Что такое феминизм простыми словами. Что такое феминизм

19.07.2019

Поддерживающая и пропагандирующая идею о равенстве полов. Прежде всего, проблема рассматривается в отношении женского пола. То есть феминизм – борьба женщин за равные с мужчинами права. Этот термин, скорее, политический, чем психологический, или даже социальный, но особенности, результаты и последствия феминистского движения напрямую отражаются на психологии людей.

Термин «феминизм» ввел в 40-е годы XIX века французский социолог и философ Шарль Фурье. В России права женщин официально признали в 1917 году, притом Россия стала одной из первых стран, поддержавших идеи феминизма. К слову, сами идеи родились гораздо раньше – середина 1850-х годов в России (в других странах еще раньше). До этого в обществе царил патриархат, который отводил женщине второстепенную роль в жизни , общества и культуры.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр характеризовал отношение к женщине и восприятие ее образа при патриархате так: «Она отбывает обязанности жизни не действительным, а страдательным образом: муками родов, заботами о детях, подчиненности мужу. Она не создана для высших страданий, радостей и могущественного проявления сил; жизнь ее должна протекать спокойнее, незначительнее и мягче, чем жизнь мужчин. Женщина во всех отношениях нижестоящий второй пол, род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек». В современном мире это высказывание звучит провокационно, оскорбительно, неполиткорректно. Однако до сих пор сохранились представители этой школы – сексисты. С ними и борются феминисты.

Термин «феминизм» происходит от латинского femina, что означает «женщина». Феминистки борются за то, чтобы в женщине видели , а не только биологические особенности гендера. К слову сказать, выдающиеся личности среди женщин встречались и во времена патриархата, например, Мария Кюри, Жанна д`Арк.

К основным позициям феминизма (требованиям) относится:

  1. Равные с мужчинами права женщин на труд и оплату труда, социально-политическую активность (первые идеи феминизма).
  2. Самоценность личности женщины, право на , и свободу в самореализации и самовыражении (последующие идеи).
  3. Совокупность первого и второго пункта (наши дни).

Цель феминизма – достигнуть равенства полов, создать гармоничное общество, признающее ценность обоих гендеров и равенство возможностей мужчин и женщин.

Исторические теории

Первые проявления феминизма носили экстравагантный характер, были революционными и агрессивными. Движение амазонок – одно из первых движений феминизма. Необходимо оговориться, что амазонки, как и некоторые современные представительницы движения, искажают суть феминизма, уходя в тот же сексизм, только в отношении мужчин. Для таких представителей идеологии целью становится принижение мужчин, а не достижение равенства и взаимоуважения.

В рамках вопроса о феминизме можно выделить две теории: классический феминизм и постклассический феминизм. Обе они уходят корнями на Запад, в России до сих пор не собрана полноценная база по вопросу феминизма.

Классический феминизм

Зародился этот тип феминизма в XIX веке, характеризуется в первую очередь практическим воплощением теории. Классический феминизм не всегда имел четкую теорию, движения, организацию и оформление. К другим особенностям относится:

  • Преобладание у мужчин и женщин патриархального мышления.
  • Права женщин носили формальный характер, игнорировались и забывались, становились актуальными только в экстремальных ситуациях.
  • Мужчины были консервативнее женщин, все попытки изменить семейный уклад критиковались и пресекались.
  • Постепенно возникло понимание, что нужна крепкая теоретическая осмысленная база для того, чтобы добиться реальных изменений.

Постклассический феминизм

Эта идея преобладает с 60-х годов XX века. Цель движения – научно обоснованно добиться полной эмансипации женщин. Представители теории отмечали, что социальная дискриминация по половому признаку – показатель уровня культуры общества, а не биологических особенностей. Одна из представительниц, Симона де Бовуар говорила, что женщинами не рождаются, а становятся в результате воспитания, обучения, полученного образования и унаследованной культуры. Однако в психологии было экспериментально подтверждено, что генетика сильнее воспитания. Так что данное утверждение выглядит сомнительным, но именно оно было главным в феминизме этого периода.

Постепенно лозунг предыдущего этапа «полное равенство» сменился на «равенство в различии». Гнету подвергались не мужчины, а структуры, пропагандирующие патриархат.

Для нашей страны идеи феминизма до сих пор остаются чуждыми, нет единой концепции в отличие от Запада. Необходимо отечественное переложение теорий, с учетом экономических, социально-политических, психологических и духовных особенностей России.

Психология феминизма в России

Женская эмансипация, освобождение от зависимости и угнетения, с точки зрения психологии, безусловно, хорошо отражается на становлении и развитии личности, отстаивании прав и свобод, предотвращении насилия и унижений. Но если бы все было так просто и однозначно, то о «женском вопросе» не говорили бы так много. Проблема в том, что сексистское воспитание и живы, в сочетании с предоставленными правами это вызывает и внутреннее противоречие у некоторых индивидов.

Еще одна популярная проблема – в молодой паре на роль мужчины и женщины. Например, юношу воспитывали в духе патриархата, а девушке предоставлялась полная свобода в самореализации. И вот сошлись эти равные полы, и началось: «ты должна», «я личность», «а вот моя мама» и т. д.

Таким образом, с одной стороны в России официально признаны права женщин (даже в политике им отведены равные права, например, среди претендентов на место президента), однако на практике сексизм продолжает процветать.

Но это часть проблемы, второй элемент – утрированное и неадекватное восприятие теории феминизма. Вместо равноправия мы получили хроническую гендерную войну. Это даже стало народной забавой – тема противостояния мужского и женского очень полюбилась массовым зрителям.

Последствия феминизма и риски

Классическая идея феминизма предполагала создание гармоничного и стабильного общества, а на самом деле общее и личностное напряжение стало только больше. Ситуация выбора всегда порождает волнение, противоречие, тревогу. Раньше была одна идея – патриархат, может быть, женщинам это и не нравилось (хотя другого уклада они и представить не могли), но проблемы носили только внутриличностный характер. Теперь в обществе есть выбор комплектации ролей, который не всегда совпадает и вызывает не только внутриличностные проблемы, но и межличностные.

Теория феминизма настолько исказилась, что превратилась в идею гонки полов вместо равенства и сотрудничества, сопровождаемой целью обогнать противоположный пол. Как следствие – в обществе нарастает .

В наши дни на феминизме научились наживаться, исковеркали первоначальную идею, пропагандируют антиценности. Например, книга типа «как стать стервой» не такая уж редкость на полках магазинов. Журналы, СМИ, некоторые коучи и тренеры вкладывают в неокрепшие умы юных девушек идеи сексизма, накрытые маской равенства, развития, самостоятельности и т. д. Это в свою очередь является одной из причин деструкции института семьи.

Послесловие

Насколько оправдан феминизм? Давайте подумаем. Что мы знаем о здоровых взаимоотношениях мужчины и женщины (о любви)? Это союз, сотрудничество двух равноправных партнеров. Получается, если мужчина воспринимает женщину как что-то второсортное, то обрекает себя на одиночество или невротические отношения, заведомо обреченные на неудачу.

Не правы и женщины, которые культивируют свой гендер, принижая достоинство мужчин. Здоровые и продуктивные отношения в семье или на производстве возможны только при равенстве полов, взаимоуважении и выполнении тех функций, которые лучше получаются.

Важно научиться слушать и понимать себя, мыслить вне стереотипов или навязанных идей. Так, одна женщина видит себя исключительно в роли матери, другая – руководителем крупной фирмы. А вон тому мужчине нравится готовить, наводить порядок дома. Почему нет? В этом и состоит равенство – каждый вправе быть собой.

Однако важно помнить, что если все женщины станут карьеристками, гонцами за бесконечным личностным развитием, то человеческий род вымрет. Деторождение – самая очевидная отличительная черта женщин, которая ставит под сомнение идею абсолютного равноправия.

Содержание статьи

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Общепринятого определения понятия «феминизм» нет. В литературе содержится более 300 толкований этого термина; феминизм именуется «этикой и методологией» (А.Рич), «политикой, направленной на изменение соотношения сил» (К.Видон), «конструированием социально-экономических и политических обязательств по искоренению доминирования, основанного на разделении людей по полу» (Б.Хукс) и др.

Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце 18 в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

Предыстория феминистских идей.

Споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются от эпохи так наз. «высокого средневековья».

Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук. Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства. В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13–14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина (Юлиана Нориджская, 14 в.). Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения . В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора Книги о Граде Женском . В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским , полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских пафлетисток 17 в. – Афры Бенн (1640–1689), Мэри Эстел (1666–1731), которых часто именуют первыми защитницами женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой же свободной и полноправной. К их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 О равенстве обоих полов . В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы». Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.

Рождение феминизма и феминистского движения.

Начало XVIII века – период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской «слабости» (появилось выражение «слабый пол»). Но уже к середине столетия критические голоса французских просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине существе «второго сорта». Вольтер обличал несправедливость женской доли; Дидро полагал, что униженное существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что женщина может и должна участвовать в общественной жизни; Гельвеций доказывал, что гражданская «непросвещенность женщин есть только следствие ее неполного и неправильного воспитания». При явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.

На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.

В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

В предреволюционной Франции поборницы женских прав (мадам де Суаси, мадам де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789 лозунг свободы, равенства и братства всех людей независимо от их происхождения, – Декларация прав человека и гражданина – был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Они же были названы позже «активными» гражданами. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791 отнесла женщин к «пассивным» членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию «свободных» и «равных» и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав – феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки . В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства к «походам» и бунтам, пыталось ввести в правовые рамки «Общество женщин революционных республиканок» – первая женская политическая организация, также возникшая в 1791. Однако ее деятельность была в 1793 запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795 женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины

Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792, свою книгу Защита прав женщины опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства», рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.

В том же 1792 в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796) – Об улучшении гражданского положения женщины . С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием социально-философских концепций социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью образования и просвещения можно положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных социалистических коммунах, возникших под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в существующей общественной системе, что нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение частной собственности. Строя предположения о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине должна быть предоставлена возможность участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в обществе – однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества,.

Реализация этих задач на практике была малоуспешной; женщины – и в Англии, и во Франции – заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое распространение теории Фурье и Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла популярность идея о семье, в которой муж является добытчиком, а жена – домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных и др.) служила лишь подкреплением мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды в них резко снизилось, а неприятие феминизма усилилось.

Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что через воспитание личности нового типа можно достичь политических и социально-экономических изменений. Последним выражением объединения двух социально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна британца Уильяма Томпсона, написавшего в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820–1830-х Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин (1824). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радость партнерства превзойдет радость деспотизма».

Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX в.

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о законодательных реформах. Всюду женщины боролись против двойных стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим этапом была постановка вопроса о праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных реформ.

Во Франции борьба женщин за право голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социального порядка: в ходе революции 1848 там была сделана новая неудачная попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических преобразований. В Германии выразительницей идей женского равноправия в это время стала Луиза Отто-Питер – одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения революции 1848 здесь тоже наступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии феминистскому движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере – центрах радикальной оппозиции – появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинами прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в.

Самым же успешным оказалось феминистское движение в США. В 1848 в городе Сенека Фолз (штат Нью-Йорк) 68 женщинами и 32 мужчинами, участниками Движения против рабства, была подписана Декларация позиций и резолюций , касавшаяся положения женщин. Она начиналась словами: «Все женщины и мужчины созданы равными…». Заявив требования предоставления женщинам прав на собственность, образование, оплачиваемый труд и участие в политической и религиозной жизни общества, Декларация стала поворотным пунктом в истории американского и мирового феминизма, положив начало формированию его либерально-реформистского направления. Участницы и участники встречи в Сенека Фолз не отрицали существующего общественного порядка, но желали расширить правовую защиту женщин и дать им равные с мужчинами права, в частности – и избирательные.

Рождение либерального феминизма в Старом Свете связано с именами Марион Рейд (Мольба за женщину , 1845) и жены известного писателя Д.С.Милля, сохранившей свою фамилию, – Гарриет Тейлор (Избирательные права для женщин , 1851). Одну из самых известных своих книг – Подчиненность женщины (1851) – Д.С.Милль написал под влиянием и при участии жены. Вслед за Г.Тейлор, Д.С.Милль считал брак «единственным видом рабства, признаваемым новейшими законами», так как воспитание женщины и выработка в ней ожидаемых «слабостей», считал он, ограничивают свободу ее жизненного выбора и обрекают на роль сексуального объекта. Книга формулировала цели феминистской пропаганды, чтобы «женщина могла подняться из положения прислуги до положения партнера».

Социальную базу либерального феминизма середины – второй половины 19 в. составляли представительницы привилегированной части общества, образованной и интеллектуальной части среднего и высшего классов. С середины 19 в. они стали создавать кружки и группы (особенно успешным был «Комитет женской собственности» в Лондоне, 1855), придавая большое значение «респектабельности» своих действий. Подчеркивая общность интересов всех женщин и свое противостояние интересам мужчин, реформистки считали, что с помощью новых законов помогут решить свои проблемы женщинам всех социальных слоев. Некоторое своеобразие имел либеральный феминизм в США, где викторианские религиозные идеалы о женских добродетелях оказались в странной смеси с либеральными положениями о правах личности и равенстве, ее правовой, экономической и социальной независимости.

С середины 19 в. берет начало противостояние либерального европейского и американского движения за права женщин и марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс не считали тему угнетения по признаку пола важным аспектом своей теории, поэтому их взгляды не включали анализа женского социального опыта. Их последователи, развернув широкую пропаганду в середине – второй половине 19 в., считали себя выразителями интересов всех угнетенных без различия пола. Они открыто критиковали либеральных феминисток как выразительниц интересов лишь образованной и сравнительно обеспеченной части женского населения и рассчитывали привлечь на свою сторону тех, чьи интересы оказались обойдены либералками – прежде всего женщин из рабочей среды. Вынужденные нести двойное бремя – семейных забот и работы на фабрике, – работницы и жены рабочих оставались в то время социально пассивными. Улучшение своего положения они видели не в приобретении гражданских и политических прав, а в возможности оставаться в семье и спокойно вести хозяйство. Марксисты обещали им единовременное решение этой и всех других проблем в случае, если женщины-работницы и жены рабочих поддержат подготавливаемый ими социальный переворот, который ликвидирует угнетение всех социальных групп. Эти обещания основывались на представлении о невозможности существования патриархата и внеэкономического угнетения женщин в обществе, свободном от частной собственности и эксплуатации.

Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса положили начало развившимся позже социалистическому и марксистскому направлениям в феминизме. В центре внимания марксистов всегда была тема женского труда. Высокая оценка значимости экономического фактора в обеспечении самостоятельности и равноправия, историзм (рассмотрение прав и привилегий лишь в определенном историческом контексте) и, следовательно, понимание историчности любой идеологии (в том числе идеологии мужского превосходства) обогатили феминизм теоретически и методологически. Марксизм первым в мировой истории идей рассмотрел проблему принуждения не как однонаправленный процесс, но как процесс взаимодействий, в которых участвуют и угнетаемые (в классическом марксизме – пролетарии, а марксистском феминизме – женщины).

В 19 – начале 20 в. феминистки с марксистскими взглядами составляли меньшинство. Либеральный же феминизм быстро развивался, сторонники его преобладали. Самыми массовыми либерально-феминистские организации были в США и Великобритании; менее массовыми – в Германии, Швеции, Дании, Исландии и Японии; средние – в Канаде, Франции, Голландии, на Кубе и в Мексике. Масштаб движения был связан с его целями (политические права); с долей в населении городского, образованного среднего класса; с поддержкой, оказываемой другими слоями населения и организациями (например, влиятельными политиками – мужчинами); с политикой, которую проводило правительство (лояльность; ограничения права женщин участвовать в организациях; прямое подавление женского движения); с культурными особенностями (более развитым движение было в протестантских странах).

Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитантство.

С середины 19 в. и в Старом, и в Новом Свете образованные женщины привилегированного класса стали активнее включаться в общественную жизнь, требуя политического равноправия. Основные центры борьбы за него оказались во второй половине 19 в. в Англии и США, отчего английский термин «суфражизм», означающий избирательное право вообще, вошел в историю как определение политического направления в феминизме.

Первая постоянная группа сторонников и сторонниц предоставления женщинам права голоса (англ. suffrage) в Британии – Шеффилдская ассоциация за предоставление права голоса (Sheffield Association for Female Suffrage) была создана в 1851. К 1867 в Манчестере при активном участии Лидии Беккер и Ричарда Панкхерста было создано «Общество женского избирательного права». Активистки общества во главе с Л.Беккер развернули бурную пропагандистскую деятельность, начав издание «Женского суфражистского журнала», приобретя в довольно короткий срок известность и авторитет. В 1868 общество было преобразовано в Национальную федерацию суфражистских обществ (НФСО), которая в течение года объединила 5000 членов и по примеру которой в 1869 была создана женская суфражистская ассоциация в США. Благодаря беспримерной активности ее членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию (в 1869 об этом объявил Вайоминг, в 1893 – Колорадо, в 1896 – Айдахо и Юта).

Когда в 1888 феминистки разных стран объединились в «Международный совет женщин», сторонницы борьбы за право голоса составили в нем самую значительную часть. Входившие в нее члены британской НФСО (около 50 000) организовывали демонстрации, шествия, банкеты и пикники, туры по стране, приемы, встречи с религиозными и женскими организациями. К рубежу веков под ее давлением английский парламент принял законы, предоставляющие право незамужним состоятельным женщинам поступать в университеты, медицинские школы, владеть собственностью и управлять ею (с 1882), а с 1894 дал женщинам право голоса на местных выборах.

Обзаведясь своим штатом сотрудников, издавая газету «Общее дело» («The Common Cause»), НФСО старалась распространить идеи суфражизма в Уэльсе, Ирландии и Шотландии, опираясь на дух независимости этих земель. Ярким примером достижимости целей для американских и английских суфражисток служили Новая Зеландия, где имущие женщины получили активное избирательное право (хотя и не могли быть избранными) в 1893, и Австралия, где в 1902 женщины получили и активное, и пассивное избирательные права.

Однако в Англии принятие закона о праве женщин участвовать не только в местных, но и в парламентских выборах все откладывалось. Это привело к разочарованию ряда членов НФСО в либеральных методах борьбы. Недовольные объединились вокруг радикальной феминистски Эммелин Панкхерст (жены Р.Панкхерста) и ее дочерей Эвелин и Кристабель. Руководимое ими Манчестерское отделении НФСО в 1903 заявило о своем преобразовании в Женский социально-политический союз (ЖСПС), который породил новое направление в суфражизме: милитантство (от militant – воинственный).

Если интересы суфражисток были представлены в программных требованиях Лейбористской партии (создана в 1900), что укрепляло сотрудничество женщин и мужчин в политике (в 1904 был создан «Международный альянс за избирательные права женщин», объединившего и мужские, и женские организации), то «милитантки» (которых в США именовали «суфражетками», противопоставляя умеренным суфражисткам) твердили о своей внепартийности и отказывались сотрудничать с мужчинами. Их организация признавала только женское членство. Пропагандировались воинственные методы привлечения внимания к требованию права голоса для женщин: милитантки/суфражетки разбрасывали листовки с гостевой галереи парламента, приковывали себя наручниками к перилам в общественных местах, устраивали несанкционированные митинги и шествия, разбивали камнями окна правительственных зданий, а оказавшись в тюрьме – объявляли голодовки в знак гражданского неповиновения. В отличие от НФСО, в ЖСПС принимались и женщины-работницы, что существенно расширило социальную базу движения за женское избирательное право. Переход милитанток к открытым покушениям на собственность ведущих политиков (поджоги, разгромы, воздействие кислотой), т.е. усиление террористических приемов борьбы, дискредирировало организацию и дало новые аргументы противникам женского равноправия. Перспективы получения женщинами права голоса без применения радикальных средств (как случилось во входившей в состав Российской империи Финляндии в 1905) заставили суфражисток и НФСО публично порвать с милитантками и добиться предоставления женщинам права голоса без их помощи в 1928.

Другие течения в феминистском движении первой половины XX в.

Тем организациям, которые боролись за политическое равноправие женщин в конце 19 – начале 20 в., в европейском и американском феминизме «первой волны» противостояли сторонники идеи обеспечения для женщин не равных, а «особых прав», что породило позже т.наз. «феминизм государственного обеспечения» (welfare feminism). Позиция сторонников «феминизма особых прав» основывалась на убеждении в том, что женщины обладают иной, и более высокой моралью, которая объясняется женской природой (одна из теоретиков, Ш.П.Гилман, 1860–1935, полагала, что «женские ценности связаны с прогрессом человечества», а отношения полов – главный «мотор» развития). Сторонницы «феминизма особых прав» видели женщин не похожими на мужчин, отличными от них своей склонностью к кооперации, миролюбию (в то время как мужчины – к соревновательности и агрессивности). Эти феминистски полагали, что если дать женщине больший доступ к общественной жизни, то она привнесет в нее большую справедливость.

Своеобразным течением в феминизме начала 20 в. были анархо-феминистские организации. Теоретиком анархо-феминизма считается американка Эмма Голдман («Красная Эмма»), полагавшая, что женщину освобождает не право голоса или право выбора работы, а личная самостоятельность, психологическая независимость и свобода от норм «общепринятой нравственности». Анархистская критика Э.Голдман распространялась на семью и материнство: их она считала основными ограничителями сексуальной свободы женщины.

В период Первой мировой войны 1914–1918 феминистские организации повсюду прекратили свою деятельность. Большинство лидеров суфражизма поддерживало свои правительства. Феминистки в социал-демократических партиях готовились к социальному перевороту. Небольшая часть пацифистски настроенных женщин с обеих воюющих сторон образовала в 1915 «Женскую международную лигу за мир и свободу» (существует и сейчас).

Возобновление феминистского активизма в межвоенный период (1918–1941) было направлено, главным образом, на достижение политического равноправия. После предоставления женщинам права голоса в предвоенный и военный период в ряде стран Европы (в Норвегии – в 1913, в Дании и Исландии – в 1915, в России – в 1917, в Канаде – в 1918), суфражистки других стран удвоили свои усилия. Право голосовать было вырвано феминистками Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга, Чехословакии в 1919, США – в 1920, Ирландии – в 1922, Испании и Португалии – в 1931. Ко второй половине 30-х г главная цель европейского и американского суфражистского движения была, в целом, достигнута, и оно пошло на спад.

После завоевания права голоса женщины разных стран добились и выполнения ряда других феминистских требований, касающихся брака, опеки над детьми и права на профессиональную карьеру. Однако разногласия между приверженцами «феминизма равенства» и «феминизма различий», ранее объединенных общей борьбой за право голоса, резко обострились. Дебаты сторонниц «ф. особых прав» со сторонниками женского равноправия в Британии и США способствовали привлечению внимания общества к протекционистскому законодательству, ориентированному на защиту прав женщин, в частности – инициировали принятие законов о женщинах, работающих на вредных для здоровья производствах. Сотрудничая с лейбористами в Англии, феминистки заставили поставить на общественное обсуждение идею государственной помощи женщинам, в частности – через выплаты пособий по беременности, родам и на воспитание детей (кампания за «семейные пособия» Элионор Рэтбоун 1929 в Британии). В 30-е годы феминистские организации ряда европейских стран вели активную пропаганду противозачаточных средств, заставив поставить на общественное обсуждение и другие вопросы репродуктивных технологий (об абортах, о финансировании государственных гинекологических клиник и др.). Это является основанием для приписывания феминисткам славы зачинательниц сексуальной революции 20 столетия.

Феминистская мысль и движение после 2 Мировой войны. Феминизмы «второй волны».

Во второй половине 20 в. противостояние «феминизма равенства» и «феминизма различий» сохранилось, надолго определив отличия западноевропейской и американской феминистской традиций: если в Европе большая часть феминисток более тяготела к идеям равноправия, то в США в борьба за признанное равенство женщин с мужчинами стала чаще рассматриваться как пройденный этап, за которым должно последовать признание за женщинами особых женских прав.

Общие социально-политические условия послевоенного времени не способствовали развитию феминизма (нехватка мужского населения, усталость от социальных потрясений, возобновление культа семейного очага), который ожил как теория и как политическое движение лишь к началу 1960-х (т.наз. «вторая волна феминизма»). Родоначальница и крупнейший теоретик феминизма «второй волны» – французский философ-экзистенциалист, автор книги Второй пол (1949) Симона де Бовуар – не считала себя феминисткой. Но именно она рассеяла догму о естественности сексуального разделения труда, поставила проблему историчности существующего стереотипа, соотносящего «природное» (женское) с «культурным» (мужским), показав, что эта проблема не взаимодополнения (природного – культурным, женского – мужским), но иерархии и власти (мужского над женским). Конфликт между способностью быть субъектом и навязанной ролью объекта (права, политики, чужой власти) определяет, согласно ее теории, содержание понятия «женская сущность» и особенности «женского удела».

В начале 60-х пробуждение социального женского самосознания привело к возникновению «второй волны» феминизма. Оно было связано с подъемом леворадикальных движений (студенческой революцией 1968) и формированием новых социальных теорий. Общее требование феминисток «второй волны» – борьба за право не только избирать, но войти самим во властные структуры. Во время подъема «второй волны» различные направления в феминизме окончательно разделились, после чего феминистки поставили вопрос о признании плюральности самого понятия («феминизмы»), которое стало употребляться вместо термина «направления в феминизме». По мнению аналитиков феминистской теории, наименование «феминизмы» созвучно демократическому плюрализму и является вызовом любой тоталитарности, отражая невозможность создания единой для всех женщин теории освобождения, поскольку социально-культурный опыт и статус разных женщин определяется разными факторами (класс, раса, возраст, конфессия, эпоха и проч.)

Феминизмы различаются географически (американский, европейский, третьего мира, постсоветский и постсоциалистический), этнически (феминизм «белых», «черных» и «цветных»), конфессионально (христианский, формирующийся исламский), по методам и направленности действий (экофеминизм, пафицистский, сепаратистский), по идеологии (либеральный, социалистический и марксистский, радикальный), по принадлежности к направлениям в философии и психологии (модернистский, основанный на концепции социального конструирования; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический), по сексуальной ориентации и индентичности приверженцев (лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации квир-феминизм). На рубеже 20–21 вв. в США можно было найти представителей почти всех течений, в Британии и Австралии более распространен социалистический феминизм, во Франции – постмодернистский.

Либеральный феминизм

по-прежнему имеет наибольшее число приверженцев. Возрождение его связано с книгой американской феминистки Бетти Фридан Мистика женственности (1963), доказывающей, что современные белые американки среднего класса не обладают равными с мужчинами возможностями реализации прописанных в законах прав. Вскоре после выхода книги в США возникла Национальная Организация Женщин, объединившая за короткий срок более 300 000 членов и провозгласившая своей целью борьбу за создание равных возможностей для самореализации обоих полов, в том числе равных стартовых условий для детей разного пола. Неолиберальные феминистки (Э.Росси, Дж.Ричардс, С.Оукин) по-прежнему апеллируют к белым женщинам среднего класса, ориентируя их на достижение высоких профессиональных целей, но не освобождая от выполнения традиционных социальных ролей (любовницы, жены, матери, домашней служанки и проч.). Вслед за Б.Фридан, неолибералки в Европе и США – как сторонницы «феминизма равенства» – увидели проблему не в отсутствии прав, а в инертности женщин, их неумении пользоваться тем, что уже дано законом или может быть осуществлено в легитимном порядке (особенно в юридической и образовательной области). Государство для неолиберальных феминисток – выражение неперсонифицированого разума. В центре их тактики – процесс социального научения пользованию легальными методами исполнения феминистского требования равенства полов. Сосредоточенность неолибералок на стремлении сделать женщину во всем равной мужчине, по мнению критиков неолиберального феминизма, стирает природные особенности женщин, не оставляет ей места как женщине, ведет к тенденции стирания половых различий в профессиональной области, одновременно перегружая женщину семейными и домашними обязательствами, которые остаются на ее плечах.

Марксистский и социалистический феминизм.

Последовательницы классического марксизма в современном феминистском движении сравнительно немногочисленны. Они по-прежнему лишь «добавляют» женщину (как ранее К.Маркс , Ф.Энгельс, А.Бебель и др.) к существующей критике капитализма, считая подавление женщин мужчинами менее важным, чем классовое угнетение.

В отличие от них, социалистические феминистки (социалфеминистки) – З.Айзенстайн (Капиталистический патриархат и вариант социалистического феминизма , 1979) и, особенно, М.О"Брайен (Политика репродукции , 1981) полагают, что смогли уйти от этой ограниченности. В отличие от марксисток, не считающих эффективным особое женское движение (отделенное от общепролетарского), социал-феминистки настаивают на его возможности и выделении женских проблем из проблем классовых и общесоциальных. Дискриминация женщины и противоречия между полами детерминированы антагонизмами общества, основанного на частной собственности, считают они, а патриархат и капитализм есть «дуальные системы» (А.Янг, Социалистический феминизм и пределы теории дуальных систем , 1980), которые взаимно укрепляют друг друга.

Критикуя либералок за попытки выстроить мир, состоящий из изолированных индивидов с абстрактными правами, социал-феминистки поначалу видели путь к равенству в превращении домашней работы в часть общественного производства. Позже, после дискредитации этого пути в СССР и странах народной демократии, социал-феминистки сосредоточили внимание на критике систем социализации (А.Джаггар) и привычных приемов найма на работу. По мнению ряда теоретиков (С.Кокбёрн, М.Эванс), именно они формируют те практики труда, которые дискриминируют женщин. Благодаря социал-феминисткам в современную социальную теорию была введена категория домашнего труда как «критической формы труда» – т.е. «неоплачиваемого, малоценного и почти невидимого». Государство для феминисток марксистского толка – носитель материальных интересов определенного класса, средство доминирования, которое узаконивает идеологию. Благодаря социал-феминисткам и марксисткам и их борьбе против дискриминации женщин в сфере труда, в США с начала 1970-х отменена пометка «пол» в автобиографиях, необходимых при приеме на работу, введено формализованное тестирование как форма отбора способных работников. Однако, облегчая участь работающих женщин, социал-феминистки в малой степени затрагивают социальную организацию повседневной жизни, быт женщин. Марксистский и социалистический феминизм не может помочь женщинам в нетипичных семьях – семьях разведенных, с одним родителем, иммигрантов (пытающихся закрепиться в стране), гомосексуальных – то есть тех, где нет распределения социально-половых ролей.

Радикальный феминизм.

Сформировавшийся в 20 в., радикальный феминизм представляет сейчас самое яркое направление в феминизме. Радикальные феминистки рассматривают женщин как дискриминируемый и эксплуатируемый биологический «класс», являющийся концептуальной моделью для изучения других форм угнетения» (А.Джаггар и П.Розенберг). Патриархат в их концепции – автономная социальная и историческая сила. Как и неравенство полов, он уничтожим, полагают К.Миллет (Сексуальные политики , 1970), С.Файерстоун (Диалектика пола , 1970), А.Дворкин (Порнография . Мужчины обладают жещинами , 1975), К.Дельфи и др., если женщины захватят в свои руки все средства воспроизводства человека, все репродуктивные права и, главное, воспитание (так как пока что мужчины согласны «помогать» женщинам в воспитании, лишь воспроизводя в сыновьях себе подобных – тех, кто будет в будущем угнетать женщин).

Для радикалок характерно обсуждение таких сюжетов, как мужская монополия в культуре и знании, половая дискриминация в повседневной, в особенности – в сексуальной жизни. Государство для радикальных феминисток – инструмент контроля прежде всего за женской сексуальностью, мужчины – социальная группа, вынуждающая женскую сексуальность к постоянному обслуживанию своих нужд и желаний (поэтому радикальные феминистки критикуют законы об абортах, ограничении использования контрацептивов, стрерилизации, указы против однополых, особенно – лесбийских семей как «антиженские»).

Лесбиянство у радикалок – признак внутреннего отрицания патриархатных форм сексуальности, путь переосмысления последней. При всех «перекосах», именно радикальный феминизм, более чем другие направления феминизма, внес вклад в современную культуру, породив феминистское искусство и феминистскую философию, «заставил женщин гордиться своим полом» (Дж. Грант). Показав, как женское тело и сексуальность подавляются и используются при патриархате, радикальный феминизм вынес на общественное обсуждение ранее запретные темы – сексуальных домогательств, домашнего насилия, женского сексуального удовольствия. Радикальный феминизм критикуется и слева, и справа за евроцентризм, претензию на универсализм (попытки найти и описать вневременной и внекультурный общий женский социальный опыт), за эссенциализм и романтизм, которые способствуют распространению стереотипного представления о биологическом неравенстве полов, традиционного понимания мужественности и женственности, хотя и считает женственность и ее составляющие базисом социальных отношений будущего).

Психоаналитический феминизм

возник в конце 20 в. До этого апелляция к бессознательному , характерная для психоанализа , считалась в феминизме инструментом утверждения женской подчиненности. Опубликование психологом из США Джулиет Митчел книги Психоанализ и феминизм (1974), а следом работ Нэнси Чодоров (Воспроизводство материнства , 1978), Дороти Диннерстайн (Сирена и Минотавр , 1977), эссе Мелани Клян породило новый тип психоаналитического мышления – феминистский. Он поставил в центр исследования не особую роль отца и не эдипальность (как то было у основоположника психоанализа З.Фрейда), а доэдипальный период, когда ребенок особым образом соединен именно в с матерью. Воображаемый страх перед матерью, заложенный в детстве – вот, что определяет, с точки зрения феминисток-психоаналитиков, мотивацию поведения взрослых индивидов. Французский психоаналитический ф. (Люс Иригари) потребовал отказаться от фрейдистского представления о женщине как кастрированном мужчине, страдающей от зависти к пенису, приписав мужчинам зависть к матке и способности рожать. Поставив в центр не мужскую сексуальность, но женскую, феминистские психоаналитики назвали ее «множественной, проникающей, избыточной, не скованной границами». Приверженцев психоаналитического феминизма, как и радикалок (С.Хардинг с ее концепцией эссенциальной сущности женщины, К.Гилигэн с идеей «женской морали», особых типов и стилей мышления, П.Гримшоу с концепцией «женской этики»), обвиняют в эссенциализме (обосновании тезиса о вечном сущностном доминировании женского над мужским), фокусировании на внутренних психических механизмах, недооценке влияния внешних, в том числе социальных факторов, влияющих на процесс воспроизводства мужского доминирования. Значимость психоаналитического феминизма для социальной теории заключается в привлечении внимания к социальной природе не только отцовства, но и материнства, постановке проблем воспитания (в особенности – женщинами женщин).

Постмодернистский феминизм

возник в последней четверти 20 в., превратив феминизм в методологию, которая критикует прежнюю научную рациональность и объективность, объявляя их обслуживающими мужскую науку. Ставит проблему ограниченности знания, представленного в социальной теории исключительно мужчинами, их системой ценностей, мужским взглядом на мир («адроцентричная картина мира»), мужскими средствами выражения знания («фаллогоцентризм»). Отрицая прежнюю рациональность, постмодернистский феминизм предлагает учитывать особенности субъекта познания определенного пола, его (ее) ценностные ориентации. Методология такого феминизма направлена против позитивистского тезиса об «объективном факте», подчеркивает влияние мировоззрения ученого как представителя определенного пола на задачи исследования и выводы из него.

В центре большинства работ философов-феминисток этого направления стоят вопросы подавления женщин через языковые практики (дискурсы). Благодаря философам-постмодернисткам феминистской ориентации в науку введены понятия «женского письма» и «женского чтения». Источниками «женского письма» как особой формы самовыражения является, с точки зрения постмодернистских философов, женское тело и женская сексуальность.

Отношения постмодернистского феминизма с самим постмодернизмом противоречивы. Часть теоретиков (Моника Виттиг, Кристин Дельфи, а особенно Л.Ирригарэ с ее книгой Зеркало другой женщины , 1974) настроены против идеи признания Другого, сосуществования с Другим, «ненавязывания» концептов, которые являются для постмодернистской парадигмы центральными. Во всех индивидах феминистки-постмодернистки видят нестабильность, противоречивость, зависимость от набора внушенных убеждений. Проблематичны и отношения постмодернистского феминизма с другими феминизмами. Ряд теоретиков постмодернистского феминизма (Х.Сиксу, Ю.Кристева) именуют себя постфеминистками, открещивается от борьбы за женские права, отрицает возможность создания единой феминистской теории. Радикалки-постмодернистки (Х.Сиксу, Ю.Кристева, Л.Ирригарэ) не хотят внимать призыву ведущего американского философа, феминистски и постмодернистки Джудит Батлер «сделать феминизм более самокритичным» и признать, что любые социальные и философские категории, с их точки зрения, в том числе и используемые феминизмом в политической борьбе (включая категорию «женщины») могут оспариваться и переопределяться.

Созданный и развивающийся в столкновении с другими социальными концепциями, феминизм как философская теория и методология остается незавершенным. Теории постмодернистского феминизма и феминистского психоанализа далеки от задач современного женского движения, мало востребованы им. Деятельницы женских организаций остаются к его идеям равнодушными (в отличие от идей либерального и социалистического феминизма).

Наталья Пушкарева

Литература:

Eisenstein H. Contemporary Feminist Thought . L., 1985
Feminism and Political Theory . L., 1986
Feminism and Methodology . Bloomington, 1987
Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society . Cambridge, 1987
Айвазова С. К истории феминизма / Общественные науки и современность. 1992. № 6
Феминизм: перспективы социального знания . М., 1992
Пушкарева Н.Л. Между тюрьмой и хаосом: феминисткая эпистемология, постмодернизм и историческое знание / Шорэ Э., Хайдер К. (ред.) Пол. Гендер. Культура. М., 2000. С. 221–231
Пушкарева Н.Л. Что такое феминизм ? / Женская история. Гендерная история (Теория и исследования. Учебное пособие). Калуга, 2001



У большинства людей при упоминании о феминистках сразу же в сознании всплывает образ мужеподобной дамы, которая принципиально не хочет принимать помощь от мужчин и требует таких же, как у них, прав.

Это мнение является отчасти ошибочным, ведь такое явление, как феминизм, следует рассматривать с нескольких ракурсов. Давайте вместе разбираться с тем, что же это за направление, какую идею оно несет в массы и какую цель преследует феминистка.

Как понять, с чем имеешь дело

В настоящее время есть немало общественных движений, которые собирают огромное число последователей. И именно к таким относится направление феминизм. Что это такое? Ответ на данный вопрос банально прост: феминизмом принято считать социальное течение, главной идеей которого является равноправие мужчин и женщин.

Часто люди, которые слышат этот термин, несколько неточно понимают его значение. Обусловлено это в большей мере сложившейся в стране обстановкой, когда права представителей обоих полов не имеют четко поставленных границ.

Проблема под названием «феминизм» — одна из наиболее распространенных. Ее можно встретить не только в странах третьего мира, где гендерное неравенство сохранилось еще с античных времен, но даже в современных, хорошо развитых западных странах.

«Тогда что такое феминизм?» — спросите вы. Говоря простым языком, это направление, последователи которого борются за сохранение равных прав между женщинами и мужчинами в нескольких сферах жизнедеятельности человека (в политике, чтобы дамы имели право голоса и могли занимать должности политических руководителей; в экономике, социальной и прочих сферах).

Уточняя, что значит понятие «феминизм», нужно понимать, за что выступают последователи движения. Помимо равных прав в главных сферах жизни страны, они добиваются отсутствия дискриминации при трудоустройстве. То есть чтобы любая женщина могла выбрать любую профессию, как и мужчина, а работодатель при этом не мог отказать ей в трудоустройстве, ссылаясь лишь на половую принадлежность. Тем более если кандидаты обладают одинаковыми навыками и имеют равный опыт.

Если изучить статистику, то в некоторых государствах сохраняется положение, при котором сотрудники с одинаковой квалификацией могут получать разную заработную плату. Проще говоря, государство отдает предпочтение мужчинам, поощряя их труд финансово значительно больше, чем женский.

Вернемся к истокам

Интересуясь понятием и значением слова «феминизм», не лишним будет узнать историю возникновения направления. Появилось это движение, соединившее в себе сразу целый спектр идеологий, в XVIII столетии. Как показывает история феминизма, причиной зарождения идеологического социально-политического направления стало стремление женщин получить избирательное право.

Так, в 1792 году основоположница направления, француженка Олимпия де Гуж, заявила, что если женщина может взойти на помост эшафота, то она также может взойти на трибуну. Слова этой женщины стали решающими для многих представительниц женского пола, которые уже на тот момент считали себя достойными избирательного права. Другие известные феминистки, которых история феминизма увековечила благодаря их решительным действиям и очень смелым публичным высказываниям:

  • Абигейл Смит Адамс – американка, которую считают первой, кто выступил за права женщин в США.
  • Мадам де Гакон-Дюфур – одна из первых сторонниц движения во Франции.
  • Мэри Уоллстонкрафт – еще одна американская феминистка и автор книги о защите женских прав.
  • Мэри Вигман – немецкая активистка.

Феминистический вектор развивался стремительно, и движение быстро становилось одним из наиболее масштабных. У него появилось множество последовательниц в разных странах. Со временем его первоначальная форма видоизменилась, и появились различные виды феминизма. Каждая из групп, представляющих определенную разновидность течения, следовала своей конкретной идеологии. В то же время цель феминизма осталась неизменной – это равноправие полов.

Какие есть направления

На сегодняшний день насчитывается около нескольких десятков разновидностей данного направления. Объединенные общей идеей, представительницы рассматриваемого течения образуют группы.

Что интересно, у женщин, представляющих различные разновидности феминизма, нет взглядов, противоречащих идеям других групп. А популярность движения и его широкое распространение по всему миру объясняется наличием сходных проблем у жительниц разных стран, связанных с гендерным неравенством мужчин и женщин.

Самыми известными направлениями феминизма являются:

  • Лесбийский – как понятно из названия, это культурное направление, отстаивающее равноправное положение лесбиянок в социуме.
  • Исламский – разновидность феминизма, представительниц которой не устраивает положение женщины в исламе.
  • Феминизм радикальный – это форма феминизма, рассматривающая систему патриархата как инструмент для внушения обществу идеи мужского превосходства. Представительницы этого движения настроены на то, чтобы свергнуть патриархат, избавить женщин от гендерного угнетения и изменить структуру современного общества.
  • Феминизм либеральный – это индивидуалистический тип культурного течения, который акцентирует внимание на способностях представительниц «слабого» пола самостоятельно бороться с неравенством мужчин и женщин посредством своего выбора и принимаемых решений.
  • Мужской – тип феминизма, где активистки поддерживают позицию о равноправии женщин во всем мире и выступают против угнетения слабого пола представителями сильного. Простыми словами, участницы это движения уверены в том, что все мужчины – угнетатели, и стремятся изменить свое положение.

Помимо перечисленных, существуют также эко- , социалистический, интерсекциональный, анархический и другие типы феминизма. И все они оказывают непосредственное влияние на общество, особенно в странах Запада. Результатом их деятельности являются первые изменения на законодательном уровне, позволившие женщинам почувствовать себя более свободными и равноправными.

Последователи и участники течения

Итак, мы разобрались с тем, что означает слово «феминизм» и каковы основные разновидности данного направления. Давайте же теперь посмотрим, кого считают феминистками. Прочитав все изложенное выше, можно сделать предположение, что приверженками направления являются женщины, отстаивающие свои права во всех сферах жизнедеятельности. Проще говоря, это последовательницы движения, которые согласны с его идеологией и принимают непосредственное участие в жизни группы.

Однако не любая женщина может отнести себя к представителям движения. Если активная феминистская позиция и ревностное стремление изменить свое положение не свойственны женщине, то она вряд ли может называть себя феминисткой. Чтобы стать участницей сообщества, нужно принимать участие в проводимых митингах, бывать на собраниях групп единомышленниц и предлагать собственные пути решения проблем, связанных с дискриминацией на фоне гендерного неравноправия.

Сейчас в Сети есть немало узкопрофильных блогов и форумов, посвящающих свою деятельность развитию феминистической субкультуры. Вступив в подобное сообщество, феминистка должна не только высказывать словесную поддержку единомышленницам, но и проводить просветительскую деятельность в социуме, выступать публично.

Обычно примкнуть к субкультуре стремятся женщины, которые каждый день сталкиваются с ущемлением своих прав. А гендерное неравенство наблюдается и дома, и на работе (особенно если женщина стремится построить свою карьеру посредством продвижения по службе), и даже на улице.

В настоящее время феминистка – это женщина, которая финансово не зависит от мужчины и заводит семью только тогда, когда становится обеспеченной благодаря собственным достижениям и продвижению в карьере. Сейчас среди феминисток – активные участницы шоу-бизнеса и политические деятельницы. Знаменитые феминистки нашего времени:

  • Анджелина Джоли.
  • Кейтли Моран (журналистка).
  • Жермен Грир (ученый, ведущая на британском ТВ и писательница).
  • Кара Делевинь (модель).
  • Бейонсе, Шарлотта Черч и многие другие.

На публичном уровне феминистки ежедневно отстаивают свои права и борются за то, чтобы гендерного неравенства и дискриминации не ощущали на себе и другие женщины. Автор: Елена Суворова

В 18-19 веках женщины начали активную борьбу за право собственности и право голоса, во второй половине 20 века идеи юридического и социального равноправия вспыхнули с новой силой. «Третья волна» феминистского движения была вызвана сексуальной революцией и главные вопросы были связаны с сексуальной темой.

Что означает феминизм, что такое женское движение за равноправие, что под этим подразумевается – такие вопросы возникают, потому как явление получило общественный резонанс.

Основные тенденции движения связаны с борьбой против патриархальных ценностей и желанием уравнять оба пола в социальных правах. Идея о том, что женщина может быть реализована только в – для феминисток неприемлема. Такие взгляды не всегда находят поддержку, что проявилось в образовании оппозиции - антифеминизма (считается, что женщинам не нужны права, за которые борются феминистки).

Существует также мнение, что феминизм, как общественное движение протеста, себя уже исчерпало, при этом большинство женщин пользуются результатами этой борьбы, принимая их как должное.

Феминизм - это не ругательство. Оно не означает ненависти к мужчинам, оно не означает, что ты ненавидишь девушек с красивыми ногами или загаром.
Оно не значит, что ты стерва или лесбиянка. Оно значит только то, что ты веришь в равенство.
Кейт Нэш

Так что же такое феминизм?

Это идеология (развитая, продвинутая идея), направленная на достижение женщинами равных прав с мужчинами. Акцент делается на социальном равенстве. Определение «феминизм» также подразумевает осознание женщины, как равной мужчине, равенство личных прав.

Если сформулировать, что такое феминизм простыми словами, то получится, что феминистки считают себя обделенными в праве принимать значимые решения в , в политике, участвовать в серьезных и глобальных проектах. Хотят иметь возможность занимать высокие должности во всех социальных областях, включая воинскую службу, полеты в космос, высокие технологии.

Феминистки желают управлять миром наравне с мужчинами, а в семейном плане хотят изжить патриархальные устои, когда мужчина по определению главный. Но самый важный аспект феминистского движения заключается в том, чтобы добиться от социума защиты от изнасилований, домогательств сексуального плана, притеснения и насилия в семье, т.е. получить гарантии физической неприкосновенности – право женщины распоряжаться своим телом (вне зависимости от пожеланий мужчины).

Что такое феминизм кратко и понятно можно продемонстрировать на примере, когда женщина подает в суд на мужчину за сексуальное домогательство. И в тех странах, где феминизм развит не на словах, а на деле – она этот суд, скорее всего, выиграет.

В феминизме, как и в любом общественном движении, случаются перекосы, гипертрофированная форма проявления идей, эпатажные выходки. Активистка феминизма Эмма Уотсон (известная по фильмам «Гарри Поттер») решила сфотографироваться с полуобнаженной грудью, вызвав повышенное внимание к себе и феминизму.

Какие права требуют феминистки?

Феминистки требуют от общества:

  • избирательное право;
  • возможность занимать высокие государственные посты;
  • равные права на трудовую деятельность, равную оплату работы;
  • право собственности;
  • оплачиваемый декретный отпуск;
  • право сексуальной свободы, защиту от сексуального насилия со стороны мужчин.
Надо признать, что большинство этих требований в настоящее время успешно реализованы.

Для справки!
Право на женскую контрацепцию, а также аборт – считается одним из наиболее важных достижений феминизма.

Виды феминизма

Это движение не является единым и целостным. Существует довольно много течений внутри феминизма, которые могут различаться в акцентах, но чаще дублируют основную тенденцию к равным социальным правам.

Радикальный

Идея радикального феминизма заключается в активном противостоянии патриархату.

Патриархальные взгляды:

  • четкое разграничение ролей женщин и мужчин в обществе;
  • жена должна проживать в доме мужа;
  • допущение многоженства;
  • имуществом и финансами должны распоряжаться только мужчины;
  • родство, а также наследование идет по отцовской линии.
Большая часть патриархальных ценностей в России сейчас не поддерживается. Многоженство официально не закреплено. Единственно, что сохранилось, так это отчество в паспорте. Поэтому можно сказать, что феминизм одержал победу в этом противостоянии.

Сейчас нет четкого разграничения социальных ролей, молодые семьи не привязаны к дому мужа, женщины имеют такие же права на собственность и имущество. Что касается вопроса, кто контролирует семейный бюджет, то это скорее зависит от того, кто больше зарабатывает в семье или имеет склонность, а также способность к управлению финансами. Поэтому или время патриархата просто подошло к своему логическому завершению, или идеи феминизма оказались более подходящими для дальнейшего развития общества (может, все вместе).

Либеральный

Представительницы либерального феминизма считают, что женщин незаслуженно дискриминируют, не дают проявить себя в науке, политике и других областях, где как предполагается от мужчин будет больше пользы. Причем даже физическое превосходство сильного пола, обусловленное природой, вызывает несогласие и протест у феминисток. Не говоря уже об интеллектуальном неравенстве. Хотя есть научное подтверждение, что мужской мозг больше женского, а это связано с умственными способностями.

Феминистическая постановка женщин на одну ступеньку с мужчинами в свою очередь вызывает раздражение у тех, кто придерживается антифеминистских взглядов. Идея того, что женщины должны соответствовать во всем мужчинам нравится далеко не всем представительницам слабого пола.

Для справки!
Многие женщины не видят ничего плохого в том, что муж лучше реализован в социуме, а сами предпочитают больше времени уделять семье.


Либеральную форму феминизма скорее будут поддерживать женщины, ориентированные на активную общественную жизнь. Фрейдистские причины соперничества с мужчинами также нельзя полностью исключать.

Очевидно, что за последние пару столетий женщины внесли вклад в развитие науки, участвуют в решении политических вопросов, достигают высот в бизнесе, искусстве. Получение образования давно уже не зависит от пола. Хотя на руководящих должностях, а также в областях науки (особенно где требуется аналитический подход) доминируют мужчины.

Марксистский

Данный вид феминизма был основан Ф. Энгельсом, в дальнейшем идеи были развиты К. Цеткин, Р. Люксембург и другими женщинами-революционерками.

Энгельс считал, что притеснение женщин вытекает из патриархального контроля мужчин над частной собственностью, и что взаимоотношение мужчин и женщин аналогично отношениям между доминирующим классом буржуазии и угнетаемым пролетариатом.

Марксистский феминизм поддерживается сторонниками ликвидации частной собственности и капиталистического типа экономики.

Интерсекциональный

Вид феминизма, который изучает теорию пересечений с другими формами притеснений: расизмом, гомофобией и др.

Последователи интерсекционального феминизма считают, что все формы угнетений связаны между собой, поэтому их лучше рассматривать в комплексе. Например, в связке дискриминации по половой, расовой и классовой принадлежности.

Феминизм в России


Феминистское движение начало складываться еще в дореволюционной России. Тогда первоочередной задачей было обеспечение женщин оплачиваемым трудом, а также возможностью получать образование. Затем феминизм в России политизировался и целью стало достижение избирательного права. Реализация этой цели состоялась в 1917 году, когда Временное правительство одобрило данный проект.

Советская власть была заинтересована в женщинах, как в рабочей силе. Именно в период власти большевиков женщины массово оказались на рынке труда. Слабый пол обрел возможность экономической независимости, получения образования. Произошла легализация абортов.

Советская конституция закрепила за женщинами равный труд и соответствующую оплату. Проводилась поддержка работающих матерей, были созданы детские сады.

Но к 1930 году «женский вопрос» попал в немилость власти и Сталин упразднил женотделы. Аборты запретили, гендерные роли вернули в традиционное русло с ужесточением института брака. Оттепель 60-х возродила общественный интерес к женскому движению. Советские феминистки начали сотрудничать с западными, но при этом возникали сложности во взаимопонимании из-за разницы в менталитете.

В 21 веке российские феминистки пытались на примере Израиля провести для женщин военную службу по контракту, но получили отпор со стороны Министерства обороны. В современной России феминизм не находит широкой поддержки и считается чрезмерно агрессивным.

Предполагается, что женщины и так уже имеют все необходимые права, а большинство спорных вопросов гендерного плана могут разрешаться на семейном уровне. Хотя остаются вопросы, связанные с регулированием физического насилия над женщинами на государственном уровне, в суде.

Я никогда не могла точно определить, что же такое феминизм. Я только знаю, что люди называют меня «феминисткой», каждый раз, когда я отказываюсь быть ковриком для ног.
Ребекка Уэст

Феминизм у мужчин

Маскулинизм и маскулизм

Маскулинизм - это антоним феминизма, продвижение в обществе чисто мужских ценностей, попытка возрождения патриархата. Представители этого движения обвиняют феминисток в навязывании обществу женской модели поведения, в результате чего в социуме по их мнению происходят заметные ухудшения.

Маскулинисты любят рассуждать, что наступил конец феминизма и чем женщина отличается от человека, тем самым отталкивая разумных людей. К тому же активисты этого социального течения склонны вести себя довольно агрессивно, пытаясь таким образом продемонстрировать мужскую сущность, могут даже преследовать феминисток, доставляя неприятности не только женщинам, но и властям.

Маскулизм - это то, как называется феминизм у мужчин. Маскулисты борются за освобождение от гендерных стереотипов, они против воинской обязанности, не поддерживают мачизм, сексизм, не склонны возрождать патриархат.

Маскулинизм считается антифеминизмом, приравнивается к экстремистскому течению, а маскулизм скорее находится на одной стороне с феминистским движением и расценивается как прогрессивное явление, поэтому не следует путать эти термины.

Как относиться к феминизму?

Чтобы разобраться как относиться к этому женскому движению, можно пройти в интернете простой тест на феминизм. Вопросы там попадаются несколько странные с точки зрения традиционного менталитета (например, кому брать декретный отпуск), но в качестве развлечения тесты можно использовать.

Тематические группы в соцсетях тоже вряд ли поспособствуют получению достоверной информации о том, что такое феминизм. В интернете (да и в реальной жизни) можно нарваться на женщин «со спазмом души», которые под прикрытием феминизма реализуют свои женские обиды.

Феминистки, безусловно, сыграли большую роль в становлении общества и нельзя сказать, что деструктивную. Такое движение было необходимо, хотя его сложно оценивать однозначно. Можно подойти к этому вопросу рационально, изучать материалы по теме. Или просто проследить за своими эмоциями. Какой отклик вызывают идеи феминизма и задать себе вопрос, а почему именно так?

По данным статистической службы Евросоюза в зависимости от страны разница оплаты мужского и женского труда составляет от 0,5% до 53%. Кроме этого большой проблемой остается домашнее насилие, принудительные браки, сексуальное домогательство, насильственные обычаи. Именно с ними продолжают бороться современные феминистки. В статье пойдет речь об определении феминизма, эволюции понятия и объяснения того, что есть равноправие в повседневной жизни.

Что такое феминизм

Феминизм - это не сборник законов, а свобода быть той женщиной, какой хочешь, несмотря на общепринятые общественные рамки. Для каждого понятие обретает свой смысл, поэтому говорить о нем «в целом» очень сложно.

Термин образовался от латинского слова femina (женщина ) и все проявления феминизма связаны с женщинами. Он предполагает единую идеологию борьбы с гендерным неравенством, но в действительности внутри движения есть много подгрупп: либеральный, радикальный, правовой, героический, русский, ролевой, популярный, многокультурный и другие.

Для тех, кто считает феминизм чем-то устаревшим, жутким или излишне агрессивным, есть дополнительные объяснения:

  1. Кажется, что сегодня все права уже завоеваны, а мы обитаем в мире победившего равенства. На самом деле есть много проблем, связанных с гендерной дискриминацией. Например, женщине могут сказать, что она слишком умная для блондинки или отказать в руководящей должности. А в некоторых странах от пола и сегодня зависит качество жизни. Девушек калечат, насильно выдают замуж, насилуют или продают в бордели.
  2. Не стоит сводить идеи равноправия к примитивному «Голосовала, теперь тащи свой чемодан сама ». Да, мужчины и женщины биологически разные. Но они достойны одинаковых экономических, политических или юридических прав.
  3. Нельзя путать феминизм, матриархат и мужененавистничество. Феминизм – это женская эмоциональность и духовность, которую нельзя приравнивать к сексуальной распущенности, обесцениванию брака.
  4. Не стоит высказываться о том, что феминистка – это непривлекательная мужеподобная старая дева в тяжелых туфлях. Среди них есть брутальные бисексуалки в строгом костюме и воздушные, как цветок, блондинки с накрашенными губами. Они осваивают «неженские» профессии или с удовольствием воспитывают детей. Они разные, ни одна не походит на другую.
  5. Высказывания о том, что феминистки мечтают истребить всех самцов или подчинить их своей воле, также не отвечают истине. Феминистки уважают мужчин, которые считаются с их правами.

Понять главную идею движения помогут цитаты известных женщин:

«Феминистка – это любая женщина, которая говорит правду о своей жизни », – британская писательница Вирджиния Вульф .

«Феминизм – это не диктат. Он не приказывает, он не догма. Он всего лишь отстаивает право свободного выбора », – актриса Эмма Уотсон .

«Знаю, что меня называют феминисткой каждый раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги », – писательница и журналистка Ребекка Уэст .

История феминизации

Сегодня стало модным иронизировать на тему борьбы за равноправие, критиковать и жалеть старомодных дамочек, которые требовали избирательных прав, возможности учиться, получать достойную работу. Их называют неврастеничками, которые банально завидовали мужчинам или старыми девами, обделенными вниманием. Слово «феминизм» обычно дополняется эпитетами оголтелый, злобный, извращенный, а понятие ставится в одну строку с экстремизмом. Но нам тяжело представить предрассудки, которые существовали столетиями.

С точной датой возникновения понятия ученые пока не определились, но нашли истоки феминистских идей еще в событиях XV века. Самым известным историческим героем того времени стала Жанна д’Арк, убедившая доверить ей управление войсками. В 1403 году французская поэтесса итальянского происхождения Кристина Пизанская издала сочинение «Книга о Граде Женском», где впервые написала о незаслуженно жестоком отношении мужей к женам. Но это было скорее исключение, чем правило.

Волны феминизма

В конце XVIII века после Войны за Независимость женщины в США впервые озвучили требования равноправия. В этот же период во Франции начали издавать журнал о борьбе за гендерное равенство, а в стране возникли первые женские клубы, выступающие за одинаковые гендерные права в политической борьбе. Среди первых борцов за равноправие также были мужчины. В 1763 году французский автор Пулен де ля Бар опубликовал эссе «О равенстве обоих полов». По одной из версий у истоков феминизма стояли именно мыслители-мужчины либеральных или левых взглядов. Причем они называли себя «женскими адвокатами» или «женскими защитниками».

Феминистское движение начало активно разворачиваться с развитием индустриального общества второй трети XIX века. Люди массово мигрировали из сел в города, а прожить большой семьей на зарплату мужа было трудно. Фокусировались в основном на базовых трудовых и социальных правах, но поднималась тема насилия и разводов. В это же время возникло еще одно общественное движение за женское право голоса – суфражизм . Начальный виток получил название традиционного феминизма.

Сыграли свою роль Первая и Вторая Мировая войны. Мужчины массово уходили на фронт, их место занимали женщины. Но в 50-60-х годах оказалось, что отвоеванных ранее привилегий было недостаточно для достойной жизни. Право на труд, образование, владение собственностью оказались теоретическими . Начали зреть предпосылки для следующего витка.

Родоначальником второй волны 60-80-х годах XX века стала искусствовед и философ Симона де Бовуар . Движение приняло массовый характер, а его основным требованием стало женское право баллотироваться на политические посты. Поднимались вопросы о доступной контрацепции и насилия. В 1979 году ООН приняла Конвенцию об упразднении любых форм женской дискриминации.

Неофеминизм третьей волны начался в 1990-х годах и длится по сегодняшний день. Важной частью идеологии является союз с ЛГБТ-движением и коррекция языка на уровне лексики. В США, например, соискатели присылают резюме без фото и указания пола. Чтобы решение работодатель принимал только на основе компетенций.

Феминизм третьей волны не исследует вопроса, кем является современная женщина. Он выясняет, кем она может быть. Главные признаки современного периода – противоречивость и многообразие, приправленные долей юмора и самоиронии.

Отношения с феминисткой: в чем выгода?

Движение за равноправие бушует в Европе уже более ста лет, а русские женщины до сих пор живут по правилу «бьет, значит любит» или «плохонький, да мой». Но разумный феминизм может быть полезен не только женщинам, но и мужчинам. Преимущества пары, которая живет на условиях равноправия:

  1. Мужчине не придется единолично добывать мамонта. В паре вы не злоупотребляете зависимостью, вместе ведете бюджет, распределяете домашние обязанности, помогаете друг другу развиваться, реализоваться.
  2. На вас не влияют гендерные стереотипы. Вы сами выбираете, кому брать отпуск по уходу за ребенком.
  3. Ваша жизнь становится проще. Нет никаких «ты же мужик, обязан тянуть» или «ой, я же должна родить».
  4. Вы не осуждаете друг друга за сексуальное прошлое, но и измены не терпите.
  5. Вы не пытаетесь исправить друг друга. Мужчина не обязан платить за все женские прихоти, а женщина не обязана после работы готовить ужин из трех блюд.
  6. Вы воспитываете детей вместе. Вы показываете детям модель брака, основанного на равноправии, вместе отвечаете на вопросы о сексе.
  7. Вы не ждете инициативы только от мужчины. Женщина может соблазнить, предложить пожениться, заняться сексом или развестись.
  8. Социальная реализация для вас одинаково важна. Вы не поддаетесь общественному мнению, а вместе находите оптимальный баланс между семьей и реализацией.
  9. Вы понимаете проблемы друг друга. Мужчина не слышит от женщины «всем мужикам нужно только одно », а женщина не слышит фразы «похоже, у кого-то сегодня ПМС ».
  10. Вы не допускаете домашнего насилия. Никогда.

Выводы:

  • Феминизм – существовавшее на протяжении всей истории стремление женщин избавиться от опеки мужчин и заставить их считаться со своими личными качествами.
  • Феминизм не отрицает брак, а признает право выбора – выходить замуж официально, жить в гражданском браке или строить свободные отношения.
  • Три волны феминизма: первая – связана с неравенством на законодательном уровне, вторая – попытка изменить устройство общества, третья – затрагивает ограниченные представления женщин о себе и других.
  • Равноправие в браке одинаково выгодно мужчине и женщине: воспитывать детей и заниматься карьерой можно вместе.
Похожие статьи