Формы и методы адаптации детей в срц. Портал образования. Похожие работы на - Особенности социальной адаптации несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре

20.06.2020

Габайдулина Марина Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО РБ "РСРЦН"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: стать
Тема: "Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)"
Дата публикации: 06.09.2017
Раздел: среднее профессиональное

Габайдулина М.А. Воспитатель.

ГБУСО «Республиканский социально реабилитационный Центр для

несовершеннолетних» г. Улан-Удэ

Социально-психологическая адаптация детей в новом

коллективе (среде)

«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки

поведения

деятельности

условиях».

многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и

способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и

эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной

жизненной

ситуации.

лишенные

временно

постоянно

родительского попечительства. Для них созданы государством социально -

реабилитационные

Поступление

ребенка в социально-реабилитационный Центр – новый этап в жизни, с

которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых

домашних

попадает

сверстников,

руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого

взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед

педагогами и психологами нашего учреждения встают задачи по адаптации

детей. При поступлении в социально - реабилитационный центр, у ребенка,

оказавшегося

жизненной

ситуации,

изменяется

поведение

окружающей

межличностных

отношений.

процесса

адаптации

выступает

которому

необходимо

приспособиться

окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста

необходимы

воспитание,

возмещение

дефицита

которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и

подростков

приходится

перевоспитывать,

устранять

приобретенную

девиантность

поведения,

искаженные

представления

взаимоотношениях между людьми. Следующая составная адаптации – среда

адаптации,

окружение,

которому

приспособиться.

Микросоциальная

(ближайшее

окружение)

является

областью

взаимодействия

личности

обществом

воспитанника

микросоциальной

является

пространство

взаимоотношений

окружающих

(педагоги,

администрация,

персонал).

Организация

пространства

желательных

общественных отношений воспитанника является одной из основных задач

социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является самовзаимодействие

ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить

ребенком,

доверительные

отношения.

Проведение

реабилитационных

мероприятий

основывается

индивидуальной

программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать

окружении

реабилитационных

программ

сердце и душа его будут закрыты.

реабилитационном

меняется

полностью.

биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных

продуктов

организации

основных

режимных

моментов.

социально-психологической области изменения главным образом касаются

таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные

привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра

отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми,

сверстниками,

обретению

з н ач и м о с т и.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым

у с л о в и я м

д н я, правила

поведения,

самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

воспитанников,

поступающих

учреждение,

родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети

из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий

интеллекта

коммуникативных

способностей

(агрессивность,

конфликтность,

замкнутость

неадекватность

самооценки;

эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это

снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как

следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в СРЦН имеет одно из приоритетных

значений.

работает

программа

поступивших детей. Она направлена на создание благоприятных социально-

психолого-педагогических

успешной

адаптации

несовершеннолетних.

программы

создание

благоприятного

социально-психолого-

педагогических условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в

условиях СРЦН.

Задачи программы:

Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

Создать условия для социально - психологической адаптации детей в СРЦН

(создание

сплоченного

коллектива,

предъявление

обоснованных

последовательных

требований,

установление

взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

дезадаптированных

воспитанников:

«трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);

Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

Разработать

индивидуальные

программы

социально

психолого-

педагогического сопровождения ребенка;

реализации

программы

используются

следующие методы

Индивидуальные и групповые беседы с детьми;

Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и

детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

Индивидуальная

групповая

психокоррекционная

имеющими трудности в период адаптации;

Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

Рисуночная арт-терапия;

Моделирование образцов поведения;

Метафорические истории и притчи.

Программа способствует принятию и выполнению норм коллективной

большинством

поступивших

Гармоничным

взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми. Активному участию

вновь поступивших детей в жизни учреждения и комфортному состоянию

ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

Критерии и способы оценки:

Диагностические карты;

Мониторинг;

Тестирование, анкетирование.

Структура занятий:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию

установления

эмоционально

позитивного

контакта

участниками

завершается

ритуалом

прощания.

процедуры

сплачивают

детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на

повышает

активности

способствует

формированию

групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры

и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение

отдаётся

многофункциональным

техникам,

моделирование

образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и

предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в

ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10-12 занятий по 2 часа.

Желательно встречаться 2 раза в неделю.

Численность группы не должна превышать 6 человек.

Этапы работы :

Диагностический этап:

Составление списков вновь поступивших детей.

Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного,

медицинского дела ребенка);

Знакомство

установление

контактов

поступлении

учреждение.

Социально

психологическая

диагностика

поступившего

Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования:

«Адаптация».

Диагностика

психических

состояний

(психолог, социальный педагог).

Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Изучение самооценки.

Анкета для педагогов.

Организационный этап:

Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети

группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети - изгои.

Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами

образования, здоровья, досугом детей

Систематизация

результатов

социально-психолого-педагогических

исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Наблюдение за вновь прибывшими детьми.

Изучение

ситуаций,

осуществление

различного

«вмешательств».

Координирование

педагогически

обоснованных

методов работы с наблюдаемыми детьми.

Консультирование

оказание

поддержки

ситуации

прибывшим

проблемы

адаптации (психолог).

Социально-психологическая

поддержка

определение

состояния

психико - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов,

учащихся);

индивидуальная

преодолению

социально

педагогических трудностей;

социально - педагогическая реабилитация;

индивидуальные

групповые

несовершеннолетними

обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.

специальные

гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским

законодательством

Международной

конвенцией

образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,

пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка (социальный педагог).

Проведение консилиума.

Критерии успешной социальной адаптации

Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

Гармонизация

взаимоотношений:

«взрослый

ребёнок»,

«ребёнок

ребёнок».

Активное участие в жизни детского коллектива.

Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Татьяна Сироткина
Развитие социальных навыков у детей в условиях социально-реабилитационного центра

Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации детей.

Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Каждому ребенку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять их.

Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность детей, поступающих в СОГБУ СРЦН «Дружба», оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неумении устанавливать личные контакты со сверстниками и персоналом, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.

В СОГБУ СРЦН «Дружба» весь процесс обучения и воспитания должен быть направлен на то, чтобы обеспечить социальную адаптацию ребёнка в общество.

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, что наши воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.

Наш центр для детей, проживающих в нём, является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.

Деятельность воспитанников в СОГБУ СРЦН «Дружба» проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Проблема социализации наших ребят отличается особой сложностью. Для приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо работать по следующим направлениям.

1. Социально-бытовая ориентировка.

На занятиях дается детям определенная система знаний и начинается формироваться социально-бытовые умения и навыки, в процессе которых воспитанники в повседневной практической жизни повторяют, закрепляют и расширяют знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизируют имеющие умения и организовывают у ребят полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Мною используются следующие формы обучения социально-бытовой ориентации: предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, дидактические игры, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы.

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства обучения.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке использую различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты); реальные объекты (например, помещение центра); игрушки, изображения (предметные, сюжетные); практический показ действий.

Необходимо активно использовать метод моделирования реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни. Моделирование реальных ситуаций должно использоваться при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Покупка» и так далее. Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.

Метод моделирования реальных ситуаций является не только одним из самых эффективных, но и самым сложным методом обучения. Трудности возникают из-за неумения детей выступать в роли актеров, их неуверенности в себе, невозможности детей самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоциональных и поведенческих особенностей. К тому же ребенку сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков. Именно поэтому необходимо последовательно обучать ребят участию в моделировании ситуации.

2. Трудовые навыки.

При формировании трудовых навыков и умений особенно важна ежедневная практическая деятельность детей, которая должна организовываться в следующих формах: поручениях, дежурствах, коллективной деятельности.

Задача воспитателей – научить детей договариваться между собой о том, кто, что будет делать. Это приучает каждого ребенка отвечать за порученное дело не только тогда, когда он выполняет свою работу один, но и в том случае, когда он работает в коллективе. Важным моментом является отчет дежурных о выполненном дежурстве.

В работе с детьми желательно использовать такой способ коллективной деятельности, как совместно - индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе – это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь мы сможем учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой – в физической помощи (рука в руке, третий – в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый – в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Для поддержания чистоты группы, мы вместе с детьми устанавливаем поочередное дежурство, тем самым даётся воспитанникам возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.

Формируемые на занятиях знания и первоначальные навыки для закрепления и прочного усвоения нуждаются в многократном, регулярном, систематическом закреплении в повседневной деятельности.

При завершении изучения определенной темы желательно проводить с ребятами занятия, но уже в виде конкурса, викторины, праздника.

3. Большое место в формировании социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям.

Их ценность заключается в том, что дети в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, сюжетно - ролевых играх, учатся общаться с незнакомыми людьми, т. е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

4. Навык общественного поведения.

Формировать данный навык нужно с показа положительного действия с предварительным и попутным разъяснением его смысла. Для этого демонстрируется какая-либо ситуация, взяв на себя ту социальную роль, которой хочешь научить детей (например, покупатель в магазине). Затем вместе с детьми разыгрывается ситуация, в ходе которой помощь со стороны взрослого постепенно уменьшается, а самостоятельность детей возрастает. При проигрывании ситуации необходимо руководить детьми и следить, чтобы они правильно передавали последовательность действий, правильно произносили фразы.

Проигрывая различные сюжеты, дети тем самым получают определенные представления, знания, практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях и общения с окружающими людьми.

5. Развитие эмоционального фона.

На занятиях важно использовать небольшие, интересные, доступные восприятию детей эмоционально яркие произведения художественной литературы (для более глубокого осмысления действий, поступков и отношений к вещам и между людьми). Эмоциональный фактор – один из главных в развитии детей любого возраста. Эмоционально окрашенный материал, который проникает в душу ребенка, прочно запечатлевается в его памяти.

Таким образом, система воспитательной работы в нашем центре должна представлять собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений.

В процессе занятий воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Публикации по теме:

Игровое мероприятие для воспитанников социально-реабилитационного центра «Путешествие к ее величеству Воде» 1. Ритуал начала. Игра «Озорная звезда». К одному из участников группы подходит «озорная звезда», легко дотрагивается до кончика носа и говорит.

Фото отчет о выпекании пирогов в виде "крестиков" во время Великого Поста. На четвёртой неделе Великого Поста православные христиане совершают.

Инновационные технологии, используемые педагогом-психологом в работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра Теперь дети не играют, а учатся. Они учатся, учатся и никогда не начнут жить. А. Грин Инновационные технологии, используемые в работе.

Мини-программа по ручному труду для воспитанников социально-реабилитационного центра «В природной мастерской» Видео Пояснительная записка: Программа основана на использования в работе природного и бросового материала. Занятия по ручному труду очень важны.

19.11.2017 года с воспитанниками нашего заведения было проведено мероприятие посвященное здоровому образу жизни - " Мы против курения".

План-конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Это сладкий День варенья» Целевая аудитория: несовершеннолетние 5 – 15 лет. Форма и методы работы: чтение стихотворения, отгадывание загадки, викторина, конкурс пословиц,.

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра Введение Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых.

Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса» Развивающая программа по формированию у детей 4–5 лет знаний умений и навыков изобразительной деятельности «Маленькие чудеса» Пояснительная.

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных.

Занятие: «Семья - волшебный символ жизни»Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности. Задачи:.

Библиотека изображений:

В ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Воротынского района" в п. Красная Горка состоялось открытие комнаты социально-бытовой адаптации. Детское учреждение посетили начальник отдела реализации семейной политики, организации социального обслуживания семьи и детей, управления семейной политики семьи и детей министерства социальной политики Нижегородской области С.А. Чаннова, глава администрации Воротынского района Е.Ю. Герасимов, директор ГКУ НО "Управление социальной защиты населения Воротынского района" Л.Н. Брагина, начальник сектора социального обслуживания населения УСЗН Н.В. Савельева, председатель районного Совета ветеранов Л.Н. Трусова. Вначале в кабинете директора социально-реабилитационного центра В.С. Кузнецова состоялось небольшое совещание. Валерий Сергеевич рассказал высоким гостям о программе, в рамках которой и открывалась комната социально-бытовой адаптации:

Министерство социальной политики Нижегородской области по соглашению с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуют региональную программу "Мы - как все". Её основные задачи - социальная поддержка семей с детьми, имеющими отклонения в здоровье, обеспечение семейного воспитания и развития детей в таких семьях, подготовка к самостоятельной жизни и формирование необходимых трудовых навыков. На выполнение мероприятий программы сельским учреждениям социальной защиты, которые организуют работу по социальной реабилитации детей, были выделены денежные средства, в том числе ГКУ "СРЦН Воротынского района" в виде гранта - 300 тысяч рублей. Эти средства были предусмотрены на оснащение комнаты социально-бытовой адаптации - покупку мебели, оборудования и материалов для занятий с детьми. Программа "Мы - как все" реализуется в учреждении с 2014 года. За это время было подобрано помещение для проведения занятий, проведены ремонтные работы, заменена дверь, подведена электрическая проводка к бытовой технике, установлены водоотведение и канализация. Комната является образцом современной кухни. Для её пополнения посудой депутатами Законодательного Собрания В.А. Антиповым и В.Ю. Шаниным была оказана материальная помощь в размере 15 тысяч рублей. Для решения поставленных задач по социально-бытовой адаптации воспитанников разработана программа и учебно-тематический план. Занятия с детьми проводятся в формах мастер-классов, уроков-практикумов, видеоуроков. Первоначально особое внимание уделялось безопасному обращению с бытовыми приборами. Программа ориентирована на 15 воспитанников, подгруппу детей-инвалидов (5-7 человек), а в летний оздоровительный период - на 30 детей. Обучение проходят дети с 10-ти лет. Предусматриваются занятия по приготовлению блюд и сервировке стола. В содержание программы входят также темы по гигиене и уборке жилья, стирке и глажению белья, этикету поведения в различных общественных местах, дома, в гостях.

По окончании курса дети должны уметь варить кашу, жарить картофель, готовить бутерброды и выпечку, заваривать чай, накрывать на стол, пользоваться электроплитой, холодильником, пылесосом, стиральной и посудомоечной машинами, микроволновой печью.

Воспитатель Г.В. Садовникова проводит с детьми обучающие и развивающие занятия, формирует трудовые навыки и умения, учит применять полученные знания в самостоятельной жизни.

Валерий Сергеевич поблагодарил за помощь в таком нужном деле, как обустройство комнаты социально-бытовой адаптации, С.А. Чаннову, В.А. Антипова, В.Ю. Шанина, А.В. Назаренкова, Л.Н. Брагину, И.А. Чуеву, Д.Н. Полякова, после чего в сопровождении своего заместителя Н.И. Трусовой провёл экскурсию по учреждению. К слову, глава района Е.Ю. Герасимов также презентовал для открывшейся комнаты набор фарфоровой посуды.

Социальный педагог Н.И. Исайкина показала гостям выставку работ, сделанных воспитанниками реабилитационного центра. Они заслужили всеобщую высокую оценку.

Затем все прошли в комнату социально-бытовой адаптации, где воспитатель Г.В. Садовникова провела с детьми кулинарные занятия - они готовили выпечку, делали горячие бутерброды и заваривали чай, не забывая при этом мыть за собой посуду и кухонный стол. Молодцы!

Открытие такой важной комнаты для обучения детей самостоятельной жизни можно считать полностью удавшимся. Хорошие отзывы не дают сомневаться в этом. Надеемся, что теперь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будет легче освоить совсем непростые взрослые занятия!

Разделы: Социальная педагогика

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности. Социализация - это процесс усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью.

Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде. Характеристика детей и подростков, попадающих в реабилитационные учреждения показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь.

В социально – реабилитационном Центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Понятно, что ребенок с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.

Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни. Этот процесс сложен, но опыт показывает, что цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среда обитания, снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, незнакомое ранее отношение заботы.

Важнейшая социально-педагогическая задача – дать заброшенному ребенку новую среду обитания, новые впечатления, отличные от всего того, что он испытывал до сих пор. Главная забота состоит в том, чтобы в стенах Центра было то, что в наибольшей степени удовлетворяет интересы детей и помогает развивать у них социально-значимые потребности.

Подросток - существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в реабилитационном Центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя. Важно дать детям возможность создавать свой дом. Детей и подростков привлекают к ремонту и переоборудованию комнат. Каждый ребенок по своему вкусу создает "дизайн" у своей кровати, навешивая плакаты, рисунки и т.д. На первых порах взрослые не спорят с ним, даже если вкусы подростка оставляют желать лучшего. Главное состоит в том, чтобы ребенок пережил чувство своего собственного дома. Когда у ребенка упрочится доверие к воспитателю, появится возможность корректировать его вкусы, изменять их к лучшему.

Уединение для дезадаптированных детей чрезвычайно важно - они сбрасывают психологическую перегрузку, осмысливают новое течение своей жизни, фантазируют. Создаются уютные уголки, где можно побыть одному. Для адаптации ребенка чрезвычайно важны первые шаги. Необходимо, чтобы его вхождение в Центр осуществлялось в обстановке покоя, без суеты и возбуждения.

У ребенка с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому воспитателю следует оградить его, попытаться найти занятие, дать возможность ребенку спокойно войти в новую среду.

В жизни социально – реабилитационного Центра необходимо преобладание спокойной, ровной, доброжелательной атмосферы. Она дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Ее создает все - и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность по-своему обустроить уголок у своей постели, и возможность найти любимое местопребывание в учреждении.

Необходимым условием социальной адаптации ребенка является четкое разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого ("можно" и "нельзя"). Дезадаптивность подростка выражается в низкой степени социальной нормативности. Понимая, какая жизненная ситуация привела к низкому уровню усвоения подростком социальных норм, следует отдавать себе отчет в том, что предъявление к нему требований относительно выполнения определенных норм, правил распорядка должно быть последовательным, гибким. Необходимо исключить из педагогического обихода жестких и категоричных требований. Опыт показывает, что когда воспитатель пытается использовать свое положение и заставляет, навязывает новые правила жизни, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию. Это осложняет адаптацию ребенка.

Границы снисхождения определяются конкретно. Нет необходимости препятствовать тем формам поведения, которые не опасны для ребенка, не наносят ему вреда, а также не становятся непереносимыми для окружающих. В опыте реабилитационных учреждений есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, нельзя обижать слабого, нельзя уйти из Центра, не поставив в известность воспитателя. Замечено, что дети тем легче приспосабливаются к запрету, чем сильнее искренняя уверенность взрослых в его необходимости и чем последовательнее он проводится в жизнь.

Выше говорилось, что социальная дезадаптация сопряжена со срывом коммуникативной деятельности детей, которая является следствием разносторонней социально-психологической депривации. Опыт позволяет определить требования к поведению взрослых в общении с детьми, склонными к изоляции. Они предполагают: мягкий стиль общения без требовательных, обязывающих интонаций, устранение того, что ребенка отпугивает, уважение его личностного пространства, предвидение сложностей в освоении новых условий жизни и помощь в их преодолении. Опыт показывает, что вывести ребенка из состояния изоляции помогают театрализованные представления, праздники. Ребенка увлекает драматизация, он становится более открытым к окружающим.

Более часто встречается на практике оппозиция в общении. Ребенок демонстрирует пренебрежение к правилам, к любому требованию, даже высказанному в дружелюбной форме. Оппозиция проявляется в форме агрессии, которая характеризуется импульсивностью, раздражительностью, когда подросток сбрасывает внутреннее напряжение в агрессивных формах самоутверждения; бранится, ввязывается в драку, бьет и ломает все подвернувшееся под руку. Адаптация детей, в общении которых преобладает оппозиционная или агрессивная тональность, достигается достаточно сложно. Здесь велика роль психотерапевтического влияния, полезна организация групповых тренингов.

Чтобы укреплять и развивать нормальные коммуникации подростков, воспитателю следует очень бережно строить повседневное общение с детьми, исключающее жестокие категоричные требования, ориентироваться на позитивные возможности ребенка, восстановление чувства его самоценности.

Особо тщательными должны стать оценки, которые приходиться давать действиям подростка, следить, чтобы оценка адекватно воспринималась другими детьми и взрослыми. Непреложными правилами для воспитателя должно стать следующие утверждения: “подвергай критике поступок, не распространяй своих оценок на личность в целом”, “стремись заметить в ребенке положительное и опереться на него”. Успех диалога взрослого и ребенка становится реальным, если взрослый проявляет стремление к эмпатии и придерживается определенных принципов: внимательно выслушивает, деликатно входит в мир подростка, пытается принять его таким, каков он есть, старается не решать за ребенка проблемы, которые у него возникают, не предлагает готовых решений, а помогает ему дистанцироваться, смотреть на проблему со стороны, чтобы было легче самому найти оптимальные пути выхода из затруднительного положения.

Если взрослый руководствуется этими принципами, диалог с подростком устанавливается, свидетельством чего становится стремление ребенка инициировать контакт, продолжать общение, желание его сделать длительным.

Адаптация подростка в реабилитационном учреждении, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в Центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, прежде всего, перед самим собой, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.

Осознание своей человеческой ценности, необходимое ребенку, приходит тогда, когда воспитатель начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на позитивные качества и свойства подростка. Речь идет о таких индивидуальных особенностях, которые явно не бросаются в глаза, особенно в привычном, повседневном общении, но в каких-либо новых обстоятельствах неожиданно всплывают и становятся чем-то вроде открытия (Игорь стал помогать врачу лечить ребятам коленки, Ира сама одолела первую в своей жизни книжку и т.д.). Замечая в ребенке даже самую малость, педагог помогает ему предстать перед окружающими и в собственных глазах в новом и лучшем свете.

Обучая детей новым навыкам, воспитателю важно понимать, что дети, с которыми он имеет дело, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа. Поэтому обучение строится в следующей логике: взрослый дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче.

Таким образом, вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, его персональную значимость для окружающих. К примеру, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. День рождения каждого ребенка, его первый день в школе, успех в любом занятии - необходимо подчеркнуть значимость этих событий.

Дети, которых помещают в реабилитационное учреждение, всего этого не видели в своей семье, но к хорошему они привыкают быстро и те образцы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако следует иметь в виду, что такие позитивные перемены влекут за собой перемены, активизацию у подростка новых потребностей, к удовлетворению которых надо быть готовым. Дело в том, что, чем активнее мы пробуждаем самосознание ребенка, чувство самоценности, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще его гложет червь сомнения по поводу того, насколько эта любовь прочна и искренна.

Чтобы расположить детей к обучению, очень осторожно следует использовать оценки. На первых порах целесообразно оценивать и поощрять главным образом прилежание, отношение к знаниям, постепенно включая в круг оценки знания и умения, приобретаемые детьми.

В ходе занятий следует предусмотреть коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, активного словаря, памяти, внимания.

Для развития наглядно-действенного мышления особое внимание следует уделить обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта детей. Занятия желательно по возможности приблизить к социальной и природной среде обитания ребенка – проводить их в лесу, у реки, в магазине, на почте, в музее, парке. Такие уроки помогают развитию общей осведомленности детей и помогают воспитанию навыков просоциального поведения.

Совокупность показанных выше условий помогает детям и подросткам освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.

В процессе социализации и социальной адаптации воспитанники обретают свою индивидуальность, т.к. социальный опыт не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Таким образом, процесс социальной адаптации следует определить не только как активно-приспособительный, но как активно-развивающий.

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, приюты, детские дома и т. д. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребенок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед педагогами и психологами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.

При поступлении в государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Камышеватский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних» у ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, изменяется поведение в окружающей его среде: как в плане мира вещей, так и в плане межличностных отношений. При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и т. д.), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.

Вторая составная адаптации – среда адаптации, то внешнее окружение, к которому нужно приспособиться. Микро социальная среда (ближайшее окружение) является областью взаимодействия личности каждого ребенка с обществом в целом. Для воспитанника социально-реабилитационного центра микросоциальной средой является пространство взаимоотношений окружающих его людей (педагоги, администрация, персонал). Организация такого пространства как модели желательных общественных отношений воспитанника является одной из основных задач социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.

Третьим элементом адаптационного процесса является само взаимодействие ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить хороший контакт с ребенком, доверительные отношения. Проведение реабилитационных мероприятий основывается на индивидуальной программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать себя в окружении врагов. Иначе для всех реабилитационных программ сердце и душа его будут закрыты.

В социально-реабилитационном центре жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.

Одной из главных задач социально-реабилитационного центра является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь центра.)

Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

В этой связи проблема адаптации детей в социально-реабилитационном центре имеет одно из приоритетных значений.

Программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально-психолого-педагогических условий для быстрой и успешной адаптации несовершеннолетних.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создать благоприятные социально - психолого - педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

    определить уровень адаптации каждого ребёнка;

    создать условия для социально - психологической адаптации детей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

    выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей, склонных к побегам, детей - изгоев);

    проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

    разработать индивидуальные программы социально - психолого - педагогического сопровождения ребенка.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

    индивидуальные и групповые беседы с детьми;

    диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

    индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;

    индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с детьми, имеющими

    трудности в период адаптации;

    ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);

    рисуночная арт - терапия;

    моделирование образцов поведения;

    метафорические истории и притчи.

Программа способствует:

    принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

    гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;

    активному участию вновь поступивших детей в жизни учреждения;

    комфортному состоянию ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    вновь прибывшие дети 3 – 18 лет.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    успешная социальная адаптация вновь поступивших несовершеннолетних.

Критерии и способы оценки:

    диагностические карты;

    мониторинг;

    тестирование, анкетирование.

Структура занятий.

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально – позитивного контакта между участниками занятий и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение отдаётся многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.

Программа рассчитана на 10 занятий.

Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.

ЭТАПЫ РАБОТЫ.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

    • составление списков вновь поступивших детей;

      знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка);

      знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;

      социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;

      краткий анализ состояния работы.

Методы исследования.

    Анкета «Адаптация».

    Диагностика психических состояний ребёнка.

    Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.

    Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).

    Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

    Изучение самооценки.

    Анкета для педагогов.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

    составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои;

    изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей;

    систематизация результатов социально - психолого - педагогических исследований.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:

    наблюдение за вновь прибывшими детьми;

    изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств»;

    координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми;

    консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

    занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации;

    социально - психологическая поддержка ребёнка;

    определение состояния психико – эмоционального и социального статуса ребёнка;

    индивидуальная работа с детьми по преодолению социально – педагогических трудностей;

    социально - педагогическая реабилитация;

    индивидуальные и групповые беседы с несовершеннолетними об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите;

    помощь в защите и охране прав ребенка – специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных Российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка (образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка);

    проведение консилиума.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ:

    осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

    адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

    гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»;

    активное участие в жизни детского коллектива;

    удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.

Сроки реализации программы:

программа рассчитана на 10 дней.

Участники программы:

    несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет;

    социальный педагог;

    педагог – психолог;

    специалист по социальной работе;

    воспитатели;

    медперсонал.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дошкольный возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснения причин помещения в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Принятие правил внутреннего распорядка для воспитанников учреждения.

Выявление навыков социального взаимодействия.

Выявление навыков самообслуживания.

Занятие 1.

Игра «Знакомство».

Методика «Что было сначала»

Методика «Какая фигура?»

2 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (внимание).

Занятие 2.

«Давайте знакомиться!»

Тест «Бендера».

Упражнение «Заряд бодрости».

Методика «Последовательности в природе».

Методика «Что изменилось?»

3 день

Диагностика уровня развития памяти.

Поддержание доверительных отношений.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Игра «Необычное приветствие».

Методика «Бывает ли такое?».

«Запомни рисунки».

4 день

Диагностика уровня развития мышления.

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Методика «Сравни и дорисуй», «Соедини фигуры».

Методика «Четвертый лишний», «Назови одним словом».

5 день

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 5.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках».

Тесты по выявлению операций мышления:

- «Кто где живет?»,

- «Когда так бывает?» и т.д.

Упражнение «Солнечный зайчик».

6 день

Анкетирование отношений в семье.

Поддержание доверительных отношений.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Игра – приветствие «Походка, как у…».

Упражнение «Тренируем эмоции».

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Повышение социально – педагогической грамотности родителей.

Занятие 7.

8 день

(уровень сформированности коммуникативных способностей)

Занятие 8.

Методика «Понимания рассказов».

« Составь рассказ по картинке рассказ по картинке».

Упражнение «Доброе утро».

Упражнение «Доброе животное».

9 день

Занятие 9.

Игра «Выбери цвет» - по типу теста Люшера.

Методика «Закончи предложения».

10 день

оформление первичного социально-педагогического заключения для предоставления на СМППК;

Занятие 10.

« Ставим цели».

Подготовка заключения по результатам первичной социально – педагогической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействия с педагогами.

Младший школьный возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом, выяснение причин помещения в учреждение.

Знакомство с несовершеннолетним.

Установление доверительных отношений.

Принятие правил работы внутреннего распорядка для воспитанников.

Занятие 1.

«Вводное занятие. Создание группы».

Игра «Знакомство».

Анкета «Будем знакомы».

Анкета «Мотивация к обучению».

Анкета «Адаптация».

Тест «Добрый ли ты человек?»

2 день

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 2.

«Давайте знакомиться!»

Анкета «Кругозор».

Упражнение «Я рад (а) тебя видеть» .

Тест «Мои знания о курении».

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

3 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (самооценка).

Поддержание доверительных отношений.

Стабилизация психоэмоционального состояния. Формирование чувства безопасности.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Упражнение «Заряд бодрости».

4 день

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Упражнение «Сбрось усталость».

5 день

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 5.

«Легко ли быть воспитанником?»

Методики: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», точки» - внимание.

Упражнение «Сбрось усталость».

6 день

(психологическая атмосфера, характер взаимоотношений)

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Беседа «Моя семья мое богатство»

Упражнение - визуализация «Путешествие в облака».

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку.

Занятие 7.

«Трудно ли быть настоящим воспитателем?»

Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания.

Консультация для родителей «Как сделать так чтобы ребенок гордился своей семьей?»

Раздача информационно – просветительского материала.

Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?», «Наказание в семье».

8 день

Диагностика коммуникативной сферы

Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников.

Установление доверительных отношений сверстников с несовершеннолетним.

Занятие 8.

«Конфликт или взаимодействие?»

Опросник коммуникативной толерантности.

Анкета «Я и мое окружение».

Анкета «Конфликтная ли вы личность?»

Упражнение «Доброе животное».

Тест опросник на профориентацию.

9 день

Диагностика индивидуально – типологических особенностей.

Укрепление позитивных взглядов на будущее.

Поддержание уверенности в себе.

Обогащение личностной сферы положительными эмоциями.

Психологическая поддержка.

Занятие 9.

«Работа с негативными переживаниями».

Аутотренинг «Я –самый лучший!»

Анкета «Ценностные ориентации». Анкета «Как ты воспитан?»

10 день

Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению;

Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей.

Занятие 10. « Ставим цели».

Подростковый возраст

Задачи

Содержание

1 день

Сбор информации о ребенке и его семье, работа с личным делом и медицинскими картами, причин помещения в приют.

Знакомство с несовершеннолетним.

Установление доверительных отношений.

Принятие правил работы.

Выявление общего психоэмоционального состояния.

Развитие позитивного отношения к сложившейся ситуации.

Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 1.

«Вводное занятие. Создание группы.

Обще ознакомительная беседа.

Анкета «Будем знакомы».

Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению».

Анкета "Мотивы выбора друга".

Тест «Добрый ли ты человек»

2 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей.

Поддержание доверительных отношений.

Стабилизация психоэмоционального состояния.

Активизация процессов самораскрытия.

Формирование чувства безопасности.

Занятие 2. «Давайте знакомиться!» Упражнение «Я рад (а) тебя видеть».

Вступительная беседа «Самооценка».

Тест «Ваша уличная компания»

Методика «Незаконченные предложения. Диагностика толерантного поведения»

3 день

Диагностика индивидуально-личностных особенностей (агрессивность).

Поддержание доверительных отношений.

Диагностика уровня школьной мотивации

Психологическая поддержка.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 3.

«Находим друзей».

Игра «Баржа».

Анкета «Ты и твоя школа».

Упражнение «Сбрось усталость».

Анкета «Вредные привычки. Как с ними бороться?»

4 день

Диагностика уровня развития познавательных процессов.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 4.

«Узнай свой центр».

Упражнение «Шапка для размышлений».

Методика Б.В. Зейгарник «Понимание переносного смысла пословиц и метафор».

5 день

Диагностика индивидуальных личностных особенностей.

Поддержание доверительных отношений.

Поддержание стабильного психоэмоционального состояния

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 5.

«Легко ли быть воспитанником?»

Тест «Конфликтная ли вы личность?» Опросник «Уровень воспитанности». Анкета «Ценностные ориентации».

Консультация по результатам диагностики.

6 день

Диагностика профориентационной направленности и школьной мотивации.

Поддержание доверительных отношений.

Активизация процессов самораскрытия.

Занятие 6.

«Чего я боюсь?»

Упражнение «Необычное приветствие».

Тест – опросник на профориентацию. Анкета «Ты и твоя школа», «Кругозор».

Анкета «Вредные привычки. Как им противостоять?»

7 день

Знакомство с членами семьи.

Установление доверительных отношений.

Исследование психологического климата в семье, взаимоотношений между членами семьи, отношения к ребенку.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.

Психологическая поддержка родителей.

Диагностика отношений в семье

(психологическая атмосфера, характер взаимоотношений).

Поддержание доверительных отношений

Занятие 7.

«Трудно ли быть настоящим воспитателем?»

Знакомство с членами семьи, выяснение семейного микроклимата, взаимоотношений между членами семьи, стиля воспитания.

Раздача информационно – просветительского материала.

Анкета для родителей «На сколько хорошо вы знаете своего ребенка?».

Беседа «Что такое для меня семья?».

Проективная методика «Рисунок семьи».

Анкета «наказание в семье».

8 день

Диагностика коммуникативной сферы

(уровень сформированности коммуникативных способностей).

Знакомство несовершеннолетнего с группой сверстников.

.

Занятие 8.

«Конфликт или взаимодействие?»

Вступительная беседа «Как вызвать симпатию к себе».

Опросник Бойко «Коммуникативная толерантность».

Анкета «Ваша уличная компания».

Методика «Незаконченные предложения».

9 день

Диагностика индивидуально – типологических особенностей – склонность к отклоняющемуся поведению.

Укрепление позитивных взглядов на будущее.

Поддержание уверенности в себе.

Обогащение личностной сферы положительными эмоциями.

Психологическая поддержка.

Занятие 9.

«Работа с негативными переживаниями»

Вступительная беседа «Одиночество подростков».

Опросник «Склонность к СОП».

Анкета антисоциального поведения.

Анкета «Наркотики и подросток».

10 день

Обобщение результатов диагностического обследования и сопровождения в период адаптации несовершеннолетнего к учреждению;

оформление первичного психолого- педагогического заключения для предоставления на СМППК.

Планирование дальнейшей реабилитационной работы с несовершеннолетним и его семьей.

Занятие 10.

« Ставим цели».

Подготовка заключения по результатам первичной социально – психологической диагностики, составление рекомендаций, взаимодействие с педагогами.

Список использованной литературы:

    Коблик Е.Г. «Первый раз в пятый класс» - программа адаптации детей к средней школе. - М., Генезис, 2003 г

    Крылова Т.А., Струкова М.Л. «Социально – педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска» – М., Школьные технологии, 2010 г.

    Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога» - М., ТЦ, 2002 год.

    Прикуль Л.В. «Психологический практикум и тренинг» – В., Учитель, 2009 г.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Камышеватский СРЦН»

Утверждаю

Директор ГКУ СО КК

«Камышеватский СРЦН»

_________ Т.Л. Москалева

протокол методического

совета учреждения

от «_____»______20___года №______

Программа по адаптации

для несовершеннолетних

находящихся в

приемном отделении

с карантинным блоком

Похожие статьи