НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами. Конспект НОД "Составление рассказа по картине кошка с котятами". Младшая группа

20.07.2019

Подготовила: воспитатель Кавылина Наталья Александровна с. Смоленское - 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок»

Цель: развитие связной речи дошкольников с помощью картины «Кошка с котятами» .

Программные задачи:

Обучающая:

  • пополнить и активизировать словарь детей
  • закрепить знания детей о диких и домашних животных, их детенышах, месте обитания
  • формировать умение внимательно рассматривать картину
  • продолжать учить детей составлять рассказ по сюжетной картине в определенной последовательности
  • использовать средства интонационной выразительности в процессе общения
  • формировать умение согласовывать слова в предложении, образовывать форму множественного и единственного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивающая:

  • развивать у детей: память, внимание, мышление, речь
  • умение делать элементарные выводы и умозаключения.
  • развитие связной речи, координации речи с движением.

Воспитательная:

  • побуждать детей отвечать на вопросы
  • воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно относиться к животным; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Методы и приёмы:

Наглядный: рассматривание картины «Кошка с котятами» .

Словесный: беседа по картине, вопросы.

Практический: игровые упражнения, рассказывание по картине, соотнесение животных и их детенышей.

Предварительная работа: Наблюдение за кошкой и собакой на территории детского сада, составление описательного рассказа об игрушке, беседа «Домашние животные - наши друзья» , рассматривание иллюстраций открыток домашних животных, рассматривание картины «Собака со щенятами» ; дидактические игры «Кто где живет» , «Животное домашнее или дикое» , «Большие и маленькие» , чтение художественной литературы В. Сутеев «Кто сказал мяу» , С. Маршак «Кошкин дом» .

Оборудование для педагога: демонстрационная магнитная доска, большая рукавица, мягкая игрушка – Кошка-мама, котенок, макет леса и макет дома, салфетка, картина С. Веретенниковой «Кошка с котятами» , «Домашние животные и их детеныши» .

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

Ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, братик или сестренка. Ведь так? Вы их любите? А за что вы их любите?

А животных как вы думаете, нужно любить?

А какие бывают животные? (дикие и домашние)

У кого дома есть животные?

Вы его любите? (ответы детей)

Я тоже люблю животных, и больших, и совсем маленьких! И хочу рассказать одну историю. Хотите послушать? Так вот. Иду я как-то по тропинке, медленно иду, и вдруг… (снимаю салфетку, а под ней рукавичка) .

«Ой! Что за хатка невеличка?

Из овчинки рукавичка!

Плачет кто-то.

Не помочь ли, нам, друзья?»

Кто же там может плакать? (ответы детей)

(достаю из рукавички котёнка)

Ребята, кто это?

Интересно, почему котенок плачет? Спросите у котенка, что у него случилось?

(дети задают вопрос)

Ребята, хотите помочь котенку? А сможете?

1. Основная часть (содержательный, деятельный этап)

Актуализация знаний - дидактическая игра «Помоги найти маму» .

На столе макеты леса и дома детям необходимо найти детёнышу животного маму и соотнести к правильному макету (дикое или домашнее животное) .

Ребята, кого вы здесь видите? А как вы будете помогать котенку? (Дети поочередно выполняют игровое действие – соотносят маму с ее детенышем. Действия проговаривают словами: у мамы собаки детеныш щенок. Это домашнее животное. Разместим их возле домика. У козы - козленок, домашнее животное, тоже к домику. У коровы – теленок, домашнее животное, у лисы – лисенок, живет в лесу, поместим их возле елочек, дикое животное. У волка – волчонок, дикое животное, в лесу живет. А у тебя, котенок, мама кошка. Вы домашние животные. Ступай, котенок, к домику. Мама-кошка тебя, наверное, обыскалась, и больше не теряйся!)

Ребята, а теперь давайте с вами немного отдохнем!

Физминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки) Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх) Посмотрела кошка вниз, (опустить голову, посмотреть вниз) Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух, (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (соответствующие движения и мимика)

Ребята, вы смогли помочь котенку? А какие знания вам понадобились для этого? Молодцы, помогли котенку найти маму! А теперь мне хотелось бы познакомить вас с семьей нашего нового друга. Хотите?

(выставляю на доску картину «Кошка с котятами» .) - Ребята, кто изображен на картине? (кошка и котята)

Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья) - Ребята, а не хотели бы вы сейчас превратиться в котят и немного отдохнуть?

Фонограмма кошки-мамы.

Она вас благодарит за то, что вы помогли ее котенку.

А знаете о чем она вас просит? Кошка-мама просит вас рассказать о ней и ее котятах. Ей будет очень интересно услышать рассказ про ее семью. Ну что порадуем кошку-маму? (Да)

Давайте, обратим внимание на картину и внимательно ее рассмотрим. (делаю паузу, дети рассматривают) .

Кошка какая? (большая, пушистая, красивая, усатая, с красивой полосатой шерсткой) .

Что делает кошка? (лежит, отдыхает)

Какое имя можно дать кошке? (Мурка) - Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы держим на руках котенка, погладьте его. Что вы чувствуете? Он какой? (маленький, мягкий, пушистый)

  • Как кошка и котята разговаривают? (Мяу -мяу)

А как они мурлыкают? (Муур – Муур)

Сколько котят изображено на картине? (хоровые ответы)

Давайте вместе посчитаем: один котенок, два, три. У кошки трое котят. - Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко; сидит возле блюдца с молоком)

Какое имя дадим ему? (Пушок)

Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает; дремлет) - Давайте ему придумаем имя? (Соня)

Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, где котята могли взять клубочки? (Бабушка вязала шарф и уснула, а котята клубочки укатили)

Что она скажет котятам, когда вернется? (Какие балованные котята, вот я вас накажу, не дам молока.

Для того, чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о кошке, потом – все о котятах и, наконец, о том, что видим вокруг. Какими словами можно начать рассказ? (На картине изображены и т.д.)

Ребята, я начну первой рассказ, а вы продолжите.

На картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, красивая и пушистая. У нее острые ушки, зелёные глаза, длинные усы и полосатая шерстка. Кошка лежит на коврике и смотрит на своих котят.

Кто желает продолжить и описать котят?

Ребята, а кто из вас хочет рассказать Кошке - маме о ее семье, глядя на картину? Я вам буду помогать. (Дети по очереди составляют 3-4 рассказа. Выслушиваю рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию) .

Молодцы!

Игровое упражнение «Подбери слова-действия»

Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?" Тот, кто поймает мяч, дает ответ, например: «Царапаться» . Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап - осмысление (итог)

Ребята, вам понравилось наше занятие?

А как нужно рассказывать по картине, чтобы рассказ был интересным? Молодцы!

Фонограмма Кошки-мамы.

Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! (достаю мягкую игрушку - кошку из-за доски)

Да, это наша кошка из картины сама пришла вас поблагодарить за ваши рассказы. А пришла она не с пустыми лапками, а с книжками.

Давайте поблагодарим кошку-маму за подарки. (Спасибо!)

Мне тоже понравились ваши рассказы, и я решила до конца дня оставить в группе картину «Кошка с котятами» . Вдруг кто - то из вас еще порадует кошку, рассказав о том, какая она и ее котята красивые

Кристина Шамонова

Разработка конспекта непосредственной образовательной деятельности, включающей восприятие детьми произведений искусства. Рассматривание картины «Кошка с котятами »

Цель : формировать умение внимательно рассматривать персонажей сюжетной картины , отвечая на вопросы по ее содержанию.

Задачи :

Образовательные :

Учить называть животных и их детенышей, повадки кошек, что умеет делать животные;

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине , формировать ответы на вопрос;

Использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие :

Развивать мышление;

Развивать творческие способности у детей;

Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного.

Воспитательные :

Воспитывать взаимопомощь;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Предварительная работа : чтение стихов о домашних животных (кошке ) ; пение песенки «Серенькая кошечка» ; загадывание загадок о животных.

Индивидуальная работа : научить Оксану К. называть детенышей животных, учить Егора Е. придумывать имена котятам , научить Артура П. рассказывать о котятах .

Словарная работа : бородатый, смешная, играет с клубочками, лакает молоко, хозяйка, охота.

Взаимосвязь с другими видами деятельности : познавательное развитие (ФЦКМ, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал : картина «Кошка с котятами » , картинки животных и их детенышей, листы бумаги с изображением нед

рисованных кошек.

Раздаточный материал : краски, кисточки, подставки под кисточки, салфетки, непроливайки.

Ход НОД

I. Дети, давайте с вами поиграем (пальчиковая гимнастика)

Давайте вместе представим, что мы в гостях у бабушки Федоры. Мы играем во дворе и кого-то увидели :

Кошку усатую

Корову рогатою

Козла бородатого

Собаку лохматую

Поросенка чумазого

Давайте еще раз вспомним, кого мы видела в гостях у бабушки Федоры.

II. Дидактическая игра «Мама и детки» .

(по картинкам )

III. Рассматривание картины «Кошка с котятами » .

Кто изображен на картинке ? (кошка )

Кошка какая ? (большая, пушистая, ласковая, красивая)

Котята какие ? (маленькие, пушистые, смешные)

Что делает кошка ? (лежит отдыхает)

Какое имя можно дать кошке ? (Мурка)

Что делает этот котенок? (играет с клубочками)

Какое имя можно ему дать? (Васька)

Что делает этот котенок? (лакает молоко)

Какое имя дадим ему? (Пушок)

Что делает третий котенок? (лежит около мамы, отдыхает вместе с ней)

Давайте ему придумаем имя? (Соня)

Как можно назвать всех, кто изображен на картине ? (Кошачья семья)

Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате)

А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину с клубочками котятам ? (Хозяйка, мама, бабушка)

IV. Физкультминутка.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышло кошка на карниз (имитирует грациозную походку кошки )

Посмотрела кошка наверх , посмотрела кошка вниз

Вот налево повернулась (повернуть голову налево,

Проводила взглядом мух (повернуть голову вправо)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз (присесть)

V. Составление рассказа по сюжетной картине .

А сейчас мы с вами будем учиться составлять рассказы по сюжетной картине , а дома расскажите мамам про кошку и котят .

«На картине изображена (кошка с котятами ) . Кошка большая… (пушистая, красивая) . Рядом с ней… (три котенка) . Они… (маленькие, смешные) . Одного котенка зовут (Васька) . Он (играет с клубочками) . Другого котенка зовут… (Пушок, он лакает молоко) . Третьего котенка зовут… (Соней) . Сон уже наелась и … (легла рядом с мамой) . Папа-кот ушел… (на охоту) . Корзину с клубками принесла… (хозяйка) . Мне понравилась картина , потому что котята получились… (смешные) ».

А сейчас девочки и мальчики закроем глазки, пусть наши глазки отдохнут. Мы подумаем, как составить рассказ о кошке и котятах .

Воспитатель выслушивает рассказы детей , поощряя их попытки к рассказыванию .

VI. Творческая деятельность. Рисование на тему : «Чего не хватает у кошки

Давайте подарим картинки кошке с котятами

VII. Итог. Рефлексия деятельности.

А чему мы научились на занятии? (дети отвечают)

О ком составляли рассказы ? (дети отвечают)

Что запомнилось больше всего на занятии? (дети отвечают)

А я хочу сказать вам – спасибо! Вы очень старались на занятии.

Конспект НОД по развитию речи с элементами ТРИЗ с детьми второй младшей группы

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами».
Назначение: методическая разработка для проведения НОД по развитию речи.
Цель : развитие речи детей через обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине.
Задачи: Формировать умения внимательно рассматривать персонажей картины.
Обучать мыслительным действиям, ведущим к перечислению объектов на картине, к преобразованию выбранного персонажа во времени.
Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины.
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов,изображенных на картине.
Развивать логическое мышление.
Развивать умение соблюдать правила игры.
Воспитывать культуру ведения диалога
Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, художественное слово, вопросы, сообщения, побуждения к диалогу, введение игрового персонажа.
Материалы и оборудование.
Сюжетная картина «Кошка с котятами», магнитная доска, магниты, мяч

Виды детской деятельности : исследовательская, познавательная, игровая.
Ход НОД:

1.Организационная часть.

Дети становятся в круг, читают хором стихотворение, держась за руки
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми. умными стать.
Воспитатель загадывает загадку:
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт
Замурлычит, запоёт.(кошка )
Воспитатель открывает картину предлагает
сделать гимнастику для глаз, а потом рассмотреть картину:

Вот окошко распахнулось
Вышла кошка на карниз
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась,
И уселась на карниз.
-Посмотрите и расскажите, кто изображён на картине?.
Расскажите о кошке? Какая она?
А теперь закройте глаза, сделайте шаг вперёд и представьте себе, что мы с вами вошли в картину. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите.(воспитатель включает аудиозапись пищание котят и мурлыкание кошки ) Открываем глаза. Делаем шаг назад, выходим из картины. Что вы услышали, войдя в картину?
Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка».
Дети я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос: « Что умеет делать кошка? ». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например: « Царапаться». Так будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?
Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное?
Правильно они отличаются окраской шерсти.
А чем они ещё отличаются?
Посмотрите, что делает каждый котёнок?
Чем похожи все котята?
Котята очень разные
.Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.
Физминутка
- На ковре котята спят,
Просыпаться не хотят,
Тихо спят, спина к спине,
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли,
Расшалилися они,
Лапки вверх и все подряд,
Всё мурлыкают, шалят.
Вот идёт лохматый пёс,
И зовут его Барбос,
Здесь котята всё шалят?
Расшугаю всех котят-ГАВ.
Как можно назвать всех, кто изображён на картине?
Где же папа-кот? Давайте придумаем, где бы он мог быть? А теперь подумайте, кто бы мог принести корзинку с клубочками? Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся?

Рефлексия деятельности.
Дети, я предлагаю встать в круг. А сама встану в центре. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот, кто его поймает- даёт ответ, и возвращает мяч мне.
- Чему учились сегодня?
- О ком составляли рассказы?
- Какая игра больше всего понравилась?
- Какое задание было самым трудным?
(в свободное вечернее время дети составляют свои загадки о кошке и котятах, рифмовки, придумывают рассказы)

Образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

Развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,

Воспитательные: воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничевства, активность и инициативность.

Оборудование:

Картина "Кошка с котятами";

Игрушка котёнок;

Предварительная работа: беседа о домашних животных.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

(Воспитатель загадывает загадку).

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьет,

Песенки поёт.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Физминутка

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потм они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

1. Кто изображён на картине? Где происходит действие?

2. Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

3. Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью. После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.

"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют. А давайте вспомним, что мы сегодня делали.

Похожие статьи