Рудольф нуриев балерун. История одной бородавки

28.12.2018

Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом искусстве", — так начинает свою биографическую статью о Нуриеве танцевальный критик и биограф мастера Джон Персивал.

Не довольствуясь классикой в ​​Королевском балете, г-н Нуреев танцевал в таких современных балетах, как «Ромео и Джульетта» Кеннета Макмиллана, «Пеллас и Мелисанда» Роланда Пети, «Танцы на собрании» Джерома Роббинса, и «Аполлон» Джорджа Баланчина. Он также переделал многие классики 19-го века, начиная с сцены «Королевство теней» из «Баядерки» для Королевского балета. Во многих из этих версий подчеркивалась танцовщица и балерина. Нуреев поставил действие в комнате, как проекция ума героя. Более экстремальные издевательства классиков Нуреева получили смешанные уведомления, как и некоторые из его оригинальных балетов, среди которых «Танкреди» и «Манфред».

Майя Плисецкая придерживатся того же мнения-до Нуриева танцевали по другому.

Родился Рудольф 17 марта 1938 года в поезде(мама ехала к отцу).

Первые годы жизни прошли в Москве-отца туда перевели. После начала войны папу переводят в уфу. туда переезжает и семья. Война, очень трудные годы. 2 картошины в день считались хорошей едой.

Неудачное усилие изгнать князей. В начале своей карьеры на Западе он также выразил желание работать с Джорджем Баланчином, соучредителем балета в Нью-Йорке. Когда вы устанете от них, вернитесь. Мистер. Даже когда он создавал сенсацию в классическом репертуаре, г-н Нуриев был привлечен к современному танцу.

Нуреев неоднократно появлялся вместе с танцевальной компанией Марты Грэхем. Нуриев отправился в тур с небольшой группой «Нуриев и друзья», предлагая классические выдержки и современные работы. Последовали многие аналогичные мировые туры. Уверен Парижский балет на высоком уровне.

В канун нового 1945 года, мать Нуриева Фарида, всего с одним билетом на руках, провела всех четырех детей на балет "Журавлиная песня", в котором главную партию исполняла башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Тогда-то юный Рудольф Нуриев и решает стать танцором.

Свое желание Нуриев начал исполнять в кружке народного танца местного Дворца пионеров. Способности мальчика не остались незамеченными - Рудольфа рекомендуют в ученики к солистке балета Анне Удальцовой, которая, вместе с подругой Еленой Вайтович, убеждает Нуриева в необходимости развивать свой талант в Ленинграде, в одной из лучших балетных школ в мире.

Хотя его оппоненты обвиняли его в том, что он слишком часто уходил из Парижа, он оставил компанию на высоком уровне превосходства. Его собственная хореография для компании включала адаптацию «Вашингтонской площади» Генри Джеймса и «Золушки» в Голливуде.

Нуреев также совершил набеги на фильмы, театр и музыку. Он моргнул от слез, когда публика подарила ему 10-минутную овацию, после чего он был награжден министром культуры и образования Франции Ланком. Нуреев будет проходить в Парижской опере во вторник.

Нуриев был очень ночным человеком, который наслаждался вечерами и дискотеками и часто встречался в обществе выдающихся светских людей. Тем не менее, ему удалось сохранить личные подробности частной жизни. Температурные вспышки суперзвезды были знаменитым аспектом его карьеры и личности.

Прежде чем оказаться в городе революции, Нуриев, которому тогда было 15 лет, танцует во втором составе Уфимского оперного театра. В один прекрасный день он выезжает с театром на 10-дневные гастроли в Москву, где находит время, чтобы попроситься на просмотр в Школу балета Большого театра. Ему дают место, но, в последний момент Рудольф решает испытать судьбу и пробует осуществить мечту: поступить в Ленинградское хореографическое училище. На последние деньги покупает билет до Ленинграда и оказывается зачисленным со словами: "Вас ждет или блестящее будущее или большое разочарование. Второе более вероятно.

Все чаще он, казалось, испытывал напряжение, отказываясь признать, что его танцевальные дни закончились. Трудности, очевидные для аудитории. Нуреев совершил бы героическую, тщательную подготовку к определенным шагам; напряжение усилилось, а также волнует зрителей, поскольку трудности преодолеваются.

Нуреев не смог преодолеть трудности и что он танцует мимо своего расцвета. Явление, которое когда-то вызывало исступленные овации, теперь вызывало недовольство. Нуреев отказался объявить о своем уходе. Он был величайшим танцором в мире, легендой позднего вечернего разгула и навязчивым коллекционером древностей, но за всем богатством и гедонизмом прятал одинокую фигуру. Имея эксклюзивный доступ к своим личным объектам, «Другой человек» объединяет настоящего Рудольфа Нуреева, так как он хранится в воспоминаниях об этих изысканных натюрмортах, снятых Джулией Хеттой.

Разочарования не последовало: в 1958 году, после окончания училища, Нуриева берут солистом в один из основных балетных театров страны — театр им. Кирова (в настоящее время ему возвращено название Мариинский театр).

За последующие три года работы в театре им. Кирова Нуриев исполнил 14 партий, включая главные в балетах "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Баядерка", "Спящая красавица". Своим исполнительским мастерством, пронизанным особой страстью, и собственным нестандартным прочтением каждой партии он завоевывает сердца многочисленны поклонников. У Нуриева даже образуется свой клуб поклонников, которые не пропускают ни одного выступления артиста.




Незримый коллекционер со следом сорока и экстравагантными вкусами российская танцовщица наполняла его дома редкими экзотическими покупками, отобранными из его путешествий по Стамбулу, Венеции, греческим островам и за ее пределами. Одетый в одно из многих парчовых японских кимоно, Нуреев будет отдыхать среди своего наряда, как животное в своей естественной среде обитания, его ноги погружены в слои турецких килимских ковров.


Если он был известен тем, что никогда не собирал счет за ресторан, танцор был бесконечно великодушен с собой: предметы искусства, костюмы, мебель и картины были куплены с любимой фразой «от меня до меня».

Нуриев первый в советском балете появляется с обнажённым торсом и в обтягивающих лосинах. Мнение мэтров-это вызывающе. Скоро именно так танцевал весь балет мира.

В 1961 году труппа театра им.Кирова отправляется на свои первые заграничные гастроли. Нуриев едет с театром. Однако обратно в СССР театр едет без Нуриева — танцор просит политического убежища на Западе.

После вечернего выступления в Парижском Оперном балете он совершил ночные прогулки по антикварным магазинам Левого берега - дилеры, доведенные до его ночной рутины, разместили предметы, которые могли бы понравиться в их окнах, прежде чем они закроются. Каждая новая покупка опьянила его: Я бы ласкал их часами, разглаживал их и чувствовал их запах.




Его склонность могла отомстить за детство из-за нищеты, «постоянного, грызущего голода». Это была сплошная сила личности, а также расточительный талант, который шагнул шаг татарского мальчика из однокомнатной квартиры, разделяемой тремя семьями в заброшенной Башкирской губернии, в Санкт-Петербург, Кировским балетом и, в конечном счете, к свободе и слава на Западе. Огромный, дикоглазый танцор стал знаменитостью в течение нескольких часов после его побега, и он никогда не отказывался требовать внимания.

Считается, что решение Нуриева не возвращаться в Союз — во многом заслуга КГБ. В Париже танцор вместо покорного высиживания вечеров в гостинице и организованного посещения достопримечательностей на экскурсионном автобусе в сопровождении сотрудников органов, дни и ночи пропадал со своими новыми парижскими знакомыми в ресторанчиках и кафе. Нуриева решили наказать: когда труппа собралась в парижском аэропорту для перелета в Лондон, Нуриеву вручили билет до Москвы, объяснив это необходимостью танцевать на правительственном приеме в Кремле.

Он написал свои мемуары к 23 годам, мог командовать 40 занавесками на ночь в разгар «Рудимании», и если критики изредка жаловались, что его техника не безупречна, зрителям было все равно: он был естественной, безумной, неуправляемой звездой, бурный «Брандо балета». В своем дебюте в Нью-Йорке будущий друг Джеки Онассис описал аплодисменты, пока ее руки не были «черно-синей мякотью».




На сцену Нуреев позаботился о том, чтобы затмить свои балерины в сложных костюмах собственного дизайна, толстых вышивками, косами и драгоценными камнями, а в сапогах и змеиных сапогах у него не было стеной. Но танцевал ли он в «Регине» с Бардо, сбивая Столичную или удовлетворяя хищный сексуальный аппетит, занимающийся кружкой Манхэттена, он спасал свое лучшее для балета: как бы ни поздно, он был пируэтом на барре рано утром следующего дня.

Вот как описывает Нуриев свои переживания той минуты: "Я почувствовал, как кровь отхлынула от моего лица. Танцевать в Кремле, как же... Я знал, что это повлечет: я навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут полному забвению. Мне просто хотелось покончить с собой".

Чтобы остаться на Западе, нужно было любым способом попасть в руки французской полиции. Это было не так-то легко - за Нуриевым был приставлен персональный опекун из КГБ. Но Нуриев сумел вырваться из-под присмотра и совершить немыслимое па в сторону своих новых французских друзей, которые, узнав о намерении Рудольфа остаться, привели двух полицейских. Позднее этот прыжок западные репортеры назовут "прыжком к свободе", а у себя дома Нуриев стал изменником Родины и получил 7 лет лагерей заочно.

Даже его раздражительные истерики имели театральное чутье: костюмы, которые его недовольны, разорвали на клочья или выбросили из окон, балерины, которые набрали вес, просто сбросили бы в воздухе. Но для всех славных излишеств самые интригующие произведения в коллекции Нуреева наименее кричащие. Они намекают на психологическое давление изгнания и обнаруживают странную массу противоречий в неспокойной танцовщице. Несмотря на свои материальные блага, он путешествовал по миру с помощью простой избитой кожаной сумки, которую он видел здесь - все, что ему действительно нужно, - балетные туфли, шерстяной свитер и купальник.

КАк и водится по возвращении были наказаны все непричастные к побегу-партнёрша Нуриева на 10 лет стала невыездной например.

Нуриева сразу приняли на западной сцене. В феврале 1962 года он подписывает контракт с Лондонским королевским балетом и солирует в нем вместе с партнершей Марго Фонтейн вплоть до 1970 года. А в 1977 году, когда Королевский балет искал нового директора, Нуриев рассматривался как один из основных кандидатов, но артист отказался от должности - он хотел продолжать танцевать. Впрочем, через шесть лет — в 1986 году — Нуриев занимает пост руководителя парижской Гранд-опера и руководит ею в течение шести лет.

Постоянный кочевник, который был знаменит на Транссибирском экспрессе, Нуреев нигде не улегся; его дома больше напоминали сценические сеты, чем настоящие дома. И в то время как международный реактивный комплект - Лиза Миннелли, Энди Уорхол, Ив Сен-Лоран - нацарапаны на страницах его адресной книги, он страдал глубоким одиночеством души без гражданства. Отправившись на свои изолированные острова побережья Амальфи, Ли Галли, он проводил дни, наблюдая за старыми фильмами Фреда Астара, прыгая на своем каюте с кавасаки и двигаясь с полным наклоном на туристических лодках, если они плавают слишком близко.

Его популярность была огромна: однажды Нуриев в течение недели дал интервью двум журналам — "Time" и "Newsweek". Оба издания рассчитывали напечатать эксклюзивные материалы и не подозревали о подвохе, а Нуриев просто не мог отказать ни одному из них. В итоге его интервью разошлись общим тиражом в 10 млн. экземпляров.

Величайший талант на сцене сочетался с ужасным характером в жизни. Выдающийся российский танцор Игорь Моисеев рассказывал, что ему так и не удалось развить отношения с Нуриевым - они разругались в первый вечер знакомства по дороге из дома в ресторан, где собирались поужинать.Роман Виктюк так вспоминает-он был ужасный матерщинник, таких слов не знал даже я!!!

Это она меня ждет. Он заплатил высокую цену за то, что схватил свою свободу: Фариде Нурееву никогда не разрешалось покидать Россию.


И все же он никогда не вытряхивал русскую землю из своих корней. Построенный дизайнером-дизайнером Эцио Фригерио, изящный восточный килим, сделанный из тысяч красочных мозаичных плит, задрапирует себя над его гробом: вечный кочевник, когда-либо готовый сложить свои вещи и двигаться дальше. В конечном счете, это его обувь - пара потрескавшихся морских ботинок, смятая балетная тапочка - это самые острые артефакты среди сохранившихся вещей Нуреева.

Он бывал на всех гастролях Кировского театра, но своё одобрение показывал издали и по возможности незаметно. Нуриев знал как наказали труппу и чувствовал себя виноватым.

Уже во второй половине 80 -ых он встретился с Плисецкой. Она описывает это так-мы сразу бросились в обьятия друг-друга, хотя до этого были незнакомы!!! Я даже не заметила, что рядом стояла Марго Фонтейн(очень известная балерина и возлюбленнаяНуриева!)

Его полная преданность танцам была единственным объединяющим фактором его необыкновенной жизни, и именно на сцене он нашел свой настоящий дом. Сейчас эта история появилась. Его виртуозность, универсальность и харизматическая энергия выражались в бесчисленных классических и современных ролях, как на сцене, так и на экране.

Рудольф Хаметович Нуриев, родившийся на поезде между Байкалом и Иркутском в России, был самым молодым ребенком бедных родителей азиатского монгольского штока. Несмотря на раннее разочарование от родителей, Нуриев начал свою танцевальную карьеру с любительских групп народных танцев и Уфимского оперного балета. В возрасте 17 лет он поступил в Ленинградскую школу балета, чтобы учиться у выдающегося учителя Александра Пушкина. После трех лет обучения он присоединился к Кировскому балету в качестве солиста, танцуя полные роли в «Дон Кихоте», «Гаяне», «Жизель», «Баядерка», «Ореховый сухарь», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

Другой неприятной чертой Нуриева была выраженная скупость. За выступления мастер запрашивал баснословные гонорары и при этом никогда не носил карманных денег: везде, и в ресторанах и в магазинах за него платили друзья. При этом Нуриев мог спускать десятки тысяч долларов на покупку сомнительных предметов искусства и антиквариат. Его парижская квартира была буквально забита такими вещами, особенно нравились танцору живопись и скульптура с обнаженными мужскими телами. Отдельной страстью были дома и квартиры: в Париже, в Нью-Йорке, в Лондоне..., у Нуриева был даже свой собственный остров в Средиземном море. Состояние Нуриева оценивалось в 80 млн. дол.

Его репутация за кулисами была столь же сенсационной, что вызвало у него постоянные проблемы как с руководством Кирова, так и с российскими политическими властями. В течение пяти дней Нуриев приступил к шестимесячному сезону с международным Гранд-балетом де Маркиза де Куэвасом, танцуя принца и «Голубую птицу» в «Спящей красавице».

С неисчерпаемой выносливостью Нуриев продолжал беспрестанно выступать, приобретая более 90 ролей и выступлений с более чем 30 основными балетными и современными танцевальными компаниями. Самообеспечение и навязчивое стремление направили его энергию в график выполнения во всем мире, который могла бы только раввина Анны Павловой. Его гостевые выступления были слегка урезаны с его предположением о трехлетнем руководстве Парижского Оперного балета в меркантильном характере, проницательном, хитроумном, обаятельном и страстном, Нуреев продемонстрировал приверженность и дикую силу, не равную ни одному другому танцору в свое время, Его последнее появление на сцене было для занавеса во дворце Гарнера после того, как был исполнен его танец «Баядерка».

Нуриев был бисексуалом-ему приписывают романы и с Меркюри. с Элтоном Джоном,и с Ив Сен-Лораном. Молва связывает его с Жаном Маре.

Но самой сильной, страстной и мучительной любовью Нуриева всегда был Эрик Брун - огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века и самым изысканным Альбером, когда-либо танцевавшем в "Жизели". Их роман длился до самой смерти Эрика...

Дальнейшее чтение Рудольфа Нуреева

Блэна, был автором самого танцора; Изображение Нуреева Александра Бланда предлагает исчерпывающую историю, а также фотографии; Джон Персиваль Рудольф Нуриев, «Аспекты танцора» - продукт интенсивных исследований и интервью с коллегами. В каждом жизненном укладе мы в изумлении смотрим на полубога, пламя накаливания, фигуру, к которой все остальные извиваются.

Рудольф Нуриев, самый зрелищный классический танцор своего времени, доминировал над своим искусством и восприятием публикой в ​​течение почти трех десятилетий. Его жизнь, сделанная для минисериала, начала создавать биографии, прежде чем он повернулся.

Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого. Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуреев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное - он умел то, чего не умел Нуриев. Если бы не Рудик, то Эрик Брун, возможно, так и не распознал в себе скрытого гомосексуалиста. У Эрика была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчифф, чей отец был индейцем.

Брун, высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грусными серо-голубыми глазами, был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин…Рудольф же с горящими глазами, развевающимися волосами, диким нравом и острыми скулами, напоминал извергающийся вулкан.

Их отношения с самого начала были бурными и нескончаемо интенсивными. "Чистый Стриндберг", - оценивал их Брун через несколько лет. "Рудольф был переполнен чувствами к Эрику, - говорит Арова, - а Эрик не знал, как с ним справиться. Рудольф его выматывал". К тому же, Рудик постоянно и мучительно ревновал Эрика к женщинам, ведь Эрик в отличии от Рудика был бисексуалом, а не геем и он часто испытывал влечение к некоторым дувушкам. Виолетт Верди замечает: "Руди был таким сильным, таким новичком, таким изголодавшимся после российской пустыни. Он просто хотел того, чего хотел".

Убежав от табу и запретов социалистической родины, Нуреев жаждал вкусить от того сексуального рая, который нашел на Западе. Здесь не было комплексов или угрызений совести: увидев что-то понравившееся, Нуреев должен был это заполучить. Его желания стояли на первом месте, и он удовлетворял их при любых обстоятельствах, днем и ночью, на улицах, в барах, гей-саунах. Матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки были его постоянными объектами охоты. Кстати, внешность тут не имела особого значения, важны были размер и количество. Он любил, чтобы этого было много. Существует масса анекдотов, рассказывающих о сексуальной чрезмерности Нуреева.

Как-то, выйдя из служебного входа Парижской оперы и увидев толпу поклонниц, Рудольф воскликнул: "А где же мальчики?" Танцуя в "Жизели", Нуреев поразил одного из артистов своим измученным видом. "Что с вами?" - спросил его танцовщик. "Я очень устал, трахался всю ночь и все утро, до самой репетиции. У меня совсем не осталось сил". "Рудольф, - поинтересовался артист, - неужели вам никогда не бывает достаточно секса?" - "Нет. К тому же ночью трахал я сам, а утром меня".




В Британской опере Нуриев знакомится с знаменитой Марго Фонтейн и они становятся близки на 15 лет-почти до самой смерти Марго от рака от рака в 91 году.

Плисецкая выразилась о романе и совместной работе Марго и Нуриева приблизительно так-она (Марго). была очень известна.

Но знаменитой её сделал Рудольф. Именно он привнёс чувственность в балет.

Ей было сорок два года, и она решила уйти со сцены в блеске славы. Но ей предложили поработать с молодым партнером – и она осталась. Так родился один из легендарных дуэтов мирового балета: Фонтейн – Нуриев.

Когда в 1961-м в Копенгагене Нуреев встретился с Эриком, тогда же в его жизнь вошла и прославленная английская балерина Марго Фонтейн. Тут, как и в случае с Бруном, тоже сыграл свою роль телефонный звонок. Однажды Рудольф пришел в гости к своему педагогу Вере Волковой, и зазвонил телефон. Волкова сняла трубку и тут же передала ее Нуриеву: "Это вас, из Лондона". - "Из Лондона?" - удивился Рудольф. В Лондоне он никого не знал. "Это говорит Марго Фонтейн, - сказал голос в трубке. - Не хотите ли танцевать на моем гала-концерте?" В истории балета нет более элегантной, мужественной и мудрой балерины, чем Фонтейн. Легкая улыбка, горячий блеск глаз, темперамент, а еще стальная спина и железная воля - это Марго. Ее муж Роберто Тито де Ариас был из семейства видных панамских политиков и в то время занимал пост посла Панамы в Великобритании. После того как Рудольф выступил на ее гала-концерте, руководство "Ковент Гарден" предложило Фонтейн танцевать вместе с ним "Жизель". Марго сначала засомневалась. Она впервые выступила в Жизели в 1937 году, за год до рождения Нуриева, а к моменту его побега из СССР уже пятнадцать лет была звездой. Не будет ли она, сорокадвухлетняя прима, смотреться смешно рядом с двадцатичетырехлетним молодым тигром? Но наконец согласилась и победила. Их выступление привело публику в безумие. Чувственный пыл Нуриева стал идеальным контрастом выразительной чистоте Фонтейн. Они сливались в едином танцевальном порыве, и, казалось, их энергия и музыкальность имеют один источник. Когда занавес закрылся, Фонтейн и Нуриева вызывали на поклоны двадцать три раза. Под грохот аплодисментов Фонтейн вытащила из букета красную розу на длинном стебле и преподнесла ее Нуриеву, он, тронутый этим, упал на колено, схватил ее руку и стал осыпать поцелуями. Публика от этого зрелища лежала в обмороке.
........

Жаклин Кеннеди, присутствовавшая на спектакле ‘’Жизель’’ вспоминала: ‘’Такой овации Британия еще не видела. Фонтейн и Нуреева вызывали 30 раз, они кланялись более 45 минут. Руки у людей распухли от аплодисментов. Глядя на них, можно было компенсировать упущенных Нижинского и Шаляпина. Это было одно из сильнейших художественных впечатлений в моей жизни…’’



Нуриев пил жизнь как хорошее вино, не подозревая что жизнь уже начала выпивать его.

В 87 году умирает его мать. В вид исключения власти ССР позволили ему на 48 часов вернутся в СССР. Он успел. Мать не поверила что её Рудик вернулся. Это он?-спросила она у близких. Она умерла через 3 месяца после их свидания.

Когда в 1986 году Брун умирал от рака легких, Нуриев, бросив все дела, приехал к нему. Они проговорили допоздна, но, когда Рудольф вернулся к нему следующим утром, Эрик уже не мог разговаривать, а только следил глазами за Рудольфом. Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и так никогда и не смог оправиться от этого удара. Вместе с Эриком из его жизни ушли юная бесшабашность и горячая беспечность. Он остался один на один с самим собой, наступающей старостью и смертельной болезнью. И хотя Нуреев как-то запальчиво бросил: "Что мне этот СПИД? Я татарин, я его трахну, а не он меня", - Рудольф понимал, что времени ему отпущено в обрез. Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. До этого Марго пережила страшную трагедию. В Панаме был расстрелян автомобиль, в котором находился ее муж. Две пули застряли в груди, еще одна пробила легкое, четвертая попала в шею сзади, близ позвоночника. По одной версии, это был политический заказ, по другой - в сорокасемилетнего Ариаса стрелял его коллега по партии за то, что тот спал с его женой. Парализованный, прикованный к инвалидной коляске Ариас стал постоянной заботой Марго. Она не допускала, чтобы он превратился в тело в коляске, поэтому возила его с собой на гастроли, на яхты к друзьям. Марго упорно зарабатывала на жизнь и на медицинское обслуживание больного мужа танцами. "Я буду танцевать до тех пор, пока на меня ходят", - говорила она журналистам. И она танцует, а вернувшись вечером после спектакля домой, прежде чем поесть, готовит еду мужу и кормит, как маленького ребенка, с ложечки. Кстати, последний раз "Маргариту и Армана" Марго и Рудольф танцевали в Маниле в августе 1977-го. А потом она уединилась с Ариасом на ферме в Панаме, где умирала от рака яичников. Об этом знал только Рудольф, который анонимно оплачивал ее медицинские счета. В 1989 году Марго похоронила Тито Ариаса, перенесла три операции и была почти прикована к постели: "Я привыкла гастролировать по театрам, а теперь гастролирую по больницам", - шутила Фонтейн. Марго умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в "Жизели". После этого он был ее партнером почти 700 раз. Говорят, узнав о ее смерти, он с горечью воскликнул: "Я должен был на ней жениться". Но, кажется, это была всего лишь фраза человека, который знал, что сам умирает от СПИДа. Рудольф пережил Марго на два года. Он умер 6 января 1993 года, накануне православного Рождества, ему было пятьдесят четыре года. Сочельник спустился на землю уже без него.

Ему довелось станцевать на сцене любимой им Мариинки в 89 году. Публика хотела аплодировать и она аплодировала так, что казалось вот-вот рухнет потолок. Но профи видели-это уже распадающаяся мумия. Это уже не Рудольф.

Кладбище Сен-Женевьев де Буа. Могила Нуриева. Это-не ковёр и не покрывало. Это-мозаика.





один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры и вообще древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы. Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.

В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения великого балетного танцовщика Рудольфа Нуреева.



Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в сцене из балета "Раймонда"

Александр Константинович Глазунов - Антракт из балета "Раймонда"

Балетная пара Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн одна из самых интересных пар в истории балета. Они успешно танцевали вместе более пятнадцати лет, несмотря на большую разницу в возрасте - Марго была почти на двадцать лет старше Рудольфа.

Балет - искусство, которое подвластно далеко не всем, именно поэтому выдающихся танцовщиков немного, а настоящих дуэтов просто очень мало. О секрете легендарного дуэта Фонтейн-Нуреев знатоки говорят, что это было партнерство-соперничество - каждый выступал на пределе своих сил, чем не давал другому пар­тнеру ни малейшей возможности выступать слабее.

До встречи с Рудольфом Нуреевым Марго Фонтейн уже была знаменитостью, ей было сорок два года и она подумывала о завершении своей балетной карьеры. Но встреча с молодым танцовщиком из России дала новый импульс к продолжению её счастливой балетной жизни. Молодой и необыкновенно талантливый партнёр не давал возможности расслабляться, поэтому и знаменитой балерине нужно было соответствовать его молодости и неиссякаемой энергии. С Рудольфом Нуреевым она познакомилась в 1961 году - он приехал в Лондон на устраиваемый ею благотворительный концерт в пользу Королевской академии танца. После личной встречи они и решили попробовать танцевать вместе.
Их первой совместной постановкой был балет "Жизель", это выступление имело феерический успех. Когда Нуреев и Фонтейн вышли на поклон, их встретили невиданными овациями.





Кроме многолетнего танцевального партнёрства Марго и Рудольфа связывала трогательная дружба. Когда в конце своей жизни Марго умирала от рака, Рудольф тайно оплачивал её больничные счета, что впоследствии удивляло его знакомых, так как они знали его как редкостного скрягу. Некоторые биографы этой балетной пары приписывают им любовную связь, но никакой связи не было. Причин тому много: и нетрадиционная сексуальная ориентация Нуреева, и разница в возрасте и то, что Марго любила своего мужа, несмотря на все неприятности, которые он ей доставлял, и то, что она была человеком долга, а это, в первую очередь, само по себе стало бы препятствием к развитию романа, не будь даже других объективных причин. Просто этих людей связывало общее дело и родство душ, душ, которые беззаветно любили балет и преданно ему служили.





Margot Fonteyn and Rudolf Nureyev in Les Sylphides, Waltz No. 7
Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев - Вальс N7 из балета "Сильфиды" на музыку Фредерика Шопена, другое название балета "Шопениана"

Рудольф Хаметович Нуреев, известен во всём мире как Нуриев, родился 17 марта 1938 - советский и британский артист балета, балетмейстер. Он родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой, куда его мать ехала к месту службы мужа, отца Рудольфа, военного политрука.

Рудольф начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе. Его отец занятия танцами не одобрял, считая это немужским занятием.

В 1955 году Рудольф Нуреев поступил в Ленинградское хореографическое училище.
После окончания училища в 1958 году Нуреев был принят солистом в балет ленинградского театра имени Сергея Мироновича Кирова (в настоящее время - Мариинский театр). До этого такой чести удостаивались только два танцовщика: Михаил Фокин и Вацлав Нижинский. Обычно выпускники училища начинали балетную карьеру в кордебалете театра.

16 июня 1961 года, находясь вместе с театром на гастролях в Париже, Рудольф Нуреев отказался вернуться в СССР, став таким образом первым советским артистом балета, не вернувшимся на Родину.

Вскоре Нуреев начал работать в Королевском балете в Лондоне и быстро стал мировой знаменитостью.

Более пятнадцати лет он был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром великой английской балерины Марго Фонтейн. Это партнёрство сыграло огромную роль в его артистической и балетмейстерской карьере.

Нуреев выступал по всему миру (в Европе, США, Японии, Австралии), при этом у него всегда был очень интенсивный график. Так, например, за 1975 год число его выступлений достигло трёхсот.

С 1983 по 1989 год Нуреев был директором балетной труппы парижской Гранд-опера.

Рудольф Нуреев участвовал в классических и современных постановках, снимался в кино и на телевидении, ставил классические балеты.

Он снялся в 2-х художественных фильмах, как драматический актёр. Один из этих фильмов - "Валентино", который имел большой успех у западной публики.

В последние годы жизни Рудольф Нуреев пробовал себя и в качестве дирижёра.

Помимо личного вклада Нуреева как танцовщика в историю балета, считается, что он стал новатором в области балетного искусства применительно к роли мужчин-танцовщиков - он изменил роль танцора в классическом балете с второстепенной в балетном спектакле по сравнению с балериной на равноценную.

6 января 1993 года великий танцовщик умер недалеко от Парижа в результате заболевания СПИДом.

Рудольф Нуреев похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем недалеко от могил знаменитого русского и французского танцовщика Сержа Лифаря и Андрея Тарковского.



Автор этого памятника, выполненного в технике мозаики в виде восточного ковра, - известный итальянский художник и архитектор
Эцио Фриджерио. Столь необычную форму художник избрал для того, чтобы подчеркнуть происхождение Нуреева и его любовь к восточной роскоши.

Рудольф Нуреев в своём доме на своём острове. Керамическая плитка на стенах старинная. Её Рудольф покупал в Испании - сам отбирал и грузил на грузовик, с которым приехал к антиквару. Обошлась она ему баснословно дорого - несколько десятков тысяч долларов, так как за неё пришлось заплатить ещё и большую таможенную пошлину.
Интересно и то, что плитка эта напольная, а Нуреев облицевал ею стены. Его хороший знакомый, который помогал ему в поисках и в приобретении этой плитки, отговаривал его от того, чтобы украшать ею стены, но упрямый артист сделал по-своему, хотя потом и признавал, что это было ошибочное решение.


Кадр из фильма "Валентино"

Украденное бессмертие - документальный фильм-расследование, посвящённый розыску многомилионного наследства Рудольфа Нуреева

Позволю себе несколько поморализовать на тему, которой посвящён этот фильм. Жизнь показывает, что заботиться о том, чтобы деньги нажитые человеком были бы израсходованы после его смерти на благие дела, нужно ещё при жизни и самому сделать всё для этого возможное, а не передоверять это дело чёрт знает кому, пусть даже эти деятели и величают себя адвокатами и сэрами.
Это вполне можно было сделать, как минимум, в части стипендий для молодых артистов балета. Ведь столько денег, сколько заработал за свою балетную карьеру Нуреев, одному человеку совсем ни к чему - возникают такие нездоровые желания, как приобретение островов и складирование антиквариата. А потом, после смерти, всё это идёт прахом и попадает в чужие нечестные руки. Уж лучше бы поделил своё наследство между родственниками и им поручил организовать музей памяти Рудольфа Нуреева на принадлежавшем ему острове. Они бы его волю, скорей всего, выполнили, хотя бы в знак признательности и возможности погреться в лучах его славы.

Но я не соглашусь с авторами фильма в главном, а именно в том, что бессмертие Нуреева украдено. Можно украсть деньги, но талант и его вклад в искусство украсть невозможно ни при каких обстоятельствах.



Рудольф Нуреев и Эрик Брун. Эрик Брун (1928-1986) - датский танцовщик и педагог классического танца, который сыграл большую роль в творческой и личной жизни Рудольфа Нуреева.

Эрик Брун (Erik Belton Evers Bruhn) родился в Копенгагене, где обучался балетному искусству с девяти лет в школе при Датском Королевском балете. В восемнадцать лет Эрик Брун был принят в балетную труппу Датского Королевского балета, а спустя два года стал его солистом. Наиболее известны его роли в спектаклях "Сильфида", "Жизель", "Лебединое озеро".
Эрик Брун был руководителем Swedish Opera Ballet (Швеция) с1967 по 1973 и National Ballet of Canada (Канада) с 1983 по1986 год.
Умер Эрик Брун в 1986 году от рака легких.

Рудольф Нуреев встретил Эрика Бруна во время своего тура по Дании. Брун был ближайшим другом и покровителем Рудольфа Нуреева многие годы.

Рудольф Нуреев и Эрик Брун

"Валентино" - художественный фильм (Великобритания - США) (1977)
В главной роли Рудольф Нуреев

От этого фильма несёт американщиной за версту, но он любопытен тем, что Нуреев здесь выступает как драматический актёр, а если и танцует, то не классические, а бальные танцы.

Царская ложа - фрагмент телевизионной передачи, посвящённый выставке "Рудольф Нуреев. Нити времени" - 15.10.2010

Рудольф Нуреев (1991) - документальный фильм

"Как уходили кумиры. Рудольф Нуреев" - документальный фильм о Рудольфе Нурееве

"Контракт со смертью" - документальный фильм о Рудольфе Нурееве

Дама Марго Фонтейн, урождённая Маргарет Хукем, родилась 18 мая 1919 года в Райгите (Великобритания) - выдающаяся английская балерина.

Марго Фонтейн начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала брать уроки у разных педагогов, в том числе у Ольги Преображенской и Матильды Кшесинской.
В возрасте 15-ти лет она поступила в Королевскую школу балета в Лондоне.

На сцене Фонтейн дебютировала в 1934 году и сразу понравилась публике и критикам удивительной пластичностью танца.

В 1939 году начала сотрудничать с хореографом Фредериком Эштоном, который сочинил для нее такие постановки как "Дафнис и Хлоя", "Сильвия" и "Ундина".
Марго много гастролировала по всему миру, ушла со сцены в конце семидесятых.

В 1955 году Марго Фонтейн вышла замуж за панамского посла в Лондоне Тито де Ариаса.
В 1965 году Ариас стал жертвой покушения и остался парализованным до конца жизни, а Марго преданно ухаживала за ним до конца его дней. Тяжёлая болезнь мужа требовала больших средств, поэтому Марго вынуждена была танцевать почти до шестидесяти лет, превозмагая боли в суставах. Каждый выход на сцену становился для неё подвигом. Но даже таких больших денег, которые она зарабатывала, было недостаточно для необходимых медицинских расходов, поэтому в конце своей жизни, будучи сама тяжело больной, она постоянно нуждалась в деньгах.



В 1954 году Фонтейн была удостоена звания дамы Большого Креста.
С 1981 по 1990 она была почетным ректором Даремского университета.

В 1989 она снялась в документально-биографическом фильме "Марго Фонтейн" ("The Margot Fonteyn Story").

Последние годы жизни Марго Фонтейн провела на своей ферме в Панаме. Она скончалась от рака 21 февраля 1991 года. По её желанию она похоронена в одной могиле с мужем Тито, которого пережила на два года.

Марго Фонтейн - благородная дама в жизни и на сцене

Марго Фонтейн - документальный фильм в 3-х частях (Великобритания), посвящённый выдающейся балерине

Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев - Вечер с королевским балетом (1963)

Фильм-балет на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева "Ромео и Джульетта" (1966)
Партия Джульетты - Марго Фонтейн
Партия Ромео - Рудольф Нуреев

"Лебединое озеро" в постановке Венской государственной оперы (1966)
Хореография и постановка Рудольфа Нуреева
Партия Одетты-Одилии - Марго Фонтейн
Партия принца Зигфрида - Рудольф Нуреев

Балет "Лебединое озеро" - особенный в карьере Рудольфа Нуреева. Нуреев с большим успехом исполнял партию Принца Зигфрида в "Лебедином озере" во время легендарных парижских гастролей Кировского театра в июне 1961 года, после которых он остался в Париже.
Позднее Нуреев создал собственную версию балета для Венской государственной оперы, где главные партии исполняли они с Марго Фонтейн. Именно эта версия балета представлена в предлагаемом фильме.
В "Книге рекордов Гиннеса" можно найти свидетельство огромного успеха этого балета: на спектакле 1964 года Нуреева и Фонтейн вызывали под занавес 89 раз - этот рекорд до сих пор никто не смог повторить.




Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев в сцене из балета "Лебединое озеро"

Пётр Ильич Чайковский - Большой вальс из балета "Лебединое озеро"

Похожие статьи