Как сформировать у ребенка положительные качества личности. Как развивать в себе нужные качества

02.08.2019

Вернуться назад на

Качеств, которые должны быть воспитаны (сформированы) воспитанием, много. Волей-неволей приходится выделять приоритетные (от лат. prior – первый). Приоритетными будут задачи воспитания, отражающие вечные ценности жизни. Вечные человеческие добродетели имеют ценность сегодня и будут иметь ее всегда.

Среди них:

– доброжелательность;
– умеренность;
– активность;
– аккуратность;
– вежливость;
– приветливость;
– дисциплинированность;
– работоспособность;
– чувство долга;
– чувство национальной гордости;
– патриотизм;
– ответственность;
– культура общения;
– бережное отношение к природе;
– уважение прав и свобод других людей;
– честность (правдивость);
– чуткость (милосердие);
– ответственность за свои поступки;
– организованность;
– трудолюбие;
– настойчивость (целеустремленность);
– скромность;
– коллективизм (умение трудиться сообща);
– инициативность (самостоятельность);
– деловитость (предприимчивость);
– ответственность;
– тактичность;
– умение держать себя в обществе;
– опрятность (чистоплотность);
– усердие;
– доверчивость;
– ответственность за свое здоровье;
активный образ жизни;
– разносторонняя образованность;
– следование духовным заповедям;
– умение наладить отношения в семье;
– уважение к родителям;
– прилежание;
– толерантность.

На воспитание добродетелей направляется школьный эдукационный процесс.

Установлены важные зависимости, которые проявляются в формировании качеств личности и без соблюдения которых воспитательный процесс не достигает успеха. Рассмотрим это на примере формирования качества "доверие". Как известно, сегодня существует "кризис доверия", вследствие чего буквально на глазах рушатся вечные ценности, некогда цементировавшие отношения между людьми. Доверчивость людей ко всем и всему и к себе тоже, приближается к нулю. Если люди не начнут снова доверять друг другу, будущее мира можно ставить под сомнение.

У человека обнаружен ген доверчивости, он активизируется под влиянием факторов внешнего воздействия. Воспитание, опыт жизни могут переключить его в состояние "недоверие", и тогда все внешнее окружение человек воспринимает как "враждебную среду", в которой нужно выживать и с которой нужно бороться. Нетрудно представить, во что превращается человеческая жизнь.

Эксперименты, проведенные профессором Франкфуртского университета М. Косфельдом, заставили его прийти к выводу, что "доверие биологически заложено в человеке". Косфельд обнаружил, что когда два человека начинают общаться друг с другом, их мозг вырабатывает гормон окситоцин, который побуждает проявлять доверие. Косфельд утверждает, что это одна из отличительных особенностей человека. Когда нет доверия, люди в определенном смысле перестают быть людьми.

В исследованиях выявлены факторы, влияющие на воспитание доверия. Первый из них – жадность. Люди идут на бесчисленные формы обмана, обуреваемые жадностью, страстью к деньгам и власти. Рано или поздно их намерения и действия раскрываются, доверие снижается.

Если видные общественные деятели в политических, экономических, социальных и культурных кругах далеко не безупречны, то и простым людям нет причин быть идеальными.

Вторая причина – успех любой ценой. По некоторым сведениям, студенты университетов Германии платят тысячи евро в качестве взятки преподавателям за звание доктора, которое считается в этой стране признаком преуспевания. Согласно исследованию, освещаемому в "Нью-Йорк тайме", многие студенты, нарушающие этические нормы, заявляют, что "собираются строго следовать законам этики" после того, как добьются успеха.

На третьем месте по значимости влияния стоит отсутствие примера для подражания. Много пишется о том, что у молодежи нет никакого морального компаса. Только причина замалчивается. На самом деле, ни учителя, ни наставники, никто другой в обществе так и не помогли молодежи создать в себе этот моральный компас и жить по нему.

Четвертая причина – двойные стандарты. В исследовании с участием 30 тыс. старшеклассников 98% заявили, что считают честность важной составляющей человеческих отношений. И все же восемь из 10 признались, что лгали родителям, а 64% рассказали, что в прошлом году списывали на экзаменах.

Разумеется, есть и другие причины, влияющие на формирование названного качества, причем причины эти не случайного, а закономерного характера.

Обобщая, формулируем закон воспитания доверия. Продуктивность воспитания доверия у школьников зависит:

1) от знания причин;

2) личного примера наставников;

3) целенаправленных упражнений;

4) самовоспитания.

Чтобы начать воспитывать в себе характер, нужно для начала разобраться, что это такое. Когда-то этот термин относился к чеканке монет, а в современном мире означает не что иное, как сумму личностных качеств человека. Сюда можно отнести такие характеристики, как честность, мужество, дружелюбие, открытость, терпеливость, хитрость. Бывают они как положительные, так и отрицательные. Набор этих качеств и определяет сущность человека, его личность, то, что он из себя представляет. Как воспитать волю и характер?

На чем базируется характер человека?

Начать следует с того, что базовые характеристики у человека закладываются на генетическом уровне. Следующий этап - это воспитание ребенка. Но не стоит придерживаться мнения и говорить: «Что выросло, то выросло», любые качества можно вполне осознанно привить. Или даже наоборот, избавиться от недостатков, которые мешают жить. Здесь в игру вступает самовоспитание, закалка характера, воспитание силы воли. Даже самые скромные и неуверенные в себе люди могут стать сильными личностями, воспитать в себе волю и целеустремленность. Существует множество способов, как воспитать в себе характер.

С чего стоит начать?

Чтобы начать воспитывать в себе все необходимые качества и разобраться, в чем заключается ваша сила, нужно определить из чего состоит эта самая сила характера. В первую очередь, это те факторы, которые дают возможность человеку контролировать себя, свои инстинкты, эмоции, противостоять соблазнам в силу своих убеждений. Стоит отметить, что сила характера - это свобода от предрассудков, терпимость, уважение к окружающим и так далее. Перед тем, как начинать развивать сильный характер, нужно ответить на два основных вопроса: зачем вам это нужно, и какое значение имеет именно для вас сила характера. Деятельность, воспитывающая характер, основывается на ниже приведенных принципах.

Что нужно принять во внимание?

Чтобы начать воспитывать в себе характер, нужно понять следующее:

  • Сила воли и характера даст вам возможность добиваться всех поставленных целей, поможет преодолевать преграды на пути, воспринимать неудачи легко и двигать вперед. В конечном счете, вы сможете достичь всего, чего только захотите.
  • Вам больше не захочется ныть и жаловаться по поводу и без него, как делают это многие. Сильный характер позволит вам анализировать свое состояние, настроение и в кратчайшие сроки устранять причины.
  • Вы станете работать продуктивнее, так как сила характера - это мужество признавать в первую очередь собственные ошибки, анализировать слабые стороны и строить новую волевую личность.
  • Еще одно немаловажное жизненное качество - это способность сохранять трезвый ум, когда обстоятельства обернуться против нас. У вас получится плыть против течения и двигаться дальше, несмотря ни на что. Так делали все великие люди.

Как только вы определитесь, какие из перечисленных характеристик первостепенны, начать процесс самовоспитания будет проще. Шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком. Теперь вам предстоит кропотливая работа над собой и назад пути не будет.

Научитесь сочувствовать окружающим

Такие качества, как сопереживание, умение любить людей вокруг не меньше, чем самого себя, помогают чувствовать в первую очередь гармонию с самим собой. Особенно эти качества должны проявляться в отношении более слабых. Но не стоит путать сопереживание с сочувствием. Суть в том, что для первого варианта характерно участие в судьбе человека, помощь не словом, а делом. В то время как сочувствие - это пассивная реакция, которая предполагает эмоциональное утешение. Как говорят психологи, помогая другим, вы будете сами расти и развиваться, как личность. Развивающий и воспитывающий характер обучения - это основа сочувствия.

Умейте противостоять мимолетным импульсам

Сюда относятся такие банальные вещи, как тяга к сладкому, постоянное откладывание на завтра и так далее. Еще Аристотель писал о том, что каждому человеку присущи следующие основополагающие качества: любовь, ненависть, желание, страх, радость, печаль, гнев. По сути, каждое из этих качеств является нормальным для человека. Но тут не все так просто, тут есть некая доля коварства, ведь они могут быть даже выше нашего разума. И тут мы, такие умные и высокоинтеллектуальные личности начинаем есть все без разбора, совершать ненужные покупки, давать волю мимолетному гневу, эмоциональным порывам. Все мы люди и у каждого из нас есть свои слабости и страсти. И только воспитывая характер и закаляя силу воли можно перестать быть рабом своих привычек. Потакания мимолетным желаниям - признак слабости и только способность сдерживать прихоти и страсти уже признак силы воли и характера. Только так можно воспитать в себе характер.

Цените то, что имеете

Если мы будем постоянно думать о том, что где-то солнце ярче, трава зеленее и все вокруг живут лучше, счастливее и богаче, можно просто не заметить, как нас перестанет радовать то, что находится вокруг. Помните, что у каждого человека свои проблемы и это всего лишь ваши предположения о том, как здорово живут другие. Не смотрите на других, сосредоточьтесь только на себе, ищите только хорошее вокруг. Наверное, именно с этого нужно начинать деятельность по воспитанию характера.

Контролируйте свои чувства и эмоции

Только здравый смысл и рациональность может и должно руководить вами в повседневной жизни. Только человек с сильным характером может смотреть на все происходящее только с позиции разумного восприятия, с рациональным отношением к каждой мелочи, а не через фильтр своих эмоций. Воспитывайте в себе умение оставить эмоции на втором плане и контролировать хаос возникающих ощущений. На первых порах это будет очень трудно, и даже порой будет казаться невозможным, но даже это можно научиться контролировать, подавлять. Сдержанность и здравый смысл - это основа силы воли.

Лидерские качества

Пессимисты редко добиваются чего-то поистине великого. Но тут недостаточно быть просто оптимистом. Как говорится, пессимист будет ныть о том, что начался ветер, оптимисты будет ждать его и только лидер сделает все возможное, чтобы наладить паруса и будет готовым к любым погодным условиям. Говорят, что лидером рождаются, но психологи утверждают, что это не так. Можно воспитать в себе характер такой, какой подходит именно для вашего стиля жизни и для ваших целей.

Идите вперед несмотря ни на что

Абсолютно любой человек всегда думает о своих интересах в первую очередь. Происходить это может как на неосознанном уровне, так и абсолютно сознательно. Не позволяйте никому навязывать вам свое мнение и не делайте так сами. Каждый человек достоин того, чтобы прожить свою жизнь так, как ему хочется, а не указке других людей. Просто примите для себя, как основу тот факт, что каждый человек имеет право на свое собственное мнение, на свою правду. Как говорится, вы не миллион долларов, чтобы нравиться всем и никогда не будет так, что все вокруг примут вашу точку зрения, ваше мнение. Определите для себя верный курс и следуйте своим целям и принципам, не отступая.

Учитесь избегать конфликтов и творить добро

Жить в гармонии с самим собой можно только в том случае, если существует гармония с миром и окружающими. Стремитесь к этому всеми своими мыслями, своей душой. А достичь этого можно только путем воспитания силы воли и характера. Идти по головам, строя козни и игнорируя всех вокруг - не лучший и уж точно не единственный способ добраться к заветной цели. В поисках исключительно личной выгоды люди нередко вступают в конфликты, наживают себе врагов, что рано или поздно оборачивается против человека. Закон бумеранга, проще говоря. Чтобы удовлетворять свои потребности на 100 % нужно думать о том, что повлекут за собой ваши действия.

Спокойствие, только спокойствие!

В первую очередь, заботьтесь о своем внутреннем состоянии, только спокойствие даст возможность максимально сконцентрироваться и собраться с мыслями, чтобы действовать рационально. И здесь все взаимосвязано - внутренняя тишина и созерцание приводит к возможностям, которые, в свою очередь, дают возможность достичь успеха. Как бы это странно не казалось, спокойствие - это первое условие воспитания сильного характера. Переизбыток эмоций, следование мимолетным слабостям - это все отсутствие внутреннего состояния тишины. Это такой своеобразный регулятор силы и воли и возможность воспитать в себе характер.

Только позитив и вера в свои силы, а не в злодейку судьбу

Удачу и веру в себя принесут только положительные эмоции, оставляйте весь негатив за бортом и вспоминайте только хорошее. Даже врачи говорят, что лучшее, что больной может сделать для себя во время болезни - это не думать о своих проблемах, а радоваться жизни и верить в лучшее. Не зря говорят, что при помощи силы воли можно заглушить даже физическую боль, нужно только отвлечь себя на другие дела. Это касается каждого дня в жизни. Если думать о плохом постоянно, то так серо и уныло будут протекать будни. Только собственноручно вы сможете привнести краски и радость в каждый ваш день. Каждый человек сам в ответе за свою жизнь и за то, как развиваются в ней события. Не думайте, что все предрешено судьбой, а изменить что-либо в лучшую сторону вы не в состоянии. Не отказывайтесь от инициативы, меняйте себя и мир вокруг. И помните: никто не сделает это за вас.

Будьте терпеливее и преодолевайте все страхи

Только сильный характер и сила воли дают возможность человеку преодолевать все трудности несмотря ни на что. Не думайте о мимолетном получении удовольствия, особенно, если это будет во вред самой главной цели. Учитесь не потакать своим эмоциям, учитесь ждать. Старайтесь воспитывать в себе силу духа и преодолевать страхи. К сожалению, многие наши страхи и являются главными врагами на пути к успеху. И боимся мы чаще всего чего-то надуманного, основанного на поверхностных наблюдениях. Как только вы преодолейте даже самый маленький страх, вера в собственные силы возрастет в несколько раз. Таким образом, и воспитывается в себе характер.

Очистите разум и будьте честными с другими и с самим собой

Каждого человека можно назвать садовником. Мы все выращиваем себя сами. Поэтому, что нужно сделать в первую очередь избавиться от сорняков, чтобы дать возможность прорасти чему-то чистому и прекрасному. Занимайте себя чем-то увлекательным, новым и интересным. Тем, что поможет развиваться и расти, воспитывать волю и характер. Будь честны перед другими и перед собой. О какой силе характера может идти речь. Любовь к тому, чтобы сказать неправду - это в первую очередь малодушие.

Пора действовать!

Теперь, когда мы разобрались с тем, как воспитать в себе сильный характер, пора начинать действовать! Заниматься самовоспитанием задача не из простых. В любом случае, когда захочется бросить все и сдаться, помните о следующем:

  • Принцип воспитывающего характера - пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте! Никто не ответит на вопрос, сколько придется предпринять попыток, чтобы добиться нужного результата и воспитать силу в себе. Но одно ясно точно - делать нужно до тех пор, пока не получится осуществить задуманное.
  • Принимайте поражение и никогда не опускайте руки - принцип воспитывающего характера обучения. Никакой силы воли и характера не будет, если вы не научитесь преодолевать поражения. Способность не сдаваться после череды неудач - то, что должны воспитать в характере ребенка родители. Ошибка или неудача - это путь постижения истины.
  • Избавьтесь от любого негативного влияния на вас извне, помните, что никакая ситуация или событие не должны сказываться на состоянии. Ставьте план работы над собой и учитесь правильно говорить. Лексикон - это один из принципов воспитания характера.
  • Окружайте себя людьми, которые схожи с вами по целям и стремлениям, чтобы они помогали вам тянуться вверх.

Конечно же, нет какого-то классического рецепта, чтобы воспитать в себе силу воли и характер. Пробуйте, стремитесь, учитесь.

Что поможет на пути к цели?

Воспитать в себе одну черту характера уже задача не из простых. Возьмите себе на заметку следующие правила:

  • Преодолевайте сложности, несмотря ни на что. Характер закаляют трудности.
  • Читайте книги и не только любимые, экспериментируйте с разными жанрами. Растите и развивайтесь.
  • Имейте свое мнение и высказывайте его.
  • Ставьте цели и, самое главное, добивайтесь их. Человек со слабым характером не знает, чего он хочет. Противоречия, сомнения, колебания мешают жить яркой и полноценной жизнью.
  • Научитесь говорить «нет». Неспособность дать ответ прямо - признак слабости.
  • Формируйте правильно свое окружение.

Мы сами себя воспитываем, растим и развиваем. Не забивайтесь в угол и формируйте в себе силу и упорство.

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.

Воспитание личностных качеств ребенка – это передача знаний о правильных формах поведения в обществе, акцентирование внимания на общепринятых нормах и ценностях. Поэтому воспитание ребёнка прежде всего подразумевает личностные примеры, на которых малыш и будет учиться у своего воспитателя.

Этапы воспитания личностных качеств

Итак, давайте поговорим о том, какие же этапы воспитания личностных качеств ребёнка существуют.

Первый этап – это формирование у ребёнка необходимости в познании социального мира и выработке определённых качеств.

Второй этап – усвоение ребёнком знаний и понятий о личностных качествах.

Третий этап – формирование различных навыков, умений и привычек поведения.

Ребенок сможет пойти все эти этапы только в том случае, когда воспитание будет включать различные формы активной деятельности. Поэтому задача воспитателя – организовать какое-то дело, а затем мотивировать ребёнка принимать в нём активное участие. Необходимо помнить о том, что время от времени, цель воспитания необходимых качеств может изменяться, в зависимости от того, что ребёнок узнаёт, какие выводы делает и как реагирует на ситуации. На воспитание личностных качеств влияют и изменения, которые происходят в обществе. Воспитатель должен следить за ними, чтобы правильно ориентировать ребёнка. Но стоит отметить, что в любом обществе ценятся такие качества как гуманность, духовность, свобода и ответственность. Чтобы воспитать эти качества, педагог должен чётко понимать цель и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Только так он сможет быстро достигнуть результата и быть уверенным, что воспитанник получил все необходимые навыки и может правильно расставлять жизненные приоритеты.

Многофакторность воспитания личностных качеств

Помните о том, что воспитание всегда является многофакторным. На личность постоянно производят воздействие самые разнообразные жизненные факторы. Поэтому нельзя пытаться воспитывать всех детей одинаково. Необходимо подбирать способы в зависимости от того, какие внешние факторы могут повлиять на мировосприятие ребёнка и формирование его ценностей. Также не стоит забывать о том, что у всех детей разные характеры. Например, одних стимулирует к действию строгое обращение, а других, наоборот, пугает. Тревожный и ранимый ребёнок будет воспринимать такую форму воспитания, как унижение и оскорбление со стороны педагога.

Ещё один немаловажный факт, о котором всегда должен помнить воспитатель – воспитание никогда не даёт мгновенного эффекта. Поэтому не стоит пытаться прививать малышу все необходимые качества за один раз. Дети не всегда понимают то, что им пытаются донести педагоги в силу самых разнообразных факторов, которые на них влияют. Поэтому нужно показывать ребёнку, как нужно вести себя и реагировать на те или иные события на собственном примере, повторяя это до того момента, пока не увидите, что малыш осознанно повторяет вашу модель поведения.

Положительный эмоциональный фон для воспитания

Работая с детьми, необходимо создавать положительный эмоциональный фон. Поэтому педагог должен внимательно следить за тем, чтобы в коллективе были хорошие взаимоотношения. Между ними должны быть равноправие. Также, ни в коем случае не нужно акцентировать внимание на промахах и ошибках ребёнка.

В период дошкольного возраста дети усваивают стандарты поведения и критерии их оценки, т.е. желательное это поведение или нет. В этом же возрасте развивается способность оценивать свои действия и их результаты, сравнивать их с ожиданиями окружающих его значимых людей (например, родителей), формируется и проявляется самоуважение, опирающееся на такие моральные чувства как стыд, смущение, гордость.

Моральные чувства и качества проявляются у ребенка при общении со сверстниками, взрослыми и в любой его деятельности. Задачи родителей и педагогов, несомненно, включают в себя формирование у ребенка здорового самолюбия и развитие его социально-моральных качеств.

Что же это за качества? Несмотря на актуальность данного вопроса для педагогов и психологов, на сегодняшний день единой классификации видов моральных чувств и качеств у детей не существует. Тем не менее, определенная систематизация присутствует, именно с ней мы и познакомимся поближе.

Одним из важных моральных чувств дошкольника является чувство правды: ребёнку очень нужно, чтобы его представления об окружающем мире были правдивыми, верными. Именно по этой причине он так стремится овладеть истиной. Разногласие между фактами, действительностью и их словесным описанием воспринимается ребёнком с недоверием, антипатией. Безусловно, что одного стремления к истине недостаточно для того, чтобы малыш вырос честным и совестным. Врождённым считается тяготение к познанию истины, а вот чувство правдивости нужно воспитать. Именно оно способствует ощущению душевного комфорта для личности. Искренность и правдивость - важные проявления личностного развития. Воспитание совести, чувства правдивости - вещи достаточно тонкие, особенно в дошкольном возрасте, когда ребёнок склонен к выдумыванию и фантазёрству. Этот процесс требует от взрослого человека здравого мышления, педагогической компетентности, тактичности, установления и поддержки взаимного доверия.

Чувство доверия проявляется у дошкольника по отношению к тем, кто вызывает у него позитивные эмоции. Это чувство выражается в открытости ребёнка, его стремлении контактировать с другими, в ощущении душевного комфорта от общения, в его готовности доверять человеку свои тайны и желания, делиться мыслями и переживаниями. Основанием для проявления ребёнком этого чувства является его позитивное отношение к окружению, опыт общения (в первую очередь с родителями), вера в то, что его всегда смогут поддержать в трудную минуту.

Чувство справедливости - это переживание ребенком своего стремления воплотить в жизнь правду, постигнуть истину, непринуждённо относиться к сверстникам и взрослым. Оно базируется на восприятии ребёнком понятия о нормах «хорошо» и «плохо». Ими оперируют во время банальных действий (распределение игрушек, ролей), внешних примеров проявления этих норм, когда ребёнок под влиянием наставлений родителей должен сам определить то или иное. Формированию чувства справедливости способствует объективность оценки действий ребёнка, а также развитие у малыша адекватной оценки самого себя.

Чувство эмпатии заключается в способности дошкольника понимать переживания других и сознательно стремиться помочь, проявить отзывчивость, сочувствие. Умение сопереживать формирует ребёнка, как часть социума. Развитие этого морального чувства ограничивает проявление нашего эгоизма, помогает ощутить себя на месте другого. Воспитание эмпатии заключается в поддержке ребёнка, если тот совершил что-то на благо и без корысти, не ожидая за это сверх похвалы, а воспринимая как естественный поступок. Чувство сопереживания также способствует восприятию дошкольником понятия «гуманизм», помогает адекватно осознать мнение и критику другого, помогает стать отзывчивым.

Чувство симпатии содержится в способности ребёнка отдавать предпочтение одним людям в сравнении с другими. Чем более благосклонен человек, тем более он симпатичен. Это чувство проявляется ребёнком в мелких поступках и деяниях: сесть рядышком, радостно приветствовать при встрече, вместе играть и разговаривать, рассказывать другим об объекте своей симпатии. Впрочем, дошкольник в своей расположенности к человеку руководствуется не только «силой притяжения» или детской влюблённостью, а достаточно весомыми мотивами - признанием авторитета конкретного лица, восприятием того, что вместе вероятность достигнуть желаемого возрастает.

Такое моральное чувство, как чувство собственного достоинства проявляется у дошкольника во время критики со стороны других, особенно авторитетных для него людей, в соответствии с его моральными нормами. Это чувство имеет место при попытке ребёнка отстоять своё «Я», свои права как личности или исполнителя определенной работы. Это чувство тесно связано с такой чертой характера как честность и является составной частью моральных эмоций.

Близкими к нему являются чувства самоуважения и самолюбия . Самоуважение дошкольника формируется под влиянием вежливого отношения, которое опирается на признание и выявление положительных качеств ребенка, его успешности в какой-либо деятельности. Самолюбие объединяет чувство собственного достоинства ребенка и его отношение к оценке окружающих. В целом же, воспитание у детей чувства собственного достоинства, самоуважения, как и других моральных чувств и качеств, в том числе совести, альтруизма, ответственности, способствует развитию у малыша способностей к адекватной оценке себя и других, умения сдерживать себя, действовать не импульсивно, а сознательно. Задача взрослых состоит в том, чтобы в процессе общения и совместной деятельности с ребенком создавать и поддерживать атмосферу жизнелюбия, оптимистическое настроение, положительное эмоциональное состояние, чувство защищенности, интереса к окружающему миру.

Виктория Пышная, педагог сети семейных центров "Азбука для родителей".

Похожие статьи