Основные принципы воспитания. Система принципов воспитания в современной педагогике

23.07.2019

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.2. Закономерности и принципы воспитания

3.2.2 Основные принципы воспитания

Оптимизация содержания, форм и методов воспитания требует всестороннего учета его принципов, в которых отражены закономерности воспитательного процесса.

Принцип воспитания - руководящее утверждение, которое отражает общие закономерности процесса воспитания и определяет требования к содержанию его организации и методов.

Обобщая опыт воспитательной деятельности, они являются системой требований относительно всех аспектов воспитательного процесса, направляют его на формирование целостной личности.

К основным принципам воспитания относятся:

Целеустремленность воспитания.

Этот принцип означает, что вся воспитательная работа должна направляться на достижение основной цели - воспитание всесторонне развитой личности, подготовку ее к сознательной и активной трудовой деятельности. Реализация его предусматривает подчиненность всех мероприятий общей цели и нетерпимость к стихийности в воспитании. Знание цели создает перспективу, дает возможность проектировать желаемый уровень воспитанности личности.

Связь воспитания с жизнью. Согласно этому принципу воспитательная деятельность учреждения образования должен побуждать учеников (студентов) к участию в жизни общества уже во время учебы, в процессе подготовки к дальнейшей трудовой деятельности. Для этого в воспитательной работе используют краеведческий материал, систематически знакомят воспитанников с общественно-политическими событиями в стране, привлекают их к посильному участию в общественно-полезной работе.

Единство сознания и поведения в воспитании. Реализуется этот принцип через правильное соотношение методов формирования сознания и общественного поведения, предупреждению отклонений в сознании и поведении личности, выработка невосприимчивости к любым негативным воздействиям, готовности противостоять їм.7. Воспитание в труде. Предполагает осознание учащимися (студентами) того, что труд - единственный источник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, фактор всестороннего развития личности. Поэтому добросовестное отношение к труду является важной чертой человека. Педагог должен привить воспитанникам нетерпимость к нарушениям трудовой дисциплины, хищения народного добра и частной собственности.

Комплексный подход в воспитании. Любой систематический воспитательный процесс предполагает единство:

Цели, задач и содержания воспитания;

Форм, методов и приемов воспитания;

Воспитательных воздействий учреждения образования, семьи, общественности, средств массовой информации, улицы;

Воспитание и самовоспитание.

Принцип комплексности требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся (студентов), а также постоянно корректировать воспитательные воздействия в зависимости от уровня их воспитанности.

Воспитание личности в коллективе. Реализация этого принципа способствует осознанию воспитанниками того, что коллектив является мощным средством воспитания и многие черты личности формируются только в коллективе. Педагог должен прилагать усилия для сплочения коллектива воспитанников, привлекать их к участию в самоуправлении, способствуя развитию их самостоятельности, самодеятельности, инициативы и др.

Сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитанников. Необходимость педагогического руководства обусловлена незначительным (недостаточным) жизненным опытом воспитанников. Вместе с тем воспитание творческой личности возможно при ее самостоятельности и творчества, инициативы и самодеятельности.

Сочетание уважения к личности воспитанника с разумной требовательностью к нему. В основе его - единство требований педагогов к воспитанникам, контроль за их поведением, гуманное отношение к ним, уважение их взглядов и т.д.

Индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Эффективность воспитательного процесса зависит и от того, насколько в нем учитывают возрастные и индивидуальные особенности личности. «Воспитатель должен стремиться узнать человека такова, - считал К. Ушинский, - какова она есть в действительности, со всеми ее слабостями, во всем ее величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Тогда только будет он в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния-а средства эти громадны».

Систематичность, последовательность и преемственность в воспитании. Формирование сознания, выработки навыков и привычек поведения требует системы воспитательных мероприятий, которые применяют в определенной последовательности. Ведь положительных черт личности нельзя сформировать, если воспитательный процесс будет случайным набором эпизодических воздействий.

Единство педагогических требований учебного заведения, семьи и общественности. Реализуется в постоянном взаимодействии, взаимном информировании участников воспитательного процесса о результатах воспитательных воздействий.

Достижения воспитательной цели является следствием оптимального сочетания всех принципов воспитания, учитывая условия, в которых происходит воспитательный процесс. Важно при этом обеспечить гармоничное взаимодействие универсальных и национальных воспитательных принципов, которые у каждого народа имеют свои особенности.

Именно на сочетании общих и национальных принципов воспитания выстраивается концепция украинского воспитания.

Национальные принципы воспитания.

Они укоренены в воспитательной традиции народа, тесно связанные с его исторической судьбой и ментальностью. Самые заметные среди них народность, природо-соответствия, культуро-соответствие, демократизация, гуманизация, етнизация и др.

Народность - принцип единства общечеловеческого и национального. Предусматривает национальную направленность воспитания: обучение на родном языке; формирование национального самосознания, привитие любви к родной земле, своему этносу, уважительного отношения к его культурному наследию, национально-этнической обрядности других народов, населяющих страну.

Природо-соответствие - учет многогранной и целостной природы человека, его возрастных, индивидуальных, анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

Культуро-соответствие - органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, с народным искусством, ремеслами и промыслами, обеспечения духовного единства поколений.

Гуманизация - создание условий для формирования таких качеств молодого человека, как гуманность, искренность, человечность, доброжелательность, милосердие и др. Предусматривает гуманизацию взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками. Согласно этому принципу первоочередными задачами учебно-воспитательного процесса является уважение к личности, понимания ее запросов, интересов, достоинства, доверие к ней.

Демократизация - устранение авторитарного стиля воспитания, восприятия личности воспитанника как высшей общественной ценности, признание его права на свободу, развитие способностей и выявление индивидуальности. Педагог должен помочь ребенку глубоко осознать взаимосвязь между идеалами свободы, правами человека и гражданской ответственностью.

Етнизация - наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина. Принцип означает создание возможности для всех молодых людей обучаться на родном языке, побуждает воспитывать в них национальную гордость, национальное сознание, чувство этнической принадлежности к своему народу; воспроизведение в детях менталитета своего народа, воспитание их как типичных носителей национальной культуры, продолжателей дела отцов.

Новые особенности цивилизационного развития (глобализация, экологические, милитарные угрозы человечеству) ориентируют педагогическую мысль на осмысление реалий современного бытия под углом зрения воспитания личности, в обоснование соответствующих принципов воспитания.


Как было сказано, принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов (см. текст 2.3).

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

Обзор литературы позволяет выделить следующие принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении (текст 3.4).

Кроме того, принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания, чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде, что должно обеспечиваться разными путями: разработкой содержания, подбором методов, форм и средств воспитания.

  • 2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
  • 3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

В советский период педагогика выделяла принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является действительно важным средством воспитания. Требование воспитывать в труде реализуется, если принцип руководства самостоятельной деятельностью детей понимать широко, в том числе как организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран (см. текст 7.4).

  • 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
  • 5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
  • 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
  • 7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
  • 8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Главное дело вовсе не в изучении

правил педагогики, а в изучении тех научных

основ, из которых эти правила вытекают.

К.Д. Ушинский

Принципы (от лат. principium - начало, основа) - основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания

(в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания - своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания - достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.


Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации - ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация

этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития

человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация - это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания : вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные

типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме:

как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность - это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль - важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны

его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Основные принципы воспитания

Принципы воспитания представляют собой начальные установки, основные ориентиры, которые организуют и упорядочивают систему воспитательной работы. Принципы дают возможность предъявить общие требования к различным областям воспитательной деятельности и придать им единый, целостный характер.

Принципы воспитания тесно связаны с принципами обучения. Но при этом есть определенные различия, своя специфика у каждой категории, вытекающая из своеобразия процессов воспитания и обучения.

Основываясь на современных представлениях о воспитании можно выделить следующие основные принципы:

  • единство и взаимосвязь компонентов воспитательной системы;
  • ведущая роль педагога;
  • активная деятельность воспитанников;
  • связь воспитания с реальной жизнью;
  • опора на коллектив;
  • гуманизм;
  • самовоспитание.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса , а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Принцип ведущей роли педагога

Педагог является воплощением единства и целостности воспитательного процесса. Он обеспечивает согласованность его частей, последовательное применение принципов воспитания. Личный пример педагога - это самое эффективное средство воспитательного воздействия. Безусловно, воспитательный процесс предполагает активность самих обучаемых, но организатором данной активности и всего процесса воспитания, его субъектом всегда остается педагог. Поэтому к воспитателю, педагогу предъявляются очень высокие профессиональные требования.

Еще одна функция этого принципа заключается в недопустимости отступлений педагога от принципов воспитания. Недопустимо побуждение воспитанников к оказанию каких-либо личных услуг, поощрение угодничества, лести, подхалимства, попустительское отношение к одним и предвзятое отношение к другим воспитанникам. Такие нарушения безвозвратно подрывают авторитет педагога и наносят ущерб воспитательной деятельности.

Принцип активной деятельности

Принцип организации активной деятельности воспитанников подразумевает сочетание активного руководства педагога с активной деятельностью самих воспитанников.

Данный принцип основывается на том, что эффективное развитие индивида происходит только в результате его активной собственной деятельности .

Взаимосвязь воспитания и жизни

Сегодня принцип взаимосвязи воспитания и реальной жизни истолковывается как оказание помощи индивиду в его всестороннем развитии, жизненном и профессиональном самоопределении.

Реализации этого принципа способствует создание не только системы государственных учебных заведений, но и частных учебных заведений, в которых люди могут реализовывать свои интересы, не обязательно совпадающие с государственными.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма в процессе воспитания основывается, прежде всего, на вере в возможное достижение положительных результатов для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа лишается своих основных ориентиров.

Этот принцип основывается на положительных задатках, которые в определенной степени присутствуют у любого человека. Следует выявлять и развивать положительные черты в человеке и с опорой на них решать задачи нравственного, эстетического и умственного воспитания. Опытный педагог, руководствуясь данным принципом, не скупится на добрые слова, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает воспитаннику уверенность в себе и в своем будущем, создает атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитании. Только при сочетании уважения, доверия и требовательности возможно эффективное решение задач воспитания.

Принцип опоры на коллектив

Эффект воспитания в значительной степени обусловлен воздействием групп в которых проходит процесс воспитания личности. Психологический климат таких групп является существенным фактором процесса воспитания. Этот принцип требует от педагога определять характер группы, регулировать социально-психологический климат в ней.

Принцип самовоспитания

Определение 1

Самовоспитание - это целенаправленная, полностью самостоятельная деятельность, которая ведет к наиболее эффективному развитию, совершенствованию личности.

Важность этого принципа продиктована изменением в современном социуме роли образования. Его роль сегодня выражается формулировкой: «Образование через всю жизнь», а не «Образование на всю жизнь».

Данный принцип овладения воспитанниками основных приемов самовоспитания, в частности: самоанализом, саморегуляцией, самооценкой и самоконтролем.

Замечание 1

Все перечисленные принципы взаимосвязаны между собой, они определяют целостность и единство воспитания, помогают искать пути повышения эффективности воспитательного процесса.

Понятие принцип воспитания. Характеристика основных принципов воспитания

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Система принципов гуманистической педагогики включает:

    личностный подход;

    сочетание личной и общественной направленности воспи тания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитании;

    единство воспитательных воздействий.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых условий и обстоятельств; 5) максимально опирался на собственную активность личности; 6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

Принцип сочетания личной и общественной направленности требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально ориентированного типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель выполняет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания.

Реализуя этот принцип, следует избегать лозунгов, пустых призывов, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются школьники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом.

Один из эффективных путей реализации принципа - введение специальных предметов и наполнение соответствующим содержанием всех школьных дисциплин. Надо лишь позаботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, подтверждается практикой и закрепляется.

Принцип связи воспитания с жизнью требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Чтобы реализовать принцип связи воспитания с жизнью, педагог должен добиться:

    понимания детьми роли труда в жизни общества и каждого человека;

    уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

    развития способности много и успешно, трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

    понимания общих основ современного производства;

    сочетания личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбора профессии в соответствии с потребностями общества и своими желаниями;

    бережного отношения к общественному достоянию и природным богатствам.

Требования принципа опоры на положительное в воспита нии просты: педагоги выявляют положительное и, опираясь на хорошее, развивают другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Положительные качества ребенка (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Но детей сплошь «отрицательных», как и «положительных», не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, - посильная и значительная задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, будем соблюдать правила реализации принципа:

    Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот - выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо исправлять. Но главное все же - это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.

    Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

    Опора на положительное имеет еще один аспект: создание положительного воспитательного фона – это и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, - не может не оказывать благоприятного воздействия.

    Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

П ринцип единства воспитательных воздействий , называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности, требует, чтобы все причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

    Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако всегда следует помнить и о других источниках воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

    Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

    В практике нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с позицией семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

    Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время, что обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности. В воспитательной работе нужно опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

    Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитателям не надо жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию социальными и государственными службами, людьми.

Таким образом, принципы воспитания - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика направляет воспитательный процесс в соответствии с принципами личностного подхода; сочетания личной и общественной направленности воспитания; связи воспитания с жизнью, трудом; опоры на положительное в воспитании; единства воспитательных воздействий. и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих системРеферат >> Философия

Первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том... принцип Хомяков выразил в понятии "соборность", ставшим одной из основных категорий... функции искусства, о важности эстетического воспитания . Прекрасное в человеке - ...

  • Характеристика методических принципов физического воспитания

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Такие принципы сформулированы применительно к закономерностям обучения (дидактические принципы ) и воспитания в узком смысле этого понятия (принципы педагогических...

  • Характеристика семейных правоотношений. Порядок регистрации брака

    Реферат >> Государство и право

    Регистрации брака». План. Введение Характеристика семейных правоотношений Принципы семейного права Правоспособность и дееспособность... в виду рождение и воспитание детей. Понятие семьи шире понятия брака. Брак - основная предпосылка семьи, ее...

  • Похожие статьи