Что делать если быстро забываешь. Постоянно забываю что хотел сделать

02.08.2019

Забывчивость бывает разная. Иногда вы замираете на полуслове, потеряв нить собственной мысли. В продуктовом магазине в очередной раз проходите мимо нужного отдела, не вспомнив, что дома закончилась соль. Встретив старого знакомого, начинаете краснеть, потому что забыли его имя. На простой вопрос начальника о проекте, который недавно сдали, вынуждены лезть в компьютер - потому что уже и не помните, что там было. За разные случаи «провалов в памяти» отвечают разные системы хранения информации в мозге. И чтобы понять, нормально ли, что вы забыли о чем-то, нужно узнать, какой тип памяти отвечает за хранение этой информации.

Вспомнить все

Вся память человека состоит из четырех основных систем. В рабочей, или оперативной , памяти хранится информация, которая нужна прямо сейчас. Срок действия рабочей памяти - секунды. За ее правильную работу отвечает префронтальная кора - та самая часть мозга, которая делает человека человеком, определяет сознание и поведение.

Эпизодическая память - это воспоминания, как о том, что произошло пару минут назад, так и о событиях двадцатилетней давности. Эти воспоминания хранятся в участке мозга под названием гиппокамп. Семантическая память - это своеобразный набор знаний человека о мире. Тут находятся слова и их значения, названия объектов. За семантическую память отвечают височные доли мозга.

Процедурная память касается умения что-то делать. Если человек помнит, как кататься на велосипеде, однажды научившись это делать в детстве, - значит, процедурная память у него работает хорошо. За «память тела» ответственны базальные ганглии, мозжечок и моторная зона коры головного мозга.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Что значит «забывать»? Речь обычно идет не о том, что какая-то информация исчезла из мозга. Скорее возникла трудность «достать» ее оттуда. Например, слово, которое буквально вертится на языке, - это проблема с доступом к семантической памяти. Человек может вспомнить нужное слово, если сказать ему первую букву или дать смысловую подсказку. Забывчивость здорового человека - это затрудненный доступ к одному или нескольким видам памяти. Если вы не сможете быстро извлечь из эпизодической памяти воспоминание, что дома закончилась соль, вы не пойдете в соответствующий отдел в супермаркете. Также забывчивость может иметь место из-за небольшого объема оперативной памяти: вот вы уже пришли за солью, но отвлеклись на муку и забыли о своей изначальной цели.

Разница между простой забывчивостью и серьезными нарушениями памяти в том, что здоровый человек, хоть и не сразу, но может вспомнить важные факты и события из своей жизни. При нарушениях памяти больные забывают названия предметов, которыми пользуются каждый день, имена близких и даже разучиваются делать простые бытовые операции.

Можно не сразу вспомнить, чем вы занимались в прошлые выходные, но если у вас выпало из памяти то, что было пять минут назад, - это повод насторожиться. Если вы не можете вспомнить имя одноклассника, которого видели в последний раз 15 лет назад, - это нормально. Если же забываете имя мужа или дорогу домой, это повод обратиться к врачу - такие симптомы могут быть признаком амнезии, связанной с инсультом или , злоупотреблением алкоголем или наркотиками, инфекцией или деменцией.

Так почему вы все забываете?

Есть несколько вполне обыденных и распространенных причин, которые вызывают «несерьезные» проблемы с памятью.

Многочисленные исследования показали , что он негативно влияет на функции гиппокампа - а ведь именно в этой зоне мозга сконцентрирована эпизодическая память. Под влиянием сильного стресса становится особенно сложно извлечь нужное воспоминание из эпизодической памяти.

Ученые подтвердили это в опыте на крысах. Грызуны должны были выполнить простое задание - выбрать в бассейне с несколькими дорожками ту, в которой спрятана платформа. Перед участием в эксперименте животных тренировали, так чтобы они запомнили «правильную» дорожку. После тренировки крыс отправляли отдохнуть. Контрольную группу возвращали в свою, знакомую и безопасную, клетку - и ее представители не испытывали никакого волнения. А вот экспериментальная группа была вынуждена испытать стресс, находясь в клетке рядом с котом.

Когда по окончании перерыва грызуны вернулись к заданию, спокойные крысы справились с ним лучше. Стресс не повлиял на память животных, когда задание было попроще, но чем сложнее оно становилось, тем хуже взволнованные крысы вспоминали правильный ответ.

Также стресс сокращает объем рабочей памяти. В этом эксперименте 35 молодых мужчин должны были читать подряд несколько предложений, запоминая последнее слово в каждом из них, а в конце произнести эти слова в правильном порядке. Половине участников перед заданием пришлось пройти через стрессовое испытание, остальные были спокойны. Наличие тревоги у первой группы подтвердили с помощью анализа слюны на стрессовый гормон кортизол. Результат эксперимента подтвердил гипотезу - нервная группа запоминала слова хуже, чем участники из контрольной группы. А значит, стресс ухудшил работу их оперативной памяти, в которой они должны были удерживать нужную информацию. Когда вы под влиянием стресса, вам тяжелее вспоминать сложную информацию и удерживать в голове разные задачи. Не стоит надеяться на гиппокамп и рабочую память - если вам предстоит волнительное мероприятие, лучше запишите все самое важное в ежедневнике или заметках смартфона (и установите напоминания). А учитывая, что многие люди сегодня находятся в хроническом стрессе, записывать всегда и все - не такая уж плохая идея.


Кадр из фильма «Все еще Элис»

Забывчивость может быть одним из первых симптомов . В том, как работает память у людей в депрессии, можно разобраться с помощью теста на слова . В эксперименте испытуемые - здоровые добровольцы и пациенты с депрессией - должны были запоминать слова после одного, трех или пяти повторений.

Когда люди с депрессией должны были воспроизвести слова после пяти повторов, они запоминали столько же слов, сколько участники из контрольной группы, но делали это медленнее. А вот после одного повторения пациенты с депрессией распознавали меньше слов и быстрее их забывали.

Ученые сделали вывод, что депрессия влияет на память двумя способами: с одной стороны, затрудняет обучение и запоминание новой информации, с другой - усложняет доступ к уже имеющимся воспоминаниям. Поэтому, если вам поставили диагноз «депрессия», не злитесь на себя за то, что можете дольше обычного вспоминать нужное. И точно не стоит в период болезни браться за изучение нового - знания будут плохо удерживаться в голове, что еще сильнее испортит вам настроение и самооценку.

Первой страдает оперативная память. Исследования, в которых людей лишали сна на 24–72 часа, показали, что невыспавшиеся участники хуже справлялись с заданиями, в которых нужно было удерживать в голове какую-то информацию. Также от дефицита сна страдает и эпизодическая память. За это, по мнению ученых, отвечает префронтальная кора - она же, напомним, контролирует и рабочую память. И хотя эпизодическая память «хранится» в гиппокампе, чтобы достать оттуда воспоминания, требуется усиленная работа префронтальной коры. Но эта наиболее «сознательная» зона мозга работает все хуже с каждым часом недосыпа - поэтому становится все сложнее извлечь определенный эпизод из памяти.

Забывчивость сохраняется еще некоторое время после того дня, когда вы не выспались: например, в исследовании , где людей лишали сна на двое суток, участники полностью не восстанавливались даже после двух ночей полноценного сна. Интересно, что проблемы со сном повышают вероятность формирования ложных воспоминаний. Это подтвердилось в эксперименте на студентах, которых лишили возможности спать нормально.

Студентам показывали фотографии со сценами с мест преступлений. Через некоторое время им дали прочитать определенные высказывания, связанные с преступлениями, - и часть из них противоречили изображениям на фото (но участники не знали, что их пытаются сбить с толку). В конце студенты должны были ответить на вопросы о том, что же на самом деле произошло.

В итоге молодые люди, которых лишили сна, чаще ошибались - они уже забыли, что было изображено на фото, и поверили в то, что было написано после. Таким образом, у них сформировались ложные воспоминания. Так что, если вы регулярно недосыпаете, вам будет не только тяжело удерживать в голове информацию и вспоминать нужные факты - вас еще и будет легче запутать и сбить с толку, «подложив» вам в голову фальшивые воспоминания.

ухудшать память. А периодическое голодание улучшает функции гиппокампа - одного из ключевых «центров памяти» в мозге.

В любом случае, если вы страдаете от забывчивости, стоит обратить внимание на свой рацион: возможно, есть смысл отказаться от фастфуда и начинать день с тарелки овсяной каши, богатой полезными «сложными» углеводами. Что же делать, если вы живете в хроническом стрессе и регулярно испытываете дефицит сна, но хорошая память вам все же пригодилась бы?

Есть способы «обратить» процесс потери памяти, улучшить концентрацию и запоминание

Например, регулярные занятия спортом вызывают прилив крови к тем зонам мозга, которые ответственны за хорошую память. Достаточно трех месяцев тренировок, чтобы ваша память стала лучше.

Помочь справиться с ухудшением памяти может и медитация. В одном исследовании люди от 52 до 77 лет с нарушениями памяти медитировали по 12 минут ежедневно. Это была не совсем обычная медитация - участники не просто сидели в позе лотоса, а пропевали определенные звуки и повторяли разные действия в заданном порядке. Через восемь недель такой практики у испытуемых стали значительно лучше показатели в тестах, требующих хорошей памяти, внимательности и концентрации.

Наконец, экспресс-метод для того, чтобы запомнить важную информацию после лекции или важных переговоров, - сделать кофе-брейк. И дело совсем не в кофе - вы можете пить чай или обычную воду, главная задача в том, чтобы на время оставить мозг в покое. Пока вы отдыхаете, ваш гиппокамп и кора головного мозга активно работают, усваивая только что полученную информацию.

Из нашей статьи вы узнаете, как отличить простую забывчивость от потери памяти.

Когда мы что-то забываем, то всегда чувствуем себя неловко. Учитывая высокую распространенность болезни Альцгеймера , провалы в памяти выглядят весьма устрашающе. Однако во многих случаях то, что мы принимаем за нарушение памяти, оказывается обычной забывчивостью. Как же отличить норму от болезни? Ниже вы найдете 5 примеров физиологического снижения памяти, обусловленного возрастными изменениями. «Если вас беспокоит ваше состояние, обратитесь к врачу. Обследование позволит исключить возможные причины нарушения памяти», – считает психиатр Гарри Смолл, автор нескольких книг о памяти и познании.

Это не серьезно: забывчивость не нарушает повседневную жизнь

Все мы время от времени мучаемся от того, что забываем простые вещи: название фильма, чье-то имя, важную дату, причину, по которой заходим в комнату. Такое периодическое замедление извлечения информации из недр нашего мозга – вполне нормальное явление, связанное с процессами старения и образом жизни.

Однако, когда нарушения памяти, мешают повседневной жизни, то это повод обратиться к врачу. Те действия, которые мы выполняем каждый день, требуют наличия базовых навыков, которые здоровый мозг никогда не забывает. Если вы продолжаете работать, готовить еду, одеваться, заниматься любимыми вещами и читать книги, несмотря на забывчивость, значит, у вас все в порядке.

Это не серьезно: «тренировка мозга» дает улучшение

В настоящее время существует множество способов «тренировки мозга» (компьютерные программы, когнитивная терапия, специальные пособия), которая направлена на улучшение состояния синапсов и работы мозга. Эксперты считают, что «тренировка мозга» не позволяет вернуть память при болезни Альцгеймера. Однако вопрос о воздействии «упражнений» на мозг здорового человека остается открытым. «Наш мозг компенсирует потерю памяти, и мы можем помочь ему. Если вы выполняете «упражнения» и видите результат, это хороший знак. Деменция – это заболевание, при котором нарушено запоминание новой информации. Если вы по-прежнему способны получать новую информацию, значит, способны и запоминать ее.

Это не серьезно: вы начали принимать новый препарат

Прежде чем поднимать панику по поводу нарушений памяти, подумайте о том, какие изменения произошли в вашей жизни и как они могли повлиять на работу мозга. Побочные эффекты лекарственных препаратов часто становятся причиной снижения памяти. Многие пожилые люди принимают одновременно большое количество препаратов, что увеличивает риск взаимодействия между ними. Поэтому некоторые врачи считают, что любой новый симптом следует расценивать как побочный эффект, если не доказано обратное. К лекарствам, влияющим на кратковременную память, относятся: седативные препараты, препараты от изжоги, препараты от недержания мочи, статины и антидепрессанты.

Это не серьезно: никто не замечает вашей забывчивости

«Окружающие могут замечать вашу забывчивость, но не говорить вам об этом, чтобы не обидеть вас. Однако в семье обязательно возникнут конфликтные ситуации, связанные с нарушением памяти. Подобные конфликты свидетельствуют о наличии заболевания, в частности деменции», – считает психиатр Кен Роббинс из университета Висконсин (США). Таким образом, родственники становятся первыми, кто «ставит» диагноз, и зачастую они оказываются правы. Согласно результатам исследования, проведенного в 2010 году в Вашингтонском университете, родственники и друзья выявляют ранние симптомы болезни Альцгеймера лучше, чем традиционный скрининг и высокотехнологичные методы обследования. К ранним симптомам относятся: повторение одних и тех историй или вопросов, социальная отчужденность и нарушение повседневной жизни.

Но если близкие не говорят вам о вашей забывчивости, то скорее всего все нормально.

Это не серьезно: забывчивость появляется при стрессе, недосыпании и загруженности на работе

Прежде чем винить себя, подумайте о том, какой объем работы вы выполняете. Наш мозг не приспособлен к тому, чтобы решать одновременно несколько вопросов. Вы переключаете внимание с одного вопроса на другой, и когда занимаетесь одним вопросом, то не обращаете внимания на другие, что ведет к кратковременной потере памяти. Задача еще больше усложняется, если вы используете одну и ту же часть мозга, например, центры речи для разговора по телефону, чтения информации с экрана и печати. Еще одним стрессовым фактором для мозга является недосыпание, поскольку обработка и организация полученной информации происходит именно во сне. И, наконец, стрессовые ситуации также негативно влияют на работу мозга.

Люди с настоящей деменцией забывают не зависимо от количества сна, работы или стресса.

Если вы переживаете за свою память – специально для вас наш специальный проект «

пример: сходил в другое помещение - но сделал ли я точно что хотел не помню..; в момент общения забыл как зовут человека, пока происходила заминка(вспоминал) - забыл о чем хотел рассказать ему.

2. не могу вспомнить чему меня учили неделю назад; пробелы в памяти о школе, о более раннем времени - абсолютно ничего не помню.

3. не могу сосредоточиться пример: смотрю в книгу и пытаюсь прочитать: не воспринимаю смысла; если читать "про себя" впадаю в некий ступор:то что происходит с текстом - я бы описал как расфокусировкой(как бы смотришь на две разные точки двумя глазами) , нечитаемо..

4.появилась пугливость - необязательно подкрадываться ко мне сзади чтобы перепугать. я порою вижу человека боковым зрением, но не воспринимаю его как. ; бывает пугает собственная тень - причем также сильно - аж передергивает.

О том что я стал слишком рассеян заметно стало окружающим людям - это плохо сказывается: как на отношениях, на работоспособности и качестве труда.

Такое состояние продолжается уже 3 недели.

как справился не помню.

Советы друзей о отдыхе - не приносят результата они вгоняют в сонливость;

принимал глицин - безрезультатно.

Алёна7 07 Apr 2012

SnakePliskin 07 Apr 2012

violation 08 Apr 2012

Болеть я давненько не болел.

Но у меня не легкая работа: я оператор (не компьютерщик) - приходится доводить материалы до определенной кондиции по нескольким параметрам весьма за короткое время(а порою в спешке), в большинстве случаев в ручную. Да, нагрузка увеличилась - особенно последние 2 месяца - времени даже присесть нету.

После работы обычно хожу либо на встречи, либо к приятелям - но по сути получается, что я только присутствую; сказать что сплю не могу, - спать то не хочется - ложись хоть в 9 хоть в 11 усну примерно в 1 час или во втором часу.

Лет 7-8 назад лечился у неврапотолога с головными болями ближе к шее, но в силу того, что боли постепенно прошли(последние года 3 отсутсвуют полностью) на прием не ходил.

По спиртным мелочь - примерно бутыль вина в месяц.

Знакомая ситуация. По два-три раза возвращался в подъезд- проверять, запер ли я квартиру.

Помогла практика карма- йоги. Начал практиковать для того, чтобы не ждать, когда "неприятное время" "навязанного" действия пройдет побыстрее- напрягал этот вопрос меня.

Худо- бедно, постепенно выработалась привычка уделять практически все внимание тому, что делаешь. И. о чудо! - стал осознавать, что внимание сосредотачивается на том, что делаю конкретно в данный момент и (почему- то?!) запоминать эти действия.

Короче, все упирается снова в пресловутый момент "сейчас". Точнее- в его осознание (т.е. в недифференцируемую категорию рационального мышления).

насчет психиатрических моментов. не знаю, не врач, но, надеюсь, об этом говорить повода нет.

Насколько я понял (если понял) вы вырабатывали привычку перепроверять себя каждый раз, каждое действие..

Дело в том что далеко не всегда есть возможность перепровериться, а исправить еще меньше; когда необходима реакция и внимательность действительно в тот момент именуемый - "сейчас". (пример: я общаюсь с человеком - но я не помню ни самого текста разговора, ни того что ответил, помню лишь тему, что впал в некий ступор без осознавания происходящего.. но у человека еще можно переспросить - хотя со стороны это выглядить очень плохо, хуже чем неуважение.)

Алёна7 09 Apr 2012

Да, такое со мною случалось уже два раза, причем прошлый очень многого меня лишил - друзей, и взаимоотношения. примерно это было 1,5 года назад,

Есть такое обследование (я использую его в своей работе) , которое позволяет анализировать состояние когнитивных процессов. . Оно комплексное, включающее в том числе анализ возможностей мышления: категориального, аналитико-синтетического, понятийного, памяти:модально-специфической оперативной, долговременной, на события и т.п По результатам обследования делается заключение и выбирается способ коррекции нарушенных функций.

violation 10 Apr 2012

А что же произошло 1,5 года назад, что привело к рецидиву?

Я связывал произошедшее с систематическим употреблением дурмана на протяжении нескольких месяцев;

связать происходящий рецидив не могу т.к. не принимал на протяжении 1.5 лет. Других мед., не мед., средств не принимал.

Конечно хорошо бы ещё сделать МРТ, ЭЭГ, чтобы картина состояния была подробная.

Были ли за послледний месяц -два какие-нибудь эмоциональные встряски?

О серьезных встрясках сказать не могу: так чтобы чувствовать эмоцианальные переживания более чем одного вечера нету; о частоте - около раза в недели в 2 или реже.

Последнее серьезное в эмоциональном плане - осеньпереживал с неделю..

Есть ли неприятные телесные ощущения: слабость мышц конечностей, шаткость походки, онемение пальцев рук, ног?

Онемение пальцев рук - не всех: мизинец, безымянный и средний, в основном на правой руке, на левой тоже бывает.

Бывает дрожат пальцы, особенно если переволноваться.

Алёна7 10 Apr 2012

На сколько я понимаю просто так не сделаешь - здесь однозначно топать в мед.учереждение.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» - это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто - приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве - среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» - «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

  1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
  2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
  3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
  4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
  5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает - пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Почему вдруг ухудшилась память?

Стала забывать слова - не могу вспомнить, как называется предмет, действие, явление и т.д. Забываю названия книг, фильмов, забываю, что делала минуту назад, что говорила, что нет. Совсем выпадает из памяти то, что запланировала сделать, что хотела сказать через минуту. Бывает, подойду к шкафу и не могу вспомнить, зачем. Или начну говорить, а зачем говорю и что говорить дальше, не знаю.

Стала забывать внешность и имена знакомых людей. Шла по улице, навстречу мне идёт мой преподаватель. Вижу, что внешность, вроде бы, знакомая, но где я его видела, не помню. Лихорадочно вспоминаю, настолько ли мы хорошо знакомы, чтобы здороваться. Думала-думала, на всякий случай поздоровалась. И потом, пройдя уже метров 500, вспомнила, что это наш преподаватель и ведёт у нас информатику (не подумайте, что я безответственная студентка, прогуливающая пары, потому не угадывающая преподов! Я регулярно посещаю занятия и сейчас, обучаясь на выпускном курсе, не имею ни единого неуважительного пропуска за все годы обучения и иду на красный диплом). И это теперь всё чаще и чаще - иду по улице и не могу вспомнить, знакома я с человеком или нет.

Моя забывчивость очень мешает учёбе, а почему так происходит, понять не могу, ведь мне 20 лет, рано ещё до склероза!

Что-то мне кажется, что в Вашей жизни имеет место быть постоянный стресс. Судя по одному из Ваших предыдущих вопросов и этому. Или же какое-то аутоимунное заболевание. Хотя, защемление нерва в шейном отделе позвоночника тоже может иметь такие проявления.

В общем - проанализируйте свою жизнь за последние пару лет. Что изменилось, насколько легко Вас вывести из себя? Как часто Вы нервничаете по тому или другому поводу? Это началось уже после поступления в университет, или еще до того? Возможно, у Вас просто стресс и Ваша нервная система не справляется с ним, таким образом, имеет место психосоматическое расстройство. Вот у моей подружки - как только приближалась сессия, она сразу чем нибудь начинала болеть 🙂

Если это стресс, стоит ограничить общение с людьми, вызывающими у Вас неприятные эмоции или нервы, поменять уклад жизни, побольше гулять, поменьше заморачиваться и вообще, найти, от кого заразиться здоровым пофигизмом 🙂

Если же стресса, как такового нет, вспомните, не попадали ли Вы в ситуации, в которых могли сместиться диски в позвоночнике? Если это так, тут поможет мануальный терапевт, только не идите к первому попавшемуся - обязательно поспрашивайте у знакомых, может кто-то был у такого специалиста и знает, кто чем дышит. Если Вам недалеко до Киева, то могу подсказать и я - знаю очень хорошего специалиста.

А вообще - лучше всего обратится к врачу. Желательно, не к терапевту в районной поликлинике - как они лечат знаю не по наслышке. Найдите нормального невропатолога, а еще лучше ревматолога - если это аутоимунное, то рано или поздно Вы все равно к нему придете. Так что лучше раньше. Если же это не аутоимунное, то он Вас сам направит к нужному специалисту. А так, по описанию симптомов, Вам никто диагноз не поставит - вариантов может быть множество, вплоть до ЗППП (тьфу-тьфу, чтобы только не это), у некоторых из них симптомы похожие.

Я, конечно, не врач. Такое состояние может быть из-за стресса, недосыпа. Более серьезно может быть микроинсульт. Может быть просто элементарная недостача кислорода. Если шея не болит и голова это не связано с защемлениями.

обратитесь к неврологу, опишите ситуацию, вас пошлют на МРТ и скорее всего будут подозревать рассеянный склероз и такое может быть! А так кортексин, пирацетам и нейромидин вам в помощь, думаю врач обязательно их назначит.

Проблемы с памятью: как бороться?

Фотогалерея: Проблемы с памятью: как бороться?

Симптомы проблем с памятью

Как определить, что у вас начались проблемы с памятью? Если вы начинаете говорить и забываете, что хотели сказать; если вы не помните, закрыли ли вы дверь на ключ, когда уходили на работу; если вы открыли шкаф, чтобы достать из него брюки, и стоите перед ним, забыв, что собирались сделать, - у вас практически наверняка есть проблемы с памятью. Конечно, если такое было один раз - паниковать не стоит. Однако когда вы регулярно забываете простейшие вещи, проблемы с памятью и концентрацией внимания нужно решать.

Причины проблем с памятью

Нарушения памяти в молодом и зрелом возрасте могут быть обусловлены разными причинами. Основные причины проблем с памятью - это стресс, нарушения сна, депрессия, злоупотребление алкоголем и заболевания. Нарушения памяти могут быть вызваны также приемом некоторых медикаментов или дефицитом витамина B12.

Длительный стресс истощает организм человека. Ухудшаются все функции организма, соответственно память - тоже. Поэтому при длительных умственных напряжениях, некомфортных условиях работы или учебы память значительно ухудшается, а работоспособность - снижается. Парадокс: чем больше вы стараетесь что-то запомнить и напрягаетесь, тем хуже у вас это получается.

Недосыпание тоже может вызвать нарушения памяти. Дело в том, что именно во сне наш мозг обрабатывает и усваивает полученную информацию. Если вы недостаточно спите - нужная информация просто не запомнится. Кроме того, хроническое недосыпание усугубляет стресс, приводя рассеянности, раздражительности и вызывая проблемы с памятью. Похожим эффектом обладает и длительное депрессивное расстройство.

Злоупотребление алкоголем может вызывать провалы в памяти (особенно это касается событий, происходивших во время непосредственно употребления алкогольных напитков), если вовремя не прекратить пить - проблемы с памятью могут усугубляться, им может сопутствовать снижение интеллекта. Ухудшение памяти могут вызвать и некоторые лекарственные препараты (снотворные, обезболивающие, некоторые антигистамины, антидепрессанты), но проблемы с памятью обычно проходят после отмены соответствующего медикамента.

К нарушениям памяти могут приводить некоторые соматические заболевания. Среди них можно выделить проблемы со щитовидной железой, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), сахарный диабет, нарушения функционирования органов и систем. Проблемы с памятью могут наблюдаться в период выздоровления после ряда заболеваний - к примеру, вследствие перенесенного инсульта.

Наконец, проблемы с памятью бывают вызваны дефицитом витамина B12, необходимого для полноценной работы головного мозга.

Как бороться с проблемами с памятью

Для отсутствия проблем с памятью очень важен здоровый образ жизни. Необходимо соблюдать правильный режим дня, хорошо высыпаться, заниматься спортом. Если у вас нет времени на тренажерный зал - не беда. Просто больше ходите пешком, особенно, если позволяет погода. Алкоголь и курение также негативно влияют на человеческую память. О вреде алкоголя уже упоминалось выше, а никотин вызывает трудности с долговременной памятью.

Для того чтобы избавиться от проблем с памятью, необходимо правильно питаться. Для нормальной работы клеток головного мозга нам нужны витамины (особенно A, E и витамины группы B) и микроэлементы (железо, магний, цинк). Например, падения уровня железа в организме приводит к тому, что молекулы, передающие нервные импульсы, не будут нормально функционировать, и память ухудшится. Для профилактики недостатка железа нужно есть яблоки. Кстати, в яблоках также содержатся антиоксиданты, которые помогают поднять уровень ацетилхолина (вещества, необходимого для памяти) и защищают мозговые клетки от негативного воздействия свободных радикалов. Яблоки также помогают выводить из организма холестерин. Это тоже очень важно для профилактики проблем с памятью, потому что высокий уровень холестерина ведет к образованию бляшек в сосудах, в результате нарушается кровоснабжение мозга и страдает память.

Также для улучшения памяти в рационе должны присутствовать жирные кислоты (они содержатся в рыбе, орехах, семечках, растительных маслах) и углеводы. Простыми углеводами, которые организм получает из сладостей, мучных изделий и фруктов, злоупотреблять не стоит. Они быстро усваиваются и резко поднимают уровень сахара в крови, поэтому организм начинает вырабатывать инсулин, чтобы привести количество сахара в норму. Получается, что те ресурсы, которые организм мог потратить на нормальное функционирование мозга, тратятся на поддержание баланса инсулина. Отдайте предпочтение сложным углеводам (они есть в картофеле, мясе, крупах, орехах, бобовых). Мозг получит необходимые питательные вещества, но уровень сахара будет в норме.

Чтобы избежать проблем с памятью, давайте себе и своему мозгу отдохнуть. Постарайтесь минимизировать стресс и не приносите рабочие проблем в дом. Некоторые специалисты даже советуют попробовать медитацию, но это уже занятие на любителя. Если вы не можете запомнить важные вещи - используйте методы развития памяти. Во время работы не делайте несколько дел сразу: когда в мозг одновременно поступает информация из разных источников, ему тяжело обработать ее, поэтому многие детали не запоминаются, а память страдает. Если проблемы с памятью связаны с приемом лекарств или заболеванием, нужно устранить причину: прекратить прием медикаментов (или уменьшить дозировку), вылечить заболевание.

Здоровый образ жизни и внимание к своему здоровью помогут вам избежать проблем с памятью и помнить всю нужную информацию.

Одной из инновационных разработок ученых НИИ Фармакологии им. В. В. Закусова РАМН является НООПЕПТ – лекарственный препарат нового поколения, имеющий уникальную пептидную природу. НООПЕПТ способствует восстановлению памяти, действуя на ВСЕ фазы: начальную обработку информации, ее обобщение и извлечение.

В спектре активности НООПЕПТа также противотревожный и легкий стимулирующий эффекты, которые проявляются в уменьшении или исчезновении тревоги, повышенной раздражительности, нарушений сна.

Может быть последствие моего занятия спортом?

Я занимаюсь боевыми искусствами уже боле 16 лет это бокс, кик-боксинг, рукопашный.

Или же может есть другая причина?

Подскажите что делать? И как быть?

И сколько времени, хотя бы примерно, нужно будет работать над собой, для достижения эффекта?

СКАЖИТЕ КУДА И К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ ИЛИ КАКИЕ ВИТАМИНЫ ПИТЬ

С грамматикой кстати тоже проблемы.

Если есть проблемы со здоровьем, а проблемы с памятью я отношу именно к здоровью, надо идти к врачу, а не заниматься самолечением. Знаю, в медицинском центре Росмид очень даже эффективно все это лечится.

Здравствуйте, дорогие читатели! Снова с вами Ирина и Игорь. Забыл позвонить начальнику и рассказать о важной встрече, забыл увидеться с подругой и сказать ей важные слова, забыл, забыл и забыл. Удивительно, но такое происходит часто, однако, люди не принимают это близко к сердцу и не придают этому значение.

Симптомы усиливаются с каждым днем, но никто не обращается к врачу. Почему забывчивость происходит и почему «постоянно все забываю» становится нормой? Попробуем разобраться.

Причины

У данного явления существует большое количество причин. В особо сложных случаях забывчивость приписывают к неврологическому расстройству. Прежде всего, говорят о болезни Альцгеймера. К сожалению, вылечить ее невозможно, но облегчить состояние шанс существует.

Пациентам вводят трансмиттеры – специальный препарат, который восполняет недостаточное количество вещества, который помогает информации путешествовать по клеткам. Еще одна причина, которая достаточно распространена – это слабоумие, вызванное заболеванием сосудов. Данный вид болезни развивается очень быстро, поэтому важно купировать симптомы сразу же.

Для этого существуют специальные препараты, которые поддержат мозговую деятельность. Однако важно отличать настоящее заболевание от банальной усталости или переживаний. Проведите такой эксперимент.

Например, вы чувствуете, что забыли название какой-то вещи, но, как только слышите название, сразу же вспоминаете его, следовательно, это лишь нарушение в работе, а не серьезная болезнь. Обращайтесь к психологу, чтобы не запускать случай.

Часто такое явление, как забывчивость случается в период, когда человек перестает понимать самого себя, не слыша внутренние мысли, а ощущение, с которым он идет по жизни – это испытание, что никогда не кончится.

При сложной жизненной ситуации, когда у человека возникают проблемы на работе или в жизни, ему хочется отключиться от реальности и не думать ни о чем – на помощь мозгу приходит легкая забывчивость, когда организм, таким образом, пытается отключиться от реальности хотя бы на время. Это спасительный выход, увы, на короткий промежуток времени.

Любое событие, которое мы переживаем или переживали когда-то, негативное, заставляет наш организм существовать в зоне дискомфорта и тревоги. Данные чувства вытесняют какие-то положительные эмоции и мысли, поэтому мозг пытается забыть это. Выстраивается психологическая защита, которая не позволяет мыслям проникать в организм.

Мозг забывает то, что причиняло боль в какой-то промежуток времени. Человек отдаляется от самого себя, но ничего не меняется, ведь очаг страдания никуда не исчез. Мы лишь забыли о нем.

Такое происходит по нескольким причинам. Первое, это банальная усталость и недосып. Когда отрицательные эмоции накапливаются в организме за день, например, ссора с подругой и злой начальник, трудно сдерживать себя в руках.

Если к этому прибавляется недосып – раздражительность выходит на новый уровень. Добавим к этому накопившуюся усталость и вуаля – мозг пытается оградить себя от избытка информации, забывая элементарные вещи.

Вторая причина – это депрессия или неудовольствие от повседневной жизни.

Организм находится в стрессе, так как не чувствует положительных эмоций при подъеме по утрам. Вместо этого он получает порцию неудовлетворенности внешними обстоятельствами, что так же отрицательно сказывается на состоянии всей нервной системы. Завтрак не радует, работа не радует, и кажется, что смысла продолжать существование на этой планете нет.

Мозг удивляется, иногда пытается вернуться к прежней жизни, но это бессмысленно. У вас четкая установка, что лучше уже не будет. Мозг начинает выстраивать защиту и приостанавливать свою деятельность. Появляется забывчивость и постоянное ощущение, что что-то не сделано. Так будет постоянно, пока вы не решите вернуться к обыденной жизни.

Что делать?

Учтите, что все, что находится в нашей голове – это бессознательное, которое часто приходит в обычную жизнь при помощи обрывков действий, снов, оговорок и забывчивость. Не зря придумали выражение «оговорочка по Фрейду». Действительно, учения Фрейда очень интересны на этот счет. Он утверждает, что любое действие организма, любое слово – неслучайно.

Это наше подсознание, которое пытается что-то сказать при помощи таких коротких знаков. Зачастую мы не желаем его слушать, списывая все на банальную усталость. Фрейд советует следующее: каждый раз, когда происходит описка или оговорка, записывайте ее, а потом пытайтесь сложить воедино слова, которые записали.

Он говорит, что в некоторых случаях выходит настоящий рассказ, который позволяет найти ответы на многие вопросы. Например, вы постоянно забываете ключи от собственного дома. Покопайтесь в прошлом.

Итак, вы с 19 лет живете отдельно. Казалось бы, детство уже забыто, но данная проблема создает некие неудобства. Происходит отверженность – это чувство сильно разрушает, так как им трудно владеть и трудно взять его под контроль.

Вы забываете ключи, а значит, пытаетесь освободить собственную душу от лишних переживаний. Но делаете только хуже. Вы видите запертую дверь, поэтому ощущаете, что не нужны никому в этом огромном мире. Отсюда и вытекает проблема.

Ощущение брошенности в детстве мешает жить сейчас. То, что вы забываете, указывает на проблему, а что именно, вы легко проанализируете причину таких проявлений. Анализируйте себя, чтобы входить в неосознанное, дабы переживать заново воспоминания, освобождаясь от них.

Упражнения

Из любой ситуации существует выход ровно, как и из этой.

Постарайтесь выполнять следующие упражнения, чтобы привести в порядок свою мозговую деятельность.

  • Приобретите в магазине яркую рамку, в которую каждую неделю вставляйте новое стихотворение. Ваша задача тренировать память при помощи заучивания одного-двух стихотворений за семь дней.
  • Танцевальная студия поможет привести в порядок тело и память. Вам придется заучивать движения, что позволит мозгу не входит в состояние забывчивости. К тому же, танцы снимают стресс.
  • Делайте дела постепенно, дабы не охватывать все вещи сразу. Отдыхайте вовремя и не бойтесь откладывать дела на другой день, если чувствуете, что устали.

Другие способы тренировать свою память вы найдете в книге Артура Думчева «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти» .

А вы часто забываете какие-то важные вещи? Вы руководствуйтесь такими простыми правилами и приведете память в порядок и жизнь заново. Удачного времени и хороших дней. До скорой встречи!

С уважением, Ирина и Игорь

Все мы с детства помним стишок про рассеянного, который в попытке уехать из славного города Ленинграда всякий раз оказывался на той же злосчастной платформе по собственной невнимательности. Увы, рассеянность хороша только в анекдотах и детских сказках, в реальной жизни она может причинить немало хлопот. Без билетов на самолёт или паспорта в отпуск не улетишь, отсутствие прав за рулём грозит серьёзным штрафом, а потерять ключи от квартиры и вовсе неприятно, только представьте, сколько вам теперь предстоит непредвиденных расходов: покупать новый замок, вызывать слесаря, раздавать всем родственникам новые ключи. Морока! А всё из-за того, что вы, как всегда, витали где-то в облаках. Да, в школьные времена наверняка каждую из нас обвиняли в излишне пристальном созерцании пейзажа из окна, но детство закончилось, юность тоже осталась где-то позади, впереди взрослая серьёзная жизнь, где рассеянность грозит всякого рода неудачами.

Оказывается, несмотря на распространённое мнение, что забывчивость, это последствие чудовищной неорганизованности и равнодушия к реальной жизни, за, казалось бы, не стоящей выеденного яйца мелочью может скрываться серьёзная психологическая проблема.

Я не хочу ответственности

Смех смехом, но о неосознанном умысле, сопровождающем те или иные потери, говорил еще Зигмунд Фрейд. И уверял, что их часто можно рассматривать как симптом, который выявляет какую-то нашу проблему, внутренний конфликт. И эта потерянная вещь, скорее всего, будет связана с той сферой жизни - будь то работа или отношения с близкими людьми, где мы чувствуем себя неуверенно, где нас что-то не удовлетворяет.

Нередко мы наталкиваемся на мысль, таящуюся в собственном подсознании, что любая ответственность - это неподъёмная ноша. Мы боимся получить руководящую должность, хотя, чтобы не пасть в глазах общества, постоянно твердим, что желаем продвижения по службе. Мы не заводим детей, потому что пугаемся предстоящих обязанностей, за ними, кажется, канет в небытие наша собственная жизнь. Казалось бы, какое отношение к этому имеет наша забывчивость? Самое непосредственное. Дело в том, что с лёгкостью забывая важные документы на столе, теряя ключи от кабинетов, сейфов, оставляя без присмотра детей подруг, наше подсознание будто бы кричит: я не хочу ответственности. А так как вслух об этом сказать было бы неприлично, то мы выражаем своё желание, вернее, нежелание исполнять слишком много обязанностей в действии.

Избыток информации

Так уж сложилось, что наша повседневность переполнена информацией: новости, важные события, работа, учёба, всё это необходимо держать в памяти, а она, между тем, не резиновая. Из-за угрозы перенасыщения наша память практически по законам физики выталкивает лишнюю информацию, и поверьте, лишними оказываются совсем не последние новости, а что-то по-настоящему нужное – важная встреча или работа, требующая немедленного исполнения…

Именно по причине постоянного притока разного рода информации многие вещи мы начинаем совершать машинально. И добро, если вы бессознательно положите ключи от автомобиля в карман, гораздо хуже, если вы на автомате уберёте их в холодильник – когда разум вернётся к вам, отыскать необходимый предмет будет очень непросто. Однажды я поставила молоко в шкаф с одеждой, примерно два с половиной часа я была уверена, что сошла с ума – только что открытый пакет испарился у меня буквально из-под носа. Если бы мне не потребовалось платье, молоко простояло бы в гардеробе довольно долгое время. Совсем неудивительно, что жить мы начинаем машинально.

Подсознательное желание

Потеря вещей может выявить наш внутренний конфликт, который сами мы не осознаём до конца. Так, например, ключи, как правило, теряют те, кто не хочет возвращаться домой, билеты на самолёт – кто не хочет лететь в отпуск или в командировку. Нередко многие из нас забывают или теряют свои вещи в стрессовой ситуации или когда поглощены тем, что сильно волнует. Но как только мы начинаем отдавать себе отчет в том, что именно нас беспокоит, то рассеянность проходит. Вспомните, как вы бегаете по квартире в поисках самой необходимой вещи, будь то тушь для ресниц, которую вы купили только вчера или часы, или зарядное устройство для телефона. Можно перевернуть весь дом, выкинуть из сумок все мелочи, трясущимися руками перебрать вещи в шкафу, можно даже всплакнуть, но такая нужная вещь не найдётся. Вы же в совершенно разбитом состоянии отправитесь на работу или встречу с часовым опозданием, а по возвращении домой первое, что предстоит вам увидеть - злосчастная пропажа.

Почему так происходит? Всё потому что в стрессовом, взвинченном состоянии мы теряем бдительность, а вот в спокойном - напротив, у нас даже улучшается зрение.

Что делать

  • Подружитесь с вещами. Чтобы быть к вещам более внимательной, много мастерства не нужно, вкладывайте в них свои эмоции. Прикрепите к ключам брелок, который вам подарила мама – потерять такой ценный подарок будет жалко, купите себе красивый кошелёк, расстаться с приятной вам вещью куда тяжелее, нежели с той, которая не вызывает у вас ровным счётом никаких чувств – вы будете осмотрительнее. Да и к тому же, не вредно подумать, сколько денег вы ежемесячно спускаете в никуда, восстанавливая кредитные карты, телефон или документы, пожалейте себя и потратьте зарплату на что-нибудь стоящее.
  • Спросите себя, что значила для вас потерянная вещь. Возможно, вы действительно хотели от неё избавиться, или о воспоминаниях, связанных с тем или иным предметом. Прислушайтесь к свои истинным эмоциям, вполне вероятно, что теперь, расставшись с ненужным грузом, вы испытываете облегчение.
  • А если отринуть всю лирику и обратиться к самоконтролю, постарайтесь научиться самым простым вещам: деньги всегда кладите в глубокие карманы, выпасть им оттуда будет трудновато, ключи вешайте на крючок возле двери или вовсе оставляйте в замочной скважине (предпочтительно всё-таки с внутренней стороны), не снимайте ювелирные украшения, когда находитесь не у себя дома.
  • Выработайте в себе привычку быть внимательным: 21 день подряд совершайте одни и те же действия, доведите процесс наведения порядка до автоматизма, и вы станете совершенно другим человеком, и очень редко, или даже вообще ничего, никогда не будете терять.
Похожие статьи