Курсовая работа: Социальная работа с семьей. Социальная работа с семьёй

19.07.2019

Цели и задачи работы семьями

Основная цель в работе - создание условий для улучшения качества жизни семей с детьми. Целью развития системы социальной защиты семей и детей города Магнитогорска является удовлетворение потребности в качественном социальном обслуживании с учетом изменяющихся условий.

  • 1. Раннее выявление и сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • 2. Укрепление и поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.
  • 3. Развитие межведомственной системы взаимодействия всех заинтересованных структур.

Принципы социальной работы с семьями

Специалист по социальной работе с семьей в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами.

Принцип гуманности. Подход к человеку как к главной ценности в системе социальных отношений.

Принцип фамилиоцетризма. Интересы семьи всегда имеют приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

Принцип социальной адекватности. Учет разнообразных факторов окружающей среды.

Принцип индивидуализации. Создание условий для само раскрытия и самореализации личности.

Принцип создания воспитывающей среды. Семья как коллектив - главный фактор развития личности.

Принцип системности. Семья - сложная система структурных элементов. Воздействуя на отдельный элемент, получаем изменения в системе.

Модели социальной работы с семьями

Понятие «модель» в социальной работе рассматривается как схема, образец, описание определенных действий специалиста в конкретной профессиональной ситуации, представляемой как аналог.

В социальной работе с современной семьей используется несколько моделей. В зависимости от выбранной модели ведущим будет один из специалистов - социальный работник, социальный педагог или психолог. Нередко функции всех этих специалистов вынужден взять на себя один специалист - по социальной работе с семьей. В основе всей социальной работы с семьей - диагностическая модель, которая основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.

Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется привлечение других специалистов, оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.

Педагогическая модель базируется на гипотезе о недостатках педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя и сам родитель может быть причиной неблагополучия, обычно эта возможность открыто не рассматривается. Специалист по социальной работе с семьей (или социальный педагог) ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Прак тическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи - лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.

Чаще всего в каждом конкретном случае специалист по социальной работе с семьей использует сразу несколько моделей помощи семье. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике, встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с семьей заключается в оказании помощи непосредственно в кризисных ситуациях, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами. Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики. Все внимание социальный работник фокусирует на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы семьи, так и внешние формы помощи.

Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формирования нового понимания социальной проблемы, развития адаптивных реакций, которые могут быть полезны в будущем.

Следует заметить, что помощь семье в данной ситуации должна быть не столько психологически глубокой (что оправдывало бы вмешательство профессионального психолога), сколько комплексной и широкой по охвату проблем и участников событий. Это могут быть члены семьи, неформальные группы поддержки, специализированные учреждения (социальная защита, реабилитационные центры и пр.). Задача специалиста по социальной работе с семьей состоит в том, чтобы помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации семьи, сосредоточивая свои усилия на развитии личности каждого из ее членов, поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе.

Как и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная модель взаимодействия относится к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность которых не превышает четырех месяцев. Она направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т.е. в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и над которой она готова работать, и это важнее, чем взгляд специалиста на причину, природу самой проблемы.

Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту самостоятельно. Отсюда задача специалиста по социальной работе с семьей - создать такие условия. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку членов семьи в решении их собственных трудностей. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для обоснования последующих проблемных ситуаций семьей самостоятельно .

Долгосрочные формы работы с семьей, преобладающие в основном в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с семьей как клиентом (более четырех месяцев) и обычно построены на психосоциальном подходе. Его основные задачи - либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своих специфических функций, либо изменить ситуацию, либо воздействовать на то и другое одновременно. Целесообразно применение таких форм работы, как патронаж, консультационная беседа, тренинги.

В теории и практике разработана и апробирована общая модель действий социального работника в индивидуальной работе с членами семей (М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова).

  • 1. Установление первичной связи и потребности кли ента в изменениях. На этой стадии социальный работник может столкнуться с тем, что клиент (член семьи) не осозна ет, в чем состоит его проблема, и не желает прикладывать усилий для необходимых изменений. Социальный работник может обратить внимание клиента на то, почему он отрицает существование проблемы, и в ходе обсуждения тактично продемонстрировать ее наличие. Клиент должен быть поставлен перед очевидным фактом. В том случае, если и после этого он не осознает необходимости изменений, социальный работ ник оставляет возможность клиенту вернуться к его проблеме в будущем, когда тот сочтет нужным ее обсудить.
  • 2. Исследование и разъяснение проблемы. Следующая стадия процесса начинается, когда клиент понял, что социальный работник действительно может быть ему полезен в сложившейся ситуации. На этом этапе происходит уста новление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
  • 3. Мотивация. Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Если клиент не осознает мотивации к изменению, конструктивных изменений не произойдет.
  • 4. Концептуализация проблемы. Социальный работник и клиент согласовывают определение цели, которой нужно достигнуть, методы, которые нужно использовать, и задачи, которые предстоит решить для ее достижения. Они совместно определяют различные варианты решения проблемы, объективно необходимые изменения и вмешательства. Часто кли ент изначально склонен видеть в проблеме проявление своей личной неполноценности, поэтому его поведение может быть беспокойным и эмоциональным.
  • 5. Исследование стратегий решения. Привлечение клиента к соответствующей деятельности, чтобы помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендации между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы. Каждый клиент так же уникален, как и его проблемы. Что имеет значение для одного клиента, может не представлять интереса для другого.
  • 6. Выбор стратегии. Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.
  • 7. Реализация стратегии. Взаимодействия будут успешными, если клиент выполняет взятые им на себя обязательства.
  • 8. Эволюция. При конструктивном изменении, длительном и постоянном, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником могут быть прекращены.

Социальные проблемы семьи

Как показывают социологические опросы женщин, основными проблемами являются материально-финансовая и высокие цены на продукты питания.

Как городские, так и сельские жители говорят о проблеме незащищенности и безразличии со стороны государства и общества, а это является свидетельством того, что любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке.

Для жителей больших городов проблемой является отсутствие возможности получить качественное и недорогое лечение, о чем говорит 39,2% опрошенных, в то время как в малых городах этот показатель составляет 35,8%, в сельской местности он ещё ниже – 25%.

Актуальна жилищно-бытовая проблема и наиболее она характерна опять для больших городов, где стоимость жилья намного дороже, по сравнению с малыми городами и сельской местностью.

Разнообразная сеть высших, средних и специальных учебных заведений крупных городов дает возможность получить качественное и хорошее образование, эта возможность для детей малых городов и тем более для сельской местности резко ограничена.

Для больших городов остро стоят проблемы воспитания детей, чем больше город, тем сильнее чувствуется разобщенность родителей и детей, в таком городе больше соблазнов и мест проведения досуга.

Сельские семьи имеют крепкие родственные узы, информированность родителей о детях значительно больше.

Свою роль играет проблема занятости и безработицы и особенно проблема женской занятости. Для женщины характерна двойная загруженность – с одной стороны участие в общественном труде и с другой стороны – бытовое обслуживание дома и семьи. Финансовая проблема заставляет женщин заниматься общественным трудом и, тем более, если женщина является единственным кормильцем семьи.

Неуверенность в завтрашнем дне и экономическая нестабильность заставляют женщину держаться за работу. Но, опять же работа, это то-место, где можно проявить способности и пообщаться.

Работа для женщин России в структуре их жизненных ценностей занимает ведущее место.

На протяжении многих столетий количество детей в семье определялось биологической продуктивностью, закрепленной религиозными установками. Это было оправдано, потому что детская смертность была очень высокой, и выживали немногие. Многодетные семьи для современной России в основном уже история. Чаще они встречаются в сельской местности.

В настоящее время для всех развитых стран характерно снижение рождаемости. Регулирование родившихся детей проводится методом, далеким от цивилизации – Россия находится на первом месте в мире по количеству абортов. Последствия этой медицинской манипуляции часто бывают трагическими.

Сегодня молодые супруги сами решают, сколько детей они хотят иметь, они сами планируют свою семью и, очень важно, чтобы родившиеся у них дети были желанными и любимыми.

Замечание 1

Планирование семьи – первейшая предпосылка для формирования цивилизованного общества.

Очень острой и малоисследованной проблемой является внутрисемейная жестокость. Дети становятся жертвами жестокого родительского обращения, а следствием этой причины является детский травматизм, рост сирот и бездомных при живых родителях.

Замечание 2

Для социально-педагогической работы с семьей характерны как общие проблемы для большинства семей, так и проблемы конкретной семьи. Надо сказать, что семейные проблемы клиентов разрешает не социальный педагог, а семья с его помощью осознает свои проблемы и находит силы их разрешить.

Социально-психологические методы работы с семьей

Социальная работа с семьей имеет свои методы, которые должны подбираться исходя из поставленных задач. Главная задача заключается в том, чтобы направить энергию членов семьи на позитивные изменения жизнедеятельности, изменить способы взаимодействия друг с другом.

Данный процесс включает определенные этапы:

  • первоначальное выделение эпизодов, стратегий поведения;
  • участие социального педагога в ситуациях взаимодействия клиента с близкими ему людьми;
  • формирование новых стратегий взаимодействия;
  • достижение определенных результатов общения.

Оказывая влияние на структуру взаимоотношений в семье, социальный работник после воздействия должен проанализировать психологическую семейную карту. На карте представлены взаимосвязи членов семьи: пары, тройки, союзы супругов, их детей, родителей, как живущих, так и не живущих с ними.

Социальный работник, взаимодействуя с семьей, ставит цель добиться общения членов семьи или, наоборот, создает границы между ними. Это касается опеки старшего члена семьи над младшим и вредит развитию личности.

Пример 1

Например, супруги, игнорируя друг друга, все вопросы решают через детей, а беседа с социальным работником, может изменить сложившуюся ситуацию. В подобной ситуации используется метод наведения мостов, суть которого заключается в том, что во время беседы третьи лица, как посредники, не нужны, общение происходит напрямую и канал взаимодействия начинает работать.

Чрезмерная опека родителей и абсолютный контроль тормозят проявление самостоятельности. Гиперопека с одной стороны помогает увидеть добрые предзнаменования в неблагоприятной ситуации, а с другой стороны формировать инфантильную, зависимую личность.

В таком случае задача социального работника должна быть направлена на переключение родительской энергии в другое русло, более безопасное для ребенка, например, обустройство жилища, организация семейных домашних праздников, организация совместного отдыха на природе и др.

Данный метод в рамках решаемой проблемы получил название децентрация личности.

Метод реконструкции восприятия события используется социальными работниками, когда положение в семье изменить очень сложно или невозможно. Тогда важно изменить эмоциональное или концептуальное его восприятие. Успех достигают индивиды, имеющие гибкое мышление, нестандартную поведенческую реакцию, высокую степень обучаемости, умение воспринимать другие точки зрения. Рациональные и полезные выводы клиент делает, поменяв восприятие проблемы. Правда, самому справиться с такой задачей достаточно сложно, нужен толчок и помощь извне.

Метод наблюдения в социальной работе остается первичным. Безусловно, наблюдать всё подряд не имеет смысла, поэтому социальный работник, как специалист, вычленяет особенности поведения, речи, взаимодействия испытуемых. Анализ результатов наблюдений позволяет дать логичную и точную их интерпретацию.

Социальная работа с конфликтной семьей

К сожалению, существует множество семей, где эмоциональный климат неудовлетворительный, поэтому работа с такими семьями начинается с тщательного изучения существующей семейной проблемы.

Важно ознакомиться с личностями супругов и их особенностями, семейными и брачными установками. Семейные конфликты могут быть вызваны разными причинами, например, разными взглядами на воспитание детей, финансовыми взаимоотношениями, бытовыми неурядицами и др.

Обострению семейных конфликтов способствует неуверенность в завтрашнем дне, безработица, материально-экономические ограничения.

В работе с конфликтными семьями активно применяется семейная терапия, включающая в себя нахождение компромисса, коррекцию социально-психологических стереотипов, обучение неконфликтному общению.

Работа ведется через индивидуальные беседы, интервью, групповую психотерапию, игровую терапию.

Применяются да-терапия, аутодиагностическая и психокоррекционная методика. С помощью этих методов супруги начинают рационализировать свои негативные взаимоотношения, отвечая на четко сформулированные вопросы «да» или «нет».

Баланс положительных и отрицательных ответов дает возможность одному из супругов смягчить свое отношение к другому.

Многочисленными являются технологии коррекции семейных взаимоотношений, выбор которых определяется конкретной социальной ситуацией.

Замечание 3

Надо сказать, что не все виды семейных конфликтов поддаются коррекции и это зависит не только от специалиста по семейной работе. Важно помнить, что разрешение семейных проблем является делом свободного выбора и ответственности членов семьи. Если отсутствует волевое усилие и настойчивость, тогда успеха не принесет ни одна даже самая эффективная технология.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета; в миграции, в том числе за пределы государства; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи; демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье; социальном сиротстве и во многом другом.

Семейный Кодекс РФ провозглашает осуществление и защиту семейных прав, исполнении семейных обязанностей граждан, а точнее - членов семьи, о чем бы ни шла речь, - о браке, разводе, родительских правах и обязанностях, семейно-правовом статусе несовершеннолетнего.

Типы семей сегодня можно выделить по объективному риску социальной уязвимости, то есть нуждаемости в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. В трудных материальных условиях находятся большинство семей одиноких матерей и их детей; семей военнослужащих срочной службы с детьми; семей с детьми-инвалидами; семей взявших детей под опеку; многодетных семей; семей с малолетними детьми (в возрасте до трех лет); студенческих семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев; семей безработных, имеющих несовершеннолетних детей; девиантных семей.

К настоящему времени сложились 4 основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии);

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3. Бесплатные выдачи семьям и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам);

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (изменен Указ Президента РФ от 05.10.2002 N 1129) определяет основные ориентиры в политике и социальной работе по улучшению положения семьи. На базе изменения отношений собственности, развития экономических стимулов для реализации возможностей всех трудоспособных членов семьи своим трудом, своей хозяйственной активностью обеспечить достойную жизнь своей семье.

Основные направления государственной семейной политики разработаны, исходя из ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально - экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Основные задачи социальной защиты семьи на современном этапе состоят в том, чтобы оказать помощь семье, в ее усилиях преодолеть индивидуальную кризисную ситуацию в обществе, обеспечить достижение таких целей, как укрепление семьи, повышение рождаемости и снижение смертности, прирост населения наличными средствами, социальную поддержку семей.

14.06.2007 года издан Указ Президента Российской Федерации № 761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» как результат долгосрочной политики, которая направлена на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Для объединения усилий государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Можно классифицировать следующим образом:

Государственные социальные службы;

Смешанные службы;

Коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Преобладающая модель государственной службы – территориальные центры социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социальной помощи семье и детям характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

О технологиях социальной работы с семьей можно говорить применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и других. Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семейной группы, нуждающейся в поддержке, можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей); на социальную работу, направленную на поддержание стабильности семьи, и социальную работу, направленную на социальное развитие семьи и ее членов.

Семья играет очень большую роль в решении проблем, с которыми сталкивается ребенок. По этой причине социальный работник должен охватить своей работой семью в целом.

С помощью такой технологии как социальная диагностика социальных работник изучает социальное поведение школьников, тем самым составляется представление об их семьях. Конкретные технологии могут быть разнообразны: беседы с учениками, рисуночные тесты («мои родители», «на кого из литературных или киногероев похожи мои мама и папа»), сочинения о семье – применяются для младшего возраста. В работе со старшими школьниками беседы могут быть дополнены исследовательскими методами: биографическим методом, в ходе которого школьники восстанавливают свою родословную и биографию своих предков; игровыми методами, методами моделирования – «идеальная семья», «семья, в которой мне не хотелось бы жить»; методами психологического самоанализа, методами оценок – «плюсы и минусы нашей семьи».

По свидетельству социологов, изучающих проблемы современной семьи, дезадаптация и девиантность чаще всего возникает в проблемных семьях: неполных; с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами; многодетных семьях; в семьях, усыновивших детей или взявших детей под опеку; в семьях с несовершеннолетними родителями; в семьях с длительно безработных родителей; в семьях беженцев и вынужденных переселенцев; в студенческих семьях, не имеющих поддержки родных; в семьях военнослужащих с длительной задержкой выплаты жалованья. Девиантность в поведении семьи проявляется в виде пьянства и алкоголизма, наркомании, преступного поведения, проституции, тунеядства, бродяжничества, других видов отклоняющегося поведения.

Причины отклоняющихся форм поведения семьи разнообразны: экономические, социальные, психологические, медицинские. В зависимости от причин дезадаптации и девиации и от форм отклоняющегося поведения у детей, социальный работник должен выработать систему методов воздействия на семью. Это методы собеседования, консультирования, правового, консультирования о социальных службах и организациях, которые могут помочь семье в различных ситуациях. Эти методы эффективны в работе с теми родителями, которые стремятся найти выход из своих трудностей. Таких родителей полезно привлекать к совместной работе в школе с детьми (спортивные мероприятия, соревнования, походы, экскурсии, вечера, посвященные праздникам). В случаях, когда требуется определенная коррекция поведения, детско-родительских отношений, возможно использование игровых методов, тренингов, эвристических методов. Такая работа может вестись как в группе, так и в индивидуальном плане.

В технологиях стабилизации семейных отношений социальный работник должен учитывать ситуации, в которых возможно сотрудничество с семьей и те ситуации, в которых социальная терапия вынужденно будет неэффективной.

Жестокое обращение в семье является причиной для серьезного исследования ситуации в семье. В таких ситуациях требуются более жесткие методы в защите ребенка. К таким методам относится обращение к содействию комиссий по делам несовершеннолетних, к органам, которые решают проблемы лишения родительских прав, привлечения к ответственности родителей, не выполняющих свои обязанности. Эти методы предполагают различные формы интервенции в семью – временное изъятие ребенка из семьи (помещение ребенка в приют, интернат или специализированное учреждение) до того времени, когда семья пройдет процесс реабилитации, а также лишение родительских прав. Такие методы принимаются с участием социального работника.

Введение. 3

Глава 1.Теоретические аспекты изучения семьи. 5

1.1 Значение семьи. 5

1.2 Формы социальной работы с семьями. 7

1.3 Типы семей. 10

Вывод по первой главе. 20

Глава 2.Проблемы семьи. 21

2.1 Социальные проблемы семьи. 21

2.2 Жестокое обращение в семье. 22

Вывод по второй главе. 25

Заключение. 26

Список информационных источников. 27

Введение

Изучение проблем семей в сегодняшних российских условиях представляется особенно актуальным. Можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены). Растет и число родителей (отчимов, мачех, приемных), не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Вследствие увеличения разводов и внебрачных беременностей многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком, так и остаются только биологическими родителями .

В результате снижения рождаемости увеличивается число однодетных
родителей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Рассматривая возраст первородящих матерей, можно видеть расширение диапазона как за счет юных матерей так поздно родящих - обычно среди тех женщин, кто ориентирован в большей степени на профессиональную карьеру, нежели супружество. В свою очередь возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувства. С точки зрения родительских ролей и социо-культурных норм, вероятно, происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми .

Объект курсового исследования: семья

Предмет курсового исследования: социальная работа с семьей.

Цель курсовой работы – рассмотрение семьи как объект социальной работы.

Для достижения сформулированной цели поставлены следующие задачи курсового исследования:

1. Дать характеристику значения семьи.

2.Охарактерезовать формы социальной работы с семьей.

3.Рассмотреть типы семей.

4.Выявить социальные проблемы семьи.

5.Раскрыть жестокое обращение в семье.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социальная работа с семьей будет эффективнее, если к ней привлекать специалистов по социальной работе.

Методы исследования: анализ научной литературы.


Глава 1.Теоретические аспекты изучения семьи.

Значение семьи

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом духовном самовоспроизводстве .

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики.

Функции семьи:

Воспитательная;

Эмоциональной поддержки;

Хозяйственно - бытовое обслуживание;

Социального контроля;

Репродуктивная .

Исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

- социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье. Наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского).

- готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.

- педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно - экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами .

В последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается негативные тенденции, выражаются в следующем:

Уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

Увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;

Непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

Рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

Увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

Рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

Увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

Рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

Значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни .

Таким образом, можно сказать, что семья - это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом духовном самовоспроизводстве.

Формы социальной работы с семьями

Вся социальная работа с семьями проводится в основном через территориальные социальные службы.

Основными формами и методами социальной работы с семьями являются:

Информационная работа: выявление, сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников о семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы;

Аналитико - прогностическая работа: изучение демографической ситуации, тенденций и причин социального и семейного неблагополучия, мнения населения о качестве и спектре оказываемой социальной помощи семьям, актуальной и перспективной потребности в ней, разработка на этой основе предложений по корректировке и совершенствованию социальной работы, планированию социального развития, учету демографических факторов и показателей при строительстве жилья и социально-культурных объектов;

Медико - социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижного образа жизни и т.д.), подготовке членов семей к рождению ребенка, профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний,связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры .

Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.
Создание условий для формирования среды общения и досуга молодежи, стимулирования развития семейного, молодежного туризма, развитие современных форм воспитания личности. К таким службам относятся центры досуга, бюро путешествий и туризма, женские и молодежные клубы, клубы деловых встреч и т.п.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением; социальная реабилитация и адаптация членов семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждений, длительное время не работающих и не учащихся, алкоголиков, наркоманов и т.п.; социальное становление членов молодых семей с недостатками в физическом и умственном развитии, инвалидов и др.

Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п. .

Таким образом, основными формами и методами социальной работы с семьей являются:

Информационная работа;

Работа по обеспечению занятости членов семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки;

Аналитико-прогностическая работа;

Медико-социальная работа;

Работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний,связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры.

Типы семей

Молодая семья

Любая семья проходит через стадию «молодая семья» ,во время которой формируются взаимоотношения между супругами, складываются семейные традиции, распределяются роли в семье. Молодые супруги пытаются строить взаимоотношения на основе опыта родителей. Часто советы родителей приводят к конфликтам .

У молодых семей существуют следующие проблемы:

1. материально-бытовые проблемы.

Бюджет складывается из зарплаты (зарплата молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей.

Большая часть молодых семей первые годы проживают с родителями, а несовершеннолетние матери находятся на иждивении своих родителей.

2. Жилищная проблема. Это вызвано сокращением жилищного строительства, свертыванием практики предоставления бесплатного жилья государством и недоступное из-за дороговизны жильё на свободном рынке.
В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей, родители имеют время для вторичного заработка, учебы, досуга, но возникает проблема психологической совместимости членов семьи.

3. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата толкает молодых специалистов искать работу в другом городе. Работа, связанная с длительным отсутствием дома, не способствует укреплению семьи, созданию в ней атмосферы любви, взаимопонимания, доброжелательности.

4. Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни. Супругам приходится привыкать к увлечениям, проявлениям характера друг друга.

В раннем супружестве формируется единая ценностная система семьи, большое значение для этого имеет совместное проведение досуга. Молодая семья предпочитает ходить вместе в гости, проводить отпуск, смотреть телевизор, читать книги и газеты, и на последнем месте для многих семей стоит спорт, туризм, что можно объяснить объективными условиями (платными услугами).

5. Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению.

Женщины, не состоящие в браке, страдают хроническими заболеваниями больше, чем замужние женщины из полных семей. Семейная неустроенность, отсутствие мужской опоры существенно влияют на возникновение у мужчин хронических заболеваний. Выявлена связь между неблагополучным семейно-психологическим климатом и риском возникновения хронических заболеваний.
Большинство нарушений в репродуктивной системе начинает накапливаться с детского возраста. Потенциальные возможности будущей матери и отца закладывается в детстве. Увеличилось количество несовершеннолетних рожениц. У юных матерей чаще развивается анемия, токсикозы, преждевременные роды .

За последние годы отмечается рост гинекологических заболеваний, не улучшается здоровье беременных женщин. Материнская смертность в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень.

Социально – экономическая ситуация в стране все больше приводить к расслоению общества на бедных и богатых, особенно в возможности получения образования и повышения своего социального статуса. Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.

Существующие проблемы заставляют молодые семьи нередко откладывать рождение не только второго, но и первого ребенка. Отложенное же рождение может вообще не состояться, ибо в современных условиях ухудшившееся здоровье супругов может сделать их бесплодными.

Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Статистика показывает, что в группу малообеспеченных попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья.

Можно сделать вывод, что большинство молодых семей находятся в трудных жизненных ситуациях и должны быть защищены государством.

Многодетные семьи

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.

Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить.
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Во-первых, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.
Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.

Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.
Многодетность часто пагубно отражается на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка.

У всех детей из многодетных наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе.

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат неудовлетворителен.

По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; больше всего проявляется педагогическая запущенность.
Эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат .

Численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

Распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

Преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7% от общего количества многодетных семей.
Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением .

Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи.

Неполная семья

Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми) .

В неполных семьях сосредоточена значительная часть населения, у которого не сложились семейно-брачных отношения. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество.

Выделяются основные типы неполной семьи:

Внебрачная;

Осиротевшая;

Разведенная;

Различают также отцовскую и материнскую семьи, последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

Изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;

Распространение добрачных связей,

Изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

Утрата семьей своей производственной функции;

Неподготовленность молодежи к браку;

Завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

Алкоголизм и наркомания.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. При отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к бывшему супругу. Раздражительность матери бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Мать стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. В таких случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

Самая же большая сложность - затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Отсутствием второго родителя влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей не может быть полноценным.

Отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми). Поэтому ребенок, в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи.

Дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращение к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.
В неполных семьях остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей. В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе .

Работающие матери - одиночки оказывают особенно сильное влияние на своих дочерей, которые придают большое значение личной и материальной независимости, престижу семьи и отличаются в школе более высокой успеваемостью, чем дочери неработающих матерей из полных семей
Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно .

Таким образом, можно сказать, что количество неполных семей с каждым годом увеличивается, растет число разводов и, необходимы конкретные меры по решению проблем неполной семьи.

Вывод по первой главе:

В первой главе мы рассмотрели значение семьи, где дано понятие, что такое семья (это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом духовном самовоспроизводстве.) и какие функции она должна выполнять(воспитательную, эмоциональную поддержку, хозяйственно - бытовое обслуживание, социальный контроль, репродуктивную).

Формы социальной работы с семьями, из которых основные:

· информационная работа;

· работа по обеспечению занятости членов семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки;

· аналитико-прогностическая работа;

· медико-социальная работа;

· работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний,связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры.

А также типы семей, к которым относятся:

Молодая семья;

Многодетная семья;

Неполная семья.

Глава 2.Проблемы семьи.

Социальные проблемы семьи

На первом месте в рейтинге стоят материально-финансовые проблемы. Согласно результатам социологических опросов женщин, независимо от уровня материальной обеспеченности, выражают озабоченность высокими ценами.
Следующей проблемой у городских и у сельских жителей стоит «ощущение незащищенности, безразличие со стороны государства, общества», что в очередной раз свидетельствует о том, что любая семья нуждается в государственной и социальной поддержке. Состояние здоровья членов семьи и отсутствие возможностей для хорошего лечения в большой степени волнует семьи больших городов, чем малых городов.

С одной стороны, в большом городе больше возможностей для хорошего лечения, больше медицинских учреждений, в том числе лучше оснащенных и оборудованных, чем в малых и средних городах, сельских поселениях; с другой стороны, далеко не все семьи больших городов могут воспользоваться дорогостоящими медицинскими услугами, а именно в таких городах процент заболеваемости из-за экологически неблагоприятной обстановки гораздо выше.
Проблема жилищно-бытовых условий также в большей степени злободневна для семей больших городов, чем для семей других городов и сельских семей. Это объясняется тем, что жилье в крупном городе намного дороже, чем в средних и малых городах.

В больших городах есть сеть высших и средних специальных учебных заведений, лишь семей видят проблему в ограниченных возможностях дать детям хорошее образование. В малых и средних городах, в сельских поселениях ограничены возможности дать детям хорошее образование, что является более актуальным.

Сочетание работы с уходом за детьми более проблематично для городских семей (почти совпадают данные крупных, средних и малых городов) – 74,8%, чем для сельских – 25,2%. Это объясняется большой загруженностью городских женщин на работе, большими расстояниями и удаленностью работы от дома. Менее проблематично для сельских жителей по сравнению с городскими являются также отношения в семье и на работе, что тоже объясняется особенностями сельского уклада жизни .

Таким образом, можно сказать, что проблемы в воспитании детей чаще встречаются в крупных городах, чем в средних и малых городах и особенно в сельских семьях. Чем больше город, тем сильнее разобщены родители и дети, шире круг общения детей и подростков среди сверстников, больше «соблазнов» и мест проведения досуга. В сельских семьях, наоборот, крепче родственные узы, большая информированность родителей о своих детях со стороны учителей, соседей и других жителей поселения.


Похожая информация.


Семейное консультирование или терапия – это работа с семьей, сосредоточенная на проблемах внутрисемейных отношений. Она осуществляется соци­альным работником, имеющим степень магистра, по­лучившим специализацию в этой области. Термины «консультирование» и «терапия», используемые в дан­ном контексте, взаимозаменяемы, хотя терапия счита­ется более интенсивной формой воздействия, чем кон­сультирование. Главная цель специалиста по семейной терапии заключается в том, чтобы помочь установить конструктивные взаимоотношения между членами се­мьи, что требует от специалиста нейтральной, объек­тивной позиции по отношению ко всем членам семьи. Стратегия государственной политики, направленная на урезание расходов на социальные службы, привела к снижению доли профессиональных специалистов, за­нятых работой с детьми и семьями, поэтому в некото­рых штатах эти функции выполняют социальные ра­ботники, имеющие степень бакалавра.

Работу с детьми и семьями можно классифициро­вать по-разному. Самая простая классификация состо­ит в выделении двух основных направлений: «работа в домашних условиях» и «работа вне дома».

«Работа в домашних условиях» включаетв себяследующие виды услуг:

– финансовая помощь;

– социальная защита;

– семейная терапия;

– дневной уход;

– услуги, связанные с ведением домашнего хо­зяйства.

Основная помощь, предоставляемая детям и семь­ям,– финансовая. Она не всегда расценивается как социальная услуга, так как обеспечивается программа­ми, не включающими штатных социальных работников. Федеральная программа социальной защиты, напри­мер, обеспечивает средствами семьи, в которых кор­милец, уплативший необходимые для социального обес­печения налоги, умер, стал нетрудоспособным или прекратил работу. Другая программа, обеспечивающая финансовую поддержку в домашних условиях,– по­мощь семьям с находящимися на иждивении детьми.

Услуги по социальной защите предназначены для защиты детей, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся. Плохое обращение с ребенком означает нанесение телесных повреждений, ожогов, изнасилование или непосильный труд. Отсутствие за­боты подразумевает пренебрежительное отношение к уходу за ребенком, включающему присмотр, питание, медицинскую помощь. Службы социальной защиты оказывают услуги на дому и вне дома, так как, если дома ребенку не могут обеспечить необходимый уровень ухода, социальный работник может рекомендовать передачу его на воспитание вне дома.

Чтобы помочь детям остаться в собственной семье, работники служб социальной защиты сначала наблю­дают за тем, что происходит дома. Они консультируют детей и родителей, информируют родителей о право­вых требованиях, предоставляют семье информацию о других полезных для них службах и убеждают членов семьи использовать их возможности.


Семейная терапия – это оказываемая в домашних условиях помощь семьям, испытывающим различные виды дистресса. Семейный терапевт-профессионал проводит объективное исследование проблемной ситу­ации в семье и старается помочь ее членам общаться друг с другом более конструктивными способами, что­бы смягчить остроту межличностных проблем.

Еще одна разновидность социальной службы на дому называется «консультированием» или «работой с клиентом». Услуги предлагаются различными аген­тствами социальной работы, например, окружными департаментами социальных услуг, а также оказыва­ются в больницах, частных лечебницах, приютах для лиц, подвергшихся побоям, в учреждениях, реализу­ющих программы помощи людям с задержками раз­вития.

Уход за детьми является проблемой для многих семей, особенно тех, где матери работают. Дневной уход считается социальной услугой, предоставляемой на дому, даже если она оказывается вне дома. Эта услуга позволяет работающим родителям обеспечить надлежа­щие условия для воспитания детей. Многие штаты при­няли программы, в которых дневной уход субсидирует­ся государством, так что размер выплат со стороны родителей зависит от уровня их доходов. Дневной уход может осуществляться и в небольших частных домах, и в центрах, имеющих лицензии.

Услуги, связанные с ведением домашнего хозяй­ства, предоставляются семьям, в которых какой-либо член семьи очень болен, слишком стар или эмоциональ­но нестабилен для ведения домашнего хозяйства; де­тям, у которых один из родителей временно отсутству­ет по причине физической или психической болезни. Иногда они оказываются в качестве временной коррекционной меры семье, в которой родители не заботятся о детях. Услуги по ведению домашнего хозяйства могут включать уборку, стирку, покупки, приготовление пищи. Их стоимость невысока, вследствие этого они доступны многим семьям. Данные услуги оказываются госу­дарственными или частными агентствами социальных услуг, деятельность которых часто позволяет сохранить семью в кризисные периоды.

Обучение семейной жизни представляет собой социальную услугу, оказываемую в домашних услови­ях и предназначенную для предотвращения возникаю­щих семейных проблем и для оказания помощи в их решении. Этот тип образовательных программ предла­гается агентствами семейной службы. Занятия прово­дятся в агентствах или на дому. Перечень тем занятий варьируется, но чаще всего включает следующие: воз­растные этапы развития ребенка, психологические особенности детей, формирование самоуважения, ком­муникативные способности родителей, конструктивные методы воспитания детей в семье и др.

Иногда, несмотря на значительную помощь семье со стороны служб социальной защиты, условия проживания в семье продолжают оставаться неподходящими для ре­бенка. В этих случаях должны быть мобилизованы служ­бы, оказывающие услуги вне дома. Если взрослый член семьи оказывается нетрудоспособным, детям требуются замещающие услуги. В случаях кратковременной нетру­доспособности родителей можно воспользоваться услу­гами по ведению домашнего хозяйства, что позволяет детям оставаться в своем доме. Если же взрослый нетру­доспособен в течение длительного периода времени, целесообразно прибегнуть к услугам, оказываемым вне дома. Перечень этих услуг включает следующие:

– передача ребенка на воспитание;

– усыновление;

– приюты домашнего типа;

– институциональное попечение;

– судебная система.

Прежде чем передать ребенка на воспитание, со­циальные работники проводят обследование будущей родительской семьи и высказывают свои рекоменда­ции. После принятия решения о передаче ребенка на воспитание социальные работники наблюдают за се­мьей: регулярно посещают семью, беседуют с детьми и взрослыми, чтобы убедиться в том, что формируются конструктивные отношения. Если появляется какая-либо проблема, социальные работники включаются в ее решение. Основная задача социальных работников состоит в том, чтобы сделать все необходимое для обес­печения полноценного ухода за ребенком.

Некоторые семьи, принимающие на:воспитание детей, имеют лицензии на уход за детьми со специфи­ческими проблемами, такими, как физические или пси­хические нарушения, поведенческие или эмоциональные расстройства.

Обычно, когда ребенок передан на воспитание, социальный работник взаимодействует и с родителя­ми, и с людьми, принявшими ребенка. Он предоставля­ет родителям возможность подготовиться к возвраще­нию их ребенка в семью. Кроме того, цель социальной работы с детьми и семьями состоит в том, чтобы помочь членам биологической семьи оставаться вместе в пе­риод роста и развития ребенка.

Усыновление обеспечивает постоянный уход за детьми. Оно предоставляет детям и усыновившим их родителям те же самые узаконенные права и обязанно­сти по отношению друг к другу, что и биологическим родителям и их детям. Дети могут быть усыновлены только тогда, когда оба родителя лишены родительских прав. В ряде случаев прав лишают в судебном порядке. Часто родители сами приходят к заключению, что не могут обеспечить ребенку должного воспитания.

Социальные работники проводят консультирование людей, решающих трудный вопрос: отдать ли ребенка на воспитание, сохранить ли беременность. В недавнем прошлом мать-одиночка могла самостоятельно принять решение о прекращении родительских прав и передаче незаконнорожденного ребенка для усыновления, а сей­час настоящий отец ребенка, если он известен, должен дать письменное согласие. Иногда «биологические» отцы возбуждают дело об опеке и добиваются ее установле­ния вопреки воле матери.

Приюты домашнего типа могут быть созданы госу­дарственными агентствами или частными организаци­ями, не извлекающими из этого прибыли. Имеются различные типы таких учреждений, в том числе, обслу­живающие людей с задержкой развития, с физически­ми нарушениями, психически больных. Приюты домаш­него типа, имеющие лицензию, рассчитаны на 8 человек. В таких приютах имеется постоянный штат молодых социальных работников, часто в степени бакалавра, а также работников, ведущих хозяйство, помощников и специалистов в степени магистра, консультирующих детей и их семьи.

Цель приютов указанного типа– создать обстанов­ку, максимально приближенную к семейной. Этот тип службы полезен по ряду причин:

1) приюты являются определенным выходомизположения в тех случаях, когда нет возможности пере­дать детей на воспитание в семьи;

2) приюты домашнего типа в большей степени, чем передача на воспитание, могут удовлетворить потребно­сти детей, молодых людей в общении со сверстниками;

3) в случаях, когда еще не подтверждены права семьи, берущей ребенка на воспитание, такой приют может служить временным пристанищем для ребенка.

Институциональное попечение представляет собой другую форму помощи несовершеннолетним. Однако, она не относится к категории эффективных, так как в наи­меньшей степени создает «нормальную» среду для вос­питания. Раньше детей, потерявших своих родителей, помещали в приюты для сирот, однако в течение после­дних 30 лет большинство таких учреждений было закры­то. Сохранившиеся большие учреждения типа приюта для сирот существуют по той причине, что обеспечивают специализированное лечение или кратковременный при­ют для детей, ожидающих передачи на воспитание или отправки в небольшие приюты домашнего типа.

Некоторые дети остаются на год или более в уч­реждении, известном как местный лечебный центр. Эти дети обычно имеют серьезные эмоциональные нару­шения и направляются сюда судами для консультиро­вания и терапии. Центры предоставляют обширный перечень услуг, включающий программы коррекции противоправного поведения, программы индивидуаль­ного консультирования, семейной терапии и др.

Социальная работа как профессия со времени воз­никновения имеет отличительным признаком работу с семьей как с целостной системой. Семейное консуль­тирование и терапия направлены на улучшение меж­личностных отношений между членами семьи. В соци­альной работе с семьей уделяется внимание не только взаимоотношениям в семье, но и вопросам взаимодей­ствия семьи с ее социальным окружением.

Похожие статьи