Духовно нравственного воспитания обучающихся как. Воспитание учащихся. Основные понятия педагогики

29.01.2021

Этическое воспитание обучающихся

Воспитание является важнейшей частью педагогического процесса, признано формировать типологические качества личности в соответствии с тем идеалом, который задает общество. «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества». Интеллектуальное воспитание – суть обучения, образование – процесс, опирающийся на природные задатки человека. Однако природа не предусмотрела никаких механизмов для становления личности воспитанного человека.

Норма воспитания целиком и полностью являются следствием общественно-исторического образа жизни. Чтобы быть человеком, мало им родиться, нужно еще впитать определенные средовые воздействия, способствующие становлению личности. В этой связи логично и неоспоримо утверждение А. Экзюпери «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание».

По своей сути воспитательный процесс является ограничением свободы и возможностей человека, он вводит определенные границы поведения, разумные с точки зрения общества. Этот процесс представляется достаточно сложным для понимания: не всегда понятно, где кончается воспитание и начинается дрессура, манипуляция. Глубокий смысл содержит высказывание Д.С. Лихачева о том, что « в основе всех хороших манер лежит одна задача: чтобы человек не мешал человеку и все вместе чувствовали себя хорошо»

В процессе воспитательной деятельности планомерно создаются и реализуются условия , способствующие всестороннему развитию личности, расширению кругозора, развитию культуры мышления, удовлетворению запросов в повышении интеллектуального культурного и нравственного потенциала как во время обучения, так и во внеучебное время.

Основная цель заключается в формировании жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, создание условий становления социально компетентной личности учащегося, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью.

Стремясь к достижению цели, воспитательный процесс решает три основные задачи: формирования мировоззрения , приобщение к нормам культуры, поведение и формирование правильного отношения к труду .

Первая задача подразумевает постепенное знакомство ребенка с социальным окружением и выработку у него системы устойчивых, собственных взглядов на мир. «Собственных» не означает отличных от общечеловеческих, а подразумевает единство с ними, но основанное на разумном, осмысленном и обоснованном принятии их для себя. В рамках этой задачи формируются границы между добром и злом – базис этических норм, а также представление о прекрасном и безобразном, другими словами, эстетический идеал , который способствует становлению эстетических вкусов, личных пристрастий человека.

Приучение к нормам поведения способствует реализации мировоззренческой позиции, раскрытию способностей человека и формированию коллектива единомышленников. Нормативной регуляцией поведения занимается этикет - область знания о правилах должного поведения в определенных ситуациях. В рамках этикета рассматривается не­сколько отраслей: культура речи (гра­мотность, правильность, убедитель­ность); культура общения (в отличие от культуры речи рассматривает не одного субъекта, а как минимум двух, делящих ответственность за взаимо­действие в целом); эстетика одежды; культура застолья, а также культура поведения в ситуациях, требующих особого благородства манер (посеще­ние театра, выбор, препод­несение и прием подарков и т. д.).

Третья задача - формирование должного отношения к труду - под­разумевает понимание труда-работы-учебы как естественной, необходи­мой, приносящей удовлетворение и удовольствие части нашей жизни. Уже в раннем детстве ребенок полу­чает свои первые трудовые поручения и, выполняя их, ощущает себя важной частью большого механизма, начинает испытывать радость и от результата, и от самого процесса труда.

Значение труда, деятельности в жизни человека невозможно переоценить - ведь только в труде возможна реализация способностей, а в достижениях человека и сам смысл его жизни. Однако важны не только цель, но и пути ее достижения. Если ключевым в сочетании «трудовая деятельность» является слово «надо», то возникает вопрос: а когда же жить, если большая часть времени занята работой - некой суровой обязанностью?

Именно воспитание дает нам возможность найти «свою» область деятельности, в том числе при решении профориентационных задач и по­лучать от этого удовольствие ничуть не меньшее, чем от досуга и отды­ха.

Сегодня профессиональное ориентирование переживает не самые лучшие време­на - практически ушли из лексикона современного человека такие словосо­четания, как «любимое дело» или «де­ло по душе», да и понятие «профессия» часто носит формальный характер.

Однако это не признаки новой эпохи, а свидетельства социального кризиса, преодолеть который можно, только учитывая личностные предпочтения и склонности при выборе профессии.

Поиски новых форм и методов проф ориентационной работы - одна из актуальных задач в сфере воспитания. Содержательная основа воспита­ния это совокупность знаний, пред­ ставлений, идей и форм поведения, опирающаяся на элементы материаль­ ной и духовной культуры общества, усвоенные воспитанником и ставшие его индивидуальным ценностным багажом.

Таким образом, воспитательная деятельность должна содержаться в учебной и внеучебной работе, педагогу необходимо содействовать саморазвитию личности учащихся, повышению его духовного, нравственного и культурного уровня.

Хотелось бы подробнее остановиться на этическом воспитании обучающихся.

Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление морали и нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение учащегося в поиск «как жить праведно» (Вл.Соловьёв)

Этическое воспитание направлено на создание условий для формирования эмоционально-ценностной сферы личности обучающегося, предполагающей, прежде всего, восхождение их к общечеловеческим ценностям, таким как Истина, Добро, Красота, Вера, Познание. Далее содержательный аспект духовно-нравственного и этического воспитания школьников предполагает признание доминирующих ценностей современного мира, таких как Человек, Жизнь, Духовность, Отечество, Труд. И, наконец, с позиций особенного, общего и специфического усваивается еще одна группа ценностей - профессионально значимые ценности.

Этика-наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека. Только ей присущими методами и формами воздействия на растущего человека можно выйти на глубинный этический диалог с обучающимися о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик.

Сведения об окружающем мире, общественных явлениях ребенок получает в процессе общения со сверстниками и взрослыми, из радио- и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Полученная информация может нести как истинные, так и искаженные сведения о нравственных нормах. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством опытного педагога.

Именно поэтому, решая, сегодня социальные задачи воспитания, мы, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача - включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Этике принадлежит цементирующая роль в непрерывном нравственном воспитании. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным.

Организовывая воспитательный процесс, нужно отдавать предпочтение разнообразной творческой, учебной, трудовой и других видов деятельности и выработке, посредством этой управления и регулировки этой деятельности, соответствующих личностно-этических качеств.

Необходима целостная система этического воспитания как средство и процесс нравственного развития воспитанников .

В качестве основных задач духовно-нравственного и этического воспитания выделяют:

а) накопление опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах):

б) разумное использование свободного времени и развития духовно-нравственных и этических качеств личности, таких как внимательное и заботливое отношение к близким людям; честность, терпеливость, скромность и деликатность, организованность, дисциплинированность и ответственность, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достижению.

В процессе духовно-нравственного воспитания применяются методы , как

- убеждение примером, разъяснения,

Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Разъяснение является наиболее доступным методом. Опыт показывает, что неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях с людьми, в отношениях к своим обязанностям.

- совет, пожелание и одобрительный отзыв,

Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством воспитания является похвала, Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности.

- положительная оценка действий и поступков (Поощрение) Оно способно закре­пить правильные формы поведения воспитанника. Это и предоставление почетных прав, материальное вознаграждение, награждение.

- общественное признание достижений и достоинств человека,

- Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступка, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Применять наказание можно только в редких случаях.

Виды наказания: замечание, порицание, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отказ от наказания, отсрочение наказания,

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, эффект, раскаяние, страх, оплошность.

- проведение этических бесед и диспутов.

Этическая беседа -метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; педагога и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать обучающимся самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней обучающие свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Темы бесед могут быть различными: в начале года целесообразно провести беседу о дружбе и товариществе . В период, когда подводятся итоги соревнования или какой-то совместной работы, конкурсов, выставок, уместно провести беседу о справедливости и коллективизме . Педагогу следует в начале года определить последовательность проведения обобщающих бесед. Выполнение этого требования обеспечит систематичность в сообщении детям этических знаний.

Нравственное и этическое воспитание формируется и через массовые мероприятия (праздники, викторины, КВНы), соревнования, конкурсы. Для ребят создаются благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Также воспитание формируется и через творческие работы обучающихся, которые пронизаны светом «добра, правды и красоты», интересом к родной истории, любовью к природе и окружающим людям.

Через экскурсии в музеи, выставочные залы. Благодаря системному подходу педагогов к нравственному и этическому воспитанию делают ребёнка духовно богатым и счастливым.

Таким образом, все описанные средства и методы воспитания этической культуры обучающихся закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.

Для создания условий духовно-нравственного развития учащихся, их воспитания и полноценной социализации, необходимо:

Осознанное стремление каждого педагога к собственному духовному росту и оказание помощи своим воспитанникам в духовном взрослении.

Создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательности, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося,

Признание за ним права на собственную точку зрения, развитие диалоговых форм общения.

Конечно, на занятии каждый педагог может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на занятиях, опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для воспитания.

Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер.

За школьную жизнь человек проводит примерна через 10000 уроков - разных: по предмету изучения и области знаний по содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искуссву, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...

В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание..) и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре интеллигентности, к возможностям и ценности образования, формируются потребность и навыки самообразования... Происходит решение задач всестороннего развития - умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического…

Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, своей работе...), его нравственное кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастере и педагогический такт Воспитывает психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия...

По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педагоги давно, и на протяжении веков в истории педагоги: сложился один из основных подходов, именуемый принципом воспитывающего обучения.

Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслителей прошлого:

«Воспитание - дело совести, образование - дело к науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго).

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитан есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносят. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего» (Д.И. Менделеев).

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающего обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель <-> ученик» в процессе обучения.

Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом.

Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно делом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция внеколлективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика - однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают оптимистическую перспективу в других областях»*.

*Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951. Т. 5.

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ СРАВНЕНИЮ ОБУЧЕНИЕМ)

Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:

1. Воспитание шире и сложней обу­чения, ибо оно:

o предшествует обучению;

o осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности;

o продолжается и после окончания человеком систематического обучения;

o происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедеятельности человека.

2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверки как результаты обучения.

3. Процесс воспитания - многофакторный, в этом его сложность. В обучении же успешность определяется в основном учителем.

4. Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение.

5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач и формировании отношений растущего человека к он окружающему миру (и даже обучение).

6. Воспитание создает необходимые условия для разви­тия человека, влияя на его сознание, эмоциональна волевую сферу и на поведение (все виды деятельности, одним из которых является интеллектуально-познавательная деятельность).

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*:

o Традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле- и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

o Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися.

o Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

o Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума.

o Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

а) от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего исполь­зовать усвоенное;

б) чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умствен­ных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен­цированным и индивидуализированным программам обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен­но-волевой регуляции.

* Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3

Сутью всех систем развивающегося обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения, заключающаяся в себе большой воспитательный потенциал, представляющий собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно –сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя – стимулирование развития субъективного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самооценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации.

Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемы касающие содержания образования:

o формирование у школьников основ мировоззрения – целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

o формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

o обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного матери философских, аксеологических, историко-научных знаний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, на замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Захарова, Д.С. Лихачева и др.**.

Очень важным предметом заботы учителя является интеллектуальный фон класса, который задается учителем «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а неофициальным каналам - общаясь и переписываясь друг с другом».

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ

Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержание, но и через методы и организационные формы обучения. Так, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных

ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3.

** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я. Этюды об ученых. М., 1976.

Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Современные методики обучения, позволяющие раскрыть и реализовывать потенциальные возможности личности, формируют ценностное отношение к самому себе и к другому человеку как наивысшей ценности.

Групповая работа на уроках позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого (работы Х.-Й. Лиймерса, М.Д. Виноградовой,.Б. Первина, В.К. Дьяченко).

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РМАХ ОБУЧЕНИЯ

Усиление воспитательного потенци­ала обучения достигается применени­ем необычных уроков и различных форм организации деятельности детей: урок-размышление, «диалог культур», дискуссионные уроки, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, «суд над (негативными явлениями окружающего мира), научно-практические конференции, игровые формы обучения, решения проблемных вопросов, уроки «Человек в мире парадоксов», уроки по заявкам, «защиты фантастических проектов» и т.д.

Особая направленность воспитанию придается на специализированных уроках, специально вводимых в современной школе с целью воспитания учащихся: уроки мировой художественной культуры, человековедения, педагогика, философии, психологии, риторики, культуроведение, НОТ школьника и т.п.

Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. Одним из путей реализации воспитательного потенция обучения является событийный подход: учение должно быть для ребенка (подростка) цепью разнообразных событий прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для ученика, и для педагога значимый личностный смысл.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Учитель -носитель культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир нередко выступающий

в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки.

В этой позиции воспитатель сам не может не быть или личностью, для которой самоактуализация - единственный смысл жизнедеятельности, в том числе и как организатора учебно-воспитательного процесса.

Для такого учителя характерны доверительность и принужденность, открытость в общении с детьми, выражение уважительного к ним отношения. Такой стиль отношений переносится и на внеурочное и даже внешкольное общение педагога с детьми.

Известный педагог-новатор Е.Н. Ильин составил лаконичные советы учителю* (порой даже и шуточные), некоторые их них:

«...Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, - вот педагогика.

Дисциплина - та область педагогики, где мы особенно нагрешили.

Когда об одном учителе ребята с восторгом рассказывают другому - оба достойны внимания.

Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.

К ученику нужно идти вместе с ним.

Успех определяют: позиция (дети - не виноваты), подход (человеческий), способ (творческий).

Сказать больше, чем книга, - привилегия учителя-воспитателя.

Ощутите ненависть к «двойке», сделайте все, чтобы ее не было, и вы –новатор…»

* Из будушей книги под названием «Из блокнота словесника».

РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

По поводу последнего совета следу­ет сказать особо: оценочная функция учителя в процессе обучения - жи­вотрепещущая проблема и учителя, ученика. О ней написано много. Много пожеланий изменить существующее положение вещей, ибо нередко отметка, как дамоклов меч висит над обучающимся, иногда довлеет над ним, становясь оценкой личности в целом. Внимательно прочитаем «сердитые» записи в «вольном» эссе о школе выпускника Артема Космарского:

«Отметки - не «статистическая информация» для служебного пользования, и не справедливое отражение «чистых» знаний. Оценки - орудие власти над Учеником; инструмент административного, психологического, а сейчас и финансового давления. Вся жизнь Ученика в Школе определяется его «образованностью» - которая ежечасно фальсифицируется оценками, а через них - школьной системой.

Право выставлять оценки принадлежит Учителю, не ученику. Так отметки, несомненно, защищены от ребяческой безответственности. Но разве взрослый произвол получше?»

И тем не менее для наиболее полной реализации воспитывающей функции обучения и для позитивного переноса оценки ребенка как ученика на оценку его как человека нужно отыскать позитивное оценочное средство.

Во взаимоотношениях с учителем и со сверстниками на уроке и вне его ребенок (подросток) вырабатывает критерии оценки нравственного (безнравственного) отношения к себе и другому человеку. При этом, как считает Н.Е Щуркова*, «мера этического определяется мерой внимания к другому человеку... мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого»... мерой уважения себя как Человека, ...мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому».

И поэтому характеристиками этической жизни становятся: «видеть Другого», «слышать Другого», «принимать Другого», «открывать свое «Я» Другому», «помогать Другому», «работать с Другим», «благодарить Другого», «автономия Другого, «И автономии от Другого», «видеть себя в роли Другого», «осмысливать Человека как ценность».

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Как следует понимать воспитательную функцию обучения и принцип воспитывающего обучения?

2. Воспитание учащихся через содержание образования: что дает оно развивающейся личности?

3. В чем проявляется воспитывающих характер методов и организационных форм обучения?

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Винокурова Н.К. Магия интеллекта. (Или книга о том, ког­да дети бывают умнее, быстрее, смышленнее взрослых). MJ 1994.

Давыдов В.Д. Развивающее обучение. М., 1986.

Дежникова Н.С., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее раз­витие. Челябинск, 1997.

Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1995.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1998.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М.,1982.

Ильин Е.Н., Мер/пенс СВ. Давайте соберемся. Новые возможности урока общения. М., 1994.

Капустин И.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл.2 «Урок в адаптивной школе».

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М., 1977.

Лийметс Х.-Й. Как воспитывает процесс обучения. М. 1982.

Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.,1982.


Похожая информация.


В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим. Тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы (например, по химии или математике) не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке (например, кто быстрее и более рациональным способом решит задачу) стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к .

И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности . Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Итак, анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных (учебной, трудовой, эстетической и др.).

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, ). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, ). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
  3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.
  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т. д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Слово "духовность" употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это " устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности" (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

"Безнравственный человек - значит бессовестный" (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель духовно-нравственного воспитания в школе - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания - ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы
  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы,
  • совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" от 29.12.2001 г. № 1756- р.

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

"Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. "Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации". Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". В первом разделе Концепции "Национальный воспитательный идеал" поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

"Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть "встроенным" в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях". Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

"В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси".

"Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа".

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

"Личностная культура, - указывается в Концепции - это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие".

"Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями".

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.

"Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • жизнь;
  • родная земля;
  • красота;
  • гармония".

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди.

Свт. Иоан Златоуст.

Безответственный человек - сущее наказание для семьи, для школы, для соработников (если труд коллективный), он также не состоятелен и в любви к Богу и людям. Более того - является хорошим проводником пагубных мыслей и поступков.

Откуда же он берется, эта самая безответственность? От нерадения! "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степени нечестия", - говорит епископ Владимирский Феофан. Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их для временной жизни, забывая или не понимая, что существует жизнь вечная, дверь в которую они закрывают. "Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания", - предупреждает нас святой Филарет, митрополит Московский.

Некоторые из родителей ошибочно полагают, что детей надо воспитывать в "свободном полете", дабы не посягать на их свободу. Очевидное заблуждение. Ребенок - это нежный цветок, требующий внимательного и своевременного ухода.

"Ничего нет хуже, - говорит свт. Иоанн Златоуст - когда детские поступки не исправляют и из-за этого в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полной охотой".

Нравственное состояние детей почти на всю их жизнь зависит большей частью от нравственного влияния матери. "Дайте нам лучших матерей, - сказал некто, - и у нас будут лучшие люди" ("Духовный цветник")

Для родителей верующих ответственность за воспитание детей своих усугубляется сознанием того, что благочестие - это вкус, аромат и благообразная форма того плода, который они вырастили во славу Господа и на пользу людям.

Мудрость родителей проявляется не столь в умение своевременного наказания за проступки, но, скорее всего, в способности вовремя предупредить (оградить) от проступка.

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст из глубины веков обращается к нам, современным родителям: "Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За это-то сами мы первые пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными.

Ознакомление детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви есть, несомненно "общественно-значимая культурно-просветительская программа". А значит, она входит в число тех, которым Закон предписывает оказывать государственную поддержку. И директор школы (департамента) именно как "государев человек" также обязан оказывать поддержку этой программе.

Что увидит перед собой гусёнок, появившись в инкубаторе, за тем и пойдет, будь то мячик, коробка или дядя. Даже родную мать не признает, лишь бы что-то куду-то двигалось.

Может, и дети наши как гусята? Какой образ первым поманит их, за те и пойдут - и все уговоры напрасны.

Власть первообраза - кто познал её силу и тайну?

Сейчас в души детей транслируют из-за океана легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха:

Идет небывалая духовная битва. Залюбовавшись монстриком, ребёнок может сам возмечтать стать монстром.

Спрашивает мама малышку:

Хочешь, куплю книжку про Красную Шапочку?

Дитя, скандально:

Не хочу "Красную Шапочку"! Купи "Человек-паук"!

Уже зомби!

Образ, попав в душу, будет не только жить в ней, но и создавать по своему подобию из нашего сына или дочери либо доброе Божие дитя, либо жуткого паука.

Как быть с душой, где уже гнездятся толпы ярких, но злых персонажей?

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: "Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй".

Но на лучше ли, чем вытеснять, сразу заселить детскую душу светлыми, добрыми первообразами?

Я убеждена, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребёнка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.

Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъема общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России.

Россия живет тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе - под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова.

Из резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора.

В своей работе с детьми по формированию нравственного отношения я использую разные приёмы и формы работы:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы, совместные праздники родителей с детьми
  • факультативный курс "Наш край" (региональная программа);

Основным критерием результативности освоения регионального образовательного курса "Наш край" выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, показателями которого можно считать:

  • Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • Активная познавательная позиция младшего школьника;
  • Широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Во втором классе очень большой раздел данной программе посвящён историческим темам: "Славяне. Русь. Владимирская земля. Герои Владимирской земли, их нравственный подвиг. Праздники христианской Руси". Учебник С.А Конопкиной,Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой составлен очень хорошо, но для второклассников такой материал в тексте достаточно сложен. В работе с учениками начальной школы очень важно использовать много наглядности, для этого после или перед занятиями желательно выходить или выезжать на экскурсии по нашему городу, во Владимир, в Москву.

Дети лицо своих родителей. Они, как известно в начальных классах экранируют полностью свою семью. Поэтому задача учителя анкетированием, наблюдениями очень осторожно выявить уровень духовно-нравственного развития, прежде всего родителей. Много сил нужно приложить, чтобы объяснить родителям их главенствующую роль в воспитании ребёнка. Ведь поколение родителей росло в годы перестройки, обвала всех накопленных ценностей. В связи с этим сначала надо помощь раскрыть глаза родителям, а затем совместными усилиями и их детям. Для этого я использую различные формы родительских собраний это и просмотр видео лекций (выступление детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой о проблемах воспитания), тематические родительские собрания ("Как вырастить ребёнка нравственным", встречи с православным священником), подготовка совместных тематических праздников, экскурсий, поездок.

Среди понятий науки выделяют основные (базовые) категории. Категории пронизывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Базовыми категориями педагогики большинство исследователей называют: воспитание, образование, развитие, обучение, самовоспитание, самообразование, саморазвитие, воспитательные отношения.

а) цементируют все педагогическое знание;

б) признаны и используются как теоретиками, так и практиками во всем мире;

в) складывались веками, постепенно вигострюючись, входили в сознание и опыт специалистов разных уровней квалификации.

Среди основных педагогических категорий значительную роль играет понятие "воспитание", которое органически соединяются с процессами обучения, образования и развития. Воспитание - понятие наиболее общее и универсальное. Оно, как процесс, направляется на выработку определенных норм поведения человека.

Воспитание - это процесс целенаправленного управления формированием и развитием личности в соответствии с требованиями общества. Целеустремленность воспитания определяется поставленной целью воспитания.

Общей целью воспитания является формирование социально активной, гуманистически направленной личности, в своей жизнедеятельности руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие и т.д.) ценностями.

Существует многообразная определений процесса воспитания. Это связано с тем, что воспитание - такое широкое и общее понятие, что без специальных уточнений невозможно понять, о котором воспитания именно идет речь.

Во-первых, различают воспитание в широком и узком смысле слова. В широком социальном - это целостный процесс передачи приобретенного опыта от старшего поколения младшему. Под опытом понимают известные человечеству знания, умения, средства мышления, межличностные и общественные отношения, - все, что было создано в процессе развития человечества.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс, протекающий в определенном учебно-воспитательном учреждении или в семье.

Воспитание в узком смысле трактуется с таких существенных позиций:

Как деятельность (К.Д. Ушинский) - целенаправленная, разнообразна;

Как процесс (Ю.К. Бабанський), что ведет к определенным изменениям;

Как влияние, действие (Н.В. Кузьмина и др.)., Что вызывает внутренний отклик субъекту воспитания;


Как целенаправленное взаимодействие (Ш. Амонашвили и др.)., Что воспроизводит процессы действия различных объектов друг на друга (педагогика сотрудничества именно так понимает воспитания);

Как руководство развитием личности (В.В. Билорусова)

Как процесс управления, под которым понимают взаимодействие субъектов педагогических отношений на основе единства разнообразных воздействий, целостного подхода и равных прав участников этого процесса (Р.И. Хмелюк и др..).

Итак, воспитание это:

а) процесс, ведущий к определенным изменениям;

б) целенаправленное управление и руководство развитием личности;

в) взаимодействие всех субъектов и объектов педагогического процесса;

г) развивающая деятельность.

Обучение - процесс целенаправленного управления познавательной деятельностью людей, в ходе которого осваиваются знания, умения, навыки, развиваются познавательные силы и творческие возможности, формируется мировоззрение.

Обучение - это технология образования, обучение отражает процессуальный сторону образования, в рамках которой взаимодействуют учитель и ученик. Теория обучения называется дидактикой.

Образование - это процесс и результат усвоения человеком знаний, умений, навыков и связанных с ними практических и познавательных средств деятельности. Образование способствует формированию мировоззрения, означает приобретение определенной суммы знаний из разных областей науки. Традиционно образование понимается как составная часть воспитания.

Все эти категории (воспитание, обучение, образование) между собой взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимосвязаны, но не тождественны, то есть находятся в диалектической взаимосвязи. Эти взгляды можно проиллюстрировать с помощью так называемой "педагогической матрешки", идея которой принадлежит российской исследовательницы В.С. Безруковий. Категории "воспитание", "образование", "обучение" соотносятся по принципу "матрешки": маленькая матрешка - это обучение, средняя - образование, большая - воспитание. Представить их отдельно и описать возможно, но невозможно понять сущность одной, не рассмотрев других.

Проиллюстрировать названную зависимость можно с помощью логической схемы соотношения педагогических понятий.

За основу берем традиционный подход к определению содержания и объема определенных понятий, а именно:

- "воспитание", в широком его понимании, является наиболее общим понятием, охватывает все сферы процесса формирования личности;

- "образование" - относится к воспитанию как часть к целому; однако эта категория не является достаточно конкретным, чтобы пользоваться им в повседневной деятельности;

- "обучение" является ядром образования, главным путем ее приобретения.

Похожие статьи