подростка возникает внутренний конфликт.

Существенные изменения касаются мотивации. Теперь на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, планами на будущую жизнь. Впервые у подростка возникают мотивы на основе поставленной цели или сознательно принятого намерения. В этот период учебная деятельность, которая раньше являлась наиболее значимой, уходит на второй план. А наиболее значимо для подростка является общение. Самое интересное стало происходить не на уроках, а на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, неотложное, сверхсрочное. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Именно в подобных ситуациях усваивается система моральных норм и ценностей.

Влияние среды играет большое значение в формировании мнения о себе и о других у подростка.

Еще одно из новообразований - это интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремление подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности. Учение приобретает у таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. В таких случаях содержание учебной деятельности выходит за пределы школьной программы.

И все же хорошим стимулом к учебе является признание сверстников.

В конце переходного периода важным новообразованием является самоопределение. Т.е. осознание себя в качестве члена общества, в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы, когда подросток стоит перед выбором будущей профессии.

В итоге в подростковом периоде ломаются и перестраиваются все прежние отношения подростка к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые приводят к той жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь.

Итак, подростковый период - это стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 10-11 до 14-15 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст знаменует собой переход к взрослости и особенности его протекания откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

1.2 Уровень притязаний как характеристика личности

Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Одним из существенных фактов, вскрытых в эксперименте Ф. Хоппе, явилось то, что для каждого испытуемого зона действий, эффект которых способен вызывать позитивную или негативную реакцию, достаточно ограничена и более или менее специфична, иначе говоря, уровень притязаний формируется только в определенном интервале сложности. Обычно это некоторый, условно говоря, средний сектор, очерчиваемый рамками: «очень легко - очень трудно». Его верхний предел соответствует пределу работоспособности индивида, так что названный интервал приблизительно совпадает с границами возможностей субъекта. Позднее он получил наименование «зон средней субъективной сложности». Вне этой зоны, где пробы слишком сложны или слишком просты, результат действий оценивается в соответствии с содержанием задания, как объективная данность, не сопровождаясь эмоциональным сопереживанием. Слишком легкие задачи исключаются из нормы оценки, будучи несовместимыми с достоинством субъекта, слишком трудные - как реально невыполнимые. Ф. Хоппе подчеркивает, что зона формирования уровня притязаний составляет лишь относительно узкую полосу в масштабе: слишком трудно - слишком легко, но она не является абсолютно стабильной.

Возможны ее смещения вверх или вниз в зависимости от наличных достижений человека, изменения его работоспособности, характера задач, нахождения новых методов их решения, степени социальной защищенности или незащищенности субъекта.

В многочисленных заданиях, различавшихся содержанием и сложностью, Ф. Хоппе наблюдал устойчивый феномен, описание которого в дальнейшем стало хрестоматийным: увеличение уровень притязаний после успеха и уменьшение его после неудачи. Ф. Хоппе дает важную ремарку: повышение уровня притязаний имело место после полного успеха, понижение - почти исключительно после ряда неудач. Это означает, что изменение притязаний обычно сопровождает не единичный успех или неудачу, исследует только после двух-трехкратного, т.е. относительно устойчивого повторения позитивного или негативного результатов.

Идеальная цель обычно принимает значение крайних данных, которые часто соответствуют «естественному максимуму» задания. Расстояние между реальной и идеальной целями бывает разным и варьирует в ходе действия. В то время как уровень притязаний повышается после успеха, идеальная цель остается той же, поскольку в большинстве случаев она с самого начала является максимально высокой. Однако успех и неудачи меняют степень реальности идеальной цели: она приобретает тем большую реальность, чем больше фактическое достижение субъекта приближается к ней, и теряет в реальности при увеличении расхождения возможностей и желаний. Коротко говоря, с изменением дистанции между реальной и идеальной целями варьирует степень реальности последней. Она может стать полностью недейственной, если испытуемый вследствие отдельных неудач вынужден постоянно снижать уровень притязаний, и расстояние идеальная-реальная цель слишком возрастает. В таком случае при достижении успеха испытуемый не повышает уровень притязаний, а прекращает действие. Напротив, реальная цель поднимается до уровня идеальной цели, если предшествующие успехи обеспечивают возможность ее достижения. Идеальная цель после ее осуществления способна даже стать исходным пунктом для дальнейшего повышения цели. В любом конкретном задании для испытуемого обычно имеется иерархия целей, которую достаточно характеризовать указанием реальной и идеальной целей. Дистанция между ними зависит от структуры задания, его сложности, характера испытуемого, предшествующих достижений.

По признанию Т. Дембо исследование Ф. Хоппе имело огромное значение, поскольку оно вскрывало, хотя и в рамках некоторой лабораторной модели, определенные закономерности выбора цели. Работа Ф. Хоппе вызвала к жизни множество экспериментов, в общем, более совершенных, чем это было у автора методики, если говорить о строгости измерения уровня притязаний. Но благодаря удивительно тщательному и тонкому анализу, проделанному Ф. Хоппе, оценка уровень притязаний превратилась в чрезвычайно ценный метод изучения личности.

Обращаясь к вопросу об определении понятия «уровень притязаний», К. Левин дает свое представление о нем со значительным оттенком операциональности, привлекая определение Дж. Фрэнка, не только известное, но и принятой к тому времени в США.

С момента введения обсуждаемого концепта в психологический обиход в литературе накопилось довольно много различных частных определений уровня притязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им феномена. По представлениям В.Н. Мясищева уровень притязаний - это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке Б.Г. Ананьева уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязанием на оценку . Согласно В.С. Мерлину уровень притязаний отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение. Автор истолковывает уровень притязаний как форму синтеза мотивов разного уровня обобщенности, например, специфической «потребности в одежде, продуктивности деятельности… и более общего мотива социального престижа» .

Одним из направлений анализа притязаний в связи с индивидуальными различиями является изучении корреляций параметров уровня притязаний со свойствами темперамента. Исследователи обращают внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, импульсивности, силы нервной системы. Я. Рейковский устанавливает, в частности, что занижение уровня притязаний характерно для так называемых перестраховщиков, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью, нежели лица, избирающие цели на уровне фактического выполнения. Позиция перестраховщика, как он полагает, является показателем дефекта в структуре личности, такую позицию наиболее часто определяет эмоции тревоги: ситуативной или пролонгированной.

Заслуживают упоминания попытки дифференцировать уровень притязаний по признаку пола. Первичный результат дает представление о более высоких притязаниях у мужчин по сравнению с женщинами, но у первых уровень притязаний резко снижается вследствие неудач - по одним данным и, напротив, является стабильным - по другим. Сопоставление мужских и женских притязаний с реальными возможностями тех и других вскрывает тенденцию к несколько заниженным выборам у женщин и завышенному целеуказанию у мужчин. Их настроенность на успех проявляется уже в подростковом возрасте: независимо от характера задач мальчики ожидают от собственных действий более высоких результатов, чем девочки, а после исполнения задания девочки оценивают свои достижения заметно скромнее, чем мальчики .

Уже первые исследователи уровня притязаний были уверены в том, что они имеют меру чего-то очень весомого. Удалось лишь вычленить такие комплексы, как отражение устойчивого поведения при выборе целей. Между тем уровень притязаний традиционно наделяется значением личностной характеристики, а диагностика притязаний считается одним из методов изучения личности. Что касается соотнесения параметров уровня притязаний, значимых самих по себе, с особенностями самооценки и другими личностными переменными, то ценность таких сопоставлений, не только не умаляется, но напротив, возрастает. Изучение различных сочетаний параметров самооценки и притязаний, с одной стороны, а также их соотношения с отдельными свойствами личности обеспечивают круг данных, имеющих важное диагностическое и, в определенной мере, прогностическое значение .

Итак, все-таки большинство авторов сохраняют в качестве наиболее общего понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при котором рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектом целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она же является и основой и в отечественной психологии. Это понимание термина мы и будем считать рабочим определением.

1.3 Характеристика стилей семейного воспитания

Стиль - приемы, способы, методы, какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Типичная стратегия поведения родителей с ребенком.

Стиль руководства - способ обращения руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный, демократический, либеральный стили.

Тип - (от греч.) прототип, первообраз, подлинник, образец, основной образ. Семейное воспитание - в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание.

Следовательно, каждому родителю нужно учиться быт педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитий школьников. Существует множество теорий и концепции, связанных с особенностями семейного воспитания. Одно из них является психогенная теория истории детства, сформулированная американским психологом Л. Демозом. Главный предмет этой теории - отношение родителей к детям. Центральная сила исторического изменения не техника и не экономика, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействия, сменяющих друг друга поколений родителей и детей.

Рассмотрим стили современного общения:

Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

Таблица 1 Сравнительная характеристика стилей воспитания

Название стиля

Положительное

Отрицательное

Внимание к контролю;

Оперативное принятие решения в экстренной ситуации;

Планирование;

Выполнение всех дел в соответствии со сроками.

Формальность отношений;

Большая социальная дистанция;

Решения не обсуждаются.

Демократический - совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно.

Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи;

Благоприятный психологический климат;

Обмен информацией и адекватное принятие решений.

Контроль;

Медленное принятие решений;

Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.

Либеральный - добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка

Ориентация членов семьи на самостоятельность

Отсутствие контроля и руководства.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях.

Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Дети растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении. Отношения характеризуются общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях.

Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными, часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы детей, и дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Намечается «трещинка» в душевных связях детей и родителей. Подчас родители не поспевают за динамизмом развития детей. А дети уже выросли, уже имеют свое мнение. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть увеличена.

Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью - поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «выгодная» инициативность. Дети рано взрослеют, но это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Родители стараются вникать в интересы и заботы детей, дети это понимают, но не принимают, так как высокие помыслы родителей разбиваются о низкую педагогическую культуру осуществления. Желая предостеречь детей от опасностей, обеспечить их будущее, родители обрекают детей на лишения и страдания.

Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными. Недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. Такого рода ситуации связаны с возрастными особенностями детей, когда они не могут оценить опыта родителей, их усилий во благо семьи. У детей появляются увлечения вредящие учебе, в некоторых случаях с аморальными поступками. В таких ситуациях важно, чтобы родители стремились разобраться в мотивах поведения детей, проявляли уважение к их аргументам. Ведь дети убеждены в своей правоте, а родители не хотят и не могут их понять. При всей своей правоте, родителям важно знать, что существуют психологические барьеры общения: недостаточное знание друг друга, различие характеров, отрицательные эмоции.

Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению.

Таким образом, стиль и тип воспитания, характер отношений родителей к детям меняется не только во времени, но и в пространстве. Так культурно европейская традиция исходит из того, что в самом строгом дисциплинировании нуждаются младшие дети, а по мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все большую самостоятельность. У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень строгое, суровое, с заметным акцентом на наказание. В то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не ограничивая их. Стиль и тип воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

Итак, стиль воситания - это типичная стратегия поведения родителей с ребенком. Были рссмотрены авторитарный, где родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей; либерально-попустительский, где ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта, никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет, реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует, уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется; и демократический стиль воспитания в семье, где родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений, в результате чего дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

Глава 2. Исследование соотношений стилей семейного воспитания подростка и уровня его притязаний

2.1 Организация и методы исследования

Целью исследования является выявление взаимосвязи уровня притязаний подростков и стилей семейного воспитания.

Задачи: - Проведение диагностического исследования, направленное на раскрытие уровня притязаний и стилей семейного воспитания; - Выявление связи стилей семейного воспитания и уровня притязаний подростка.

В качестве испытуемых выступили: 12 учеников МОУ СОШ №12 г. Белгорода.

Задачу диагностики стилей семейного воспитания решила методика «Опросник родительского отношения» (ОРО, приложение 1). Этот опросник разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга, он направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его постуков.

Опросник состоит из 61 вопроса (на который родитель должен ответить утвердительно или отрицательно), которые составляют следующие 5 шкал:

1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается демократизм.

3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1. Отвержение.

2. Социальная желательность.

5. Инфантилизация.

Задачу диагностики уровня притязаний подростков решалась с помощью методики «Исследование уровня притязаний» (тест Швварцландера, приложение 3).

Цель исследования: определить уровень притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера.

Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка, секундомер.

Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время. психологический притязание семейный воспитание

Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.

Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости oпереживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, е третьих, желаемый уровень самооценки личности.

В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.

2.2 Анализ и результаты исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №12. В исследовании приняло участие 12 человек, из которых 9 девочек и 3 мальчика, а также родители данных учеников.

В результате исследования по методике ОРО было установлено следующее: средние и высокие баллы по шкале «отвержение» наблюдается у 33% опрошенных, что в совокупности с низкими баллами по шкале «авторитарная гиперсоциализация» говорит о либерально-попустительском стиле семейного воспитания; высокие баллы по шкале «социальная желательность» наблюдаются у 50% опрошенных, что в совокупности со средними баллами по шкале «авторитарная гиперсоциализация» говорит о демократическом стиле воспитания в семье; высокие баллы по шкале «авторитарная гиперсоциализация» наблюдается у 17% опрошенных, что дает повод судить об авторитарном стиле оспитания в семьях; высокие баллы по шкале «инфантильность» набрало лишь 8% выборки; по шкале «симбиоз» высоких баллов не отмечается.

Исходя из вышесказанного делаем вывод. Демократический стиль семейного оситания отмечается у 50% от числа наших испытуемых. Исходя из этого, можно сказать, что в этих семьях родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; считаются с его мнением в решении каких-либо семейных проблем. Контроль, основан на тёплых чувствах и разумной заботе. Либерально-попустительский стиль отмечается у 33% подростков. Из этого можно сделать вывод, что в этих семьях мало уделяется внимания детям, они часто предоставлены сами себе. При решении важных семейных вопросов мнение детей может остаться не услышанным. Авторитарный стиль семейного воспитания отмечается у 17% испытуемых. Это говорит о том, что родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Причём могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Но наиболее худшим результатом такого воспитания становится тревожность и агрессивность детей, которую они проявляют в отношении окружающих.

Что наглядно представлено на рис.1.

Рис. 1. Преобладающие стиле семейного воспитания

Все результаты теста по методике ОРО даны в приложении 2.

В результате нашего исследования по тесту Шварцландера было установлено следующее: Высокий уровень притязаний отмечается у 42% от числа наших испытуемых. Средний уровень притязаний отмечается у 42% подростков. Низкий уровень притязаний отмечается у 16% испытуемых. Что наглядно представлено на рис.2. Все результаты данной диагностики даны в приложении 4.

Рис. 2. Диагностика уровня притязаний подростков

Для исследования взаимодействия уровня притязаний подростков и стилей семейного воспитания строим таблицу.

Таблица 2.

Стиль семейного воспитания

Уровень Притязаний

Демократический

Демократический

Демократический

Демократический

Либерально-попустительский

Либерально-попустительский

Либерально-попустительский

Либерально-попустительский

Демократический

Демократический

Из результатов исследования, представленных в таблице 2, видно, что в семьях с авторитарным стилем воспитания, у подростков преобладает средний уровень притязаний. Для таких семей характерно: авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни. Причём могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.

У подростков с демократическим стилем воспитания в семье, как видно из таблицы 2, отмечается средний и высокий уровень притязаний. Именно в семьях с демократическим стилем воспитания родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; считаются с его мнением в решении каких-либо семейных проблем.

У подростков с либерально-попустительским стилем воспитания получились неоднозначные результаты. Здесь представлены как высокий, так и низкий и средний уровни притязаний. В общем, для семей, которые избирают попустительский стиль воспитания детей характерно некое отвержение своего ребёнка. Дети в таких семьях недоверчивы, могут испытывать трудности в общении, но они испытывают огромную необходимость в родительской любви и заботе, которой им очень нахватает.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели статистическую обработку данных в программе СПСС 13.0 (приложение 5). Статистическая обработка показала наличие различий в уровне притязаний между испытуемыми из 1 группы (демократический стиль семейного воспитания) и 2 (авторитарный), 3 (либерально-попустительский) на достоверном уровне значимости (при р?0,05). Наличия различий между 2 и 3 группами на достоверном уроне значимости не обнаружено.

Исходя из результатов эмпирического исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась. Стиль семейного воспитания взаимосвязан с уровнем притязаний подростков.

Заключение

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Семья - один из самых важных институтов социализации детей, который имеет непосредственное влияние на становление личности подростков.

В ходе работы было выявлено три основных стиля воспитания: демократический, авторитарный, либерально-попустительский, а также прослежена взаимосвязь уровня притязаний подростка с данными стилями.

В ходе проведения эмпирического исследования было подтверждено, что у подростков из семей с разным стилем семейного воспитания различен и уроень притязаний, что является подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезе.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи решены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М., 1986

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология развития: Хрестоматия по психологии. - СПб., 2001

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1995. - 352 с.

5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. - 1992. - №4. - Т.13. - С. 99-100.

6. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986

7. Джеймс У. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара, 2003.

8. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. - М.: Просвещение, 1967. - 156 с.

9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 5 -14.

10. Изард, К.Е. Психология эмоций./ К.Е. Изард; - СПб.: Питер 2000.

11. Изард, К.Е. Эмоции человека./ К.Е. Изард; - М.: издательство МГУ, 1980.

12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность». Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль, Академия развития, 1996

13. Ковалев, А.Г. Психология личности./ А.Г. Ковалев; - Просвещение, 1995

14. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол.: Учебное пособие./ Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта. 2003.

15. Кон И.С. «Психология ранней юности» - М. Просвещеиие, 1980

16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. -5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 1999.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977, 304 с.

19. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», Д. Медицина, 1985

20. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя М. Просвещение, 1991

21. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / Р.С. Немов; - М.: Владос, 2003.

22. Немов, Р.С. Психология: Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.

23. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкий; - М.: Нальчик. Изд. центр «Альфа».

24. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследование/ Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2001.

25. Петровский, А.В. О психологии личности./ А.В. Петровский; - М.: Знание, 1971.

26. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Знание, 1982. - 179 с.

27. Поварницына Л.А. «Психологический анализ трудностей общения», М. 1987

28. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./ Ф. Райс; - 8-е издание. - СПб.: Питер, 2000.

29. Реан, А.А. Практическая психодиагностика личности: учеб. пособие для вузов. - Практикум по психодиагностике. / А.А. Реан;

30. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - Москва, Владос, 2001 г.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003 - 713 с.

32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.

33. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я., «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Просвещение, 1991

34. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности./ Л.Н. Собчик; - СПб.: Речь, 2001.

35. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983

36. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. - 114 с.

37. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость

38. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995

39. Ваш психологический портрет: популярные тесты./. - Киров: Литературно - художественное изд-во Кировского отделения СФК, 1990.

40. Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.

41. «Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту» под редакцией Дубровиной И.В., М. Педагогика, 1987

42. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 1984 - 432с.

43. Холл С. Теория личности. М.: Психотерапия, 2003 - 656с.

Приложени я

Приложение 1

Опросник родительского отношения

Описание методики. Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют следующие пять шкал:

1. Принятие - отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

5. Маленький неудачник. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

История создания. Материалом для построения опросника послужили данные опроса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Консультативный центр психологической помощи семье при факультете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психологии АПН России. Это количество было составлено из двух групп: контрольной, то есть родителей, не нуждающихся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком, субъективно благополучных; и экспериментальной -- родителей, нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей -- и нее вошла подгруппа лиц, реально обратившихся за психологической помощью. Все родители -- жители г. Москвы, более половины из них с высшим образованием.

В качестве исходного материала для опросника были отобраны высказывания родителей, обратившихся за помощью по вопросам воспитания детей в Консультативный центр психологической помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк утверждений был апробирован по 13 априорным шкалам:

· симпатия,

· антипатия,

· уважение,

· неуважение,

· близость,

· отдаленность,

· инфантилизация,

· инвалидизация,

· социальная инвалидизация,

· кооперация,

· доминирование,

· потакание,

· автономия.

В стандартизованное интервью были включены лишь те утверждения, относительно которых мнения экспертов о шкаль-ной принадлежности совпадали. Таким образом, было получено стандартизованное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испытуемых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вращением. В результате факторизации данных общей выборки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие--отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 -- в экспериментальной, 4 -- в контрольной и 2 -- в подвыборке лиц, обратившихся за психологической помощью -- «маленький неудачник». На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов четыре оказались дискриминативными, то есть значимо различали выборки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуемым с последующим «Варимакс» вращением значимых факторов. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благополучных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

...

Подобные документы

    Особенности личности подростка, основные этапы ее формирования и роль эмоций в данном процессе. Понятие самооценки в современной психологии. Уровень притязаний как характеристика личности. Изучение соотношений самооценки и уровня притязаний подростков.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2010

    Детско-родительские отношения как среда, определяющая психическое развитие ребенка и формирование его характера. Рассмотрение основных особенностей характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с различными стилями семейного воспитания.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2014

    Самооценка личности подростка как предмет психологии развития, общая характеристика и определение уровня притязаний. Организация, анализ результатов эмпирического исследования особенностей самооценки личности подростков, влияние на нее уровня притязаний.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2014

    Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления, психологические аспекты их формирования у подростков. Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у учеников с их социальным положением в классе.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2010

    Психологические особенности подросткового возраста. Основные подходы и направления в изучении феномена конформизма. Специфика конформного поведения подростков. Эмпирическое исследование межличностных отношений и уровня притязаний учащихся 8 классов.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2012

    Социально-психологическая адаптации детей в семьях с разными стилями воспитания. Семья как фактор становления агрессивности у детей. Сущность групповых динамических процессов в семьях военнослужащих. Анализ детско-родительских отношений в приёмных семьях.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Основные характеристики и функции современной семьи. Научные подходы к содержанию ее роли. Типы родительского контроля, стили и принципы воспитания. Соотношение семейного и школьного воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности подростка.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2014

    Влияние возрастных особенностей подростка на развитие самооценки и уровня притязаний. Психологическое содержание, условия и динамика развития хореографических способностей. Влияние самооценки и уровня притязаний на хореографические способности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Теории самоактуализации в зарубежной и отечественной психологии. Уровень притязаний как метод исследования самоактуализирующейся личности. Проведение эмпирического исследования, направленного на раскрытие уровня притязаний и самоактуализации студентов.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2011

    Понятие "самооценка", ее соотношение с уровнем притязаний. Развитие самооценки детей младшего подросткового возраста. Анализ результатов экспериментального исследования влияния материального положения и социального статуса родителей на самооценку детей.

Самооценка – компонент самосознания, включающий, наряду со знаниями о себе, оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Самооценка представляет собой центральное образование личности подростка, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором её поведения и деятельности. Самооценка формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия, во многом формирование самооценки определяет социум. Но, несмотря на это, а, может быть, благодаря этому, самооценке принадлежит особое место в структуре отношений личности. В процессе развития самосознания подросток переходит от наивного неведения в отношении себя к все более последовательной и определенной, иногда резко колеблющейся от уверенности в себе до полного отчаяния, самооценке.

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Когнитивный компонент отражает знание человека о себе, эмотивный – отношение к себе. В процессе оценивания эти компоненты тесно взаимосвязаны и не могут быть представлены в чистом виде. Знания о себе человек приобретает в процессе общения с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность эмоций зависят от значимости для личности полученной информации.

Качественное своеобразие когнитивного и эмоционального компонентов дифференцирует особенности развития каждого из них. Исследователи выделили три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

Наиболее высокий уровень характеризуется:

реалистичной, адекватной самооценкой;

преимущественной ориентацией подростков на знание своих особенностей;

наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества;

казуальной атрибуцией за счет внутренних условий;

глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений;

употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2. Средний уровень сформированности характеризуется:

непоследовательностью проявления реалистичных самооценок,

ориентацией подростка на мнение окружающих;

ориентацией на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания;

казуальной атрибуцией за счет внешних условий;

реализацией самооценки в категоричных и в проблематичных формах.

3. Низкий уровень сформированности когнитивного компонента характеризуется:

Неадекватностью самооценок;

Обоснование самооценки эмоциональными предпочтениями;

Отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов;

казуальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий;

неглубоким содержанием самооценочных суждений;

реализацией самооценки в категоричных формах.

Адекватная самооценка – это реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту относиться к себе критично, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

В подростковом возрасте происходит постепенное увеличение адекватности самооценки. Подросткам свойственно оценивать себя ниже по тем показателям, которые самому подростку представляется самым важным, это снижение указывает на их больший реализм. Для детей же свойственно завышать оценку собственных качеств.

Адекватную самооценку подростка, по мнению исследователей, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая оценка преподавателями и мастерами моральных норм поведения подростка. Адекватная самооценка способствует формированию у подростков уверенности в себе, самокритичности, настойчивости. Подростки с адекватной самооценкой имеют большее поле интересов, активность их направлена на конструктивное общение с окружающими и на социально позитивные виды деятельности.

У подростков с умственной отсталостью наблюдается весь спектр неадекватности самооценки. Возможность коррекции самооценки в этом случае – это возможность оказания действенной помощи подростку на этапе взросления.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения.

Исследование самооценки позволяет проникнуть в характер развития такого личностного образования, как социальная ответственность за себя в общем деле, за это дело и за других людей.

Развитие самооценки

На первой стадии подросткового возраста (10-12 лет) у большинства подростков кризис самооценки (кризис принятия себя) проходит очень остро, около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. Ощущается растерянность, недоумение, подростки как бы не узнают сами себя. Многие подростки отмечают и свои положительные черты, но на общем отрицательном эмоциональном фоне. Подростки ощущают острую потребность в самооценке и переживают своё неумение оценить себя.

На второй стадии подросткового периода (12-14 лет) наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативное отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок подростка окружающими, особенно сверстниками. Критическое отношение подростка к себе и переживание недовольства собой сопровождается положительным осознанием себя как личности, актуализацией потребности в самоуважении.

На третьей стадии подросткового возраста (с 14-15 лет) возникает оперативная самооценка, определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для подростка как идеальные формы его личности.

Таким образом, развитие самооценки, как компонента самосознания, дает типичную картину поуровневых изменений социального развития личности. Самооценка, наряду с образом себя (Образ «Я») и Я-концепцией относится к центральным личностным образованиям. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека.

Уровень притязаний (67)

В общем виде уровень притязаний – это отражение желания человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, он заслуживает. Понятие введено в психологию К.Леви и его ученики, впервые экспериментально исследовал уровень притязания Г.Хоппе. уровень притязаний имеет несколько измерений.

1 измерение: уровень притязаний тесно связан с самооценкой:

своих возможностей в той или иной области·

(частный характер проявления в актуальной для субъекта

сфере деятельности или отношений);

себя, как личности (тотальный характер проявления во всех сферах)·

2 измерение: адекватность уровня притязаний реальным возможностям и способностям или неадекватность (занижение, завышение).

3 измерение: отражает ригидность (гибкость) уровня притязаний, проявляется в реакциях на реальный уровень достижений – в смещении в сторону более легких или более трудных задач после успеха или неуспеха.

По сути, уровень притязаний складывается в поле противоречия или конфликта стремления к успеху и избегания неудач.

Адекватный (реалистический) уровень притязаний:

Коррелирует с уверенностью в себе и своих силах, высокой продуктивностью, настойчивостью, критическим анализом успехов и неудач.

Неадекватный уровень притязаний (завышенный, заниженный):

Коррелирует с повышенной тревожностью, неуверенностью, выбором слишком легких или слишком трудных целей, недостаточной критичностью своих достижений или сверхкритичностью и нежеланием признать свой потенциал, стремлением уйти от ответственности, прикрываясь своей неспособностью или неумением.

До начала школьного обучения уровень притязаний связан с личностной самооценкой, с началом школьного обучения – с самооценкой частных возможностей. Если у ребенка уровень притязаний носит характер кризиса (взрослые экстраполируют уровень достижения ребенка на его личность), то этот кризис может стать мощным психологическим источником школьной дезадаптации.

Таким образом, самооценка является важным фактором саморегуляции личности, влияет на взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, на отношение к успехам и неудачам.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это отражение желания человека достичь успеха на том уровне сложности или трудности решаемой задачи, на который он считает себя способным или которого, по его мнению, он заслуживает.Расхождение между притязаниями подростка и его реальными возможностями приводит к тому, что он начинает неверно оценивать себя и свои поступки, поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность.

В психологии разработаны приемы формирования адекватной самооценки и методы коррекции и преобразования самооценки в случае её деформации.


| | 3 | | |
Похожие статьи