Ребенок стал сильно заикаться что делать. Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения

12.08.2019

После того как родители обнаружили, что их ребенок начал заикаться, у них наступает паника, так как многие считают, что нарушение речи излечить нельзя. Это является распространенным заблуждением, поскольку существует ряд лечебных мер, которые направлены на восстановление речевого центра у больного. В этой статье мы предоставим информацию о том, почему ребенок заикается, какие виды нарушений выделяются в медицине, что нужно делать при обнаружении характерных симптомов, и почему нужно проводить лечение в возрасте года или в 5-6 лет.

Что такое заикание

Если ребенок заикается, то это означает, что у него развивается патология со сложным речевым нарушением. Обычно он зависит от психофизиологических факторов, которые способны привести к некоторым нарушениям при воспроизведении звуков или слов.
Заикание у детей обычно наблюдается в возрасте старше 3 лет. В год обнаружить нарушения достаточно сложно, поскольку новорожденные еще не могут осознанно воспроизводить речь.

Патология может выражаться в нарушенной целостности воспроизведенных слов, неправильное произношение, которое сложно исправить. Речь не исходит плавно, а постоянно произносится рывками, а также с типичными для заикания повторениями звуков, слов или слогов.

Заикание появляется вследствие нарушения речи у детей. По статистике недуг чаще обнаруживается у мальчиков. Заболевание относится к группе лого-неврозов и обычно диагностируются у детей, которые только начинают учиться говорить (в возрасте 3-4 лет). Второй период повышения частоты относится к подросткам в возрасте около 12-13 лет.

Какие есть виды

На данный момент в медицине выделено всего три вида заикания. Клонический вид. Такая форма имеет повторяющийся характер, когда больной старается воспроизвести свою речь. В результате происходит постоянное и частое повторение определенных звуков или слогов в слове (например, «ма-ма-мам-мама»).

Тонический вид. В данном случае больному очень сложно начать говорить. Он старается начать произносить слово, то постоянно этот момент затягивается. Возникает затяжная пауза прежде, чем будет произнесено слово (например, сначала длительное «Ммм-м», а затем слово «мама»).

Клонико-тонический вид или смешанная форма. При таком течении недуга проявляются обо признака, которые могут наблюдаться одновременно или попеременно. Точно определить форму патологии может врач, но родители смогут догадаться сами, если внимательно пронаблюдают за своим чадом.

Видео «Как устранить недуг»

Возможные причины

Существует множество причин, которые могли привести к тому, что ребенок стал заикаться. Наиболее распространенными причинами недуга является повышенный тонус всех двигательных окончаний в речевых центрах в головном мозге. Повышенный тонус приводит к частым судорожным сокращениям лицевых мышц и голосовых связок во время разговора.

Причины могут стать результатом некоторых последствий. Недуг может возникнуть, если были обнаружены хронические стрессы, которые довольно часто приходится перенести малышу в раннем возрасте. В это время нервная система особенно чувствительна.

Заикание может появиться по причине сильного и внезапного испуга. Испуг является сильным эмоциональным потрясением, который приводит к нарушению нервной системы. Кроме испуга эмоциональные переживания могут быть связаны с недостатком внимания родителей по отношению к своему ребенку. Он может замкнуться и почти не разговаривать, что приведет к нарушению речи.

Возникновение заикания иногда наблюдается в результате механического повреждения головного мозга (например, сотрясение). Удары и ушибы головы существенно увеличивают риск проявления симптомов нарушенного речевого центра. Иногда дети могут начать передразнивать своих сверстников, но через некоторое время это входит в привычку, о которой достаточно сложно избавиться.

Также причиной появления симптомов заикания может стать инфекционное заболевание или же пораженная эндокринная система. Если лечение будет начато своевременно, то он подобных признаков можно полностью избавиться, придерживаясь рекомендаций врачей. Прежде чем будет назначен курс терапии, необходимо будет установить основную причину, которая привела к проявлению недуга.

Первоначальная помощь

Первым делом при обнаружении признаков заикания у детей в возрасте 3-4 лет, родители должны успокоиться и вести себя по отношению к больному так же как и раньше. Помочь при недуге можно при соблюдении распорядка дня. Сон должен быть не менее 8 часов. Если у детей началось заикание, то нельзя повышать на их голос, или перебивать, заставляя повторить произнесенное правильно. Очень важно разговаривать с ними спокойно и не торопливо. Нужно дать возможность выговориться малышу, не перебивая его.

В это время больному потребуется больше внимания со стороны родителей, забота, ласка. Не стоит строго наказывать их за незначительные шалости, так как залог успешного выздоровления кроется в хорошем настроении и активности.

Нельзя подвергать больных детей до года испугу, стрессам, волнению и другим сильным эмоциональным всплескам, поскольку это может повлиять на правильность постановки речи. Испуг и переживания способны только усилить дефекты речи. В ближайшее время после обнаружения симптомов недуга следует обратиться к врачу за консультацией и определением тактики лечения.

Лечение

Обычно заикание диагностируется в 3 года, когда ребенок начинает постепенно произносить слова или короткие предложения. После того как была установлена причина, почему у больного возникли речевые дефекты, врач должен определить методику лечения.

Во время лечения детям от 3 лет можно делать расслабляющий массаж шеи, плечевого пояса и лицевых мышц. Если родители решили делать его самостоятельно, то нужно понимать, что движения должны быть плавными и поглаживающими. В это время можно разговаривать с ними ласковым тоном, чтобы больной ощущал себя комфортно. Также можно делать дыхательную гимнастику и расслабляющие ванны.

Логоритмика позволит делать лечение более интенсивно, но это подойдет для больных старше 6 лет. Если причиной недуга стал испуг, то терапию должен делать врач невропатолог. Он также поможет восстановить нервную систему при другом воздействии.

Видео «Ребенок заикается. Как поступить?»

Чтобы быстро и эффективно вылечить данную патологию, советуем не полениться и посмотреть видео-материал, который мы привели для вас ниже.

Любая мама с нетерпением ждёт, когда её малыш начнёт разговаривать, и радуется каждому новому слову крохи. Лепет малыша – лучшая музыка для материнских ушей, а любой дефект речи – повод для тревоги и расстройства.

Женский сайт «Красивая и Успешная» посвящает эту страничку такой проблеме, как детское заикание. Из данной статьи наши читательницы узнают о том, по каким причинам обычно ребёнок заикается, что делать, если болезнь долго не поддаётся лечению, и как не отчаяться в борьбе с недугом.

Причины детского заикания

Неврологи выделяют несколько главных факторов, вызывающих такое нарушение речи:

  1. Ослабленная центральная нервная система, чутко реагирующая на различные стрессы. У детей со слабой нервной системой судороги артикуляционных органов может вызвать испуг, ссора родителей, чрезмерная требовательность к ним со стороны мамы и папы.
  2. Слабый речевой аппарат.
  3. Родовая травма. В таком случае заикание появляется на фоне других неврологических заболеваний.
  4. Поражения мозга, ставшие последствиями перенесённой детской болезни.

Многим родителям, пришедшим за помощью к специалисту с вопросом, что делать, если ребёнок начинает заикаться в 3 года, неврологи советуют просто подождать, дать ребёнку перерасти проблему. Опыт показывает, что детское заикание с возрастом часто проходит само по себе, если родители, сами того не желая, не начинают усугублять проблему.

Ребёнок стал заикаться: чего делать нельзя

Нередко чрезвычайно активные мамы, которые видят смысл своей жизни в постоянных развивающих занятиях с ребёнком, начинают «лечить» маленького заику самостоятельно. Они выбирают методы, которые кажутся им правильными. Но на самом деле эти меры лишь усугубляют проблему. К ним относятся:

  • Бесконечные тренировки по повторению слов, которые малыш не может выговорить с первого раза. Таким образом маме хочется выработать у малыша навык свободного произношения, но ребёнок, понимая, что от него ожидают результата, которого он не может добиться, нервничает и начинает заикаться ещё сильнее.
  • Загрузка ребёнка заданиями по работе над речью. В результате детский мозг перегружается, ребёнок начинает затрудняться даже в тех случаях, с которыми раньше без труда справлялся.
  • Чтение малышу книг, которые он пока не в состоянии понять.
  • Частый просмотр телевизора. Многие современные мамы доверяют воспитание своего ребёнка телевизору. Для своего крохи они подбирают ряд развивающих , которые тот смотрит часами, и совершают при этом серьёзную ошибку. Первое, что следует сделать, если ребёнок в 3-4 года заикается, — это ограничить время его общения с телевизором, планшетом или компьютером. Такому малышу больше всего нужны не красочные движущиеся рисунки, а мамино тепло, внимание, понимание. С крохой-заикой нужно много разговаривать, причём очень важно правильно подбирать темп речи, интонацию, слова.

Нередко для коррекции заикания бывает достаточно лишь исправить ошибки в общении с крохой.

Маленький ребёнок заикается: что делать родителям?

Если малыш, у которого не было ни родовой травмы, ни серьёзной инфекции, ни черепно-мозговых травм, начинает испытывать затруднения в речи, причины этих затруднений, скорее всего, кроются в его родителях. Маме и папе маленького заики в таком случае следует предпринять следующие шаги для помощи своему ребёнку:

  1. Найти общий язык между собой, научиться избегать конфликтов, постараться оградить кроху от любого дискомфорта: он должен начать чувствовать себя спокойно рядом с родителями, а не из-за их ссор.
  2. Перестать требовать от малыша слишком многого. Психологи заметили: очень часто заикание появляется у детей чрезмерно требовательных мам. Позвольте крохе развиваться в его естественном темпе, и, возможно, дефект речи исчезнет без каких-либо дополнительных усилий.
  3. Что нужно сделать, если ребёнок начал заикаться, так это начать с ним разговаривать спокойным тоном, плавно, медленно, чётко. Малышам, страдающим различными дефектами речи, необходимо слышать примеры того, как нужно правильно говорить.
  4. Если ребёнок 5 лет заикается, что делает проблему достаточно серьёзной, необходимо, показать кроху неврологу. Врач сумеет определить точную причину логоневроза и назначит лечение.

Вообще родителям детей, которые страдают дефектами речи, не стоит ждать, пока проблема решится сама собой через 3-4 года. Сайт сайт рекомендует: если малыш заикается в течение года, нужно обязательно поискать хорошего врача, специализирующегося на этой проблеме.

Ребёнок заикается: что может сделать невролог?

Любой специалист в области детской неврологии скажет, что заикание – это болезнь, которую у детей гораздо легче вылечить, чем у взрослых. Даже если корень проблемы лежит в мозговых нарушениях, у маленького заики есть большой шанс начать разговаривать плавно и внятно.

Лечение заикания у детей, как правило, выполняется по следующей примерной схеме:

  1. Изучение особенностей нервной системы малыша, выявление патологий, приведших к заиканию.
  2. Создание комфортной эмоциональной обстановки в семье, чтобы малыш перестал чувствовать себя неуверенно.
  3. Работа над эмоциональной устойчивостью малыша. Что необходимо сделать, если ребёнок заикается, так это научить его верить в себя, в свои возможности, в свою значимость. Заике очень важно избавиться от такого фактора болезни, как чрезмерная . Хороший врач сумеет ему в этом помочь.
  4. Работа с логопедом. Специалист в области правильного произношения звуков и слов проведёт с малышом ряд занятий, на которых основные дефекты речи будут устранены.

Говоря о том, что нужно делать, если ребёнок заикается, важно подчеркнуть, что ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит родителям. Им следует быть с крохой максимально терпеливыми, нежными и внимательными. Маме и папе заики необходимо сотрудничать с врачом, который занимается с их ребёнком, полностью доверять ему, выполнять все его рекомендации. Тогда болезнь наверняка отступит, и кроха начнёт разговаривать совершенно нормально.

Ваш ребёнок вдруг начла заикаться? Не отчаивайтесь, в ваших силах помочь малышу избавиться от этой проблемы. Работа над нарушением речи начинается с определения причины заикания, а дальше предстоит коррективное лечение, которое в большинстве случаев приносит результат. Поговорим подробнее?

Все родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, но если вдруг он начал заикаться, то это становится настоящей трагедией для семьи. Не нужно отчаиваться, если вы столкнулись с такой проблемой, вы можете помочь своему малышу. Под заиканием подразумевают нарушение плавности и ритма речи. У людей с такими проблемами мышцы речевого аппарата сокращаются судорожно, в результате чего и возникают запинки.

Почему ребёнок заикается

Давайте подробнее остановимся на том, почему же ребёнок заикается. Существует огромное количество причин, которые могут спровоцировать появление проблемы. Патология может развиться на фоне врождённых дефектов нервной системы либо аномального формирования речевого аппарата. Заикание может возникнуть в результате перенесённого заболевания или если малыш получил родовую травму. Это - физиологические причины заикания, но есть и психологические, они встречаются чаще всего.

У ребёнка, который уже начал говорить, может внезапно проявиться заикание в результате сильного испуга, пережитого стресса или сильного потрясения. Эти факторы вызывают невроз, на фоне которого и развиваются проблемы с речью. Если заикание носит невралгический характер, то ребёнок может в расслабленной обстановке говорить нормально, но любое незначительное волнение усугубляет ситуацию. Проблема чаще всего проявляется у легковозбудимых, активных детей и малышей с обострённым чувством тревожности.

Проблемы с речью могут возникнуть из-за того, что малыш, только недавно научившись высказывать свои мысли, старается как можно скорее озвучить их. Небольшой словарный запас не позволяет этого сделать, начинается путаница, ребёнок нервничает, теряет нить сказанного и заикается. Встречаются и «необычные» причины: например, малыш заикается намеренно, пытаясь копировать своего родственника.

Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. В это время происходит формирование фразовой речи, и любое потрясение может нарушить этот процесс.

Определив причину заикания, можно переходить к лечению. Оно зависит от того, что стало толчком для появления аномальной речи. Если вовремя обратиться к специалисту, то высока вероятность того, что вскоре ваш ребёнок сможет говорить без запинок.

Что делать, если у малыша появилось заикание

Что делать, если у вашего ребёнка проявилось заикание? Родители должны понимать, что справиться с этой проблемой без специалистов практически невозможно. Коррекция речевой патологии проходит комплексно. Сначала ребёнка обследуют, чтобы понять причину проблемы. Обследование носит не только физиологический характер: малыша нужно показать детскому психологу. В процессе лечения контактировать с психологом придётся часто. Такие встречи нацелены на повышение эмоциональной устойчивости заикающегося малыша. Особенно важно наладить контакт с психологом, если у ребёнка заикание невротического типа. Также придётся найти хорошего логопеда-дефектолога. Во время лечения малыш должен наблюдаться у невролога: врач фиксирует динамику патологии.

Помимо того, что вам нужно будет возить ребёнка на занятия по коррекции речи, необходимо создать дома все условия для того, чтобы малыш забыл о своей проблеме. Структурировать тревогу поможет режим дня. Родителям нужно избегать любых конфликтных ситуаций, которые могут расстроить и малыша. Все домочадцы должны приучить себя разговаривать с ребёнком спокойно, без повышенных тонов, держать взрывные эмоции при себе. На первых порах следите за своей речью: она не должна быть слишком быстрой, иначе ребёнок будет спешить формулировать свою мысль и запинаться. Не перебывайте и не подгоняйте малыша, когда он что-то рассказывает, не акцентируйте внимание на заикании. Хвалите ребёнка, обсуждайте с ним прочитанные книги, играйте вместе. Преодолеть проблему поможет чтение по слогам и пение. Если вы подойдёте к решению вопроса комплексно (будете сами заниматься с ребёнком и привлечёте специалистов), то проблему если и не удастся решить, то точно получится минимизировать.

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Из всех неврозов и неврозоподобных расстройств оно — одно из самых сложных. Трудно найти двух похожих заикающихся: каждый заикается по-своему, и подавляющее большинство сильно страдает. Внезапный испуг бывает причиной проблемы лишь в половине случаев. Еще в 15% случаев повинна наследственность. Все остальное — это неблагоприятные нервно-эмоциональные обстоятельства, в которых происходит . Иными словами, внезапный испуг вызовет заикание лишь у того ребенка , у которого есть определенные предпосылки к нарушению функции речи и психика которого до этого постоянно травмировалась (например, скандалами родителей, нервозной в целом обстановкой в семье). Заикание относят к детским болезням, потому что в до% случаев оно начинается в раннем детстве — в возрасте от двух до пяти лет. Но «детская болезнь» чаще всего продолжается в течение всей жизни, хотя бывают даже случаи самоизлечения. Порой приходится слышать от взрослых людей, что заикание у них прошло само. Значительно реже, что заикание «вылечил такой-то специалист». Это говорит именно о сложном характере расстройства.

Мальчикам не повезло!

Они заикаются в четыре раза чаще, чем девочки. Американские специалисты объясняют это тем, что мальчики более подвижны, энергичны, активны и любознательны, а потому они гораздо чаще попадают в разного рода психо-травмирующие ситуации. Однако дело не только в этом. Если проверить соотношение нервно-психической патологии в детском возрасте хотя бы по числу психиатрических отделений в больницах, то окажется, что мужских отделений опять-таки в три-четыре раза больше, чем женских. Значит, причина, скорее, в неких особенностях развития мужской нервно-психической сферы, ее меньшей устойчивости по отношению к различным негативным воздействиям. Есть и еще одна причина большей распространенности заикания (и нервозности вообще) у мальчиков. Традиционно считается, что к будущим мужчинам надо относиться строже, чем к девочкам, в общении с ними не поощряются различные обнимания, «сюсюканье», поцелуйчики. Поэтому у них и нервных срывов больше. Девочек растят в атмосфере большей любви и нежности (в нормальных семьях, разумеется). Поэтому у них более устойчивая психика и лучше развита моторная сфера (мальчики же, как правило, в детстве бывают более угловатыми и неуклюжими).

Ранее начало

Обычно все начинается в возрасте двух-пяти лет, потому что в это время речевая функция только развивается. Речь — самая сложная и молодая функция живой природы. Весь комплекс патологий в раннем возрасте гнездится именно в рече-двигательном анализаторе. Объективности ради нужно признать: далеко не всегда заикание возникает у малышей, которые растут в семьях, где родители бурно выясняют отношения (пугая ребенка). Довольно часто это нервно-психическое заболевание возникает у детей, которых растят, как кумиров семьи. Ребенок, которому все позволено, растет, что называется, «без тормозов». А когда попадает в ситуацию, где приходится вести себя «не как хочется, а как положено» (например, попадает в детский сад), его психика не выдерживает. Ребенок-пария — нежеланный, нелюбимый, лишний — другой вероятный кандидат в заики. Ему постоянно все «нельзя». У такого ребенка скорее всего возникнут проблемы с психикой, а заикание окажется «довеском», которое усложнит и без того нелегкую жизнь маленького человечка. Бывают, по словам Драпкина, просто недолюбленные дети, о которых заботятся, исполняя родительский долг, но… не любя. А истинная привязанность ощущается и без слов. У недолюбленных детей часто формируется невроз — речь как самая уязвимая функция нарушается.

Неверный прием

Родители часто пугают малышей в воспитательных целях — «будешь плохо себя вести, придет милиционер и тебя заберет», «не будешь слушаться, отдам тебя вон той цыганке». Таким образом искусственно формируется фобический настрой. Известен случай, когда большая собака бросилась к пятилетней девочке (к счастью, не укусила), повалила ее и стала громко лаять. При наличии фобии это могло бы вызвать испуг и даже заикание, но малышка только смеялась: она думала, что собака с ней играет. Конечно, это не значит, что детей нельзя предостерегать от опасностей, заранее рассказывая о каких-то ситуациях. Но запугивать «цыганками», «чудовищами» или чем-то в этом роде — ни в коем случае!

Если заикаются родители

Кажется невероятным, но факт: заикающиеся взрослые невольно начинают говорить почти нормально в присутствии детей. Поэтому от заикающихся родителей можно буквально потребовать: в период формирования речи у ваших детей говорите сами как можно лучше. Помните, что у детей формирование речи идет по механизму активного подражания. (Странно, но факт: родители-заики начинают произносить слова медленнее, следят за речью.) Если же у них возникают по каким-то причинам проблемы с речью (например, во время ссоры или при сильном волнении), им нужно посоветовать контролировать себя и стараться не разговаривать таким образом при ребенке. Самый простой выход — уйти на кухню или в другую комнату.

Подражание

Есть и еще один интересный механизм возникновения заикания . Это тоже — подражание.

Дети в и младших классах школы часто дразнят заик. Но речь в этом возрасте, как уже было сказано, только формируется и функция очень уязвима. Передразнивая другого, ребенок сам может начать заикаться , потому что «дразнилки» всегда произносятся не просто так, а очень эмоционально! В итоге у обидчика могут начаться судорогоподобные имитации в речевом аппарате. Печальный итог: дразнил-дразнил и… сам стал заикаться. Здесь профилактика только одна: ремень (образно говоря, конечно). Чтоб неповадно было дразнить! Объясните забияке: заикание — не порок, такое может случиться с каждым, в том числе — и с ним.

Бывают и такие ситуации

В семье растут двое детей, погодки. Старший заикается. Родители его жалеют, больше ласкают. И у второго ребенка вдруг возникает заикание! Он думает: «Заикаться совсем не больно, а сколько получаешь поблажек!» — включается механизм подражания. Отсюда золотое правило: если в семье двое детей, особенно погодков, то что бы они ни сделали, оба всегда правы. И виноваты — тоже всегда оба. Нельзя баловать одного ребенка в присутствии другого, даже если второго вам по каким-то причинам сейчас «больше жалко».

Похожие статьи