Рассчитать объем кормления. Формулы расчета питания детей до года

14.08.2019

О том, наедается ли ребенок, переживают все мамы, вне зависимости от того, кормят ли они грудью или ребнок-искусств енник. Если с грудничками проще они прикладываются к груди по требованию и сами регулируют объем питания, который им необходим, чтобы накушаться, то искусственникам нужно проводить расчеты питания, чтобы ребенок и не остался голодным, и при этом, его не перекормили.

Расчеты питания для искусственников необходимы потому, что объем желудка при рождении у детей составляет не более 10 мл и постепенно увеличивается по мере роста. Важно, чтобы ребенок получал достаточно питания, и не было перерастяжения желудка и перегрузки пищей.

Сколько смеси должен съедать новорожденный?

Конечно, в идеале стоит кормить ребенка исключительно грудью, при грудном вскармливании никаких расчетов питания проводить не нужно, просто нужно кормить ребенка по требованию.

Но если по каким-то причинам не получилось с грудным вскармливанием, необходимо правильно подобрать ребенку смесь и точно рассчитать необходимые ему объемы питания с первого же дня жизни.

Первые дни жизни ребенка самые важные в плане адаптации к новому питанию и образу жизни, и важно провести точные расчеты количества смеси, которое должен получать новорожденный за сутки и за одно кормление.

До 10 дней жизни ребенка расчеты проводятся, исходя из веса новорожденного при рождении.

Есть несколько способов расчета питания:

Для детей массой при рождении до 3.2 кг объем смеси в сутки равен возрасту ребенка в сутках, умноженному на 70.

Ребенку массой 2.8 кг в возрасте семи суток необходимо по такой формуле 420 мл смеси на сутки. Этот суточный объем делят на количество кормлений, получив объем одного кормления. В этом возрасте детей нужно кормить не менее восьми раз за сутки.

Для детей весом более 3.2 кг формула выглядит таким образом: количество дней жизни ребенка * 80. Это будет объем смеси в сутки, а количеств смеси на одно кормление получают разделив этот объем на 8 кормлений.

Сегодня на современных упаковках смесей производители в помощь мама приводят расчет, сколько смеси должен получать новорожденный за один раз и в сутки.

Количество питания после 10 дней жизни

Так же, как и в первые 10 дней жизни, в дальнейшем, количество питания для ребенка на искусственном питании рассчитывается, сходя из массы тела ребенка. Расчет ведут по такому принципу:

  • до полутора месяцев ребенку необходимо 1\5 от его веса в сутки;
  • до 4 месяцев 1\6 от веса тела в сутки;
  • с 4 до 6 месяцев до 1\7 массы тела, но не более 1000 мл;

После этого возраста не более 1\8 объема веса тела.

К примеру, ребенку в возрасте 1 месяца с массой тела в 4200 г требуется в сутки:

4200: 5 = 840 мл смеси.

Количество кормлений в сутки также зависит от возраста, и составляет:

  • детям до 2 месяцев необходимо 8-10 кормлений в сутки, в том числе и ночью;
  • детям 2-4 месяцев нужно 7-8 кормлений в сутки;
  • детям 4-6 месяцев 6 кормлений в сутки;
  • после 6 месяцев 5-6 кормлений.

Таким образом, сколько должен съедать новорожденный за один раз подсчитать не сложно. Из примера выше мы 840 мл делим на 8 кормлений – 105 мл на одно кормление.

Внимание! Не стоит смотреть на схемы, указанные на баночках с детским питанием, и объемы одного кормления, которые там предложены.

Они даются на усредненного ребенка, и стандартный объем смеси для вашего карапуза может быть или избыточным, или недостаточным.

Расчет питания проводится конкретно для вашего малыша врачом-педиатром или вами самими. Обычно данные на смесях искусственно завышены, что быстрее расходует питание и заставляет покупать больше смеси. При этом дети страдают от перекорма, что в дальнейшем может привести к метаболическим нарушениям и ожирению.

Другая информация по теме


  • Жидкий стул на грудном вскармливании

  • Безмолочная диета для кормящих мам: рецепты и советы врача

  • Когда вводить прикорм при грудном вскармливании?

  • Вредно ли пить пиво при грудном вскармливании?

Объемный метод расчета питания

Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.

Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соот­ветствует средним возрастным нормам.

Количество молока в сутки должно составлять

Фиксированный режим кормлений

Фиксированный

через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него

Калорийный метод расчета питания

Более точный способ расчета питания, когда, определив необхо­димое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.

Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.

Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела

Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления

Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.

Примечание: суточный объем питания для детей первого года жиз­ни не должен превышать 1000 мл.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Овощное пюре

Раскладка на 200 г:

· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;

· картофель - 40 г;

· молоко - 50 мл;

· масло (сливочное или растительное) - 5 г;

· 25% р-р соли - 3 мл.

Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почис­тить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количест­вом (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.

Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи ту­шились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть че­рез сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.

В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.

Каша

Раскладка:

· молоко - 200 мл;

· вода 50 мл;

· крупа - 20 г (4 чайных ложки);

· сахарный сироп - 10 мл;

· 25% р-р соли;

· сливочное масло.

Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просе­янную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до ки­пения, добавить сливочное масло.

Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.

Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо ис­пользовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства

УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ

Цель:

· восстановить водно-солевой баланс организ­ма;

· ликвидировать эксикоз и не допустить его пов­торного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопо­казаний нет.

Оснащение:

· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкос­ти);

· растворы:

XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, кароти­новая смесь;

XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «до­машний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочка­ми моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и осту­дить;

XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;

минеральная вода без газов

Примечания:

· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации произво­дит врач;

· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;

· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пуль­са, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснованиеi

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. че­рез 5-10 мин или каплями под язык, де­тей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жид­кости организмом
2. Медсестра проводит учет и регистра­цию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности тера­пии
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого род­ничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: Оценка эффективности прове­денного этапа пероральной регидратации
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; Вводимый раствор не всасыва­ется в кишечнике.


Этапы Обоснование
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраня­ется - повторить проведенные меропри­ятия; в) эксикоза нет - перейти на поддержива­ющую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксиро­вать продолжающиеся потери жидкости Рассчитанное для первичной ре гидратации количество рас­твора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости
4. При отсутствии рвоты постепенно уве­личивать дозу питья на один прием Адекватное увеличение объема циркулирующей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию прово­дить до прекращения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пероральной ре­гидратации

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.

Показания:

· задержка стула,

· отравления,

· подготовка к операциям,

· проведение лекарственной клизмы,

· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;

· неясные боли в животе;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;

XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребен­ку;

XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;

XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;

XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;

· кипяченая вода (температура 28-30 °С);

· стерильный вазелин или глицерин;

· фартук, резиновые перчатки;

· шпатель, марлевые салфетки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· отказ родителей от выполнения манипуляции,

· повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход пред­стоящей манипуляции, получить согласие Право пациента (родите­лей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки Обеспечение инфекцион­ной безопасности персо­нала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье
4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям ран­него возраста Холодная вода стимулиру­ет перистальтику кишеч­ника
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Облегчен иевведен и я нако­нечника в прямую кишку

Выполнение манипуляции

1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконеч­ник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возрас­та. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопро­тивление внутреннего сфинктера анально­го отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприят­ных ощущений у ребенка. Учет анатомических изги­бов прямой кишки
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не раз­жимая баллона Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудныхдетей испражнения выделяют­ся в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности манипуляции

Завершение манипуляции

Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). За­тем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ

Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.

Показания:

· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;

· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечни­ка;

· неясные боли в животе;

· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки;

· непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Оснащение:

· резиновые перчатки и фартук;

· клеенка, пеленка, полотенце;

· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);

· газоотводная трубка;

· марлевая салфетка;

вазелиновое масло;

· емкость с лекарственным препаратом;

· лоток с дезраствором для отработанного материала.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в манипуля­ции
2. За 20-30 мин до постановки лекарс­твенной клизмы сделать ребенку очис­тительную клизму Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
3. Постелить клеенку, накрыть ее пе­ленкой Обеспечение комфортных ус­ловий
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резино­вый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл Теплый лекарственный пре­парат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность по­явления преждевременной пе­ристальтики
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива Облегчение введения газо­отводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникнове­ния неприятных ощущений у ребенка

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику
Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику Предупреждение возможно­го вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет ана­томических изгибов прямой кишки
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконеч­ником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке Удаление из баллончика возду­ха и предупреждение попада­ния воздуха в прямую кишку
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной труб­ки, предварительно пережав ее сво­бодный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) Предотвращение всасыва­ния лекарственного раствора обратно в баллончик и пре­дупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности
5. Извлечь газоотводную трубку из пря­мой кишки, пропустив ее через салфет­ку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот Время, необходимое для умень­шения спазма гладкой муску­латуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата

Завершение манипуляции

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
Профилактика возникно­вения пролежней стенки кишки.
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом, одеть ребенка

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резино­вого грушевидного баллончика.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возрас­та ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· негативное отношение матери к проведению манипуляции.

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

1. Смазать закругленный конец газоотвод­ной трубки вазелиновым маслом Облегчает введение газо­отводной трубки в кишеч­ник
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными дви­жениями ввести в прямую кишку газоотвод­ную трубку сначала к пупку, затем, преодо­лев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глу­бину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жид­ких каловых масс
4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом,одеть ребенка Гигиена кожных покро­вов, обеспечение комфор­тных условий

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резино­вого грушевидного баллончика.

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ

Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.

Противопоказания:

· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;

· нарушение целостности кожных покровов;

· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоци­ровать глубокие ожоги).

Оснащение:

· компрессная бумага;

· марлевая салфетка;

· косынка или широкий бинт;

· ножницы;

· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфор­ное масло).

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблю­дение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по пери­метру на 1-2 см больше салфетки. В мар­левой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной ракови­ны. Приготовить кусок ваты по перимет­ру на 1-2 см больше, чем бумага Подготовка необходимого оснащения для эффектив­ного проведения манипу­ляции
Выполнение манипуляции
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее Исключается чувство дис­комфорта
Этапы Обоснование
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывес­ти через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты тол­щиной 2-3 см Обеспечивается рефлектор­ное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии Не нарушается повседнев­ная жизнедеятельность
Завершение манипуляции
1. Объяснить маме, что компресс пос­тавлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. После снятия компресса надеть ребен­ку шапочку Профилактика охлаждения

Примечание:

· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарс­твенными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;

· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ

Цель:

· восстановление проходимости дыхательных путей;

· введение лекарственных средств в организм;

· отвлекающая терапия.

Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболева­ния органовдыхания.

Противопоказания:

· индивидуальная непереносимость лекарств;

· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).

Оснащение:

· стационарный или портативный ингаляторы;

· емкость для кипячения воды;

· лекарственные препараты;

· 2% р-р питьевой соды.

Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не ос­тавлять ребенка без присмотра.

Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,

А. Паровые

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
3. Медсестра или мать просит ребен­ка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути
Завершение манипуляции
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких
Б. Аэрозоли (ингалятор)
Подготовка к манипуляции
1. Прочитать название препарата Исключается ошибка
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие Право пациента и родителей на информацию
3. Усадить ребенка, а лучше провес­ти ингаляцию стоя Эффективнее дыхательная фун­кция
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикуляр­но, встряхнуть его Обеспечивается успешное прове­дение манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Попросить ребенка старшего воз­раста сделать глубокий выдох Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад Предупреждаются потери препа­рата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох Обеспечивается вдыхание препа­рата в дыхательные пути
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 Достигается достаточная тера­певтическая доза
Завершение манипуляции
Закрыть ингалятор колпачком Условия хранения препарата

Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленно­го производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

· повышенная температура тела ребенка;

· заболевания кожи;

· индивидуальная непереносимость горчицы.

Оснащение:

· водный термометр;

· таз (ведро, бачок);

· кастрюля с горячей водой;

· сухая горчица или питьевая сода;

· полотенце, пеленки, одежда.

Примечание:

· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;

· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;

· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую гор­чицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;

· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;

· продолжительность манипуляции 10-15 мин.

Выполнение манипуляции

Завершение манипуляции

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ

Цель: рефлекторная терапия.

Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:

· повышенная температура тела у ребенка;

· заболевания кожи;

· злокачественные новообразования;

· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.

Оснащение:

· горчичные пакеты;

· лоток с водой 40-45 °С;

полотенце, пеленки, одеяло;

· водный термометр, часы;

· лоток для отработанного материала.

Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позво­ночник.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие Обеспечение права на информа­цию, участие в манипуляции
2. Вымыть и осушить руки
3. Проверить пригодность горчич­ников (срок годности)
4. Раздеть ребенка по пояс, осмот­реть кожные покровы Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
5. Уложить ребенка на кровать на животик Обязательное условие выполне­ния манипуляции
Выполнение манипуляции
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку Обеспечение эффективности ма­нипуляции
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом Сохранение тепла
4. Через каждые 2-3 мин осматри­вать кожу Предупреждение ожогов кожи
5. При появлении стойкой гипере­мии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала Достижение рефлекторного воз­действия
Завершение манипуляции
1. Протереть кожу пеленкой, смо­ченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом Обеспечение сохранения тепла
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной без­опасности

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ

· удаление налетов;

· противовоспалительное действие;

· обезболивание;

· эпителизация язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарствен­ного препарата.

Методы:

· орошение полости рта;

· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;

· полоскание (с 3 лет).

Оснащение:

· резиновый грушевидный баллончик;

· шпатели;

· марлевые салфетки (бинт);

· стакан;

· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;

· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;

· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».

Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.

Этапы Обоснование
Выполнение манипуляции
А. Орошение при стоматитах Необходимые условия для прове­дения манипуляции
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов
2. Шпателем открыть рот ребенка
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице Оптимальные условия для удале­ния налетов
1. Один конец шпателя или палец обмо­тать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони
2. Смочить салфетку раствором мето­дом полива
3. Шпателем открыть рот ребенку
4. Смачивая слизистую оболочку рас­твором, снять с нее налеты (менять сал­фетки 2-3 раза)
Завершение манипуляции
1. Использованный материал собрать в лоток
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:

· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средс­тва: нистатин, леворин, пимафуцин;

· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирус­ные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейко­цитарный интерферон или интерфероновую мазь;

Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и обле­пихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.

Оснащение:

· стерильные пипетки;

· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

· лекарственные препараты;

· лоток для использованного материала;

· резиновые перчатки.

Техника безопасности:

· не оставлять ребенка без присмотра;

· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.

Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Молочная смесь всегда вводится постепенно, чтобы можно было отследить реакцию организма малыша: в первые сутки однократно дают 10 мл, во вторые – три раза по 10 мл, в третий день дозу увеличивают вдвое, и таким образом за 7 дней доводят норму смеси до суточной.

Для расчёта суточного объёма питания используют несколько способов. Наиболее популярным является способ определения суточной дозы исходя из веса малыша:

Воспользовавшись таблицей, определим формулу, по которой рассчитаем суточную дозу: 4200\6=700 мл.

Чтобы определить необходимый объём смеси на одно кормление, нужно разделить полученный суточный объём на число кормлений: 700\6= 120 мл

Вышеописанный способ является универсальным, однако не учитывает особенности маловесных и недоношенных деток, к тому же в последнее время всё больше малышей рождаются с большой массой тела.

Как альтернатива этого метода, используются объёмный и калорийный расчёты, а также расчёт по весу и росту и специальный расчёт для крупных деток.

1. Объёмный расчёт используется для малышей, масса тела которых отвечает средней возрастной норме:

2. Калорийный расчёт основывается на энергетических потребностях ребёнка. Это наиболее оптимальный метод подсчёта суточного питания недоношенных и маловесных детей, находящихся на искусственном вскармливании.

Для примера рассчитаем суточную дозу молока для ребёнка 2-х месяцев с массой тела 4,2 кг. Калорийность молочной смеси указывается на упаковке (как правило она составляет 680 ккал/л). Для начала определим необходимое количество калорий в сутки: 120х4,2=504ккал в сутки. Объем необходимой смеси = (504х1000):680=742мл.

3. Расчёт для детей, родившихся с крупной массой и имеющих высокие показатели физического развития основывается на том, что в первый месяц ребёнок должен получать 700-800 мл молока, а в каждый последующий на 50 мл молока больше:

4. Расчет по весу и росту определяет суточную дозу как результат умножения относительного веса (вес в граммах, разделенный на рост в сантиметрах) на 7:

В любом случае, в таблицах приведены общие рекомендации. Разовый объем смеси всегда лучше согласовывать с врачом, наблюдающим ребенка.

Полноценное сбалансированное питаниеобязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.

Виды питания детей до года

Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.

Естественное вскармливание

Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.

При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.

Искусственное вскармливание


При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.

Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.

Смешанное вскармливание

Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.

Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.

Как рассчитать объем необходимый объем пищи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые 7-10 дней

Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:

  1. Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
  2. Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.

Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.

Старше 7-10 дней

Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.

Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.

В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.

Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.

Введение прикорма

Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.

Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.

Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.

Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Продукт Срок Количество Блюда для начала прикорма
Овощи При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета.
Каши При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков.
Растительное масло 6 месяцев Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса.
Сливочное масло 7 Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши.
Фрукты 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда.
Мясо 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины.
Желток 8 Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу.
Кисломолочные продукты* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: ).
Творог* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре.
Печенье детское 9-10 Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук.
Рыба Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: ). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре.
Соки 10-12 Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. Осветленные соки из зеленых и белых фруктов.

*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки - кефира и творога.

Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.

Питание после года

Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.

Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.

Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: ). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.

Формула Зайцевой:

Суточный объем молока = 2% массы тела при рождении * день жизни.

Например, 3-х -дневный ребенок с массой тела при рождении 3500 г должен получить за сутки 2% * 3500 * 3 = 210 мл

Формула Шабалова:

= 3 мл * день жизни * масса тела при рождении (в кг).

Например, 3-х-дневный ребенок с массой тела 3500 г высасывает за одно кормление:

3 мл * 3 (день) * 3,5 кг = 31,5 мл

Объемный метод:

Объем молока на одно кормление можно рассчитать по формуле:

10 мл *день жизни

Например, ребенок в возрасте 3-х дней может высосать 10 мл * 3 дня = 30 мл.

Расчет питания для недоношенного новорожденного ребенка (на первые 10 дней жизни)

Формула Роммеля:

Суточное количество молока = (10 + день жизни) * масса в граммах: 100.

Например, 3-х - дневный ребенок с массой тела2000 г должен получить за сутки

(10 + 3)*2000: 100 = 260 мл.

После 10 дня жизни суточный объем питания для новорожденного равен 1/5 массы тела (объемный метод).

Например, ребенок в возрасте 18 дней с массой тела 4000 г за сутки получит 800 мл (110 -120 мл на одно кормление).

Ежедневный туалет новорожденного

Ежедневно необходимо:

Умывать лицо и руки ребенка кипяченой водой, руки следует мыть с детским мылом;

Осторожно прочищать с помощью сухих ватных жгутиков носовые ходы (ежедневно),

наружные слуховые проходы (не чаще одного раза в неделю);

Глаза протирать ваткой, смоченной кипяченой водой, в направлении от наружного угла

к внутреннему (каждый глаз отдельной ваткой). Нельзя закапывать в глаза ребенку

грудное молоко!

Полость рта обрабатывать не следует;

Кожные складки необходимо обрабатывать специальными детскими кремами, маслами

и присыпками. На ночь целесообразно нанести на область паховых и ягодичных скла-

док «детский крем под подгузник», содержащий окись цинка и пантенол, который создает

защитный слой на поверхности кожи, действующий в течение 12 часов.

Туалет пупочной ранки проводится 1% раствором бриллиантового зеленого с помощью

глазной пипетки 2 раза в день до 10-го дня и 1 раз в день до 1 месяца.

III. Примеры ситуационных задач приведены выше.

IV. Задания для самоконтроля.

Решите ситуационные задачи

1. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для доношенного ребенка с массой тела 4000 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.

2. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для недоношенного ребенка с массой тела 1800 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.


I. Тесты

1. Минимальная масса тела доношенного новорожденного составля­ет (в граммах)

а) 2000 б) 2500 в) 3000 г) 3500

2. Минимальная длина тела доношенного новорожденного состав­ляет (в см)

а) 45 б) 47 в) 50 г) 55

3. Пуповинный остаток отделяется у доношенного новорожден­ного на сроке (день жизни)

а) 2 б) 3 в) 4-5 г) 6-7

4. Для профилактики офтальмобленнореи применяется раствор

а) фурацилина б) хлорида натрия в) сулъфацил-натрия г) полиглюкин

5. Режим кормления новорожденного ребенка:

а) 7 раз через 3 часа б) 6 раз через 35 часа в) 5 раз через 4 часа г) 3 раза в день

6. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет
а) до 10% б) до 20% в) до 30% г) до 40%

7. Половой криз у новорожденного проявляется

а) повышением температуры тела

б) увеличением массы тела

в) увеличением грудных желез

г) снижением температуры тела

8. Сроки появления физиологической желтухи новорожденного

а) сразу после рождения б) на 2-3 день в) на 5 день г) на 7 день жизни

9. Интенсивность физиологической желтухи в динамике

а) нарастает б) уменьшается

10. Состояние новорожденного при физиологической желтухе

а) ухудшается б) не изменяется

11. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожден­ного обрабатывают

а) стерильным растительным маслом б) физиологическим раствором

в) раствором фурациллина) г) раствором полиглюкина

12. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раство­ром

а) 2% бикарбоната натрия б) 1% бриллиантового зеленого в) 5% йода

г) 5% хлорида натрия

Эталон ответов к заданиям тестового контроля

1б, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 а, 7в, 8 б, 9 б, 10 б. 11 а 12 б

Похожие статьи