О том, наедается ли ребенок, переживают все мамы, вне зависимости от того, кормят ли они грудью или ребнок-искусств енник. Если с грудничками проще они прикладываются к груди по требованию и сами регулируют объем питания, который им необходим, чтобы накушаться, то искусственникам нужно проводить расчеты питания, чтобы ребенок и не остался голодным, и при этом, его не перекормили.
Расчеты питания для искусственников необходимы потому, что объем желудка при рождении у детей составляет не более 10 мл и постепенно увеличивается по мере роста. Важно, чтобы ребенок получал достаточно питания, и не было перерастяжения желудка и перегрузки пищей.
Сколько смеси должен съедать новорожденный?
Конечно, в идеале стоит кормить ребенка исключительно грудью, при грудном вскармливании никаких расчетов питания проводить не нужно, просто нужно кормить ребенка по требованию.
Но если по каким-то причинам не получилось с грудным вскармливанием, необходимо правильно подобрать ребенку смесь и точно рассчитать необходимые ему объемы питания с первого же дня жизни.
Первые дни жизни ребенка самые важные в плане адаптации к новому питанию и образу жизни, и важно провести точные расчеты количества смеси, которое должен получать новорожденный за сутки и за одно кормление.
До 10 дней жизни ребенка расчеты проводятся, исходя из веса новорожденного при рождении.
Есть несколько способов расчета питания:
Для детей массой при рождении до 3.2 кг объем смеси в сутки равен возрасту ребенка в сутках, умноженному на 70.
Ребенку массой 2.8 кг в возрасте семи суток необходимо по такой формуле 420 мл смеси на сутки. Этот суточный объем делят на количество кормлений, получив объем одного кормления. В этом возрасте детей нужно кормить не менее восьми раз за сутки.
Для детей весом более 3.2 кг формула выглядит таким образом: количество дней жизни ребенка * 80. Это будет объем смеси в сутки, а количеств смеси на одно кормление получают разделив этот объем на 8 кормлений.
Сегодня на современных упаковках смесей производители в помощь мама приводят расчет, сколько смеси должен получать новорожденный за один раз и в сутки.
Количество питания после 10 дней жизни
Так же, как и в первые 10 дней жизни, в дальнейшем, количество питания для ребенка на искусственном питании рассчитывается, сходя из массы тела ребенка. Расчет ведут по такому принципу:
- до полутора месяцев ребенку необходимо 1\5 от его веса в сутки;
- до 4 месяцев 1\6 от веса тела в сутки;
- с 4 до 6 месяцев до 1\7 массы тела, но не более 1000 мл;
После этого возраста не более 1\8 объема веса тела.
К примеру, ребенку в возрасте 1 месяца с массой тела в 4200 г требуется в сутки:
4200: 5 = 840 мл смеси.
Количество кормлений в сутки также зависит от возраста, и составляет:
- детям до 2 месяцев необходимо 8-10 кормлений в сутки, в том числе и ночью;
- детям 2-4 месяцев нужно 7-8 кормлений в сутки;
- детям 4-6 месяцев 6 кормлений в сутки;
- после 6 месяцев 5-6 кормлений.
Таким образом, сколько должен съедать новорожденный за один раз подсчитать не сложно. Из примера выше мы 840 мл делим на 8 кормлений – 105 мл на одно кормление.
Внимание! Не стоит смотреть на схемы, указанные на баночках с детским питанием, и объемы одного кормления, которые там предложены.
Они даются на усредненного ребенка, и стандартный объем смеси для вашего карапуза может быть или избыточным, или недостаточным.
Расчет питания проводится конкретно для вашего малыша врачом-педиатром или вами самими. Обычно данные на смесях искусственно завышены, что быстрее расходует питание и заставляет покупать больше смеси. При этом дети страдают от перекорма, что в дальнейшем может привести к метаболическим нарушениям и ожирению.
Другая информация по теме
-
Жидкий стул на грудном вскармливании -
Безмолочная диета для кормящих мам: рецепты и советы врача -
Когда вводить прикорм при грудном вскармливании? -
Вредно ли пить пиво при грудном вскармливании?
Объемный метод расчета питания
Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.
Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам.
Количество молока в сутки должно составлять
Фиксированный режим кормлений
Фиксированный
через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него
Калорийный метод расчета питания
Более точный способ расчета питания, когда, определив необходимое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.
Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.
Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела
Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления
Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.
Примечание: суточный объем питания для детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Овощное пюре
Раскладка на 200 г:
· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;
· картофель - 40 г;
· молоко - 50 мл;
· масло (сливочное или растительное) - 5 г;
· 25% р-р соли - 3 мл.
Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почистить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количеством (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.
Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи тушились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть через сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.
В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.
Каша
Раскладка:
· молоко - 200 мл;
· вода 50 мл;
· крупа - 20 г (4 чайных ложки);
· сахарный сироп - 10 мл;
· 25% р-р соли;
· сливочное масло.
Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просеянную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до кипения, добавить сливочное масло.
Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.
Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо использовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства
УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ
Цель:
· восстановить водно-солевой баланс организма;
· ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития.
Показания: эксикоз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.
Оснащение:
· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);
· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкости);
· растворы:
XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, каротиновая смесь;
XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «домашний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочками моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и остудить;
XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;
минеральная вода без газов
Примечания:
· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач;
· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;
· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.
Этапы | Обоснованиеi |
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. через 5-10 мин или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы | Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом |
2. Медсестра проводит учет и регистрацию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости | Оценка эффективности терапии |
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: | Оценка эффективности проведенного этапа пероральной регидратации |
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; | Вводимый раствор не всасывается в кишечнике. |
Этапы | Обоснование | ||
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраняется - повторить проведенные мероприятия; в) эксикоза нет - перейти на поддерживающую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксировать продолжающиеся потери жидкости | Рассчитанное для первичной ре гидратации количество раствора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного развития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости | ||
4. При отсутствии рвоты постепенно увеличивать дозу питья на один прием | Адекватное увеличение объема циркулирующей крови | ||
Завершение манипуляции | |||
Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула | Обеспечение эффективности проведения пероральной регидратации | ||
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс и газов.
Показания:
· задержка стула,
· отравления,
· подготовка к операциям,
· проведение лекарственной клизмы,
· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям органов брюшной полости, УЗИ.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки.
Оснащение:
· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:
XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;
XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребенку;
XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;
XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;
XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;
· кипяченая вода (температура 28-30 °С);
· стерильный вазелин или глицерин;
· фартук, резиновые перчатки;
· шпатель, марлевые салфетки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезинфицирующим раствором.
Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
· отказ родителей от выполнения манипуляции,
· повреждение прямой кишки.
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Право пациента (родителей) на информацию | |||
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности персонала | |||
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку | При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье | |||
4. Заполнить грушевидный баллон кипяченой водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям раннего возраста | Холодная вода стимулирует перистальтику кишечника | |||
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки | Облегчен иевведен и я наконечника в прямую кишку | |||
Выполнение манипуляции
1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух | Предупреждение введения воздуха в прямую кишку |
2. Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возраста. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику | Предупреждение неприятных ощущений у ребенка. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник | Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки |
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не разжимая баллона | Чтобы вода не вылилась наружу |
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника | Для лучшего размягчения каловых масс |
6. У грудныхдетей испражнения выделяются в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок | Исключение загрязнения окружающей среды |
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) | Оценка эффективности манипуляции |
Завершение манипуляции
Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). Затем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.
Хранить в параформалиновых камерах.
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ
Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.
Показания:
· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;
· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки;
· непереносимость вводимого лекарственного вещества.
Оснащение:
· резиновые перчатки и фартук;
· клеенка, пеленка, полотенце;
· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);
· газоотводная трубка;
· марлевая салфетка;
вазелиновое масло;
· емкость с лекарственным препаратом;
· лоток с дезраствором для отработанного материала.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции |
2. За 20-30 мин до постановки лекарственной клизмы сделать ребенку очистительную клизму | Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия |
3. Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой | Обеспечение комфортных условий |
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | |
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резиновый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл | Теплый лекарственный препарат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность появления преждевременной перистальтики |
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива | Облегчение введения газоотводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | |
Обеспечение инфекционной безопасности | |
Завершение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке | Удаление из баллончика воздуха и предупреждение попадания воздуха в прямую кишку |
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, предварительно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) | Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллончик и предупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот | Время, необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата |
Завершение манипуляции
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
Профилактика возникновения пролежней стенки кишки. | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом, одеть ребенка |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резинового грушевидного баллончика.
ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возраста ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
· негативное отношение матери к проведению манипуляции.
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
1. Смазать закругленный конец газоотводной трубки вазелиновым маслом | Облегчает введение газоотводной трубки в кишечник |
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку | Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки |
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными движениями ввести в прямую кишку газоотводную трубку сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глубину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) | Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жидких каловых масс |
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом,одеть ребенка | Гигиена кожных покровов, обеспечение комфортных условий |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резинового грушевидного баллончика.
ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ
Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.
Противопоказания:
· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;
· нарушение целостности кожных покровов;
· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоцировать глубокие ожоги).
Оснащение:
· компрессная бумага;
· марлевая салфетка;
· косынка или широкий бинт;
· ножницы;
· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфорное масло).
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблюдение прав пациента | ||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по периметру на 1-2 см больше салфетки. В марлевой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной раковины. Приготовить кусок ваты по периметру на 1-2 см больше, чем бумага | Подготовка необходимого оснащения для эффективного проведения манипуляции | |||
Выполнение манипуляции | ||||
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее | Исключается чувство дискомфорта | |||
Этапы | Обоснование | |||
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывести через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты толщиной 2-3 см | Обеспечивается рефлекторное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи | |||
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии | Не нарушается повседневная жизнедеятельность | |||
Завершение манипуляции | ||||
1. Объяснить маме, что компресс поставлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса | Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту | |||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. После снятия компресса надеть ребенку шапочку | Профилактика охлаждения | |||
Примечание:
· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарственными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;
· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ
Цель:
· восстановление проходимости дыхательных путей;
· введение лекарственных средств в организм;
· отвлекающая терапия.
Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболевания органовдыхания.
Противопоказания:
· индивидуальная непереносимость лекарств;
· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).
Оснащение:
· стационарный или портативный ингаляторы;
· емкость для кипячения воды;
· лекарственные препараты;
· 2% р-р питьевой соды.
Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не оставлять ребенка без присмотра.
Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,
А. Паровые
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование | ||||
3. Медсестра или мать просит ребенка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин | Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом | Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких | ||||
Б. Аэрозоли (ингалятор) | |||||
Подготовка к манипуляции | |||||
1. Прочитать название препарата | Исключается ошибка | ||||
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие | Право пациента и родителей на информацию | ||||
3. Усадить ребенка, а лучше провести ингаляцию стоя | Эффективнее дыхательная функция | ||||
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикулярно, встряхнуть его | Обеспечивается успешное проведение манипуляции | ||||
Выполнение манипуляции | |||||
1. Попросить ребенка старшего возраста сделать глубокий выдох | Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции | ||||
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад | Предупреждаются потери препарата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке | ||||
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох | Обеспечивается вдыхание препарата в дыхательные пути | ||||
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 | Достигается достаточная терапевтическая доза | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Закрыть ингалятор колпачком | Условия хранения препарата | ||||
Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленного производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ
Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.
Противопоказания:
· повышенная температура тела ребенка;
· заболевания кожи;
· индивидуальная непереносимость горчицы.
Оснащение:
· водный термометр;
· таз (ведро, бачок);
· кастрюля с горячей водой;
· сухая горчица или питьевая сода;
· полотенце, пеленки, одежда.
Примечание:
· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;
· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;
· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую горчицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;
· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;
· продолжительность манипуляции 10-15 мин.
Выполнение манипуляции
Завершение манипуляции
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ
Цель: рефлекторная терапия.
Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:
· повышенная температура тела у ребенка;
· заболевания кожи;
· злокачественные новообразования;
· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.
Оснащение:
· горчичные пакеты;
· лоток с водой 40-45 °С;
полотенце, пеленки, одеяло;
· водный термометр, часы;
· лоток для отработанного материала.
Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позвоночник.
Этапы | Обоснование | |||||
Подготовка к манипуляции | ||||||
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции | |||||
2. Вымыть и осушить руки | ||||||
3. Проверить пригодность горчичников (срок годности) | ||||||
4. Раздеть ребенка по пояс, осмотреть кожные покровы | Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу | |||||
5. Уложить ребенка на кровать на животик | Обязательное условие выполнения манипуляции | |||||
Выполнение манипуляции | ||||||
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку | Обеспечение эффективности манипуляции | |||||
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом | Сохранение тепла | |||||
4. Через каждые 2-3 мин осматривать кожу | Предупреждение ожогов кожи | |||||
5. При появлении стойкой гиперемии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала | Достижение рефлекторного воздействия | |||||
Завершение манипуляции | ||||||
1. Протереть кожу пеленкой, смоченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом | Обеспечение сохранения тепла | |||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||||
ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ
· удаление налетов;
· противовоспалительное действие;
· обезболивание;
· эпителизация язв.
Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата.
Методы:
· орошение полости рта;
· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;
· полоскание (с 3 лет).
Оснащение:
· резиновый грушевидный баллончик;
· шпатели;
· марлевые салфетки (бинт);
· стакан;
· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;
· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;
· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».
Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.
Этапы | Обоснование | ||
Выполнение манипуляции | |||
А. Орошение при стоматитах | Необходимые условия для проведения манипуляции | ||
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов | |||
2. Шпателем открыть рот ребенка | |||
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок | |||
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток | |||
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице | Оптимальные условия для удаления налетов | ||
1. Один конец шпателя или палец обмотать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони | |||
2. Смочить салфетку раствором методом полива | |||
3. Шпателем открыть рот ребенку | |||
4. Смачивая слизистую оболочку раствором, снять с нее налеты (менять салфетки 2-3 раза) | |||
Завершение манипуляции | |||
1. Использованный материал собрать в лоток | |||
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
Примечание:
· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средства: нистатин, леворин, пимафуцин;
· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирусные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейкоцитарный интерферон или интерфероновую мазь;
Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и облепихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.
ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА
Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.
Оснащение:
· стерильные пипетки;
· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;
· лекарственные препараты;
· лоток для использованного материала;
· резиновые перчатки.
Техника безопасности:
· не оставлять ребенка без присмотра;
· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.
Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Молочная смесь всегда вводится постепенно, чтобы можно было отследить реакцию организма малыша: в первые сутки однократно дают 10 мл, во вторые – три раза по 10 мл, в третий день дозу увеличивают вдвое, и таким образом за 7 дней доводят норму смеси до суточной.
Для расчёта суточного объёма питания используют несколько способов. Наиболее популярным является способ определения суточной дозы исходя из веса малыша:
Воспользовавшись таблицей, определим формулу, по которой рассчитаем суточную дозу: 4200\6=700 мл.
Чтобы определить необходимый объём смеси на одно кормление, нужно разделить полученный суточный объём на число кормлений: 700\6= 120 мл
Вышеописанный способ является универсальным, однако не учитывает особенности маловесных и недоношенных деток, к тому же в последнее время всё больше малышей рождаются с большой массой тела.
Как альтернатива этого метода, используются объёмный и калорийный расчёты, а также расчёт по весу и росту и специальный расчёт для крупных деток.
1. Объёмный расчёт используется для малышей, масса тела которых отвечает средней возрастной норме:
2. Калорийный расчёт основывается на энергетических потребностях ребёнка. Это наиболее оптимальный метод подсчёта суточного питания недоношенных и маловесных детей, находящихся на искусственном вскармливании.
Для примера рассчитаем суточную дозу молока для ребёнка 2-х месяцев с массой тела 4,2 кг. Калорийность молочной смеси указывается на упаковке (как правило она составляет 680 ккал/л). Для начала определим необходимое количество калорий в сутки: 120х4,2=504ккал в сутки. Объем необходимой смеси = (504х1000):680=742мл.
3. Расчёт для детей, родившихся с крупной массой и имеющих высокие показатели физического развития основывается на том, что в первый месяц ребёнок должен получать 700-800 мл молока, а в каждый последующий на 50 мл молока больше:
4. Расчет по весу и росту определяет суточную дозу как результат умножения относительного веса (вес в граммах, разделенный на рост в сантиметрах) на 7:
В любом случае, в таблицах приведены общие рекомендации. Разовый объем смеси всегда лучше согласовывать с врачом, наблюдающим ребенка.
Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.
Виды питания детей до года
Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.
Естественное вскармливание
Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.
При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.
Искусственное вскармливание
При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.
Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.
Смешанное вскармливание
Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.
Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.
Как рассчитать объем необходимый объем пищи?
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Первые 7-10 дней
Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:
- Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
- Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.
Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.
Старше 7-10 дней
Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.
Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.
В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.
Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.
Введение прикорма
Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.
Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.
Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.
Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.
Продукт | Срок | Количество | Блюда для начала прикорма |
Овощи | При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. | Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета. | |
Каши | При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. | Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков. |
Растительное масло | 6 месяцев | Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. | Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса. |
Сливочное масло | 7 | Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. | Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши. |
Фрукты | 8 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. | Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда. |
Мясо | 8 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. | Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины. |
Желток | 8 | Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. | Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу. |
Кисломолочные продукты* | 9 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. | Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: ). |
Творог* | 9 | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. | Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре. |
Печенье детское | 9-10 | Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук. | |
Рыба | Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: ). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. | Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. | Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре. |
Соки | 10-12 | Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. | Осветленные соки из зеленых и белых фруктов. |
*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки - кефира и творога.
Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.
Питание после года
Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.
Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.
Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: ). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.
Формула Зайцевой:
Суточный объем молока = 2% массы тела при рождении * день жизни.
Например, 3-х -дневный ребенок с массой тела при рождении 3500 г должен получить за сутки 2% * 3500 * 3 = 210 мл
Формула Шабалова:
= 3 мл * день жизни * масса тела при рождении (в кг).
Например, 3-х-дневный ребенок с массой тела 3500 г высасывает за одно кормление:
3 мл * 3 (день) * 3,5 кг = 31,5 мл
Объемный метод:
Объем молока на одно кормление можно рассчитать по формуле:
10 мл *день жизни
Например, ребенок в возрасте 3-х дней может высосать 10 мл * 3 дня = 30 мл.
Расчет питания для недоношенного новорожденного ребенка (на первые 10 дней жизни)
Формула Роммеля:
Суточное количество молока = (10 + день жизни) * масса в граммах: 100.
Например, 3-х - дневный ребенок с массой тела2000 г должен получить за сутки
(10 + 3)*2000: 100 = 260 мл.
После 10 дня жизни суточный объем питания для новорожденного равен 1/5 массы тела (объемный метод).
Например, ребенок в возрасте 18 дней с массой тела 4000 г за сутки получит 800 мл (110 -120 мл на одно кормление).
Ежедневный туалет новорожденного
Ежедневно необходимо:
Умывать лицо и руки ребенка кипяченой водой, руки следует мыть с детским мылом;
Осторожно прочищать с помощью сухих ватных жгутиков носовые ходы (ежедневно),
наружные слуховые проходы (не чаще одного раза в неделю);
Глаза протирать ваткой, смоченной кипяченой водой, в направлении от наружного угла
к внутреннему (каждый глаз отдельной ваткой). Нельзя закапывать в глаза ребенку
грудное молоко!
Полость рта обрабатывать не следует;
Кожные складки необходимо обрабатывать специальными детскими кремами, маслами
и присыпками. На ночь целесообразно нанести на область паховых и ягодичных скла-
док «детский крем под подгузник», содержащий окись цинка и пантенол, который создает
защитный слой на поверхности кожи, действующий в течение 12 часов.
Туалет пупочной ранки проводится 1% раствором бриллиантового зеленого с помощью
глазной пипетки 2 раза в день до 10-го дня и 1 раз в день до 1 месяца.
III. Примеры ситуационных задач приведены выше.
IV. Задания для самоконтроля.
Решите ситуационные задачи
1. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для доношенного ребенка с массой тела 4000 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.
2. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для недоношенного ребенка с массой тела 1800 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.
I. Тесты
1. Минимальная масса тела доношенного новорожденного составляет (в граммах)
а) 2000 б) 2500 в) 3000 г) 3500
2. Минимальная длина тела доношенного новорожденного составляет (в см)
а) 45 б) 47 в) 50 г) 55
3. Пуповинный остаток отделяется у доношенного новорожденного на сроке (день жизни)
а) 2 б) 3 в) 4-5 г) 6-7
4. Для профилактики офтальмобленнореи применяется раствор
а) фурацилина б) хлорида натрия в) сулъфацил-натрия г) полиглюкин
5. Режим кормления новорожденного ребенка:
а) 7 раз через 3 часа б) 6 раз через 35 часа в) 5 раз через 4 часа г) 3 раза в день
6. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет
а) до 10% б) до 20% в) до 30% г) до 40%
7. Половой криз у новорожденного проявляется
а) повышением температуры тела
б) увеличением массы тела
в) увеличением грудных желез
г) снижением температуры тела
8. Сроки появления физиологической желтухи новорожденного
а) сразу после рождения б) на 2-3 день в) на 5 день г) на 7 день жизни
9. Интенсивность физиологической желтухи в динамике
а) нарастает б) уменьшается
10. Состояние новорожденного при физиологической желтухе
а) ухудшается б) не изменяется
11. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожденного обрабатывают
а) стерильным растительным маслом б) физиологическим раствором
в) раствором фурациллина) г) раствором полиглюкина
12. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раствором
а) 2% бикарбоната натрия б) 1% бриллиантового зеленого в) 5% йода
г) 5% хлорида натрия
Эталон ответов к заданиям тестового контроля
1б, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 а, 7в, 8 б, 9 б, 10 б. 11 а 12 б