Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

20.07.2019

Организация: Начальная школа - детский сад № 63 «Солнышко»

Населенный пункт: Московская область, г. Пушкино

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Главная задача состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнка, пробудить в его душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Необходимо воспитывать детей с активной жизненной позицией, коммуникативными, активными, любознательными, инициативными . Поэтому проблема эмоционально-личностного развития детей сегодня становится особо актуальной.

Вопросами изучения эмоционально-личностной сферы детей занимались такие ученые, как Е.А. Алябьева, В.Е. Коган, В.В. Ветрова, А.С. Спиваковская, В.Г. Семенов, Н.И. Добина и многие другие.

С точки зрения формирования ребёнка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырёх до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребёнка .

Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста должно содержать следующие задачи:

Способствовать развитию самопознания и позитивной Я-концепции детей (осознанию детьми отношения к себе, к собственной внешности, к своим особенностям и способностям);

Учить детей понимать эмоции и чувства других людей и выражать своё настроение и свои эмоции различными способами (вербальными и невербальными);

Способствовать профилактике негативных эмоциональных проявлений;

Развивать творческие способности детей;

Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции деятельности, произвольность поведения.

Важным фактором развития ребёнка является дошкольное учреждение и группа детского сада. Данная среда представляет собой первичную социально-психологическую общность, первое «детское общество», в котором складываются и развиваются общение и различные виды деятельности . Происходит овладение новой социальной ролью, формируются отношения со сверстниками - деятельность детей дошкольного возраста приобретает коллективный характер (игры, занятия, труд, развлечения и т.д.), способствующий коммуникативному и интеллектуальному развитию. Исследователи отмечают среди критериев социально-эмоционального развития ребёнка следующие:

  • усвоение основных обобщённых закономерностей жизни, развития общества и человека, формирование социальной картины мира и определение собственного места в денной среде (например, ребёнок имеет представление о себе, своем поле, принадлежности других людей к определённому полу; знает о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей и традициях; об обществе, культурных ценностях и частных ценностях, принятых в группе детского сада и определённом слое общества);
  • собственный положительный образ, а также связанное с этим понятие «самоуважение», которое формируется на основе сопоставления своего поведения с этическими эталонами, желанием соответствовать одним образцам и отличаться от других ;
  • эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей и друзей, реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные, художественные произведения и мир природы, что проявляется в формировании сопереживания персонажам сказок, историй, рассказов;
  • формирование культуры общения и социальных отношений, которые включают знания, умения, навыки и умения строить взаимоотношения с окружающими в соответствии с гуманистическими нормами - общественными регуляторами, а также использовать конструктивные способы коммуникации со сверстниками и взрослыми (ребёнок умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и др.); в целом всё это ведёт к становлению такой общегрупповой нормы эмоциональных взаимоотношений, как доброжелательность обращений и ответов детей в группе детского сада;
  • способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых эмоциональных проблем, личностных и социальных задач, поставленных как взрослым, так и самим ребёнком, умение преобразовывать способы решения проблем и предлагать свои варианты через рисунок, постройку, рассказ и др. .

Поскольку вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной, то всё, во что включается ребёнок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится .

Ещё до того как дошкольник начнёт действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны значимых взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение .

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребёнка .

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все желания ребёнка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребёнок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора .

В старшем дошкольном возрасте мотивы приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее - собственное обещание ребёнка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребёнка, не усиленное другими дополнительными мотивами.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребёнок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Успех остаётся сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неуспех. После неудачи дети стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться» .

В старшем дошкольном возрасте мотивом межличностного общения становится стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими.

Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно значимым взрослым и сверстникам. Подражание сопровождается закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем - в форме демонстрируемых качеств личности.

Во второй половине дошкольного детства ребёнок приобретает способность оценивать своё поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает .

Для грамотного эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста важно проводить тренинги и семинары-практикумы для родителей и воспитателей, которые помогут решить следующие задачи:

Сформировать эмоциональную перцепцию дошкольников;

Совершенствовать способность детей дошкольного возраста обозначать эмоциональные состояния в речи;

Помогут детям ориентироваться в сфере понимания собственных эмоций, т.е. формировать представления детей о причинах эмоций и их последствиях;

Научить и закрепить навыки социально-приемлемых способов выражения сильных чувств;

Содействовать упрочению позитивных социальных ценностей в детском коллективе;

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, терпимость;

Развивать позитивное представление ребёнка о себе .

При проведении семинаров-практикумов педагоги обучаются приёмам эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста путём проигрывания этюдов, игр, игровых упражнений, которые можно использовать в работе с дошкольниками. К рекомендуемым к использованию в работе с детьми дошкольного возраста методам относятся:

  • игры на развитие навыков общения (или социально-ориентированные игры);
  • кинезотерапия;
  • игры - драматизации;
  • незаконченные предложения;
  • сочинение историй и сказок;
  • рисование, при этом возможно не только изобразительное творчество фломастерами, мелками и карандашами, но также использование раскрасок-обводилок из книги Е.А. Осиповой «Познавательные и развивающие сказки» ;
  • знаково-символическое кодирование и декодирование (пиктограммы с изображением эмоций, жесты-знаки, например во время проведения игры «Пойми меня», символы и др.) .

Родители также обучаются практическим приёмам эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Данные встречи проводятся либо совместно с детьми, либо присутствуют только родители. На таких встречах с родителями решаются следующие задачи:

  • познакомить и эмоционально сблизить участников;
  • совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального;
  • развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;
  • формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение;
  • способствовать пониманию родителями особенностей развития детей;
  • воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников встречи.

Роль игровой деятельности в данном процессе неоценима. Именно так взрослыми и детьми осваиваются те векторы человеческих взаимоотношений, которые не учитывались ранее или деформировались из-за ряда социально нестабильных или неконструктивно решённых ситуаций общения. Игра даёт возможность сформировать новые смыслы совместной деятельности, в первую очередь - эмоциональное сопереживание, сочувствие, и научиться принимать друг друга со всеми достоинствами и недостатками. При этом осуществляется как эмоциональная («Интересно, что ты чувствуешь?»), так и интеллектуальная («Интересно, что ты думаешь?») децентрация. Всё перечисленное способствует пониманию и принятию родителями внутреннего субъективного мира своего ребёнка и помогает гармонизировать эмоциональные взаимоотношения в семье .

Однако, учитывая, что в нашем детском саду дети с нарушением зрения, то существуют особенности в их эмоционально-личностном развитии. Нарушения зрения значительно сужают сферу чувственного познания, влияют на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности . Также нарушение зрения влияет и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетённое состояние приводит к замедлению интеллектуального и эмоционального роста. Тифлопсихологами подчеркивается, что одна из основных причин развития негативных эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребёнку .

У детей отмечается повышенный личностный уровень тревожности, дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики, недостаточны компетентны в проявлении эмоций, слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:

1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.

2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находятся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.

3. Дошкольники с нарушенным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения и своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнение какой-либо деятельности .

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что дети с нарушением зрения являются эмоционально неблагополучными.

Существенной причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов, тревожности и неуверенности в себе .

Развитие эмоционально-личностной сферы производится путём упражнений, игр и этюдов которые составлены для каждого возраста по-разному.

Необходимо объяснять детям, что значат те эмоции, которые они переживают. Необходимо обучать ребёнка смотреть на себя со стороны, а поскольку все дети эгоцентричны, то это крайне важно.

В работе с дошкольниками с нарушением зрения можно использовать следующие игры и упражнения для эмоционально-личностного развития.

Игра «Я радуюсь, когда…»;

Упражнение «Зеркало»;

Игра «Прогони злость»;

Игра «Кубик эмоций»;

Игра «Угадай эмоцию»;

Этюды на выражение эмоциональных состояний;

Игра «Вулкан»;

Игра «Я могу» и др.

(Описание игр, упражнений и этюдов в приложении).

Эмоционально-личностная сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольное учреждение, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире. Наша задача помочь им развиваться как в интеллектуальной, так и в эмоционально-личностной сфере.

Список используемой литературы:

1. Абурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. М.: МПСИ, 2008.

2. Биомедицинский журнал - статья 23. Малиновская Н.Д. Статья «Психология развития незрячих и слабовидящих людей», июнь, 2001.

3. Будай Н.Н. Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. -Уфа, издательство ИРО РБ, 2012

4. Игнатьева А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения/А.В. Игнатьева//Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г.Уфа). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1999.

6. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: УННИ валеологии РГУ, 2002.

7. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих - учебное пособие. СПб: изд. РГПУ, 1998.

8. Методика физического воспитания и развития ребёнка: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Кожуховой, Л.А. Рыжковой, М.М. Борисовой. М.: 2008.

9. Осипова Е.А. Познавательные и развивающие сказки. Раскраски - обводилки. Ч.2. М., 2004

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

11. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Микляевой Н.В. М., 2013

12. Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула, 2002.

13. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.

14. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961

Приложение

Игра «Я радуюсь, когда…»

Взрослый: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребёнку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребёнка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребёнка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

Взрослый передаёт по кругу зеркало и предлагает каждому ребёнку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щёки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребёнок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребёнок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Прогони злость»

Взрослый: «А сейчас я научу вас некоторым приёмам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте её в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребёнок берёт себе карточку, не показывая её остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)

Баба-Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения)

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Новая девочка (этюд на выражение презрения)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у неё был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

Психологическая игра «Вулкан» для детей от четырех лет.

«Вулкан» способствует выбросу отрицательных эмоций и улучшению общения со сверстниками.

Эта игра - для группы детей. Дети встают в круг и берутся за руки.

Один из детей будет вулканом. Он выходит в центр круга, садится на корточки и притворяется спящим. Какое-то время он сидит тихо–тихо, а все остальные ждут, когда вулкан проснется.

Затем вулкан начинает просыпаться. Сначала он начинает тихонечко гудеть, постепенно вставать с корточек и прибавлять громкость гудения. Остальные дети ему помогают и тоже гудят. Чем выше встает ребёнок, тем громче он гудит, а выпрямившись полностью, резко подскакивает и выбрасывает руки вверх. Распрямившись, вулкан может сделать несколько прыжков, пока не выбросит все ненужное, что в нём накопилось.

После того, как вулкан выбросил все негативное, он начинает затухать, снова садится на корточки и засыпает. Потом спокойно встает и возвращается в круг. Когда ребёнок занял свое место в круге, он рассказывает, что негативного и плохого он выбросил. Например: «Я выбросил обиду на Серёжу. Он сегодня не поделился со мной игрушкой». Лучше всего, если первым вулканом будет взрослый.

Психологическая игра «Я могу» для детей от 5 лет.

В игру можно играть как группой, так и с одним ребёнком.

Для игры понадобится мячик.

Я могу хорошо…

Нужно, поймав мячик, громко сказать: «Я могу хорошо…» и назвать то, что хорошо получается. Обычно, дети называют: рисовать, лепить, вырезать, клеить, плавать и т.д. Главное, уверенность ребёнка, что он может это делать.

Ведущий также участвует и подсказывает идеи, задавая направление: «Я могу ставить посуду на полку».

Когда игра идёт в группе, ребёнок, слушая других детей, примеряет на себя их умения, и для застенчивого ребёнка – это палочка-выручалочка. Он из большого количества ответов может выбрать тот, который ему подходит.

Чем больше «Я могу» скажет ребёнок, тем интереснее ему будет играть и тем больше гордости он за себя испытывает, ведь он так много может. Такая игра способствует развитию самоуважения.


Научно - методическая разработка

Цель: формирование доброжелательного поведения у детей старшего дошкольного возраста, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Введение

1.Актуальность темы
2. Содержание работы:
- проблема
- цель, задачи
- методы
- результаты работы
- перспектива на будущее
3. Список литературы

Приложение

1.Диагностика
2. Перспективный план
3. Конспекты занятий
4. Упражнения
5. Советы родителям

Введение

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.
Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием и развитием детей: С.И. Семенака, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, д.Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы семейного воспитания. Следовательно, в условиях ДОУ и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности. Эмоционально – аффективная сфера, зафиксированная в памяти и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я-концепции» личности ребёнка. Самоощущения, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: « От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».
Дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя иерархию мотивов и первичные этические нормы. Деятельность личности регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами и правилами. Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не только цели, сколько средств и способов её осуществления – важное психологическое обеспечение развития личности ребёнка.
Актуальность темы:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яярки, но очень ситуативны и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Эмоции младших дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными.
На протяжении дошкольго детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать подлинной заботы о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развитий эмоция в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. «Разумность» распространяется и на чувства, связанные с собственным поведением ребёнка. Ребёнку трёх лет уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трёхлетнего пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слёзы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
В дошкольном возрасте происходят выраженные конституционные и мимические изменения лица ребёнка, что связано с ростом лицевого черепа, с преобразование челюстей и с изменением строения щек. В этот период ребёнок полнее овладевает мимикой и телесной экспрессией. Общение с взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. К пяти годам сформировываются некотрые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремлённым в глаза взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до шести лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребёнка утвердиться в своих моральных качествах. Ребёнок пытается предвидеть реакцию других людей на свой поступок, при этом он хочет, чтобы люди были ему благодарны, признавали его хорошие поступки. Возникнув в процессе общения со взрослыми, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязанияв первую очередь отрабатываются в самой игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников.
Осваивая социальное пространство – условия развития и бытия человека, которые определяются значениями и смыслами его прав и обязанностей, накапливая определённые знания о них, ребёнок ещё долго не осознает их значение. Поведение дошкольника меняется от ситуаций, в которых руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникшая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребёнка. По мере её развития проявляется возможность оценивать не только определённые поступки ребёнка, но и его поведение в целом.
В условиях ДОУ у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих и переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и в общении со сверстниками простроить свой образ, структуру «Я». Этот процесс сопровождается отделением себя и своей деятельности от взрослого и детей.
Самосознание проявляется в желаниях, стремлении к самопознанию, в активности.
Из всего вышесказанного видно, насколько важна организация деятельности, направленной на эмоционально – личностное развитие ребенка в дошкольный период. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование адекватной самооценки ребёнка, развивает его эмолциональную произвольность, с другой стороны – учит конструктивным способам управления собственным поведением, что во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Проблема, цель и задачи.
Одно из главных стремлений ребёнка в дошкольном возрасте – стремление к овладению телом, психическими функциями, социальными способами взаимодействия с другими. У него бурно развивается речь, которая здесь несёт не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Ребёнок учится принятым позитивным формам общения. Общение со взрослыми можно разделить в соответствии с его параметрами на ряд категорий.
Содержание потребности в общении:
1. потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4-5 лет)
2. потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию (5-6 лет)
Ведущий мотив общения:
1. познавательный – взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнёр по обсуждению причины связи (4-5 лет)
2. личностный – взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5-6 лет).
Значение в общем развитии ребёнка данной формы общения:
1. первичное проникновение в суть явлений окружающего мира, развитие наглядных форм мышлений (4-5 лет)
2. приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к дискурсивному мышлению(5-6 лет).
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребёнка, имеющая и сходства с его общением со взрослыми, и свои отличия. Оно складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребёнок взаимодействует со старшими партнёрами, ведь законы общения едины для вех людей независимо от их возраста.
Особое место в общении детей дошкольного возраста начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Общение детей в этот период показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин.
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Гнев, злоба как формы проявления агрессивности разрушают общество. Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компанент – насилие. Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая по мнению В.А.Ситарова и В.Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающие позитивные намерения другой стороны.
Современное семейное воспитание детей дошкольного возраста часто вызывает невротизацию, являющуюся, по мнению В.Н. Мясищева, «эмоциональным заболеванием» личности. Эмоции являются первым проявлением психики в онтогенезе, основой психосоматического здоровья, фундаментом мотивации и творческой активности. Соединяясь с развитием воли, эмоциональные характеристики высвечивают индивидуальность и уникальность личности. С помощью эмоций и чувств ребёнок сигнализирует взрослым о своём самочувствии, желаниях, нуждах.
Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Об ошибках семейного воспитания говорит семейная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребёнка эмоциональное самовыфражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения.
Работу по эмоционально-личностному развитию своих детей я начала, когда они посещали среднюю группу детского сада. Перед началом работы провела наблюдение за поведением и общением детей в группе и обнаружила, что некоторые дети не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции. Тогда поставила перед собой цель – развитие доброжелательных отношений у детей. Эта работа по развитию детей дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Но на этом мы не остановились, с каждым годом с различными видами деятельности и упражнениями всячески старались развиваться. Ведь впереди их ждет самое сложное занятие – подготовка к школе, где им потребуется развитие произвольного внимания и произвольного запоминания.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я решила заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками. Для выполнения своей цели я выделила следующие задачи:



Приемы и методы
На основе этих задач составлен перспективный план (см. Приложение).
Для работы по эмоционально-личностному развитию детей 5-7 лет в условиях социально одобряемых форм поведения я использовала коррекционно-развивающую программу, получившую название «Уроки добра» С.И. Семенака. В настоящий момент разработанно 21 занятие, в процессе которых решала ряд важных задач:
? раскрытие сущности полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
? знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
? учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
? учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации;

В соответствии с поставленными задачами занятия построены в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятий я использовала игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И. Чистякова, Н.Л. Кряжева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литераруре, а также авторские находки. В качестве основных методов и приемов я использовала:
Имитационные игры;
Социально-поведенческий тренинг;
Психогимнастика;
Чтение и обсуждение художественных произведений;
Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
дискуссии
Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них
Примеры выражения своегшо эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Обработку необходимых поведенческих навыков я осуществляла через активное участие каждого ребёнка в тренинговых упражнениях, под которыми понимается система методов, приёмов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей.
Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
1. Первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуацию для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам.
2. Вторая группа занятий напрвлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.
3. В третьей группе занятий акцент сделан на формирование осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой задачи поможет использование на занятии «Волшебной книги», в которую взрослый записывает после обсуждения добрые поступки детей как на занятии, так и в повседневной жизни.

Для поддержания интереса к занятиям я испоьзовала сказочные сюжеты: в гости к детям приходят волшебники – добрый и злой, в которого вселились «драконы» (гнев, злость, обида), детям волшебники дарят сказочную тарелочку, с помощью которой неожиданно появляются разнообразные объекты.
Поведенческие навыки я обрабатывала с помощью разнообразных приёмов, указанных ранее. Каждый ребёнок имеет право высказывать своё мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятии не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребёнка на каждом занятии я использовала рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребёнку приёмов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие я заканчивала либо прослушиванием приятной музыки, исполнением весёлых детских песен, что в свою очередь способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Результаты работы
Эмоционально-личностное развитие детей - очень сложный и длительный труд. Успешное решение этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем случае нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек сразу, если стремиться к радостному, успешному труду. Изучив прогамму С.И. Семенака, сравнивая свой личный опыт, приходишь к выводу: работать над развитием эмоций и личности ребёнка в целом нужно не только на занятиях «Уроки добра», но и на остальных занятиях, в обычном общении с детьми. Нужно помнить, что главные принципы нашей педагогики строятся на трёх китах: любовь, понимание, объяснение.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как понять своих детей, их поступки. На очередном родительском собрании, я отметила, что один из показателей эмоционального развития ребенка – это понимание и поддержка детей их родителями, в чем особо помогает общение и взаимодействие. Мною были предложены различные занятия и упражнения, для совместной деятельности родителей и детей, с использованием пластилина, бумаги, крупы, природных материалов…Они заинтересовались и вместе с детьми начали творить чудеса, принимали участия в выставках «Эти забавные сучки и веточки», «Весёлые снеговики», «Жизнь пуговиц»…После проводимых занятий, игр, как мной, так и родителями были замечены улучшения во взаимопонимании между взрослыми и детьми, что благоприятно повлияло и на общение между детьми. Если, проведенное в октябре 2007 г. обследование общения между сверстниками, показало следующие результаты: в поведении детей присутсвуют агрессивные тенденции, не способность сдерживать нежелательные эмоции; то недавнее наблюдение показало исчезновение агрессивности и преобладание в общении доброжелательности, проявление способности сдерживать нежелательные эмоции, изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок), сформированность эмпатийного поведения детей. Если, проведенная в октябре 2007 г. диагностика выявила преобладание средней поведенческой активности (92%), которая показала следующие результаты: 44% - (+Д-положительное доминирование) , 12% - (-П – отрицательное доминирование), 32% - (+П – положительное подчинение), 12% - (-П – отрицательное подчинение); тогда спустя некоторое время я вторично провела диагностику, результаты говорят сами за себя: высокий уровень поведенческой активности – 52%, а средний уровень – 48%.(+Д) - 52 %; (-Д) - 0% ; (+П) – 40%; (-П) – 8%.
Вывод: работа по эмоционально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста дала хорошие результаты. Ребята почувствовали уверенность в себе, стали свободно общаться со сверстниками и взрослыми, научились выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Дети почувствовали уверенность в своих возможностях, улучшилась мелкая моторика руки, аккуратность, фантазия сформировались произольное внимание, образное мышление…
Через проведенные занятия и упражнения я решила сразу несколько задач:
1. создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;
2. осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;
3. развитие навыков совместной деятельности, общения;
Свою работу я люблю и считаю очень нужной. Нужной прежде всего детям. Потому что человек получает самый большой объём информации по освоению социального пространства, определение в нем своего места и положения, самопознания именно в детском возрасте. Поэтому я чувствую ответственность за воспитание и развитие своих детей и стараюсь помочь им в контактировании и взаимодействии друг с другом и окружающими.
Перспектива на будущее
Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

Список литературы
1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития ребёнка. М.: Изд. МГУ, 1990.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз,1997.
3. Кашапов Раиль. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. – 320 с.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
5. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
6. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
8. Лаврентьева Г,П, Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.
9. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо,2005. –896 С.
10. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
11. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. – М.,1997.
12. Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребёнок. Журнал «Обуч», 1996, №4.
13. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М.И. Буянова. – М., 1990.
15. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство – ПРЕСС», 2002. – 384 с.
16. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 255 с.

Управление образования г. Усинска МДОУ № 22
Одношивкина О.А.

Эмоционально-личностное развитие дошкольника.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Важную роль в дальнейшем становлении ребенка, как личности, играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Ведь владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Непонимание другого человека – причина страха, отчужденности, враждебности. Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать себя, обретать друзей. А благодаря работе мышц и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Познание детьми самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими детьми. Способность поставить себя на место другого ребенка помогает лучше понять возможного партнера по общению, выделить отдельные черты его характера их проявление, выражающееся в поступках и действиях. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это – прямой путь к полноценному общению. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически всем российским детям требуется та или иная психологическая поддержка, поскольку они находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Это нестабильность экономическая, политическая, ценностная, в результате которой у детей появляется так называемый «страх взросления». Это безудержный поток информации, которую дети не всегда успевают «переварить» и зачастую воспринимают неправильно. Это неконтролируемый процесс использования современных технических устройств, таких, как компьютеры, сотовые телефоны. Ведь именно сегодня наши дети, как никогда ранее, испытывают дефицит в полноценном общении. В век технического прогресса люди все меньше общаются друг с другом, отдавая предпочтение просмотру телевизионных передач, виртуальному общению, общению по телефону, постепенно утрачивая способность искренне выражать свои эмоции. Наблюдая за детьми в детском саду, можно заметить, как потускнела сюжетно-ролевая игра, как на смену добрым сказочным героям, пришли герои из мультсериалов-боевиков, как исчезает среди детей такое понятие, как «групповая сплоченность», сопереживание, симпатия, заметно увеличилось число тревожных и агрессивных детей. Известно, что дошкольный возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Именно в этом возрасте наблюдается бурный рост в эмоциональном развитии, появляется способность детей управлять своими эмоциями, возникает потребность в общении, уважении творческой активности. Поэтому важно начинать работу по развитию эмоционально-личностной сферы именно в дошкольном возрасте, для того, чтобы в дальнейшем из наших детей выросли психологически здоровые личности, умеющие полноценно общаться и правильно выражать свои эмоции.
Я считаю, что работа в данном направлении должна осуществляться не только специалистом-психологом, но и педагогами, воспитателями, родителями. В нашем детском саду знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таки занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка (Приложение № 1 Вариант игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста)
На базе нашего дошкольного учреждения в каждой группе созданы «Уголок доверия» или «Уголок уединения», они имеют соответствующее оформление («Шкатулка добрых посланий», мягкие игрушки-релаксанты, мягкие модули, все необходимое для рисования, настенное панно «Мое настроение», «Солнышко», плакат «Азбука эмоций».
Настенное панно «Мое настроение»
В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение. Так, голубой цвет – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», фиолетовый – «я злюсь», красный – «мне весело, радостно». Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематичное изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематичные изображения лиц с соответствующими эмоциями. Дети выбирают соответствующее своему настроению изображение, затем каждый ребенок вставляет выбранную заготовку в кармашек согласно с цветом и днем недели (Приложение № 2)

Настенное панно «Солнышко»
Дети в зависимости от своего эмоционального состояния завязывают на лучики солнышка ленточки. Каждая ленточка символизирует определенное настроение. (Приложение № 2)
Панно можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Данные, полученные с помощью панно, можно вносить в дневник наблюдений воспитателя или психолога.

Панно « Я злюсь»
С помощью этого панно ребенок учится управлять своими эмоциями. Здесь в красочной форме детям, а также их родителям даны советы о том, как можно справиться с негативной эмоцией: принять ванну, поиграть с водой, рассказать о своих проблемах другу или взрослому, поиграть в подвижные игры и т.д. (Приложение № 2)

«Шкатулка добрых посланий»
Ее использование эффективно в период адаптации ребенка к детскому саду. В этой шкатулке родители оставляют своим детям добрые послания и пожелания, которые воспитатель зачитывает ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом успокаивая ребенка (Приложение № 2).


Сидоркина Лариса Ивановна

Эмоциональная и интеллектуальная сферы тесно связаны. От их взаимодействия зависит успех человека в самых разных жизненных ситуациях. Эмоции могут как ускорять мыслительный процесс, так и замедлять его. Именно поэтому в наши дни все более пристальное внимание уделяется такому аспекту как эмоционально-личностное развитие ребенка, когда он находится в дошкольном возрасте. Сейчас подрастающий человечек только учится

  • выражать свои эмоции
  • понимать чувства других людей
  • познавать себя
  • выражать свои мысли не только при помощи слов, но также жестов, мимики

И очень важно ему в этом помочь. К тому же развитие эмоционального мира детей сильно зависит от того, какая обстановка царит в его семье. Психологический комфорт дома способствует правильному личностному развитию малыша. При его отсутствии, напротив, это развитие может замедлиться, ему будет сложно общаться с другими людьми из-за неумения это делать или из-за недоверия к ним и к окружающему миру в целом. И наоборот, если ребенок не умеет общаться, то и остальные не будут гореть желанием это делать по отношению к нему. Также стоит отметить, что такие детки плохо переносят как физические, так и умственные нагрузки. Поэтому следует всегда помнить, что эмоциональное развитие ребенка в семье очень важно. Теперь ваши отношения с мужем касаются не только вас двоих, но и малыша и могут повлиять на то, как будут складываться его межличностные отношения с людьми.

Ребенку пока еще сложно понять, какие именно эмоции он испытывает, хорошо это или плохо, как их выражать. Можете играть с ним в такую игру: он описывает, что чувствует, а вы объясняете, как это называется и как с этим справляться. Это достаточно важно, ведь маленький человек способен просто-напросто запутаться в своих чувствах или испугаться их, особенно если у вас очень эмоциональный ребенок? Некоторые родители пугаются таких бурных проявлений чувст со стороны своего чада и не знают, что с этим делать. Прежде всего, не ставить ему это в вину, не считать отклонением, а принимать и любить таким, какой он есть. И слушать, что он вам говорит! Ведь только так вы сможете понять его и то, что он чувствует и на основе этого научить его разбираться в его эмоциях и контролировать их.

Деткам дошкольного возраста присущ эгоизм. По этой причине ребенку обязательно следует научиться ставить себя на место других и смотреть на себя и свое поведение как бы со стороны. Также он должен учиться сострадать и заботиться о других. В этом могут помочь домашние животные. Конечно, пока ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно , но в ваших силах привить ему любовь к четвероногому.

Также для эмоционально-личностного развития ребенка вы можете:

  • учить его интересоваться другими людьми (далеко ходить не придется, начните со своей семьи, рассказывайте малышу о его родных)
  • работать над его чувством принадлежности к группе
  • объяснять ему, какое поведение способствует общению с другими людьми, а какое нет: развивать положительные качества и бороться с отрицательными
  • помогать малышу разбираться в своем характере, познавать самого себя

В наше время общение между людьми нередко заменяется , . Причем подобный пример малышу подают и сами родители. Именно поэтому эмоциональные нарушения у детей далеко не редкость. И чем раньше вы начнете с ними бороться, тем лучше. Продуктивнее всего это делать при помощи специалистов. Например, записав малыша в группу по эмоционально-личностному развитию. Там он не только будет общаться со сверстниками – его в игровой форме научат делать это правильно. К тому же для более высоких результатов специалистом может быть произведена диагностика эмоциональной сферы ребенка.

Департамент образования и науки Костромской области институт повышения квалификации работников образования РОО города Галича и Галичского района.

Программа индивидуальной работы с ребёнком дошкольного возраста Сережей Ф. на один учебный год.

«Эмоционально-личностное развитие ребёнка.»
Самсонова Л.А. воспитатель СП МОУ Красильниковской ООШ

2011-2012 год.

Актуальность программы.

Социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам), также и негативные образования - асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности - всё это продукты определенного развития .

В младшей дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно .

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться к той или иной ситуации. Когда ребёнок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребёнок радуется, когда выглядит счастливым, это значит, что всё хорошо в его мире. Нормальное психическое состояние ребёнка - хорошее, бодрое настроение, тяга к веселью и шалостям. Здоровый ребёнок с утра активен и восприимчив. Устав от физических упражнений, взаимоотношений со сверстниками и прочих форм активности, он легко и быстро засыпает во время послеобеденного сна. Вторая половина дня насыщена его активным действиями; вечером он так же легко быстро засыпает. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим взрослым о его состоянии .

Актуальность проектирования программы индивидуальной работы с ребёнком по направлению «эмоционально – личностное развитие» в том, что детские эмоции влияют на будущее поведения человека; эмоции способствуют социальному и нравственному развитию. Агрессивность поведения ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить. У Серёжи ярко выражены отрицательные эмоции по отношению к окружающим, хотя период адаптации уже прошёл. С моей стороны необходимо найти способы преодоления у мальчика негативного эмоционального состояния или компенсировать те неблагоприятные условия, которые его вызвали, помочь стать более доброжелательным, общительным, дружелюбным с детьми и с взрослыми.

Психолого-педагогический портрет Серёжи.Ф

1. Дата рождения 8 декабря 2007 года. Мальчику 4 года. В детский сад он пришёл в 2 года 10 месяцев (в октябре 2010г)

2. У мальчика вторая группа здоровья из-за избыточной массы тела (из-за неправильного и несбалансированного питания).

3. Мальчик находится на попечении бабушки и дедушки, которые нигде не работают. В семье воспитывается еще младший брат Серёжи, Ваня 2 года. Мальчики часто конфликтуют между собой из-за игрушек, друг другу не уступают. Бабушка покупает одинаковые мягкие игрушки, машинки, роботов и др. игровой материи. На замечания взрослых Серёжа реагирует по-разному, упрямством, плачем, иногда истерикой.

4. Адаптация проходила в течении 2х месяцев. Всё зависело от эмоционального состояния мальчика. Иногда приходил вялый, хотел спать, была и истерика с плачем. От бабушки требовал разные игрушки.

5. В группе больше любит сам находить себе занятие, игры. Не любит когда ему мешают другие дети. Может проявлять инициативу в организации игровой деятельности. Недовольство и несогласие выражает криком или агрессией по отношению к другим детям.

6. Восприятие.

Называя, путает цвета, но опознает в окружающей обстановке («Найди предмет такого-же цвета»). Геометрические фигуры находит и называет правильно (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группирует предметы по размеру, ориентируется самостоятельно в окружающей обстановке.

Внимание непроизвольное: недостаточно развито слуховое внимание. Произвольное внимание существенно снижено, часто переключается, быстрая утомляемость. Память снижена к запоминанию стихотворений (переставляет, пропускает, заменяет слова). Механическая память хорошо развита (запоминает фразы, фрагменты из мультфильмов, употребляет в речи много новых слов и названий). Наглядно-действенное мышление сформировано не достаточно. Наглядно-образное мышление хорошо развито (собирает картинки из кубиков, из разрезанных картинок; классифицирует предметы, делает обобщение групп предметов; повторяет простой рисунок, узор из мелких геометрических фигур).

Речь не громкая, медлительная, отдельные слова и простые фразы. Связная речь развита недостаточно хорошо.

7. Хорошо развито творческое воображение, может придумывать разные конструкции (из сборных пластмассовых конструкторов). Любить конструировать и играть игрушками-трансформерами, может использовать в играх игрушки-заменители.

Мальчик часто эмоционально несдержан, требует к себе особого внимания с помощью капризов и плача, истерического крика, часто упрям. Агрессивен к детям, которые вмешиваются в его игры. Охотно соглашается на роль водящего в подвижных играх; любит лепить из пластилина, в ходе лепки дополняет свои работы разными дополнительными элементами.

8-9. Серёжа много времени проводит у телевизора с просмотром мультфильмов. Его трудно уложить спать, долго не засыпает. Ни в чём не любит уступать младшему брату. Добивается своего, обижая других детей (ударяет, кусает). Без разрешения берет разные предметы и вещи. Не воспринимает слово «нельзя».

10. Проводить работу по снятию невротических реакций; продолжать работу над развитием психических процессов. Развивать связную речь. Продолжать работу по развитию физических качеств: ловкости, подвижности, быстроты, правильной координации движений. Дать рекомендации и консультацию о правильном питании , ограничении сладости, для предупреждения разных заболеваний.

При признаках агрессивности и эмоциональном неблагополучии следует учитывать сведения о психическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательскую активность. Необходимо изучить интересы и склонности мальчика, желание и предпочтение (какие предметы, действия, ситуации вызывают положительные эмоции).

Цель:

Создание условий и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;

2.Приучать общаться спокойно, без крика;

3.Формировать «умные» эмоции;

4.Проводить коррекцию недостатков эмоциональной сферы;

5.Учить правильно оценивать хорошие и плохие поступки;

6.Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного заботливого отношения к окружающим;

7.Развивать умение вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу;

Обоснование содержания деятельности:

1.Проведение диагностики психо-эмоционального состояния, выявление эмоций ребёнка которые в дальнейшем влияют на будущее поведение человека.

2. Анкетирование, беседы с родителями помогают выявить причины и дать рекомендации и задания для родителей, которые способствуют дальнейшему полноценному развитию ребёнка.

3.Необходимо проводить коррекцию поведения ребёнка с помощью позитивных сообщений . Позитивное сообщение, призванное изменить поведение ребёнка, должно включать следующие компоненты:


  • Описание произведённого им действия.

  • Описание возможного (или неизбежного) результата этого действия.

  • Предложение альтернативного варианта поведения.
4. Подбор предметов, действий и создание ситуаций, вызывающие положительные эмоции у ребёнка.

5.Развитие связной речи для правильного общения с другими детьми.

6.Проведение игр и упражнений, помогающих выявить склонности ребёнка.

План мероприятий


Месяц

Мероприятие: форма, название

Задача мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Анкета – опросник с родителями.

Определить эмоциональные проявления ребёнка в домашних условиях.

Воспитатель, родители.

2.Наблюдение за поведением ребёнка при контакте с другими детьми.

Выявить причины отрицательных эмоций при контакте с детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие «какой подарок ты хочешь получить».

Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и игрушках.

Воспитатель, дети 2младшой подгруппы.

Октябрь

1.Задание по развитию эмоций. Рассматривание собственной мимики перед зеркалом.

Учить сознательно изменять выражения лица перед зеркалом. Отрабатывать связь между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием.

Воспитатель, ребёнок.

2.Упражнение: Создание своего «авторитета» (какой «я»).

Учить «описывать» свои особенности и воссоздавать свой эмоциональный образ.

Воспитатель, ребёнок.

3.Игра – беседа «Разговор с игрушкой по душам».

Формировать положительные эмоции; развивать связную речь.

Ребёнок, воспитатель.

4.Упражнение «выбиваем пыль». (использовать во время свободной деятельности)

Помочь снимать агрессию.

Ребёнок, воспитатель.

Ноябрь

1.Упражнение «интересная минутка».

Развивать наблюдательность; формировать положительные эмоции, умение делиться с детьми увиденным в окружающей обстановке.

Дети группы, воспитатель.

2.Занятие «как мы выражаем свои чувства».

Учить понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позе, жестам.


3.Консультация с родителями: «Упрямство и детские капризы».

Помочь родителям выявить причины детского упрямства и капризов и рекомендовать способы их снятия.

Воспитатель, родители.

4.Чтение сказки «Репка».

Раскрыть понятия малой помощи в общем деле, о взаимопомощи, слаженности и дружбе.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Декабрь

1.Дидактическая игра «какой он?» (прослушивание магнитофонной записи).

Учить определять по интонации душевное состояние говорящего.

Воспитатель, дети.

2.Чтение сказки «Колобок».

Учить детей послушанию, осторожности.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Упражнение на мышечную релаксацию (перед занятиями).

Снижать уровень возбуждения, снимать напряжение.

Воспитатель, ребёнок.

4. Занятие: «Грусть, радость, спокойствие».

Помочь детям понять причины возникновения основных эмоциональных состояний; учить определять их по внешним проявлениям.

Воспитатель, дети.

Январь

1.Упражнения мимической гимнастики. (перед зеркалом)

Снимать общее напряжение; формировать выразительность речи.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра: «Что я знаю…» (с использованием предметных картинок).

Учить навыкам общения с другими детьми.

Воспитатель, ребёнок.

3.Занятие: «Моё настроение».

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

Февраль

1.Рассматривание сюжетных картинок «Хорошие и плохие поступки».

Учить определять хорошие и плохие поступки детей на картинках, давать им характеристику.

Воспитатель, ребёнок.

2.Чтение В.Маяковского

«Что такое хорошо и что такое плохо.»



Учить внимательно слушать произведение, определять какие поступки и действия хорошие и плохие;

развивать связную речь.



Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

3.Беседа «Расскажи о себе».

Вызвать ребёнка на контакт со взрослым, уметь поделиться имеющимися знаниями о себе.

Воспитатель, ребёнок.

4.Дидактическая игра «Скажи громко, тихо».

Учить контролировать силу своего голоса. Приучать общаться спокойно без крика.

Ребёнок, воспитатель.

Март

1.Рисование: «Мой подарок…» (маме, бабушке).

Вызвать положительный отклик у ребёнка, сделать подарок маме (бабушке).

Ребёнок, воспитатель.

2.Создать проблемные ситуации и умение их увидеть в группе. («Помоги Кате…) с привлечением Серёжи Ф.

Привлекать мальчика к оказанию помощи другим детям; вызвать желание принимать участие в трудовых действиях в группе (на участке).

Воспитатель, Серёжа, дети группы.

3.Занятие «Плохо быть одному».

Формировать у детей первые представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Воспитатель, дети 2младшей подгруппы.

4.Чтение сказки «Теремок».

Продолжить формировать представление о доброте, гостеприимстве и дружбе.

Воспитатель, ребёнок.

Апрель

1.Игра – занятие «Что ты думаешь об этом?»

Учить высказывать свои мысли и терпимо относиться к мнению других взрослых, товарищей.

Воспитатель, ребёнок.

2.Дидактическая игра «Продолжи…» (позитивное сообщение).

Развивать умение логически мыслить, подбирать положительное решение ситуации. (Если Вова будет плакать…)

Ребёнок, воспитатель.

3.Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Вызывать у ребёнка чувство жалости и сочувствия к беззащитным.

Воспитатель, ребёнок.

Май

1.Занятие: «Давайте жить дружно».

Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2младьшей подгруппы.

2.Дидактическая игра «Разговор по телефону».

Вызывать умение разговаривать по телефону спокойным голосом; продолжать формировать связную речь.

Воспитатель, ребёнок.

3.Чтение сказки В.Сутеева «Кораблик».

Продолжать учить оценивать поступки героев, выражать своё мнение об этих поступках.

Воспитатель, ребёнок.

4.Проведение подвижных игр.

Учить принимать активное участие в подвижных играх, принимать роль водящего; вызывать положительные эмоции от игр.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

Критерии

Показатели

Способы диагностики

Умение правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей.

Быть более гибкими и

Игровая терапия

идти на контакт в общении

«Моё имя»

с другими детьми

«Настроение»

Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности.

Легче переносит

«Угадай кого не стало»

запреты; стал более

гибким в общении и менее

застенчивым

Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, передача эмоционального состояния в речевом плане.

Уменьшить тревожность,

«Знакомство»

воспитать уверенность в

«Моё имя»

себе, снизить психоэмоцио-

Минуты релаксации

нальное напряжение

Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Стали лучше понимать

Физкультурная терапия,

себя и других

аутотренинг

Материально-техническое обеспечение:

  1. Магнитофон с записями голосов.

  2. Предметные картинки для дидактических игр: посуда, домашние животные, мебель, овощи, фрукты.

  3. Маленькое зеркало для ребёнка, большое зеркало в группе.

  4. Подбор художественных произведений.

  5. Карточки с изображением разной мимики ребёнка.

  6. Сюжетные картинки: «Хорошие и плохие поступки детей.»

  7. Альбом, фломастеры, цветные карандаши.

  8. Игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж, кукла Лиза.

Литература:

  1. Психология Л.А.Венгер, В.С.Мухина. Москва «Просвещение» 1988 г.

  2. «Педагогическая диагностика в детском саду» Е.Г.Юдина, Г.Б.Степанова, Е.Н.Денисова. Москва «Просвещение» 2003 г.

  3. «Творим, изменяем, преобразуем. Занятие с дошкольниками. Москва «Просвещение» 2002 г.

  4. «Диагностика развития и воспитания дошкольников» М.В.Корепанова, Е.В.Харламова. Москва 2005 г.

  5. «Использование сказок в нравственном образовании детей» Л.П.Глодких, Е.А.Лушина. Кострома 2009 г.
Похожие статьи