Личностные качества воспитателя дошкольного учреждения. Профессиональные качества воспитателя детского сада

23.07.2019

«Воспитатель сам должен быть воспитан». Это из­вестное положение – непреложная заповедь для каж­дого, кто причастен к делу воспитания. Вспомним, о чем писал в свое время К.Д. Ушинский: «Воспитатель (пре­подавание есть только одно из средств воспитания), поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

Воспитание – не только наука, но и искусство, овладеть которым за короткий срок невозможно. Спра­ведливо считается, что учителем можно назвать того, кто сам постоянно учится, совершенствуется всю жизнь. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспи­тателем является тот, кто постоянно учится искусству и науке воспитания, постоянно занимается самовоспита­нием. Л.Н. Толстой даже утверждал, что воспитание де­тей есть только самосовершенствование воспитателей. При этом нельзя забывать, что объект воспитания – ребенок – непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за со­бой совершенно неизбежную эволюцию воспитания.

Итак, каким должен быть воспитатель детского сада? Во-первых, обладать определенными личностными каче­ствами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, толь­ко в этом случае он будет способен формировать все­сторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.

Какими личностными качествами должен обладать педагог? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым.

Вместе с том он должен быть организо­ванным, последовательным, требовательным, трудолю­бивым. Этот список можно было продолжить. Вос­питателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего быть высоко нравственным человеком.

Думается, проблема воспитания во многом заклю­чается в процессе общения. Общения, в котором ре­альной воспитывающей силой становятся такие свой­ства педагога, как чистота собственных поступков, искренняя открытость перед детьми и спокойное, ува­жительное к ним отношение.

Очень важными личностными качествами воспи­тателя являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе формировать. Выручает вовремя вспомнен­ное и произнесенное поэтическое слово, пословица, по­говорка, образное сравнение. «Ты у нас сегодня как солнышко (как одуванчик, как цветок мимозы)», – го­ворит воспитатель девочке, которая пришла в детский сад в ярком желтом платье.

Если во время пребывания в детском саду дети ра­стут в атмосфере доброжелательности, у них возникают приятные переживания, вырабатывается чувство уверен­ности. Если же взрослые грубы, раздражительны, дети с легкостью будут перенимать эту манеру поведения; их научили, пусть невольно, сердиться, грубить.

Одно из необходимых и естественных условий воспитания – любовь к детям. Разумная любовь, не сюсюканье, не заласкивание и удовлетворение капри­зов, а подлинная забота об общем развитии ребенка, доброжелательное общение, внимательное отношение к запросам, тактичная настойчивость.

Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, на­выками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

К.Д. Ушинский, подчеркивая сложность дела вос­питания и то, как много для этого нужно знать и уметь педагогу, какой многогранной личностью он должен быть, писал: «Искусство воспитания имеет ту особен­ность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понят­нее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Почти все при­знают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способ­ностей и навыка, необходимы еще специальные зна­ния». Эти качества приобретаются в процессе профес­сиональной подготовки, и связаны они с целями и задачами воспитания детей на каждом возрастном эта­пе их развития.

Цели воспитания, прежде всего, предусматривают укрепление здоровья детей, развитие их умственных способностей, воспитание любви к Родине, формиро­вание активности, ответственности, чувства долга, то­варищества, доброты, честности, трудолюбия. Имея в виду названное, воспитатели могут целенаправленно и, следовательно, наиболее эффективно готовить детей к самостоятельной жизни.

Воспитание не должно омрачаться назойливыми поучениями и бесконечными нотациями. Своим од­нообразием они вызовут у детей скуку и уныние. Вос­питатель должен знать, что наиболее действенными являются не столько словесные методы воспитания, сколько добрые и нравственные поступки: помощь малышу, товарищу, маме, воспитательнице, проявление сочувствия, уборка за собой игрушек и т. п. Важно быть терпеливым, тактичным, уметь организовывать такие действия детей.

Необходимым качеством является умение сдержи­вать данное детям обещание (разумеется, речь не идет о тех случаях, когда это почему-либо невозможно, что и надо объяснить детям). Единство слова и дела – каче­ство, необходимое воспитателю. Отсутствие этого под­рывает не только авторитет воспитателя, но и веру ре­бенка в людей, в его честность, добросовестность.

Представьте такую сценку. Начало сентября. Пос­ле летнего отдыха ребята переступают порог детского сада. Многие из них пришли впервые. Какое они мо­гут испытывать чувство? Чаще всего растерянность, может быть, и страх. От воспитателя в этой ситуации требуется одно: внимание и человеческая доброта. Однако из групповой комнаты доносится: «Как много 1/4 сегодня новых детей! Как трудно будет работать!»

Понять воспитателя можно. С детьми работать не­легко, а когда группа увеличивается, положение действи­тельно усугубляется. Но подобная реакция педагога еще больше осложняет его работу. Обостренное внимание детей ко всему новому, несомненно, уловит эту негатив­ную реакцию и вызовет ответное отрицательное отноше­ние и к детскому учреждению, и к воспитателю.

По каким же критериям оценивать работу воспи­тателя? Ответ однозначен: как он общается с детьми. И здесь необходимо выделить, так сказать, личностную и содержательную стороны общения.

В плане личностном общение педагога и ребенка носит спокойный, добрый характер. Воспитатель ува­жительно относится к ребенку, ко всему, что он дела­ет: занимается, играет, делится своими впечатления­ми. Из практики известно, какое распространение имеет манера общения с детьми в отстраненной фор­ме прошедшего времени. «Все встали, вышли из-за стола, пошли одеваться». Куда здесь делось челове­ческое общение? Все это можно произнести в более понятной и доброй форме. Индивидуальные обраще­ния к детям мы слышим чаще всего тогда, когда вос­питатель недоволен поведением конкретного ребен­ка. Воспитатель забывает о том, что после родителей он для малышей главный человек. Именно на воспи­тателя равняются дети, он для них пример для подра­жания. От него ждут доброты, ласки, тепла, заботы, защиты. Да, дети должны чувствовать себя рядом с пе­дагогом защищенным.

Что имеется в виду под содержательной стороной общения? Воспитатель передает детям знания, и очень важно, насколько разнообразны знания самого педа­гога и как хорошо он владеет словом, чтобы в доступ­ной форме рассказать детям о мире, который их окру­жает, а также важно, как общается воспитатель с детьми. Если характер общения вызывает у детей по­ложительный отклик, если дети тянутся к педагогу, то всегда услышат его доброе слово.

Воспитатель должен быть интеллигентным челове­ком в полном смысле этого слова. Подлинная интелли­гентность не позволяет ему неуважительно отзывать­ся о родителях ребенка, о самом ребенке, разговаривать с родителями с высоты своих педагогических знаний.

Если, общаясь с родителями, педагог говорит только о недостатках ребенка, это вызывает, лишь негативную реакцию. Следовательно, не будет контакта, который так необходим для воспитания детей. А в группе нарушится положительная эмоциональная обстановка. Ведь дети так чувствительны к оттенкам человеческих вза­имоотношений. Детей учит не только и не столько то, что мы внушаем им. Они впитывают, перенимают об­щий тон, все тонкости поведения педагога.

Работа воспитателя не может быть формальной. Она требует постоянного поиска новых форм, новых подходов к организации занятий, самостоятельной де­ятельности детей, сочетания общегрупповых и инди­видуальных занятий. Совершенно очевидно, что утвер­дившаяся повсеместно форма занятий, как в школе, когда детей усаживают за двухместные столы, требует изменения.

Задания для самостоятельной работы

1. Раскройте содержание работы воспитателя дет­ского сада.

2. Охарактеризуйте качества личности, необходимые воспитателю.

3. В чем проявляется профессионализм воспитателя?

4. Педагогическое творчество воспитателя и его кри­терии.

5. Охарактеризуйте общение воспитателя с детьми и родителями.

Профессия воспитателя известна с давних времён. Сегодня это одна из самых нужных и значимых профессий, ведь занятые родители не всегда могут посвятить достаточное количество времени своему малышу, а тем более - сформировать у него важные умения и навыки, подготовить к школе. Именно воспитатель научит вашего кроху самостоятельности, правилам поведения, необходимым дошкольнику знаниям. Каков его идеальный портрет? О том, какие качества воспитателя будут способствовать его эффективной и успешной профессиональной деятельности в дошкольном детском учреждении (ДОУ) - в нашей статье.

Педагогика – моё призвание

Воспитатель ДОУ - это призвание

Воспитатель детского образовательного учреждения – это даже не профессия, а настоящее призвание, а ещё - ежедневный нелёгкий труд. Чтобы стать воспитателем надолго и всерьёз, нужно почувствовать, что педагогика – дело всей вашей жизни, и работать на совесть, передавая детям всё лучшее, что в вас есть, отдавая всю душу.

Василий Сухомлинский, всемирно признанный идеолог гуманистической педагогики, подчёркивал, что тот настоящий педагог, чья деятельность направлена на воспитание гуманной личность.

Согласно В. Сухомлинскому, настоящий воспитатель должен:

  • любить детей – это самое главное
  • заботиться о них
  • уважать личность каждого ребёнка и верить в него
  • знать душу каждого малыша и понимать её
  • трепетно относиться к духовному миру ребёнка, его природе
  • оберегать и развивать чувство собственного достоинства малыша
  • стать настоящим другом каждому ребёнку.

Если качества воспитателя соответствуют этим гуманистическим принципам педагогики, сможет воспитать малыша внимательным, благородным, добрым, интеллектуально развитым, патриотичным, неравнодушным к проблемам окружающих, культурным, ответственным, честным, тактичным, чутким, трудолюбивым человеком.

Обязанности воспитателя детского сада

Обязанности воспитателя ДОУ указаны в ряде нормативных документов, таких как трудовой (коллективный) договор, должностная инструкция воспитателя, правила и нормативы санэпидстанции и пр. Эти документы регламентируют деятельность воспитателя ДОУ.

Сейчас дошкольное образование развивается с учётом интенсивного внедрения инноваций в педагогический процесс. Поэтому к деятельности воспитателя в настоящее время выдвигаются новые, современные требования. Работа воспитателя ДОУ должна строиться на основе четырёх компонентов:

  • коммуникативно-личностное развитие ребёнка
  • познавательно-речевое
  • художественно-эстетическое
  • физическое.

Педагогический процесс в ДОУ осуществляется на основе педагогического взаимодействия воспитателя и ребёнка. Поэтому воспитатель должен быть профессионально компетентен.

«Уровень профессионализма воспитателя определяет профессиональная компетентность - способность качественно и эффективно вести педагогическую деятельность на основании должностных обязанностей, научной образованности и ценностном отношении к педагогике как виду деятельности».

Компетентность воспитателя ДОУ определяет то, что он обладает необходимыми для проведения педагогической деятельности установками, ценностями соответствующими личностными характеристиками, теоретическими знаниями, профессиональными качествами, которые необходимо постоянно совершенствовать путём самообразования.

Воспитатель должен обладать определёнными профессиональными компетенциями

К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:

  • знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
  • знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
  • знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
  • умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
  • умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
  • знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
  • умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
  • умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
  • способность выполнять рекомендации психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов в работе с дошкольниками, которые испытываю сложности в освоении учебной программы, а также детьми с особыми потребностями
  • умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
  • владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
  • владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
  • умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
  • умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.

Личностные характеристики

Хороший воспитатель должен быть добрым и терпеливым

Какие же личностные качества должны быть присущи хорошему воспитателю детского образовательного учреждения? Рассмотрим их:

  1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
  2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
  3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
  4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
  5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
  6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.

Без творческой составляющей работа воспитателя не будет эффективной

«Совет. Очень важно уважать личность ребёнка. Это значит, уметь с ним общаться, выслушивать и понимать его потребности, не раздражаться при непослушании, находить способы тактичного и настойчивого педагогического воздействия, видеть лучшее в ребёнке».

Список нужных личностных качеств воспитателя ДОУ можно продолжить. Кроме этого, педагог должен иметь ряд профессиональных знаний, на­выков и умений, важных для успешного проведения образовательной деятельности в детском образовательном учреждении.

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.

Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

Критерии оценки работы воспитателя

Как оценить работу воспитателя? Посмотрите, как он строит своё общение с детьми.

Обратим внимание на личностную сторону общения. Если воспитатель ведёт себя интеллигентно, спокойно, уважительно по отношению к детям, уделяет каждому из них внимание, умеет выслушать и помочь – то перед вами о, беззаветно любящий своё дело. Про таких говорят – «он на своём месте». И даже если он ещё не обладает большим педагогическим опытом, то, благодаря любви к профессии и детям, он, несомненно, его приобретёт.

Если «педагог» ведёт себя не сдержанно, кричит, командует приказным тоном, не особенно следит за детьми, то такой человек, увы, не будет хорошим пример для подра­жания для ребёнка.

С точки зрения содержательной стороны профессиональной деятельности воспитателя, следует обратить внимание на то, применяет ли педагог новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий.

Воспитатель должен применять новые формы и подходы к организации обучения и самостоятельной работы детей, групповых и инди­видуальных занятий

Роль воспитателя в образовательном процессе ДОУ велика. Воспитатель влияет на становление личности малышей, передаёт им нужные знания и формирует личностные качества. Поэтому, для того чтобы позитивно влиять на саморазвитие дошкольников, педагог сам должен представлять собой высокоразвитую нравственную личность и постоянно совершенствовать своё профессиональное мастерство.

Современный воспитатель должен уметь прогнозировать развитие личности ребёнка и создавать условия для её формирования. Личность воспитателя УДО должна соответствовать следующим требованиям :

1. профессионально-педагогическая компетентность – предполагает не только глубокие знания в области психологии, педагогики, частных методик, но и умения творчески применять эти знания на практике;

2. высокая психологическая культура – система знаний и представлений воспитателя о закономерностях развития психических познавательных процессов, формирования личности дошкольника, особенностей общения детей в группе;

3. креативность – способность воспитателя к творчеству, что обеспечивает нестандартный подход к педагогической деятельности, использование передового опыта и новых педагогических технологий;

4. профессиональное самосовершенствование предполагает стремление воспитателя к повышению уровня профессиональной подготовки, самообразованию и личностному росту.

К необходимым качествам работающего с дошкольниками педагога могут быть отнесены:

· сила, уравновешенность, высокая мобильность нервной системы;

· умеренная экстравертированность;

· стеничность эмоций (преимущественность положительных эмоций – радость, удовольствие и др.) и эмоциональная устойчивость (высокий уровень невротизма педагога профессионально противопоказан в дошкольных учреждениях);

· уровень интеллектуального развития не ниже нормального по показателям восприятия, памяти, мышления и по характеристикам внимания;

· высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

На современном этапе развития системы образования требования к профессиональным и личностным качествам педагога усложняются. Личностно ориентированное воспитание − это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, с учетом особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Вполне естественно, что такие задачи воспитания требуют перестройки личности самого педагога. По мнению психолога Карла Роджерса, эффективный педагог − это педагог с позитивной Я-концепцией.

К.Роджерс считал, что эффективного педагога характеризуют следующие признаки:

Стремление к максимальной гибкости;

Способность к эмпатии, сензитивность (чувствительность) к потребностям воспитанников;

Умение придать личную окраску процессу воспитания и обучения;

Установка на создание позитивных подкреплений для самовосприятия детей;

Владение стилем легкого, неформального, теплого общения с детьми;


Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

К профессионально значимым личностным качествам , которыми должен обладать педагог, можно отнести:

- любовь к детям. Воспитатель заменяет ребенку маму в ее отсутствие и ребенок ждет от нее теплоты, внимания, готовности помочь, утешить. Но любовь воспитателя должна быть не слепой и не избранной, а проявляться по отношению к каждому ребенку;

- гуманизм – качество, связанное с системой установок на других людей, способность сострадать, сорадоваться, готовность придти на помощь;

- эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, «вчувствование» в переживание другого человека. Только педагог с эмпатической способностью может понять состояние малыша, выбрать верный способ педагогического воздействия, обеспечивающего психологическую безопасность;

- тактичность – означает чувство меры, умение держать себя, соблюдение привил приличия. Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка;

- любознательность – постоянное постижение секретов педагогического мастерства, стремление к самообразованию, расширение своего кругозора;

- педагогический оптимизм – вера в особую значимость своего труда, в счастливое будущее своих воспитанников;

- коммуникативность – способность грамотно строить общение в разных ситуациях. Педагог должен уметь находить общий язык с разными группами людей: со своими воспитанниками, с их родителями, с коллегами, с администрацией.

Волевые качества личности: целеустремленность, выдержка, терпеливость, требовательность к себе, настойчивость, ответственность и др. Важную роль в общении с детьми играет способность воспитателя управлять прежде всего собой, не раздражаться, особенно в проблемных; ситуациях взаимодействия (непослушание ребенка, некорректное поведение родителей, критика руководства и т. д.). Работа воспитателя требует проявления сдержанности, терпения, великодушия.

Даминова Лола Табаровна

Мы, родители Макеева Артема, воспитанника детского сада «Семицветик» старшей группы «Ягодка», считаем кандидата Саитову Софию Зиевну достойной победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». С нашей точки зрения, педагог обладает глубокими профессиональными знаниями, увлеченностью процессом воспитания и обучения детей. Она находит индивидуальный подход к каждому воспитаннику в отдельности. София Зиевна активно развивает творческую личность каждого ребенка, поддерживает его индивидуальность, одобряет даже самые незначительные успехи ребенка. Прививает жизненные ценности воспитанникам. Дети, в свою очередь, относятся с любовью и уважением к Софии Зиевне, чувствуя чистоту и доброту её души.

Хочется отметить и активное взаимодействие с родителями своих воспитанников. Она всегда внимательно выслушает позицию родителей, поможет советом, сопереживает. София Зиевна создает условия, побуждающие родителей к активному участию в жизни группы.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем в дошкольном детстве, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка. И мы с уверенностью можем сказать, что нам безумно повезло, что наш сын воспитывается в детском саду у педагога Софии Зиевны Саитовой.

Макеев Александр Владимирович

Профессиональные качества воспитателя.

Софья Зиевна обладает обширными знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Она очень грамотная, опытная, ответственная, умеет подойти тактично и индивидуально к каждому родителю и ребенку.

Личные качества воспитателя.

Педагогу присущи такие качества, как доброжелательность, спокойствие, рассудительность, энергичность, деликатность и тактичность.

К особенностям преподавания Софии Зиевны можно отнести педагогику сотрудничества, применение в повседневной жизни игровые приемы и наглядные материалы, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка. Воспитатель уделяет большое внимание организации сюжетно-ролевых игр, распределению ролей, выборе сюжета, подготовка материала для игр, сама владеет артистическими данными, чем увлекает детей театральной деятельностью.

Наш воспитатель, несомненно, достоин победы в конкурсе «Лучший воспитатель детского сада». Она педагог от Бога. Полностью себя отдает детям и работе. Таких людей единицы. А как ее все любят! Нам очень повезло, что этот замечательный человек работает с нашими детьми.

Софья Зиевна - это такой человек, который постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, делится опытом, у коллег пользуется уважением. В своей работе стремится использовать новейшее достижение в области дошкольной психологии и педагоги. И ее будущее - это победа не только на районных конкурсах, но и конкурсах более высокого уровня.

Куприна Светлана Бо

Саитова София Зиевна работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» воспитателем средней группы «Ягодка», которую посещает моя дочь Данилец Мария.

Из профессиональных качеств педагога хочется отметить профессиональную компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии, создание благоприятных условий для индивидуального развития воспитанников, способность в проведении интересных обучающих занятий с детьми. Совершенствует жизнедеятельность детей, учитывая индивидуальные и возрастные их особенности. София Зиевна способствует развитию активного общения детей и родителей группы. С целью ознакомления детей с окружающим миром педагог организует экскурсии с детьми, активными участниками которых являются и родители нашей группы.

Особенностью методики преподавания педагога является метод проблемного обучения, который способствует творческому развитию воспитанников. Знания, добытые нашими детьми самостоятельно, легче усваиваются и лучше запоминаются. Проблемные ситуации, предлагаемые детям, делают их жизнь интереснее и увлекательнее.

София Зиевна является доброжелательным, отзывчивым и очень терпеливым человеком, любящим своих воспитанников, помогает в трудную минуту не только ребенку, но и родителям детей и своим коллегам. Она достойный претендент на победу в конкурсе «Детские сады – детям» в номинации «Лучший воспитатель детского сада», как профессионал своего дела, воспитавшая десятки детей, которые, как и их родители с любовью и благодарностью вспоминают и не забывают своего воспитателя.

Как я говорил раньше, так остаюсь верен своей позиции, что наша профессия- воспитание человека, проблемы детей должны вызывать у нас профессиональный интерес. Профессиональная деятельность педагогов нашего училища направлена на формирование всесторонне развитой личности обучающихся, на усвоение ими необходимого минимума знаний учебных дисциплин, на приобретение обучающимися профессиональных умений и навыков, становление человека как личности. Любая деятельность педагога направлена на изменение обучающихся в положительную сторону, на повышение его трудовых возможностей, на развитие его самооценки, значимости, как человека.

На данном этапе нашей работы в СУВУ появляются проблемы, которых раньше не было. Это связано в первую очередь с тем, что меняется кадровый состав педагогов, мастеров и работников службы режима, во вторых- меняется социальная обстановка в стране, и ребята прибывают более циничные, чем в прежнее время, отсутствует у них уважение к старшему поколению, к педагогам в частности. Многие приходят из детдомов с развитым чувством потребителя. И поэтому перед педсоставом учреждения стоит первостепенная задача в формировании и закреплении у воспитанников правильного отношения к любому взрослому человеку. Но и педагог сам в первую очередь должен зарекомендовать себя так, чтобы у воспитанника даже мысли не возникло о фамильярном общении или обращении к взрослому. Этому должен способствовать педагогический внутренний стержень сотрудника: не лги никому; не заигрывай с ребенком; требования выставляй конкретные и справедливые; относись к разным ребятам с одинаковым уважением; умей выслушать точку зрения воспитанника, но умей и скорректировать ее в правильном русле.

Самое главное наблюдение сделано мной за годы работы: умение воспитателя оставаться спокойным, уравновешенным при объяснении заданий. Спокойствие воспитателя, не забывайте, оказывает терапевтическое воздействие на ребят. Контингент обучающихся, которые прибывают к нам, особенно в последнее время сильно отличается от предыдущих в худшую сторону. Поэтому очень важно воспитателю не срываться, не отвечать на их капризы, их непонимание заданий грубостью или оскорблением. Если с вашей стороны по отношению к ним проявится агрессия, пусть в цивилизованной форме, они поймут, что вы такой же, как они, без умения терпеть. . Но особенно важно сохранять терпение в общении с детьми, в ежедневных, ежеминутных контактах, когда тысячный раз спрашивают об одном и том же. Естественно, ребята попадают к нам с уже, пусть неправильно, но сформированными на улице, в компаниях и т.д. нормами поведения, общения. Где всегда преобладала грубая сила против ума, хитрость и изворотливость вместо практичности, наглость и хамство против учтивости и такта. Общаясь с ребятами, мы взаимодействуем друг на друга взаимовлиянием.

Одним из способов взаимовлияния я для себя взял убеждение.

Убеждение- это процесс логического обоснования какого- либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания учащихся или одного учащегося, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею.

Убеждение- это способ влиять на учащегося или отделения, который затрагивает кроме практической еще и эмоциональную сферу личности. Нередко процесс убеждения является дискуссией в отделении у нас, но мы всегда стараемся достичь понимания, а нередко и переживания той или иной проблемы. Но я никогда не пытаюсь сделать убеждение- монологом. считаю, что это становится нотацией, к которым наши воспитанники привыкли и научились “отгораживаться” каждый по- своему.

Убеждать словом - крайне тяжелый метод, необходимо найти особую логику, тон разговора, время для той или иной темы дискуссии. Гораздо действеннее второй способ взаимовлияния - это подражание- оно направлено главным образом на воспроизведение учащимся определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков.

Поэтому, убеждать, что никотин- это яд с сигаретой в руке, или снижать ребенку в отделении баллы за нецензурную брань при этом ругая его теми же нецензурными словами, по меньшей мере это не педагогично, а по- человечески просто некрасиво. А ведь ребята подражают!!!.

Подражание психологии подразделяют на внешние и внутренние.

Оглянитесь, вы заметите - отделения отличаются друг от друга по воспитателям, т.е. основная масса ребят в отделении прожившие 1 год и более неосознанно, может быть, перенимают привычки воспитателя, его манеры, тон и стиль разговора. Остальные же, по свойствам характера или по каким- то иным причинам, не имея возможности подражать внешне, переживают изменения черт характера, внутреннего поведения.

Не следует строить отношения с детьми на постоянных придирках. Не нужно упрекать ребят в их неумении и тем более шутить по этому поводу. Необходимо дать учащемуся возможность убедиться в том, что вы на его стороне и готовы прийти на помощь. Не нужно говорить ребёнку о том, чтобы он учился на производстве, а просто показать как выполняется та или иная работа. Конечно можно возразить, что ребята на производстве должны научиться владеть инструментами, верно, но когда учащийся в отделении выполнит по вашей просьбе простенькую работку - это будет гораздо лучшим «научением». Ведь воспитатели - женщины не станут отправлять ребят на производство, для того чтобы они научились там гладить брюки, пришивать пуговицы. Учащийся должен видеть в воспитателе не критика его деятельности, а наставника, советчика, которому можно доверять. А без доверия не будет возможности влиять на ребят.

Авторитет воспитателя в последнее время все меньше, но все же довлеет над нашими детьми, одними приказами мы ничего хорошего воспитать из них не сможем. Давно уже пора отойти от методов работы, которые были культивированы раньше. Дети все разные, порой непредсказуемые, и чем больше они неуравновешенны, тем более гибким необходимо быть воспитателю. Строго придерживаюсь педагогического правила, которое я для себя уяснил - это то, что спокойные, добрые отношения между ребятами как при выполнении работы, так и в повседневной жизни возможны лишь при добром отношении воспитателяк каждому своему ребенку! Я не призываю идти у учащихся на поводу, потакать им по каждому поводу, нет. Тут возникает вопрос, надо ли кроме обще училищных наказаний детей ругать и наказывать за их проступки на производстве, в школе еще и в отделении. Обязательно! Надо, но делать это так, чтобы ребенок чувствовал, зная, что ваше отношение к нему, как к личности, не изменится. Я убежден, что детей необходимо хвалить за выполненную работу. Иногда достаточно сказать спасибо, но и (если работа выполнена хорошо) необходимы слова благодарности. Не нужно стесняться говорить детям добрые слова, похвалить их перед другими ребятами.

Но прежде всего надо научиться воспитывать себя, нам никто не давал права, ни морального, ни тем более юридического судить детей - воспитывать! Вот наше предназначение! Как говорил Л.Н.Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было». Поэтому, каждый педагог в учреждении, да и просто любой работник нашего заведения должен начать воспитание с себя.

Выполнил: старший воспитатель Овсянников В.Ф. 1 кв. категория

Похожие статьи