Непосредственно – организованная деятельность по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему: «Дружба. Конспект комбинированной НОД по познавательному и социально-коммуникативному развитию. Старшая группа

04.08.2019

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

Конспект НОД по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Тема «Наши мамы» для детей старшего дошкольного возраста.

Составила воспитатель г.о. Тольятти АНО ДО «Планета детства «Лада» д\с №171 «Крепыш» Петрова Ольга Васильевна.

Данный материал содержит технологию «Фото-кейс» и может быть интересен воспитателям детских садов, так как данная технология позволяет эффективно формировать навыки общения детей со взрослыми и со сверстниками.

Программное содержание:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Формировать навыки общения, позволяющие эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
Учить выражать свои чувства приемлемыми для общества способами,
Способствовать становлению саморегуляции собственных действий,
Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
ОО «Речевое развитие»
Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь,
Активизировать в словаре детей прилагательные,
ОО «Познавательное развитие»
Расширять знания детей о празднике «8 марта»
Используемые технологии: Фото-кейс .
Материал:
Фотографии мам, стихотворения о маме, мягкое сердечко, фотография к кейсу, кейс.

Воспитатель: О ком оно? (о маме)
Воспитатель: в начале весны во всем мире отмечают замечательный праздник 8 марта. И сегодня мы поговорим о наших мамах.
Дети, а кто для вас мама? (самый близкий человек, друг, самый любимый человек…)

Воспитатель:
Мама – это небо! Мама – это свет! Мама – это счастье!
Мамы лучше нет! Мама – это сказка! Мама – это смех!
Мама – это ласка! Мама любит всех! Мама – осень золотая!
Мама – самая родная! Мама – это доброта! Мама выручит всегда!

Дидактическое упражнение «Красивые слова» .
Воспитатель: Скажите красивые слова о своей маме, передавая друг другу вот это сердечко. Какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, симпатичная, модная, современная, ласковая.
Воспитатель: А когда мама устала, она какая?(уставшая) Когда она задумалась, то какая?(задумчивая)…и т.п.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сказали много чудесных слов о своих мамах. А теперь давайте поподробнее расскажем о них. Найдите свою маму на фотографии, расскажите, как ее зовут, как она выглядит, какой у нее характер, кем она работает, что любит делать?(выслушать 5-6 рассказов)
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и подвигаемся под стишок о маме.
Физ.минутка (дети показывают движения в соответствии с текстом)

Кто обед готовит, шьет?
Кто нам песенку поет?
Кто целует нас, ласкает?
А за шалости ругает?
Кто печет пирог с вареньем?
Рано утром в воскресенье?
Кто подарки нам вручает?
Это мама! Каждый знает!

Воспитатель: Рассказывая о мамах, вы говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют эти руки?
Дети: Готовить, шить, печь, стирать, гладить, вязать и т.д.
Воспитатель: Видите, как много дел у ваших мам. Несмотря на то, что мамы работают – кто в больнице, кто в школе, кто в магазине – они еще справляются со множеством домашних дел. Трудно мамам? Расскажите, как вы помогаете своей маме (вытираем пыль, подметаем, моем полы, пылесосим, моем посуду и т.п.)

Технология: Фото-кейс ; проблема выражения своих чувств приемлемыми для общества способами.

Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.

Воспитатель 1 квалификационной категории Т.Л. Молодцова,

Детский сад № 214 ОАО «РЖД»

Задачи:

Систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.

Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

Развивать творческие способности детей, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.

Коммуникативная игра «Зимний комплимент».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Прочитаем?! (Да) «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка – зима. Я прошу Вас помочь- собрать снежинку. Составить её можно только выполнив несколько заданий, они на лучиках снежинки». Вы согласны выполнять задания? (Да.) Тогда начнём. Вот и первый лучик, и задание.

Совет — вы можете советоваться с друзьями, просить помощи у гостей.

1 лучик снежинки: Игра «Назови, какая бывает зима»

(подбор прилагательных с помощью картинок)

Ребята справились с заданием. ….., помоги приклеить первый лучик снежинки. (Приклеиваем на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.

Вы правы: зима бывает разная — веселая, снежная, морозная, грустная, пушистая, волшебная, загадочная, тёплая, белоснежная.

Первый лучик снежинки вернулся на своё место, а вот и второй лучик снежинки. Давайте послушаем, какое следующее задание нам нужно выполнить.

2 лучик снежинки : Загадки «Природные явления зимой» .

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (ветер)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Прозрачен, как стекло,

А не вставишь его в окно. (Лёд)

Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал. (мороз)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжется.
(мороз)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Предложить придумать – составить загадку «О …..- снеге, снежинке, сосульке, морозе», не называя объекта с помощью картинок (приложение 1 –рисунки 1,2,3,4) Миша, помоги, пожалуйста, приклеить, второй лучик снежинки.

3 лучик снежинки: Игра «Назови месяцы зимы».

В этом задании нам придется вспомнить, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль). Верно, сколько их всего? (три), первый месяц зимы какой? (декабрь), второй? (январь), третий? (февраль). Какие вы молодцы!

Вы знаете, что синоптики в этом году прогнозируют очень «злой» февраль! А кто знает, кто такие синоптики?! Может, спросим у наших гостей!? (Да) Дети опрашивают присутствующих, озвучивают ответы. А где можно узнать то, что вы не знаете? (книги, интернет, телепередачи).

Кто сможет объяснить – что значит «злой» февраль! — ответы детей.

Ира, помоги, пожалуйста, приклеить, третий лучик снежинки.

Воспитатель: Ребята, наши предки очень любили зиму, поэтому научились определять погоду по специальным приметам. Снежинка предлагает нам задание: определить погоду с помощью примет. Сыграем в игру?! (Да).

4 лучик снежинки: Игра «Зимние приметы».

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети: Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем.

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом,

И об лед стучит хвостом —

Значит без сомнения…

Дети: Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети: Будет ясно и морозно.

*Дым столбом – к морозу.

*Звёздное небо – гарантия морозного дня.

*Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Теперь мы всегда сможем определить погоду. Помоги Эвелина приклеить четвёртый лучик снежинки.

5 лучик снежинки: «Зимние забавы».

Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика).

— Давайте поиграем в игру «Где мы были мы не скажем, как играли всем покажем» (одни дети имитируют игру – другие отгадывают).

Помоги Семён приклеить пятый лучик снежинки.

6 лучик снежинки: «Зимние пословицы».

Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!

*Мороз не велик, да стоять не велит.

*Лето собирает, а зима поедает.

*Береги свой нос в большой мороз.

*В зимний холод всякий молод.

Дети называют и объясняют смысл. Ещё посмотрите – пословица нарисована (« Зима снежная – лето дождливое»). Вы можете её сказать?! Давайте попросим гостей объяснить.

Варвара, помоги, пожалуйста, прикрепить шестой лучик снежинки.

Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Нам снежинка приготовила волшебный сюрприз (картинка нарисована свечой). Я предлагаю вам нарисовать за тонировать лист бумаги, а в помощь вам даются краски, кисти, поролон … А чтобы вам лучше трудилось, а включу музыку, которая поможет лучше выполнить работу. (П.Чайковский «Зима. Декабрь»).


Крылова Юлия Александровна, воспитатель С/П «Детский сад «Терем-теремок» ГБОУ ООШ №21 г.Новокуйбышевска (2017 год)
План – конспект НОД по коммуникативной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: ««Наши умные помощники»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Развивать общение и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. («Социально- коммуникативное развитие»)
Пополнять литературный багаж загадками, понимание на слух текстов загадок, умение отгадывать загадки, опираясь на особенности объекта. («Речевое развитие»)
Развивать умение ориентироваться на ограниченной территории (право, лево). («Познавательное развитие»)
Расширить знания об органах чувств, их назначение и роли в жизни человека («Речевое развитие»)
Учить передавать в рисунке сходство с реальным объектом, изображать все части тела. (« Художественно – эстетическое развитие»).
Учить совмещать движение со словами, развивать чувство ритма. «Физическое развитие».
Развивать зрительную память, фонематический слух, мелкую моторику, пополнять и расширять словарный запас.
Методы и приёмы: Практические – игровые упражнения, моделирование; наглядные – рассматривание, наблюдение, просмотр, прослушивание; словесные – речевая ситуация, вопросы, беседа, рассказ детей.
Материалы и оборудование Плакат с изображением частей тела, карточки с изображением органов чувств: носа, глаза, уха, языка, руки.
Ширма, бумага, вода, колокольчик, чеснок, кофе в зёрнах, апельсин, долька шоколада, долька апельсина, солёный огурец, морковь.Игрушки: мячик, кубик, тарелочка, ложечка. Чудесный мешочек, кукла доктора, простые карандаши, листы бумаги на каждого ребёнка
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная игровые упражнения, физминуткаИгровая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные,сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игрыИзобразительная деятельность в изостудии,
Коммуникативная Беседы, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы
Музыкальная Слушание,
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель одет в одежду доктора предлагает детям сесть вкруг и познакомиться. Кого доктор заденет по плечу, тот назовёт как зовут соседа справа, а кого Пилюлькин погладит по голове назовёт как зовут соседа слева.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Я улыбнусь вам и вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение. Все дети садятся в круг на стульчики знакомятся с доктором «Пилюлькиным» и называют имена соседей до кого дотрагивается доктор.
Все вместе повторяют стихотворение.
Дети умеют самостоятельно ориентироваться в пространстве и называть имена сверстников.
2. Приглашает всех в лабораторию. Предлагает пройти к магнитной доске с изображением человека. Загадывает загадки и просит отгадки показать на изображении человека. Дети проходят в лабораторию и встают около магнитной доски с изображением человека. Ребята отгадывают загадки и показывают отгадки на изображении человека.
Быть у каждого должна очень умной (Голова) Животик, спинка и грудь их вместе (туловищем зовут)
Съел еду я всю и вот мой наполнился … (Живот)
Чтобы рисовать, трудиться, воды из кружечки напиться нам нужны будут… (руки).
А науке это верхние конечности. Бегут по дорожкам резвые … (ножки).
А в науке это нижние конечности. На руке сидят мальчики очень дружные (пальчики)
На прогулке не забудь закрывать от ветра (Грудь)
Спотыкнулся через Генку и ушиб себе (Коленку) Понимают на слух текст загадок, умеют их отгадывать и показывать на изображении человека части тела.
3. Физминутка «Части тела»
Предлагает детям немного размяться.
Дети показывают части тела в соответствии с текстом стихотворения, одновременно проговаривая его.
Вот со звуком [л] слова:
Лоб, затылок, голова,
Кулаки, ладошки, локти,
Звука [л] нет в слове «ногти».
Глазки, тело и лопатки,
Звука [л] нет в слове «пятки». Дети умеют показывать части тела и одновременно проговаривать слова.
4. Приглашает всех в экспериментальный кабинет. Предлагает детям превратится в органы чувств одев на себя перевёрнутые картинки.
Задаёт вопрос: в какие органы чувств вы превратились? Дети проходят в экспериментальный кабинет, садятся за стол полукругом. Дети берут перевёрнутую картинку с органами чувств, одевают на себя и превращаются в какой-то из этих органов, с помощью моих волшебных картинок. У ребенка сформированы представления об органах чувств (Ухо, глаз, нос, язык рука) дети знают, что нос-это орган обоняния, глаз-орган зрения, ухо-орган слуха, рот – орган вкуса, рука - орган осязания. Умеют развернуто отвечать на вопросы взрослого.
5 Предлагает детям сесть на стульчики и преступить к экспериментированию. Предлагает выйти детей с картинкой органа обоняния и по одному с закрытыми глазами по запаху, узнать что находиться перед вами на столе (чеснок, кофе или долька апельсина). Дети садятся на стульчики. Выходят дети с картинкой органа обоняния. Дети закрывают глаза подходят к столу с продуктами питания, определяют по запаху, что перед ними находятся и называют предмет.
Остальные дети проверяют правильно ли отгадали. Умеют с закрытыми глазами, по запаху определять предмет.
6. Задание для органов зрения, но участвуют все. Предлагает детям запомнить предметы которые лежат на столе. (мячик, тарелочка, ложечка, куколка, кубик). Затем меняет предметы местами и предлагает детям назвать какие предметы поменяли местами. Отвечают дети, у которых картинки органов зрения Подходят к столу дети с картинкой органов зрения. Рассматривают предметы и запоминают их последовательность. Дети называют какие предметы поменяли местами. Дети умеют воспроизводить последовательность предметов.
7. Угадай звук. За ширмой доктор шуршит бумагой, льёт воду, стучит, звонит в колокольчик. Предлагает детям угадывают, что это за звуки. Встают дети с картинкой органов слуха. Слушают звуки предметов и отгадывают их. Дети умеют на слух угадывать предмет.
8. Задания для органов вкуса. Предлагает детям с закрытыми глазами определить на вкус предмет и угадать его. Угадать что это за предмет и какой вкус он имеет. (Долька шоколада, долька апельсина, солёный огурец, морковь) Дети подходят к столу с закрытыми глазами. Берут по одному предмету и пробуют на вкус, угадывают его и определяют какой он имеет вкус. Дети умеют по вкусу определять предмет.
9. Игра «Чудесный мешочек».
Просит выйти детей с картинкой органа осязания. Предлагает детям на ощупь угадать предмет. Дети с картинкой органа осязания подходят к доктору «Пилюлькину». Протягивают руку в мешок и угадывают какой предмет в нём находится. Дети умеют на ощупь называть предмет.
Итог Доктор «Пилюликин» раздаёт детям шаблоны с изображением его друга «Винтика» и предлагает им нарисовать органы чувств.
Задает вопросы:- Чем мы сегодня занимались?- Что вам понравилось больше всего?
Прощается с детьми. Дети самостоятельно дорисовывают "Винтику» органы чувств. Дети устраивают выставку, рассматривают. Высказывают свои предпочтения.
Прощаются с доктором «Пилюлькиным». Умеют самостоятельно дорисовывать силуэту органы чувств. Ребенок проявляет гордость за результаты своего труда и труда сверстников, понятно и аргументировано излагает свои мысли.


Приложенные файлы

Похожие статьи