Особенности коллекционирования в детском возрасте. Доклад: коллекционирование как средство развития креативности дошкольников - мои файлы - каталог файлов - мкдоу "солнышко"

20.07.2019

Ольга Федоровская

У нас в детском саду прошла неделя коллекционирования . Создание коллекций в детском саду дает детям возможность заниматься поисково – исследовательской деятельностью, развивает внимание, память. Вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них, тем самым в процессе общения развивается речь детей. Появляется интерес побольше узнать о собранных экспонатах. В группе у нас создано несколько коллекций по разным темам . В создании коллекций принимали и принимают активное участие и дети, и родители. Собранные экспонаты коллекций распределили по разным темам, разложили по альбомам и контейнерам. Выделили полочку для коллекций , все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.

Коллекционированием начали заниматься с создания коллекций бумаги и ткани .

Это страницы альбома из коллекции бумаги , сюда поместили разные виды бумаги.



Некоторые виды ткани из коллекции тканей .



Когда набралось много мелких игрушек, то решили создать коллекцию игрушек из "киндер - сюрпризов". Набралось целых два контейнера. Дети с удовольствием не только их разглядывают, но и используют их в своих играх.

После того, как дети начали приносить в детский сад ракушки из своих путешествий вместе с родителями за моря и океаны, возникла идея создать коллекцию ракушек . Так как мы живем далеко от моря, и ракушки для детей являются необычным природным материалом,то в коллекцию решили выбрать самые красивые и необычные ракушки. Остальные ракушки оставили для изготовления поделок из природного материала.



Детям понравился процесс создания коллекций , так у нас появились коллекции открыток и фантиков .


Открытки и фантики раскладывали в альбомах по темам.





Коллекция значков


Коллекция карманных календариков. Сейчас мы их формируем по темам ("Домашние животные", "Дикие животные", "Мультфильмы", "Космос", "Спорт" и т. д.)


Создали коллекцию пуговиц . Конечно, чтобы приступить к созданию коллекции , была проведена предварительная работа. Беседовали с детьми о пуговицах, рассматривали их, "путешествовали" в прошлое пуговицы и еще много интересного узнали о них. Вот что у нас получилось. Пуговицы разложили по цвету, форме, величине, по материалу из которого они сделаны и т. д.





Дети так увлеклись коллекционированием , что решили создать коллекцию камней и коллекцию кружев . Так что у нас впереди еще много работы!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Детское коллекционирование - основа для развития детских проектов» «Детское коллекционирование – основа для развития детских проектов» Газизова Татьяна Борисовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №2», г. Губаха.

Коллекционирование как форма познавательной исследовательской деятельности дошкольников Цель: способствовать развитию познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование. Задачи:.

Ежедневно, приходя в детский сад, каждый ребенок что-то приносит с собой в группу. Это и куклы, и машины, и книжки, и фигурки из киндер-сюрпризов,.

Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического.

Коллекция - систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее.

Виды коллекций в детском саду

Воспитатель: Зиновкина З.А.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными.
Выделяют следующие группы коллекций:
Коллективные (групповые) - это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей.
Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные - это детские «сокровищницы», в них собраны самые
разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен
тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные,социальные.
Эмоциональные коллекции - наиболее распространённые в жизни
дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное - эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во
время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции - форма проявления социальных потребностей,
особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.
Длительные - это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать.С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности:
«Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова»,
«Фразеологические обороты».

Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых
листьях; слова зимы - на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях -весенние слова; на цветочках и бабочках - летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными
коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним
Требования к работе с коллекциями.

Рекомендации к сбору коллекций:
- собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
-разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках,
стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список;
Рекомендации к тематическому содержанию коллекций:
- выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы;
- доступность - объекты коллекций должны соответствовать возрастным
особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
-разнообразие - чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
-учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
-учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д.
-педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции - выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки
- безопасность - все объекты коллекции должны быть безопасны с
гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
-учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломаниеветок деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).
Рекомендации к размещению коллекций:
 В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;
-целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать.Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям;
-коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;
-все объекты должны быть систематизированы по категориям;

Светлана Ивановна
Обобщение опыта работы «Метод коллекционирования в детском саду»

Что только не хранится в карманах наших детей! Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится.

Цель моей работы : развитие познавательных способностей и познавательных интересов, социально- коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование .

Задачи :

Создать условия для развития детского коллекционирования ;

Развивать любознательность и познавательную активность детей;

Способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста;

Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать , выделять главное.

Вся работа проходила в три этапа :

1этап – адаптация приема коллекционирования :

Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей ;

Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций :

Организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования ;

Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования ;

3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей

Привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей.

На начальном этапе работы встал такой вопрос : “Что такое коллекционирование и нужно ли оно ?”.

Часто дети приносят в группу угощения. В день рождения Вероника принесла конфеты в красивых обертках. Красочные фантики привлекли внимание детей. Я обратила их внимание на то, что на фантиках указывается не только название конфеты, но и название фабрики-изготовителя и название местности, где эта фабрика находится. Это вызвало у детей интерес и положило начало работе над созданием коллекций в группе .

Дети стали приносить различные фантики, когда их стало так много, что не помещались в коробку, я предложила детям оформить коллекцию фантиков в альбом . Дети с большим удовольствием вклеивали фантики, пополняя нашу коллекцию .

Прежде чем мы приступили к созданию коллекции , установили общие правила : принесенные вещи можно давать всем детям группы, не стоит их прятать в шкаф. Любую коллекцию нужно где-то хранить. Обустроили это место вместе с детьми.

Проводились игры : «Угадай, про какой фантик я рассказываю» , «Расскажи, а я покажу» , «Выбери только " такие " фантики» , «Четвёртый лишний (докажи) ».

На просьбу принести имеющиеся дома коллекции , родители с детьми с удовольствием предоставили свои семейные коллекции , рассказывая о значимости экспонатов, интересных историях их возникновения.

Яна Загребина рассказала о своей коллекции «Игрушки киндер – страны» , где живут герои мультфильмов «Смешарики» , «Маша и Медведь» , принцессы Диснея.

И познакомила со своей коллекцией наклеек .

Маша Шашкина показала детям коллекцию раскрасок и кукол Винкс.

Дети с огромным удовольствием слушали рассказчиков и рассматривали предметы их коллекций .

Мама Кати Бутовой познакомила детей с коллекций жуков и журналов про них. Дети с увлечением слушали рассказ и с интересом рассматривали экспонаты

Настя Рожнова представила коллекцию открыток своей бабушки.

Видя, с каким азартом дети пополняют коллекцию фантиков , я предложила создать еще одну коллекцию- коллекцию открыток . Принесенные из дома открытки, мы вместе с детьми рассортировали по темам : «Цветы» , «Праздники» , «Города и памятники России» и оформили в альбомы.

Предметы коллекций активно использовались как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Во время НОД по формированию целостной картины мира дети с помощью открыток знакомятся с городами России, их достопримечательностями, находят эти города на карте; с праздниками, отмечающимися в нашей стране (истоки праздника, его особенности и традиции, а также игры, которые проводятся во время этих праздников).

Во время НОД по художественному творчеству и в самостоятельной деятельности дети создавали свои открытки, подарки родителям к праздникам.

В свободной деятельности дети с удовольствием рисовали, рассматривали открытки, делились друг с другом впечатлениями, сравнивали, описывали изображенное на них.

Если у ребенка в группе день рождение, дети обязательно, уже без напоминания, дарили открытки, сделанные своими руками.

Работа по созданию коллекций в группе создала хороший микроклимат между всеми участниками. Как интересно нам было все делать вместе : экспериментировать, узнавать новое, делиться информацией, впечатлениями, что-то создавать, делать поделки…

Дети стали более внимательными, заботливыми друг к другу и родственникам, более доброжелательно стали обращаться между собой.

Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер ! Собирая коллекцию , ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельность, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции . Ребенок тренирует память, внимание, интеллект, развивает аккуратность и бережливость. А показывая свою коллекцию друзьям , ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее.

Мой, пока еще не очень большой, опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Хочется отметить еще один положительный результат этой работы : благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости, у них повышалась самооценка, наблюдалось значительное продвижение в развитии. Повысилась речевая активность.

Тема: Особенности коллекционирования в детском возрасте

Коллекционирование является методом материализации собственного «я» в современном мире для дошкольников. Также этот вид деятельности помогает ребенка включиться детское окружение. Не обязательно коллекционирование появляется стихийно и осуществляется ребенком индивидуально. Часто этот процесс инициируют сами взрослые. Воспитательный и педагогический процесс подразумевает включение в занятия коллекционную деятельность. Воспитатели организуют специальные кружки и клубы, проводят занятия. Подобная квазиисследоватлеьская деятельность помогает формировать у детей навыки познавательной деятельности, развивает их способности к творчеству, помогают воспитывать положительные качества личности. Целый комплекс педагогических областей включен в состав коллекционирования. Это и художественное творчество, и социализация, и коммуникация, и трудолюбие, и познание. Подобные комплексные методы являются ведущим принципом осуществления требований, предъявляемых к образовательной программе для дошкольников. Коллекционирование - это больше игра, чем познавательная деятельность. В эту игру играют воспитатели с детьми. Эта игра коллективная и помогает проявлять свои творческие способности каждому ребенку. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является предметно-манипулятивная. И именно этим видом деятельности является коллекционирование. Благодаря собранию коллекций предметов дети получают возможность знакомиться с каждым из них, приобретать знания о его сенсорных особенностях, свойств и качеств. Также ребенок начинает осознавать, что существует большое разнообразие предметов, связанных между собой общими признаками. Понятно, что дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители. Это позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для достижения одной общей цели, это способствует доброжелательной атмосфере в семье и в детском саду, потому что коллективная деятельность обычно сближает людей. Коллекционирование - это не просто увлечение, которое поможет скрасить время, проводимое в детском саду. Это особый вид предметно-развивающей среды. Благодаря этой деятельности дети приучаются решать разные задачи и развиваются умственно и физически. Также коллекционирование можно использовать для организации в увлекательной форме занятий по речевой и художественной деятельности, развития чувства эстетики и познавательной активности, социальном и нравственном воспитании, а также для привития детям здоровьесберегающих привычек.

Поэтапное коллекционирование

Коллекционирование - это процесс, включающих в себя четыре последовательных этапа: Осознание идеи коллекционирования детьми и их родителями Организация совместной с родителями или воспитателями детской деятельности Продуктивная деятельность дома или детском саду Презентация выставки собранных предметов.

Воспитатели применяют коллекционирование, так как это очень привлекательная форма деятельности для дошкольников. Ведь дети очень радуются самому процессу собирательства. Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию в возрасте средней группы. Дети в этом возрасте проявляют интерес к разным предметам, желают узнавать о них как можно больше, что благоприятно сказывается на включение в процесс собирания предметов. Кажется, что тяга к собирательству вложена в сознание детей изначально. К сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает, но есть люди, которые проносят эту тягу через всю свою жизнь. Коллекционирование не просто удовлетворяет потребность человека к собирательству, но и развивает его представление об окружающем мире, помогает ему формировать мышление и речь.

Для того, чтобы успешно внедрить коллекционирование в воспитательный процесс, педагог должен сам увлечься этой идеей. Так он сможет заразить этим интересом и детей. Виды коллекционирования На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования: киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек. легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego. плангонология - собирание разных кукол. филолидия - собирание упаковок. филателия - собирание почтовых марок. бонистика - собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге. нумизматика - собирание различных монет. Для детей более понятными будут несколько иные предметы для коллекционирования: книжки открытки магнитики с картинками листья и цветочки для гербария модельки машин диски с песнями и т.п. Это лишь немногое из того, что нравится собирать детям. Коллекционировать можно самые разные предметы: главное, чтобы это нравилось детям, было им понятно и близко, а также обогащало их понимание окружающего мира. Признаки коллекционирования Короткова Н.А. писала о том, что коллекционирование - это особая форма деятельности дошкольников, которая помогает им развиваться как личности. Она выделила несколько признаков, свойственных этому виду деятельности: нужно собирать те предметы, которые легко классифицировать на виды; можно подбирать реальный материал или образный для того, чтобы обсудить с детьми признаки, по которым нужно будет определить, подходит ли данный предмет для коллекции; обсуждаемый материал нужно поместить в таблицу; в работе должны принимать участия все дети группы. Короткова побуждает воспитателей коллекционировать различные картинки. Например, можно выбрать такие темы для картинок, как времена года, строительные объекты, животные, растения, профессии, минералы, конфеты, спорт. Исследователь также рекомендует определенный список литературы для чтения, что поможет детям увлечься темой коллекционированием и разобраться с тем, как классифицировать предметы. Коллекционирование способно помочь решить множество педагогических задач, которые ставят перед собой воспитатели детского сада: помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы ребенка; помогает формировать эстетическое восприятие и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики (помогают испытывать радость, успокаивают, удаляют грустные мысли). Помимо всего прочего, коллекционирование помогает детям развивать усидчивость и аккуратность, формирует их навыки работы с материалом, способствует росту познавательной активности, исследовательских качеств. Если говорить о мыслительной составляющей коллекционирования, то сначала в детях формируется накопление знаний, затем эта информация подвергается систематизации, что приводит к осмысленному восприятию окружающего мира. Очень важно, чтобы родители активно помогали детям в этом виде деятельности. От вовлеченности родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. При занятии общим делом исчезают многие проблемы во взаимоотношениях, особенно в отношениях между детьми и их родителями. Поэтому коллекционирование, как один из видов интеллектуального развития дошкольника, должно проводиться всей семьей. Это позволяет не только формировать определенную систему знаний, навыков и умений, но также оказывает мощное воздействие на овладение дошкольником таких базовых качеств и свойств интеллекта, как инициатива и компетентность, творчество и регуляция собственного поведения и эмоций. Коллекции используются для работы с дошкольниками как: объекты коллекции не просто хранятся на полке, воспитатели могут их использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, обследований и просто любования; при развитии математических навыков объекты коллекции служат счетным материалом; на занятиях по логике объекты коллекции помогают научиться отличать формы, величины, представления о времени и т.д. в процессе игр; для формирования выставок в детском саду; для организации встреч с интересными людьми; в трудовой деятельности, когда дети помогают оформлять пространство студии; в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции - это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета - это формирование связной речи). при осуществлении индивидуальной деятельности каждым воспитанником. Нужно понимать, что коллекционирование, проводимое детьми, имеет свои особенности, проистекающие из мышления дошкольников. Преобладающим мышлением этого возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Из этого следует, что коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Предметы, являющиеся объектами коллекции, должны быть осязаемыми и реальными. Например, можно использовать открытки, картинки, фотографии, изображения людей, игрушки, печатные издания. Можно выделить в отдельную группу экспонаты, выполненные своими руками детьми вместе со взрослыми. Сюда могут включаться такие детские изделия, как рисунки, поделки своими руками, книжки и коллажи. Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалам. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры. Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное. Главный принцип собирания коллекций - систематизация предметов и формирование представлений о них, понимание их предназначения, способов создания, жизненных этапах и авторах. Для дошкольников доступны пониманию самые разные коллекции. Можно выделить коллективные и домашние группы коллекций. Под коллективными коллекциями можно подразумевать те, что собираются группой детей и воспитателей, а также родителей. Инициатором такой коллекции, как правило, выступает воспитатель. Тематика таких групповых коллекций может отражать содержательную часть развития способности к познанию, являться следствием планирования образовательной работы с детьми и быть частью интеграции в образовательный процесс. Эмоциональные коллекции чаще всего свойственны для детей дошкольного возраста. Этот тип коллекций отличается быстрым всплеском интереса к ним и угасанием интереса. Задача педагога заключается в том, чтобы зафиксировать в сознании ребенка состояние радостного восторга и чувства удовлетворения от познавательного процесса, протекающего в результате собирания предметов этой коллекции. Важно обсуждать с ребенком собранные предметы и рассматривать их совместно. Можно не просто собирать предметы в одну кучу, но создать из них коллаж или панно, также классифицировать все предметы по разным признакам. Следующий тип - это познавательные коллекции. Дети имеют устойчивые интересы, которые приводят к тому, что ребенок начинает собирать тематическую коллекцию. Этот тип собирательства отличается стабильностью и связанностью с определенной тематикой. Еще один тип коллекционирования - социальный. Обычно свойственен детям старшего дошкольного возраста и удовлетворяет их социальные потребности. Ребенок хочет расширить круг своего общения, поэтому он испытывает тягу к определенным сверстникам и хочет завоевать их уважение и признание. Для этого он ищет общие с ним интересы, что влечет к коллекционированию с целью совместных обсуждений собранных экспонатов и их обмена. Это способствует взаимному обогащению познавательной сферы и социальной сферы детей. Временной тип коллекции это тематические коллекции, собранные на ограниченный промежуток времени. Например, дети собирают коллекции из осенних листочков, что помогает им запомнить, что свойственно этому времени года. Главное в этого рода коллекциях - чувство эстетики и развитие чувства вкуса. Длительные коллекции - это коллекции, собираемые из природных материалов, из бумаги, фантиков, открыток и т.п. Эти предметы всегда можно потрогать, рассмотреть, понюхать. Также их удобно использовать для игры. Педагог может научить детей и иному виду коллекции - лингвистическому. Например, можно «коллекционировать» вежливые слова, зимние слова или слова, обозначающие сладости. Для каждого типа слов создается красочная основа: для зимних - снежинки, для осенних - желтые листочки, для вежливых - сердечки. Детей также важно познакомить с тем, какие индивидуальные коллекции собирают знакомые им взрослые: педагоги или родители. Это поможет им наглядно познакомиться с особенностями хранения и собирания экспонатов, а также с бережным их использованием. Ребенок благодаря коллекционирования приобщается к интересному миру тайн и открытий. Неоспоримо, что коллекционирование имеет огромное значение для развития личности ребенка. Исследовательская деятельность, сопровождающая ребенка в процессе собирания экспонатов, помогает им развивать множество навыков и индивидуальных черт личности. Благодаря коллекционированию ребенок сначала получает определенные знания, затем систематизирует всю эту информацию, приобретает готовность к восприятию и осознанию окружающего мира. Объекты коллекции формируют индивидуальные черты речевого развития, художественного творчества ребенка, помогают ему активизировать накопленные представления. Коллекционирование положительно влияет на развитие памяти, внимания и мышления, способности наблюдать за предметами, сравнивать их и анализировать их особенности, выделять главные признаки и комбинировать предметы по этим признакам. Это благоприятно сказывается на кругозор ребенка, формирует в нем познавательную деятельность, помогает раскрыться творческому потенциалу.

24-25 января в группе «Радуга» прошёл заключительный этап творческого проекта «Коллекционирование - как способ развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, создание мини-музея в группе».
К сожалению, ребёнок дошкольник не часто ходит в музеи и тем самым лишается возможности приобщиться к этой стороне культуры народа. А что если музей поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но тогда такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для детей. Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно - исторической, познавательной направленности. С этой целью и был реализован на группе данный проект.

В течение двух месяцев ребята приносили в детский сад свои домашние коллекции, оформляли их в мини-музее, расположенном в группе. Некоторые коллекции собирали родители наших воспитанников еще в детстве: это- коллекция марок, которую принесла Лиза Образкова, коллекция календариков - Кирилла Пауль, коллекция переливных календариков - Дучевой Алины.
Федя Мальцев поделился с ребятами современной коллекцией персонажей из фильма «Звездные войны», которая очень заинтересовала детей, особенно мальчиков. Маша Перебатова принесла в группу коллекцию игрушек из Киндер-сюрприза, которые она аккуратно рассортировала по темам: «машинки», «герои мультфильмов», «профессии», «звери». Полина Трапезникова показала свою коллекцию фантиков, которые разложила в файлы по сортам: фантики от мармеладных конфет, шоколадных, карамельных. Ребята очень заинтересовались таким видом коллекционирования, и Полина предложила производить обмен фантиков между собой. Вика Третникова летом отдыхала вместе с родителями на реке Волга и привезла оттуда речных камней разных форм и размеров, раскрасила их акриловыми красками, украсила смешными рожицами различных зверюшек.
Очень интересной оказалась домашняя коллекция Миши Кучерова - «Камни Урала», ценность её заключается не в том, что она содержит знаменитые камни и минералы нашего Края, а в том, что Миша вместе с папой собирал эти камни. В ней есть старинная ложка, которую они нашли в селе Воскресенское с помощью металлоискателя, и даже установили примерный возраст ложки- XVIII век. Свою коллекцию они аккуратно оформили и подписали, нашли в энциклопедии каждому камню название.
В свой мини - музей мы пригласили детей из других групп, дети с удовольствием рассказывали о своих коллекциях. Гости задавали вопросы «Нравится ли твоя коллекция», «Будешь ли ты пополнять ее в будущем?», «Я тоже хочу собрать коллекцию, поможете ли вы мне в этом?».
Мы надеемся, что наш мини-музей будет пополняться различными коллекциями и экспонатами, в планах - собрать большую коллекцию часов, изучить их историю, изобразить их в ленте - времени, и конечно, показать ее родителям, детям, сотрудникам детского сада!
Подводя итоги, хочется отметить, что родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, задавать вопросы. Мы заметили, что дети стали самостоятельнее, активнее, приобрели навык поисковой деятельность (идеи, информации). У них повысился уровень знаний о традициях своей семьи, семейных ценностях.

Воспитатель Кашицева О.А.

Похожие статьи