Энциклопедия маркетинга. Материальное положение семьи: определение, особенности расчета

18.07.2019

Уровень материального достатка подтверждается платежными документами, свидетельствующими о поступлении средств. Например, если человеку поступает зарплата на карту, то выписка будет служить доказательством постоянного дохода. То же касается сберегательных книжек. Такими способами подтверждается платежеспособность человека.

Многим семьям недостаточно дохода, поэтому в большинстве регионов действует положение о материальной помощи. Оно предоставляет возможность получения пособий в случае наступления сложных ситуаций. Дополнительные выплаты предоставляются многодетным и малообеспеченным семьям, безработным гражданам, инвалидам и прочим социальным группам.

Образец написания характеристики на семью

  1. Наблюдать за семьей, проводить личные беседы с каждым из ее членов, наносить визиты и записывать итоги о проделанной работе.
  2. Наличие закона о семье.
  3. Отзывы о каждом из родителей от учителей (они подробно должны рассказать о жизни каждого из воспитанников) о том, какое отношение в семье к ребенку (детям) и справляются ли родители со своими обязанностями.
  4. Другие мнения.

Вашему вниманию пример, который сохранит время изготовления хорошего документа Не изменно нужно было явиться к работнику по кадрам с характеристикой. Теперь характеристики начали называть рекомендательным письмом. Когда подходил черед устраиваться на работу, или занять важную должность. Есть разница получать характеристику, иное составлять. При социализме рекомендацию заменяла обычная характеристика. Почти всем приходилось сталкиваться с таким термином как характеристика. В современных реалиях в привычный обиход входит иностранное понятие как письмо с рекомендацией.

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Характеристика семьи — это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий — это объективность сделанных выводов.

Чтобы знать и уметь оценивать состояние психологического климата семьи, или иными словами ее социально-психологический статус , целесообразно разделять все взаимоотношения на отдельные сферы по принципу участвующих в них субъектов: на супружеские, детско-родительские и отношения с ближайшим окружением.

В обязанности родителей входит защита интересов своих детей. Они являются законными представителями ребенка и могут отстаивать их права и интересы в отношении с физическими и юридическими лицами. Это право родители не имеют, только в случае если органы опеки считают действия родителей противоречащими интересам ребенка.

Какое бывает материальное положение семьи для характеристики

По доходам 81% попадает в градацию от 1000 до 6000 рублей, причем подавляющее большинство (56%) – в ее нижний предел – от 1000 до 3000 рублей. Десятая часть вообще живет менее чем на 1000 рублей в месяц. Среди источников доходов возрастает роль пенсий (29% при средних 18%) и пособий (14% при средних 10%).

Больше половины представляющих наиболее обеспеченную группу имеют подушевой доход выше 6000 рублей. Они реже работают на государственном предприятии (25% от числа имеющих работу при 42% в среднем для всего населения), но заметно чаще имеют свой бизнес (23% от работающих при 7% в среднем).

Социальная характеристика семьи образец

Проживают по адресу: г.Краснодар, ул. дом. кв. тел. в 1-2-3-комнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната/ребенок делит комнату с членом семьи/ребенок не имеет отдельного места для сна и занятий/и т.д. Санитарное состояние квартиры, комнаты (порядок, беспорядок, уборка проводится регулярно/не регулярно, захламленность, чистота, отсутствие мебели, требуется косметический ремонт и т.д.). Обстановка способствует успешному развитию ребенка/не способствует благополучному существованию ребенка.

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным/стабильным/высоким/средним/низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей/безработностью отца/уклоном от уплаты алиментов отцом/алкоголизмом/и т.д. Семья испытывает/не испытывает финансовых затруднений, средний доход – 3000 рублей на человека. Это влияет/не влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации/чувство неполноценности у детей и т.д. Ребенок обеспечен/не обеспечен необходимой одеждой, имеет деньги на карманные расходы/экономит на обедах в столовой.

Характеристика семьи

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Положительная характеристика на семью: образец

Бывают ситуации в жизни, связанные как с профессиональными, так и с социальными нюансами, когда для получения учреждением или частным лицом требуется характеристика на семью. Это официальный бланк документа, предоставленный с учебного заведения, рабочего места или из социальной организации, в котором охарактеризован отдельный гражданин или вся семья.

Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать. Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей. Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.

Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности

Путь к сердцу такого занятого человека, зачастую, лечит через создания ему эмоционального комфорта в общении и переписке, создания атмосферы любви и романтики. Со своей стороны, возможно, такой человек поможет решить ваши материальные проблемы, но не всегда у него есть дополнительные душевные ресурсы терпеть личные неурядицы или желание подстраиваться под вас.

Есть люди, которые достаточно загружены учёбой, работой, домашними делами, но тем не менее, умеют распланировать своё время так, чтобы успеть уделить внимание и личной жизни. Причём, из-за своей собранности, порой, успевают больше, чем менее загруженные люди, добиваются того, что запланировали, а потому, довольны жизнью. Ищите такие анкеты, где в разделе О себе по используемым в тексте словам чувствуется оптимистичное настроение и, где фотографии говорят о способности вести активный образ жизни.

Уровневость материальной обеспеченности семьи

Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душевых доходов.Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним-двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. В целях активизации экономической функции семьи в территориальных центрах социальной помощи семье и детям создаются в соответствии с Примерным положением отделения социально-экономической помощи. Основными направлениями деятельности таких отделений являются:

Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.

24 Июл 2018 9336

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Особенности данного института

Семья — это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно — она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, — основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое — от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый — строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, — не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Вернуться к оглавлению

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей — один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества — школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.


Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 11. – С. 23–27. 4. работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П.

Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С.

90–97. Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Социальный статус

Определение статуса семьи

Определение статуса семьи

полной, когда оба родителя состоят в браке,

неполной, когда брак не заключали (одинокая мама, установление отцовства) и расторжение брака,

многодетной в случае, когда в семье три и более несовершеннолетних ребенка до 18 лет,

малообеспеченной в случае, когда прожиточный минимум семьи не превышает установленный прожиточный минимум в Челябинской области утвержденный Постановлением Губернатора Челябинской области.

© УСЗН Красноармейского муниципального района, 2011-2019

Категория семьи в анкете что писать

категория семьи в анкете что писать

В разделе Прочие дела домашние на вопрос Дали анкету, а там есть графа»Социальный статус семьи».Это как вообще?

Социальный статус — понятие комплексное. Сюда входят: состав, доход, условия жизни, образовательный статус членов семьи (который сам складывается из.) , принадлежность к определенной социальной группе (она тоже может определяться вышеперечисленным

Социальный статус семьи — что это?

Социальный статус семьи: примеры

Эти критерии можно применять для оценки социального статуса как каждый обособленно, так и все в совокупности. Зависит от цели анализа. Как определяется статус Вообще, социальный статус достаточно тяжело четко обозначить.

Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный работник.

Человек может обладать разными.

Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д.

Материал (1 класс) по теме: Анкета для родителей будущих первоклассников

  • Домашний адрес по прописке: _____________________________________
  • Домашний адрес фактически: ______________________________________
  • Какое учреждение дополнительного образования посещает ребёнок:
  • Неполная
  • В разводе
  • Дети-инвалиды (кто, группа, заболевание)
  • Родители-участники боевых действий
  • Малообеспеченная
  • Родители-инвалиды (кто, группа)
  • Безработные
  • Многодетная
Ваш психолог - что это?

статус семьи: примеры Как следствие, все социальные навыки они могут получать только в рамках своей группы.

Анкета заполняется на английском языке.

В правом поле анкеты есть пояснения вопросов на русском языке: наведя на текст курсором мышки, вы увидите перевод.

И. О. матери, дата рожд.______________________________________________ Образование матери, моб.

Социальный статус ребенка в анкете что писать

- это характеристика, отображающая адаптированность семьи к воспитанию ребенка на данный момент. Это динамический параметр, изменяющийся со временем. Эффективность воспитания ребенка значительно уменьшается, если ухудшается.

Что это значит? Данная характеристика влияет на успешность воспитания ребенка.

Для данного типа семей характерен прекрасный уровень реализации функций.

Горохова Елена Владимировна ->

Социальное положение в анкете что писать

Автобиографию составляют в произвольной форме, но отдельные элементы и реквизиты должны присутствовать в ней обязательно.

Как написать о своём материальном положении, заработках, доходе, обеспеченности

Социальный статус семьи и ее функции

Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой.

Чем Вы занимаетесь в настоящее время?

1.1. работаю в производственной сфере

1.2. работаю в непроизводственной сфера

2. учусь в школе, лицее,

3. учусь в ПТУ, профессиональном лицее, ремесленном училище

4. учусь в техникуме, колледже

3. учусь в вузе

4. временно не работаю и не учусь

5. безработный

6. другое (напишите)_____________________________________

Каково Ваше образование?

1. начальное

2. среднее

3. среднее специальное

4. незаконченное высшее

47. Сколько Вам лет? ________________________

Ваш пол?

1. мужской

2. женский

49. Ваша национальность _____________________________

Ваше семейное положение?

1. живу с матерью и отцом

2. живу матерью и отчимом

3. живу с отцом и мачехой

4. живу с другими родственниками

5. живу только с отцом

6. живу только с матерью

7. имею собственную семью

8. живу один

9. другое (напишите) ________________________________________

Каково социальное положение Ваших родителей или лиц, заменяющих их?

Благодарим за ответы! 12

Уважаемый молодой человек!

Лаборатория социологических исследований Сургутского государственного университета приглашает Вас принять участие в исследовании, которое проводится с целью изучения мнения молодежи об общественно-политической ситуации в стране, регионе и городе. Просим ответить на вопросы нашей анкеты. Для этого достаточно обвести кружком тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. В тех случаях, когда это не оговаривается, следует давать только один ответ. Анкета анонимна.

МЫ ОЧЕНЬ НАДЕЕМСЯ НА ВАШУ ОТКРЫТОСТЬ!

Каких целей, по Вашему мнению, необходимо добиваться в жизни в первую очередь?



2. получить престижную работу

3. сделать карьеру

4. создать свой бизнес

6. купить квартиру, жилье

7. другое (напишите) __________________________________________

8. затрудняюсь ответить

Следующие два вопроса адресованы тем, кто учится, те, кто работает переходят к вопросу №4 , остальные - переходят к вопросу №7.

В чем для Вас заключается смысл образования?

1. раскрытие способностей, потребность

2. средство для достижения успеха в жизни, карьеры

3. обязаловка

4. другое (напишите)________________________________________

5. затрудняюсь ответить

Насколько на Ваш взгляд, Вам будет легко найти работу после окончания учебного заведения?

1. я уже знаю, где буду работать

2. думаю, что сумею найти работу

3. думаю, что работу найти будет трудно

4. думаю, что работу будет найти невозможно

5. затрудняюсь ответить

Теперь перейдите к вопросу № 7.

Какие реальные возможности Вы имеете на своей работе?

1. использовать имеющиеся знания

2. повысить свою квалификацию

3. повысить свою заработную плату

4. продвинуться по службе

5. никаких возможностей нет

В какой мере Вы удовлетворены уровнем заработной платы?

1. в полной мере

2. не совсем в полной мере

3. совсем не удовлетворен(а)

4. затрудняюсь ответить

6. подписание обращений, петиций в органы власти

7. участие в митингах, демонстрациях, пикетах

8. в благотворительной деятельности, волонтерских мероприятиях

9. нет, ни в чем подобном не приходилось участвовать

10. затрудняюсь ответить

Во многих городах России прошли митинги и демонстрации после голосования на парламентских выборах. Как Вы относитесь к подобным митингам и демонстрациям и их участникам?

1. поддерживаю их, сам готов принять участие по возможности

2. поддерживаю, но сам принимать участие в подобных акциях не готов

3. отношусь к ним безразлично

4. не поддерживаю, но считаю, что люди имеют право участвовать в таких митингах

5. не поддерживаю и считаю, что подобные акции следует запрещать

6. затрудняюсь ответить

42. Если Вы готовы принять участие в подобных митингах, то на стороне…

1. оппозиции и противников нынешней власти

2. поддерживающих действующую власть

3. принимать участие не буду

4. затрудняюсь ответить

Откуда Вы в основном узнаете новости о том, что происходит в нашей стране?

1. из телевизионных передач

2. из интернета

3. из газет

4. из сообщений радио

5. от членов семьи,

6. от друзей и знакомых друзья

7. другое (напишите)_______________________

8. затруднились ответить

Следующий вопрос тем, кто пользуется Интернетом.

44. Как часто, находясь в Интернете, Вы…

36. Вы бы сегодня, в первую очередь, проголосовали на выборах за партию, которая, защищает:

1. сохранение стабильности, сохранение нынешнего уровня социальных гарантий и защищенности населения

2. интересы моей национальности

3. социальную справедливость, социальное равенство

4. политические свободы, права человека

5. другое (напишите) _________________________________________________

7. затрудняюсь ответить

Какого политика Вы бы поддержали?

1. того, кто сумеет обеспечить модернизацию страны

2. того, кто будет заботиться о процветании русской нации

3. того, кто обеспечит межнациональный мир в стране

4. того, кто искоренит коррупцию и преступность

5. другое (напишите)___________________________________________________

6. затрудняюсь ответить

Случалось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма, национализма?

1. да, это часто происходит

2. да, это иногда происходит

3. нет, ничего подобного не встречал

4. не знаю, что это такое

5. затрудняюсь ответить

Как Вы относитесь к националистическим организациям, то есть к тем, кто выступает за интересы только одной нации, например вашей, и противопоставляет ее другой?

1. положительно

2. скорее положительно

3. равнодушно

4. скорее отрицательно

5. отрицательно

6. затрудняюсь ответить

Приходилось ли Вам за последний год участвовать в общественно-политической жизни города? Если да, то в какой форме?

1. участие в выборах в органы власти различного уровня

2. участие в студенческом самоуправлении

3. субботники, благоустройство дворов, детских площадок

4. участие в деятельности общественных организаций

5. участие в работе политических партий и движений

Беспокоит ли Вас возможность лишиться работы?

1. очень беспокоит

2. скорее беспокоит, чем нет

3. не беспокоит

4. затрудняюсь ответить

В какой мере Вы удовлетворены своим социальным положением и уровнем материального благосостояния?

1. в полной мере

2. не совсем в полной мере

3. совсем не удовлетворен(а)

4. затрудняюсь ответить

Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?

1. денег не хватает даже на питание и предметы первой необходимости

2. денег едва хватает от зарплаты до зарплаты

3. на самое необходимое денег хватает, но уже покупка одежды и обуви вызывает затруднение

4. денег, в основном, хватает, однако испытываем затруднение при покупке товаров длительного пользования

5. вызывает затруднение только покупка дорогостоящих вещей

6. в настоящее время семья практически может ни в чем себе не отказывать

7. затрудняюсь ответить

9. Беспокоят ли в настоящее время Вас или вашу семью следующие социальные проблемы? (возможно любое число ответов)

1. низкий уровень доходов

2. тяжелые условия труда

3. отсутствие возможностей для полноценного отдыха

4. сложность получения хорошего образования

5. недостаточный уровень медицинского обслуживания

6. недостаточное число яслей, детских садов

7. недостаточный уровень личной безопасности

8. другое (напишите) __________________________________________________

9. затрудняюсь ответить

В нашем обществе есть группы, которые находятся ближе к верхушке общества или ближе к низу. Ниже представлена шкала, где «1» означает низший класс общества, а «10» - высший. Где бы Вы себя поставили на этой шкале? Отметьте один пункт.


11. Предполагаете ли Вы в ближайшее время добиваться следующих целей в своей жизни:

1. получить хорошее образование

2. получить престижную работу

3. сделать карьеру

4. создать свой бизнес

5. достичь материального достатка

6. купить квартиру, жилье

8. создать семью

9. другое (напишите) __________________________________________

10. нет, я не ставлю таких целей

11. затрудняюсь ответить

12. Каков на сегодня доход на 1 члена Вашей семьи в месяц________________

2. Как население России оценивает

свое материальное положение и социальный статус

Нынешнее материальное состояние россиян очевидно – они живут не просто трудно, а очень трудно, и своим положением в подавляющем большинстве случаев недовольны. В июне 1998 г. основная часть россиян характеризовала себя как низкообеспеченных, а каждый десятый даже считал, что он живет за чертой бедности (рис. 4).

В числе факторов, разделяющих российских граждан по уровню благосостояния, прежде всего: тип собственности предприятия, на котором работает человек; социально-профессиональная принадлежность; возраст; регион проживания. Проиллюстрируем влияние важнейших из этих факторов. Прежде всего рассмотрим основной из них – форму собственности предприятия, на котором работали респонденты, свидетельствующую о степени их вовлеченности в рыночные отношения

Вторым по значимости признаком, определяющим уровень удовлетворенности населения своим материальным положением, оказалась социально-профессиональная принадлежность. В немалой степени это было связано с различиями в пропорциях работающих в госсекторе и в частном секторе экономики внутри каждой социально-профессиональной группы. И хотя в составе всех социальных групп имелись и считающие себя среднеобеспеченными, и считающие себя низкообеспеченными, различия в уровне обеспеченности отдельных социально-профессиональных групп, особенно в доле живущих за чертой бедности, исчислялись в разы. Так, среди сельских жителей была в полтора раза выше доля бедных, и почти вдвое меньше доля среднеобеспеченных, чем среди гуманитарной интеллигенции.

Рисунок 4

Уровень материальной обеспеченности россиян согласно их самооценке в июне 1998 г., в %

Каков же был в начале лета душевой доход россиян, и сколько денег они хотели бы получать, чтобы считать свой уровень благосостояния удовлетворительным? Как свидетельствуют данные, границей между чувством обездоленности и чувством удовлетворенности своим уровнем благосостояния являлась среднемесячная величина бюджета семьи из 3-х человек в 400–420$, то есть душевой доход в 130–140$ на человека. Как видим, запросы россиян в их основной массе были весьма скромными. Насколько же удовлетворялись даже эти скромные запросы?

Из данных, приведенных на рисунке 5, следует, что в июне 1998 г. половина россиян (48,3%) имела душевой доход почти вдвое меньший, чем тот, который был необходим для ощущения удовлетворенности своим материальным положением. Эта часть населения в условиях резкого роста цен в августе–сентябре этого года сразу оказалась в условиях глубокой нищеты, так как, с учетом роста курса доллара, их душевой доход стал составлять не более 25 долларов на человека в месяц. Для каждого четвертого россиянина он при этом спустился до уровня менее 16 долларов, т.е. около 50 центов на человека в день. Число же тех, кто был удовлетворен своим положением, составлявшее в начале лета около 20% населения, сократилось минимум в четыре раза. А ведь это наиболее благополучная часть населения, которая, как показывают предыдущие исследования РНИСиНП, имела основную массу денежных вкладов в коммерческих банках, которые оказались в настоящее время либо потерянными, либо замороженными. В этой связи можно констатировать исчезновение даже той относительно небольшой социальной базы нынешнего политического режима, которая была у него в начале лета 1998 г.

Рисунок 5

Доля имеющих различную величину среднемесячного дохода на одного члена семьи в составе населения России на июнь 1998 г. (по самооценкам), в %

Таблица 3

Материальное положение различных возрастных групп, в %

Материальное положение

Возраст (лет)

Высокообеспеченные

Среднеобеспеченные

Низкообеспеченные

Живут за чертой бедности

Затруднились ответить

Среднемесячный доход на 1-го члена семьи (обобщенный показатель по возрастной группе, в $ по курсу на июнь 1998 г.)

Судя по данным о душевом доходе (таб. 3), поколение старше 45 и, особенно, 55 лет, действительно оказалось основной жертвой проводимых реформ. И все же, реальные масштабы дифференциации благосостояния по возрастным группам были меньше, чем если опираться только на самооценки населения (рис. 6).

Рисунок 6

Оценка россиянами материального положения своей семьи относительно положения окружающих в 1990–91 гг. и в 1998 г., в %

Основная масса тех, кто жил примерно так же, как окружающие (61,3% всего массива), сохранила свои позиции и сегодня. Что же касается тех, кто жил “несколько хуже”, то остальное население как бы “подтянулось” к ним, и 45,3% этой группы в момент опроса считали, что живут теперь так же, как и окружающие.

Наиболее драматично положение тех, кто и раньше считал, что живет значительно хуже окружающих. Практически две трети этой группы по-прежнему считают, что живут значительно хуже других. Только с учетом падения стандартов жизни за последние годы это стало означать уже не просто бедность, а глубокую нищету.

В соответствии с выявленной динамикой материального положения за годы реформ можно выделить шесть групп россиян:

– те, кто считает, что их положение по отношению к окружающим за годы реформ улучшилось -10,5% (назовем эту группу “новые богатые”);

– те, кто считает, что жил ранее лучше окружающих и в настоящее время живет так же – 4,7% (назовем эту группу “старые богатые”);

– те, кто и раньше, и сейчас считает, что живет в целом как и окружающие – 39,2% (назовем эту группу “середняки”);

– те, кто считает, что их положение за годы реформ ухудшилось – 27,1% (назовем эту группу “потерпевшие”);

– те, кто полагает, что их жизненный уровень за этот период упал катастрофически – 14,1% (назовем эту группу “новые бедные”);

Те, кто жил раньше хуже окружающих, и продолжает считать, что живет так же и сегодня – 4,5% (назовем эту группу “старые бедные”).

Так все-таки кто же в конечном итоге выиграл, а кто проиграл от реформ, начавшихся в 1991г.? Таблица 4 демонстрирует разброс мнений респондентов в зависимости от их социального статуса.

Таблица 4

Оценка выигрыша или проигрыша от реформ в группах с различным социальным статусом, в %

Группы по динамике статуса

Выиграли

Не выиграли и не проиграли

Проиграли

Затруднились с ответом

Новые богатые

Старые богатые

Середняки

Потерпевшие

Новые бедные

Старые бедные

Действительно, как видно из таблицы, большинство в группах выигравших и проигравших в ходе реформ основывали свои оценки на изменении своего благосостояния. В то же время, среди считавших себя выигравшими все же было 12,0% тех, чьё материальное положение за эти годы ухудшилось, а среди проигравших – 4,6% тех, у кого оно улучшилось, и которые, соответственно, исходили в своих оценках из более широкого круга факторов.

В целом можно утверждать, что наиболее болезненно процессы перехода к рынку сказались на положении ранее относительно благополучных групп. В ходе реформ среди массовых слоев населения произошла смена лидеров и аутсайдеров. С другой стороны, значительная часть тех, кто вошел в число “новых богатых”, в результате кризиса августа-сентября окажется в ситуации нисходящей социальной мобильности. Это не может не сказаться и на уровне социальной напряженности в обществе в целом, и на остроте восприятия ситуации в ранее благополучных группах.

Итак, выиграли в ходе реформ прежде всего те, кто сумел перейти на вновь возникающие предприятия частного сектора. На эту возможность влияли и социально-профессиональная принадлежность, и возраст, и регион проживания (в депрессивных регионах с отставанием в темпах рыночных реформ вероятность перейти на работу в частный сектор была, естественно, ниже, чем, скажем, в Москве или Нижнем Новгороде), и должность (руководители высшего звена в основном сумели сохранить свои привилегированные позиции, а вот среднего – в значительной степени их растеряли), и пол (женщинам сделать это было труднее). Соответственно, проиграли прежде всего те, кто в силу вышеперечисленных причин остались вне “рыночного сектора”. Кроме того, сильнее пострадали те, в чьих семьях были иждивенцы, прежде всего – несовершеннолетние дети.

Однако наряду с этими объективными причинами была ещё одна группа факторов, оказавших заметное влияние на динамику благосостояния россиян. Это некоторые социально-психологические особенности людей, роль которых в успешной адаптации к новым условиям оказалась значительно большей, чем принято считать. В числе этих особенностей, прежде всего, индивидуалистически-достижительные устремления, характерные для обществ западного типа, способствовавшие “выигрышу”. И наоборот, конформистско-пассивные установки, в большей мере свойственные традиционным обществам и выразившиеся в свято чтимом на Руси принципе “не высовывайся”, способствовали “проигрышу”.

Как показывают результаты исследования, динамика материального положения россиян по итогам семи лет экономических реформ достаточно жестко коррелировала с их распределением по типам ментальности, т.е. представившиеся за последние годы жизненные шансы каждый использовал по-разному в соответствии со своими личностными особенностями. И не случайно новый имущественный статус людей в ряде случаев оказался диаметрально противоположным тому, который был у них до реформ. Произошла смена аутсайдеров и лидеров, которая в значительной степени объясняется сменой различных типов поведения, поощряемых обществом.

Попробуем теперь ответить на вопрос о том, как представляют себе россияне модель современного российского общества и как они видят свое место в нем. Выяснить это в ходе опроса мы пытались с помощью графического теста, где респондентам предлагалось выбрать одну из фигур, отражающих возможную модель социальной структуры российского общества, и указать на ней свое место (см. рис. 7).

При всей своей нейтральности, каждая из этих моделей говорила о многом, так как позволяла зафиксировать подсознательные представления россиян о масштабах существующей социальной дифференциации, сравнительной численности групп, различающихся по их статусу, а главное – о собственном месте в современном российском обществе. При этом мы предполагали, что подавляющая масса населения выберет вторую, пирамидальную модель, поскольку представление об обществе как пирамиде буквально “с молоком матери” проникало в сознание наших сограждан.

Рисунок 7

Выбор россиянами различных моделей социальной структуры российского общества, в %

Однако реальные данные оказались несколько иными. Действительно, пирамидальную модель, где предполагается, что по мере нарастания бедности численность соответствующих слоев становится все больше, выбрало больше половины населения – 55,6%. Причем, чем старше были люди, тем с большей частотой они выбирали этот привычный образ (в группе 56–65 лет её выбрали более 60% населения при 48,2% в группе 16–25-летних). В то же время, почти треть россиян предпочла первую модель, где общество разделено на две практически никак не связанные между собой части – элиту, определенным образом структурированную внутри себя, и остальное население, также со своей собственной структурой, где большинство занимает средние позиции. Выбор значительной частью населения, прежде всего относительно молодых возрастов, модели общества, где элита полностью оторвана от остальных слоев населения, свидетельствует об усилении отчуждения основных слоев общества от его “верхушки”.

Что касается третьей и четвертой модели, то они предполагают наличие в обществе достаточно большого среднего класса. При этом третья модель, наиболее популярная в возрастных группах до 35 лет, допускает глубокую социальную дифференциацию, а четвертая модель свидетельствует о достаточно сильной социальной однородности. Сразу отметим, что численность сторонников четвертой модели оказалась близка к нулю (0,4%), так что чрезмерность существующей социальной дифференциации в сознании россиян не вызывает никаких сомнений.

Основой выбора той или иной модели современного российского общества был личный опыт человека, его ощущение собственного места в нём . Среди избравших первую модель более 80% поместили себя в “большой эллипс”. Среди выбравших вторую (пирамидальную) модель более 85% составили те, кто располагал себя на четырех низших статусных позициях. Среди сторонников третьей модели свыше 80% расположили себя в центральном круге, в диапазоне от четвертой до шестой статусной позиции. Четвертую же модель избирали в большей степени те, кто ощущал свой статус как промежуточный и довольно расплывчатый.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что в массовом сознании утвердилась такая модель социального устройства современного российского общества, где основная часть населения противостоит его верхушке, где существует сильная социальная дифференциация, а большинство населения сосредоточено в наиболее бедных слоях. Если же в соответствии с полученными данными о том, где в этом обществе видят свое место россияне, попытаться построить его графическую модель, то наиболее точное её название будет “куполообразная”, так как по своему внешнему виду она удивительно напоминает купола русских церквей (см. рис. 8).

Как видно из представленного рисунка, российское общество по своей социальной структуре оказывается обществом смещенных вниз статусных позиций . Причем, учитывая и полученные в ходе исследования данные о динамике социального статуса за годы реформ, и социальные последствия финансового кризиса, следует ожидать дальнейшего смещения населения вниз этого “купола” и превращения верхней его половины в “шпиль”.

Таким образом, летом 1998 года Россию характеризовала такая социальная структура, при которой основная часть россиян была сосредоточена, по их самооценке, в средних слоях (половина которых по уровню благосостояния относилась к малообеспеченному населению), “низший” класс составлял чуть более трети населения, а слой между “высшим” и “средним” классами насчитывал всего 7–8%. Однако последствия финансового кризиса не могут не внести в эту и без того не слишком оптимистичную картину свои коррективы. Численность “низшего” класса резко возрастет и составит, с учетом полученных в ходе исследования данных о душевых доходах и масштабах роста цен за август-сентябрь, около двух третей населения. Сократится также число тех, кто относил себя к слоям между “высшим” и “средним” классами. Причем пострадают среди них в первую очередь те, кто улучшил свое положение за годы реформ, так как они относятся, в основном, к тем группам, по которым кризис ударит в наибольшей степени. Наконец, главным следствием кризиса станет окончательное исчезновение социальной базы реформ в том виде, как они сейчас осуществляются в России.

Рисунок 8

Модель социальной структуры современного российского общества

Похожие статьи