Средства приобщения детей к социальной действительности. Приобщение ребенка к социальному миру

20.07.2019

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

Тема V. СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и flyuryj

Однако социальная действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например, годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве средства воспитания.

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Тема VI. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Метод как способ передачи информации и влияния на формирование личности имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения.

Вспомните, что такое метод как педагогическая категория, чем он отличается от педагогического приема.

В отечественной педагогике существует несколько классификаций методов. Каждая классификация имеет свое обоснование, т. е. удовлетворяет реализации определенной цели. Выделяется две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Рассмотрим подробнее группу методов обучения, так как именно они направлены на познание. Эти методы, в свою очередь, классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (А. П. Усова, Д. О. Лордкипанидзе). И тогда это словесные, наглядные, практические методы.

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний (Н. А. Данилов), и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер), то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Какие еще классификации методов вам известны?

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связано с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг. В процессе обучения уточняются знания, корректируются и формируются оценки, вырабатываются подходы к обобщенной системе взглядов, убеждений, т. е. закладываются основы миропонимания и мировоззрения.

С Е М И Н А Р - П Р А К Т И К У М

для воспитателей

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ»

(старший воспитатель Ревина Н.П.)

I семинар: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ДЕТЬМИ

СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность познавать окружающий мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает возможность ребенку усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Деятельность, особенно совместная является своего рода школой пере-

дачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает,

как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Деятельность дает возможность ребенку быть самостоятельным в познании социального мира.

Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных формах (возрасту) и продуктах деятельности.

Важным условием является то, что деятельность должна быть содержа-

тельной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующих оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей- сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействиями и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

С учетом названных задач все виды деятельности можно объединить в две группы. К первой группе относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку "входить" в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему не доступно. Эта деятельность является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др.

К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение недосягаемой для него действительности. Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т.е. необходимо обогащаться таким содержанием, которое обладает воспитательным потенциалом. В играх ребенка отражается наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка заключена сила воспитательного воздействия игры.

Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, того как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов, их взаимосвязь и т.д.

"Деятельность отражения" позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально участвовать в социальной жизни.

Ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальной жизни. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогают ориентироваться в окружающем мире.

Социальный опыт ребенка обогащается освоением трудовой деятельности.

Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослых.

Ребенок начинает подражать взрослым не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяют ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретений трудовых навык ребенок эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели. Трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества.

Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется детьми не осознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социальной личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать ребенку социальный опыт, а ребенку- принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др.

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста.

Выделяется четыре характерные особенности обучения дошкольников.

Первая особенность - это обучение словом. Здесь большое значение имеет речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников должно также затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым, проходит под его непосредственным руководством

II семинар: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.
Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воз-

действующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а

лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Поэтому важными педагогическими задачами является анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Воспитатель составляет "социальный портрет" окружения, в котором находится социальное учреждение. В "такой социальный портрет" входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека и т.д.); перечень улиц, площадей, с указанием названий и кратким обозначением содержания названий, указание знаменательных дат, которые в текущем году будут отмечаться городом (день города, масленница и т.д.) и в которых дети смогут принять участие; перечень событий, которые будут иметь место в ДОУ и группе (день рождение д/с, озеленение участка т.п.)

Затем педагог выделяет по каждому пункту то, что доступно и педагогически целесообразно для детей его возраста, и закладывает соответствующую работу в перспективный план.

Кроме того, воспитатель продумывает, как, используя реальную жизнь,

можно познакомить детей с деятельностью людей их взаимоотношениями.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить

предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или

которые видит в своем непосредственном окружении.

Но не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей, Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст ребенку условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно, для данного ребенка, станет средством познания мира.

Предметный, вещный мир оказывает большое влияние на формирование потребности маленького человека, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Через нее ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества.

Техническая игрушка помогает ребенку знакомиться с достижениями технической мысли, со способами управления предметами, дает представление о способности человека воздействовать на окружающий мир. Игрушка сюжетная, обогащает представление детей о мире взрослых, их деятельности.

Народная игрушка, помогает приобщить ребенка к его национальным корням, к его народу, что также очень важно для социализации личности. Особое место среди игрушек отводится кукле, потому что она стимулирует развитие социальных чувств. Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство музыка.

Художественная литература является одновременно и источником знаний и источником чувств. Для того чтобы литература стала средством приобщения детей к социальному миру, необходимо грамотно определять круг чтения дошкольников. Важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, стихи и разного содержании - познавательные. юмористические, на темы морали. Восприятие текста дошкольниками тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Картинки в книге тоже могут стать средством приобщения детей к социальному миру...

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Когда речь идет об изобразительном искусстве как о средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует воспитатель в дидактических целях. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребенка и способны не только "информировать" о каких то предметах, явлениях, но и вызвать высокие нравственные чувства. Отбор произведений осуществляется на основе учета возраста ребенка, его интересов, уровня развития восприятия изобразительного творчества.

Таким образом, ребенок, знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Все средства как источники получения информации можно разделить на три группы. Первая группа - источники, получение информации из которых, вполне контролируется и управляется взрослым.

Вторая группа - источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка.) при этом влияние взрослого- педагога, родителя- на сам источник, как правило, отсутствует. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности. И наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная "информация", которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности".

Задача педагога - сделать так, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из первых двух источников и, при необходимости, своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

МЕТОДЫ.

Метод как способ передачи информации и влияние на формирование личности, имеет важное значение. Он определяет эффективность приобщения детей к социальной действительности. Поэтому педагогу необходимо осознанно подходить к отбору методов, соотнося их с целью и задачами воспитания и обучения. Выделяются две большие группы методов - методы воспитания и методы обучения. Группа методов обучения направлена на познание. Эти методы классифицируются по основным источникам передачи и восприятия информации (это словесные, наглядные, практические методы.)

Можно в основание классификации положить логику усвоения знаний, и тогда это будут индуктивные и дедуктивные методы.

Если же в основании классификации лежат типы познавательной деятельности, то это будут репродуктивные, проблемно-игровые, поисковые, исследовательские методы.

Особое значение классификации и отбору знаний необходимо придавать при ознакомлении детей с социальным миром. Это связанно с тем, что детям не только сообщаются знания. Одновременно у ребенка формируется отношение к себе, другим людям, событиям социальной жизни; создаются условия для активного его приобщения к социальной действительности; повышается личностная значимость для подрастающего человека того, что происходит вокруг...

Дети дошкольного возраста способны осознанно воспринимать социальные явления. Однако данная способность проявляется в небольшой мере при такой организации процесса усвоения знаний, которая стимулирует ребенка к проявлению любознательности, творчества, к выражению чувств, в активной деятельности.

Для решения подобной триединой задачи методы ознакомления детей с социальной действительностью можно представить четырьмя группами: методы, повышающие познавательную активность; методы, повышающие эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности; методы коррекции, уточнение представлений детей о социальном мире.

Рассмотрим каждую группу методов отдельно.

МЕТОДЫ, ПОВЫШАЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе.

Методы данной группы: ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ И КАУЗАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.

Умение ре6ализировать помогает усваивать знания осознанно. В процессе элементарного анализа дети уясняют внешние признаки, как бы расчленяют изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне строящегося дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного КАУЗАЛЬНОГО анализа. Данный анализ позволяет причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения. Так продолжая рассматривать названную выше картину, воспитатель предлагает детям поду-

мать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачем строить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя, и т.п. С помощью таких вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, приучается задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не изображено на картине, приобретает умение делать самостоятельные выводы.

Метод анализа и синтеза тесно связаны с МЕТОДОМ, или методическим приемом, СРАВНЕНИЯ.

В занятия включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), игры, поступки и др. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. Освоенный детьми прием сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: "Разложи картинки на две группы - в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую- все, что нужно для работы врачу" и т.д.

Проявлениям самостоятельности, творчества, выдумки содействует МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ и КОНСТРУИРОВАНИЯ. Этот метод необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план - карту. Это может быть план - карта улицы, дороги в детский сад, участка ДУ и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Моделирование и конструирование развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира и глобуса.

МЕТОД ВОПРОСОВ: постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

Детей нужно стимулировать к постановке вопросов на занятиях прямым предложением ("Вы хотите еще что-нибудь узнать о Северном полюсе? Спрашивайте я постараюсь ответить."). В конце занятий можно оставить 2-3 минуты для вопросов детей. Задача педагога при этом быстро и разумно реагировать на вопросы: на один ответить сразу (если это касается темы сегодняшнего занятия), о других сказать, что эта тема следующего занятия и ребенок услышит ответ позже, на третий предложить ответить кому-нибудь из детей или поручить ребенку поискать ответ в иллюстрациях книги, а потом рассказать всем. Приучать ребенка к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы очень важно. Но от воспитателя требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание задавать вопросы взрослым.

МЕТОД ПОВТОРЕНИЯ.

Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. Возможны три формы организации повторения на занятиях по ознакомлению с социальной действительностью.

ПРЯМОЕ ПОВТОРЕНИЕ - от детей требуется повторить то, что они усвоили. Повторение идет на уровне воспроизведения в той форме и в тех формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала... Этот вид повторения не предполагает творческого отношения к усваиваемому материалу, поэтому его используют наряду с другими видами.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ В СХОДНОЙ СИТУАЦИИ. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. "На что похож этот предмет? Какую сказку русского народа напоминает вам украинская сказка "Рукавичка"? Такая форма повторения приводит к проявлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

ПОВТОРЕНИЕ НА ОПОСРЕДОВАННОМ УРОВНЕ - третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ УСВОЕНИИ ЗНАНИЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

Эмоциональная активность- это заинтересованное восприятие познават ельного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях.

Эмоциональный потенциал занятия по ознакомлению детей с социальной действительностью зависит от взрослого. Педагог, не умеющий "заражать" своими эмоциями детей, не сможет вызвать их эмоциональной активности, да-

же пользуясь для этого социальными приемами. Поэтому так важно понимать, что умение педагога передавать свое отношение к содержанию знаний является необходимым условием влияния на эмоциональную сферу ребенка; а специальные методы и приемы лишь помогают воспитателю активизировать этот процесс.

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ .

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть ВООБРАЖАЕМАЯ СИТУАЦИЯ: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т.п. Игровое "как будто..." раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, воспитатель предлагает: "Давайте мысленно представим, что мы прилетели на другую планету. Там никто не знает какие люди живут на Земле. Что мы расскажем им о нас и нашей планете?" Или: "Как будто бы к нам приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?..."

К этому приему близок прием ПРИДУМЫВАНИЕ СКАЗОК.

Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включить в занятия.

СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ И ЭЛЕМЕНТЫ НОВИЗНЫ эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы занятия были интересными, эмоциональными. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, появление ребенка или взрослого в необычном образе и мн.др.

Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия и, конечно, его содержание. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины для выставки, придумывая коллективный рассказ.

К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести ЮМОР И ШУТКУ. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой не только располагает детей к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Важно только чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ

СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитывающий и развивающий эффекты знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой. Для того чтобы установить связь между разными видами деятельности, нужны "дидактические мостики". Уже в процессе занятий воспитатель использует ПРИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и ОБУЧЕНИЯ способу установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается на предложение воспитателя учиться способу установления связи. Так на занятии по ознакомлении с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность в их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии; например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Эффективную роль играет ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать, где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, те или иные знания. Например, воспитатель говорит: "Дети сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как вы думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам пригодится умение хорошо лепить? Рассуждая о возможностях переноса навыков или использование результатов деятельности, дети одновременно видят перспективу развития другой деятельности- игры в магазин, изготовление подарков для кого то и др.

Связующим звеном, "дидактическим мостиком" может служить БЕСЕДА с детьми о том, как можно "в это" поиграть, что можно сделать из рисунков, ковриков и др.

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ И УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ.

В процессе наблюдений, усвоение знаний о социальном мире у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности социальных явлениях и событиях, о самих себе.

Всю работу с детьми в данном направлении можно разделить на два

больших блока: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка, и уточнение и коррекция не адекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития.

Работа по первому блоку - это работа на занятиях и в повседневной жизни.

Ведущими методами здесь служат ПОВТОРЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ и ОПЫТЫ т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании. Например, на занятии детям рассказали о технике, созданной руками человека, и ребенок не понял, что такое рычаг и как "простая палка становится техникой".

После занятий воспитатель предлагает ребенку провести опыт с использованием рычага, самому ответить на свой вопрос и объяснить ответ педагогу.

Смысл такой работы в том, чтобы вовремя выяснить, что дети не усвоили, что оказалось для них трудным, и найти такие методы и приемы, которые сделают материал доступным их пониманию. При этом очень важно, чтобы воспитатель хорошо знал, что именно такие знания нужны ребенку, и принимал причину неусвоения их. В отдельных случаях, когда воспитатель заведомо уверен, что дети не могут понять суть вопроса, да это им пока и не нужно, он использует МЕТОД ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА ДРУГУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или МЕТОД ОБО-БЩЕНОГО ОТВЕТА на вопрос. Подобная ситуация появляется, например, когда дети пытаются сами объяснить процесс рождения человека или происхождение жизни на Земле. Воспитатель прибегает к ОБЪЯСНЕНИЮ, УТОЧНЕНИЮ, но уводит детей от излишних деталей, которые трудны для понимания дошкольников.

Способствует уточнению представлений ПОВТОРНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ ("Еще раз нарисуй, но уже точнее...., еще расскажи... еще раз сделай и т.п.")

Представления детей уточняются и в ситуациях ВЫБОРА: "Как бы ты поступил?... Почему ты думаешь, что мальчик поступил плохо?..." и т.п.

Периодически раз в три месяца, воспитатель проводит контрольные подгрупповые и индивидуальные занятия, цель которых уточнение представлений детей и динамика их развития.

Второй блок направлен на коррекцию и уточнение представлений, при-

обретенных детьми при стихийном получении информации (собственные наблюдения ребенка за взаимоотношениями людей, их деятельностью, событиями и др.) Как правило, взрослым не удается контролировать содержание такой информации и влиять на оценку ее детьми, и поэтому остается в дальнейшем выявлять такие представления и по возможности их корректировать. Уточнение или изменения представлений детей целесообразно проводить в ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЕ. Сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия- все эти методы и методические приемы используются в случае необходимости в работе педагога. Эта часть деятельности воспитателя наиболее сложна, так как связана с источником негативной информации, которым могут быть и близкие ребенку люди. Поэтому для достижения реального успеха важно вести работу с родителями.

Методы ознакомления детей с социальной действительностью используются воспитателем в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности. Они повышают воспитательно - образовательный потенциал экскурсий, наблюдений, занятий.

В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача этой программы – это показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Я составила схему предметного мира, объединив предметы в три группы:
Предметы, которыми ребенок не действует.
Предметы, которыми он постоянно пользуется.
Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий. Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к социальному миру, составила авторские дидактические игры.
Д\и “Радио”
Цель: Закреплять умение составлять описательный рассказ о ребенке, который потерялся. Развивать речевую память.
Воспитатель составляет описательный рассказ о ребенке, дети угадывают, кто потерялся. Дети выполняют роль ведущего.
Д\и “Мастерица”.
Цель: Развивать творчество, фантазию, умение раскрашивать наряды кукол.
Дети разукрашивают готовые трафареты одежды.
Дети рисуют одежду и вырезают ее.
Дети сортируют одежду по сезонному значению.

Деятельность как познания детьми социальной действительности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Так как каждый вид деятельности активизирует разные стороны личности, то воспитывающий эффект достигается при использовании в педагогическом процессе комплекса деятельностей, логично связанных друг с другом.

Повторите по курсу психологии понятие деятельности и понятие ведущей деятельности.

Рассмотрим деятельность как важное условие приобщения ребенка к социальной действительности.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой люди, какие правила и нормы делают это взаимодействие наиболее благоприятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. Важной характеристикой деятельности является и так ая ее о собенность. Деятельность способствует тому, что в ней ребенок не только объект воспитания, воздействия. Он становится субъектом этого процесса, способным активно участвовать как в преобразовании окружающего, так и в самовоспитании. Теории Т. Парсонса и других американских социологов 40-60-х гг., рассматривавших социализацию как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм и правил, отличались недооценкой собственной активности личности на всех этапах ее развития. В процессе социализации индивиды, как мы уже говорили ранее, не просто адаптируются к среде, но и проявляют себя в конкретной содержательной деятельности как активные самостоятельные преобразователи. Именно такое понимание роли деятельности в развитии и социализации личности ребенка принято и разрабатывается в отечественной педагогике и психологии сегодня. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании социального мира. Попробуйте за ребенка сделать какое-нибудь мало-мальски сложное дело - он заплачет. Он хочет сам... И кто смолоду больше делает и думает сам, тот становится потом надежнее, крепче, умнее. (В. М. Шукшин).



Деятельность также обеспечивает условия для формирования многих личностных качеств, которые и характеризуют ребенка как существо высшее, социальное.

И наконец, деятельность служит своего рода школой чувств. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности.

Эти объективные характеристики могут реализовываться при определенных условиях: социализации способствует та деятельность, которая специфична для детства и для каждого периода развития ребенка. Так, для малыша первого года жизни - это общение и предметная деятельность, а для пятилетнего ребенка - игра. И если педагог не учитывает данную особенность, то он или задерживает ребенка на какой-то деятельности, или стремится опередить развитие деятельности, к которой тот пока еще не готов. Здесь полезно вспомнить закон амплификации развития, о котором говорил А В. Запорожец. В обоих случаях взрослый - педагог, родитель - вредит нормальному ходу социализации.

Важным условием является и то, что деятельность должна быть содержательной. Иначе говоря, ее содержание должно нести ребенку какую-то развивающую информацию и быть для него интересным.

Полезна также такая деятельность, которая стимулирует творчество.

Можно выделить по меньшей мере три педагогические задачи, которые решаются через целенаправленную организованную деятельность детей:

закрепление формирующихся оценок, углубление знаний, воспитание качеств личности;

приобретение ребенком опыта жизни среди людей - сверстников, взрослых; осознание им важности и необходимости владения нормами и правилами взаимодействия и деятельности;

удовлетворение стремления ребенка к образу жизни взрослых, к участию в ней.

Каждый вид деятельности - общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность - заключает в себе потенциальные педагогические возможности. Важно знать эти возможности и помнить о них в процессе воспитания ребенка.

С учетом названных выше задач все виды деятельности ребенка можно объединить в две группы. Кпервой груп-п е относятся те виды деятельности, которые позволяют ребенку входить в социальный мир в воображаемом плане. Содержание и мотив подобной деятельности всегда связаны с реализацией потребности ребенка делать то, что в реальной жизни ему недоступно. Эта деятельность, как правило, является результатом познания, которое осуществляется в ходе наблюдения, слушания, просмотра и др. Малыш отражает в ней приобретенные впечатления. И хотя деятельность, о которой мы говорим, в большей мере плод фантазии, воображения, она важна для социализирующейся личности - воображение снимает барьеры, воздвигаемые реальностью. К первой группе можно отнести игру и изобразительную деятельность.

Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности (А. Н. Леонтьев). Игровая роль определяет своим содержанием действия ребенка не только по отношению к предмету, но и по отношению к другим участникам игры. Роль должна быть насыщена действиями, которые характеризуют положительное отношение к другим людям и вещам, событиям, т. е. необходимо обогащать ее таким содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин, выделяя эти особенности роли, рассматривали ее как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений.

В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у подрастающего поколения. Общественная жизнь детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества. От содержания игры зависят мысли и чувства играющих детей, их поведение, отношение друг к-другу.

Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как обычно дети отражают в игре то, что их особенно поразило, произвело на них впечатление, то неудивительно, что темой спонтанно возникающих детских игр может стать и яркое, но отрицательное явление или факт. Поэтому вопрос о руководстве. детскими играми является очень важным.

Составьте таблицу тематики детских игр в определенные исторические периоды. Сравните тематику и объясните причины появления каждой темы в конкретный период. Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует изобразительная деятельность. Исследователи детского изобразительного творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева и др.) отмечают детерминирующую связь между социальной действительностью, в которой живет ребенок, и его стремлением отображать эту действительность в рисовании, лепке, аппликации. Детское изобразительное творчество, - писала Е.А. Флерина, - мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. В. С. Мухина рассматривает изобразительную деятельность как форму усвоения социального опыта. Дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни. Конечно, уровень развития навыков изобразительной деятельности не дает дошкольникам возможности адекватно отражать наблюдаемое. Однако дети компенсируют свои неумения эмоциональным рассказом о содержании своих рисунков, действиями. Сам процесс рисования (лепки или др.) у дошкольника часто сопровождается выражением отношения к отображаемому. Он как бы соединяет рисование с игрой. Р. И. Жуковская ввела в дошкольную падагогику термин игра-рисование, обозначив им такое состояние ребенка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает.

Таким образом изобразительная деятельность становится источником проявления социальных эмоций, но порождаются они не изобразительной деятельностью как таковой, а социальной действительностью. От того, как ребенок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось к ним отношение, будут зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь и т. д.

Итак, деятельность отражения позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, однако она не дает ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни.

Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным как будто, а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества. В такой деятельности у ребенка изменяются мотивационно-потребно-стная сфера, самооценка, появляется уверенность в собственных силах, в способности получить реальный результат.

Итак, ко второй группе можно отнести те виды деятельности, которые дают ребенку возможность приобщаться к миру людей в реальном плане. В эту группу входят предметная деятельность, труд, наблюдения.

Предметная деятельность заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему.

Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т. д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т. п.

Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

И наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

В последние годы из программ воспитания детей дошкольного возраста исчезли задачи трудового воспитания. Это обстоятельство может привести к серьезным отрицательным последствиям.

К. Д. Ушинский писал: Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, - научить его трудиться. Задумайтесь над этими мудрыми словами. Как вы их понимаете? Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. В классической психологии и педагогике наблюдение не относят к виду деятельности ребенка, хотя в процессе познания социального мира оно выполняет функцию деятельности: у малыша есть мотив, цель, своеобразный процесс и результат. Часто наблюдение осуществляется детьми неосознанно. Однако и дошкольник может наблюдать за событиями, конкретными проявлениями человека (его деятельность, взаимоотношения с другими людьми) осознанно. Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение обогащает социальный опыт детей. Именно из него ребенок черпает материал для формирующегося миропонимания, для своей картины мира. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Однако оградить подрастающего человека от внешнего мира нельзя, невозможно посадить его под педагогический колпак. То, что ребенок наблюдает в окружающей жизни, формирует у него оценочное отношение к социальному миру. При этом оценка будет касаться как наблюдаемого, так и тех педагогических установок, которые дети получают от взрослых. Последнее обстоятельство требует от взрослых особой ответственности перед детьми.

Как воспитатель может использовать социальный опыт ребенка, приобретенный им в процессе наблюдений, для формирования оценочного отношения к действительности?

Роль наблюдения как социализирующего фактора усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, т. е. ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (совместная трудовая деятельность, участие в праздниках и др.). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдают за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются или грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков.

Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу социальный опыт, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития. Общение всегда происходит при условии взаимного желания общаться, и этот эмоциональный фон усиливает качество восприятия. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. Общение может происходить по поводу какой-либо деятельности, и тогда оно сопровождает ее и уже не является самоцелью. Однако, как показывают исследования М. И. Лисиной, А. Г. Рузской др., и в дошкольном возрасте общение может быть самостоятельной деятельностью. И в том и в другом случае оно продуктивно для социализации личности ребенка.

Сделайте анализ технологии общения, предложенной Р. Кэм-беллом в его книге Как на самом деле любить детей (М., 1992).

В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность, которая также важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию. Осознанности усвоения помогает именно то, что воспитатель опирается на процесс формирования учебной деятельности и учитывает особенности обучения детей дошкольного возраста. На эти особенности указывала А. П. Усова. Она выделила четыре характерные особенности обучения дошкольников. Первая особенность - это обучение словом. В отношении детей дошкольного возраста обучение словом - не метод, а основополагающий фактор, главное связующее звено между ребенком и социальным миром. В этой связи большое значение имеют речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

Похожие статьи