Общетеоретические аспекты проблемы воспитания этнокультуры. Этнокультурное воспитание младших школьников. Общая характеристика работы

03.03.2020

Сегодня говорить о нормальном процессе нравственного и патриотического воспитания школьников невозможно без применения культурно-этнических воспитательных способов. Поэтому в дошкольных и школьных учреждениях начали уделять должное внимание вопросам изучения истории развития народов и обычаев демоса, приобщая детей к родникам мудрости той или иной нации с целью превращения их в носителей культурных ценностей каждой народности.

Не приходится сомневаться в высоком потенциале культуры этноса, который способствует стабильности и прогрессивному общественному формированию.

Наилучшие человеческие свойства могут формироваться только на основе исследования этнического языка, символики этноса, фольклора, обычаев и иных духовных сокровищ.

Этнокультурное развитие предусматривает комплексный подход в вопросах передачи детям национальных достоинств, который позволит положительно воздействовать на все виды воспитательного процесса.Вопросы изучения множественных этнокультур, сегодня интересуют педагогов всей страны. Ведь, школа является учреждением, которое осуществляет главенствующую часть работы по личностному формированию учащихся.
Учебная работа обязана основываться на принципах последовательности, доступности, и сотрудничества. Изложение материала в форме сказок, игры, путешествий и соперничества послужит неплохим эмоциональным фоновым элементом.Многолетний опыт предлагает учителям всё новые проблемные вопросы и способы их разрешения.

Сложно переоценить педагогические возможности таких жанров, как фольклор и сказки. Здесь изучаются положительные примеры народных героев. На основе этих жанров формируются представления об уме, добре, героизме, поведенческие нормы.

Немалый интерес представляют и многие другие жанровые типы – поговорка, песня, басня и пословица. Все они ценны для педагогической деятельности и служат существенными источниками педагогики.
Все школьные предметы, будь то история, чтение, география или естествознание смогут послужить приобщению учащихся к народному творчеству, роли народностей в историческом развитии, их символике, природным особенностям края. Немалым потенциалом в воспитании служит искусство изобразительное и привитие любви к труду.

Национальным видам искусства детей надлежит приобщать не только во время уроков, но и во внеурочное время.

Привитию детям чувства патриотизма способствует, также, краеведение. Ведь только здесь имеется обширный наглядный материал, оказывающий эффективное воздействие на сознание и чувства детей.

Был ли полезен материал?

да 0 нет 0

Издавна на Руси существовали разные обычаи и праздники, которые прочно вошли в быт нашего народа. Их нельзя отменить и вытеснить из сознания людей, ведь русский народ - особенный народ и у него всегда было много традиций.
В своей статье хочу рассказать о том, что развитие личности ребёнка, его моральное и нравственное и духовное становление происходит с приобретением им общественно-исторического опыта.
Как известно, этот бесценный опыт накоплен ещё с древних времён и передаётся из века в век, отражаясь в народных традициях.
Народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречён на гибель. Возрождение России – это возрождение русских народных традиций и народного творчества.
К.Д. Ушинский говорил: «Мудрость предков - зеркало для потомков».
И это действительно так, ведь без большого корня древа не бывает. С раннего возраста детям необходимо прививать любовь к родной земле, к народному творчеству.
Значение этнокультурного воспитания детей в современных условиях очень велико.
Работая с детьми в системе дополнительного образования мной накоплен большой опыт именно по такому воспитанию подрастающего поколения. Именно такое воспитание помогает нашим детям понять духовное богатство России, сформировать свою гражданскую позицию и определить морально-нравственные нормы поведения в обществе.
В своей работе с детьми стараюсь вносить элементы этнокультурных компонентов практически во все мероприятия Как это можно сделать родителям?

1. Читать детям русские народные сказки, такие как «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Курочка Ряба». Эти сказки несут в себе большое духовно-нравственное значение, пробуждают в детях такие чувства как честность, трудолюбие, стремление к добру и милосердию, учат любить свой народ, землю на которой родился, раскрывают самобытность, поэтичность и духовное богатство нации и её культуры.

2. Изучать народные игры и забавы, пословицы и поговорки, отгадывать загадки о явлениях природы и о предметах крестьянского быта. Общаясь с детьми рассказывать ко том как раньше жили наши прабабушки и прадедушки.
3. Посещать с детьми концертные программы на которых выступают фольклорные коллективы.

Обязательно посещать с детьми мероприятия, посвященные русским народным праздникам. Как известно, самый любимый народный праздник в нашей стране это - Масленица.

Здесь дети могут поиграть, повеселиться, покушать блины, спеть частушки. Дети являются не только пассивными зрителями, но и активными устроителями праздника участвуя разных играх, конкурсах, состязаниях.

Такие праздники целенаправленно приобщают детей к истокам народной культуры, в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной формируют у детей представления о русских традициях.

Всем родителям необходимо помнить о том, что наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Этнокультурное воспитание приобщает детей к истории и культуре России, к её народным традициям. А приобщение детей к изучению своих народных традиций содействует формированию их эстетических и нравственных идеалов.

Благодарю всех за внимание.

На правах рукописи

БОЖЕДОНОВА Анна Петровна

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

НА ТРАДИЦИЯХ ЯКУТСКОГО СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

Специальность

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(социальная педагогика обучения, воспитания, развития в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва

Работа выполнена в Российском государственном социальном университете

на кафедре социальной и семейной педагогики

Научный руководитель:

Хайруллин Руслан Зинатуллович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Цаллагова Зарифа Борисовна

кандидат педагогических наук

Пастухова Елена Леонардовна

Ведущая организация:

Государственный научно-исследовательский

институт семьи и воспитания Российской академии образования

Защита состоится 7 декабря 2006 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.341.06 при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.2 в Зале диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д.4, корп.3.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.И. Никитина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В ситуации становления новой российской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.

В обстановке динамичности возникающих социально-педагогических проблем самобытность, исторические, духовные, национальные, культурные ценности, традиции и обычаи воспитания народа в наибольшей степени сохранились на селе. Вместе с тем, переходный период развития российского общества, социально-экономическая нестабильность в стране обусловили возникновение и дальнейшее обострение многих проблем, затрагивающих всю жизнедеятельность сельского населения. Разрушение социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни, резкое снижение жизненного уровня большинства семей, алкоголизация молодежи, высокий уровень безработицы, бедность в сельской местности оказывают негативное влияние на воспитание детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения на традициях якутского народа оказывается в центре внимания многих исследователей.

Общие педагогические воззрения различных народов подробно освещены в трудах Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.И.Ханбикова и др. В исследованиях К.Б. Семенова, В.С. Кукушина, З.Б. Цаллаговой также освещены особенности этнопедагогики различных народов.

В работах Д.А.Данилова, А.П.Оконешниковой, А.Г.Корниловой раскрыты отдельные аспекты якутской народной педагогики, использование ее в воспитательной работе школы. И.С.Портнягиным разработана концепция целостной системы современного воспитания школьников на педагогических основах духовно-нравственного учения народа саха.

Философскому осмыслению семейно-бытовых традиций, роли семьи, в первую очередь как социальной ячейки общества в жизни дореволюционных якутов, её основным функциям посвящены работы этнографов В.Л. Серошевского, Б.Н.Попова.

В исследовании А.А. Григорьевой, изучена система воспитания в якутской семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития, возможности усиления ее влияния на формирование подрастающего поколения. В.Н.Аргуновой обоснованы содержание и методика социальной работы, позитивно влияющие на возрождение прогрессивных народных традиций якутской семьи и повышение эффективности социального воспитания детей. Работа Г.С.Поповой посвящена изучению этнопедагогической системы традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей.

Однако до настоящего времени недостаточно уделялось внимания изучению потенциала совместной деятельности субъектов сельской социальной среды (школы, семьи и различных государственных и негосударственных учреждений, общественных организаций) в формировании этнокультурной воспитанности школьников. Большой педагогический потенциал положительных традиций якутского сельского социума, сохранившихся в якутском сельском социуме недостаточно используется в реальном процессе этнокультурного воспитания школьников.



Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия между: возросшими требованиями общества к этнокультурному воспитанию школьников и недостаточным использованием в этом педагогического потенциала положительных этнокультурных традиций якутского сельского социума; необходимостью использования традиций в этнокультурном воспитании школьников и недостаточной разработанностью содержания, путей и условий их включения в реальный процесс воспитания на селе; востребованностью участия в воспитательном процессе семьи, школы и других социальных институтов сельского социума и недостаточным использованием их возможностей в повышении эффективности освоения школьниками этнокультурных ценностей.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающейся в следующем: каковы содержание и пути совместной деятельности семьи, школы и других субъектов сельского социума, обеспечивающее эффективное использование воспитательного потенциала сохранившихся традиций в этнокультурном воспитании школьников.

Изложенная проблема определила тему исследования – «Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума».

Объект исследования: процесс этнокультурного воспитания сельских школьников.

Предмет исследования: взаимодействие семьи, школы и других субъектов в этнокультурном воспитании школьников на традициях сельского социума.

Цель исследования: разработать и обосновать содержание и пути формирования этнокультурной воспитанности школьников на традициях якутской сельской местности.

Гипотеза исследования. Этнокультурное воспитание школьников в условиях якутской сельской местности может быть эффективным, если:

  • этнокультурное воспитание является частью системы воспитания школьников сельского социума;
  • обеспечивается активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время;
  • традиции сельского социума используются с учетом времени года и сложившегося опыта воспитания якутских детей разного возраста;
  • созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.

В соответствии с поставленной проблемой, целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Выявить воспитательный потенциал положительных традиций сельской местности Республики Саха (Якутия).
  2. Обосновать и экспериментально проверить модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.
  3. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.

Методологической основой исследования явились совокупность философских и историко-педагогических концепций взаимосвязи общества и личности; концептуальные положения деятельностного, программно-целевого и средового подходов; положения об активной роли семьи, социума, различных социальных институтов в развитии личности; положения социальной педагогики о микросоциуме; теории личностно- ориентированного, социально обусловленного и комплексного подходов к развитию человека в системе общественных отношений; концепции развития российского образования в новых социально-экономических условиях.

Теоретическую основу исследования составили:

– идеи народного воспитания (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский);

– труды по теории и методике воспитания (П.П. Блонский, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, Г.Н. Филонов, Н.Е. Щуркова);

– философия духовно-нравственного учения якутского народа (Г.Н. Волков, А.Е. Кулаковский, П.А. Слепцов-Ойунский, В.Ф. Афанасьев, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев и др.);

– исследования проблем воспитания школьников в условиях Республики Саха (Якутия): формирование гуманистических идей в традиционной культуре народов Якутии (М.А. Абрамова, Н.Д. Неустроев); традиции якутской семьи в социальной работе (В.Н. Аргунова); этнопедагогические традиции воспитания подростков в якутской семье (А.А. Григорьева); социально-педагогическая деятельность в наслегах и улусах (Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова); этнопедагогика якутского народа в самовоспитании и саморазвитии школьников (И.С. Портнягин);

– исследования, направленные на изучение сельского социума, взаимодействия образовательных и социокультурных институтов, особенностей сельской школы (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров, В.Е. Львов, Г.В. Пичугина, В.Д. Семенов и др.);

– исследования по социально-педагогической поддержке семьи (С.Г. Абрамова, Е.А. Александров, П.В. Бобкова, А.М. Зайцев, И.Н. Евграфова и др.);

– исследования проблем ценностных ориентаций, нравственного воспитания (З.И. Гришанова, В.А. Караковский, Г.Г. Силласте, Н.Я. Скоморохов, Н.Д. Никандров и др.);

– технологии работы социального работника, воспитательного процесса, психолого-педагогического обеспечения социальной работы с детьми и семьей (С.А.Беличева, Н.С. Дежникова, И.Л. Драгович, Н.И.Никитина, Г.И. Репринцева, А.П. Савченко, Е.Н. Степанов, В.С. Торохтий).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; опытно-экспериментальная работа; анкетирование, письменный опрос; тестирование; изучение и обобщение педагогического опыта.

Базой исследования явились различные учреждения (общественные и государственные институты) Чурапчинской сельской местности (Хадарская средняя школа, психолого-педагогический медико-социальный центр при управлении образования Чурапчинского улуса, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, инспекция по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, сельский дом культуры, спортивные учреждения). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 69 родителей, 43 педагога сельской школы и 80 учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 1999 по 2006 гг.

На первом этапе (1999 – 2001 гг.) осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлен педагогический потенциал традиций якутского сельского социума и современное состояние проблемы этнокультурного воспитания сельских школьников на практике воспитательной деятельности семьи и школы; определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, выявлены его методологические основы;

На втором этапе (2001 – 2005 гг.) систематизирован теоретический материал исследования, разработаны теоретическая модель и программа этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума и осуществлена опытно-экспериментальная работа по их апробированию; созданы социально-педагогические условия эффективного использования педагогического потенциала положительных традиций якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьников.

На третьем этапе (2005 – 2006 гг.) осуществлен анализ и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы по этнокультурному воспитанию сельских школьников; оформлена диссертация и подготовлены научно-методические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • раскрыт воспитательный потенциал положительных традиций якутской сельской местности в процессе трудовой, охотничье-промысловой; культурно-досуговой и природоохранной деятельности;
  • разработано содержание и выявлены пути использования традиций сельского социума в этнокультурном воспитании школьников;
  • раскрыты особенности взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов в этнокультурном воспитании школьников на традициях сельского социума;
  • дана теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика этнокультурного воспитания школьников на традициях сельского социума;

определены социально-педагогические условия, способствующие успешному использованию традиций якутского сельского социума во внеурочное время в этнокультурном воспитании учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

– уточнено и дополнено понятие «этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума»;

  • разработана теоретическая модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума, в которой раскрыты: цель, содержание, принципы, направления, формы и методы, условия эффективного использования положительных традиций в согласованной деятельности субъектов воспитательного процесса;

определены критерии оценки этнокультурной воспитанности школьников.

Практическая значимость исследования состоит в разработке технологии организации поисковой работы учеников по сбору положительных традиций якутского сельского социума и устных правил-наставлений якутского народа по воспитанию подрастающего поколения; уточнении содержания и методических рекомендаций по включению учащихся совместно с родителями и другими субъектами сельского социума в процесс этнокультурного воспитания.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечивались методологической непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, их анализом; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели и задачам; определенными позитивными изменениями в решении поставленных задач и достижения целей исследования, внедрением теоретически и эмпирически обоснованных методических рекомендаций автора в практику социально-педагогического взаимодействия по этнокультурному воспитанию школьников в условиях современной якутской сельской местности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях педагогического совета Хадарской средней школы Чурапчинского улуса, совещаниях с участием родителей, специалистов администрации местного самоуправления села, сельского дома культуры, сотрудников психолого-педагогического, социально-медицинского центра. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета, на улусной научно-практической конференции «Проблемы и организация непрерывного образования, физической культуры и спорта» (Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с.Чурапча – 2000), на республиканской научно-практической конференции «Научно-исследовательская парадигма образовательной деятельности школ» (Чурапчинский улус, с.Чурапча – 2000), на педагогических чтениях педагогов-ученых, аспирантов и соискателей ученой степени (Чурапчинский улус, с.Чурапча – 2001), на III научно-практической конференции «Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (г.Санкт-Петербург – 2002).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Традиции якутского сельского социума складывались веками и способствовали сохранению и передаче культурного наследия подрастающему поколению. Основными положительными традициями, которые целесообразно использовать в системе воспитании школьников, являются: трудовые, охотничье-промысловые, культурно-досуговые, природоохранные, словесно-напутственные и традиции нравственных отношений между поколениями. Они несут в себе свой воспитательный потенциал: (трудовые) воспитание потребности к труду и потребности делать людям добро, культивирование положительного отношения к труду, обеспечение усвоения трудовых ролей, подготовка к будущей семейной жизни, приобщение к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; (природоохранные и охотничье-промысловые традиции) развитие умения анализировать явления природы, развитие умения находиться в согласии с природой и обществом, формирование привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру; (традиции нравственных отношений между поколениями и словесно-напутственные традиции) формирование привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организация социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулирование отношений между поколениями, привитие уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту; (культурно-досуговые) формирование знаний об обрядах и ритуалах праздничных традиций, приобщение к фольклору, развитие представлений о национальных костюмах.
  2. Одним из важных компонентов системы воспитания школьников выступает использование традиций сельского социума в этнокультурном воспитании. Реализация традиций происходит с учетом возраста детей, сложившегося опыта и времени года. Она носит естественный характер и опирается на поддержку самих детей и взрослых. Обеспечение реализации традиций в этнокультурном воспитании сельских школьников в условиях якутского сельского социума достигается через:
  • внедрение в воспитательную деятельность кодекса ученика школы, созданного на основе духовно-нравственного учения народа саха и специальных учебных программ по воспитанию мальчиков и девочек, организацию развивающих национальных видов ремесел и спорта, проведение ежегодной конференции в масштабах улуса с участием школьников, педагогов школ по проблеме сохранения, развития и использования традиций народа;
  • просвещение родителей по вопросам использования традиций этноса в воспитании детей в семье; участие школьников и родителей в сборе устных правил-наставлений народа;
  • непосредственное участие взрослых и школьников в традиционных видах деятельности с учетом возраста, пола детей и времени года, проведение благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям, состязательность между детьми и взрослыми по национальным видам спорта на селе.
  1. Социально-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума, являются: согласованность воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села; широкое использование многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; подготовленность педагогов к использованию традиций в воспитательной работе; совместное участие взрослых и детей в исполнении традиций с учетом времени года и возраста школьников; участие в воспитательной деятельности народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций; обеспечение педагогической поддержки родителей по использованию традиций народа в этнокультурном воспитании школьников в семье.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснованы актуальность и научная проблема исследования; определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, охарактеризованы методологическая основа, этапы исследования; раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Социально-педагогический аспект этнокультурного воспитания школьников на традициях сельского социума Республики Саха (Якутия)» дана характеристика воспитательного потенциала традиций якутского сельского социума; осуществлен анализ практики этнокультурного воспитания сельских школьников в социально-педагогическом процессе; раскрыты теоретические основания модели этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.

Во второй главе «Экспериментальная проверка модели этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума» раскрыты содержание и направления согласованной деятельности семейного, школьного и сельского социума по этнокультурному воспитанию школьников; определены и экспериментально исследованы критерии, методы и методики этнокультурного воспитания школьников с учетом их половозрастных признаков и времени года; представлен анализ результатов экспериментальной работы и социально-педагогические условия, способствующие успешному использованию традиций в этнокультурном воспитании сельских школьников.

В заключении обобщены результаты теоретического и опытно-экспериментального исследований, изложены их основные выводы, сформулированы перспективы дальнейших исследований изучаемой проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Реформирование системы образования предусматривает изучение и использование традиций народов России в воспитании детей. Влияние общества в целом (ценности, воздействие социальных институтов, экономическая и политическая ситуация), а также влияние микросреды, непосредственного окружения характеризуют социум и образуют материальные, духовные и личностные факторы, где традиции воплощают в себе нравственный опыт поколений. Овладение этими традициями служит показателем этнокультурной воспитанности человека.

Рассматривая этнокультурное воспитание в рамках понятийно-терминологического аппарата диссертации, мы определяем его в узком смысле как относительно целенаправленный процесс, воплощающий мысли и идеи народа о воспитании школьника на традициях, обычаях, социальных нормах того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет. В аспекте широкого значения этого понятия – как целостный процесс формирования этнокультурной воспитанности школьников, посредством использования на реальной практике воспитывающих возможностей традиций народа.

В период, когда ценности общества противоречивы, важная роль в этнокультурном воспитании подрастающего поколения принадлежит традициям, которые наиболее сохранились в сельской местности.

Традиции – это передаваемые из поколения в поколение устойчивые идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания, которые распространяются на широкую область социальных явлений и проявляются во всех сферах материальной и духовной жизни. Главные условия существования традиций – повторяемость, сохранение и передача от старших к младшим. Традиции обеспечивают связь времен и поколений, передачу жизненного опыта; необходимость их использования в этнокультурном воспитании школьников связана со многими сторонами взаимоотношений поколений, приобщением детей к социальному опыту, усвоением ими идей и взглядов об окружающем мире, формированием этнокультурной воспитанности учащихся.

В итоге теоретического анализа традиций якутского сельского социума в ходе исследования был выявлен воспитательный потенциал трудовых, природоохранных, охотничье-промысловых, культурно-досуговых, словесно-напутственных традиций, а также традиций нравственных отношений между поколениями. В итоге теоретического анализа в исследовании выявлен воспитательный потенциал этих традиций.

Анализ трудов якутских исследователей и практики субъектов воспитания в наслежно-улусном социуме (сельская школа и семья) показал, что:

а) в якутской семье сохранились традиционные правила охоты; трудовые традиции; почитание духов местностей и природных сил; традиции гостеприимства, почтительного отношения к женщине, проводин члена семьи в далекий путь; элементы обрядовых церемоний в проведении семейных праздников; средства воспитательного воздействия;

б) в сельских школах функционируют кружки по национальным видам ремесел, секции по национальным видам спорта; ежегодно проводятся культурно-досуговые традиции.

В то же время, потенциал традиций используется далеко не полностью, что проявляется: в уменьшении передачи подрастающим поколениям опыта в виде народных песен, сказок, поговорок, загадок; незнании детьми исконно якутских названий орудий труда; отстранении семьи от процесса воспроизводства ремесленных умений в связи с передачей этих функций из семьи в учреждения дополнительного образования; ограниченности информированности школьников о своей родословной.

В диссертации представлены характеристики, наиболее значимые для организации воспитательной деятельности в современных условиях якутской сельской местности. Среди них: живая, непосредственная связь с природой; зависимость трудовых дел от природно-климатических условий; совокупность сохранившихся в конкретной общности традиций, обладающих своими воспитательными возможностями; наличие местных авторитетных лиц; влияние социального контроля общности на поведение людей; удаленность сельской школы от научно-методических и культурных центров; малочисленность и маломощность внешкольных воспитательных, культурно-спортивных учреждений села; компактность села. Эти и другие характеристики существенным образом влияют на содержание и организацию процесса этнокультурного воспитания школьников.

На основе анализа практической деятельности школ и с учетом особенностей сельской местности нами была разработана модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума. В соответствии с данной моделью реализация процесса этнокультурного воспитания школьников в согласованной деятельности субъектов якутского сельского социума строилась на основе таких принципов, как: принцип приоритета семьи как основного института социализации личности и воспитания подрастающего человека, определяющий необходимость формирования знаний, умений и навыков родителей в использовании традиций, методов этнокультурного воспитания учащихся в семье; принцип народности, предполагающий связь этноса с его культурно-историческим прошлым; принцип природосообразности, предполагающий естественное развитие подрастающего человека с учетом половозрастных признаков и индивидуальных особенностей, а также положительного влияния природной среды обитания; принципы дифференциации и интеграции, подразумевающие конкретизацию задач, обязанностей участников воспитательного процесса, определение содержания, методов и форм их деятельности на основе объединения воспитательных усилий, согласованности действий.

Исходя из такого вывода о том, что в осуществлении процесса этнокультурного воспитания школьников необходимо согласованная деятельность субъектов семейного, школьного и открытого сельского социума, в модели выделены субъекты воспитательного процесса. В нашем опыте, применительно к якутскому сельскому социуму, были выделены следующие субъекты воспитательного процесса: во-первых, – это семья, родственники, соседи; во-вторых, учителя, сверстники, друзья, отдельные представители наслега; в-третьих, отдельные специалисты или группа специалистов различного профиля; в-четвертых, к числу субъектов воспитательного процесса, оказывающих прямое или косвенное влияние на сельского школьника, могут быть отнесены административно-управленческие структуры на уровне улуса и села. Ни один из данных субъектов воспитательного процесса в отдельности не может оказать того оптимального педагогического воздействия на школьника, как при согласованной воспитательной деятельности.

Якутская семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами и ведущих общее хозяйство, несет в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. Она является хранителем традиций. В современных условиях якутской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию данных традиций в воспитании детей.

Мы исходили из того, что школа, как государственное образовательное учреждение, в настоящее время должна формировать своих учеников самодостаточными личностями, способными нравственно поступать в современной динамичной социальной ситуации, развивать у них умение адекватно воспринимать окружающий мир, самостоятельно определять ценности жизненных позиций и устремлений. Важным условием успешности школьника сегодня являются не только знания, умения, навыки, но и способность к разумному ограничению потребностей, умение соизмерять свои желания с возможностями других людей, личные цели с общественными и др. Парадигма образовательно-воспитательного процесса на современном этапе развития общества от знани-центричной переносится к личностно-центричной.

«Социум» (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, А.В.Мудрик и др.) трактуется как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит воспроизводство социальных групп и отдельных индивидов .

В модели представлены основные критерии оценки этнокультурной воспитанности. Мы исходим из того, что этнокультурная воспитанность – это качество человека, характеризующее его как представителя определенного этноса, носителя традиций. Под критерием этнокультурной воспитанности школьников понимается теоретически разработанные показатели уровня сформированности качеств личности учащегося. Изучение традиций якутского сельского социума, нравственных канонов, фольклора, представления народа об образе человека послужили ориентиром в разработке критериев этнокультурной воспитанности. В нашем исследовании в качестве критериев этнокультурной воспитанности выступили: нравственность поведения и отношений школьника к людям; знание традиций, религии, верования этноса; отношение к труду; отношение к природе; активность участия в традиционных видах деятельности; информированность о своих предках.

Разработанная модель получила экспериментальную проверку в ходе опытно-экспериментальной работы. Исходя из компонентов модели, а также на основе изучения опыта работы школ, педагогического потенциала традиций якутского сельского социума, воспитательных возможностей семьи и других субъектов села была разработана программа этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума.

Программа включала в себя следующие направления: непосредственное участие школьников в традиционных видах деятельности якутского сельского социума; подготовка родителей к применению традиций народа в этнокультурном воспитании детей в семье; использование традиций социума в учебно-воспитательной работе школы.

Опытно-экспериментальной работа проходила в три этапа:

Первый этап (организационный) был связан с подготовительной работой педагогического коллектива школы, семьи, представителей различных государственных и негосударственных институтов села и предусматривал: обсуждение модели этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума, уточнение содержания диагностических срезов и основных положений программы этнокультурного воспитания на педагогическом совете; утверждении плана совместной воспитательной деятельности школьного, семейного и сельского социума, определение задач и закрепление обязанностей субъектов воспитательного процесса на общих собраниях. Во время классных часов школьники были проинформированы о предстоящей опытно-экспериментальной работе.

При этом отличительными особенностями организационного этапа стали:

  • разработка содержания этнокультурного воспитания школьников на основе включения традиций в соответствии с годичным циклом явлений природы, половозрастных признаков детей в согласованной деятельности субъектов социума;
  • создание социально-педагогических условий эффективного использования традиций сельского социума в этнокультурном воспитании школьников;
  • выбор адекватных форм и методов воспитательной работы.

Второй этап (формирующий) предусматривал экспериментальную проверку модели и реализацию процесса этнокультурного воспитания школьников согласно направлениям программы. Так, опытно-экспериментальная работа на данном этапе была связана с: включением традиций якутского сельского социума в воспитательную работу школы, проведением традиционных совместных видов деятельности детей и взрослых на селе; осуществлением педагогической поддержки родителей по воспитанию школьников в семье.

На третьем этапе исследования (заключительном) были проведены изменения по критериям этнокультурной воспитанности школьников, осуществлен сравнительный анализ полученных результатов и разработаны методические рекомендации по использованию традиций сельского социума в воспитательной процессе.

В ходе опытно-экспериментальной работы, согласно разработанной программе, раскрыто содержание этнокультурного воспитания школьников в совместной деятельности семейного, школьного и сельского социума.

К примеру, непосредственное участие школьников в традиционных видах деятельности якутского сельского социума предусматривает использование трудовых, культурно-досуговых, охотничье-промысловых, природоохранных традиций с учетом половозрастных признаков детей и цикличности времен года.

Содержание работы по использованию трудовых традиций было построено с учетом возраста и половых признаков учащихся и предусматривало: в первую очередь, – теоретическое знакомство школьников с трудовыми традициями (названия орудий труда, технология труда, функции участников); во-вторых, – организацию трудового мероприятия в рамках коллектива школьного учреждения; в третьих, – непосредственное участие учащихся в реальной практике трудового процесса на селе.

Традиционные совместные дела взрослых и школьников включали также и спортивные мероприятия по национальным видам спорта по поколениям.

Природоохранные традиции были реализованы в процессе общесельских мероприятий и связаны с проведением благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям. При этом подчеркивалось значение таких канонов, как: береги родные места; бессмысленно не разрушай растительность, не убивай животных и птиц и не наноси вреда природе; не загрязняй водоемы, озера и реки; преклоняйся горам, курганам, лесу, родовым полянам; не давай зарасти дорогам травами и др.

С природоохранными традициями тесно взаимосвязаны охотничье-промысловые традиции, в реализации которых на практике принимали участие не только мальчики, но и девочки, выполняя соответствующие функции в меру своей физической силы.

Культурно-досуговые традиции в воспитательном процессе были использованы в соответствии с календарно-обрядовыми традициями сельского социума.

В нашем опыте были использованы такие традиции отношений между поколениями как: главный добытчик, защитник, опора в семье – отец; отец пользуется авторитетом, его слова и действия направляют жизнь в семье; полновластная хозяйка внутри семьи, распределитель в последние годы наравне с мужем, еще и добытчик – мать; главными авторитетами по всем жизненным вопросам являются бабушки и дедушки; непосредственные образцы для подражания – старшие сестры и братья.

Использование традиций социума в учебно-воспитательной работе школы было связано с составлением кодекса ученика школы на основе духовно-нравственного учения народа саха; со специальными дисциплинами в рамках учебной программы воспитания мальчиков и девочек; с активизацией и разработкой программы развития дополнительного образования школьников по национальным видам ремесел и спорта; с проведением ежегодной конференции с участием школьников и педагогов школ по проблеме сохранения, развития традиций якутского народа; с организацией сбора устных правил-наставлений народа.

В ходе исследования в качестве методического обеспечения работы с родителями был разработан тематический план, включающий: общие вводные лекции, посвященные проблемам этнокультурного становления школьника, его воспитанности и понимания родителями ответственности в воспитании детей; ознакомление родителей с явлениями религиозных представлений, верований и традиций предков якутов, отражающих педагогические основы: духовно-нравственного учения народа и духов-хозяев предметов и явлений природы и обрядов, связанные с их почитанием, преклонением перед животным миром, культом их почитания, бережного отношения к природе; обрядов и праздников (традиционные обряды «Навстречу лету», «Приезд в летник», «Праздник стогометания», трудовая традиция «ловля рыбы неводом», национальный праздник встречи лета); устного народного творчества как оценки социальной приемлемости поведенческих актов и манер; кодекса нравственности по духовно-нравственному учению народа; формирование представлений родителей об условиях этнокультурного воспитания школьника в семье на традиционных методах воспитания детей у народа саха (методы наблюдения за развитием личности ребенка на первых стадиях развития: прислушивание, наблюдение, догадка, испытание, проверка, примечание; методы обыденного познания: назидание; упражнение; побуждение; следование примеру старших; методы совмещения ребенка с природой: приобщение к природе, прогнозирование будущности ребенка; предсказание судьбы; способы познания опыта предков: восприятие даровитости предков, пробуждение своих способностей, следование идеям гуманизма предков; способы организации познавательного общения: непосредственное увлечение занятиями; приобщение к опыту; передача опыта, обогащение опытом; средства и приемы воспитания: разъяснение, пожелание, совет, намек, одобрение, благодарность, упрек, запрет, пример, беседа, приветствие, прощание); роль отцовского и материнского рода в развитии личности ребенка: мать – хранительница очага, отец – глава семьи; бытовые традиции, раздельное воспитание сына и дочери как подготовка к будущей роли отца и матери; родовые корни семьи, фамилии; роль знания родословной в развитии задатков, талантов, выборе профессии ребенка; правила-наставления в воспитании детей в семье; современные традиции в воспитании детей в семье (8 марта, День защитников Отечества, День примирения и согласия) и их социальная функция в этнокультурном воспитании ребенка в семье.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

Объективным критерием оценки этнокультурной воспитанности учащегося является соответствие его поведения требованиям социума, установленным нормам. Измерения производились путем тестирования, опроса, анкетирования. При этом наблюдения за поведением школьников в ходе опытно-экспериментальной работы привели к выводу, что к критериям оценки этнокультурной воспитанности школьников, кроме выделенных ранее (нравственность поведения и отношений школьника к людям; активность участия в традиционных видах деятельности; информированность о своих предках), следует отнести и такие, как: отношение к природе; знание традиций, религии, верования этноса; отношение к труду. В разработке данных критериев и показателей мы опирались на исследования и рекомендации Е.В.Бондаревской, А.П.Сидельковского, В.В.Суворовой, Н.Е. Щурковой и др. При этом мы исходили из того, что показатели должны отражать: а) обусловленные традициями якутского народа качества личности, характеризующие ее важнейшие отношения; б) специфические качества, связанные с половозрастными особенностями школьников.

На основе полученных данных нами были выделены уровни этнокультурной воспитанности учащихся: высокий, средний, низкий. Основным методом для оценки эффективности процесса этнокультурного воспитания выступил сравнительный анализ знаний и качеств личности школьников.

К примеру, полученные на начальном и заключительном срезах данные по показателям нравственности поведения и отношений учащихся к людям, активность участия в традиционных видах деятельности; информированность о своих предках представлены в сравнении. Нравственность поведения и отношений учащихся к людям измерялась с помощью теста по адаптированной методике Н.Е.Щурковой. Показатели: активность учащихся в традиционных видах деятельности, следование традициям; осведомленность школьников о своей родословной; отношение к труду и природе; знание традиций и верования своего этноса – на основе анкетирования и опроса. Результаты измерений первичного и вторичного срезов по первым трем критериям представлены в виде гистограмм (См.гистограммы 1,2,3).

Гистограмма 1. Нравственность поведения и отношений учащихся к людям (в %).

Гистограмма 2. Степень активности школьников в традиционных видах деятельности и следования традициям народа (в %).

Гистограмма 3. Показатели осведомленности школьников о своей родословной (в %).

Как видно из представленных данных, произошли существенные изменения по всем трем критериям. Как показали результаты исследования, использование различных форм воспитательной работы положительно повлияли на развитие нравственности поведения и отношений учащихся. Высокая степень участия школьников в традиционных видах деятельности и следования традициям народа увеличилась на 11%. Одновременно наблюдалось снижение показателей низкой степени активности. Кроме того, увеличилась информированность школьников о своем роде. При этом, знания детей относительно предков более конкретизировались.

Полученные данные также показали, что возросло адекватное отношение школьников к трудовым и природоохранным традициям, увеличился объем знаний учащихся относительно содержательной сущности традиций, обрядов, ритуалов и религиозного верования якутского народа.

Анализ результатов формирования этнокультурной воспитанности учащихся дает основания говорить о положительной динамике.

В ходе опытно-экспериментальной работы наиболее эффективными формами воспитательной работы явились: сенокос, очистка сенокосных угодий, уход за домашними животными, подготовка дров для топлива и льда для питьевой воды; ритуалы и обряды почитания духов местностей, природы; подледный лов рыбы, охота; встреча лета; сбор устных правил-наставлений народа, благословение; прием гостей, благотворительные и природоохранные акции, в ходе которых школьники приобретали систему теоретических знаний, осваивали нормы поведения в обществе и бережного отношения к природе, традиции взаимопомощи.

Таким образом, результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.

Полученные результаты позволили сформулировать заключение диссертационной работы:

В широком смысле этнокультурное воспитание представляет собой систему знаний, опыта, социальных норм и ценностей народа, которые отражают мысли и идеи о воспитании и привитии нравственных качеств подрастающего человека, указывают в каком возрасте, какими приемами и методами воспитывать.

Воспитательный потенциал традиций якутского сельского социума заключается в воспитании потребности к труду и потребности делать людям добро, культивировании положительного отношения к труду, предоставлении самостоятельности в выполнении порученного дела; воспитании любви к этническому роду занятий; воспитании уважения и соблюдении традиций поведения на природе; формировании привязанности к своему роду, семье и уважения к родному краю; организации социального поведения подрастающего человека в среде своего этноса; регулировании отношений между поколениями, привитии уважительного отношения к родителям, старшим по возрасту, создающее культ предков, родных, что способствует преодолению разобщенности старших и младших, установлению связи поколений; развитии умения находиться в согласии с природой и обществом; обеспечении усвоения трудовых ролей, подготовки к будущей семейной жизни и приобщения к общественно значимому труду в условиях конкретной среды; формировании привязанности к родным местам, рождающей бережное отношение к природе, животному и растительному миру, к людям своего края, развитии умения анализировать явления природы; формировании мировоззрения и ценностной ориентации школьника.

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях якутской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.

В едином социальном пространстве села в реализации процесса этнокультурного воспитания школьников необходима согласованная деятельность субъектов семейного, школьного и открытого сельского социума: семьи, учителей, сверстников учащихся, отдельных представителей наслега, специалистов различного профиля; Попечительского Совета, сельского дома культуры, административно-управленческой структуры села и улуса. Ни один из данных субъектов воспитательного процесса в отдельности не может оказать того оптимального педагогического воздействия на школьника, как при согласованной воспитательной деятельности.

Модель этнокультурного воспитания школьников на традициях якутского сельского социума представляет собой специальную организацию согласованной деятельности семьи, школы и других субъектов села, взаимодействие которых основывается на совокупности их воспитывающих воздействий и реализуется через использование педагогического потенциала традиций, разнообразных традиционных методов и форм воспитательной работы, способствующих формированию этнокультурной воспитанности учащихся.

Этнокультурное воспитание сельских школьников строится в соответствии с половозрастными особенностями детей и времени года и предусматривает использование совокупности воспитательного потенциала традиций якутского сельского социума в наиболее адекватных формах, методах в различных сферах жизнедеятельности детей (в семье, школе и вне школы и семьи). Содержание этнокультурного воспитания школьников в условиях якутского сельского социума включает: внедрение в воспитательную деятельность кодекса ученика школы, созданного на основе духовно-нравственного учения народа саха; специальные учебные программы по воспитанию мальчиков и девочек; развивающие национальные виды ремесел и спорта; просвещение родителей по вопросам использования традиций этноса в воспитании детей в семье; проведение ежегодных конференций в масштабах улуса с участием школьников и педагогов школ по проблеме сохранения, развития и использования традиций народа; участие школьников в сборе устных правил-наставлений народа; непосредственное участие взрослых и школьников в традиционных видах деятельности с учетом возраста, пола детей и времени года; проведение благотворительных акций помощи ветеранам войны, инвалидам, престарелым и одиноким людям; состязательность между детьми и взрослыми по национальным видам спорта на селе.

Успешная реализация процесса этнокультурного воспитания школьников якутской сельской местности зависит от создания оптимальных социально – педагогических условий, связанных с согласованностью в воспитательной деятельности семьи, школы и других социальных институтов села; использованием многообразия традиционных национальных форм воспитательной работы; организацией совместной деятельности взрослых и детей с учетом времени года и возраста школьников; творческим участием народных умельцев и мастеров в работе кружков по национальным видам ремесел и спортивных секций; подготовкой родителей к этнокультурному воспитанию школьников в семье.

Проведенное диссертационное исследование не претендовало на полное решение выдвинутой проблемы. Перспективы ее дальнейшей разработки состоят в исследовании специфики воспитанности различных групп молодежи; формировании этнопедагогической культуры родителей и др.

Основные материалы диссертации отражены в следующих публикациях автора:

  1. Божедонова А.П. Модель совершенного человека в воспитании якутских детей // Молодые ученые Якутии в стратегии устойчивого развития Российской Федерации: Материалы науч.-практ. конф. – СПб.: АССПИН, 2002. –С. 205-206.
  2. Божедонова А.П. Особенности развития этнической культуры детей в процессе их социального воспитания. – М.: ИСПС, 2005. – С. 18 – 23.
  3. Божедонова А.П. Этнокультурные проблемы социального воспитания молодежи Якутии // Научно-методический сборник – М.: Изд-во Голицынского пограничного института Федеральной службы безопасности, 2005.– С.110 – 113.
  4. Божедонова А.П. Вопросы организации социально-педагогического обеспечения этнокультурного воспитания школьников в якутской сельской местности // Педагогические науки.– М.: Изд-во «Спутник плюс», 2005.– С.66 – 68.
  5. Божедонова А.П. Подготовка родителей к этнокультурному воспитанию детей в семье (на материале Республики Саха (Якутия) // Современные гуманитарные исследования. – М.: Изд-во «Спутник плюс», 2005. – С.304 –306.
  6. Божедонова А.П. Традиции якутского сельского социума в этнокультурном воспитании школьника // Известия Тульского государственного университета: Серия «Педагогика». – 2006. – Вып. 3. – С. 127-131.

Е.Н. Букреева. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме: Автореф. дис. …канд.пед.наук. – Ставрополь, 2003. – С.8.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


1.В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства .Важным компонентом этнокультурного воспитания выступает этнокультурное воспитание в семье. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного этнокультурного воспитания ребенка и развития его творческих способностей. Содержание этнокультурного воспитания ориентирует развитие личности ребенка на формирование так называемых базовых социокультурных идентичностей, которые, как правило, являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым относятся гражданская (общенациональная) принадлежность, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует обычно целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ остального мира. Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия - природного мира. Этнокультурное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Основные задачи этнокультурного воспитания:



Воспитание поликультурной личности: создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение;

Формирование многоязычного индивида: подготовка патриотических граждан. Реализация тем самым модели «двух лояльностей»: по отношению к собственной этнонациональной группе и по отношению к другим нациям. Так же целью является развитие терпимости по отношению к людям независимо от их национальности, вероисповеданий, воспитание чувства интернационализма. Для педагогики проблема этнокультурного воспитания не является новой. В разное время к ней обращались такие исследователи, как В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Т.А. Костюкова, И.А. Закирова, JI.A. Волович, Г.Н. Волков, А.С. Каргин, рассматривающие этнокультурное воспитание как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и взаимодействии с представителями других национальностей. В работах Н.А.Бондаревой, Е.Ю. Волчегорской, Н.А. Хренова, Г.М. Науменко, И.П.Сахарова, М.Д. Маханевой, О.А. Абрамовой освещена эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность средств национальной культуры. К вопросам национального образования обращались Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, В.Н. Сорока-Россинский, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков и др. К теме воспитания этнокультурной идентичности обращаются многие педагоги и исследователи, но в каждом таком исследовании обычно внимание обращается только на одну сторону, например, в работе Барковой А.М. рассмотрен фольклор в качестве основного инструмента. Эффективность этнокультурного воспитания младших школьников с помощью фольклора обеспечивается специально организованными психолого-педагогическими условиями, направленными на освоение системы национально-культурных ценностей, развитие национального самосознания и творческой активности и самореализации в поликультурном пространстве современного общества. В качестве таких условий определены: ориентация на структурно-содержательную характеристику этнокультурного воспитания, интегрирование знаний об особенностях традиционной и современной культуры, усвоение национальных идеалов и норм поведения и преодоление стереотипного восприятия этнокультурных образов, использование в качестве содержания занятий произведений русского народного творчества, использование наглядность народных игр, основанных на принципах единства сознания и деятельности, единства эмоционального и психофизического начала. Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. В этой связи внедрение этнокультурного воспитания в воспитательно-образовательный процесс имеет возможность не только удовлетворить запросы общества и помочь воспитанию детей в духе согласия, мира и уважения к национальной культуре своего народа и, как следствие, истории и культуре других народов, но и способствует единению российского государства. Цель такова - правильное и здоровое этнокультурное развитие детей младшего школьного возраста и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность народных ценностей. Суть решения этих проблем состоит в следующем. В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура каждого народа является особой; что эта истина складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития человечества.. Так же для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную соотносимость, принципиальную возможность сравнения с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать общее основание для сравнения содержания разных культур. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного, фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Результативность процесса этнокультурного воспитания младших школьников определяется через уровни этнокультурной воспитанности (высокий, средний, низкий), которые выявляются в соответствии с выделенными критериями и показателями, отражающими изменения в познавательной, ценностной, эмоциональной, коммуникативной и творческой сферах личности. В качестве критериев оценки этнокультурной воспитанности детей выделены: ценностно-смысловое отношение к национально-культурным традициям (этническая осведомлённость - знание истории, традиций, норм, правил поведения и общения своего народа; интерес к этнической принадлежности, система личностных ценностных ориентации, в соответствии с иерархией групповых ценностей, принятых в этническом сообществе);

1. положительное эмоционально-оценочное восприятие национально-культурных особенностей (положительное восприятие образа своего народа, восприятие этнокультурных ценностей, положительная этническая идентичность); 2.Коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым национальным образцам (ориентация на лучшие черты национального характера, действия, направленные на сохранение традиций, норм и правил, сложившихся в национальной культуре, использование этих традиций в собственной жизнедеятельности); 3.Креативность (целостность восприятия этнокультурного пространства своего народа (способность анализировать и обобщать национальный опыт и традиции, способность увидеть новое в стандартной этнокультурной ситуации); 4.Оригинальность мышления (умение сравнивать этнокультурные традиции разных народов, видеть противоречия между ними, выявлять лучшие образцы национальной культуры и определять их соответствие условиям современной культуры), способность адаптировать национально-культурные традиции к современным условиям жизни и действовать в соответствии с данными образцами). Ключевым моментом оценки успешности развития младшего школьника становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения. Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания. Опыт многих педагогов позволяет нам определить ряд значимых положений:

 смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;

 в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

 важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

 необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

 важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у школьников;

 этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;

 в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

Уровень социальной компетентности младших школьников оказывается под воздействием этнокультурного фактора. Это подтверждается тем, что у школьников, проживающих в этнокультурных условиях своего народа, реже встречается самый низкий уровень сформированности социальной компетентности, в то время, как низкий уровень чаще отмечается в выборке детей, менее подверженных этнокультурным методам воспитания. В проявлениях адекватного уровня различий в выборках школьников, проживающих как в условиях монокультурного, так и поликультурного сообщества не обнаружено. Следует отметить, что высокий уровень социальной компетентности чаще отмечается среди школьников, проживающих в условиях относительно монокультурных сообществ. Однако это связано со сформированностью социальной компетентности применительно к конкретным этнокультурным условиям. Влияние этнокультурного фактора отмечается в показателях межличностной толерантности у детей. Чем больше контактов осуществляется детьми на уровне межнационального общения, тем выше показатели толерантности (особенно межэтнической) и ниже уровень конфликтности. Подходы в этнокультурном воспитании: личностно-ориентированный, деятельностно-творческий, индивидуальный, дифференцированный. Этапы этнокультурного воспитания: подготовительный, развивающий интерес детей к фольклорной художественно-творческой деятельности

активного освоения и изучения регионального фольклора, формирующий этнокультурные ценностные ориентации. Ожидаемые результаты этнокультурного воспитания младшего школьника на период окончания им начальной школы: Становление личности с ответственным отношением к родному языку, знающему его основы, способной создавать национальные и общечеловеческие ценности. Расширение кругозора, повышение познавательных интересов, творческого и интеллектуального потенциала.Создание этнокультурной среды. Рост эстетической культуры, навыков и умений в различных видах искусства. Повышение национального самосознания обучающихся, признание национально – культурной идентичности. Становление толерантной личности, понимающей и уважающей людей других культур, национальностей и вероисповеданий.

Этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

На основе проведенного анализа исследований по интересующей нас проблеме, изученной литературы, мы определяем, что этнокультурное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждении дополнительного образования. Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа. Построение воспитательной системы с учетом национальной специфики, включение средств народной художественной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности участников образовательного процесса (овладение технологией использования традиций национальной педагогики, организация многоуровневых форм культурно-просветительской деятельности), использование средств народной педагогики дают возможность создания целостного воспитательного процесса, столь необходимого в современной социальной обстановке.

Этнокультурное воспитание, развиваясь в рамках психолого-педагогических и социальных концепций, рассматривается нами как целенаправленный процесс в условиях образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей. В основе данного процесса лежит освоение дошкольниками образовательной программы, основанной на региональных традициях. Основными задачами этнокультурного обучения и воспитания мы определяем:



– создание особой образовательной среды (отличной от обычной);– формирование общей культуры личности;

– приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности;

– развитие музыкальных и художественных способностей;

– совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса.

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал . В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких сочетаниях как: Волга-матушка, мать сыра земля, хлеб-батюшка, дуб-батюшка и др. Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Этнокультурное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных развлечений, в повседневном труде.



Влияние народных обычаев на формирование личности прослеживается и в изготовлении игрушек. Мастер при работе над игрушкой решал не только художественные, но и педагогические задачи, так как игрушка отражала окружающий мир ребенка: реальный и воображаемый, сказочный. Игрушки, изображавшие животный мир учили ребенка бережному отношению к природе. «Все разнообразие русской фауны, весь былинный мир, все народное остроумие, боль, выдумка, негодование, накопившиеся за тысячелетия истории русского народа, отобразились в игрушках. Воздействие игрушек на ребенка было очень велико, так как детская душа легко и свободно воспринимала через игрушечный мир реальный» .

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ. Особое место в народной педагогике отводится труду, в процессе которого у ребенка развивается не только физическая сила, но и смекалка, творческое мышление, нравственные качества личности. Приобщение к труду происходит постепенно: от подражания взрослым и простого исполнения поручений – к самостоятельному планированию и выполнению. При этом этнотрудовые традиции выступают в качестве средства профессиональной ориентации молодого человека.

Воспитательные традиции существуют на протяжении более двух веков. За столь продолжительное время сформировалась устойчивая система воспитания, организуемая в соответствии с необходимостью усвоения подрастающим поколением общественно-исторического опыта, наследованием и преемственностью заветов предков, традиций и обычаев. Традиции, обряды и обычаи определяли содержание народных воззрений, регламентировали выбор форм и методов воспитания. Обычаи предоставляли конкретные образцы поведения, формировали социально значимые качества, такие как дисциплинированность, ответственность, честность, стремление к самореализации и самоутверждению в общественно-полезной и трудовой деятельности. Обряды, в свою очередь, выступали как элементы проявления традиций и обычаев, связанных с социальной практикой закрепления нравственных норм, категорий зла и добра, справедливости и несправедливости, понятия долга и чести.

Происходившие преобразования древнего общества модифицировали устаревшие традиции, вводя в практику воспитания новое, прогрессивное. В этих условиях трансформации особую значимость начинают приобретать выдвижение в центр проблем народной педагогики, отдельно взятой личности, поиск методов и форм развития таких нравственных и социально значимых качеств, как доброта, отзывчивость, чистосердечность, ответственность, человеколюбие и др. Исходным пунктом педагогической мысли являлось осознание противоречия между новыми потребностями времени и состоянием людей, вышедших из первобытного общества. В этих условиях передовые мыслители и педагоги взяли на себя задачу сделать этот процесс управляемым в соответствии с новыми идеологическими и нравственными установками проводимой культурной политики.

Несомненным являлось влияние гуманистических традиций народной жизни, обрядов. Противопоставляя мудрость, духовность, ценностные позиции, выраженные в фольклоре, во всем укладе народной жизни и обрядах, просветители проводили идею об обязательной свободе личности, равенстве всех людей, их инициативности и самодеятельности, творческой самореализации в практической деятельности, независимо от их происхождения. Так, Иван Федоров и Петр Мстиславец писали: «Всем равно даны солнце, луна, звезды, земля. Равно сияет солнце на всех, так же и дождит. И всякие блага достаются всем… и плоды земные» . Согласно позиции И. Пересветова к определению основ патриотического воспитания, только свободная личность способна стать защитником своего Отечества: «Порабощенный человек срама не боится, а чести себе не добывает» . Выбираемые способы воспитания и обучения были направлены на удовлетворение потребности языческих верхов и религиозно культовые потребности появляющихся христианских общин. В летописи мы находим свидетельства тому, что Владимир создал школу для детей – «нарочитой чади» – придворной знати, бояр, дружинников, городской аристократии. Именно этой знати нужно было «книжное учение» для осуществления внутренней и внешней политики развивающегося феодального государства. Дворцовая школа «книжного учения» была государственным заведением господствующего класса феодалов. В этих условиях народная педагогика, выраженная в поэтических формулах и бытовой обрядности, выступала средством выражения важных истин, регулирующих общение с окружающими, гуманизацию межличностных отношений .

Реализация культурной политики в древнерусском государстве требовала переосмысления роли образования в укреплении государственной власти. Проводимые в жизнь преобразования морального характера через призму воспитания и образования были основаны на опыте предшествующих поколений, соблюдении сложившихся традиций, примере старших в становлении личности, значении активной деятельности и трудолюбия в ее формировании, определении средств и способов воспитания нравственного поведения подрастающего поколения. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха значительное место отводится приучению молодых людей к соблюдению общечеловеческих норм, которые он считает ориентирами личного и общественного поведения подрастающего поколения в обществе: повиновение старшим, уважение равных себе и младших, верность данному слову, предоставление защиты слабым, умение подавлять гнев и творить добро, проявление сочувствия чужому горю, отрицание лености. Соблюдение молодым поколением перечисленных нравственных правил является критерием достижения истинной воспитанности .

В «Наставлении о детях» князя владимирского Константина также предпринята попытка выделить круг нравственных качеств, которые должны составлять основу воспитания детей: быть способными на добрые дела, воздерживаться от гнева, ярости, неоправданных желаний, не слушать наветов льстецов, которые думают только о своем благополучии. Средством формирования нравственности подрастающего поколения, по его мнению, выступает опыт, фактором успешности развития нравственных качеств является следование обычаям и традициям .

Одним из приоритетных направлений культурной политики современности также является сохранение культурной преемственности, охрана объектов культурного наследия народов России, возрождение традиционной культуры российской провинции. Происходящие структурные и содержательные изменения в сфере культуры приводят к изменению всей модели и стиля управления Концепции художественного образования в РФ, Концепции этнокультурного образования, разработанной авторским коллективом под руководством Т.И. Баклановой. Проект носит универсальный характер и может быть внедрен на уровне региональных и муниципальных органов управления культурой и образованием, по делам семьи, молодежи, в различных типах образовательных и культурно-досуговых учреждениях – дошкольных учреждениях, учебно-воспитательных комплексах (УВК), общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, колледжах, национальных школах, инновационных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях с этнокультурным (национальным) компонентом, в системе профильного обучения, в культурно-образовательных центрах (КОЦ), библиотеках, клубных учреждениях, центрах народной культуры и центрах досуга, любительских объединениях, клубах по интересам. В реализации проекта могут участвовать различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами детей и подростков. Целью проекта является развитие целостной системы этнокультурного воспитания регионального уровня. Для достижения поставленной цели в рамках проекта выделен комплекс основных задач:

– разработка нормативов и создание механизмов финансового, материально- технического и иного ресурсного обеспечения системы этнокультурного воспитания;

– расширение состава субъектов этнокультурного воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия социальных партнеров образовательных и культурно-досуговых учреждений;

– создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в сфере этнокультурного воспитания, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения;

– привлечение ресурсов этнокультурного воспитания в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

– оказание помощи семье в этнокультурном воспитании детей и подростков, развитие этнокультурного и психолого-педагогического просвещения родителей.

Субъектами этнокультурного воспитания выступают: дети, подростки, их родители, администрация, педагоги, методисты, штатные и нештатные сотрудники образовательных и культурно-досуговых учреждений.

При разработке и реализации социально-культурного проекта мы исходили из того, что процесс воспитания учащихся на основе традиций народной культуры подчиняется общим педагогическим закономерностям и основывается на соблюдении следующих принципов: принцип гуманистической направленности; комплексного подхода к организации этнокультурного воспитания; преемственности, систематичности и последовательности; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; эффективности социального взаимодействия; мотивации деятельности детей и подростков. Проект включает четыре программы.

Похожие статьи