Методическая разработка на тему: "Коллективное творчество дошкольников". Коллективная работа на тему Весна в детском саду. Подготовительная группа

04.08.2019

Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Способы организации коллективной деятельности на занятиях.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

1.Совместно-индивидуальная.

2.Совместно-последовательная.

3.Совместно-взаимодействующая.

Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:

· Изготовление художественных панно и макетов;

· Выполнение подарочных плакатов;

· Изготовление атрибутов к совместным играм;

· Иллюстрирование сказок и рассказов;

· Художественное оформление выставок;

· Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.

· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.

· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия?

Во - первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во - вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества дошкольника, педагог должен основываться на следующих принципах:

Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

1.СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.1 Значение коллективных занятий в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

2.1 Рассматривание организации коллективных занятий с дошкольниками.

Для успешного развития детей у нас в группе организован уголок творчества. Где учтен специфический принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом. Дети в самостоятельной деятельности могут выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества. Условия развития созданы. Целенаправленная работа ведется по общепедагогическим принципам поэтапно.

На первом подготовительном этапе работы, где углублялись знания детей по теме будущей работы, особых трудностей не возникало. Различные методические приемы такие, как игровые ситуации, сказочные герои, проблемные ситуации, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы помогали мне сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности.

Также мной был организован кружок “Юные Волшебники”, где я проводила дополнительные занятия по заранее созданному перспективному плану.

В работе кружка старалась решить следующие задачи:

  • Снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах
  • Повысить мотивацию к изобразительной деятельности
  • Познакомить с основными изобразительными материалами и научить, ими пользоваться

Например, для неуверенных в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим “не могу”, “не умею”, предлагала затонировать несколько листов бумаги. Выполняя это задание, ребенок учиться правильно, держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура.

Детям, делающим не то, что требуется по словесной инструкции, или выполняющим задание медленно, предлагала упражнения, связанное с поэтапным изображением того или иного предмета, использовала прием рисования от пятна. Объяснение последовательности выполнения таких заданий должны быть доступными (с многократными речевыми повторениями). При этом я старалась использовать наглядный и демонстрационный материал. Это мог быть и мой рисунок или же рисунки других детей. Здесь дети проявляли заинтересованность научить товарища тому, чему уже научились сами, чтобы у всех получалось хорошо, чтобы коллективная работа была выразительнее.

Одним из вариантов проведения занятия было, то, что дети младшего возраста изображали одинаковые предметы (цветы, листья, снег, снеговиков, неваляшек и пр.). При соединении всех работ в конце занятия получались картины “Клумба”, “Лес”, “Цыплята” или из неваляшек. И оказалось, что в младшей группе тоже получаются очень красивые коллективные работы.

Была такая коллективная работа на тему “Испекут нам из муки булки, плюшки, крендельки”. Ребятам предстояло наклеивать готовые формы - кольца разного размера. Задание несложное, но веревочка для бубликов была одна, и необходимо было, не мешая друг другу, приклеить свой крендель. Сначала поспешили все сразу, всем хотелось увидеть свой бублик в связке. Работа застопорилась. Я предложила уступить девочкам. Мальчики все согласились. Девочки на радостях стали помогать мальчикам. Связка получилась замечательная. Когда же стали украшать кренделя “маком” (тыкать черными фломастерами) девочки уступили мальчикам первенство. Здесь явно прослеживается прогресс в отношениях детей, а, следовательно, и в развитии личности. В начале дети работали рядом и общались в основном со мной и далее они начинают разговаривать друг другом, уступать.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, проиллюстрировать сказки, стихотворения.

Хочу привести пример новизны обстановки и необычного начала работы и вариативности создания общей композиции. Дети выполняли изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист. После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон, объединяющий все работы. Я показывала детям кукольный театр по сказке “Репка”, представление остановилось на том, что я не могла показать, какая выросла репка большая. Тут я предложила детям помочь срочно. Для декорации нужно было изготовить репку и сделать могли бы дети. Они с удовольствием принялись за дело: кто-то делал обрывной аппликацией правый бочок репки, кто-то левый, кому-то достался хвостик. Работали дружно, некоторые дети поделили обязанности: кто-то рвал бумагу, кто наклеивал, а многие успевали и то и другое. Когда части репки соединили, получилась действительно большая-пребольшая репка. Эта картинка стала декорацией для кукольного театра по сказке “Репка”. Дети смогли досмотреть ее и потом не раз сами организовывали ее показ. Добиться результата, заинтересовать детей помогла проблемная ситуация, и еще они конкретно почувствовали общественную значимость своего коллективного труда. Общими усилиями они довели дело до конца. Ведь это есть уже проявление воли, хотя пока и импульсивное. Подобные варианты, такие, как “Белоснежка и семь гномов”, рисование животных из сказки “Теремок”, “Одуванчики”, “Жуки ползают на поляне”, “Спрячем зайчиков” и т.д. могут быть использованы с детьми младшего возраста.

Начиная, с младшей группы, я учила детей выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа - лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться малышам. Если же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда). Создания разных художественных образов не ограничена.

Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

Одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот - что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие со мной происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали ее более интересной и увлекательной.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка гой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Результат работы каждого - является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно- последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.- 256с.
  2. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  3. Дурова Н.В. “Очень важный разговор” Москва изд. “ Мозаика-Синтез”,2000,102с.
  4. В.Ю., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Слепцов
  5. а Смагина Т.В.
  6. “ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  7. Киреева Л. Г., Саськова О. А. “ Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “ Психология социальной одаренности” Москва, Линка- пресс 2009.- 272с.
  9. Коморова Т.С. “Детское художественное творчество”- Москва, Мозаика- Синтез, 2005.-105с.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. - Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
  11. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- Москва: “Карапуз- Дидактика”, 2007.-144с.

Коллективная работа на тему «Испекут нам из муки булки, плюшки, крендельки»

Коллективная работа по сказке «Репка

Как правило на занятиях в детском саду и на уроках в школе дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: ? Чего один не сделает, сделаем вместе*.

Очень часто на встречах педагоги просят рассказать о занятиях, на которых дети выполняют коллективные композиции. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают, и как это лучше сделать. А по завершении изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Однако в массовой практике такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в наиболее легких формах: когда каждый ребенок выполняет свою часть изображения как отдельное, законченное, которое затем объединяется в общую работу. Что же собой представляют коллективные занятия детей?

Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

Достоинства эти очевидны и, казалось бы, неоспоримы, однако интерес к коллективной изобразительной деятельности как со стороны теоретиков и методистов, так и со стороны практиков весьма неустойчив, в связи с чем коллективные формы художественной деятельности используются в педагогическом процессе эпизодически. Отчасти это определяется недостаточной разработанностью этих вопросов в педагогической науке. Вместе с тем воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского рисунка еще на рубеже XIX-XX веков.

Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные и 20-е годы. Когда в число основных задач новой школы выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Одним из самых эффективных средств ее решения, как справедливо отмечали педагоги тех лет, является совместная деятельность детей, вызывающая у них большой интерес, имеющая общественную значимость и позволяющая осуществлять содержательное межличностное общение. На это неоднократно указывала Н.Н. Крупская, подчеркивая, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия’ для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная изобразительная деятельность создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого.

Много внимания проблемам коллективной изобразительной деятельности уделено в работах К.М. Лепилова. Описание ряда коллективных работ по изобразительному искусству содержится в публикациях А.В. Бакушинского.

Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной изобразительной деятельности детей значительно снизился. Одно из немногих исключений составляют труды В.Н. Терского. Нет необходимости подробно останавливаться на причинах этого, достаточно очевидно то, что это забвение было явно незаслуженным.

Попытка использовать коллективную изобразительную деятельность на уроках рисования в начальной школе была предпринята Г.В. Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х - начале 60-х годов. В серии статей, опубликованных в журнале «Начальная школа», ими был предложен ряд коллективных работ для младших школьников.

В начале 70-х годов ленинградским исследователем И.Н. Турро рассматривались проблемы методики обучения младших школьников коллективной изобразительной деятельности, выделены факторы, влияющие на отношение учащихся к ней, сделана попытка проклассифицировать коллективные работы, исследовалось также влияние на отношение учащихся к изобразительной деятельности и формированию у них художественного вкуса.

Много внимания коллективной изобразительной деятельности уделяется в дошкольной педагогике (Н.П. Са- кулина, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Р.Г. Казакова, Е.В. Евдокимова и др.).

Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного и младшего школьного возраста очень нравятся такого рода работы. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это безусловно радует детей; во-вторых, как правило, результат - картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значимости деятельности каждого ребенка, не нивелирует индивидуальные усилия каждого. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат; чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Коллективные занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся не только в нашей стране. Такие занятия (уроки) занимают большое место в японских детских садах и школах. Японские педагоги считают, что коллективные формы деятельности позволяют воспитывать у детей коллективизм, а это одна из важнейших задач воспитания современной японской системы образования на всех уровнях, начиная с дошкольного.

Японские педагоги объединяют результаты детской изобразительной деятельности в общую композицию практически уже на первом этапе овладения детьми изображением. Так воспитатели одного из детских садов города Токио показывали нам коллективный рисунок, выполненный детьми двух-двух с половиной лет на большом листе бумаги (размером с ватманский лист). Мы видели композиции из нарезанных детьми полосок цветной бумаги, из прямоугольников, разрезанных по диагонали; детьми была создана коллективная композиция «Бабочки? . И хотя нарезанные неумелой еще детской рукой изображение каждое в отдельности не представляло интереса, вместе все в одной композиции выглядело достаточно привлекательно.

Объединение отдельных детских изображений в общую работу нам приходилось видеть и в португальских детских садах.

Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.

Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликации (как индивидуальному) предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждения прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.

Основной этап - этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой детского сада, классе или в помещении группы продленного дня. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом самых разных разговоров, дискуссий, игр, рождения новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Эта связь определяется общностью игры и изобразительной деятельности: обе эти деятельности отражают впечатления, полученные детьми из окружающего мира. События и ситуации передаются в них в образной форме. Созданные ребенком образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к деятельности. Использование на коллективных занятиях, уроках игровых методов и приемов повышает эффективность коллективной деятельности.

Коллективные формы создания изображения можно использовать как в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшей группы (как это делают в Японии), так и в начальной школе. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так, например может создаваться оформление центральной стены зала детского сада или школы к празднику. Например, к празднику осени младшие и средние дошкольники могут нарисовать траву, цветы; деревья и кусты нарисуют дети 6-7 лет. Они же могут нарисовать плывущие по небу облака. А малыши дополнят картину летящими по ветру листьями. В УВК в создание такой композиции необходимо включать и школьников. Они могут дополнить красивую картину, нарисовав или наклеив гулящих в лесу людей, или живущих там птиц, животных. Несомненно созданная всеми детьми картина принесет им много радости. Вызовет она интерес и у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество.

Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга

«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский

Актуальность .

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Основные формы совместной деятельности детей :

«совместно - индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно - взаимодействующая».

а) «Совместно - индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.

Планирование этапов работы по коллективной деятельности .

Подготовительный этап

Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)

Основной этап. Этап выполнения работы.

Планирование и оценка коллективной работы.

Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.

Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».

Вторая младшая группа

Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.

Средняя группа

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

Старшая группа

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Примерное тематическое планирование занятий

Средняя группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование на ткани

«Ковёр из осенних листьев»

Рисование

«Золотая осень»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Поможем Курочке найти цыплят»

Художественный труд

«Медвежата»

Декабрь

Рисование с элементами
аппликации

«Разноцветное одеяло»

Аппликация

«Новогодняя елка»

Январь

Лепка сюжетная

«Лепим Снеговиков»

Рисование

«Зимний лес»

Февраль

Лепка сюжетная

«Поздравим Пап»

Декоративное рисование

«Флажки для праздника»

Март

Рисование

«Цветы для Мам»

Рисование с нетрадиционной техникой

«Ближе к солнышку хотим!»

Апрель

Лепка сюжетная

«Неваляшки танцуют»

Рисование

«День рождение Мухи - Цокотухи»

Старшая группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование с элементами
аппликации

«Цветы»

Рисование на ткани

«Клумба из осенних цветов»

Рисование

«Осенний лес»

Рисование и аппликация

«Богатства осени»

Ноябрь

Аппликация

«Разноцветный полет»

Рисование и
Оригами

«Лягушка - путешественница»

Рисование пластилином
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет...»

Лепка
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Декабрь

Рисование и
Художественный труд

«Зима

Аппликация обрывная
(3-4 ребенка)

«Зимний день»

Рисование

«Новогодняя ёлка»

Рисование
(3-4 ребенка)

«Зимние забавы»

Январь

Рисование

«Помогаем птицам»

Рисование

«Мир животных»

Рисование

Создаем «Красную книгу природы»

Февраль

Рисование
(Дымковская роспись)

«Скатерть»

Рисование (орнамент)

«Салфетка»

Рисование
(Городецкие узоры)

«Чудо-дерево»

Рисование декоративное

«Сервиз для Федоры»

Март

Аппликация объемная

«Сирень»

Рисование

«Птичий двор»

Рисование

« Под грибом»

Рисование по парам

«У лукоморья дуб зелёный»

Апрель

Рисование

«Космос»

«Космос»

Рисование по парам

« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая)

Рисование

«Расцвели красивые цветы»

Подготовительная группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Аппликация

«Букет цветов»

Рисование

«Красавица-Осень»

Аппликация

«Настроение осени»

Рисование

«Настроение осени»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Братья наши меньшие»

Рисование и
Аппликация

«На дне морском»

Лепка сюжетная

«Морское дно»

Лепка сюжетная

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

Декабрь

Лепка сюжетная

«Белое море и Северный Ледовитый океан»

Рисование и
Художественный труд

«Ой как весело зимой!»

Рисование по парам

«Карнавальный хоровод»

Рисование

«Книга о зиме»

Январь

Рисование

«Жар-птица»

Рисование и ручной труд

«Детки в клетке»

Рисование с элементами аппликации

«Цирк»

Февраль

Рисование (Дымковская роспись)

«Магазин игрушек»

Рисование (Гжельская роспись)

«Узоры на стекле»

Рисование (Городецкая роспись)

«Ой вы кони, мои кони…»

Рисование декоративное

«Узорчатый платок»

Март

Аппликация объёмная

«Подарок маме»

Аппликация

«Цветочный мир»

Рисование и Аппликация.
(по парам)

«На балу у Золушки».
(Дворец)

(Дамы и кавалеры)

Апрель

Аппликация

«Удивительный мир жарких стран»

Ручной труд

«Обезьянки»

Рисование (2 группы)

«Парк Победы»

Рисование

«Мой город родной»

Литература

  1. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  2. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. - 128с.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. - 96с.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  5. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. - 192 с.
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
  7. КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
  8. «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
  9. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.

Аннотация

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми – в первую очередь с родителями. Совместная деятельность педагога, родителей и детей не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников, возникает потребность объединения людей для достижения общей цели. Устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, закрепляются положительные эмоции совместной работы. Развиваются отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе творческого взаимодействия, которое отражается в рисунках, поделках, рассказах, книгах собственного сочинения, проектах.

«Дети должны стать людьми с ясным разумом,
благородным сердцем, золотыми руками и
возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало
семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца…»

(В.А. Сухомлинский).

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личности культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в системе «взрослый-ребенок» принадлежит семье. В законе РФ «Об образовании» (cт. 44) говорится о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте. В семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст.67) закрепляется право других родственников, а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, о здоровом образе жизни. Многие исследователи считают: семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей и наиболее ценной воспитательной средой.

Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства — период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным является, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей все это должен уметь делать педагог. «… Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком…» (К.Д. Ушинский)

В настоящее время в результате экономических и социальных перемен в обществе появилась тенденция увеличения числа нуклеарных семей, возникающих из-за разделения многопоколенной семьи на молодую семью (родители с ребенком или детьми) и семью прародителей (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Молодое поколение стремится к автономности и независимости, что приводит к «территориальному» расслоению поколений и вытеснению старших из воспитательного процесса. Это снижает воспитательные возможности семьи.

Как наладить духовное общение детей не только с родителями, но и с бабушками и дедушками?

Педагогический коллектив МКДОУ детский сад №1 «Сказка» уже давно ведет работу, направленную на вовлечение мам, пап, бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду; стараются воспитать у детей уважительное отношение к старшему поколению, пробуждают интерес к их знаниям и жизненному опыту. В ДОУ накоплен богатый опыт планирования и проведения мероприятий, адресованных воспитанникам ДОУ, семье (родителям, дедушкам и бабушкам воспитанников).

Для родителей, детей, дедушек и бабушек проводятся различные мероприятия: совместные праздники «День пожилых людей», «День матери», открытое занятия с участием родителей «Витаминный калейдоскоп» (для старших групп), совместные физкультурно-речевые занятия из цикла «Вместе весело шагать», смотры-конкурсы: «Давайте познакомимся», «Новогоднее окно», «Веселая ярмарка», досуги: «А ну-ка мамы», «Папа, мама, я — дружная семья», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», выставки: «Руками моей семьи», «Усы и царапки», «Куклы своими руками», составление генеалогического древа семьи, рассказ о своей семье «Моя родословная», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Такие мероприятия помогают установить партнерские отношения с семьей. С них начинается приобщение детей к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки и игрушки из детства бабушек и дедушек – источник исторических знаний. Вся проводимая работа с семьями воспитанников способствует не только обогащению воспитательного потенциала семьи, но и формирует у детей представление о семье. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее думает и выглядит иначе. Приходит понимание того, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Так формируются представления о связи между поколениями.

«Семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют».

Так ли важно начинать разговор о семье с вопросов: Кто я? Какой я? Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей. Ребенок старшего возраста уже имеет представление о своем физическом «Я» (Я — член семьи). Знакомить дошкольников с семьей лучше начинать уже со среднего возраста. Работа начинается со знакомства с семьями воспитанников. Заполнение анкеты родителями не дают полного представления о семье, а главное, они не доступны детям. В работе с родителями удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как «Презентация ребенка».

Презентация может быть представлена в форме:

Альбома (родители делают его дома совместно с ребенком, альбом используется как педагогами, так и детьми на занятиях). В альбом помещают фотографии ребенка, членов его семьи, любимых животных. Каждую из них необходимо подписать;
Коллажа (оформляется на листе ватмана с указанием имени ребенка). Можно рекомендовать родителям использовать разделы: моя семья (с размещением фотографий её членов); дом, в котором я живу; мой лучший друг; любимое домашнее животное; любимая игрушка; мультфильмы и сказочные герои; я люблю делать это; я люблю кушать это; мои любимые музыканты, певцы; мои первые стихи, рисунки, творческие работы и т.д. При создании коллажа лучше использовать вырезанные из журнала иллюстрации. Это облегчает работу родителям и позволяет ребенку активно участвовать в его создании;
Газеты. Она отличается от коллажа большим количеством текста и наличием рубрик: «Лето на море», «В деревне у бабушки», «Вот что я люблю делать», «Мой рассказ о себе», «Мой рассказ о семье», «Чем я занимаюсь в свободное время»;
Сочинения родителей. Оно пишется в произвольной форме и используется только при индивидуальных беседах и тренингах психолога. Также полученная информация учитывается в работе с ребенком.

Следует отметить, что презентация – прекрасная возможность познакомится не только с самим ребенком, но и с его семьёй.

Использование «Презентации ребенка» в работе с родителями связано в первую очередь с тем, что при работе над презентацией дети используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические. Презентация позволяет родителям активно включаться в работу группы, закрепить дома приобретенные на занятиях навыки, проявить свои творческие способности.

Созданные альбомы дети принесли в группу. Альбомы получились разные, необычные, а у детей появились первые представления о семье. Используя альбом, дети научились составлять рассказы о своей семье, используя наглядный материал альбома.

Проектная деятельность в настоящее время очень популярна в работе нашего детского сада. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. «Семья для ребенка — дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой» .

В МКДОУ детский сад №1 «Сказка» были реализованы проекты совместно с детьми и родителями: «Вместе весело шагать», «Имею право», «Здравствуй, родная березка!», «Давайте дружить с Пушистиком», «Наши друзья подземные жители-дождевые червяки», «Я познаю мир», «Рукотворная книга — детское словесное фантазирование» (Приложение)

Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, было создание книги «Витаминный калейдоскоп», в которую записывали познавательную информацию по данной теме. Содержание книги пополняли педагоги и члены семей. А затем рассматривали ее с детьми, рассматривали картинки, фотографии, обсуждали смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждали использовать их в речи. В поисках картинок, пословиц, поговорок люди старшего поколения объединились в творческую группу, что позволило вовлечь большую часть родителей в образовательный процесс по данному направлению.

Продолжая работу по ознакомлению ребенка с семьей мы создали проект «Я познаю мир». Цель этого проекта: обучение родителей и представителей старшего поколения (бабушек и дедушек) различным формам общения со своим ребенком. Исходя из вопросов, интересующих родителей, дедушек и бабушек, совместно наметили темы для обсуждения: «Делай, как я!», «Приучаем к порядку», «Трудности возраста», «Бабушка, я сам!» и др. В ходе работы родители, дедушки и бабушки получили много полезных советов: как приучать детей к дисциплине, самостоятельности, труду, как прививать любовь к чтению.

Привлекая мудрых бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, мы видели, как крепла связь поколений в семье.

Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. Меня зовут Саша Грибанова. Мне 6 лет. Я вместе с мамой и папой придумала герб нашей семьи. Гербами занимается наука- геральдика. Мы создали наш семейный герб по правилам этой науки. Основой нашего герба является щит. Желтый цвет –это справедливость, синий цвет – это чистое небо, которое означает мир в нашем доме. В середине нарисованы два грибочка: большой – это родители, а маленький- это дети: я и мой брат Кирилл. Грибочки –означают нашу фамилию-Грибановы. Внизу нас связывает красная ленточка –красный цвет означает любовь в нашем доме. На ленточке девиз нашей семьи- Мы вместе, и в этом наша сила. С детьми проводились занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове «семья»?», «На кого я похож?», «Кто я, какой я?») дошкольники знакомились с биографией близких, историей семьи, родословной. Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение к родителям, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций (игры: «Комплименты», «Письмо бабушке», «Вот какая мама!» и др.).

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается в нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, независимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннее развитие личности. Семейный досуг включает в себя: чтение, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями, совместный отдых, прогулки на природу, занятия спортом и т.д. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового, полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать еще что-то, таким образом, расширяется кругозор ребенка, повышается мотивация рассказывать о своей семье, о семейных традициях.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуть настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

«Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них».

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно в проблемной ситуации по оказанию помощи бабушкам и дедушкам. Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживаниях людей, об их стремлениях. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь воспитателя, ее чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.

Выпуск поздравительных плакатов (стенгазет), адресованных родителям и людям старшего поколения, концерт для мам, пап, бабушек и дедушек, выставка детских, рисунков «Вот какая мама!», «Бабушка глазами детей», «Папа может, папа может все что угодно!» способствовали формированию уважения к членам семьи и представителям старшего поколения.

Встречи с родителями, бабушками и дедушками, досуги, праздники стали традиционными в работе ДОУ. Их ждут представители всех поколений семьи и охотно принимают активное участие. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей, мам и бабушек, совместных песен, танцев, игр проводятся разнообразные конкурсы. Наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «А ну-ка, мамы!», «Бабушки и внуки»: «Узнай себя» — на стене развешены портреты, нарисованные детьми, взрослые узнают себя; «Узнай внука» — бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука; «Угадай мелодию» — родители, бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения; «Старая сказка на новый лад» — дети вместе с взрослыми переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

Основное внимание детей необходимо направлять на расширение представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными, дети должны знать, как зовут маму и папу по имени и отчеству, знать имя и отчество бабушки и дедушки. Эту работу мы проводим комплексно, не только игры, беседы, художественные произведения о семье, но и включение в воспитательный процесс семейной фотографии. «Язык фотографий» дает представление ребенку о семье. Стенд «Галерея почета наших семей» представлен фотографиями семей, совместными детско-родительскими рисунками, а также ответами детей на вопросы «Что такое семья?», «Кто в семье главный?», «Какая семья у тебя будет, когда ты вырастешь?»

Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто — проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени » ему уделяется – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.

Похожие статьи