Проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Финансовая грамотность. Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка

20.07.2019

Работа дошкольного образовательного учреждения по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

1 год работы
В этом учебном году наш детский сад вошел в число 10 садов города, реализующих программу по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
В чем же актуальность данного направления работы и зачем же изучать финансовую грамотность в детском саду.
Хочу рассказать историю из своей жизни.
Однажды мой старший сын (ему тогда было 6 лет) в рассуждениях о том, кем он хочет стать, заявил – я хочу работать в банке. На порос почему, он ответил: «Там всегда дают деньги. Я буду работать в банке и у мня будет много денег». И я никак не могла ему объяснить, что деньги в банке не появляются просто так, и что просто так их людям не дают. Такие же высказывания были в адрес банковских карт. Мои дети не могут понять, что деньги не появляются на карте просто так, что это зарплата – оплата за то, что я работаю на работе.

Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне.
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Обо всем об этом и рассказывает программа, на основе которой дети изучают финансовую грамотность в нашем детском саду.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Данная программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития.


Изучению данной программы посвящен 1 час (25 или 30 минут) в неделю в старших и подготовительных группах по вторую половину дня.
Для организации занятий в детском саду была преобразована предметно-пространственная среда групп: организованы уголки по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», совместно с родителями собраны мини-музеи «Деньги разных стран».




При планировании данной работы с педагогами были проведены обучающие семинары-практикумы с целью разъяснения особенностей программы, использованию практических материалов, мультимедийному сопровождению.


При организации работы с детьми на начальном этапе проводилась диагностика для определения начальных знаний детей о финансовой грамотности. По результатам можно было сделать следующие выводы: многие дети старшего возраста имеют недостаточные знания о потребностях человека, о знаниях терминов «заработная плата», «продукт труда», «цена». Таким образом необходимость данных занятий стала очевидна.
Значимую помощь воспитателю и дошкольникам в освоении курса могут оказать родители. Семья может научить ребенка ответственному обращению с деньгами, развить в нем чувство собственного достоинства, в том числе через то, как его труд оценивается другими, объяснить, как выгодно вкладывать деньги, на конкретных примерах и т. д. Именно в семье закладываются основы будущего финансового поведения ребенка, понимания того, что достойная оплата обычно предполагает упорный квалифицированный труд. Отношение родителей к деньгам, к труду, ценностные приоритеты, управление семейным бюджетом, займы, инвестиции и т. д. – все это создает психологические предпосылки для присвоения ребенком того или иного типа экономического поведения.



Целесообразно параллельно с изучением курса привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой: распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств для приобретения более дорогих вещей (через банковскую систему) и т. д. Походы с ребенком в магазин (на рынок, в банк) могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения курса, и служить основой грамотного финансового поведения в будущем.
Методические рекомендации предусматривают выполнение детьми совместных домашних заданий, где родителям отводится важная роль консультанта, помощника.
Работа в детском саду в данном направлении только начинается, промежуточные результаты можно будет подвести в конце учебного года.

Имею высшее образование КГПУ им.К.Э.Циолковского по специальности преподаватель детской психологии и педагогики, методист дошкольного образования. Семья 3 человека. Дочь выпускница 11 класса Одинцовского лицея №10. Работаю в сфере дошкольного образования более 15 лет. Являюсь победителем районного конкурса "Дошкольный педагог района 2016" и лауреатом конкурса "Воспитатель года Подмосковья 2016", а также отмечена доске почета г.Одинцово "Их назвали лучшими"

Формирование финансовой грамотности детей в процессе социализации на ранних этапах обучения

Присоединиться

Тема проекта:

Инновационные и информационные технологии

Тематика:

Инновации

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

С ноября 2017 года в нашем детском саду началась реализация международного проекта «Афлатун: финансовое и социальное образование детей». Надо отметить, что наш детский сад первый в Одинцовском муниципальном районе участвует в реализации международном проекте.

от 20.10.2017 № 2640а

В проекте участвуют педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп (60 детей) и их родители, старший воспитатель, педагог-психолог.
Инновационный процесс осуществляется поэтапно.
На первом этапе в учреждении разработаны мероприятия по внедрению программы, создаются условия, пополняется развивающее предметно-игровое пространство, организована работа творческой группы педагогов.
С целью реализации нововведений в практику работы учреждения в течение 2017 – 2018 уч.г. с воспитателями проводились:
- ознакомление с содержанием программы, моделированием методов и приемов взаимодействия с детьми, которые станут эффективными и будут способствовать усвоению программных знаний дошкольниками;
– обсуждения на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки на базе ДОУ и определение ее тематики;
– создан совет эксперимента (научно-методический совет) и определена его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента
– организована специальная подготовка педагогов к работе в экспериментальном режиме (три педагога прошли курсовое обучение на базе АСОУ);
Так же были внесены коррективы в годовой план ДОУ.
В данный момент проект находится на втором «практическом» этапе.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Цель: Помочь детям осознать их потенциал для того, чтобы сделать мир лучше посредством образования. Обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Задачи проекта:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные, материальные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование финансовой грамотности, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни;
- развитие позитивного и благоприятного восприятия себя как личности;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Достигнутые результаты:

Приказ Управления образования Одинцовского муниципального района
«О проведении экспериментальной работы в муниципальной образовательной системе в 2017-2018 учебном году »
от 20.10.2017 № 2640а

Приказ от 18.12.2017г. № 389-07 «О присвоении статуса академической площадки ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Сертификаты, подтверждающие обучение по программе "Афлатот: социальное и финансовое образование детей дошкольного возраста" Крамина О.Н., Сидоренкова А.А., Сова Е.В.

Благодарность за активную помощь при проведении Международного конкурса "Финансовая грамотность" Сидоренковой А.А., Сове Е.В.

Дипломы Громову Юрию, Касаев Александр, Орлов Платон, Куреева Варя, Зарудская Варя, Зиновьев Сергей, Положенцева Настя, Яворский Арсений, Кузьмин Станислав (воспитанники детского сада), занявшие 1 место в Международном конкурсе "Финансовая грамотность"

Диплом за 2 место в VI Международном конкурсе методических материалов "Уроки финансовой грамотности" Сидоренкова Алла Александровна

Сертификаты, подтверждающие выступления с докладами на научном методическом семинаре в АСОУ: Сова Е.В., Сидоренкова А.А., Крамина О.Н.

Социальная значимость проекта:

Новизна заключается в самой постановке вопроса - «преподавать экономику» детям старшего дошкольного возраста путем внедрения кейс-метода.
Дошкольное детство является наиболее сензитивным периодом для положительного воздействия. Развитие детей в этот период сильно зависит от окружающей их среды, а эффект от обучения в этот период остается на всю жизнь. Образовательная программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» разработана для этой возрастной группы детей.
Дети получают первые задатки социального и финансового образования задолго до того, как идут в школу. Основная часть знаний о планировании бюджета, сбережениях, растратах и использовании денежных средств основана на повседневной жизни. Еще до того, как формируются денежные понятия, простое понимание того, как использовать доступные ресурсы, или, например, категории “закончилась еда”, “покупать только необходимое” – это те ежедневные реалии из сферы финансового образования, с которыми сталкиваются дети.
У дошкольников также сформированы временные рамки, они понимают, что иногда, чтобы получить что-либо, лучше подождать, чем получить это сейчас. Дети в возрасте 3-х лет также сталкиваются с материальными ценностями, давая и делясь, не только посредством подарков и ценных вещей, но и путем взаимодействия друг с другом. Другие не менее важные навыки, формирование которых включает в себя программа «Афлатун: финансовое и социальное образование детей», это пользование по очереди, принятие решений и постановка целей. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.
Педагогическая целесообразность заключается в создании таких ситуации, при которых тяга детей к познанию и восприятию нового станет постоянной. Формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представление о новых профессиях и умение рассказывать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка со взрослым, приобретаются такие качества, как умение продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.
Так как у дошкольников основной вид деятельности - игра и преобладает наглядно-образное мышление, то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 6-7 лет.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. В своей педагогической деятельности я внедряю азы экономической науки и способствую к изучению экономики в детском саду. Цель моей работы заключается в развитии реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Огненный шарик из космоса помогал мне, как педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Афлатун, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Девизом Афлатуна является: «Исследуй, думай, изучай и действуй».
Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему? Да потому, что всем известно, что играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводятся в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»; организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности.

Общение с Афлатуном и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений. Программа позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность - с другой.

В наших группах появилась традиция утреннего и вечернего кружка с Афлотуном. Где мы с детьми рассказываем ему о том, что узнали и о том, что произошло. Проводим беседы и занятия на тему: «Почему от Федоры убежал посуда?», «Тепло в детском саду», «Вода – волшебная жидкость и она нужна всем», «Для чего экономить воду?», «Береги природу сегодня», «Береги одежду, пока новый».
Очень нравится детям рассказывать Афлатуну про Россию, изучая ее фольклор. Особое внимание мы уделяем пословицам. Ведь там хранится послание для будущего нашей страны: «Где лад, там и клад.», «Кто, где родился, там и пригодился», «Семь раз отмерь один отрежь».
Вместе с Афлатуном мы провели акции в детском саду: «Каждому скворцу по дворцу», «Синичкина столовая», «Здоровый город»
Очень понравилось развлечение КВН «Маленькое путешествие в экономику».
Неотъемлемой частью педагогического процесса в нашем детском саду является участие дошкольников во Всероссийских и международных интернет-конкурсах и олимпиадах. В этом году наши дети приняли участие в олимпиаде «Финансовая грамотность».
Полученные знания дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Семья» и др.. Игры детей стали более содержательными, в игры детей введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, новые отделы в игрушечном АТБ и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел малышей стал более творческим, а действия самостоятельными.
Огромное спасибо мы говорим нашим соратникам – родителям воспитанников. Как вы понимаете, без участия и поддержки сос стороны родительской ассоциации в настоящее время трудно добиться положительных результатов в формировании целостной личности человека.
В своей практике мы часто используем этот метод, потому что считаем, что он обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Совместно с детьми и их родителями мы создаем интеллект-карты, помогающие лучшему усвоению незнакомых понятий. Одна из интеллект-карт заняла 2 место в международном конкурсе по финансовой грамотности детей.
Прежде, чем приступить к работе над картой, мы с детьми искали ответы на поисковые вопросы, которые задал Афлатун: Что вы уже знаю о деньгах? Что хочу узнать? Как узнать?
Ответы на поставленные вопросы мы искали вместе с Афлатуном в ходе тематических бесед, организованной образовательной деятельности, в общении с родителями, делились впечатлениями об увиденном в повседневной жизни.
Детям раскрывались темы: «Какие бывают деньги» - мы говорили про купюры, монеты, электронные деньги. «В каждой стране своя валюта» - марки, доллары, центы и т.д. Для данной темы была специально создана проблемная ситуация «мы оказались в чужой стране, а у нас только российская валюта – что делать?». Далее мы беседовали с детьми о понятиях «доходы и расходы», «как экономить деньги?», «что такое экономия?», «благотворительность».
Полученную информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи. В ходе проекта карта находится в свободном доступе для детей. Ребенок может подойти, вспомнить, что было изучено, может дополнить тем, что узнал, а также обсудить со своими сверстниками и Афлатуном информацию. Интеллект-карта заполняется по мере изучения той или иной проблемы. Когда была заполнена наша карта, мы провели итоговое занятие.
На этапе рефлексии интеллект-карта помогает определить детям, смогли ли они ответить на те вопросы, которые задал им в начале проекта Афлатун.
Мы считаем, что использование данного метода не только повышает мотивацию детей к познавательной деятельности, но и повышает уровень развития детей, в результате воспитанники предлагают свои идеи, высказывают свое мнение, а самое главное учатся добывать самостоятельно знания разными способами.
Социально-значимые акции формируют у детей активную жизненную позицию. Так же формируются такие ценности как милосердие, доброта, ответственность, активность, коллективизм, организованность.
В рамках проекта участниками были проведены следующие акции социального значения: «Новогодняя благотворительная ярмарка», «Синичкина столовая», «Каждому скворцу – по дворцу», «Книжкина гостиница «Афлатун», «Здоровый город»
Акция «Новогодняя благотворительная ярмарка». Слово ярмарка у многих из нас вызывает очень теплые воспоминая детства. Вот и мы решили детям подарить возможность поучаствовать в таком мероприятии. Детям было дано задание придумать, что они могли бы сделать своими руками для продажи на ярмарке. К этому процессу были подключены родители воспитанников. В ярмарке приняли участие дети 4х групп. Каждая группа на ярмарке представила свой товар: выпечка, поделки из ткани, мыла, бумаги и т.д. Самым важным было то, что не было установлено цен на товар. Дети сами решали сколько могут отдать своих денег, которые они за неделю проекта заработали в своих группах, выполняя ту или иную работу. Акция была благотворительной. На вырученные от продажи своего товара средства дети каждой группы имели возможность выбрать подарки для малышей нашего детского сада.
Акция «Книжкина гостиница «Афлатун». Целью акции являлось расширение кругозора детей, которое будет способствовать возникновению желания научиться читать, узнавать через книгу новое о своей Родине, а так же научиться вести себя в общественных местах. Идея акции возникла тогда, когда дети решили познакомить Афлатуна с Россией, ее традициями и культурой. Детей подвели к пониманию того, что через общение с книгой происходит единение человека с историей. Пушкин А.С. говорил «Чтение – вот лучшее умение». Дети посетили библиотеку поселка Барвиха и школьную библиотеку. В детском саду с помощью родителей мы организовали «Книжкину гостиницу «Афлатун», где разместили книги, принесенные детьми из дома для обмена. Это вызвало большую радость и интерес со стороны детей к книге. Дало возможность тем детям, у которых очень мало книг дома, познакомиться с новыми «друзьями».
Очень интересная акция получилась благодаря активной позиции родителей воспитанников. Это акция «Здоровый город», которая проводилась в рамках районного мероприятия. Цель акции – формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и поддержания активного долголетия. В нашу акцию входили следующие мероприятия: утренняя гимнастика для всех, конкурс детских рисунков «Будь здоров», лекторий для родителей «Здоровым быть модно», пешеходный маршрут «1000 шагов к здоровью».

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.
Поэтому непростая задача - воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.
Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как дети финансовую систему по полочкам разложили

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.
Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное - активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить , подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал - получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение - обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать . Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.


Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов
Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель - стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities - градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков» . С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.
Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Разработчик:

Воспитатель МКДОУ Детский сад 7 с. Красное

Тихая Наталья Сергеевна

Проект
по экономическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Финансовая грамотность»

Актуальность и социальная значимость

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Вид проекта : познавательный, долгосрочный, групповой.

Сроки реализации проекта : в течение года.

Образовательные области, в содержание которых включен проект: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, узкие специалисты.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующих игр: "Ярмарка игрушек", "Аукцион".

Основные средства:

  • Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • Создание обогащённой развивающей среды в группе;
  • Проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
  • Совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
  • Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Видят красоту человеческого творения;
  • Признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.
  • Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Этапы реализации проекта:

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:


II этап. Планирование реализации проекта.

  • определение задач воспитательно - образовательной работы;
  • планирование деятельности педагогов;
  • разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

  • ОД с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: «Юный финансист»

IV этап. Презентация результатов.

Результатом реализации педагогического проекта по экономическому воспитанию дошкольников стало проведение ОД «Юный финансист» на городском методическом объединении старших воспитателей.

Статистика свидетельствует, что современные российские родители вкладывают много личных средств в образование детей. Возраст до 3 лет и возраст 5-7 лет - крайне тревожные для родителей дошкольников, и обращение к специалистам, в том числе педагогам, в эти годы особенно велико. Чтобы платные услуги детского сада пользовались успехом, необходимы:

  1. Изучение спроса родителей, проживающих на конкретной территории и формирование списка услуг на основе спроса.
  2. Грамотное позиционирование услуг, донесение информации о них целевой аудитории.
  3. Конкурентное качество самих услуг.
  4. Конкурентное качество обслуживания при предоставлении услуг.

Каждый из этих этапов наполнен множеством нюансов. Управленческие, юридические, социальные, педагогические аспекты построения системы успеха дошкольной образовательной организации требуют изучения и увязывания между собой. Вдумчиво изучить успешный опыт в данном направлении и выстроить актуальный проект изменений Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре , который пройдёт в г. Санкт-Петербурге 24-27 апреля 2017 года.

Финансовая грамотность дошкольника: зачем и как

Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Современный детский сад может в этом помочь, имея Программу развития финансовой грамотности дошкольников.

Для начала, ответьте на вопрос: какая основная задача воспитания финансовой грамотности должна быть решена в возрасте до 7 лет? Обязательно запишите свой вариант.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом. Основная задача - дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Центральная идея - бережливость, «я - бережливый ребёнок».

Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определённой последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми. Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна.

Также с дошкольниками можно использовать игры, анализ поступков героев сказок, беседы, квесты.

Задачи, которые нужно решать:

  • Дать простые экономические знания.
  • Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
  • Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д..
  • Развитие познавательного интереса учащихся к вопросам
    финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Повышение обоснованности финансовых решений, принимаемых при планировании семейных бюджетов.
  • Формирование положительного отношения к государственным и муниципальным финансам, бюджетному и налоговому законодательству.
  • Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
  • Определять разницу между "хочу" и "надо".

Пример беседы с родителями:

  1. Ваш ребёнок ведет себя бережливо?
  2. Что Ваш ребёнок знает о деньгах? Отличает ли он различные монеты и банкноты?
  3. Умеет ли Ваш ребёнок сам расплачиваться в магазине наличными?
  4. Ваш ребёнок получает карманные деньги? От кого? Регулярно или время от времени? В каком размере?
  5. Ваш ребенок самостоятельно принимает решение, на что потратить карманные деньги?
  6. Вы поощряете своего ребёнка деньгами?За что?
  7. Обсуждаете ли Вы с ребёнком финансовые вопросы? Какие именно (приведите примеры).
  8. Привлекаете ли Вы ребёнка к составлению семейного бюджета. В каких ситуациях.

«Домашнее задание» маме и папе

  • Побеседуйте со своим ребёнком:
  • Что такое деньги?
  • Зачем деньги нужны?
  • Откуда берутся деньги?
  • Есть ли у тебя деньги?
  • Как ты тратишь свои деньги?
  • Сколько тебе нужно денег?
  • Что нового Вы узнали?

Получить еще больше конкретных методических рекомендаций по направлению «Развитие финансовой грамотности дошкольников от 3 до 5 и от 5 до 7 лет» вы сможете на .

Присоединяйтесь к нашей активной творческой работе!

  1. Приключения кота Белобока, или экономика для малышей. Волгоград, 2015. Тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников.
  2. Бродникова Е. Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. СПб., Питер, 2013.
  3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа. М., Попурри, 2014.
  4. Хилл Н. Думай и богатей! М., Попурри, 2014.
  5. Бодо Ш. Мани, или Азбука денег. М., Попурри, 2006.
  6. Годфри Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами, Добрая книга, 2006
  7. Нормакова И.В., Протасевич Т.А Начала экономики. М, Вита-пресс, 2014.
  8. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги? Как грамотно управлять семейным бюджетом. Альпина Бизнес Букс, 2000.
  9. Руль А. Экономим с удовольствием, или как накопить на яхту. ИГ "Весь", 2013.
  10. Светлова М. Деньги в твоей жизни. ИГ "Весь", 2013.
  11. Эггерт Дж. Записки экономиста о счастье, успехе, процветании. ИГ "Весь", 2013.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция

Похожие статьи