Сенсорное развитие малышей-что это такое? Немножко про «сенсорные игрушки. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

15.08.2019

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент long term debt consolidation loans воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Вот такой коврик «зоосад» мы купили своему ребенку в 6 месяцев,чтобы деть развивался: в нем есть и звенящие-гремящие подвески(развиваем слух), и яркие игрушки,и зеркальце,чтобы разглядывать себя(развиваем bridge mortgage зрение), и постучать руками-ногами можно(развитие общей моторики), и вставочки из разных на ощупь материалов есть(развиваем осязание). Очень этот коврик люблю,и советую всем! Для развития ребенка-вещь полезнейшая!

Сенсорные игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими технологиями. Телефон Айфон, сенсорный экран нетбука, беспроводная мышка уже давно стали любимыми игрушками для взрослых. Детские игрушки намного проще, удобнее и полезнее. Сейчас такой ассортимент сенсорных игрушек для детей, что иметь их все в доме практически невозможно. Но выделить и приобрести основные виды по силам каждому fha loan missouri родителю.

Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:

Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.

Именно к таким игрушкам относятся мои вязаные наборы овощей и фруктов.

Их вы можете заказать и купить, мы вместе с вами создадим подходящий для вашего малыша набор тактильных игрушек с разными наполнителями.

Вязаная корзинка-витаминка с 20 разными! ягодками и фруктами станет замечательной развивающей игрой для вас с малышом! Цена набора 3000 рублей

Набор вязаных овощей «Запасы на зиму», уже более 20 разных овощей! Цена 1 штука-150 рублей

Заказать и купить

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.

Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.

Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)

Хорошо иметь в семье пластмассовую пирамидку большого размера для маленького ребенка. Такие кольца легко снимать даже непослушным пальчикам малыша. Для детей старшего возраста игрушки по сенсорике полезно покупать из дерева. Они практичные, красочные и экологически чистые.

Открыла для себя новый сайт, где есть ОЧЕНЬ МНОГО именно деревянных игрушечек: и для самых маленьких,и для деток постарше: погремушки, качалки, каталки, деревянные вкладыши, пирамидки, сказки с деревянными фигурками, семейные игры…. Все очень хорошего качества и по приемлемым ценам. Советую! http://www.skazkilesaspb.ru/



Простые вкладыши из пластмассы есть, наверное, в каждой семье. Из них удобно строить башенку, вкладывать одну коробочку в другую. Можно изучать размеры и цвета. Наличие на дне дырочек позволяет играть с водой в ванной.
Более сложные вкладыши и сотерны встроены в домик или машину, что делает процесс занятий более интересным.

Моему малышу 9 месяцев,и сейчас ему стало интересно вкладывать стаканчики один в другой,пока не по порядку. Стаканчики-разноцветные, так мы еще и цвета изучаем.


И напоследок-ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ!

Заниматься сенсорным развитием детей нужно постоянно, а не время от времени.:) И для вдохновения и интересных совместных игр-вам и мне Виктория Кирдий и ее детки:)





Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для - Диана Руденко

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание - это залог малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

  • цветовая гамма;
  • конфигурация;
  • размер;
  • количество;
  • расположение в окружающей среде.

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития ;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание - это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.


Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание - это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение - не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества - после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни - учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание - это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста - это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» - это восприятие.

Сенсорное восприятие - это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие - главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка - это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы - простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения .

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и сенсорных эталонов . У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям . Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом . К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования , обследовательских действий , последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущux . Формируется акт рассматривания, складываются рациональные приемы обследования предметов, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами , его планомерность .

Возрастает любознательность ребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах . Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность. У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели. Называние воспринятого признака. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования , замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами . Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов . Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени . Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия.

Восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета - часов. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; - осваиваются сенсорные эталоны;

Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

16. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте .

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Словесная память дошкольника интенсивно развивается. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. память все больше становится подконтрольной самому ребенку. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Внешние средства- указательный жест, слово взрослого, речь самого ребёнка. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - зничительновозрастает его концентрация, объём и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное существо. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник.» Важное значение для развития внимания ребёнка имеет дневной режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни людей, служит внешним средством её организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Похожие статьи