Нод путешествие сказкам в старшей группе. Конспект занятие по развитию речи с использованием икт с детьми старшей группы детского сада, тема: «У дедушки Корнея» (Викторина по сказкам К. И. Чуковского). упражнять в словообразовании и словоизменении

18.05.2021

закреплять и расширять знание детьми сказок, их названий, сказочных героев;

формировать умение давать характеристику героям сказок;

формировать у детей собственное отношение к положительному и отрицательному герою;

упражнять в умении подбирать определения к заданному слову;

закрепить согласование частей речи в словосочетании;

    Развивающие:

развивать умение систематизировать;

развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать связную речь, воображение, память, внимание;

активизировать в речи детей антонимы-прилагательные;

    Воспитательные:

воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается;

воспитывать эмоциональный отклик на происходящие события в процессе знакомства с героями литературных произведений.

Материалы и оборудование: аудиозаписи «В гостях у сказки», «Сказки гуляют по свету», «Сказочное начало», «Солнечные зайчики»; презентации в программе PowerPoint «Сказочные герои», «Картинка из сказки»; бумажные фигурки к сказке «Гуси – Лебеди», магнитная доска; картинки с изображением сказочных героев; волшебная палочка.

Ход занятия:

(Дети с воспитателем под аудиозапись «Сказки гуляют по свету» входят в группу, встают в круг)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети: Здравствуйте.

Добрый день! – тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок.

Как вы думаете, что такое сказка?

Дети. Сказка – это волшебство, в сказках бывают превращения и т.д.

Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?

Дети. Да.

Ребенок. В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель. Путешествовать в страну сказок я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку, в названии которой есть число.

Дети.

Три медведя.

Волк и семеро козлят.

Три поросёнка.

Два жадных медвежонка.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно назвали сказки, в которых есть число. Теперь мы можем отправиться в путешествие по сказкам.

(Дети с воспитателем идут по группе под музыку «В гостях у сказки», подходят к домику)

– Ребята, посмотрите, что это за дом стоит? Как вы думаете, кто в нем живет?

Дети. Аленушка, Василиса Прекрасная, Баба-яга и т. д.

– В этом доме действительно живет сказочный персонаж, она знает много сказок и любит их рассказывать. Хотите с ней познакомиться?

Дети. Да, хотим.

(Звучит аудиозапись «Сказочное начало», из домика выходит «Василиса Премудрая»)

Василиса. Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Я Василиса Премудрая.

Гости в дом ко мне пришли,

До чего же хороши!!!

– Ребята, вы любите сказки? Кто же вам читает сказки?

Дети. Мама, бабушка, дедушка, воспитатели.

Воспитатель. Василиса, ребята действительно любят и знают сказки и их героев.

Василиса. Это сейчас мы проверим. Сейчас я буду вам показывать на экране телевизора разных героев, вы их назовете, и скажите из каких сказок они к нам пришли.

    Мойдодыр

  • Поросенок

Василиса. Какие вы молодцы, назвали всех героев. Ребята, сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

    Добрый – злой

    Трудолюбивый – ленивый

    Вежливый – грубый

    Грустный – весёлый

    Радостный – печальный

    Сытый – голодный

    Трусливый – храбрый

    Вредный – полезный

    Щедрый – скупой

– Молодцы ребята, много слов разных знаете. Мне было очень интересно с вами. Теперь вам пора идти дальше, впереди вас ждет еще много интересного.

Воспитатель. Спасибо большое, Василиса. До свидания.

– А мы ребята продолжаем наше путешествие.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «День и ночь»

(На магнитной доске воспроизведен сюжет сказки «Гуси – Лебеди»)

– Что это за сказка? Посмотрите внимательно и запомните. Ночь.

(Меняю местами несколько фигурок. Добавляю фигурку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»)

– День. Что изменилось?

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Музыкальная пауза. Дети танцуют под песню «Солнечные зайчики»)

Воспитатель. Ребята, что вы видите? (Картинки)

– Кто изображен на картинках? (Сказочные герои)

– И я вам предлагаю поиграть в игру «Найди положительных героев»

– Нужно найти картинку с положительным героем и повесить ее на доску.

    Баба Яга Зайчик

    Лиса Буратино

    Карабас Барабас Красная Шапочка

    Тараканище Доктор Айболит

    Гуси – Лебеди Кот в сапогах

Воспитатель. Молодцы ребята, все правильно выполнили. Отправляемся дальше.

(Дети вместе с воспитателем идут по группе, подходят к телевизору)

Воспитатель. Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки. Загадки сказочные. Если вы правильно отгадаете название сказки, тогда на экране появится эта сказка.

    По тропе шагая бодро

Сами воду носят ведра.

(«По щучьему велению»)

    Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(«Лиса и Журавль»)

    В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(«Заюшкина избушка»)

    Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?

(«Волк и семеро козлят»)

– Как вы думаете, какие это сказки? (Русские народные сказки)

– Почему они так называются? (Потому что их написал народ)

– А сейчас послушайте еще одну загадку

    Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

(«Доктор Айболит»)

– Чем последняя сказка отличается от предыдущих сказок? (Те сказки русские народные, а последняя авторская сказка)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Все сказки отгадали.

– Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Давайте позовем Василису Прекрасную.

Василиса. Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам? Что вам больше всего понравилось?

(Василиса Премудрая прощается с детьми. Дарит им на память раскраски по сказкам)

Воспитатель. Ребята, нам пора проститься с Василисой Прекрасной и гостями.

Дети. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель. А мы возвращаемся в детский сад.

(Дети уходят из группы под музыку «Сказки гуляют по свету»)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Овощи"

Цели:

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.

Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование : картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень

– Вы меня узнали?

– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.

Небо становится хмурым, пасмурным, серым.

Птицы улетают в теплые края.

Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.

Ветер. Дует холодный ветер.

Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.

Трава становится желтой и сухой.

Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.

Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики

Рассматривание и беседа по картине .

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)

– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)

– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).

– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)

– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).

– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)

– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)

– Какой овощ срезают? (…капусту)

– Повторим хором слово «консервируют».

(Повторяет один ребёнок ещё раз).

– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)

(Показать картинку)

– Повторите хором слово «овощехранилище».

(Повторяют по одному несколько раз).

Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,

Летом выросла … (капуста).

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

– Послушайте загадку

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем … (кабачок).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.

Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я… (свекла)

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.

Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Носят».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют

Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка

огурец – огурчик; лук – лучок;

чеснок – чесночок; капуста – капустка;

горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;

свекла – свеклы;

репа – репы;

перец – перца;

картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;

сок из капусты – капустный;

сок из свёклы – свёкольный;

сок из помидоров – томатный.

Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– У меня цветная капуста.

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)

– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)

– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)


Конспект занятие по развитию речи с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: « У дедушки Корнея»

(Викторина по сказкам К.И.Чуковского)
Программные задачи:

1. Закрепить в памяти детей сказки К.И. Чуковского.

2. Продолжать учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе, особенно к сказкам.

Оборудование : ноутбук – слайды с изображениями сказок К.И. Чуковского, халат и шапочка для Айболита, диск с оперой «Муха-Цокотуха»; карандаши цветные, белая бумага, предметы для игры

« Мешок с потерявшимися вещами».

Предварительная работа:

Чтение и прослушивание на дисках сказок, рассматривание иллюстрации, организация выставки книг К.И.Чуковского.

Ход занятия.

Вступительная часть:

Входит Айболит. Здравствуйте, ребята! Я тороплюсь в страну Лимпопо, там заболели звери, но, кажется, я заблудился. По дороге я встретил сказочника. Он сказал, что попасть обратно в сказку тебе помогут ребята, с помощью волшебного сундучка. В нем задания и сюрпризы для вас.

Ребята, вы мне поможете? – Да!

Айболит. Из какой я сказки?- Доктор Айболит.

Воспитатель. Это любимый нами сказочник. Сегодня мы в гостях у героев его сказок.

Основная часть:

Воспитатель показывает слайд с изображениями героев из сказки «Телефон».

Ребята, подумайте и скажите, из какой сказки эти герои? –«Телефон».

Вспомните, кто разговаривал по телефону и как? Дети рассказывают отрывки из сказки. Воспитатель обращает внимание детей на изменения в интонациях.

Вижу, любите вы книжки.

И девчонки и мальчишки.

Все же я не очень верю

И сейчас я вас проверю.

Показ слайдов к сказкам Чуковского («Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха»).

Игра « Мешок с потерявшимися вещами».

Воспитатель . Ребята, помогите вещам найти своих владельцев. Вы должны не только назвать, кому принадлежит каждая вещь, но и прочитать отрывок из того произведения, в котором о нем что-то говорится.

Воспитатель показывает предметы: воздушный шарик, мыло телефон блюдце, термометр и т.д.

Ответы детей:

У меня зазвонил телефон….

Ехали медведи на велосипеде….

Вот и мыло подскочило…

А за ними блюдца….

Пришли мне дюжину новых калош…

И ставит им градусник…

Ребята, какие вы сообразительные. А вы смелые?

Дети . Да!

Воспитатель.

Тогда забавные загадки

Ожидают смельчаков.

Есть загадки – где отгадки?

Выходите, кто готов.

Загадывает загадки.

Маленькие домики

По улице бегут.

мальчиков и девочек

по улице везут (машины).
Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну (иголка).
Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое (яйцо и цыпленок).
Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб-

Всю добычу мою,

Я с радостью

Этим зверям отдаю (Рот и зубы).

Стихи К.И.Чуковского очень музыкальны. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы. Опера – это музыкальное произведение, в котором все персонажи поют в сопровождении оркестра.

Дети слушают оперу «Муха – Цокотуха».

Отвечайте без подсказки

Нам названье этой сказки.

(«Муха – Цокотуха».)

Дорогие ребята, все вы любите потешки. Я вам прочитаю старинные народные потешки, которые собрал и обработал Корней Иванович.
«Вдоль по сахару»

Вдоль по сахару да реченька течет,

По изюму разливается.

Берега – то шоколадные,

Дерева –то виноградные.
«Акулина».

Акулина-пышка

На улицу вышла,

На камушек села,

Пять лягушек съела.
«Елизар»

Как сосед наш Елизар

Гонит муху на базар.

Муха –то хорошая,

Продается дешево.

Дети должны заметить небылицы. За правильный ответ получают фишку.

ольга зуйкина

Цели :

Учить использовать в речи слова и выражения , необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания , умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных

Развивать общую моторику и координацию речи с движением .

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая) .

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход занятия:

Воспитатель : К нам на занятие пришли гости , давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки . А вы любите сказки ?

Дети : Да.

Воспитатель : Из какой русской народной сказки эти герои . Отгадайте загадки.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси )

* Оно высоко и ветвисто. Весною зеленеет быстро. Красивым зацветает цветом. Украшено плодами летом. Зимой же голое стоит и неприглядное на вид. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .

Воспитатель : Ребята, героев какой сказки вы отгадали ?

Дети : Гуси – лебеди

Воспитатель : А почему эта сказка называется русской народной?

Дети : Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель : Как начинаются русские народные сказки ?

Дети : "Жили - были"

Воспитатель : Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку ?

Дети : Да.

Воспитатель : Я хочу узнать, внимательно ли вы когда-то слушали, смотрели сказку «Гуси-лебеди » . Предлагаю вам послушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут, то вы должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорим хором : «Да, да, да» и хлопаем в ладоши.

* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .

* Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где ошибка?

Ответы детей.

* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Почему нет?

Ответы детей.

* Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .

* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .

* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : Где здесь ошибка?

* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) .

Воспитатель : А какая в этой фразе ошибка?

* Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .

Воспитатель : Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.

Воспитатель : Дети, кто похитил мальчика?

Дети : Гуси-лебеди .

Воспитатель : Кто такие гуси-лебеди ? Добрые они или злые?

Дети : Злые птицы.

Воспитатель : Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.

Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей - лебедей.

Гуси – лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели (присели на месте.)

Походили (ходьба полуприседя.)

Поклевали (наклоны перед собой.)

Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)

Гуси – лебеди летят , крыльями шумят (ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)

Прогнулись над водой (наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны – назад.)

Качают головой (повороты головы.)

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на воду садятся (сесть на место.)

Воспитатель : В этой сказке беда приключилась . Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика.

Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?

Дети : Страх, боль, горе, печаль.

Воспитатель : Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.


Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?

Дети : Печка.

Воспитатель : Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?

Дети : Яблоня.

Дети : Речка.

Воспитатель : Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?

Дети : Избушка на курьих ножках.

Воспитатель : Затем мы пойдем к избушке.

Дети выполняют задания на листе.

Воспитатель : Давайте рассмотрим план – карту под лампой.


У всех получился такой план?.

Дети : Да.

Воспитатель Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем,

Да притоптывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

А теперь мы поспешим,

В лес волшебный побежим.

Воспитатель : Давайте ласково поздороваемся с печкой.


Дети : Здравствуй, печенька!

Воспитатель : Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети : Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель : Из каких продуктов делают тесто для пирожков?

Дети : Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.

Воспитатель : Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?

Дети : Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.

Воспитатель : Молодцы!

Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети : Здравствуй, яблонька!

Воспитатель : Как у наших, у ворот,

Чудо-яблонька растет,

А на ветках кофты, брюки,

Подставляйте дети руки,

Ну-ка, срочно, дай ответ,

Так бывает или нет?

Упражнение «Есть – нет» .

Поможем яблоньке убрать вещи.

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)


Воспитатель : Яблоки - это овощи или фрукты?

Дети : Фрукты.

Воспитатель : Какие еще фрукты вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель : В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети : Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель : Молодцы, ребята! В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Поздоровайтесь ласково с рекой.

Дети : Здравствуй, реченька!

Воспитатель : Как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети : В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель : Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение .

Еще в сказке лес , в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?

Дети : Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. .

Воспитатель : Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

В дремучем лесу водятся разные звери, какие?

Дети : Волки, лисы, медведи.


Воспитатель : В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)

Слайд 8(1)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка , (козырек вправо, влево)

Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)

Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)


Воспитатель : Ребята, Баба-Яга в сказке добрая ?

Дети : Нет, Баба Яга в сказке злая .

Воспитатель : Она молодая?

Дети : Нет, старая .

Воспитатель : Она красивая?

Дети : Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

Воспитатель : Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.

Дети : Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая,

милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.

Воспитатель : Посмотрите, Бабушка –Яга, как похорошела.

Дети : Да.

Воспитатель : Давайте ее попросим отпустить Иванушку домой.

Какие волшебные слова вы знаете?

Дети : Милая баба-яга, отпусти пожалуйста Иванушку домой.

Воспитатель : А теперь мы поспешим, в детский сад мы побежим. До свидания Баба Яга. Смотрите, Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома.


Подведение итогов занятия .

Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди » ?

Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым

интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было

самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.

Анна Диян
Конспект НОД «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Тема НОД : «Путешествие в страну сказок »

Цель : Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Образовательные :

1. Учить детей узнавать знакомые сказки , сказочных героев .

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками , связную речь).

Развивающие :

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные :

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы) .

Материал к НОД : мяч, «Волшебный сундучок» , в нем Колобок, карточки-схемы к сказке «Колобок» , рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами» , «Заюшкина избушка» , листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа : чтение сказок , речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше) .

Форма работы : групповая (индивидуально-коллективная) .

Тип НОД : комплексное занятие творческого применения знаний и умений детей.

Методы и приёмы : наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

I этап. Организационный

1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки) .

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Здравствуй – утро,

Здравствуй – день,

Нам здороваться не лень.

II этап. Мотивационный

Фея : Вы узнали меня, ребята? Кто я? Правильно, я – волшебная сказочная фея ! И сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам . Хотите отправиться в такое путешествие ? А сказки-то вы знаете ? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм» ) .

Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Кто съел козлят?

Кто пришел в гости к медведям?

В какой сказке дед бил , бил яичко и не разбил?

Что выросла «Большая – пребольшая» ?

Что случилось с ледяной избушкой?

В какой сказке кот спасал петушка ?

Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Воспитатель : молодцы ребята, сказки хорошо знаете . Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики) .

Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок) .

Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка) .

Это кто? (Колобок)

А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный) .

А что еще бывает такое же? (метод анализа) .

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

Что случилось с Колобком? (ответы детей) .

Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из сундучка листы-схемы

Задание : посмотреть на схемы и сказать , какая сказка в них спряталась ?

(«Клобок» )

А лисичка какая в сказке ? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая) .

А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый) .

А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий) .

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку.

Что это? (рукавичка)

А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная) .

А из чего она сделана? (из ниток, из ткани) .

А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .

Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .

А кто жил в рукавичке?

Почему они там жили?

Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

(метод эмпатии) .

Воспитатель спрашивает у ребенка :

Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного) .

5. Физкультминутка.

Дружным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, ну-ка вместе делай так :

Раз-мы встали, распрямились,

Два-согнулись, наклонились,

Три-руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

6. Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

Кто здесь живет? (Коза с козлятами)

У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый) .

А какая была мама Коза? (добрая, заботливая) .

А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо» ). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо-оставляла козлят одних) .

7. Дид. Игра «Кто чем будет» .

Воспитатель достает из сундучка :

Дощечка-стол, стул, теремок…

Яйцо-цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек-шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена-цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет.

Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

(его лиса выгнала из дома) .

А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

А как можно развеселить зайчика? (ответы детей) .

IV этап. Рефлексивный

Наше путешествие подходит к концу . Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей) . А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись) .

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку ) .

Похожие статьи