Стереотипы человека. Чем опасно стереотипное мышление

08.08.2019

Вообще, способов поиска собственного предназначения и смысла существует неисчислимое множество. Начиная от растиражированного по сотням уютных статеек выписывания в столбик своих представлений об идеальной жизни и заканчивая трехдневной медитацией на склонах Тянь-Шаня. Проблема в том, что разным людям подходят разные способы и то, что для кого-то окажется полезной практикой, для другого будет тратой времени.

Итак, какую же методику поиска самого себя я предлагаю?

Мы пойдем от противного. От противного в прямом и переносном смысле: от противных, мешающих эффективно жить стереотипов. Собственно, это одна из преград на пути к настоящей жизни. И - внимание! - путь к этой самой настоящей жизни зачастую начинается с осознания того, какая пелена лежит на глазах, как многого ты не понимаешь и даже не подозревал о существовании многих вещей. А теперь по порядку.

Первое. Практически у всех нас есть определенные стереотипы и предрассудки. Избавившись от них мы еще не найдем собственное предназначение (не люблю это пафосное слово, но не тыкать же везде "отыскать свое я"). Без них мы рискуем остаться просто без всяких убеждений и принципов, без внутреннего стержня. Но избавляться хотя бы от части надо и чем скорее, тем лучше.

Второе. Есть группа предрассудков, от которых людей часто так или иначе избавляет сама жизнь. Вообще, при желании можно выделить множество видов стереотипов. Есть те, которыми нас наградило воспитание, родители и школа. Есть выработанные собственными шишками, вследствие жизненных неудач (или наоборот, удач). А еще есть тараканы, которые поселились в вашей голове вследствие регулярного общения с определенным кругом людей. Люди разных профессий, социального статуса и возраста (и так далее) имеют разные стереотипы. В крайних случаях это выливается в профессиональную деформацию личности. Так вот, если группа людей, к которой вы принадлежите, достаточно узка и в чем-то специфична, то, скорее всего, стереотипы, которые она вселяет достаточно легко разрушить. (Если тут чего-то непонятно - не страшно, внизу будет пример;)

И наконец, суть метода.

Которая очень проста. Нужно разрушить вселенные вашим окружением стереотипы. Как правило, освобождение от них дает мощный толчок мыслительному процессу. Сам собой начинаешь задумываться о жизни и удивляться себе - как можно было не понимать таких простых вещей.

Теперь по порядку.

1. Разрушение групповых стереотипов. Тут все просто. Общаемся с другими людьми, не принадлежащими к "кругу" и пытаемся понять и даже чуть-чуть принять их ценности и устремления, отличающиеся от наших. Обычно люди никогда так не делают (разве что жизнь тыкает носом в то, что их устремления никуда не годятся, что они гоняются чем-то никчемным).

Человеку свойственно подсознательно считать собственный стиль жизни и мышления наиболее правильным. Иначе ему будет очень некомфортно жить. Поэтому придется приложить некоторые усилия, чтобы не относиться к чужим ценностям и целям свысока. Просто старайтесь взвешивать их объективно.

2. Второй шаг сложнее. Важно не загубить проснувшиеся сомнения в полной правильности избранных путей и ценностей. Обычно бывает как? Если человека ткнут носом в то, что он живет не очень правильно и стремится не к тому, он делает - что? Правильно, бежит к единомышленникам и потрепавшись с ними часок-другой, светлеет духом и преисполняется радостью. Пусть специалисты меня поправят, но, насколько я знаю, очень трудно вылечить алкоголизм, если не отлучить человека от компании, в которой он выпивает. Так и во всем остальном. Только убеждения, господствующие в разных микросоциумах (ого, как я завернул), могут быть любыми, а не только "пить-бухать это наше все".

3. Теперь важно, чтобы размышления в духе "чего-то я вообще по жизни неправильно делаю/думаю" не превращались в сплошной негатив. Нужно концентрироваться на позитивных вопросах: "а как надо?" "а как поступит человек без тараканов"? и т.д.

4. Собственно, это все. Процесс запущен (если запущен). Мы начали избавляться от стереотипов - медленно и естественно. Почему естественно? Потому что наши групповые стереотипы и так каждый день подвергаются испытаниям: миллиарды людей на Земле живут по-другому и стремятся к другим целям. Причем, если этот процесс управляется осознанно, то идет гораздо быстрее, а главное - мы не просто сбрасываем предрассудки. Мы заменяем их выработанными осознанно ценностями и целями, которые принципиально важны для нас и основаны на реальности , а не на человеческих заблуждениях.

Это принципиальный момент: как я уже писал выше, просто разделавшись со всеми тараканами, человек рискует остаться в психологически некомфортной, враждебной среде. И ничего хорошего это не сулит, конечно же.

Если все вышеизложенное показалось вам оторванными от жизни рассуждениями, тогда вникните в пример. Личный.

Когда я учился в универе, у нас была очень сильная в плане учебы группа, прошедшая через огонь и воду конкурса 20 человек/место. Соответственно подобралось множество пай-девочек, которым с детства вдалбливалось, что пятерка - "наше все". Я никогда не был большим раздолбаем, но в этой компании почувствовал себя именно им. И - внимание - буквально за пару месяцев я перенял кучу стереотипов из своего окружения. Это произошло незаметно и понял это только потом, через пару лет. А тогда - я прямо-таки истово учился, учился и учился. Добывая абсолютно не нужные мне сейчас знания.

Понимаете? Человек начинает разделять ценности группы людей, с которыми он общается постоянно. Это врожденная потребность человека - принадлежать группе. То, что группа может исповедовать любые ценности и стремиться к любым целям, мы все понимаем.

Но важно не это. Важно то, что именно осознав нереальную глупость интенсивной учебы, чудовищно оторванной от жизни, я начал задумываться о важных вещах. О том, к чему все-таки надо стремиться. О том, что такое настоящий успех в жизни. О том, как обрести внутреннюю свободу. И еще о многих вещах. И, как мне кажется, нашел-таки себя.

Причем все это получилось практически само собой. А что если приложить усилия и разумно управлять этим процессом, а?

Успехов!!!

P.S. Пожалуй, лишним будет подчеркнуть, что данный способ найти себя в жизни подходит не всем, а только тем, кто имеет множество групповых (или других легко разрушаемых) стереотипов. Универсального пути, увы, нет. Но так ведь даже интереснее, правда?

Стереотипы поведения, к которым человек привыкает в процессе своей жизнедеятельности, давят на всех. Например, я полностью согласен с концепцией разумного эгоизма (и, в общем-то, являюсь ее создателем). И скрупулезно выполняю ее.

Но в процессе общения со своими милыми соплеменниками (особенно в местах общего пользования - учреждения, метро, троллейбус) приходится сталкиваться с такими формами поведения других людей, что атавистическое желание силой вправить мозги этому “негодяю”, все равно в первый момент начинает вырываться наружу на мутной волне отрицательных эмоций.

Конечно, я умело “замазываю” свой промах и в следующий раз контролирую свое поведение и свои эмоции более успешно. Но периодически это все же происходит (правда, с годами все реже и реже). Ибо все люди не совершенны, и все они проходят трудный путь подавления дезадаптивного поведения, становясь более мудрыми и бесконфликтными. И твоя борьба с влечением к алкоголю тоже не будет простой. Но ты не должен опускать руки. Ведь иначе ты сгинешь как личность!

Глава седьмая, в которой автор поговорит об антиалкогольных догмах.

Дорогой мой читатель! В этой главе я хочу дать тебе чрезвычайно важные советы. Если ты будешь их неуклонно выполнять, то получишь достаточно серьезную гарантию того, что никогда не сопьешься и не станешь ни алкоголиком, ни наркоманом (хотя это одно и то же).

Больше мух утонуло…

И для начала я обращаюсь к тому человеку, который никогда еще не пробовал наркотики.

Дорогой мой читатель! НИКОГДА их не пробуй! Даже из любопытства! Даже из самообманывающей установки, что ты это сделаешь только один раз! Эта проба будет первым шагом на твоем спуске в ад!

Если ты попробовал наркотик один раз - вероятность второй пробы возрастает в ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ! Наркотики действуют совсем не так мягко, как алкоголь. Они намного более коварны. Уже первая проба может обезволить и зачаровать тебя. Это СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО!

Да, короткое время ты будешь интенсивно получать "кайф". Но потом ОБЯЗАТЕЛЬНО сгоришь! Если для тебя такой финал не страшен, если ты знаешь это и сознательно выбираешь этот путь, то потом не говори, что не знал о последствиях.

Все радости жизни - в творчестве. Творить - значит убивать смерть.

Р.Роллан.

В наркоманию обычно уходят психологические “дети”, которые не приучены отвечать за свои поступки. У таких людей в подсознании активна детская программа: “Мне раньше, если я сотворял какую-нибудь глупость, всегда помогали выбраться. И сейчас тоже помогут!”

С наркотиками этот фокус не пройдет! Попав в их “лапы”, ты пропал!

А теперь перейдем к алкоголю. Конечно же, это тоже наркотик, но намного более слабый и более мягко действующий. Хотя от этого не менее коварный!

Первый антиалкогольный предохранитель.

Благословение алкоголя - похмельный синдром. Если бы не он - люди бы давно вымерли от поголовного алкоголизма. И я считаю, что его ни в коем случае нельзя снимать опохмелением. Если твой организм утром наказывает тебя за вчерашнее, то нужно быть совершенно неразумным человеком, чтобы эти сигналы уничтожать.

И мне кажется, что это прекрасный критерий, видная всем грань, зная которую можно ставить для себя барьер: дальше идти нельзя!

Так вот, дорогой мой читатель! Что бы ни было, как бы плохо ты себя поутру не чувствовал -

Никогда не похмеляйся !

Это смерти подобно, это начало твоей капитуляции перед алкоголем! Если ты поддаешься естественному желанию облегчить себе утренние страдания, то ты становишься пленником части своего “Я”, которая не признавая никаких границ, требует удовольствия.

После сильной пьянки, естественно, болит голова и, в-общем и целом, человеку очень плохо. Но ты прекрасно знаешь, что это результат твоих собственных "усилий". Никто тебе вчера в рот такое количество алкоголя не заливал. Ты сам довел себя до этого состояния. Это как бы расплата за вчерашнее веселье.

Марина Никитина

Слово «стереотип» было придумано для обозначения печатной формы, клише для печатных машин работниками типографского производства.

Дословно с древнегреческого языка «стереотип» переводится как «твердый объемный отпечаток». Позже это слово стало использоваться как метафора о привычном, шаблонном мышлении. Стереотипы людей стали обозначать устойчивое мнение о чем-либо или ком-либо, сложившееся в обществе.

Как появляются стереотипы

Сложившиеся стереотипы представляют собой устойчивые, привычные, сформированные под влиянием социума и личного опыта взгляды человека на жизнь.

Социальных стереотипов очень много, во всех сферах жизнедеятельности есть такие устоявшиеся клише мышления. Например: деньги портят человека, женщина не может быть и красивой и умной одновременно, .

Стереотипы – шаблоны, образцы, модели и паттерны поведения, обусловленные упрощенными мыслительными процессами. Человек не обдумывает, а использует уже имеющееся у него в сознании умозаключение о том или ином явлении. Это происходит автоматически, неосознанно, без возможности подробно разобраться в происходящем.

Если таких упрощенных маршрутов мыслей очень много, мировоззрение человека ограничивается, сужается и выступает как препятствие к .

Стереотипы наших далеких предков пришли к нам в виде лаконичных пословиц и поговорок, в которых заключается житейская мудрость. Такая мудрость в форме емких образных изречений на протяжении веков помогает человеку разобраться в жизни. Стереотипы людей появляются и закрепляются и в современном обществе, чтобы облегчить жизнь, помочь сориентироваться в ней, найти верный путь, не допустить ошибок.

Без стереотипов мышления познание мира личностью было бы затруднено. Человеку каждый раз приходилось бы своим умом доходить до понимания природы явлений, вся жизнь состояла бы из одного только познания.

В то же время стереотипы помогают разобраться в многообразии жизненных проявлений, способствуют успешной адаптации человека в обществе.

Позитивная роль стереотипа как адаптивного явления, может смещаться в сторону негативного или ограничивающего восприятие жизни.

Где же грань между шаблоном восприятия помогающим жить и ущемляющим мышление стереотипом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться во всем многообразии стереотипов общества.

Классификация стереотипов мышления

Формирование стереотипов происходит уже с момента рождения человека. Для младенцев подбирают цвета одежды «советующие» их полу, мальчики одеты в голубое, девочки – в розовое.

Множество сложившихся стереотипов мышления можно классифицировать по вызывающему их мыслительному процессу:

Обобщение. В своем нормальном проявлении это полезная логическая операция, в чрезмерном – «клеймо», которые накладывается на разные по своей сути явления. Обобщение предполагает извлечение выводов из нескольких похожих ситуаций, чрезмерное обобщение делает выводы исходя из единственного происшествия. Такое обобщение делает мышление ригидным, негибким, ограниченным.

Слишком частое формирование стереотипов, вызванных обобщением личных качеств и черт характера, может привести к неуверенности в себе, и вытекающим из этого последствиям.

Пример. Если человеку один раз не удалось выиграть на конкурсе талантов, у него формируется мнение о себе как о бездарности.

Категоризация. Категоризация по видам и типам призвана структурировать некое множество, разделить его на группы. Чрезмерная категоризация приводит к игнорированию индивидуальности, особенностей, уникальности.

Категоризация на человека вешается «ярлык», дает общую негативную оценку, без учета его опыта и личности. Существуют категории плохих, нечестных, злых, лживых, жадных людей и так далее. Категоризация лишает возможности объективно восприятия, когда чужое субъективное мнение берется за истину.

Пример. Теща – всегда человек, недолюбливающий зятя.

«Черно-белое» мышление. Многообразный, постоянно изменяющийся мир втискивается в понятия «хорошо – плохо», «истинно – ложно», «правильно – неправильно» и другие полярные категории. Если использовать в жизни только две оценки «хорошо» и «плохо» для характеристики явлений, жизнь становится чередой черных и белых полос и смешивается в одну сплошную серость.

Жизнь не является плохой или хорошей, такой ее делает полярное мышление, последствиями которого бывают пессимизм, максимализм, излишний перфекционизм, депрессии, отсутствие смыслов и ценностей.

Пример. Когда человек усвоил стереотипы общества о том, что развод – это негативный осуждаемый поступок, что разведенным людям тяжелее найти себе пару и позволить себе новые отношения, он может оставаться в браке, который тяготит и приносит одни только страдания, вместо того, чтобы искать новую любовь и становится счастливым.

Ошибки восприятия. Человек ошибочно делает акцент на одних аспектах явления и игнорирует другие. Такая предвзятая избирательность приводит к тому, что человек не воспринимает альтернативу, возможность иного мнения и существование других граней явления, не умеет мыслить критически. Развивается эгоцентрическое мышление, эгоизм, догматизм, упрямство, консерватизм, фанатизм. Личное или иное авторитетное мнение определяется как абсолютная истина и идеал, не подлежащие опровержению.

Пример. Непоколебимая, слепая и безрассудная преданность идее какого-либо общественного движения.

Завышенные ожидания. Коварные социальные стереотипы кроются в завышенных, необоснованных ожиданиях людей. Так рождаются утопии и недосягаемые идеалы. Ценность и значимость отдельных явлений превозносится и воспринимается как желанная цель.

Как следствие стресс, разочарование, обида, фрустрация и масса других . Завышенные ожидания относительно другого человека приводят к ссорам, конфликтам и даже разрыву отношений.

Пример. Девушка ждет своего «принца на белом коне», который обязательно красив, богат и заранее в нее влюблен.

Способы разрушить стереотипы мышления

Роль стереотипа может быть негативной по своему воздействию, ограничивая мышление настолько, что это препятствует нормальной жизнедеятельности личности. В таком случае возникает желание избавиться от стереотипов жизни, мешающих самой жизни.

Необходимо отслеживать возникающие здесь и сейчас мысли и эмоции, фокусироваться на личном опыте переживания происходящего.

Способы избавиться от негативного влияния стереотипов мышления:

Сравнение. Сравнение предполагает анализ ситуации, сопоставление ее с другими, нахождение различий и противоречий. Не нужно спешить мыслить привычными категориями, когда можно подумать, поразмышлять над тем, что воспринимается в данный момент и сравнить его с тем, что уже известно.
Постановка реальных целей. Чтобы меньше подвергаться влиянию извне, нужно формировать личные позитивные стереотипы жизни. Они могут быть в форме реальных, достижимых жизненных целей и ценностей.
Открытость восприятия. Уметь воспринимать явление целиком, смотреть на него как будто впервые, заново открывать новые грани известного и внимательно изучать все то новое, что предоставляет окружающий мир.

Критическое мышление. Нужно уметь задаваться вопросами: «Действительно ли это правда?», «Не противоречит ли мысль здравому смыслу?», «Согласен ли я с тем, что привык думать, слышать, воспринимать как истину?» и другими подобными вопросами, .
Расширение кругозора. Избавиться от стереотипов можно развиваясь, обучаясь новому, расширяя кругозор, выходя за привычные рамки зоны комфорта. Интерес к учебе и приобретению нового опыта способствует формированию собственных взглядов и мнений, отличных от общепринятых.

Эти приемы помогут избавиться от конкретного, мешающего жить стереотипа, так и от привычки мыслить шаблонно, предвзято и узко.

22 марта 2014

Стереотип (греч. stereos + typos - "твердый" + "отпечаток") - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения с их внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Стереотипы, как некие устоявшиеся мнения, иногда несут эмоциональную заряженность. Как полезную, позитивную, так и не очень.

Существует множество стереотипов, которые живут в подсознании человека. Они проявляются в его поведении, образе жизни и часто мешают полноценно жить. С детства ребенку внушают, что можно делать, а что нельзя. Каким он должен быть, как себя вести. Традиционные роли, навязанные общественным мнением, в дальнейшем трансформируются в самые разные стереотипы.

С момента рождения ребенку навязывается определенный тип поведения. Мальчики должны играть с солдатиками и машинками, девочки - с куклами. И никто не предоставляет им свободу выбора в плане игрушек. То же самое происходит и во взрослой жизни. Только вот количество стереотипов увеличивается. Желание соответствовать общественным предписаниям часто идет вразрез с истинными намерениями человека и порождает в нем различные негативные производные: тревогу, страх, гнев, агрессию. Чтобы культивировать в себе позитив, необходимо ломать устоявшиеся мнения и ярлыки. Особенность стереотипов такова, что они очень прочно проникают в сознание человека и от них трудно избавиться. Это барьеры на пути к счастью, барьеры, которые надо преодолеть.

Как складываются стереотипы? Они формируются в основном стихийно, с самого раннего детства. Общаясь с людьми, ребенок усваивает нормы и правила мышления. Подобно тому, как человек учится говорить в контактах с другими людьми, он также учится и мыслить. Люди воспитываются в определенных политических, нравственных, эстетических сферах жизнедеятельности общества, формирующих их взгляды и убеждения. Точно также они воспитываются и в интеллектуальной, мыслительной сфере определенной социальной группы или общественной среды. Под влиянием такой среды в первую очередь складываются навыки человеческого мышления. Начальной, исходной сферой (духовным первоначалом) для ребенка является семья.

С семьи ребенок "фотографирует" готовые формы и способы размышлений, которые в общении с ним представляют ему его родные . На данной стадии идет именно "фотографирование" этих форм и способов мышления без их критического осознания. Ребенок, как губка, впитывает все в себя. Эти формы и способы рассуждений попадают в его подсознание и оседают в нем в виде готовых стереотипов мышления. Осевшие в подсознании формы и способы мышления могут быть как логически правильными (отвечающими требованиям законов мышления), так и логически неправильными (сложившиеся с нарушением этих законов). Если логическая культура мышления родных высокая, то формы и способы мышления ребенка максимально логически правильные. Если культура низкая, то во многом малыш усваивает логически неправильные способы. И, соответственно, стереотипы мышления являются такими же. Давайте "пробежимся" по основным индивидуальным и общественным стереотипам

Стереотип №1
"Дети должны оправдывать ожидания родителей"
Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осознает себя через отношения с родителями. Эта духовная связь продолжается на протяжении всей жизни. Родитель выступает для ребенка носителем устоявшихся стереотипов, общественных норм и правил. Кроме того, он проецирует будущее маленького человечка, который открыт для всякого рода влияний. Процесс воздействия родителей происходит непрерывно и формирует у малыша его собственную картину мира. Именно от мамы и папы, бабушки и дедушки дети получают информацию о своей внешности, способностях и талантах. Через призму этих оценок ребенок узнает о том, какое поведение желательно, а какое нет.

Сценарий А - ожидания завышены

Родители хорошо знают, чего они хотят от ребенка, и всеми силами стремятся этого добиться. Они постоянно ставят перед ним задачи, с которыми малыш просто обязан справляться. Если он не справляется, то неминуемо сталкивается с недовольством родителей. Данная ситуация держит ребенка в постоянном напряженном ожидании: сумел он угодить родителям или нет. В дальнейшей жизни он будет все время стремиться быть первым, добиваться высоких результатов любой ценой, а любая неудача приведет, как минимум, к фрустрации (провалу).

Сценарий Б - ожидания занижены

В детстве такой ребенок постоянно слышит от родителей: "ты не сможешь", "ты не сумеешь", "у тебя не получится так, как у..." В итоге он перестает стремиться к своим целям и не пытается добиться даже весьма достижимых результатов. Привычка перекладывать ответственность на других людей укоренится настолько, что человек будет следовать этому принципу всегда.

Как разрушить стереотип?

Родителям следует воспринимать своих детей не в качестве носителей каких-то талантов, а принимать такими, какие они есть. Трезво оценивать их силы и возможности, не оказывать давления, но быть готовыми всегда прийти на помощь и дать совет.

Каждый человек в той или иной степени подвержен влиянию семейных стереотипов. Если программа поведения, навязанная родителями, не подходит для решения различных жизненных ситуаций, необходимо попытаться изменить свои изначальные установки. Не подстраиваться под мнения окружающих, а обрести собственную, цельную картину мира.

И напоследок приведем слова создателя гештальттерапии Фредерика Перлза:
"Я делаю свое. А ты делаешь свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Ты это ты, а я это я. И если нам случится найти друг друга, это прекрасно. Если нет, то этому нельзя помочь".

Так и ребенок: никому ничего не должен и не обязан соответствовать маминым и папиным ожиданиям. Родителям необходимо направить силы на то, чтобы развивать заложенные природой способности, а не лепить из ребенка то, что им хотелось бы видеть. Дети - это главное, что дается в жизни. Это маленькие личности, они ценны сами по себе, независимо от родительских установок…

Стереотип № 2
"Воспитывать ребенка должна школа"

У большинства родителей на сегодняшний день сложился некий стереотип в восприятии школы. Отдавая ребенка в образовательное учреждение, многие мамы и папы снимают с себя ответственность за его воспитание. А частная школа зачастую еще больше усиливает данный стереотип: я плачу, значит все мне должны.

Так какую лепту вносит школа в процесс становления ребенка?
Ее задача - оказание помощи в воспитании и формировании личности ребенка, а не принятие на себя всех образовательных и воспитательных функций!

Школьная система в целом существует на основе стандартов и стереотипов. Демократические и альтернативные модели встречаются намного реже. Ребенок встраивается в устоявшиеся рамки школьной жизни и пытается "найти себя" на протяжении десяти лет обучения.

Как разрушить стереотип?

Пересмотреть свою родительскую позицию и принять на себя ответственность за рожденного ребенка. Принимая любое решение (устройство в садик, поиск няни, а затем подбор школы) родители обязаны прогнозировать и корректировать свои планы с реальностью.

А самое главное их жизненное предназначение - учиться воспитывать своих детей всю жизнь! Ведь дети и их воспитание требуют каждодневной самоотдачи, теплоты, заботы и любви. Что дадите, то и получите взамен, так постарайтесь дать им как можно больше!

Стереотип № 3
"Женщина должна выйти замуж"

Эта традиционная установка навязывается обществом с самого детства. Принято считать, что мужчина - это добытчик, а женщина - хранительница очага. Эти гендерные стереотипы действуют в качестве социальных норм.

Гендерные стереотипы - это устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами, стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям "мужское" и "женское".

Однако с течением времени роли, уходящие корнями в далекое прошлое, перераспределились. Современная женщина способна совмещать несколько функций, а не только отвечать за домашнее хозяйство. Или даже полностью отказаться от семейной составляющей, что сделать крайне сложно, не вызвав общественного порицания. А вот женщина, априори ориентированная только на семью, может оказаться плохо подготовленной к другим социальным ролям, которые вполне вероятно будут в ее жизни.

В нашей стране женщина, не создавшая семью, многими воспринимается как неудачница. В итоге, боясь общественного осуждения, девушки выходят замуж просто потому, что "так нужно" и любыми способами пытаются сохранить семью, даже в ущерб собственным интересам и жизненным ценностям.

Происходит ломка той картины мира, которую женщина создала для себя под влиянием различных мнений как из семьи, так и извне. Штамп "женщина должна иметь семью" делает ее несчастной и неудовлетворенной, а все потому, что она не сама пришла к тому, что для нее важно, а поддалась тем условиям, которые диктует общество. Но ведь каждый человек индивидуален. Что хорошо одному, то не подходит другому. Кроме того, сама инфраструктура семьи в процессе развития человеческой цивилизации претерпевает значительные изменения, под которые также надо суметь подстроиться..

Как разрушить стереотип?

Женщина стала намного сильнее и по своим возможностям практически сравнялась с мужчиной, а где-то даже превзошла его. Отсюда перераспределение ролей, отбрасывание тех функций, навязанных устоявшимся общественным мнением, которые женщина не хочет принимать на себя. Ей важно то, к чему стремится душа и сердце и не всегда этим стремлением является семья. Если она заинтересована в семье, то обязательно ее создаст. А если нет?! Почему несемейный человек сразу обрастает ярлыками "одинокий", "неудачник" и пр.? А если он блестящий специалист, талантливый руководитель, умеет классно чинить машины, отличный человек.

Важно принять жизнь другого такой, какая она есть, не осуждать, не навязывать свою точку зрения, не культивировать в себе общественное глупое мнение. Пусть каждый человек решает, пускать кого-то в свою жизнь или нет, пусть выстраивает свой, единственно правильный вариант жизни. ...Чем выше потребность в общественном одобрении, тем больше зависимость от него. И неизвестно куда выведет эта "слепая" зависимость...

Конечно, "жить в обществе и быть свободным от него нельзя", но только мы решаем, принимать манипуляции извне, следовать им или нет? Ограничивать себя в чем-то, позволять брать бразды правления своей жизнью другим людям или нет? Выбор есть всегда. И он - за вами.

Итак: стереотипы бывают этнические, ролевые, половые, возрастные, статусные и т. д. По содержанию они делятся на две категории: стереотипы, характеризующие людей как членов определенных национальных и политических групп, и стереотипы, характеризующие личностные особенности людей по их поведению, физическим качествам, оформлению внешности и т. д. Сегодня мы продолжим перечень наиболее распространенных стереотипов, а также "методы борьбы" с ними.

"Твердый отпечаток"

Термин "социальный стереотип" (от греч. stereos - твердый + typos - отпечаток) впервые введен американским журналистом Уолтером Липпманом. В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни. Но эта информация дает далеко не полное представление о мире, "поскольку окружающая действительность слишком велика, слишком сложна и изменчива", а возможности личного опыта ограничены. Полученные пробелы в знаниях человек заполняет информацией, черпаемой из различных источников человеческой культуры. Но и этот вид знаний не совершенен - он часто дает искаженное представление о мире. Несмотря на это, такие представления имеют большую устойчивость и используются людьми в качестве "кодов" (критериев оценки) явлений, фактов и событий окружающей действительности. Такие ригидные коды-знания, усваиваемые в готовом виде, Уолтер Липпман назвал стереотипами.
Но сегодня вопреки теории мы предлагаем вам разрушать самые известные из них!

Стереотип № 4
"Внешность важнее внутреннего содержания"

Один из самых распространенных стереотипов - восприятие другого человека по определенным признакам: очкарик - умный, блондинка - глупая, рыжий - бесстыжий, тонкогубый или худой - злой, полный - добряк и т.д. Эти общепринятые мнения о внешности людей "работают", как правило, при первой встрече.

Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип "красивый - значит, хороший, положительный". Привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным - отрицательные.

Как разрушить стереотип?

Учиться узнавать другого человека и принимать его жизненную позицию. Это означает - искать ту самую "изюминку": разговаривать с ним, понимать и принимать то, с чем не согласны. Природная внешность - это еще далеко не все. Гораздо важнее внутреннее содержание, таинственное обаяние, наличие чувства юмора.

Искренность, открытость, чистота, честность стоят намного дороже, чем кудри или пухлые губы...

Мировой истории известны факты, когда люди, не обладающие красотой или внешними выдающимися данными, заслужили всемирное признание.

Стереотип № 5
"Красота требует жертв..."

Этот стереотип закрепился еще в конце прошлого столетия. В начале нового века критерии красоты существенно изменились. И, тем не менее, сотни тысяч женщин и мужчин не перестают глотать пачками подозрительные таблетки для похудания и истязать себя сомнительными диетами, испытывать новомодные практики пластической хирургии, отдавая глупую и своеобразную дань обществу и пресловутому штампу 90-60-90.

Как разрушить стереотип?

"Глянцевые красавцы и красотки" - это всего лишь индустрия моды, бизнес, поставленный на широкие рельсы, где всеобщее признание и подражание заменяется суррогатом красоты. Культура красоты не требует жертв. Культура красоты - это вовсе не модные сейчас голодания, дорогая косметическая продукция или пластические операции, требующие жертв в прямом и переносном смысле. Культура красоты - это мировоззрение самодостаточного и довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании!

Стереотип № 6
"Мужчина - сила, женщина - слабость"

Испокон веков бытует мнение, что мужчина - это сила и геройство, женщина - слабость и покорность. Возможно, в прошлые столетия об этом было уместно думать и говорить, но не сейчас...

Как разрушить стереотип?

Увы, роли в обществе давно перераспределились. Сегодня, чтобы добиться успеха в сложившейся конкурирующей среде, женщина постоянно должна демонстрировать качества, свойственные мужчинам. И если у мужчины такие качества, как жесткость, принципиальность, напористость, амбициозность являются "здоровыми", то в случае с женщиной они оцениваются со знаком "минус". И все же, если эти качества у женщины превалируют, она получает в лучшем случае штамп "стерва", в худшем - "синий чулок". Отсюда бытует мнение, что, удерживая позицию "железной леди", сильная женщина просто не имеет право на ошибку. Иначе она рискует быть свергнутой. "Порой стоит признаться в собственной слабости и тем самым обезоружить партнера, - раскрыла нам особый секрет Марина Сергеевна - руководитель со стажем и просто очаровательная женщина. - Порой стоит повести себя так, чтобы партнеру было неудобно отказаться от заданного предприятия". И еще... мужчина и женщина созданы друг для друга. И у женщины особая роль - роль хранительницы, которая позволяет украсить собой окружающий мир.

Стереотип № 7
"Отсутствие автомобиля у мужчины"

"Я знаю одного мужчину, достаточно интересного, видного, успешного, но не имеющего автомобиля, - призналась нам тридцатипятилетняя Марина Петровна. - На мой взгляд - это странно. В народе даже бытует мнение, если у мужчины нет машины, значит он в лучшем случае несостоятельный, в худшем - неудачник".

Как разрушить стереотип?

"...И я однажды поинтересовалась у своего знакомого, почему он не имеет собственного авто, - продолжила Марина Петровна. - Представьте, он с чувством собственного достоинства ответил мне: "Иметь автомобиль - для меня обременительное занятие. Его содержание, уход, да и сама езда, тем более в условиях сегодняшних пробок, отрывает у меня слишком много драгоценного времени и сил, которое я с удовольствием трачу на семью и досуг. В принципе нет ничего страшного и странного, в том, что я езжу на работу на автобусе, а на дачу или рыбалку на электричке".

Стереотип № 8
"Женщина должна..."

Устойчивый и самый "убийственный" стереотип для многих женщин - женщина должна выйти замуж до 25 -28 лет, иначе она останется "старой девой". И далее: Женщина как профессионал всегда хуже мужчины. Женщина должна родить ребенка, потому что рожать - ее главная функция. Женщина + авто + техника - несовместимы. Место женщины на кухне.

Как разрушить стереотип?

Начнем с того, что никому ничего современная женщина не должна! Сегодня женщина стала не просто независимой. Она успешно делает карьеру, занимается политикой и бизнесом. И при всем этом часто остается желанной женой или подругой; любящей и любимой мамой или бабушкой. К сожалению (или к счастью), время кисейных барышень ушло в прошлое.

Еще один распространенный стереотип: что женщины глупее мужчин. Кстати, известен такой факт, что самый высокий IQ мира продемонстрировала представительница прекрасного пола, и он составил 228…

Стереотип № 9
"Мужчины не плачут"

"Печаль, не высказанная в слезах, заставляет плакать нутро", - сказал кто-то из великих. Должен ли мужчина плакать, имеет ли он на это право? Человечество давно решило, что это удел женщин. Не мы ли говорим своим маленьким сыновьям: "Ну что ты ревешь, как девчонка? Не плачь, ты же мужчина!"

Как разрушить стереотип?

Просто заплакать. Природа одарила человека уникальной возможностью через слезы и плачь "вытеснять" из души "ненужный хлам", то есть боль, обиду, горе. Тем самым, очищая организм от вредных психологических воздействий, которые в противном случае целенаправленно действуют на соматику. Отсюда: гастриты, язвы, инфаркты и многие другие заболевания. Кроме этого, вместо того чтобы просто поплакать на "родном плече", мужчина начинает искать утешение в алкоголе. Поэтому мудрые женщины, "разрешая" мужчине плакать, признают в них настоящую мужественность!

Стереотип № 10
Матери-одиночки - несчастны

Этот миф давно развенчан, но, к сожалению, до сих пор имеет свое вредное воздействие. Меняется не только мир, но и принципы семейной жизни. Если мужчина тиран, пьяница и дебошир, где по вашему будет уютней женщине и ее ребенку? Безусловно, за пределами такого брака. Именно в таком браке женщина чувствует себя более несчастной и более счастливой после развода.

Как разрушить стереотип?

В этом стереотипе общество высказывает свою позицию - ребенок должен жить в полноценной семье! Сложно с этим спорить. Любая ошибка взрослых приводит к страданиям детей. Но, если женщина решается воспитывать сама, на ее плечи взваливается двойная ответственность - быть ребенку и отцом и матерью. Легко быть слабой, несчастной, зависимой, трудно - стать сильной и независимой. "Уж лучше быть одной, чем с кем попало жить", - говорят сегодня эти женщины…

"Чтобы не бороться с ветряными мельницами, необходимо просто жить. Не оглядываться на других и не причинять людям зла. Только тогда можно что-то сломать, а затем построить...", - закончила мысль Ирина, мама, воспитывающая самостоятельно пятилетнего Антона.

Стереотип № 11
"Считается, что женщина не должна первой говорить мужчине о своих чувствах..."

Это один из устойчивых стереотипов общества, который живет в нашем подсознании. Не так уж много в мире женщин, которые могут первыми выразить свои чувства мужчине. Причина в том, что "так не принято". Хочется спросить, кем и когда?

Как разрушить стереотип?

Мне кажется, женщина не должна быть особо настойчивой, - поведал нам Роман. - По крайней мере она не должна говорить о своих чувствах напрямую. А чтобы проявить их по отношению к мужчине, у нее есть нежность и, в конце концов, хитрость! И добиваться своего следует исключительно при помощи этих качеств".

Стереотип № 12
"Интернет - не место для знакомства"

Считается, что невозможно завести приличные знакомства в интернете. Многие уверены, что это даже опасно. Устойчивый стереотип, что "нормальные" люди в интернете не знакомятся, действует сурово и монотонно. Но при этом все знают, что знакомство через интернет открывает новые перспективы и возможности.

Как разрушить стереотип?

"В прошлом году я вышла замуж за чудесного человека, с которым познакомилась через сайт знакомств, - поведала нам наша читательница Елена. - Честно скажу, к подобному виду общения я относилась весьма настороженно и скептически. Мои знакомые все как один твердили: "Лена, это же утопия!" Но, к счастью, "утопия" оказалась... моей второй половинкой, чему я безумна рада. А к осени у нас с мужем появится малыш!"

От редакции хочется добавить: в наш адрес приходят множество писем с разными историями жизни, в том числе от счастливых пар, познакомившихся в интернете.

Стереотип № 13
"Старость - это немощность"

Принято считать, что "третий возраст" может рассчитывать только на сочувствие и сострадание. Но мы совершенно забываем о том, что если "осень жизни" приносит с собой удовлетворение и чувство единства, то старость становится счастливой порой.

Как разрушить стереотип?

Дело ведь не в том, как выглядит человек, а в том, на сколько лет он себя ощущает.

Если, к примеру, ваша цель - добиться, чтобы в транспорте вам уступали место, то, возможно, и нет необходимости ломать данный стереотип. Ведь так удобно верить в слабость и немощность пожилых. И им самим, и окружающим. А вот в факты верить достаточно сложно. "Мне 84 года. Конечно, я считаю себя глубоко пожилым человеком, - рассказывает читательница Полина Федоровна, - но это только по паспорту. А вообще-то я просто живу. Я люблю жить. Люблю своих детей и внуков. Сейчас я живу на даче. У меня там грядки, парник, цветы. И за всем я ухаживаю. Живу вместе со своим дедом. Ему - 92. Еще и за ним ухаживаю (смеется). Тяжело, конечно, бывает... Но пока двигаюсь - значит живу!".

Возможно, мы затронули не все существующие стереотипы. Но, озвучив некоторые из них, мы попытались разрушить штампы, которые якобы необходимо соблюдать. Руководствуясь установленными шаблонами и клише, мы стараемся избежать ошибок. А если что-то и нарушаем, то благодаря пресловутым законам упорно себя оправдываем.

Но! - Совсем недавно неравные браки (и возрастные и социальные), а также гостевые или гражданские считались жесткими "табу". Или раздельные кошельки... Или то, что муж должен зарабатывать больше жены... Сегодня эти общественные феномены перешли в разряд лояльных. Среди нас все больше "нарушителей" стереотипов. И хотя они вызывают смешанные чувства у большинства, они как разведчики прокладывают новые дороги в сознании, тем самым доказывая, что в этом мире все возможно...

"Пустой стул"
Каждый стереотип требует тщательной проработки. Есть замечательная методика под названием: "пустой стул", имеющая двойной эффект. Проговаривая несказанные слова "пустому стулу", вы тем самым, освобождаетесь от напряжения. Эффект первый: происходит внешняя разрядка. Расслабляются мышцы, становясь эластичными, разглаживаются морщины, а тело становится гибким. Эффект второй: происходит внутренняя разрядка. Внутренне вы перестаете бояться нарушить правила, которые упорно "навешивает" вам общество, тем самым, обретая свободу. Вы начинаете делать то, что считаете важным и нужным. Как результат, в вашем окружении появятся люди, которые будут разделять и уважать ваши ценности и взгляды, несмотря на общественное мнение.

У каждого из нас есть своя "клетка условностей" с множеством правил и странных ритуалов. Наверное, это и есть жизнь в ее многообразии... Но, если вдруг вы почувствуете, что все это мешает вам быть счастливыми, смело ломайте, крушите, боритесь за свою свободу! Однажды, разрушив стереотипы, мы окажемся в очень странном мире, где есть место таланту, интересным встречам, неординарным поступкам, которые из-за стереотипного мышления не поддерживаются социумом.

Наверное, прежде всего, стоит научиться слушать себя и свое сердце, а не других людей и... просто стать счастливыми.

Не ломайте голову, ломайте стереотипы. И будьте счастливы!

Тема стереотипов (шаблонов, паттернов) восприятия, мышления и поведения настолько обширна, что ее можно изучать всю жизнь. Но что делать, если стереотипы мешают вам жить той жизнью, которой вы хотите, уже сейчас? Изучив немало материалов, я пришла к выводу, что наибольшей сдерживающей и вредоносной силой обладают стереотипы мышления, так как восприятие и поведение вытекают из мыслительных процессов. Что представляет собой стереотип? Это привычная, устоявшаяся модель поведения или мышления в какой-либо ситуации. Эту модель человек берет из прошлого опыта аналогичных ситуаций и применяет неосознанно, механически. Из данного определения невооруженным взглядом видно, что стереотипное мышление лишает человека не только новых ощущений и возможностей, но и перспектив развития. Кому хочется застрять в повторяющемся круге реакций и мыслительных маршрутов? Думаю, не тому, кто стремится к ! А потому давайте разберемся, как разрушить стереотипы мышления.

Классификация стереотипов мышления

Для того чтобы победить врага, нужно знать его в лицо. Разрушить стереотип можно тогда, когда вы его точно определили. Предлагаю краткое описание пяти наиболее распространенных стереотипов мышления.

Полярное мышление заставляет человека видеть жизнь в черно-белых тонах, каждому происшествию приклеивая либо ярлык «хорошо», либо «плохо». В то время, как мы живем в мире, где сотни тысяч событий-полутонов, люди с полярным мышлением вынуждены выбирать из крайне ограниченного набора оценок. Как известно, в мире вообще не происходит ничего ни плохого, ни хорошего, все становится таковым только из-за наших оценок.

Пессимизм и максимализм проистекают из полярного мышления. Этот стереотип крайне вреден, так как ведет к необъективному восприятию, неадекватным реакциям на происходящее, ошибочным решениям и заниженной .

Чрезмерное обобщение губительно для человека. Этот стереотип мышления проявляется в навешивании ярлыков себе, окружающим и ситуациям, причем ярлыки выбираются исходя из единичной ситуации (например, неудачное знакомство с девушкой) и становятся частью мировоззрения человека («я не умею знакомиться с девушками»). При таком мышлении человек сам закрывает для себя большинство дверей, т.е. возможностей, теряет , впадает в . Страдающий этим стереотипом человек создает неизменяемое представление о себе и может прожить с ним всю жизнь – это называется негибким мышлением. В то время, как в здоровой ситуации человек является процессом, постоянно изменяющимся и обновляющимся.

При избирательном восприятии человек концентрируется только на определенных аспектах какой-либо ситуации, считая их существенными, а все прочие отбрасывает за неважностью. Такое однобокое восприятие приводит к формированию жестких стереотипов, неспособности воспринимать любые мнения, отличные от собственного. Как результат у человека формируется догматическое мышление, когда собственные взгляды и убеждения возводятся в абсолют и не подлежат критике и трансформации. Крайняя степень догматизма – фанатизм, который представляет собой непоколебимую преданность идее или деятельности, полная концентрация на ней и отсутствие каких-либо других .

Признаками избирательного мышления являются: граничащее с фанатизмом убеждение в правильности только своих взглядов, неспособность к их критическому анализу, неизменность этих взглядов, отсутствие интереса ко всему, что им не соответствует, оценка информации исходя только из авторитета источника, упрямство и твердолобость в отстаивании своих убеждений.

Категоризация – бич очень многих людей, стереотип, который необходимо разрушить любыми средствами. Привычка относить всех людей, события и явления к категориям, порождает обобщение и игнорирование индивидуальных качеств объекта. При этом каждая категория наделяется определенной неизменяемой оценкой («все работяги – честные люди», «все богачи – воры и обманщики»). Основываясь на категориях, человек теряет объективность, а вместе с ней, и возможности для с , незаслуженно отнесенными к категории нечестных или обделенных умом (ведь все блондинки – «глупые»).

Еще один губительный стереотип мышления – необоснованные ожидания . От любого события, человека, от будущего в целом человек с этим стереотипом всегда чего-либо ждет: либо плохого, либо хорошего. Теряя объективность, такой человек любому событию придает излишнее значение (а точнее, результату этого события), что ведет к появлению надежды и чаще всего – разочарования, фрустрации, обиды. Особенно мешают ожидания в с любимыми людьми: человек заранее выстраивает систему ожиданий от партнера, и если тот их не выполняет (а обычно они невыполнимы, т.к. основаны не на реальных возможностях партнера, а на его идеализированном образе), испытывает негативные . Это приводит к ссорам, непониманию, попыткам переделать партнера и часто к разрыву отношений.

Ожидания могут быть двух видов – первые основаны на каком-либо знании (), например, «30-летние мужчины готовы к созданию семьи», а вторые – беспочвенны, основаны на фантазиях и вере в эфемерную удачу.

Как разрушить стереотипы мышления

Универсальным средством для борьбы со стереотипами является техника , о которой я рассказывала раньше. Что касается частных случаев, вот несколько советов, как избавиться от описанных выше стереотипов:

  1. Если полярное мышление и пессимизм – это ваша проблема, уменьшить или свести на нет вредное влияние этого стереотипа поможет метод сравнения. Не удивляйтесь тому, насколько он прост, ведь, по сути, и само стереотипное мышление – примитивно. Метод заключается в сравнении существующей неблагоприятной ситуации с другой, более негативной, которая могла бы с вами произойти. Это не снимает проблему полностью, но сильно снижает негативный эффект полярного мышления.
  2. Иногда полярное мышление приводит завышению требований к самому себе, максимализму. Тогда человек ставит перед собой слишком масштабные, трудновыполнимые цели и жестко критикует себя же в случае неудачи. Или не приступает к их достижению из , превращаясь в мечтателя. В таком случае совет – ставить более реальные цели, работать над самооценкой и начать действовать – выполнив поставленные задачи, вы сможете сломать стереотип.
  3. Для борьбы со стереотипами необоснованных ожиданий и категоризации поможет детское восприятие. Дети настолько открыты, что воспринимают все таким, как оно есть, принимают людей независимо от их материального положения, и опыта удач и неудач. Примерьте на себя модель детского мышления – будьте открыты ко всему и делайте выводы о человеке только после того как пообщаетесь с ним, а не основываясь на своих представлениях о том, каким он является.
  4. Если вы постоянно обманываетесь в своих ожиданиях, потребуется постепенная работа по разрушению этого стереотипа. Всякий раз, когда вы ловите себя на ожиданиях, задавайтесь вопросами: «на чем основываются мои ожидания в этой ситуации – на реальных предпосылках или на моем желании получить что-либо?», «не создаю ли я сам обстоятельства, затрудняющие выполнение моих ожиданий?», «понимают ли люди, чего я от них жду и почему испытываю раздражение, если ожидания не оправдываются?».
Похожие статьи