Рефлекс галанта у новорожденных. Безусловные и ранние условные рефлексы новорожденного

11.08.2019

Хватательный рефлекс у новорожденных представляет собой филогенетически древний механизм. Как только ребенок научится держать предметы в ручках, он тут же окажется в удивительной вселенной детства.

Когда хватательный рефлекс у новорожденных станет осознанным, это будет свидетельствовать, что уже совсем скоро ребенок сможет самостоятельно употреблять пищу.

Общая информация

Хватательный рефлекс у новорожденных является врожденным механизмом. На двенадцатом месяце он трансформируется в осознанное действие, а движения малыша становятся более осмысленными и координированными.

Начиная примерно с третьего месяца жизни хватательный рефлекс становится все более интенсивным. С каждым месяцем жизни успехи малыша становятся более значительными.

Этапы развития

Существует четыре основных этапа развития хватательного рефлекса у новорожденных:

  1. Ноль-два месяца.
  2. Три месяца.
  3. Четыре-восемь месяцев.
  4. Девять-двенадцать месяцев.

Первый этап

Хватательный рефлекс у новорожденных на первом этапе выражается очень просто. Как только родитель или доктор нажмет на ладонь малыша, он тут же сомкнет ее вокруг пальца взрослого. На данном этапе это движение является пока неосознанным.

В течение длительного времени руки ребенка будут сжаты в кулачки, но немногим позже малыш, стремясь исследовать новый мир, будет разжимать и сжимать их.

В некоторых случаях уже на этом этапе ребенок пытается схватить то, что находится в поле его зрения.

Второй этап

На втором этапе, когда ребенок достигает трех месяцев, он еще не до конца осознает, что конкретно ему требуется. Тем не менее он проявляет оживление, когда в поле его зрения попадают первые игрушки. Стремясь завладеть предметом, который привлек его внимание, кроха развивает не только координацию верхних конечностей, но и органы зрения. На этом этапе родителям рекомендуется повесить над кроваткой малыша какую-нибудь интересную игрушку. Также с трехмесячным малышом уже можно играть в простейшие игры с закрыванием лица.

Третий этап

На этом этапе кроха научается самостоятельно и достаточно хорошо удерживать игрушки и предметы, привлекшие его внимание. Учитывая то, что, стремясь познать этот мир, он будет проявлять внимание к самым неожиданным деталям, целесообразно позаботиться о его безопасности.

Неплохо удерживать предметы ребенок научается на восьмом месяце жизни. Но на этом этапе ему еще не хватает некоторой ловкости.

Четвертый этап

Как только малыш приблизится к своему первому юбилею, вопрос хватательного рефлекса будет практически решен. Девятимесячная кроха уже не испытывает никаких проблем с хватанием предметов как правой, так и левой рукой.

В этом возрасте ребенок не видит никакой принципиальной разницы между правой и левой руками. Определить кроху как правшу или левшу будет возможно только тогда, когда он перешагнет двухлетний рубеж.

На этом этапе руки малыша приобрели силу и цепкость. Поэтому родителям приходится с некоторым усилием отнимать у него «опасный» предмет.

Как нужно действовать?

Основной задачей родителей является стимулирование хватательного рефлекса у малыша. Для этого следует играть с ребенком в простые игры. Например, рекомендуется расположить любимую игрушку крохи так, чтобы он видел ее, но мог достать, только приложив существенное усилие.

Как только малышу «стукнет» год, следует развивать мелкую моторику. Для разрабатывания пальчиков можно предложить ему кусочек пластилина, хлебную корочку, кусочек яблока или моркови. Таким образом, мамы и папы убивают двух зайцев: развивается не только мелкая моторика, но и речь малыша.

Информация к размышлению

У детей с задержкой в развитии наблюдается заторможенная, ослабленная реакция. У гиперактивных и легковозбудимых малышей реакция, наоборот, выражена очень ярко.

Если рефлекс присутствует после того, как ребенку исполнилось четыре месяца, можно заподозрить наличие поражения НС.

Аналогичный хватательный рефлекс у новорожденных может быть вызван и с ног. Это может произойти на фоне надавливания большим пальцем руки на подушечку нижней конечности. Ответной реакцией принято считать сгибание пальцев на подошве.

В случае нанесения штрихов-го раздражения на подошву при помощи пальца, стопа сгибается с тыльной стороны, а пальцы веерообразно расходятся.

Слабость реакции

Важно помнить о том, что слабый хватательный рефлекс у новорожденного может проявляться едва ли не с самого первого дня его появления на свет. Но как только ребенок достигает двух-трехмесячного возраста, он уверенно хватает за любой предмет, который предлагают им взрослые. Если хватательный рефлекс у новорожденных слабый в течение длительного времени, то не стоит торопиться бить тревогу. Может быть, что ребенку просто требуется помощь взрослого.

Когда реакция отсутствует

Некоторые родители сталкиваются с отсутствием хватательного рефлекса у новорожденных, что в большинстве случаев становится серьезным поводом для паники. Вместо того чтобы бить в набат тревоги и терроризировать врачей, следует постараться развить необходимую реакцию.

  • показать малышу красивую яркую игрушку;
  • подвесить ее над его головой;
  • поддержать стремление крохи добраться до вожделенного предмета.

Еще одной причиной отсутствия хватательного рефлекса у новорожденных является мышечный тонус. Решить эту проблему можно при помощи специальных массажных процедур. Их можно выполнить самостоятельно или доверить опытным рукам квалифицированного специалиста.

Лечение не будет длительным. Скомбинировав массаж с выполнением специальных упражнений, можно достаточно быстро добиться решения тревожащей проблемы.

Нужен доктор!

В некоторых случаях наблюдается абсолютное отсутствие хватательного рефлекса у новорожденных. Если, несмотря на все манипуляции, ситуация остается неизменной, следует проконсультироваться с доктором.

В некоторых случаях врач принимает решение относительно медикаментозной терапии. Иногда крохе назначаются специальные процедуры, при помощи которых малыш может научиться управлять собственным телом и развить необходимые для комфортного существования навыки.

Восстановительный процесс будет быстрым и успешным только в том случае, если лечение начнется своевременно.

После этого ребенок развивается в соответствии с возрастными нормами.

Напоследок

К доктору нужно обратиться и в том случае, если девятимесячный малыш так и не научился самостоятельно удерживать предметы.

Перед походом к педиатру необходимо учитывать и тот факт, что недоношенные дети развиваются не так, как обычные ребятишки. Этапы развития необходимой реакции в этом случае оказываются несколько смещенными.

После родов новорожденный начинает проходить процесс адаптации к новым для него условиям. Справиться с непростой задачей младенцу помогают особые умения, которые делятся на два вида - условные, безусловные. Первые даны малышу от рождения, вторые являются приобретенными. Степень развитости рефлексов у новорожденного свидетельствует о характере его развития и может говорить о наличии проблем.

Безусловными рефлексами малыши обладают с рождения. Они появляются как ответ ребенка на определенный раздражитель. Им характерно появление и исчезновение в определенный период развития. Условные или приобретенные реакции появляются у новорожденного в результате получения опыта, при котором происходят изменения в клетках головного мозга, наблюдаются физиологические изменения, и происходит психоэмоциональное развитие.

Виды рефлексов у малыша

До 28 дней новорожденные обладают исключительно безусловными видами рефлексов, которые обеспечивают процесс их приспособления к миру. У грудничка выделяют около 15 разновидностей безусловных реакций. По некоторым из них в момент рождения врачи оценивают состояние младенца. Малыш в этот период не умеет держать под контролем собственное тело и движения, так как мозг не способен еще выполнять подобные функции.

Появление таких рефлексов и их постепенное угасание имеет определенную закономерность и расписание по месяцам.

Оральные

Оральные рефлексы дают возможность малышам обеспечить себя питанием, именно они отвечают за правильный процесс сосания. Группа состоит из нескольких видов, каждый из них имеет свое предназначение.

Выделяют:

  • сосательный;
  • глотательный;
  • хоботковый;
  • искательный;
  • Бабкина.

Некоторыми из способностей могут наблюдаться уже у плода и визуализироваться при проведении УЗИ. Например, при обследовании матери можно видеть, как ребенок прикладывает пальчик ко рту и осуществляет сосательные движения. Подобная способность присутствует у младенцев с самого рождения, когда при попадании постороннего предмета в ротовую полость он обхватывает его губами и язычком, начинает интенсивное сосание.

Некоторые оральные реакции исчезают у деток к 3-4 месяцам. Другие способны сохраняться в течение 3 лет, например, сосательный.

Спинальные

Спинальные реакции представляют собой непроизвольные движения младенца, совершаемые телом, руками или ногами в ответ на воздействие внешнего раздражителя. К такой категории относится:

  • хватательный;
  • защитный;
  • подошвенный;
  • Бабинского и ряд других.

Подобные умения обеспечивают малышу безопасность и защищают его.

Позотонические

Позотонические виды реакций младенцев связаны с навыками удерживать голову, позу сидения и правильно стоять. Благодаря таким способностям малыш имеет возможность правильно распределять различные степени нагрузки на мышечные волокна, которая возникает и зависит от характера положения тела.

Как проявляются и чем характерны

Большинство врожденных реакций наблюдаются у детей до 1 года, после чего они исчезают. Большинство из них возникают на первых месяцах жизни, пропадая 4 месяцам. Время их угасания различно, что обусловлено периодом, который необходим малышу для полной адаптации к новым условиям. Среди них присутствуют и те, которые способствуют появлению новых навыков или наблюдаются в течение всей жизни.

Хоботковый

При прикосновении к губкам младенца они сворачиваются и образуют форму «хоботка». Такой сосательный рефлекс связан с автоматическим сокращением круговой мышцы, находящейся в области ротовой полости.

Поисковый

Рефлекс Куссмауля свойственен только новорожденным детям. При выполнении прикосновения и легком поглаживании пальцем по губкам ребенок активно пытается найти материнскую грудь, что выражается в опускании нижней губки и параллельном движении языка крохи в сторону нахождения раздражителя.

Сосательный

Важнейший из рефлексов младенцев появляется еще в утробе матери. Он выражается в осуществлении младенцем ритмичных сосательных движений сразу после попадания предмета в его рот, в качестве которого часто выступает соска. По выраженности такой способности педиатры оценивают степень зрелости у недоношенных детей.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Умеренное выполнение надавливания пальцами на ладони младенца приводит к открытию ребенком рта и выполнению движения головкой вперед. Подобный рефлекс обусловлен стремлением новорожденного искать себе пропитание.

Хватательный

Хватательная реакция выражается в способности младенца крепко удерживать предмет. При попадании в район ладони пальца взрослого или иного предмета малыш бессознательно производит сжатие пальцев ладони. Захват может быть такой силы, что младенца можно при этом поднять.

Рефлекс Моро

Реакция малыша на воздействие раздражителя протекает в два этапа. Сначала младенец делает разведение рук в стороны, после чего раскрывает ладони, выполняя движение, которое имитирует объятие. Вызвать подобную реакцию у новорожденного можно различными способами:

  • одновременно хлопнуть по плоскости поверхности, на которой расположен младенец, приблизительно в 15 см от малыша;
  • внезапно разогнуть ножки лежащего ребенка;
  • приподнять за вытянутые ноги нижнюю часть туловища.

Подобная реакция проявляется у младенцев в первые месяцы жизни и по мере его взросления пропадает.

Ландау

Реакция Ландау может быть верхней иди нижней, она появляется у младенцев к 4 месяцам. Первый появляется у ребенка, когда он лежит на поверхности. Он упирается руками, пытается приподнять голову и корпус. Нижний эффект Ландау можно наблюдать при нахождении ребенка в позе «пловца». При приподнимании его и обращении лицом к полу можно наблюдать выгиб спины, поднятие головы и разгибание конечностей.

Кернинга

У лежащего на спине ребенка проводят сгибание ноги в тазобедренном суставе или колене. При нормальной реакции Кернинга сразу выпрямить конечность младенца не получится.

Бабинского

Реакция проявляется при легком движении и соприкосновении пальца с наружным краем подошвы ног по направлению от стопы к пятке.

Малыш отреагирует веерным раскрытием пальцев ног, сгибанием всех суставов с тыльной стороны стопы.

Рефлекс опоры

При нахождении младенца в вертикальном положении и соприкосновении поверхности стопы с опорой происходит выпрямление нижних конечностей и имитация позы стояния с обеспечением поддержки взрослого. Реакция характерна для младенцев первого года, при достижении возраста 8-12 месяцев дети начинают стоять на ровной поверхности самостоятельно.

Рефлекс автоматической ходьбы

Реакция также известна как шаговый, что выделяет главную реакцию младенца. Если обеспечить малышу соприкосновение стоп с поверхностью и немного отклонить его корпус вперед, то можно наблюдать имитацию ходьбы. Такое переступание ножками и называют эффектом шагания.

Некоторые дети при этом делают своеобразное перекрещивание на уровне голени. Такая ситуация является нормальной и связана с повышенным тонусом мышц бедра у малышей в возрасте 1,5 месяца.

Бауэра

Рефлекс ползания появляется у младенцев сразу после рождения. Ребенок в положении лежа на животе при ощущении прикосновения ладоней к подошвам его ступней начинает отталкиваться, используя руки взрослого как опору. В некоторых случаях ребенок способен продвинуться немного вперед, поэтому даже самых маленьких детей нельзя оставлять без наблюдения.

Галанта

При штриховом проведении пальцем вдоль позвоночника малыш изгибается в виде дуги, а голова делает поворот в сторону раздражающего воздействия. Нормой считается также отведение ноги в сторону.

Переса

Реакция проявляется при нажатии легким движением над остистым отростком позвоночника. При этом ребенок разгибает корпус, производит сгибание конечностей и начинает плакать. В связи с негативной окраской эмоций младенца к проверке работы нервной системы при помощи такого способа прибегают только в самую последнюю очередь.

Робинзона

Такое название можно встретить, когда речь идет о хватательном рефлексе. При попадании в зону ладошки младенца какого-либо предмета малыш сразу же вцепляется в него. Даже в первый месяц жизни ребенок может настолько сильно ухватиться за пеленку, что разомкнуть кулачки бывает достаточно сложно. По мере взросления такая реакция становится менее выраженной, и в итоге на ее смену приходят осознанные удержания.

Рвотный

Новорожденные дети не обладают умением правильно глотать. Когда малыш давится, то автоматически происходит рвотный рефлекс, при этом у младенца неосознанно высовывается язык, что и вызывает защитную реакцию.

Защитный

Способность обеспечивать себе защиту у здорового ребенка появляется с первых часов жизни. Положенный на живот младенец сразу делает рефлекторно поворот головы, что помогает ему избежать блокирования поступления кислорода.

Глотательный

При попадании в рот младенца какого-либо предмета он делает глотательное движение. Такой рефлекс помогает ребенку научиться координировать свои движения. Малыш с каждым днем приобретает навык осуществлять дыхание и глотание. Пока он учится приспосабливаться к новым условиям, можно наблюдать, что он ритмично осуществляет вдох и медленно выдыхает, пытаясь между этим проглотить пищу при кормлении.

Спонтанный

Спонтанным рефлексом называют реакцию Моро или испуга. Он наблюдается при неожиданном ударе по поверхности с двух сторон от лежащего на поверхности младенца. В ответ на него конечности ребенка раскрываются и тут же смыкаются, производя движение «объятия».

Таблица начала и угасания рефлексов

Оценка состояния здоровья ребенка, работы его нервной системы проводится на основании наличия и выраженности различных условных и безусловных реакций. Отсутствие некоторых из них может говорить о нарушениях внутриутробного развития или родовых травм. Большинство из них появляется сразу после рождения. Некоторые наблюдаются через несколько дней жизни. Например, реакция Бауэра появляется на 3-4-й день, Галанта на 5-6-е сутки. До какого возраста должны исчезнуть рефлексы, можно увидеть в таблице.

Рефлекс Время исчезновения, месяц
Сосательный 3-4
Защитный До 1,5
Хватательный 3-6
Опоры 1-2
Шаговый 1-2
Поисковый 3-4
Хоботковый 2-3
Бабкина 2-3
Бауэра 4
Моро 4
Бабинского До 2 лет
Галанта 3-4
Переса 3-4

Особенности развития рефлексов у недоношенных детей

По характеру врожденных автоматизмов, наличию рефлексов и их живости после рождения оценивают состояние нервной системы детей. У недоношенных малышей значительная часть врожденных способностей отсутствует, так как процесс созревания мозга не был завершен до конца. Наиболее рано проявляющиеся ротовые реакции у них присутствуют, но затрагивают не все рецепторы. Малыши обладают уникальным потенциалом, поэтому способны восстанавливаться и догонять своих сверстников в развитии за короткое время.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка

Для самостоятельной проверки наличия рефлекса у ребенка достаточно повторить действия, вызывающие подобную реакцию. Не стоит расстраиваться при отсутствии желаемого результата. Возможно, малыш устал, или время для проверки было выбрано неудачно. Например, отсутствие сосательного рефлекса может быть вызвано тем, что малыш попросту не голоден.

Проверять реакции младенца на раздражители необходимо в теплом помещении, при этом он должен быть сухим и не ощущать чувство голода. Прикосновения к малышу должны быть аккуратными, в противном случае рефлексы могут погашаться реакцией на дискомфорт.

Причины и признаки слабого развития рефлексов

Изучить информацию о том, какие должны быть у новорожденного рефлексы желательно, в некоторых случаях они могут проявляться в недостаточной степени.

Причинами такой ситуации могут быть следующие обстоятельства:

  • полученные родовые травмы;
  • нарушения функционирования нервной системы;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • патологии позвоночника;
  • предшествующая асфиксия.

Признаком ослабления является недостаточная выраженность или одностороннее проявление симметричных рефлексов. В некоторых случаях малыш не готов реагировать на раздражитель, например, при отсутствии у ребенка желания есть сосательный рефлекс не будет ярко выражен.

Симптомы

При выявлении аномалий в развитии ребенка анализируется несколько параметров проявления рефлекса. Оценке подлежат следующие моменты:

  • выраженность;
  • симметричность;
  • равномерность проявления с каждой из сторон для симметричных реакций;
  • быстрота получения ответа;
  • длительность проявления.

При этом окончательный вердикт должен делать врач.

Полное отсутствие

Полное отсутствие рефлекса, особенно спинальных, является нехорошим признаком. Отсутствие «автоматического шага» наблюдается при парезах, снижении тонуса мышц и ДЦП.

Недоразвитость

При осмотре младенца врач анализирует симметричность некоторых рефлексов. Например, если хватательная реакция наблюдается у малыша только одной рукой, то это может сигнализировать о возможном ДЦП, кровоизлияниях в мозг или парезах. Если при проверке рефлекса Моро разведение рук ребенок проводит только одной конечностью, то это может говорить о проблемах с ключицей или парезах.

Лечение

Классификация и методика исследования рефлексов у новорожденных предполагает анализ общей клинической картины.

При полном отсутствии

Полное отсутствие рефлексов часто является следствием родовых травм или внутриутробных аномалий. В этом случае содержание терапии определяется в индивидуальном порядке и зависит от причин отсутствия реакций и характера патологий. В большинстве случаев лечение требует стационарного наблюдения и длительной терапии.

При частичной несформированности

При частичной несформированности рефлексов назначается наблюдение профильных специалистов. Часто такая ситуация наблюдается у детей с синдромом угнетения работы нервной системы. Они имеют низкий мышечный тонус и двигательную активность. В тяжелых случаях наблюдаются проблемы в области сосательных движений, поэтому таких малышей кормят через зонд. Таких новорожденных нельзя оставлять в лежачем положении на животе, что связано с недостаточностью выраженности защитного рефлекса. Лечение младенцев при частичной несформированности рефлексов предполагает медикаментозную терапию, массажи и физиопроцедуры.

Прогнозы

Детский организм обладает большими резервами, которые помогают ему восстанавливаться даже в самых сложных ситуациях. При недостаточной развитости рефлексов хороший результат показывает комплексный подход, предполагающий назначение фармакологических препаратов, массажей и специальных физиопроцедур. При этом важна регулярность и постоянное наблюдение у узкого специалиста с выполнением выданных рекомендаций.

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения - рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) - с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) - личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлекса Как вызвать/Как проявляется Когда угасает
Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после - руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать - сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения - спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый - двенадцатый месяц (успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные - сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании - в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине - разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе - сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов - обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Важно!

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Особое значение в периоде новорожденности имеют, так называемые, основные безусловные рефлексы.

Основные безусловные рефлексы новорождённого и грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

Оральные сегментарные автоматизмы:

Сосательный рефлекс

При введении указательного пальца в рот на 3-4 см ребёнок делает ритмичные сосательные движения. Рефлекс отсутствует при парезелицевых нервов, глубокой умственной отсталости, в тяжелых соматических состояниях.

Поисковый рефлекс (рефлекс Куссмауля)

При поглаживании в области угла рта происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает открытие рта и разгибание головы. При надавливании на середину нижней губы опускается нижняя челюсть и сгибается голова. Этот рефлекс особенно хорошо выражен до кормления и слабо выражен у ребёнка сразу после кормления. Обращают внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 мес., затем угасает. Асимметрия рефлекса - односторонний парезлицевого нерва. Рефлекс отсутствует - двухстороннийпарезлицевого нерва, поражение ЦНС.

Хоботковый рефлекс

Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 мес.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)

При надавливании большим пальцем на область ладони новорождённого (обеих ладоней одновременно), ближе к тенару, происходит открывание рта и сгибание головы. Рефлекс ярко выражен у новорождённых в норме. Вялость рефлекса, быстрая истощаемость или отсутствие свидетельствуют о поражении ЦНС. Рефлекс может отсутствовать на стороне поражения при периферическом парезеруки. После 2 мес. он угасает и к 3 мес. исчезает

Спинальные двигательные автоматизмы:

Защитный рефлекс новорождённого

Если новорождённого положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону. Этот рефлекс выражен с первых часов жизни. У детей с поражением центральной нервной системызащитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребёнка в сторону, он может задохнуться.

Рефлекс опоры и автоматическая походка новорождённых

У новорождённого нет готовности к стоянию, но он способен к опорной реакции. Если держать ребёнка вертикально на весу, то он сгибает ноги во всех суставах. Поставленный на опору ребёнок выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе. Положительная опорная реакция нижних конечностей является подготовкой к шаговым движениям. Если новорождённого слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения (автоматическая походка новорождённых). Иногда при ходьбе новорождённые перекрещивают ноги на уровне нижней трети голеней и стоп. Это вызвано более сильным сокращением аддукторов, что является физиологичным для этого возраста и внешне напоминает походку при детском церебральном параличе.

Реакция опоры и автоматическая походка физиологичны до 1 - 1,5 месяцев, затем они угнетаются и развивается физиологическая астазия-абазия. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий. У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.

Рефлекс ползания (Бауэра) и спонтанное ползание

Новорождённого укладывают на живот (голова по средней линии). В таком положении он совершает ползающие движения - спонтанное ползанье. Если к подошвам приставить ладонь, то ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползание усиливается. В положении на боку и на спине эти движения не возникают. Координации движений рук и ног при этом не наблюдается. Ползающие движения у новорождённых становятся выраженными на 3 - 4-й день жизни. Рефлекс физиологичен до 4 месяцев жизни, затем он угасает. Самостоятельное ползание является предшественником будущих локомоторных актов. Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях центральной нервной системы ползающие движения сохраняются до 6 - 12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

Хватательный рефлекс

Появляется у новорождённого при надавливании на его ладони. Иногда новорождённый так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона ). Этот рефлекс является филогенетически древним. Новорождённые обезьяны захватом кистей удерживаются на волосяном покрове матери. При парезахрук рефлекс ослаблен или отсутствует, у заторможенных детей - реакция ослаблена, у возбудимых - усилена. Рефлекс физиологичен до 3 - 4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета. Наличие рефлекса после 4 - 5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопывызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологическийрефлекс Бабинского ).

Рефлекс Галанта

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорождённый изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлекс Переса

Если провести пальцами, слегка надавливая, по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребёнок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности. Этот рефлекс вызывает у новорождённого отрицательную эмоциональную реакцию. Рефлекс физиологичен до 3 - 4-го месяца жизни. Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

Рефлекс Моро

Вызывается различными и не различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребёнок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки - 1 фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение - II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерскомпарезеруки наблюдается асимметрия рефлекса Моро.

При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорождённый только слегка отводит руки. В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро - низкий или высокий. У грудных детей с поражением центральной нервной системы рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4 - 5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлексы у новорожденного ребенка — это навыки без которых он просто не сможет нормально существовать и жить в дальнейшем. Конечно все думают, что сразу после рождения ребенок ничего не умеет, но на самом деле это не так. Некоторые из них очень важные, другие могут и не играть слишком большой роли, но благодаря им или их отсутствию можно понять насколько хорошо развитый ребенок. Кроме того, благодаря рефлексам можно понять есть ли у ребенка отклонения в развитии или нет. Некоторые рефлексы остаются у человека на всю жизнь. А другие начинают постепенно исчезать через некоторое время после рождения.

Из-за того, что кора головного мозга еще не так хорошо развита, как у взрослого человека, то у новорожденного есть определенные автоматические рефлексы. Их контролируют более простые отделы спинного и головного мозга. Если ребенок полностью здоровый, то после рождения он должен иметь стандартный набор рефлексов. Которые потом исчезнут примерно к 3-4 месяцу жизни. Если рефлексы у ребенка отсутствуют или же исчезают раньше положенного времени, то тогда речь идет о патологии, которую нужно немедленно лечить.

К основным рефлексам новорожденного ребенка можно отнести: поисковый, хоботковый, ладонно-ротовой и сосательный.

Поисковый рефлекс или рефлекс Куссмауля

Данный рефлекс относится к категории сосательных рефлексов и полностью исчезает уже к концу четвертого месяца жизни ребенка. Сам рефлекс заключается в том, что когда погладить уголок рта ребенка пальцем, то он автоматически повернет голову в сторону вашего пальца и откроет рот. Также на сегодняшний день различают несколько подвидов данного рефлекса. Если надавить ребенку на середину нижней губы, то он начинает наклонять голову и при этом опускает нижнюю губу и может даже открыть рот. В случае если рефлекс не исчезает к трем месяцам, то необходимо проконсультироваться у врача на наличие патологии. Стоит отметить, что прикасаться при этом нужно крайне легко, чтобы не причинить ребенку боли, ведь в противном случае он отвернется и заплачет.

Хоботковый рефлекс новорожденного

Данный рефлекс относится к оральным. Исчезает примерно к трем месяцам жизни. Вызвать его можно очень просто: достаточно прикоснуться к верхней губе малыша и он начнет вытягивать рот в виде «хоботка». В данном случае также необходима консультация врача для исключения патологии, если рефлекс не исчез до трех месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

Также относится к оральным рефлексам. Вызывается он путем надавливания пальцем на ладонь ребенка. В результате этого малыш будет открывать рот и пытаться двигать головой вперед. Когда ребенок голоден — этот рефлекс особенно хорошо выраженный. Нормальным принято считать исчезновение рефлекса к 2-3 месяцам жизни крохи. Если у ребенка нет ладонно-ротового рефлекса, то это может говорить о наличии проблем с нервной системой. Такие же выводы можно сделать и при сохранении рефлекса в более старшем возрасте. По наличию отклонений от норм можно сделать предварительные выводы о проблемах с шейным отделом позвоночника, которые могли возникнуть непосредственно во время родов.

Сосательный рефлекс новорожденного

Данный рефлекс есть основным и очень хорошо выраженный у всех, полностью здоровых, новорожденных детей. Кроме того, сосательный рефлекс позволяет определить степень зрелости ребенка. Сосание — это очень сложный процесс и за него отвечает пять пар нервов в черепной коробке. Стоит отметить, что более слабым сосательный рефлекс будет сразу после кормления, а потом снова будет восстанавливаться. Если рефлекс слабый, то нужно проверить ребенка на наличие поражений головного мозга или нервов, которые отвечают за данный процесс.

Рефлексы у новорожденного: что должны знать родители

Рефлекс — это очень важный процесс, который должен быть у каждого новорожденного ребенка. Они очень простые и помогают малышу выживать и крепнуть в первые месяцы жизни. Со временем они начинают ослабевать и исчезать. По наличию, отсутствию или же интенсивности того или иного рефлекса, можно понять есть ли у ребенка отклонения в физическом развитии и какие именно.

Хватательный рефлекс новорожденного

Когда вы начинаете прикасаться к ладошке ребенка, то он сгибает пальцы и захватывает в кулак то, чем вы прикасались. Нормальным есть, когда данный рефлекс очень хорошо выраженный. В некоторых деток хватательный рефлекс насколько сильный, что вы легко сможете приподнять малыша в воздух только благодаря тому, что он крепко держится за ваш палец. Также есть возможность вызывать данный рефлекс путем надавливания пальцем на подушечку стопы. Тогда пальчики ребенка начинают автоматически сгибаться. Примерно к концу 4 месяца жизни ребенка рефлекс практически полностью исчезает. Изначально хватательный рефлекс есть основой для формирования произвольного захватывания того или иного предмета. Если есть проблемы с хватательным рефлексом, то скорее всего это вызвано проблемами в шейном отделе позвоночника.

Рефлекс Моро

Данный рефлекс относится к спинальному автоматизму. Вызвать его можно разными способами. Например. Ударить по поверхности на которой лежит ребенок на расстоянии 15 см от него или же приподнять малыша в то время, когда у него будут разогнуты ножки. Стоит отметить, что рефлекс делится на две фазы. В первой фазе малыш разводит в стороны руки, полностью распрямляет их и даже растопыривает пальцы. На протяжении второй фазы ребенок возвращает ручки в исходное положение. Рефлекс Моро очень хорошо выражается сразу же после рождения ребенка. Конечно, если у ребенка была внутричерепная травма или родовые травмы шейного отдела позвоночника, то такой рефлекс может и не проявиться или же будет очень слабым. Постепенно исчезает рефлекс Моро к концу 3-4 месяца жизни малыша.

Рефлекс Галанта

Вызывается данный рефлекс путем раздражения кожи вдоль позвоночника ребенка. Тогда ребенок начинает выгибаться дугой. Стоит отметить, что нога, которая находится на стороне раздражителя будет полностью выпрямленной. Заметить рефлекс Галанта можно уже с конца первой недели жизни малыша и остается он до 3-4 месяца жизни. Если у ребенка есть проблемы с центральной нервной системой, то данный рефлекс может быть слабо выраженным или же его может вообще не быть.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы новорожденных

Если ребенка поставить вертикально, то он будет сгибать ноги в коленях. Если же кроху поднести к опоре, то его ножки довольно быстро станут прямыми и он сможет стоять на стопе. Если при этом новорожденного еще немного наклонить вперед, то он начнет совершать движения, которые будут очень сильно напоминать ходьбу. Не стоит считать, что когда у ребенка перекрещиваются ножки, то это патология, ведь у маленьких деток сильнее выраженный сгибательный тонус. Проходит рефлекс примерно через 1-1,5 месяца. Если есть проблемы с нервной системой, то такого рефлекса не будет.

Защитный рефлекс

Вызвать рефлекс можно тогда, когда ребенка будут укладывать на живот, а он при этом будет поворачивать голову. Такой рефлекс есть в наличии с первых минут жизни ребенка. Если у ребенка есть поражения нервной системы, то защитный рефлекс не будет четко выражаться и если ему не повернуть головку в положении лежа, то малыш может даже задохнуться. Церебральный паралич же вызывает закидывание головы или же сильный ее подъем во время переворачивания на живот.
Похожие статьи