Проект: «Мир домашних животных. Проект «В мире животных

02.08.2019

Ребятам стало интересно, и они задали много вопросов: Правда, что в зоопарке собраны почти все животные, которые есть на земле? Какое самое маленькое животное там было? А там были акулы? Лев правда так громко рычит? А почему одни животные в клетке сидят, а другие нет? Почему жирафы, зебры, лошади в одном вольере пасутся, а другие животные по отдельности сидят? Почему у одного верблюда один горб, а у другого – два?


Мы решили уточнить Что знают дети о животном мире? Животные бывают домашние и дикие (Никита Р.) Животных на планете очень много, одни живут в воде, другие на суше.(Элина) Мы с родителями тоже в зоопарк ходили. Там лев громко-громко рычал. (Дима) Некоторых животных совсем мало осталось, их нужно охранять (Маша) Дельфины и киты – это животные, хотя они и как рыбы(Айсел) Они не такие как мы. Надо их изучать, чтобы понимать, чего они хотят (Лера) Что хотят узнать? Почему животные такие разные? Червяки – это тоже животные? Животные на планете везде- везде живут? Почему на Северном полюсе пингвинов нет, там же тоже холодно? А есть животные, которых еще никто никогда не видел? (из обсуждения с детьми на старте проекта)


Принимаем решение: Попросить у родителей помощи в сборе книг, журналов, информации из интернета, иллюстраций и фотографий, рассказывающих о животных для того, чтобы узнать: Сколько же животных на нашей планете и где они живут? На какие группы можно разделить всех животных планеты? Почему животные планеты так не похожи друг на друга? Есть ли животные, которых почти никто никогда не видел?


Коммуникативная деятельность: занятия по развитию речи и логопедии по темам «Рыбы», «Птицы зимующие», «Перелетные птицы», «Как звери зимуют?», «Там, где была пустыня», «На Крайнем Севере», «Животные жарких стран», «Зоопарк», «Животные леса», «Насекомые» (звукопроизношение, словарная работа, работа по формированию грамматического строя речи, связной речи; артикуляционные разминки). Чтение: рассказы Б.Житкова, Н.Сладкова, В.Бианки, М.Пришвина, Л.Толстого, «Атлас животных для малышей», «Звери и птицы России» (серия «Азбука природы»), «Там, где всегда жара», «Там, где всегда мороз», серия «Чудеса природы» («Детеныши животных влажных тропических лесов», «Детеныши речных, озерных и морских животных», «Детеныши горных и лесных животных»),серия «Мир вокруг нас» («Животные Африки», «Животные Америки и Австралии») статьи из «Большой энциклопедии для дошкольника», Б.Заходер «Мохнатая азбука» и др.. Игровая деятельность: д/игры: «Мяч бросай, животное называй», «4-ый лишний», «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?», «Что это за птица?», «Загадай, мы отгадаем», «Я знаю 5 названий…», «Да-нет», «Это правда или нет?» и др.; настольные игры: «Разложи правильно», «Зоологическое лото», домино «Животные разных стран», лото «В лесу», «Насекомые», пазлы «Жираф», «Енот» и др.; с/ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие». Безопасность: занятия по темам «Как вести себя в зоопарке», «Наедине с лесом: нежеланные встречи», «Страшнее кошки зверя нет», «Не будите спящую собаку», «Домашний зверинец», «Идет коза рогатая», «Осторожно - экзотические животные». ФЭМП: решение задач, примеров и загадок математического содержания про животных, в т.ч.. задач в стихотворной форме, воссоздание из геометрических фигур изображений животных (в т.ч. «Танграм», «Колумбово яйцо»), графические диктанты по теме «Животные», веселый счет. Двигательная деятельность: упражнения, имитирующие движения животных, пальчиковые игры, подвижные игры «Летает - не летает», «Море волнуется- раз…», «Кот на крыше», «Гуси-лебеди» и др., динамические паузы («Аист», «Мышки» и др.). Музыкально-художественная, театральная деятельность: разучивание стихотворения «Окружающий мир» (Е.Полозовой); обыгрывание песенок и стихов о животных; танец лягушек; творческие этюды по теме «Животные». Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдение за изменениями, происходящими в природе (связь живой и неживой природы), за птицами, их поведением во время прогулок. Поисковая деятельность: редкие животные, информация о животных разных природных зон. Сравнение различных видов животных по способу питания, передвижения, размерам, внешнему виду, среде и условиям обитания. Практическая деятельность: изготовление книжек-малышек о разных группах животных, сооружение снежных фигур животных во время прогулок, поделки из различных материалов, лепка, рисование, аппликация по теме проекта, модель планеты (глобус) с животными ее населяющими.




Посмотри, мой маленький друг, Сколько предметов разных вокруг! Вот капля росы и яркий цветок, Камень, улитка и желтый песок. Живые одни, неживые другие. Что различает предметы такие? Живые растут и размножаются, Воздухом дышат и чем-то питаются, Нужны им условия для обитания, И двигаться могут живые создания. А неживая природа в жизни обычной Нужна, чтобы мир окружающий Был гармоничный! (Е.Полозова)


























Еще мы узнали, что… Зубы краба находятся в желудке. Если краб лишится клешни, то он способен отрастить новую. Правда она будет мельче по размеру и не будет такой же красивой, как первая. Самое большое животное в мире синий кит. Длина этого кита достигает 33 метра, а вес 150 тонн (столько же весят более 300 коров). Бывают смертельно ядовитые гусеницы. Они опасны для человека, хоть и очень красивы.


Саша: В теплых морях живёт крохотное животное, у которого интересное название - Голубой ангел. Мы с мамой нашли его фотографию в интернете. Я думала, что такое красивое животное должно быть добрым. А на сомом деле голубой ангел–охотник. Он питается другими маленькими животными. Его крылья – это не крылья вовсе, а выросты тела. А еще его опасно брать голыми руками, потому что он стрекается.


Владик Р.: Мне папа нашел в интернете рассказ об акуле-гоблине, её еще называют «акула-домовой». Очень страшная рыба. У нее длинный нос, а челюсти она выбрасывает вперед, для того, чтобы схватить добычу. Ученые удивились, когда ее поймали, потому что зубы у этой рыбы, как у акул, которые жили 100 миллионов лет назад. Ученые думали, что таких рыб уже нет. А оказалось есть. Но акул- гоблинов очень мало. Они живут глубоко-глубоко в океане. Их очень трудно встретить даже ученым. Поэтому эту рыбу занесли в «Красную книгу»., как редкое животное.


Соня: Мама нашла для меня рассказ о самой грустной рыбе на земле. Она водится глубоко под водой. Ее рыбой-каплей называют. Она и правда на каплю похожа. А еще у нее нет чешуи, как у других рыб. Она откроет рот, и еда ей сама в него заплывает. Эта рыба не съедобная. Она редкая и ее охраняют. Водится она около Австралии. Почему она такая грустная? Наверно у нее друзей нет. А может потому, что она солнышка никогда не видела.

Тип проекта: информационно-практический, краткосрочный (1 день).

Целевая аудитория: дети 4-5 лет.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта: мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Еще в самом раннем детстве многие из ребят имеют такую необходимую возможность контактов с домашними животными – кошками, собаками, птицами и др. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навыки взаимодействия с ними.

Анализ проблемы: дети, в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».

Цели проекта:

  1. Формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных.
  2. Формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
  3. Развитие интереса детей к окружающему миру.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать гуманное отношение к животным.
  2. Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
  3. Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
  4. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
  5. Совершенствование навыков рисования и творческой деятельности у детей.
  6. Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.

Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; знакомство с правилами ухода за домашними животными.

Продукты проекта:

  1. Изготовление альбома «Домашние животные».
  2. Создание в группе уголка «Друзья наши меньшие».
  3. Создание макета «Домик в деревне».

Таб. 1. Интеграция образовательных областей

Образовательная Организованная образовательная, самостоятельная деятельность детей
Познание - Просмотр презентации «Домашние животные».

Животные, проживающие в деревне и в городе.

Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).

Беседа «Во что одеты животные?».

Дидактические игры: «Узнай животных по описанию», «Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?», «Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».

Наблюдение за собакой на прогулке.

Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».

Работа с макетом «Домик в деревне».

Коммуникация - Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».

Сюжетно-ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».

Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».

Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.

Социализация - Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Дидактическая игра «Помоги животным найти свой дом».

Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.

Чтение художественной литературы - Рассматривание книг о животных.

Чтение стихов В.А.Степанов «Животный мир России».

Чтение русской народной сказки «Кот - серый лоб, козел да баран».

Чтение К.Ушинский «Спор животных», М.Пришвин «Жулька».

Выставка книг «Животные в сказках».

Загадывание загадок о домашних животных.

Чтение пословиц и поговорок о животных.

Художественное творчество - Лепка: «Кошки и собаки – наши друзья», оформление уголка группы «Наши верные друзья».

Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».

Совместный труд детей и педагога – изготовление макета «Домик в деревне».

Музыка - Музыкальная игра «Угадай животное».

Разучивание песни «Цап-царап», муз. С.Гаврилова, сл. Р.Алдониной.

Труд - Беседа об уходе за домашними животными (как чистить клетку, кормить, необходимость ухода, независимо от своего настроения).

Дежурство в книжном уголке и уголке природы.

Здоровье - Беседа «Что ведет к гибели зверей и болезням людей», «Гигиена животных».

Сравнение человека и животного «Чем мы похожи и чем мы отличаемся?» Игра «У зверей и у людей» (с мячом).

Беседы об умывании.

Бодрящая гимнастика после сна (комплекс дыхательных упражнений).

Безопасность - Беседа «Встреча с незнакомыми животными», «Позаботься о безопасности своего организма после помощи животным».
Физическая культура - Зарядка «Не ребята, а зверята» (упражнения: «Корова отгоняет мошек», «Идет коза рогатая», «Домашняя кошечка», «Конь бьет копытом», «Скачут зайки»).

Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».

Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».

Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».

Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами:

Беседы с родителями на тему «Есть ли в доме животное?».

Библиотека для родителей: книги о природе, животных, статьи о воспитании доброты в детях.

Папка-передвижка «Дети и домашние животные».

Реализация проекта:

1. Утренний сбор. Мотивация выбора темы.

Цель: создать зрительный образ, вызвать эмоциональный отклик у детей, развитие речевой активности и мышления у детей.

Сообщение тематики проекта: «Мир домашних животных».

На одной из стен группы располагаются иллюстрации, изображающие различных животных. Воспитатель предлагает подойти детям к иллюстрациям и поиграть. Воспитатель называет животных, не предлагая никакой схемы ответа (ее устанавливают сами дети). Например: «Кошка»,- а в ответ: «Мяукает», или «Полосатая», или «Рыжая» и т.д.

После игр воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ по иллюстрации с опорой на схему.

После, дети дежурят в уголке природы.

В заключение утреннего сбора проходит подвижная игра «Пастух и овцы».

2. Комплекс утренней гимнастики: «Не ребята, а зверята» .

Цель: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус детей.

3. Гигиенические процедуры.

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки у детей.

Умывалочка: «Кто такая пушка» .

4. Завтрак.

Цель: настроить детей на принятие пищи; формировать знания о культуре поведения за столом.

Дети садятся за столы. Совместно с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения: «сердитая кошка», «утиный клювик», «лошадка» .

Воспитатель: «Мы животных покормили, а теперь должны покушать сами». Повторение правил поведения за столом:

Ложкой–вилкой не грохочем,

Не играем, не хохочем,

Мы на стульчике сидим,

Молча весело едим.

Мы ногами не болтаем,

И ворон мы не считаем,

Не глядим по сторонам,

Кашу кушать надо нам!

Дети принимают пищу. После еды воспитатель всех хвалит.

5. Чтение художественной литературы. Стихи В.А. Степанова , с показом иллюстраций животных.

6. Самостоятельная деятельность детей. Сюжетно-ролевые игры: «Ветлечебница», «Айболит».

Цель: учить детей самостоятельно распределять роли, понимая воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Развивать творческое воображение.

7. Тематическое занятие. Проводилось в рамках методического пособия Т.И. Гризик «Познавательное развитие детей 4-5 лет» .

Оборудование: фигурки домашних животных (кошка, коза, собака, корова и т.д.), листы для рисования, цветные карандаши, фломастеры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурки животных, которые стоят на столе. Дети называют животных. Воспитатель: «А теперь поиграем, загадки отгадаем» (педагог загадывает загадки-описания, дети отгадывают (находят животных, показывают остальным) .

Дети берут фигурки животных и проходит дидактическая игра «Кто я и как я кричу?» (фото 5, дидактическая игра «Кто я и как я кричу?»)

Потом воспитатель проводит беседу-обсуждение, ставит проблемные вопросы:

Как мы бы жили без домашних животных,

Зачем человек приручил животных,

Живут в доме - значит домашние,

Зачем держать в доме животных,

Как ухаживать за домашними животными,

Какова роль домашних животных в жизни людей,

Учат ли животные и птицы своих детей,

Что мы можем дать домашним животным.

Проведение физкульт-минутки. Упражнения: «корова», «кошка».


Дети заселяют макет животными.


Воспитатель интересуется, почему они все собрались на дворе, а не ушли в лес? Потому, что эти животные живут с человеком, который заботиться о них. Их поэтому и называют – домашние животные.

Далее воспитатель интересуется, какие домашние животные живут в семьях воспитанников. Раздает листы бумаги и проводит игру – задание «Нарисуй животное и составь рассказ о нем». Работа продолжается в свободной деятельности. Готовые работы в дальнейшем выставляются в уголке «Мои верные друзья».

8. Подготовка к прогулке. Беседа «Во что одеты животные, а во что одевается человек?» Цель: совершенствовать умение быстро одеваться в определенной последовательности.

Работа в книжном уголке – выставка книг с иллюстрациями животных.

9. Прогулка. Цель: оздоровление и закаливание детей на свежем воздухе.

Подвижные игры: «Кролики». Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность .

«Наседка и цыплята». Цель: учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожными и внимательными; приучать детей действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им .

После этого педагог организовывает самостоятельную деятельность детей на прогулке:

Игры с выносным материалом;

Катание на качелях, каруселях, «мыльные пузыри»;

Кормление птиц на участке.

10. Возвращение с прогулки, работа перед сном.

Воспитатель помогает детям раздеться.

Дети садятся за столы и проходит пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Козочка» . Артикуляционная гимнастика. Упражнение: «Утиный клювик», «Лошадка» .

11. Обед.

12. Гигиенические процедуры, подготовка ко сну.

Чтение К. Ушинский «Спор животных», М. Пришвин «Жулька».

13. Бодрящая гимнастика после сна.

Дыхательная гимнастика. Цель: повышение общего жизненного тонуса детей, сопротивляемости и устойчивости организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы. Упражнения: «Петушок» , «Гуси летят» , «Насос» .

Закаливающие процедуры: ходьба босиком по массажной дорожке (изображаем кошку – пластические этюды).

14. Гигиенические процедуры.

15. Полдник.

16. Самостоятельная деятельность детей.

Лепка. «Кошки и собаки – наши верные друзья». Оформление в группе уголка «Друзья наши меньшие» (фигурки и рисунки детей).

Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи это следы?»

17. Дидактическая игра «Помоги животному найти свой дом».

18. Вечерняя прогулка.

Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться .

Дидактическая игра «У зверей и у людей» (с мячом). Сравнение человека и животного. Чем мы похожи и чем мы отличаемся?

19. Уход детей домой.

Воспитатель проводит беседы с родителями. Дети уходят домой, рассказывая родителям о том, с чем они познакомились сегодня в саду.

Подведение итогов.

В рамках проекта «Мир домашних животных» были созданы: макет «Домик в деревне», альбом «Домашние животные», дидактические игры, картотека загадок и пословиц о животных, уголок «Друзья наши меньшие».

Таким образом, ознакомление детей с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний детей об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность, отмечались положительные изменения со стороны эмоционально- волевой сферы, зрительного внимания, речи, артикуляционной и общей моторики. Совместная деятельность детей и воспитателя помогла развития познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.

Список используемой литературы:

  1. Гризик Т.И. Пособие «Интересен мир вокруг нас» для детей 4-5 лет.
  2. Степанов В.А. Животный мир России. Серия «Учебник для маленьких». – М., 2002.
  3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – М., 1997.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  5. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.
  6. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2007.
  7. Свирская Л.В. Утро радостных встреч. – М., 2010.
  8. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М., 2010.
  9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М., 2013.
  10. Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: методическое пособие. – М., 2009.
  11. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. – М.,1986.
  12. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград, 2009.
  13. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.,2007.
  15. Интернет ресурсы. Разработка комплексов утренней гимнастики для детей средних возрастных групп (4-5 лет). Автор: Сенченко О.В. – инструктор по физкультуре МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга», г. Подольск.
  16. Журнал «Дошкольное воспитание».

Творческий проект " Мой домашний питомец" в старшей группе

МБДОУ ЦРР детский сад № 26 г. Якутск.

Предмет проекта: домашние животные

Цель проекта: расширить знание детей о домашних животных, сформировать у детей такие положительные качества как доброта, сочувствие, ответственность, формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Задачи проекта: - дать знания об особенностях и повадках домашних животных;

Учить делиться со сверстниками полученной информации;

Воспитывать ответственное отношение к домашним питомцам;

Провести беседу, организовать мероприятия и образовательную деятельность по теме;

Организовать выставку детских рисунков по теме "Мое любимое домашнее животное";

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с повадками домашних животных;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей о домашнем животном;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме "Домашние животные"

Провести итоговое мероприятие- защита индивидуальных презентаций"Мой домашний питомец"

Актуальность: В дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по развитию всех компонентов связной речи, совершенствованию умений при помощи речи выражать свои мысли, строить диалог, говорить монологом. У многих моих детей есть домашние животные, и дети с воодушевлением рассказывают о них. Этот интерес я решила использовать для развития познавательных способностей и развития положительных качеств личности ребенка. Детям нравятся домашние животные, они любят играть с ними, они любят рассматривать иллюстрации с их изображением. Пообщавшись с родителями воспитанников, я увидела проблему: дети не очень любят за ними ухаживать. Таким образом, появилось необходимость ознакомления с понятием ответственности за тех, кого приручили, формирования у детей чувства ответственности за братьев наших меньших. Воспитание любви к животным, ответственного отношения к тем, кого приручили. является важнейшей составляющей нравственного воспитания дошкольников. Чтобы воспитать наличие у детей таких качеств, как сострадания. сочувствие. доброта нужно хорошо знать повадки и нужды своих животных.

Тип проекта: познавательный. краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы № 10, воспитатели. родители.

Необходимые материалы и оборудования: План- схема, описательный рассказ. игрушки и иллюстрации с домашними животными и их детенышами. предметные картинки с различными породами собак, кошек и т. д, тексты рассказов Г. Остер "Котенок по имени Гав", Н. Носов "Живая шляпа", японская сказка "Плотник и кошка", "Теремок", загадки о животных, стихи "Верный друг- лучше сотни слуг" М. Скребцова, "Кискино горе" Б. Заходер, потешки "Пошел котик на Торжок", "Козонька рогатая", предметы рисования. аудиозаписи песен "Черный кот", "Песенка о кошке и собачке", пластилин и предметы для аппликации, геометрические фигуры,

Предполагаемый продукт проекта: выставка творческих работ детей; презентация "Мой домашний питомец" (составленного совместно детьми и их родителями); систематизированный литературный материал по теме: "Домашние питомцы"

Предполагаемый результат : Дети узнают и называют домашних животных, имеют посильные трудовые обязанности дома в уходе за домашними питомцами, несут ответственность за их выполнение, умеют составлять рассказ о домашнем питомце.

Подготовительный этап: Знакомство участников с содержанием проекта. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация. Беседа о домашних питомцах. Воспитатель предлагает детям сфотографироваться дома со своими животными и подготовить интересные рассказы о них.

Основной этап : Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Направления проектной деятельности: 1. Речевое развитие: - речевые игры: "Путаница"; " Кто где живет?", "Сосчитайка".

Прослушивание рассказов: Г. Остер "Котенок по имени Гав", Н. Носов "Живая шляпа", сказок: Сказка о верности, "Голубая кошка", стихот: М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг", Кискино горе" Б. Заходер, потешки "Пошел котик на Торжок", "Козонька рогатая"; загадки о домащних животных;

Заучивание стихотворения Б. Заходер "Кискино горе"

Рассматривание картин с изображением домашних животных и беседы по их содержанию;

Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений: "Черный кот", "Песенка о котенке", "Песня о любознательном щенке";

Упражнение в описательном рассказывании (рассказ о своих домашних питомцах)

2. Познавательное развитие:

Беседа о диких и домашних животных;

Беседа об особенностях и повадках домашних животных.

3. Художественно- эстетическое развитие:

Выставка рисунков и фотографий в группе "Мой домашний питомец"

4. Социально- коммуникативное развитие:

Игра "Зеркало", "Разговор через стекло","Кошки и мышки";

Сюжетно- ролевая игра"Ветеринарская клиника".

Работа с семьей:

Беседы родителей с детьми о домашних животных;

Показ детям мультфильма "Кошка, которая гуляла сама по себе"

Чтение рассказов Е. Чарушина "Кошка", сказок В. Г. Суеева "Три котенка, "Кот- рыболов";

Предоставление фотографий для презентации;

Предоставление картин для организации выставки "Мой любимый питомец"

Изготовление наглядного материала для детей по теме.

Заключительный этап: Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление на основе детских фотографий с домашними животными и его озвучивание детьми (дети читают стихи или рассказывают о питомцах из альбома). Проведение презентаций в группе детского сада.

План работы: Дата: апреля 2016

Подготовительный этап:

Понедельник: 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты)

Вторник: 1. Подбор наглядно- дидактического материала; художественной литературы о животных; дидактических игр, разработка бесед о домашних животных.

4. Подбор репродукций художественных картин на тематику "Животные и их детеныши"

Четверг и пятница :

1. Организация развивающей среды в группе старших дошкольников

Основной этап:

Понедельник: Первая половина дня:

1. Беседа о диких и домашних животных;

2. Рисование детьми щенка;

3. Организация выставки работ детей "Щенок по имени Шарик"

Вторая половина дня:

1. Рассмотрение книг, картин и плакатов на тематику "Домащние питомцы";

Вторник: Первая половина дня

1. Разучивание Б. Заходер "Кискино горе";

2. Разгадывание загадок о домашних питомцах

Вторая половина дня:

1. Проведение дидактических игр "Отгадай, кто к нам пришел", "Изобрази домашнее животное";

Среда: Первая половина дня:

1. Закрепление счета до 10. Аппликация дома для собаки из геометрических фигур;

2. Конструирование из деревянного и пластмассового конструктора дома для любимого животного и его друзей (коллективная работа)

Вторая половина дня:

1. Чтение потешек и прослушивание песен, обсуждение

Четверг : Первая половина дня:

1. Оформление стендовой консультации для родителей: "Решили завести домашнее животное", "Повадки домашних питомцев"

2. Чтение и обсуждение японской сказки "Плотник и кошка", стих М. Скребцова "Верный друг- лучше сотни слуг".

3.Чтение Н. Носова "Живая шляпа" и лепка котенка.

Вторая половина дня:

1. Рисование детьми любимого животного;

2.Организация выставки работ детей "Любимое животное"

Пятница: : Первая половина дня:

1. Оригами кошки.

Вторая половина дня:

1. Итоговое мероприятие- прослушивание рассказов детей о своих домашних питомцах.

2. Организация выставки о своих домашних питомцах.

Заключительный: продукт проекта- презентация.

Использованная литература: Организация образовательной деятельности: Тема "Мои домашние питомцы"

Цель: закрепить знания детей о домашних животных; развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим.

Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, медали, эмблемы командам, песочные часы.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Ход занятий:

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину «Здесь знает каждый, ты и я что домашних животных обижать нельзя!
В викторине примут участие две команды. Давайте назовем команды кличками животных
Первая команда – «1», вторая команда – «2».
Воспитатель: Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а родители вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «1», а вторая «2». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Итак готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:
Представляет собой блиц опрос. За одну минуту(песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «1»:
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные) Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «2»:
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для родителей):
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Что такое зеленый покров Земли? (трава)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «На лугу»).
2 конкурс. «Кто как голос подаёт»; "Покажи животное" Один участник - водящий. Он становится спиной к детям. По команде воспитателя кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать свинка или курочка, коровка и т.д. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок. Игра не должна быть долгой, т.к. дети утратят к ней интерес. Наши команды- Mолодцы!

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И козла, и осла,

Тот людям

Вовеки

Не сделает зла.

Выступление: А сейчас выступит Воробьева Аня и расскажет о своем питомце. (Презентация мой любимый питомец). Игра подвижная "Что кушают питомцы"(косточки, рыбка) Дети разбегаются и находят свою еду (кошки и собачки)

3-конкурс Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника). Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (Петух.)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

На цепи сидит, дом сторожит. (Собака.)

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (Корова.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Щиплет травку поутру

Да дерёт с берёз кору.

Головой кивая мне,

Говорит не «му», а «ме». (Коза.)

В травке зёрнышко найдёт

И детей к себе зовёт.

От окна недалеко

Слышно нам весь день «ко-ко». (Курица.)

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

А нога его - копытце,

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок.)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже с завитком рога. (Баран.)

А сейчас выступит Павлов Никита "Мой любимый питомец"

4- конкурс Дети какие питомцы живут у вас дома? Кто ухаживает за ними? Сейчас мы проверим кто знает о домашних питомцев больше

1. Какие породы собак вы знаете?

2. Как нужно ухаживать за домашними животными?

3. Что любит кушать кошки? Как называется корм для кошек?(Вискас)

4. Где покупают еду и вещи для питомцев?

5 Кто лечит домашних животных?

6. Какой питомец не может жить без воды?

7. Можно ли бить домашних животных и почему?

Для чего нам нужны домашние питомцы?

5- конкурс « Наши любимые сказки».

В. Дети, назовите сказки, героями которых были домашние животные. (Народные сказки «Курочка -Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Зимовье», «Сивка-Бурка», «Крошечка - Хаврошечка»; К. Ушинский «Спор животных», Н. Ершов «Конёк-Горбунок», В. Осеева «Добрая хозяюшка», С. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»и др.) (Заранее желательно подготовить выставку книг о животных. Если дети затрудняются называть сказки, воспитатель может зачитать отрывки из некоторых из них, а дети их отгадают.)

6- конкурс "Кто быстро соберет пазлы"
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.(Награждение медалями.
Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с животными, которые тоже живут на нашей планете.
А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях доброту и берегите наших маленьких соседей!

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Кто любит животных, тот долго живет,
И молодость в нем никогда не умрет,
Кто кошке с собакой даст в доме приют,
Там будет в душе и тепло, и уют.

Проверено жизнью, известнейший факт:
Погладишь собаку – отступит инфаркт.
Где “меньшие братья” – в семье доброта,
Без них одиноко, вокруг – пустота.

Они ежедневно нам радость дают,
Быть преданным другом пример подают .

Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.

Сроки : краткосрочный (2 недели).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Место проведения : групповая комната.

Актуальность проекта:

Участие детей в проекте «Мир животных» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания.Ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Общение с животными развивает наблюдательность, интерес, наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому; развивает эстетическую сферу дошкольника. Ребёнок усваивает разнообразные свойства и качества природных объектов, законы жизни организмов, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком.

Цель:

Расширить и систематизировать знания детей потеме проекта.

Задачи:

· Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных;

  • Познакомить с животными соседних климатических зон и континентов (Африка, Антарктида, Австралия, Америка);
  • Упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;
  • Учить выделять признаки для группировки (дикие -домашние, хищники – травоядные, животные Севера – животные жарких стран);
  • Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида, узнавать по описанию, по части, сравнивать;
  • Развивать умение отгадывать и сочинять загадки;
  • Развивать коммуникативно-речевые навыки;

· Развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

· Постановка проблемы

· Подбор наглядных пособий (в том числе звукозаписи).

· Подбор энциклопедической, художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).

· Подбор материалов для проведения задания – исследования.

· Подбор дидактических, развивающих игр по теме проекта.

· Подбор материалов для творческой деятельности.

· Беседы с родителями по теме проекта.

II этап. Деятельностный (включающий все направления развития ребёнка, образовательные области).

Образовательная область «Речевое развитие»

· Беседы: «Домашние животные»; «Животные наших лесов»;Домашние -дикие животные-различия»; «На ферме»; «В зоопарке»,«Животные холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга); «Животные жарких стран»; «Как животные холодных стран приспособились к условиям Севера»; «Как животные жарких стран приспосабливаются к жарким климатическим условиям» «Травоядныеживотные»; «Хищные животные».

Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. «Познавательная энциклопедия». «Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки., Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза»; Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен: ,«Хроменькая уточка» , «Кукушечка» М.Горький «Воробьишко» , Сутеев «Петушок и краски», «Петушок и бобовое зернышко»,«Кот-ворюга»

Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.

· Чтение В. Сутеев «Кот- рыболов» , «Лисичкин хлеб» Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню» Пальчиковые гимнастики по теме: животные, птицы

· , Е. Чарушин «Медвежонок».

· Словесные игры: «Что лишнее?» , «Угадай по признаку», « Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».

· Весёлая зарядка для пальчиков (тематическая).

«Социально-коммуникативное развитие»

· Дидактические игры: «Кто едет в зоопарк», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные и хищные».

· Проблемно-игровые ситуации : «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», «Что случится, если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?»

· Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»

· Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».

Образовательная область «Познавательное развитие»

· Образовательные ситуации: «Путешествие в жаркие страны»; «Путешествие в страну льдов»; «В гостях у леса»; «Может ли лев жить в Арктике»; «Чей голос?»

· Задание - подбери картинку: «Кто летает, прыгает, плавает, ползает…»

Художественно –эстетическое развитие.

· «Мишка косолапый» (рисование краскамив нетрадиционной технике);

· « Подбери детёныша» (рисование);

· «Зайцы на поляне» (оригами)

· «Белый медведь

· «Обезьяна с бананом»(сюжетное рисование)

· « Зоопарк»(лепка)

III этап. Завершающий.

· Оформление коллекции творческих работ «В мире животных».

· Выставка поделок.

· Презентация продуктов деятельности родителям.

· Викторина «Животные такие разные».

· Оформление макета «На Севере».

· Оформление макета «Животные жарких стран»(при участии родителей)

· Обсуждение итогов проекта (рефлексия проектной деятельности).

1-ая неделя:

Понедельник

Познание

«Домашние и дикие животные»

Цель: Систематизировать представления о домашних и диких животных, о местах обитания диких животных. Учить применять конкретные знания о поведении и потребностях. Воспитывать интерес к жизни животных.

Художественное творчество «Мишка косолапый» (рисование краскамив нетрадиционной технике)

Цель: Учить работать губкой,разукрашивать печатающими движениями по намеченному силуэту.

Вторник

«Дикие животные и их детёныши»

Цель: Систематизировать представления о местах обитания диких животных, о их детёнышах. Воспитывать интерес к обитателям леса.

Художественное творчество « Подбери детёныша» .

Цель: Закрепить знания о диких животных и их детёнышах. Учить рисовать диких животных, их характерные особенности. Воспитывать любовь к животным.

Среда

Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие) «Домашние и дикие животные»

Цель: Обобщить и расширить представления детей о домашних и диких животных; учить составлять описательный рассказ, продолжать учить работать в тетради по заданию(подготовка руки к письму).

Четверг

Интегрированное занятие (речевое развитие + познавательное развитие ФЭМП) «В лесу».

Цель: Закреплять представления детей об обитателях леса,учить использовать прилагательные в описании животных, учить двигаться в заданном направлении, закреплять счёт в пределах 10,учить сравнивать 2 группы предметов,продолжать учить работать в тетради по заданию.

Пятница

Художественное творчество «Зайцы на поляне» (оригами)

Цель: Учить детей складывать бумагу (техника-оригами). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

2-ая неделя:

Понедельник

Познание (формирование целостной картины мира)

«Животные Крайнего Севера»

Цель: Познакомить с животными соседних континентов -Арктикой,упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания;

Художественное творчество

«Белый медведь »(рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).

Цель: Учить, следуя силуэтному изображениюи используя смятую бумагу, зубной пастой рисовать белого медведя.

Вторник

Познавательно-исследовательская деятельность «Чем питаются домашние и дикие животные?»

Цель: Расширять представления о пище,которую употребляют животные, учить отличать особенности в питании(хищники, травоядные),поощрять любопытство.

Художественное творчество «Зайцы на полянке » (оригами)

Цель: Учить работать с бумагой, складывать по образцу.

Среда

Интегрированное занятие (речевое развитие +познавательное развитие) «Животные жарких стран»

Цель: Обобщить и расширить представления детей о животных жарких стран; учить составлятьрассказ по сюжетной картине.

Четверг

Викторина: «Как ребята зверей из беды выручали»

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о диких и домашних животных.

Задачи:

Учить различать животных по внешним признакам,

Поощрять активность,

Учить работать слаженно,

Развивать творческие способности,

Развивать логическое мышление, внимание, память.

Пятница

Художественное творчество « Зоопарк» (лепка)

Цель: Закреплять умения лепить из пластилина, правильно передавать пропорции тела. Развивать аккуратность в работе. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы других.

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей.

Деятельность в различных центрах по интересам детей:

С/ игра «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Ветеринарная лечебница»

Д/игры: «Где, чья мама? », «Подбери зверям шубку», «Собери картинку», «Кто, как устроен? », «Кто, чем питается? », «Лото», «Кто, где живёт? », -Игры с фигурками диких животных и птиц

Игровые упражнения с мячом

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций по теме

СХД – лепка, рисование

Индивидуальная работа (форма работы: дидактическая игра, игровое упражнение и др.)

Совершенствовать конструкторские умения «Построй, что скажу»

Упр. «Придумай конец сказки» - упражнять в придумывании другого окончания сказке.

Совершенствовать умение обводить шаблон карандашом и вырезать по контур;

- Театрализованные игры: имитация повадок и движений животных, звукоподражание, теневой и силуэтный театр (на стене).

Достигнутые результаты:
Дети классифицируют животных,знают места обитания животных. Дети закрепили представления о разнообразии животного мира, их связью со средой обитания; сформировано осознанно-правильное отношение к представителям животного мира..Дети научились решать проблемные ситуации.

Выход –создание макетов климатических зон.

Макет «Флора и фауна жарких стран»

Макет «Животные Северных районов»

Игровое занятие «Путешествие в мир диких животных средней полосы» для детей 5 -6 лет

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание материала: Материалы, представленные в разработке, могут быть использованы воспитателями ДОУ в целом и по отдельности.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Углублять представления детей о диких животных средней полосы.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Прививать интерес к сказкам, героями которых являются дикие животные средней полосы.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.Ведущий: Приглашаю всех в «Путешествие в мир диких животных средней полосы».
Ведущий: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков -
Разве не чудо?
Г. Галина
Ведущий: А какой зверь таится в глуши лесной, мы узнаем, отгадав загадки.Произносит ведущий или дети. Картинка с отгадкой показывается детям или картинка - отгадка появляется на слайдах.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лисица)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков? (Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Из осины и ольхи,
В тихой заводи реки,
Без единого гвоздя,
Дом построю без труда! (Бобр)
В. Леонов
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
С. Чертков
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …(рысь.)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Ну, конечно,…(росомаха.)

«Где, кто живёт?»

Ведущий: Нужно назвать дом, в котором живёт животное.

Ответы детей:
Я волк. Мой дом – логово.
Я заяц. Мой дом - под кустом.
Я лиса. Мой дом - нора.
Я белка. Мой дом – дупло.
Я медведь. Мой дом – берлога.
Я ёж. Мой дом – норка.
Я бобр. Мой дом – хатка.
Я лось. Мой дом – лес.
Я рысь. Мой дом – логово.

Малоподвижная игра «Узнай и назови»

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.

«Кто, чем питается?»

Детям раздаются картинки с изображением животных. (Или используются слайды презентации.)

Волки – хищники. Их пища - олени, лоси, домашний скот, куропатки и тетерева, иногда зайцы.
Зайцы – травоядные. Основной рацион - различные виды трав, прутики кустарников, листья, корни, клубни и ягоды. Устраивают набеги на поля за овсом, клевером, свеклой, огурцами и картофелем. Зимой обгрызают мягкую кору молодых деревьев, не прочь поживиться сеном.
Лиса – хищник. В её рацион входят мелкие грызуны, зайцы, косули, гуси, глухари, рыба, насекомые и их личинки. Растительный корм - плоды, фрукты, ягоды, овёс.
Белки – всеядные. Они употребляют в пишу различные орехи, семена, зёрна злаковых, плоды, ягоды, грибы. А едят насекомых, их личинок, яйца и даже птенцов мелких птиц. Белки делают запасы на зиму: желуди, грибы, орехи. Весной лакомятся молодыми почками, побегами.
Медведи – всеядные. Употребляют в пищу ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В рационе медведей и насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
Ежи – всеядные. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, ящерицами, ядовитыми змеями, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами, яйцами птиц. Растительная пища ежа - это мох, грибы, жёлуди, семена злаковых и любые сладкие ягоды.
Бобры –травоядные. В рацион входят кора и побеги деревьев (осины, ивы, тополя и берёзы), а также различные травянистые растения (кувшинки, кубышка, ирис, рогоз, тростник и др.).
Лоси – травоядные. Их корм – это лишайники, мох, ветки деревьев и кустарников, травянистые растения. Излюбленный корм лося – это листья деревьев (рябины, осины, берёзы, ивы, черёмухи, крушины, ясеня и клёна.) Из растений – калужница, кувшинки, кубышки, хвощи. Ближе к осени - шляпочные грибы, ягодные веточками брусники, черники. В зимний рацион входят веточки деревьев.
Рысь – хищник. В её рационе лисица, заяц-беляк, различные грызуны, белки, еноты и птицы. Также иногда более крупная дичь: косули, олени, серены, лоси, кабаны. Добычей может быть и домашний скот.

Подвижная игра «У медведя во бору»

«Назови детёнышей»

Ведущий показывает детям картинки с изображением взрослых животных либо изображения животных появляется на слайдах (Можно ввести игрушечные персонажи.)
Ведущий: Назовите детёнышей животных. Кто они?

«Назови сказку»

Используются слайды презентации.
Ведущий: По иллюстрациям назвать сказки, героями которых являются дикие животные средней полосы.

Ведущий: Как называют диких животных средней полосы в сказках?
(Последний слайд с ответами).
Ответы: Медведя - Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, косолапый.
Лису - Лисичка – сестричка, Лисафья Лиса Патрикеевна, кумушка, плутовка, лгунья.
Зайца – зайчик – побегайчик, зайчишка, трусишка.
Волка – волчок – серый бочок, серый волк.
Ежа – ёжиком.
Бобра - Инквой-Бобёр.

Вопросы и ответы

1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний - более густой и пышный.



2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой - серые и чёрные.



3. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками.
4. Что помогает зайцу замечать опасность» Ответ: Большие чуткие уши.
Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние ноги, которые длиннее передних. При прыжках следы задних ног оказываются впереди передних.
5. Кого боится заяц? Ответ: волка, лису, рысь, ястреба.
6. Разделите животных на три группы: травоядные, всеядные, хищники. Ответ: Травоядные: Зайцы, лоси, бобры. Всеядные: Белки, ежи. Хищники: Лисы, волки, медведи, рыси.
7. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
8. Какая польза от хищников? Ответ: Хищники охотятся за слабыми, больными животными. Остаются в лесу здоровые и сильные не только травоядные, но и хищники.
9. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
10. Куда отправится за пропитанием лиса, когда в лесу ей станет совсем голодно? Ответ: В ближайшую деревню воровать кур и уток.
11. Как охотятся волки? Ответ: Стаями.
12. Едят ли ёжики молоко? Ответ: Нет – это миф. Молоко вредно для ежей. Организм ежей не усваивает лактозы.
13. Какие животные являются грызунами? Ответ: Белки, бурундуки, бобры, мыши, хомяки.
14. Какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек? Ответ: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных.


Похожие статьи