Очень ранимый ребенок. Впечатлительный ребенок: особенности поведения и что делать родителям

28.07.2019

Ранимый ребёнок — очень чувствительный и и зачастую плаксивый ребёнок, который медленно адаптируется к новой среде. Таким детям нравится, когда всё предельно предсказуемо и знакомо и не нравится, когда их перебивают, когда что-то идет не так или противоречит их воле. В противном случаем ранимый ребенок моментально расстраиваются и начинает плакать.

К тому же ранимые дети очень застенчивы и им сложнее влиться в коллектив. Они, как правило, эгоистичны и испытывают трудности, когда приходится делиться игрушками с другими детьми. В некоторых случаях ранимые дети проявляют агрессию, злость и устраивают истерики. Однако, если же предоставить такому ребенку самостоятельно что-то делать, то он с радостью погрузится в работу, будет рассуждать, обдумывать что-то.

Если сравнивать ранимых детей со взрослыми, то их можно в какой-то степени приравнять к интровертам. Они вроде бы достаточно умны и амбициозны, но очень закрыты от внешнего внимания. Они живут в каком-то своем «плюшевом» или «изумрудном» мире, где все происходит по их правилам.

Причины ранимости детей.

  1. Инстинкт сохранения достоинства. Если ребёнок слишком силен, то он склонен к сверхранимости и сверхобидчевости. Такие дети заблаговременно ожидают от других агрессии, унижения, оскорблений в свой адрес, даже когда этого не происходит и всегда готовы дать бой. Данное поведение вызывает конфликты со сверстниками. Да и со взрослыми ранимые дети ведут себя спокойно до тех пор, пока те «гладят их по шёрстке». Но и тут надо быть аккуратным, чтобы не дай Бог, не погладить против шерсти. Иначе плач и замкнутость ребёнка — гарантированы.
  2. Комплексы ребёнка. Исходя из первого пункта, к основным причинам можно отнести и различные комплексы ребенка: дефекты речи, непристойный или невыразительный внешний вид, социальное и материальное положение и т.п. Ребенок слишком зависит от своего комплекса и также везде видит попытки издёвок от других. За частую такие дети становятся изгоями и «козлами опущения».
  3. Врожденная чувствительность. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  4. Родители во всём потакают ребенку. Когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него формируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнок начинает считать себя главным. И когда будут поступать замечания о его поведении, то он будет обижаться и плакать.
  5. Ожидания ребёнка. Излишняя избалованность ребенка зарождает в нем множество стереотипов и ожиданий. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное». И когда этого не происходит ребёнок обижается и протестует. Наверно многие из вас видели в магазинах мам, тащащих за собой капризного ревущего ребёнка, которому не купили игрушку.

Как быть, если у вас ранимый ребенок?

Прежде всего, нужно набраться терпения и шаг за шагом давать понять вашему ребёнку, что это такое — истинное чувство достоинства. Объясните малышу, что гордость и гордыня совершенно разные понятия, так же как шутка и злопыхательство, или справедливая критика и обычное критиканство. Внушите своему ребенку, что из-за своей обидчивости и плаксивости он может не только лишиться друзей и никогда не приобрести новых, но и, наоборот, нажить себе врагов.

Ваш ребенок должен уяснить раз и навсегда, что на таких, как он, «возят воду» злые люди, используя их обидчивость. Дайте ему понять, что его чрезмерная обидчивость — это проявление глупости, которая не защищает его, а наоборот убивает в нём всякое уважение.

Однако, ни в коем случае не пытайтесь сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (какой он был вчера и, какой, возможно, будет завтра). Проводите с ребёнком этакие «взрослые» беседы, чтобы он понимал к чему может привести его нынешнее поведение.

Ранимые детки нуждаются в ободрении, упорных занятиях с репетитором, чтобы добиться желаемого уровня успеваемости. Им нужно окрепнуть физически и морально, чтобы в трудной ситуации они смогли постоять за себя, терпеть боль и издевательства, а не убегать или плакать. Если уделять ранимому ребенку достаточное внимание и постоянно работать над его проблемой, то вскоре и взрослые, и дети изменят к нему свое отношение. Сам ребенок успокоится и станет добродушнее и терпимее относиться к подтруниванию над собой, обретёт понимание той или иной ситуации и будет осознанно принимать свои решения. Тем самым прекратятся постоянные плачи и капризы. Ребенок перестанет считаться ранимым и будет преуспевать, как в учёбе так и в отношениях с окружающими людьми.

Чувствительностьне является пороком. Как утверждают психологи, нервная система начувствительность отрицательно не реагирует. Человек, имея крепкие нервы,справляется с одними сложностями, впечатлительный с другими.

Чувствительность,если она повышена, способна притягивать к впечатлительному человеку взрослых идетей. Такого человека можно сравнить с антенной, улавливающей настроенияокружающих его людей. Он сострадает, сопереживает, умеет настроиться на эмоциисвоего собеседника и этим вызывает расположение к себе.

Начинаяс детства, он спит очень мало. Очень трудно успокаивается, если заплачет.Повзрослев, такой ребенок тяжело переносит неудачу – может злобно ломать своиигрушки и заходиться истерикой, если что-то не получилось. Причиной всему этомуявляется повышенная чувствительность, передаваемая телу и душе.

Дети,имея склонность к истерике, абсолютно не терпят боли. Так, посещение врачастановится сущим адом для его родителей. Истерика может начаться только оттого, что намечается поход в поликлинику. Ну, а если уж дело касается прививок,то в этом случае достается не только родителям, но и медперсоналу. Ребенокплачет от любой царапины или занозы, не давая прикасаться к себе. Обычно,реакции у него на любые мелочи очень бурные, можно сказать, не соответствующиепричине негодования.

Впечатлительнымдетям свойственна мнительность. Стоит спросить такого ребенка о том, как онсебя чувствует, то он обязательно ответит, что очень плохо, что у него головныеболи, боли в животе и горле. Однако это не соответствует действительности, унего всего-навсего обыкновенный насморк.

Ребенокочень хорошо умеет использовать свою повышенную чувствительность как предметспекуляции в случаях, когда ему чего-то не хочется делать, например, не пойти вшколу или же не исполнить какое-то поручение. Но, как утверждают психологи, утаких детей болевые ощущения действительно сильнее, и стрессовая ситуацияухудшает их самочувствие гораздо серьезнее, чем у других детей.

Естьеще одна черта, отличающая их от других, это склонность к обидам. Если кто-топрикрикнул, то он тут же начинает плакать. Поэтому всегда надо помнить о том,что при любых обстоятельствах надо воздерживаться от окриков в адрес малыша.Эти дети также очень пугливы. Не стоит говорить ему, что бояться не нужно –это бесполезно, так как грань его страха на таком же уровне, что и грань боли.Будет лучше, если такого ребенка приучать к различным обстоятельствам иситуациям постепенно, без напора.

Неосознавая того, можно усилить в ребенке такое качество, как мнительность. Нестоит его часто жалеть, приговаривая при этом, что он бедняжка, бедолага, чтовсе время падает и ушибается. При таком отношении он даже при желании несможет справиться со своим страхом перед всякими царапинами и ушибами.

Будьтеспокойны в любых ситуациях и примите его повышенную чувствительность какдолжное. Этим вы поможете ему побороть свои эмоции. Ведь такой ребенокчувствует гораздо сильнее других не только физическую боль, но и реагирует намнение окружающих гораздо ощутимее. Если ему что-то запретить, он может впастьв ярость и крушить все, что попадет под руку. А такой незначительный запретдругого ребенка не смутил бы вовсе.

Такиегиперчувствительные дети тяжело реагируют на даже маленькие неудачи, подолгуплачут и злятся. Это выявляется как на оценке других, так и на самооценке.Такой ребенок всегда плохого мнения о себе. Стоит ему чем-то заняться, еготерпение быстро заканчивается и он делает вывод, что не умеет ничего делать. Нои не торопится поработать над собой, так как не верит в свои силы и неприкладывает усилий к преодолению трудностей. Из-за этого и интерес ко всемуутрачивает очень быстро.

Как себя вести родителям

Родителидолжны знать, что заметив такое поведение ребенка вовремя, можно избежатьдальнейшего усугубления этого состояния. Обращайте внимание на раздражительностьи недовольства ребенка во избежание дальнейших серьезных проблем. Только своейподдержкой, а не нравоучениями, вы поможете малышу положительно восприниматьсамого себя и поверить в свои силы, научиться с уважением относиться к себе иокружающим. Таким образом, он с легкостью сможет укрощать своювпечатлительность. Научите его брать себя в руки, несмотря на то, что это нетак легко, как кажется.

  1. Не контактируйте с ребенком, когда вы сами взвинчены - этим вы передадите емусвое беспокойное состояние, ведь даже младенец чувствует ваше состояние.
  2. Не реагируйте на то, что ребенок плачет и вопит. Не пытайтесь привести егов чувства криками или уговорами – в таких ситуациях он вас не услышит.
  3. И не причитайте, увидев, что он разбил коленку. Будет лучше, если вы простообработаете ранку.
  4. Проблемы ребенка не преуменьшайте и не говорите, что ничего страшного непроизошло. Не уверяйте, что в школе он будет всегда первым во всем.
  5. В любых ситуациях сохраняйте спокойствие, если рядом находится ваш ребенок.Взяв на руки, успокаивайте его, но только тогда, когда он не возражает, так какесть дети, которые в состоянии стресса не любят, когда к ним прикасаются.
  6. Необходима сдержанность при общении с ребенком. Однако ласка никогда не будетлишней. Решать проблему в момент, когда у ребенка истерика, нет смысла.Отложите это на потом, когда обстановка разрядится.
  7. За проявление мужества в победе над собственной слабостью необходимо хвалить иподдерживать.
  8. Приветствуйте его достижения во всех начинаниях. Если ребенок поверит в себя,он легче сможет перебороть свои отрицательные эмоции. Никогда не забывайте отом, что только вы можете помочь своему ребенку справиться с повышеннойчувствительностью.

Здравствуйте, дорогие родители!

Некоторые жизнерадостные семьи сталкиваются с проблемой обидчивости своего ребенка. Сначала это происходит не так часто, но вот уже все чаще и чаще, и ребенок обижается уже по малейшему поводу, и подобные ситуации становятся для родителей именно проблемой.

Излишняя обидчивость мешает как самому ребенку, так и всему окружению. Обидчивый ребенок что делать с его обидой? Как поступать родителям, чтобы еще больше не травмировать маленькую личность? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

Причины детской обидчивости

Почему ребенок обидчивый, в чем причины его поведения? Обида — психологическая реакция, эмоция, неоправданные ожидания ребенка.

Обида, скорее демонстративное чувство, чтобы все видели и знали, что я обиделся, с целью получить раскаяние со стороны обидчика. И это чувство склонно перерастать в привычку. Чем старше становится ребенок, тем сложнее избавиться от этой привычки.

Как часто родители не обращают должного внимания на детские обиды, не придают значения, а ведь именно они могут сопровождать нас на протяжении всей нашей жизни и болтаться ненужным балластом, преследуя нас. Отсюда и развитие комплексов, и недоверие к окружающим, и плохие отношения с близкими.

Почему так происходит, где корень детской обидчивости и как его выкорчевать?

Основные причины обидчивости ребенка в дошкольном возрасте:


Как помочь ребенку

Справиться с обидой, как вести себя родителям в подобных ситуациях:


Игры для обидчивых детей

Если малыш иногда обижается на друзей или близких, но быстро отходит и забывает, то нет причин для беспокойства. Но если обиды стали постоянны и ни дня не проходит без них, и они сопровождаются долгим затяжным плачем, то нужно принимать меры.

Попробуйте поиграть с ребенком, это еще больше вас сблизит и вызовет доверие.

Отпускаем обиды . Берем воздушный шарик и ребенка. Идем в любое понравившееся место, пишем маркером на шарике все свои обиды, переживания, неудачи. Дайте ребенку подумать, не торопитесь. И отпустите шарик в небо. Отпустите все свои обиды.

Игра: «Чур не обижаться!» Нам потребуются небольшие листки для записей или можете использовать любые другие. Главное правило: чур не обижаться! Ведь это игра. На каждом листке мама пишет обидные для ребенка словосочетания. Например «ты жадина», «ты злюка», «ты нарисовал некрасивый рисунок сегодня».

Каждая записочка заворачивается в трубочку и перемешивается и кладется в любую емкость, будь то вазочка, шляпа, или мешочек. Ребенок тянет записочку и должен зачеркнуть обидные слова и написать противопоставления к ним. Например: «я добрый», «я люблю делиться со своей сестрой игрушками», « А эта картина мне и самому не понравилась». Обсудите записочки, если ребенок затрудняется ответить, вместе ищите решение. Больше фантазии и юмора.

Заполните сердце ребенка своей любовью и обидам там не будет места!

Буду сердечно признательна, если увижу ваши комментарии, напишите, как вы справляетесь с детскими обидами вашего малыша.

Впечатлительный, ранимый ребенок тяжело переносит неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения... Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Чувствительность - не порок. Психологи утверждают, что нервная система повышенной чувствительности не является отрицательным свойством. Люди с крепкими нервами справляются с одними жизненными задачами, а впечатлительные - с другими.

Именно повышенная чувствительность всю жизнь притягивает к впечатлительным людям и детей, и взрослых. Такой человек похож на чуткую антенну, улавливающую малейшие нюансы настроения окружающих. Он умеет сострадать, сопереживать и с малых лет способен настраиваться на эмоциональную волну собеседника, вызывая тем самым его расположение.

Будучи грудничком, он мало спит, а когда плачет, его невозможно успокоить. Став старше, ребенок болезненно переживает свои неудачи - со злостью разрушает башню из кубиков, если она не получилась такой, как ему хотелось, и заходится в рыданиях, коль не удался рисунок.

Причина истерик - повышенная чувствительность нервной системы, которая передается и телу, и душе. Склонные к истерикам дети совершенно нетерпимы к боли, при этом они ее будто бы ждут. Каждый визит в поликлинику сущий ад для родителей (бурную реакцию вызывает само сообщение о походе к врачу). А уж если речь идет о прививке, то места мало всем: и родителям, и медсестрам, и другим пациентам...

Плач и крики раздаются при любых царапинах. Если в пальце заноза, то малыш не дает прикоснуться к руке, а разбитое колено - причина капризов на неделю, не меньше. Чаще всего его реакция несоизмерима с тем, что произошло. Кроха доводит себя до такого состояния, что не слышит ничего вокруг: ни ваших аргументов, ни слов утешения.

А если и слышит, то не понимает («Почему мама говорит, что не случилось ничего страшного, если мне так больно, а папа недовольно морщится?»). Впечатлительные дети обычно очень мнительные. Если ты спросишь такого ребенка, как он себя чувствует, тот наверняка ответит, что плохо, у него болит голова, и живот, и горло (хотя он, лишь слегка простыл).

Свою повышенную чувствительность малыш прекрасно использует в различных ситуациях, например, когда не хочет идти в садик или к тете, которую не любит. Между тем психологи утверждают, что эти дети действительно ощущают боль и у них ухудшается состояние в стрессовых ситуациях.

Еще одна отличительная черта - крайняя обидчивость. Стоит повысить на малыша голос, как на его глазах мгновенно появляются слезы. Как бы ни сложились обстоятельства, всегда об этом помни.

Маленький ипохондрик также довольно пуглив. Бесполезно ему говорить, что не нужно бояться, ведь его порог страха, как и боли, очень низкий. Лучше постепенно и разумно приучать его к различным обстоятельствам.

Мнительность ребенка ты можешь неосознанно усилить. Если будешь чересчур его жалеть, повторять, какой он бедненький и как сильно поцарапал ручку, то кроха даже не попытается перебороть свой испуг.

Прими его повышенную чувствительность как должное и, что бы ни случилось, сохраняй олимпийское спокойствие. Тем самым ты поможешь ему справиться с собственными эмоциями.

Ранимый ребенок чувствителен не только к физической боли, но и к мнению родителей или сверстников. Незначительный запрет, на который другой малыш просто не обратил бы внимания, может привести его в ярость (он падает на пол, кричит, топает).

Тяжело переносит карапуз и неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения.

Чем-то, занявшись, он быстро теряет терпение и приходит к выводу, что ничегошеньки не умеет. Однако работать над собой не спешит, потому что не верит, что сможет преодолеть трудности. По этой причине быстро утрачивает ко всему интерес.

Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Если же на плач, недовольство и раздражительность ребенка не обращать внимания, в будущем это выльется в весьма серьезные проблемы.

Только родительская поддержка (но без долгих нравоучений) способна привести к тому, что малыш станет положительно воспринимать сам себя, а в дальнейшем поверит, что многое может, и попытается преодолеть мешающие ему слабости.

Он научится уважать себя и окружающих! И тогда ему будет легче укротить свою безграничную впечатлительность. Помоги малышу взять себя в руки! Правда, это не так просто, как хотелось бы.

Родителям очень впечатлительных деток психологи предлагают ряд рекомендаций:

Не стоит контактировать с малышом, когда ты сама взвинчена. В противном случае велик риск передать ему свое беспокойство. Даже грудничок прекрасно чувствует твое настроение.

Не реагируй резко на плач и вопли карапуза. Не пытайся привести его в себя окриками или уговорами: он в такие моменты все равно ничего не слышит.

Не слишком причитай над ним, если он разобьет колено. Лучше быстро замажь ранку зеленкой.

Не преуменьшай проблемы ребенка. Не говори: «Подумаешь, ничего страшного!». Не уверяй, что в садике все образуется, а в школе он вообще будет самым первым.

Что бы ни случилось, в присутствии крохи сохраняй спокойствие. Бери на руки, гладь по голове, если он не возражает (но помни, что некоторые дети в таком состоянии не терпят прикосновений).

Веди себя с малышом сдержанно, но в, то, же время ласково, смотри ему прямо в глаза. Приводить свои аргументы по поводу той или иной ситуации есть смысл только тогда, когда пройдет первая волна истерии.

Всегда хвали, если карапуз был мужественным и победил собственную слабость. Цени его усилия и всячески поддерживай.

Приветствуй его достижения во всех областях. Ребенок, который верит в свои силы, легче справляется с эмоциями.

Многие родители могут заметить, что их ребёнок может часто обижаться. Он «надувается по пустякам», слишком эмоционально реагирует на замечания, подолгу сидит в одиночестве, плачет… Маленький человек страдает от собственной обидчивости, а родители переживают и не знают, что делать в таких сложных ситуациях. Наша статья поможет вам, уважаемые родители, разобраться в особенностях такого явления как детская обидчивость.

Причины детской обидчивости

Обида - эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку - более всего, хотелось бы чувствовать свою важность и ценность, по крайней мере, со стороны близких ему людей. У одних эта природная потребность выражена большей степени, у других - в несколько меньшей. Однако и те, и другие дети переживают те моменты, которые связаны с тем, как их воспринимают.

Детская обидчивость - это факты степени ранимости и уязвимости ребёнка в той или иной сфере представлений о себе (характер, внешность, способности и т. д.). Давайте рассмотрим причины , вследствие которых ребёнок может огорчаться и обижаться:

  1. Врождённая чувствительность ребёнка. Некоторые дети от природы эмоционально чувствительны и ранимы, поэтому часто обижаются. Такие дети особенно испытывают потребность в привязанности к родителям, их любви, принятии ими со всеми особенностями.
  2. Непринятие родителями особенностей ребёнка. Многие родители демонстрируют, что будут принимать ребёнка лишь в том случае, когда его поведение будет соответствовать их требованиям. Родители, пытающиеся жёстко переделать ребёнка, как бы «нарушить границы его комфорта», стыдя его и лишая тёплого отношения, провоцируют его обижаться ещё больше. А постоянное отвержение индивидуальности ребёнка (критика, упрёки) способствуют развитию неуверенности у малыша и побуждают думать, что он не нужен и его не любят.
  3. Ребёнок неадекватно реагирует, потому что ощущает враждебность мира. Сталкиваясь с постоянными ограничителями разных проявлений своего поведения, ребёнок начинает видеть даже нейтральных ситуаций. Он считает, что всё против него. Не имея сил противостоять внешним ограничителям, унижающим его достоинство, ребёнок замыкается в себе, обижается.
  4. Ребёнок понимает, что не соответствует ожиданиям окружающих. В таких случаях он либо злится и ведёт себя агрессивно, либо раздосадовано обижается.
  5. . Бывает так, что родители не верят в самостоятельность ребёнка, не позволяя ему самостоятельно справляться с трудностями. Тогда у него формируется боязнь сложных ситуаций и стрессов, неспособность их преодолевать. Такой ребёнок будет расти с ожиданием, что всё итак сделают за него. А при встрече с трудностями - искренне будет обижаться на весь мир.
  6. Родители потакают желаниям ребёнка. В том случае, когда родители стремятся выполнить все желания ребёнка и разрешают вести себя, как угодно, у него сформируется впечатление, что весь мир ему должен. Ребёнку, который считает себя главным, будут поступать замечания о его поведении. И, конечно, он будет обижаться, так как является не менее ранимым, чем другие дети.
  7. Ожидания ребёнка. Например, ребёнок думает: «Мама должна мне каждый раз покупать что-то вкусное», а этого вдруг не происходит. Встречаясь с иным представлением родителей о сложившейся ситуации, ребёнок обижается и протестует.

«Совет. Лучшее, что могут родители для правильного развития личности ребёнка, - это начать воспринимать его как неповторимую личность. Любите ребёнка таким, каким он есть».

Справляемся с проблемой

Вы заметили, что ваш ребёнок весь в слезах, обиженный? Как вести себя?

  1. Нужно совладать с собой. Плач ребёнка, а особенно выводят из себя. Важно не срываться, даже если это происходит в людном месте и в десятый раз. Контролируйте эмоции, будьте спокойным (хотя бы внешне): так вы сделаете первый шаг к тому, чтобы малыш успокоился.
  2. Нужно помочь ребёнку успокоиться. Будьте ласковы к ребёнку, обнимите его. Лучше присесть, чтобы ваши лица были на одном уровне: так объяснения лучше будут восприняты. Успокаивая ребёнка, гладьте его по голове, держите за руку, разминая пальчики. Так плохие эмоции останутся позади.
  3. Нужно посочувствовать. Даже если ваш ребёнок совсем ещё кроха, важно озвучить его чувства. Он поймёт, что мама неравнодушна к его проблеме, она всё понимает и глубоко сочувствует. Скажите несколько раз: «Ты расстроился, мой маленький, я понимаю тебя…».
  4. «Нельзя» вдруг становится «можно». Этот небольшой секрет поможет предотвратить обиды и истерики. Да, мороженое есть нельзя, потому что сейчас зима, но можно кусок вкусного пирога и сок. Да, мамин телефон самому нельзя брать нельзя, но можно поиграть с ним вместе с мамой. Подытожим: безоговорочное «нет» вызывает обиду, а частичное – не такую отрицательную эмоцию.

Игры для обидчивых детей

«Совет. Родителям важно помогать ребёнку постигать свой собственный мир, осознавать свои достоинства и недостатки. Так укрепится внутреннее самоощущение ребёнка и не будет места для обидчивости».

По сути, - это наше отношение к ситуациям. Дети нередко перенимают у родителей манеру реагировать на ситуации, действия и слова других людей. Поэтому родителям лучше следить за своим поведением. А для профилактики обидчивости подойдут специальные игры:

  • Обзывалки. Сядьте рядом с ребёнком, возьмите . Предложите говорить друг другу обидные слова. Только заранее обсудите, какие слова допускаются. Например, не самые грубые выражения, а названия овощей и фруктов, животных, бытовых предметов, сказочных персонажей. Каждое обращение может начинаться со слов: «А ты… бледная поганка!» Договоритесь, что через 5-6 обращений, вы начнёте говорить приятные слова: «А ты… цветочек мой!». Здесь важна быстрота реакции, юмор. Обратите внимание ребёнка на то, что это всего лишь весёлая игра: здесь обижаться не нужно. Эта игра снимает напряжение. Хорошо, когда в неё играют несколько детей.
  • Жужа. Выбирается ведущий - «жужа», вокруг которого бегают, дёргают его, строят рожи, дразнят. Когда «жуже» надоедают приставания, он вскакивает и пытается догнать одного из обидчиков. Кого поймали - тот и «жужа». Важно, чтобы каждый ребёнок, принимающий участие в игре, побывал в разных ролях. Эта игра учит управлять эмоциональным состоянием, становиться не таким обидчивым, смотреть на мир глазами другого человека.
  • Дракон. Лучше, чтобы участников было несколько. Построившись в линию и держась друг за дружку, нужно первому в строю («голове»), ухватиться за последнего («хвост»). Когда «голова» «ухватила» «хвост», нужно поменяться ролями. Важно, чтобы все участники побывали в обеих ролях. Такая игра помогает детям, испытывающим проблемы в общении, стать увереннее в себе, успешно влиться в детский коллектив.

«Совет. На детскую обидчивость важно взглянуть с точки зрения построения всей воспитательной системы в семье. Важно, чтобы между родителями царило согласие, а ребёнку уделялось достаточно внимания. Тогда детских обид будет гораздо меньше».


Как вести себя с обидчивым ребёнком

  1. Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом.
  2. Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает.
  3. Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои и намерения.
  4. Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё.
  5. Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.
  6. Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет.
  7. Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности.
  8. Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации.
  9. Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то.
  10. Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.

Родителю обидчивого ребёнку на заметку

  • Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка.
  • Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях.
  • Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно.
  • Научите ребёнка ставить себя на место другого человека.
  • Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг - разнообразны; пусть он осознает это и примет.
  • Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку.
  • Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором.
  • Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.

видео, в котором психолог рассматривает причины и последствия обидчивости подростков

Будьте внимательными к внутреннему миру своего ребёнка, уважайте его мнение, принимайте и любите таким, каков он есть. Такое отношение поможет воспитать эмоционально уравновешенного и оптимистичного ребёнка, способного самостоятельно справиться с проблемами.

Похожие статьи