Должностные обязанности учителя-логопеда. Должностные обязанности логопеда в детском саду Как работает логопед в детском саду

24.10.2020

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок не выговаривает отдельные буквы или не может правильно составить предложение. Стоит помочь ему научиться. И поможет в этом логопед. Практически во всех детских садах есть группы логопедического профиля, где занимаются дети с подобными проблемами.

Для чего нужны занятия со специалистом?

Именно логопед учит малыша не только правильно произносить звуки, но и воспитывает связную речь, обучает грамотно рассуждать, пересказывать текст, подводить итог. Все это очень важно для дальнейшего обучения в школе.
Логопедическая работа идет по следующим направлениям:
  • специальный массаж - происходит укрепление или наоборот, расслабление артикуляционных мышц;
  • артикуляционная гимнастика - проводится в игровой форме;
  • развитие мелкой моторики рук - это необходимо, так как речевые зоны и зоны кистей рук взаимосвязаны;
  • развитие фонематического восприятия - умение выделять определенные звуки из потока речи;
  • развитие воздушной струи - помогает произносить некоторые звуки (например, «р»);
  • развитие фонематического анализа и синтеза - умение определить ударные гласные звуки, разделить слово на слоги, определить количество слов в предложении по схемам;
  • постановка определенных звуков, дифференциация с другими схожими звуками;
  • развитие грамматической и лексической стороны речи, развитие памяти и внимания.

То есть, этот специалист в детском саду помогает ребенку научиться правильно выговаривать звуки, правильно строить предложение, развивает мелкую моторику, внимание, память и зрительно-пространственную ориентацию.

Как проходит занятие?

В дошкольном учреждении логопедические занятия проводятся индивидуально или в группе. Несмотря на то, что индивидуальные занятия более эффективны, во время групповых занятий дети обычно чувствуют себя комфортнее.
Групповые логопедические занятия проводятся с детьми, которые имеют разные отклонения в речевом развитии. В группе обычно 6-8 детей, возраст должен быть одинаковым. В группу набирают детей с одинаковыми речевыми проблемами. На таких занятиях ребят учат связно говорить, накапливать словарный запас.
Индивидуальные занятия проходят с детьми, у которых нарушено произношение отдельных звуков. При помощи игр и упражнений логопед будет исправлять различные дефекты. Причем, логопед использует упражнения для пальцев, музыку, учит правильно распределять дыхание (что актуально для заикающихся детей).
Занятия проходят два раза в неделю по 20-25 минут. Логопед обязательно дает домашние задания малышу. И родители должны каждый день их выполнять. Для этого потребуется зеркало и тетрадь.

Обычно на занятиях применяются следующие упражнения:

  • сильно надувать и сдувать щеки;
  • плотно закрывать рот и широко его открывать;
  • сжимать зубы и напрягать губы;
  • стискивать зубы и размыкать губы, широко улыбаясь;
  • широко улыбаться, затем кончиком языка двигать по часовой стрелке;
  • улыбаясь, выставить язык между губами и сказать «ля-ля-ля», прикусывая кончик языка;
  • улыбаться и облизывать верхнюю губу широким языком;
  • во время улыбки водить языком вверх и вниз;
  • вытягивать губы и делать узкий язык, произнося звук цокающих копыт.
Это самые распространенные упражнения. Но существует еще множество упражнений, которые использует в своей работе логопед.

Очень важно, чтобы в дополнение к работе логопеда в детском саду, родители занимались с чадом дома. Делать это надо регулярно. Это поможет быстрее справиться с логопедическими проблемами у ребенка.

Особенности работы логопеда в детском саду

В современных дошкольных учреждениях с детьми работают не только воспитатели, но и педагоги различных специальностей. Одним из специалистов является учитель-логопед. Часто родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы проводимой логопедами является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.

В ло­гопедической помощи нуждаются раз­ные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет - сей­час. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок не­правильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему чет­ко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а мож­но попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником.

И звестно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с тру­дом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном за­канчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родно­го языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Именно поэтому в детских садах проводятся систематические коррекционные занятия, с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста.

Существует два вида логопедических занятий: фрон­тальные (с группой детей) и индивиду­альные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии - 5-6 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопеди­ческая работа строится с учетом дефек­та и возраста ребенка.

Различают три основных вида нарушений речи у до­школьников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия , - лег­кий вид, ФФН - фонетико-фонематические нарушения (нарушены произноше­ние и речевой слух), ОНР - общее недо­развитие речи (нарушена вся речевая си­стема: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня - от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи).

Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивиду­альных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут про­должаться от 3 до 9 месяцев.

Детям с ФФН можно посещать инди­видуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.

Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. На индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправле­нию звукопроизношения, а также отра­батываются позиции, которые в индиви­дуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными за­дачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и разви­тие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематиче­ского слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связ­ной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все пси­хические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.

Правильное развитие речи ребенка во многом зависит от внимания и заботы семьи. Дислалия, ФФН или ОНР - со всеми этими расстройствами можно спра­виться полностью или добиться значительного улучшения со­стояния речи, но для этого надо помогать ребенку настойчиво, с лю­бовью и верой в успех!

Дети могут путать буквы, не произносить буквы, поэтому уже в 2 года ребенка необходимо отвести на прием к логопеду в районной поликлинике. Также, при выборе детского сада следует обратить наличие в саду специалиста-логопеда, даже если ребенок хорошо выговаривает буквы, то наблюдение логопеда не помешает. Логопед поможет развить правильную дикцию и грамотную речь.

Почему специалисты рекомендуют посетить логопеда в возрасте 2 лет? Потому что речь начинает формироваться уже с года. Ребенок начинает произносить первые слова, соединять их в предложения и родители не всегда могут понять правильно ли формируется речевой аппарат у ребенка. Поэтому стоит посетить логопеда в районной поликлинике или в частной клинике и убедиться в степени развития речевого аппарата ребенка. Такой визит даст возможность избежать в дальнейшем проблем с речью.
В возрасте от четырех до пяти лет у детей могут появляться нарушения уже в сложившемся речевом аппарате. Но в этом возрасте дети, как правило, ходят в детский сад, они общаются, перенимают манеры разговора друг друга, старших и воспитателей. Проблемы с речью могут появиться по различным причинам: нежелание ребенка выговаривать правильно буквы и слов, неправильный прикус, внутреннее состояние ребенка, психологический климат в семье. Поэтому дети должны находиться под наблюдением в опытного логопеда в детском саду, который будет работать с каждым ребенком.

Чем занимается логопед в детском саду? Логопед ведет наблюдение за детьми, анализирует их речь и выявляет проблемы. Опытный специалист легко найдет дефект речи. Для того, что раскрыть проблему с речью того или иного ребенка, логопед беседует с детьми, ведет определенные занятия, наблюдает за речью детей со стороны, изучает их поведение и манеры говорить.

Многие родители бывают задают вопрос воспитателям и руководству детского садика о том, стоит ли детям с хорошей речью заниматься с логопедом?
Ответ на этот вопрос не должен вызывать сомнений. Логопед необходим каждому ребенку в детском саду. Логопед, в первую очередь, проводит работу с детьми, у которых наблюдается патология в развитии речи, а, во-вторых, проводит развивающие групповые занятия для всех детей. Развивающие занятия дают возможность детям научиться грамотно строить предложения.

Групповые занятия должны обязательно включать занятия, направленные на:

- развитие артикуляционной моторики;
- развитие грамотной речи;
- развитие координации движения, памяти и внимания.

Логопед в детском саду выполняет много функций, но главная из них - это работа с проблемными малышами. Логопед должен делать упор на устранение дефектов речи детей, проводить профилактические мероприятия, бороться с появлением нарушений речи.

Логопеды обычно в детском саду организовывают специальные логопедические группы, тем самым с детьми работает специалист на протяжении всего дня. Для того, чтобы попасть в такую группу, необходимо назначение врача. Логопедические группы формируют для детей с 5 лет. Как правило, логопед заводит «Логопедический дневник», в котором фиксируют всю работу с детьми. Также для индивидуальных занятий составляется «График индивидуальной работы». Обязательно логопед составляет рекомендации и назначения для родителей и воспитателей. Эти рекомендации должны строго выполняться на протяжении всего дня, а также по выходным дням.

После окончания обучения в логопедической группе каждый ребенок должен правильно и осмысленно уметь читать слова, простые тексты и предложения, различать и произносить звуки, разбирать слова на звуки фонетически, уметь произносить каждый отдельный звук, контролировать собственное произношение, четко выговаривать все звуки.

Как проходят логопедические занятия в саду. Логопед обязательно занимается развитием артикуляционного аппарата ребенка, проводит специальную артикуляционную гимнастику. Эта гимнастика должна помочь ребенку научиться правильно произносить звуки. Для занятий такой гимнастикой разработан ряд специальных упражнений, которые следует выполнять не только в саду, но и дома.

Обычно логопеды рекомендуют следующие упражнения для применения, а также различные логопедические упражнения:

1. «Окно»:
- открываем широко рот и произносим - «жарко»;
- рот закрываем и произносим - «холодно».
2. «Шар»: последовательно надуваем и сдуваем щеки.
3. «Улыбка»: следует стиснуть зубы, разомкнуть губы и широко улыбнуться.
4. «Дудочка»: следует сжать зубы, как можно сильнее напрячь губы и вытянуть их вперед.

Два последних упражнения необходимо проводить несколько раз, чередуя их.

Еще в артикуляционной гимнастике применяют такие упражнения:

1. «Замешиваем тесто»; сначала необходимо широко улыбнуться, затем выставить язык между губами и шлепать «пя-пя-пя-пя-пя», причем кончик языка прикусывается зубами. Это упражнение выполняется несколько раз подряд.
2. «Часы»: широкая улыбка, а затем кончик языка по очереди передвигают по каждому уголку рта, как по часовой стрелке.
3. «Футбол»: необходимо закрыть рот и затем упираться по очереди языком в обе щеки, снаружи будет казаться, что во рту прыгают мячики.
4. «Качели»: делаем широкую улыбку, вниз и вверх вводим языком.
5. «Вкусное молоко»: широко улыбаемся, делаем язык насколько возможно широким в форме "ложечки" и облизываем верхнюю губу.
6. «Лошадка-пони»: следует вытянуть губы, сделать «узкий язык» и попытать произнести звук цокающих копыт.

Это основные упражнения, логопеды применяют в работе много других эффективных упражнений.

Важно развивать и моторику. Мария Монтессори еще в прошлом веке отмечала, что у человека взаимосвязаны речь и мелкие движения рук и кистей рук. Она утверждала, что проблемы с речью возникают из-за проблем в развитии мелкой моторики у ребенка. Немного позже ученые-биологи выяснили, что в головном мозге очень близко находятся центры, которые отвечают за развитие речи и за движение пальцев рук. Поэтому, если развивается мелкая моторика, то и развивается речь, так как напрягаются и работают две близкорасположенные зоны головного мозга.
Приведем примеры упражнений, которые развивают моторику детей дошкольного возраста.

Можно с ребенком переливать воду из посуды с различным горлом: из узкого в широкое и наоборот.
Эффективным является построение при помощи пальцев рук различных фигур. Например, можно показать как едет пароход или сделать лебедя. Всевозможные фигуры помогут развить моторику, а также сконцентрировать внимание ребенка на объекте.

Еще хорошо развивает мелкую моторику мозаика. Если нет мозаики, можно просто сортировать пуговицы или болтики. Также подойдет конструктор для развития моторики.
Можно вырезать из бумаги различные предметы и фигуры.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики учителя-логопеда образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. №761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ.
1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности учитель-логопед руководствуется:
— Конституцией и федеральными законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ;
— Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
— Уставом и локальными актами ДОУ, в т.ч.: правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией; трудовым договором;
— Нормативными документами и методическими материалами по вопросам профессиональной деятельности.
1.7. Учитель-логопед:
— работает по графику, составленному заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утвержденному заведующим ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 20 ч. в неделю;
— в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ самостоятельно планирует свою работу при согласовании с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе и утверждении заведующего ДОУ;
— представляет заместителю заведующего письменный отчет о результатах мониторинга речевого развития детей на начало учебного года и о результатах своей работы по окончании учебного года;
— по необходимости привлекается администрацией ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
— получает от заведующего ДОУ и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
— систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическим коллективом ДОУ;
— информирует заведующего ДОУ, заместителя заведующего по воспитательной и методической работе о возникших трудностях в работе с родителями (законными представителями);
— передает заведующему ДОУ, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения;
— подотчетен заведующему ДОУ и Педагогическому совету учреждения.

2. Должностные обязанности
Учитель-логопед:
— Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии воспитанников с нарушениями в развитии, находящихся в специальных коррекционных группах, создаваемых для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития).
— Осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
— Комплектует группы для непосредственно образовательной деятельности с учетом психофизического состояния воспитанников.
— Проводит непосредственно образовательную деятельность в подгрупповой и индивидуальной форме по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
— Работает в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает непосредственно образовательную деятельность с воспитанниками других специалистов (по предварительному согласованию).
— Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
— Ведет необходимую документацию (годовой, перспективный и календарный планы, речевые карты детей, протоколы заседаний ПМПк ДОУ, тетради взаимодействия с воспитателями).
— Способствует формированию общей культуры личности, социализации воспитанников.
— Реализует образовательные программы.
— Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации, становления учебной самостоятельности, включая информационные, а также цифровые ресурсы, обеспечивая уровень подготовки, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии.
— Проводит непосредственно образовательную деятельность, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и гигиены, а также современных информационных технологий.
— Соблюдает права и свободы воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса.
— Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
— Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
— Направляет детей (в случаях особой необходимости) на консультации в психологические, медицинские, медико-педагогические и коррекционные центры.
— Имеет соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения с ними коррекционно-развивающей работы.
— Проводит обследования детей, посещающих ДОУ, с целью определения особенностей речевой функции и (по необходимости) направления их на дальнейшее обследование в ПМПК «Детство».
— Составляет заключения по результатам логопедического обследования и доводит их до сведения родителей (законных представителей) с целью ориентации в проблемах развития дошкольника и педагогов, работающих с детьми, с целью определения задач коррекционно-развивающей работы.
— Разрабатывает и использует: коррекционные (апробированные и авторские) программы, направленные на устранение у дошкольников собственно речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств, подлежащих коррекции.
— Осуществляет: тесное взаимодействие с воспитателями групп по закреплению положительных результатов коррекции и формированию связной повествовательной речи; тесную взаимосвязь со всеми специалистами ДОУ.
— Учитель-логопед обязан: проходить медицинский осмотр один раз в квартал строго по установленному графику в нерабочее время; сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска; ежедневно содержать в идеальном состоянии свое рабочее место.

3. Учитель-логопед должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— возрастную и специальную педагогику и психологию;
— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;
— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
— программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
— новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики; социологии; трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

5. Права
Учитель-логопед имеет право:
5.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
5.2. Участвовать в пределах своей компетенции:
— в разработке стратегии развития ДОУ;
— в создании соответствующих нормативных документов.
5.3. Получать от заместителя заведующего по воспитательной и методической работе, специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
5.4. Устанавливать от имени ДОУ деловые контакты с лицами и организациями, работающими в данном направлении.
5.5. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня речевого развития и особенностей речевых дефектов.
5.6. Требовать от руководства ДОУ оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5.7. Повышать свою квалификацию.
5.8. На социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ и учредительными документами.
5.9. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.

6. Ответственность
6.1. В соответствии с законодательством РФ учитель-логопед несет ответственность за:
— жизнь и здоровье детей, нарушение их прав и свобод;
— реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализации образовательных программ;
— соответствие применяемых форм и методов в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психологическим особенностям детей;
— своевременное прохождение медицинского осмотра.
6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего ДОУ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, учитель-логопед несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
6.3. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, учитель-логопед освобождается от должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
6.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил учитель-логопед привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ.
6.5. За виновное причинение ДОУ ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель-логопед несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
6.6. Учитель-логопед несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОУ, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция логопеда

I. Общие положения
1. Логопед относится к категории специалистов.
2. На должность Логопеда назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы от 2 до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)
4. Логопед должен знать:
4.1. Конституцию Российской Федерации.
4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3. Конвенцию о правах ребенка.
4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию.
4.5. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.
4.6. Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников).
4.7. Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.
4.8. Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии.
4.9. Новейшие достижения дефектологической науки.
4.10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Логопед подчиняется непосредственно (директору; учреждения иному должностному лицу)
6. На время отсутствия Логопед (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности Логопеда

Логопед:
1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.
3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).
4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.
6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
7. Ведет необходимую документацию.
8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
10. Реализует образовательные программы.
11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.
13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

III. Права Логопеда

Логопед вправе:
1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность Логопеда

Логопед несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Возможность применения методик нематериальной (нефинансовой) мотивации на разных этапах системы управления персоналом не только включают в себя политики и процедуры по вопросам нематериального вознаграждения сотрудников, но и практики в области подбора, адаптации,...

Вопросы для собеседования касаются 3-х аспектов: Первый аспект: Оценка бизнес-процесса. Кандидат должен уметь оценить аналитически бизнес ситуацию и иметь широкий кругозор. Второй аспект: Оценка умения работать с информацией. Кандидат должен получать, оперировать и...

Необходимость в анализе кадровых политик предприятия обычно возникает: в период внутренней трансформации компании — реорганизации, этапа бурного роста, сокращения, ликвидации; под влиянием внешних факторов — изменений трудового законодательства, практик и...

Процедура утверждения кадровых политик может осуществляться на уровне: Директора по персоналу Генерального директора Совета директоров. Если за окончательное утверждение той или иной кадровой политики по управлению персоналом отвечает Совет директоров организации или...

Кадровая политика должна включать в себя следующие понятие и разделы: Основное содержание кадровой политики Данный раздел определяет задачи, в достижении которых призвана помочь данная кадровая политика предприятия, либо конечную цель политики. К примеру, целью...

В данном разделе для организаций представлена практическая информация о путях разработки кадровой политики и кадровых процедур. Данное руководство предназначено для сотрудников отдела управления персоналом. Оно будет полезно тем, кто только начинает разрабатывать...
Похожие статьи