Расплачиваются ли дети за грехи родителей? Помощь в исповеди для родителей (Грехи против детей) Как относиться к сыну семье который согрешил

08.07.2020

В первом послании к Коринфянам апостол Павел советовал супругам воздерживаться от брачного общения во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте» (1 Кор. 7. 5). В церковных канонических правилах установлено воздерживаться в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера предыдущего дня), потому что в эти дни духовная жизнь приносится (во всяком случае, должна приноситься) Господу.
От невоздержания родителей (особенно во время Великого поста!) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Собр. Писем к мирским особам; Письмо 105).
Нарушения духовных и физиологических законов, касающихся супружеской жизни (например, невоздержание в период месячных, беременности), несут за собой наказания самих нарушителей и оказывают плохое действие на их потомство.
Но более страшную участь готовят себе и своим детям прелюбодеи и блудники. Многие знают, что за грехи родителей расплачиваются их дети до четвертого поколения (Чис.14. 18; Исх. 34. 7). Вот как Писание показывает судьбу детей грешников: «Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми (не на своих ли детей мы сетуем, что они связались «с улицей» и стали шастать по подвалам?). Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие (и дети это чувствуют подсознательно). Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится» (Сир. 41. 8-14).
Сейчас много говорят о наркомании. И, вероятно, никогда уже не перестанут говорить, также как и не найдут её социальных причин и методов лечения. Ибо причины и лечение – в духовной жизни людей. Наркологическая статистика выявила очевидную закономерность: наркоманами становятся дети, родители которых:

1. Делали аборты.
2. Участвовали в разрушении церквей и монастырей.
3. Поражены пороками блуда и содомии.
4. Будучи педагогами, воспитывали детей в атеизме.
5. Будучи медработниками, делали аборты и применяли методы против деторождения.
6. Будучи работниками СМИ, проводили пропаганду против деторождения.
7. Не любили своих детей.
8. Пьют, воруют.

Но из всех грехов, тяжелее ложащихся «родовым проклятием» на потомков, является грех блудодеяния: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3. 16-19). И далее Соломон объясняет почему: «Ибо дети, рождённые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4. 6).
«Дом блудницы ведёт к смерти, и стези её – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2. 18-19). Святые отцы определили грех блуда третьим по тяжести после человекоубийства и отречения от Христа. Причём человека, совершившего блуд, они назвали не просто согрешившим, а совершившим падение. Вот как показывает это различение Илия Критский: «Кто каким путём совратился, тем опять и возвращается. Например, если кто руками похищал собственность ближнего, то руками может своё имение раздать нищим. Также бывает и в других согрешениях. Но согрешивший против целомудрия возвращается не тем путем, которым пал, но другим, то есть плачем, постом и стенанием. Посему грех блудный и называется собственно падением» (Лествица, с.134 М., Сретенский монастырь, 2002).
Не будем забывать, что и помыслы блудные есть грех (Мф. 5. 27-28). Так преподобный Евфимий Великий заметил блудного беса в одном из братьев лавры и запретил ему именем Господа. Брат тотчас упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда подошла к этому месту братия, преподобный сказал им: – Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же, ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что если кто и не прикасается к чужому телу, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им. А теперь помолимся о нашем брате…
Преподобный авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» показывает, почему блуд является тяжёлым грехом: преподобный Илларион изгнал из одной девицы беса и спросил этого беса почему он не возвратился к тому юноше, который колдовством послал его в эту девицу. И бес ответил: – В этом юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. А как известно из учения святых отцов, слабые бесы замещаются в человеке более сильными.
Почему же Господь так жестоко наказывает за этот грех? Ответ даёт пророк Осия: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали… Господу они изменили, потому что родили чужих детей» (Ос. 5. 7). Так же сурово Бог наказывает и отцов, которые «предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили… А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их, ибо горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9. 10-12).
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6. 15-16).
Иногда я слышу: – Вот ведь Бог какой немилосердный,.. почему же Он нас не простит? Но неужели не виден в таком «мнении» просто неприкрытый эгоизм, огромное себялюбие, а не боголюбие? На что я отвечаю: – а что вы сделали для того, чтобы Бог не удалился от вас?
И не по причине ли умножившегося в последние годы блудодеяния так резко возросло число детей олигофренов и просто бесталанных? Полагаю, что данная тема ещё ждет своего исследования, но по собственным жизненным наблюдениям могу отметить ту закономерность, что в так называемых «гражданских браках» и у матерей, которые детей «нагуляли», дети имеют трудную и печальную судьбу.
Повсеместно растёт число внебрачных детей. В Пермской области в 2002 году таких малышей – 46 процентов от общего числа новорождённых [Деловое Прикамье, 1.04.2003], в 2005 году только матерей-одиночек было 20 процентов от общего числа семей, плюс 18 процентов семей по установленному отцовству.
Препятствующих женитьбе без веских на то оснований, слово Божие поставляет в число людей особенно грешных (1 Тим. 4. 3). Холостая жизнь будет особо распространена перед кончиной мира, из чего уже видно демонское к этому старание.
Может, сделаем правильные выводы для себя и для тех, кто нам дорог, чтобы не случилось так, что Бог сбережёт для детей наших – несчастья наши? (Иов. 21. 19). А исполнились бы слова мудрого Соломона: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17. 6).

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

Не грешите против ребенка

Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: "не грешите против отрока"? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается. Быт.42:22

"Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?" Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

"Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие" (Быт.42:21) ,- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: "Не грешите против отрока!" . Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех "ничьих" детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: "Убьем его и увидим, что будет из его снов". Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: "Не грешите против отрока". Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: "Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него". Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. "Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его".

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: "И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне" (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка
- это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. "Он такой странный!" - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его "Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!" - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с "маленьким Иосифом" грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. "Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то",- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.
Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него
. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: "Если бы ты был верующим, то не сделал бы так". Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо.

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Грехи детей против родителей.

2. Без согласия, без благословения родителей уехала жить далеко от дома или заграницу.

3. Без спросу родителей отлучалась из дома.

4. Бесцеремонно просила родителей купить модную одежду, другие вещи, требовала денег.

5. Бил родного отца, мать, сестру, ругал их.(136).

6. В своих неудачах, винила родителей и других.

7. Видя снисходительность родителей ко мне, умножала число проступков.

8. Во время работы по хозяйству, мешала, любопытствовала, не уходила, когда меня
отсылали.

9. Все свои дела делала без родительского благословения.

10. Выбирала себе подруг и друзей без совета родителей.

11. Выходы и отлучки без ведома родителей.

12. Вышла замуж против воли верующего родителя.(94).

13. Гневался на родителей, когда они приучали к посту, не давая есть в сочельник или
Страстную пятницу.(155,с,34).

14. говорила и делала наперекор матери.

15. Гордилась богатыми родителями.

16. Давала деньги врачам, медперсоналу, чтобы дольше держали родителя в больнице, не
хотела брать домой, не знала, что грех мой приравнивается к греху убийства.(21 ,с,311).

17. Делала родителям жесткие укоризны в их недостатках.

18. Живя с престарелой, больной тёщей, насмехался и издевался над ней.(21,с,311).

19. Избегал родительских наставлений или скоро забывал, пренебрегал ими.

20. Имел привычку со слезами выпрашивать у родителей то, что хотел.

21. Когда мать (отец) наказывали меня, я, считал, что меня не любят, а презирают и
отвращаются от меня.


22. Когда мать наказывала, вместо просьбы о прощении, ругалась, бросала в ответ разными

предметами.

23. Любым словом, поступком, просьбой доводил их до раздражения. (Сретенский

календарь).

24. Лазил в мамину сумочку за деньгами, шарил дома или в гостях по карманам.

25. Ложная стыдливость за простых и малограмотных родителей.

26. Мало молилась за родителей дома и в храме, не утешала их добрыми словами.

27. Мать внушала жить по воле Божией, а я её не слушала.

28. Медленно исполняла приказания (послушания) родителей.

29. Нарушил родительское завещание.

30. Насмехалась над природными недостатками родителей.

31. Не дорожила родительским благословением, не была послушной.

32. Не защищала родителей, когда о них неправильно или плохо отзывались.

33. не исполнил предсмертного завещания родителей.(178,с,158).

34. Не молился за родителей.

35. Не оказывал нуждающимся и болеющим родителям материальную и моральную помощь,
отсылала жить к братьям, сестрам или в инвалидный дом.



36. Не почитал крестного отца и мать.

37. Не просила мать, чтобы она благословила меня иконой на жизнь, на добрые дела.(29).

38. Не хотела называть отца и мать, отцом и матерью; называла их: «предками», «мамка»,
«маман», «папка», «батя».

39. Неблагодарность, плата злом за добро своим родителям, учителям, воспитателям,
наставникам.

40. Нежелание слушать и исполнять родительские наставления.

41. Не отданием последнего долга родителям (отказом и организации и участие в их

погребении). 42. Не поминовение родителей в церковных и домашних молитвах за упокой, в случае их

смерти, особенно в церковно установленные памятные дни. 43. Не послушание родительской воле, согласной с христианскими заповедями.

44. Не почитание отношение к тестю, свекрови, теще, отчину или мачехе.

45. Не правильные, уничижительные отзывы о старости и взыскание со стороны родителей.

46. Не предоставление престарелым родителям, возможности достойной подготовки к
будущей жизни (условий жизни, духовных книг, священника для совершения таинств и т.п.).

47. Никогда, ни на что, не брал у родителей благословения, не знал о нем и о его
пользе.(139,№230).

48. Оставление молитвы за родителей.

49. Оставление родителей без помощи в несчастье, болезни и при старости.

50. Осуждал родителей в круги братьев и сестер.

51. Отцеубийство или убийство матери: непрямое убийство - убийственной печалью,
наносимой родителям своим поведением, пьянством, наркоманией или каким-либо греховным
поступком.

52. Перекладывал последствия своих грехов полностью на родителей, полагая, что они будут
за них отвечать.(155,с.34).

53. По смерти матери, не слушалась своей благочестивой бабушки.

54. Поднимал руку на родителей, дрался, замахивался, грозил.

55. Получи наследство от родителей, не молился, не поминал их.

56. Пользуясь слабостями родителей, не исполнял порой их послушания,
57. Поносила, злословила родителей, насмехалась и угрожала им.



58. Порицала усопших предков и родственников.

59. Почитание воли родителей и послушание ей больше, чем заповедям Божиим.

60. Пренебрегал родительскими молитвами.

61. Пренебрегал, забывал тяжкий, самоотверженный труд родителей для моего
воспитания.(31).

62. Пренебрежение родительским благословением и молитвами.

63. Проклинал отца и мать.(37,е,145)

64. Проклятие своих родителей.

65. Прописывал родителя у себя с корыстной целью, сыновей любви и благодарности не
проявлял.

66. Родители, завещав мне наследство, решили затем отдать его на богоугодное дело, а я, по
жестокосердию, упрямству и корыстолюбию, ходатайствовал о признании завещания не
законным.

67. Роптал на родителей за их благочестивую жизнь: молитву, милостыню, пост,
препятствовал им ходить с церковь, готовить для себя постную пищу.

68. Роптала на бедность родителей, завидовал детям обеспеченных родителей.

69. С неуважением говорил про родителей: « не мало делаю для них, кормлю, одеваю,
обеспечиваю, что я еще должен?»

70. Своим дурным поведением, навлек на себе родительское проклятие.(2,34,92г,с,27-31).

71. Своими делами, порочной жизнью, причиняя хлопоты, большую скорбь родителям,
усугубил болезни, укоротил дни жизни (отцеубийство).

72. Стоя на молитве, думал, пойти попить, поесть.(155,с,34).

73. Стыдился своего низкого происхождения и своих бедных родителей перед знатными
людьми.(151,с,172).

74. Стыдился своих простых родителей.

75. Требовал то родителей почестей по отношению к себе; похвалы, благодарности за свои
заботы.

76. Тяготился тем, что родитель (родители), долго живёт.

77. Ударяя мать, а после подавал милостыню, не покаявшись в этом грехе. (В таком случае
Бог милостыню не принимает).(2,№4,92,с,27-31).

78. Укоряла в чём-либо мать.(128).

79. Упрекал родителей в скупости.

80. Холодность и равнодушие к родителям.

81. Худое, грубое, не почтительное обращение с родителями, укоры и злословие их.

Грехи детские.

1. Больше любил играть на компьютере, чем молиться и читать духовные книги.

2. Бросал, в проезжих, в транспорт камнями, землей, снегом.

3). Будучи сильнее друзей своих, обижал их, отнимал то, что понравилось.

4). В детстве быстро надоедало стоять в храме, капризничала, плакала, мешала молящимся, не

благоговейно без страха Божия стояла в церкви, шалила, громко говорила, шумела и смеялась со

сверстниками.

5, В детстве имела свою копилку, приучала себя к сребролюбию

6). В детстве имела деньги, тратил их на лакомство, или на какие-либо безделицы.(262,с,86).

7). В детстве над больными смеялся, шутил, ругал, плевал и издевался, кидал камнями, палками,

бил их и т.п. (Мф.24,36).

8). В детстве не был скромным и стыдливым.(67).

9). В детстве не стремился к воздержанию и посту.

10). В детстве не читал Евангелия и житие святых.(158).

11). В драке бил лежащего, на земле.(155,с,42).

попадалось под руки и пр.

13). В храме с шумом со сверстниками разбирал просфоры.(107).

14). В храме становился без сокрушения сердца, а ради того, что все так делают, или хотел

показаться набожным.(155,с.35).

15). В школе непрестанно ёрзал, чесался, скучал, скользил ногами.

16). В школе передразнивал учителей, наставников.

17). Видя товарища в обнове, «сгорал» от зависти, с назойливостью докучал своим родителям,

пока не купят.

18). Вмешивалась в чужие дела, в жизнь и в разговоры взрослых.


19). Вмешивалась в разговоры старших.(155,с,39).

20). Воздерживался от дурных дел лишь потому, что рядом были родители.

21). Воровал на рынке, магазине.

22). Вставши от сна, не умывался.

23). Воровал по карманам в школьной раздевалке, и других местах.

24). Выбегал на холод в поту, после чего болел.

25). Выходил из храма с криком, шумом, топотом и смехом.

26. Гордилась своими успехами в учебе, превозносилась, насмехалась, над плохо успевающими,

не помогала.

27). Гордился своим прилежанием, способностями, скромностью, благочестивыми делами, что

занимаю первое место, по чему-либо.

28). Данные поручения родителями перекладывал на младших братьев и сестёр.(155,с,38).

29). Добивалась первенства над сверстниками.

30). Дома к иконам относилась очень не благоговейно, ставил их на пол вниз головой или на стул

вместе с одеждой.(155,с,35).

31). Дразнил товарищей за рыжие волосы, очки, плохую дикцию, за некрасивость, глухоту,

сутулость. (1,55,с. 39).

32). Ел в церкви лакомства.(155,с,29).

33). Желала быть первой в семье и хозяйничать.

34). Желая выслужиться перед старшими, рассказывал о недостатках своих близких, и

товарищей.(155,с.42).

35). За мои шалости наказывали других, а я не признавался, боялся.

36). Закладывал Евангелие мирскими картинками.(155,с,34).

37). Играл в «попа», «крестины», «похороны».

38). Играл в садиста и убийцу.(152,с,6).

39). Играя со сверстниками, намеренно или не чаяно наносил удары, причиняющие боль.

40). Играя, советовал товарищам спрыгнуть с крыши, с дерева, с обрыва, что привело к увечью,

41). Имел желание быть предводителем у друзей, раздавал приказания, завидовала сопернику,

скорбеть, лишаясь лидерства.

42). Имел привычку брать без проса чужое.

43). Имею на себе родительское проклятие.

45). Когда в дом заходили незнакомые мне люди, делался упрямым и

недоброжелательным. (155,с,42).

46). Когда в сочельник долго не давали мне есть, говорил; «Что мучаете меня?»

47). Когда меня укоряли, делали замечание, оправдывалась, правдами и не правдами, старалась

вывернуться.

48). Когда надевал обнову, желал, чтобы мною любовались.(155,с,32).

49). Когда прислуживал в алтаре, много шутил и болтал.(155,с,35).

50). Когда родители с родственниками шли в церковь, убегал и прятался, чтобы не ходить в

51). Когда ссорились друзья, я «подливал масло в огонь», «подзуживал», дразнил и распалял

спорящих.

52). Кривлялся перед зеркалом, и перед людьми, чтобы обратили на меня внимание.

53). Купалась в глубокой реке, похвалялась перед товарищами, этим.

54). Купался один без товарищей в быстрой реке.

55). Лазила в чужие огороды и сады.

56). Лазила на высокие деревья, портила яйца, разоряла гнёзда.

57). Любил брать куски пищи на улицу.(155,с,42).

58). Любил бродить по рынкам, многолюдным местам, где много пьяных, слышится брань и где

играет рок-музыка.

59). Любил объявлять о своих находках.

60). Любил рассказывать страшные истории.(152,с24).

61). Любил смотреть американские мультфильмы, художественные фильмы, боевики и прочие,

слушать рок-музыку.(152,с,24).

62). Мочился на друзей в игре.(136).

63). Называл товарищей, учителей обидными прозвищами.

64). На молитве оглядывался, не смотрят ли родители, не внимала словам молитвы.

65). Нападал со многими товарищами на одного.

66). Нарушал школьные правила.

68). Не был услужлив, почтителен к старшим, младшим, не приучал себя делать добрые дела

69). Не всегда выходил из дома с молитвой и крестным знамением.

70). Не выполняла правила, отговаривалась: «да, как я пойду, я не знаю туда дороги, я боюсь туда

71). Не имела благодушия и снисходительности к слабостям учителей и сверстников.

72). Не имела смирения, старалась настоять на своем, спорила, если, что было не по- моему.

73). Не остерегалась, не ограждалась от учителей настроенных против Бога.

74). Не осторожно пользовался ножом, поранил себя и друзей.(155,с,32).

75). Не поддерживал порядок в своем жилище.(2,№8,88г.с,75).

76). Не приучал себя быть добрым, вежливым, внимательным к людям, оказывать им помощь.

77). Не приучал себя к исполнению норм морали и правил общежития, поэтому не исполнял

своих обязанностей дома и в школе.

78). Не приучалась в детстве к бережливости по отношении к вещам, не задумывалась, на какие

деньги, они приобретены.

79). Не уважала старших, сродников, осуждала старость, говорила, что со стариками трудно,

насмехалась, передавала другим их поступки слова.

80). Обманывал товарищей, не верным обменом.

81). Обманывала учителей и родителей, на уроках подсказывала одноклассникам, давала

списывать на уроках.

82). Общался с детьми, хулившими Бога, Божию Мать, Крест Господень, святых угодников.

83). Писал скверные слова на стенах дома, в лифтах, на заборе, в подъездах.(71,с,333).

84). Плакал притворно, чтобы только вид показать.

85). Подражал героям книги телепередач.(152, с,14).

86).Послушание было из боязни.

87). Прельщалась нарядами, дорогими вещами.

88). При получении от матери еды говорила, что не нравится.

89). Придумывала не правды, чтобы избежать наказаний.

90). Принимала мирские правила за истину.

91). Прыгал, скакал во время молитвы.

92). Ради игры поджигал дома заборы.

93). Резал парты ножом, рисовал на партах.

94). Родители пели, срамные песни, а я слушал их и выучивал.

95). Роптала на нужду, на малообеспеченность, плохую погоды.

96). С гордостью и уверенностью заявлял, что буду врачом, военным, продавцом, и т.п.и этим

показывая, что забываю, что вся наша жизнь в руках Божиих.(155,с,36)

97). С детства не боролась с не чистыми помыслами.

98). Святую книгу закладывала мирской газетой, нечистой бумажкой.(21 ,с,451).

99, Сердился на своих родителей, когда они будили меня утром.(155,с,34).

100). Скучал дома, ходил с утра до вечера по домам своих товарищей.(155,с,38).

101). Сидел за столом, и заглядывал в тарелки других и завидовал, кому положили больше.

102). Смеялся в неподходящий момент.(155,42).

103). Со злобой смеялся и насмехался над товарищами, которых строго наказывали.

104). Стучал в дверь ногами, сильно хлопал дверями, мешал соседям, стучал громко по столу,

говорил слишком громко.

105). Стучала вечером в чужие окна.


106). Считала себя находчивой и ловкой.

107). Тайно уносил из церкви свечи и мелкие деньги.

108). Толкал друзей в воду или снег.

110). Убегал в школе и училище с занятий.(155,с,38).

112). Утаивал свои грехи на исповеди.

113. Учила уроки поспешно, без внимания.

114). Хвалила мальчиков и девочек, которые в остроумии превосходят других, поют песни.

веселятся.

115). Хвалился новыми игрушками.

116). Ходил в кино на последний сеанс, хотел показаться старше.

117). Ходил на ходулях.

118). Часами смотрел ТВ, видео.

119. Часто, тайком от родителей ходил в места развлечений, по магазинам ради любопытства.

120). Читал безбожные, атеистические книги.

121). Читал Священное Писание и ел конфеты и т.п.

122). Чтобы привлечь внимание к себе, отказывался садиться обедать.(155,с,32).

123). Шалил, баловался, дурно вел себя в храме.

124). Щекотал кого-либо, сам давал себя щекотать.(155,с,41).

Грехи родителей.

1). Без уважительной причины лишал детей благословения, проклинал их.(187,сЗ). 2). Без утешная печаль об умершем ребёнке. 3). Будучи отцом, ревновал дочь к зятю.(2,№7,89г.с,75). 4). В гневе желала своему ребёнку смерти.

5). В запальчивость била своего ребёнка по голове, таскала за уши, щипала. 6). В период беременности или кормления ребёнка грудью курила, пила вино и водку, вкушала вредную для плода пищу, гневалась, не молилась, злилась, не исповедовалась, не соборовалась, не причащалась, ходила в кино, театры, читала мирские книги и газеты.(123, 186,с,192). 7). В присутствии ребёнка говорила, что можно обойтись и без религии, без веры в Бога, лишь бы быть честным, добрым человеком.

8). В раздражении грубо накидывалась на своих детей, ругалась, кричала, била руками или чем-либо, а они из-за страха наказания приучались лгать. 9). Взяла сиротку на воспитание, а духовно не воспитала.

Наставление.

Святой Иоанн Златоуст утверждает: «Те родители, которые своих детей не наказываю, и не учат целомудрию, строже разбойников осудятся. Разбойник тело убивает, а нерадивый отец душу.»(2,31,82г.).

10). Видела у детей чужие вещи, и не спрашивала, где они их взяли.

11). Вместе с детьми нарушала посты.

12). Во время беременности делала трудную работу, поднимала тяжести, танцевала.

13) Во время беременности не брала благословения на вынашивание ребёнка и на роды.

14) Во время ссоры жаловалась детям на мужа (муж на жену). (59,с,93).
15). Водила детей в цирки, кино, театры и т.д.

16). Водила причащать детей старше семи лет без исповеди.

17). Воспитание детей, лишь с целью земных и суетных успехов.

18). Вынуждал детей на злобу, когда отнимал у них игрушку или кушанье.

19). Говорил, что лучше ребёнок играет на компьютере, чем будет на улице в дурной

компании.(152,с,28).

казалось бы, безобидные из этих игр незаметно разрушают психику, приводят к нервным срывам и даже к бесноватости. (с 30).

20). Говорила правду только тогда, когда это было выгодно, лгала, лицемерила в присутствии

21). Давала ребёнку несвежую, испорченную пищу, холодную воду и он заболел.

22). Давала сыну, служащему в армии амулет, заговорённую траву, а не шла с ним в храм

заказывать молебен, получить благословения священника, не давала ему икон, молитвослов и

пояс с молитвой.(139,№136).

23). Действия, направленные на отведение детей от веры в Бога и хождение в церковь.

24). Делал, покупал, продавал фигуры демонов, сплетённых из капельницы.

25). Держала в доме светские книги, соблазнительные картины рядом со святыней, чем подавала

дурной пример детям.

26). Детей воспитала по-мирски, а требовала от них почета и уважения, упрекала, укоряла куском

27). Детей отдавала в секции каратэ, самбо, дзюдо, у-шу, бокса и т.д.

28). Дети были мирскими, неверующими, жили в смертных грехах, а я не спрашивала у

богобоязненного священника, какой брать подвиг, чтобы их вымолить.

29). Деть были не покорны, не послушны, беспечны, оскорбляли меня, я же не молилась за них.

30). Дети имели желание принять постриг в монастыре, а я всеми силами старалась удержать их,

роптала на них и на Бога.(36).

31). Детям давала имена не по святцам (в т.ч связанные с коммунистической идеологией -

Октябрина, Ким, с искусством - Травиата, иностранные - Рудольф, Эдуард, Эрика).

32). Дозволял детям смотреть телевизор, кино, порнографию, ходить на дискотеки, читать книги

о сексе и оккультизме.(38,315,95г,с,7).

33). Долгое не приобщение детей Святых Христовых Тайн и не заботливость об организации

исповеди ребёнка после исполнения ему семи лет.

34). Допускал, чтобы дети хвалили сами себя, сам хвалил их в лицо, от чего в них рождалась

гордость.

35). Допускал, чтобы мои дети обнажались перед окружающими и друг перед другом, дозволял

детям разного пола оставаться без присмотра в уединенных местах.

36, Допускал, чтобы дети без разрешения продавали свои вещи и обменивали.

37). Допускал, чтобы младшие дети управляли младшими.(56,с,22).

38). Желала детям внешнего, мирского счастья.(131).

39). Жестокими побоями наказывал детей, за кражу и иные проступки.

40, За шалость, баловство говорила ребёнку: «Ах, ты проклятый, чтоб тебе сгтануть2.

41).3адавление ребёнка матерью во время сна.

42). Заспала младенца.

43). Заставлял ребёнка выпивать в компаниях.

44). Заставлял детей насильно вступать в брак без их желания.(178,с,177).

45). Заставлял детей вступивших в брак, принимать монашество.(178,с,177).

46). Из опасения, что дети могут заболеть, кормила их в Великий пост скоромной пищей.

47). Из-за неприятностей на работе, зло срывала на детях.

48). Имела бесконтрольную, слепую, неразумную любовь к сыну.

49). Когда дети мои пели в церковном хоре, советовала им брать за это деньги.

50). Когда ребёнок на молитве не выговаривал слова, раздражалась.(160).

51). Кормила детей с упреками и ропотом, а хотела, чтобы они меня любили.(56,с,24).

52). Крест - хранитель младенцев, а я снимала его, боясь, что может что-то случиться с

ребёнком.(23,с,394).

53). Крестных для своих детей выбирала не благочестивых, в знатных и богатых.(187).

54). Лишала детей или престарелых родственников приватизации, в продаже недвижимости.

55). Лишение взрослых и отделившихся детей всякой поддержки и наследства.

56). Лишение детей наследства и всякой поддержки.

57). Лишение детей родительского благословения без уважительной причины.


58). Ложная жалость будить детей к литургии и оставление их из-за этого без причастия.

59). На восьмой день от роду не давала младенцу имени.

60). На глазах детей устраивала пьянки, ссоры, драки.

61). На крестины младенца пришла в пьяном виде.(97).

62). На младенца вешала погремушки, перевязки, красную пряжу и др., тогда, как кроме

спасительного Крестика не нужно вешать.(21,с, 121 ,вопр. 105).

63). На свадьбе или других торжествах давала пить водку детям и подросткам.

64). Надолго оставляла ребёнка без причащения по лености.

65). Называла детей и близких: «пустой», «безмозглый», «бестолочь противная», «бессовестный

дурак», «уродина», и прочими словами.

66). Называла своих детей; «бесятами», «нечистой силой», «не христем». И т.п.

67). Наказывала ребёнка, не действовала в единении со своей женой (мужем), а когда ребёнок не

исправлялся, не приводила его к священнику. (Втор.21,18-20).

68). Намеренное унижение на глазах детей матери отцом или отцом матери.

69). Нанимала детей в услужение, накладывала на них не посильную работу, с раннего утра до

позднего вечера.

70). Напоминал взрослым детям с раздражением и грубостью о их детских прегрешениях.

71). Насильно выдала дочь замуж (сына женила).

72). Насильно заставляла неверующих детей венчаться.(13,с18-20).

73). Не хранила сердечные тайны, открытые ребёнком, поминала их в ссорах, из-за чего ребёнок

терял ко мне доверие, становился скрытным, замкнутым и холодным.

74). Не брала благословения, чтобы зачатый во чреве ребёнок, стал истинным христианином.

75). Не воспитывала детей, как должно, ссылалась на работу, говорила, что мне не до них, а на

неблагочестивые дела время находила.

76). Не воспитывала дочь в разумной строгости, не охраняла от греха.(31).

77). Не давала носить ребёнку крест, боялась, что он его потеряет.(189,с,6).

78). Не давала детям перед трапезой вкушать просфору со Святой водой.(44,с,12)

80). Не давала завещания об имуществе.

81). Не заставляла своих детей, молится перед едой, или после.(268,с,47).

82). Не контролировала поведение детей дома и на улице, не отлучала их от своеволия, капризов,

рассчитывала, что они сами по себе временем исправятся.

83). Не молилась, чтобы дочь выбрала себе жениха благочестивого, имеющего страх

Божий,(78,с,612).

84). Не обращала внимания на то, ребёнок начал лгать, лицемерить, не вразумляла его.

85). Не останавливала детей, мучивших и разорявших гнёзда.(108).

86). Не попечение о целомудрии, девстве и трезвости своих детей.

Наставление.

Нужно обучать своих крестников, чтобы они хранили девство до самого брака, не пели срамных песен, и любострастных песен, со всеми жили в мире, чаще исповедовались и причащались.

87). Не почитал местно-чтимых угодников Божиих, не знал их житие, не отмечал дней памяти их

хождением в храм, молебном, не прибегал к их помощи при воспитании детей.

88). Не прививала ребёнку смирение и страх Божий, не внушала, что Господь бережет его, даёт

ему хлеб, хранит для него отца и мать.

89). Не прививала ребёнку стремление исполнять закон Божий.

90). Не приучала детей вести себя искренне, прямодушно, просто.

92). Не причала детей делиться лакомством, куском хлеба с ближним.(44,с,12).

93). Не приучала детей довольствоваться тем, что имеют.

94). Не приучала детей не злословить о ближних, не замечать и не передавать их грехи, и

семейные неурядицы.

95). Не приучала детей с утра умываться, вставать на утреннее правило и молиться на почь.(160).

96). Не приучала свою дочь сидеть дома, не заботиться о нарядах, презирать земные блага, быть

скромной и благочестивой.

97). Не приучала своих детей благоговейно покланяться Святому Кресту и святым иконам,

целовать их.

98). Не благодарила Бога, что дочь или сын приняли монашество, роптала.

99). Не ставила руками детей свечи перед образами и не молилась вместе с ними, их руками не

опускала монетку в кружку, не подавала их руками милостыню нищим.(44,с,12).

100). Не требовала, чтобы дети исполняли моё послушание без замедлений.(56,с,22).

101). Не удерживала молодой дочери от замужества, с престарелым.

102). Не учила детей молитвам и поведениям в храме и на Богослужении.

103). Не хотела кормить младенца грудью, отдавала другим кормилицам.

104, Небрежение об образовании своих детей.

105). Небрежное пренебрежение акушерки к роженице.

106, Небрежное отношение к состоянию своего здоровья во время беременности, повлекшие за

собой ранние роды или мертворожденного ребёнка.

107). Небрежный или, напротив, излишне заботливый уход за детьми.

108). Незаконнорожденных детей оставлял без опеки и поддержки.

109). Не кормление ребёнка грудью.(178,с,159).

110). Не обучение ребёнка молитве с раннего возраста и не приучение их к церковным службам.

111). Не попечение о своих крестниках, отсутствие молитвы за них.

112). Не попечение по отношению к крестным.

113). Не равно относилась к своим детям, имела более любимых, что вызывало у других зависть

114). Никогда не благословляла детей на жизнь добрые дела или благословляла их с ропотом и

огорчением.

115). Обижалась, роптала на детей за то, что раздал нищим хлеб, ходили в храм, постились,

молились, покупали духовную литературу и т.д.

116). Обижался, когда посторонние указывали на грехи, недостатки моих детей, не

прислушивалась, не заботилась о вразумлении дитя.

117). Обманывал детей, не исполнял, обещанного им.

118). Обманывала своих детей, и они перестали верить моим словам.

119). Одевала своих детей в модную одежду, не предостерегала их от гордости и тщеславия в

среде сверстников.

120). Одного сына (дочь) материально обеспечила, а другого, при возможность, нет.

121). Оставление без всякой помощи незаконнорожденных детей.

122). Оставление долго моления о детях, вне зависимости от их возраста.

123). Оставляла дома детей одних без пищи.

124), Оставляла маленького ребёнка без надзора, пока он спал, убегала на танцы.

125, Остерегаясь испортить фигуру, не кормила ребёнка грудью.

126). Отдавая своих детей в музыкальное училище, иностранный колледж и другие мирские

заведения, где учат жить не по воле Божией.

127). Отдавала детей на воспитание к развращенным людям, в ясли, детский сад, не помышляя,

что, там у ребёнка «отобьют» веру в Бога.

128). Отдавала ребёнка в детдом, отказывалась его воспитывать, оставляла новорожденное дитя в

больнице, подбрасывала на чужое крыльцо, были мысли так сделать.

129). Отказ матери кормить ребёнка грудью (кроме причины болезни).

130). Отказ от ребёнка после родов по любым причинам.

131). Отказывался помогать взрослым детям, при их материальном неблагополучии.

132). Отсутствие заботы о воспитании целомудрия, сохранение девственности и трезвом

воспитании своих детей.

133). Перед Причащением, говорила ребёнку: « Пойдем, батюшка даст тебе медок»

(кощунство).(2,№4,92г,27-31).

134).Плачущих детей пугала чудовищем в темном углу, кикиморой, домовым.

135). По бедности отдавала детей работать в наем к недобрым людям.


136) По злобе лишила своих детей, постригшихся в монахи, наследства.(71,с, 118).

137) По моей вине ребенок умер не крещенным, не спрашивала у священника, как мне молиться

за этот грех.

138). По неразумной любви и из снисходительности изнежила, избаловала детей, сделала их

капризными и неуправляемыми.(56,с,24).

139). По неразумной любви к детям, не наказывала их за дерзкие и греховные поступки.

140). Позволял ходить детям в ресторан «Мак Дональде», сам ходил с ними.(152,с.64).

141). Позволяла своим детям брак с неверными.(136).

142). Позволяла своим детям хулиганить а храме, и этим самым отлучала их от благоговейного

стояния в церкви.(«,№3,92Г,с.23).

143). Покупала детям компьютер, электронные игры (тетрис, томагочи), или иные игры

рождающие в них греховные страсти.(монополия) и т.д.

144). Покупала, детям игрушки; драконов, бесят, дочери - куклы «Барби», «Санди», а сыну -

робот, убийцу, монстров.(152,с,51).

145). Покупала детям карнавальные маски, шила карнавальные костюмы, сама с ними

участвовала в маскараде.

146). Покупала детям одежду с изображением сцен блуда, монстров, с рекламой сигарет, с

иностранными надписями ит.д.

147). Полное отсутствие необходимой строгости или на оборот, частые и жестокие взыскание с

148). После Причащения отпускала ребёнка на улицу, разрешала играть, смотреть телевизор, с

Священное Писание не читала.

149). Постоянное, настырное вмешательство в дела взрослых детей.

150). Предавал детей черту и Диаволу.(178,с569).

151). При возможность водить детей на Причастие не на раннюю, а на позднюю Литургию, от

чего изнуряла их голодом.(8,155,с,58).

152). При детях говорила о знакомых с завистью, недоброжелательностью и злорадством,

осуждала.

153). При детях осуждал, порочил духовенство.(142,1887г,№351).

154). Нехотение кормить грудью т утаивания молока в груди.(178,с,168).

155). Приглашение знатных и богатых людей, а качестве восприемников по корыстным

побуждениям.

156). Приказывала там, где следовало учить.

157). Принятие мер, для избежания беременности (предохраняться).

158). Принятие Священного Крещения (лично или своего ребёнка), отметил не по-христиански.

устроил пир, пьянку, пели, плясали, в постный день ели скоромное.(97).

159). Пристрастное отношение и пристрастная любовь к одному из детей.

160). Притеснение своих пасынков, падчериц, усыновленных детей и приемышей.

161). Притеснял, выгонял пасынка, падчерицу из дома.

162). Приходя в храм, не присматривала за детьми, не пресекала их баловство.

163). Причащала детей некрещеных, без нательного крестика.(8).

164). Проклятие, произносимое на детей.

Наставлении. Нельзя проклинать своих детей, т.к. при родительских проклятиях в них входят злые духи.

165). Промедление с крещение младенца, слабого здоровьем.

166). Просила у Бога о наказание своего нечестивого непослушного сына, когда же Бог его

посетил, т.е. наказал, то роптала, не смирялась с волей Божией.

167). Пугала своих детей именем священника, позволяла им смеяться над батюшкой и кричать

«поп идет», сама так говорила.

168). Пьянством, запоем совращал, «калечил» детей.

169). Равнодушие, безразличие, презрение, зависть к своим детям.

170). Радовалась о детях, которые были неверующими, развращенными, полностью мирскими, в

которых не было страха Божия.

171). Развития у детей честолюбия, гордыни, желание блистательной светской карьеры.

172). Развлекалась с детьми, подбрасывала их к верху и, не удерживая, роняла его.

173). Разрешала (давала) пить детям вино, до совершеннолетия.(139).

174) Разрешала делать ребёнку то, что раньше запрещала, шла у него на поводу.

175). Рассказывала в присутствии детей о убийствах, самоубийствах, о разбое, насилии и

воровстве.(190,с, 18).

176). Ребёнок приносил домой краденное, а я не наказывала его за воровство, закрывала на это

глаза.(139,№352).

177). Регистрация брака в пост, зачатие ребёнка в пост или постные дни.

178). Родив ребёнка, не обращалась к священнику за молитвой о роженице и ребёнка.

179). Ропот по причине многочадия или большого семейства.

180). Роптала на многочадие и большую семью.

181). С самого раннего возраста, не ограждала части тела ребёнка крестным

знамением.(21 ,с,122,вопр. 106).

182, Своей материнской ревностью к детям, доводила их семью до разрушения.(2,№4,92г,с,27-

183). Своим детям попускал дойти до потере целомудрия, до курения и пьянства.

184). Своим курением подавал плохой пример детям и другим людям.(143,1886г.).

185). Своих недостатков и грехов в своих детях не видела, а говорил, что « Ты такой же негодяй,

как твой отец», « Ты такая же беспутная, как твоя мать».

186). Сознательно, наносимый вред своим собственным детям.

187). Ссорилась с мужем, оскорбляли друг друга при детях.(56,с,24).

188). Стыдилась, рожденных мною уродов и оставляла их в роддоме или бросала.(94,с,87).

189). Требовал, чтобы мои пожилые родители сидели с детьми.(2,№4,92г,с,27).

190). Удушение рожденного ребёнка.(178,с,168).

191). Улыбались, когда дети мои лгали, поощряла их говорить не правду.

192). Упрекала детей, что они не хотели мстить обидевших их.

193). Утопила ребёнка в воде. (178,с,159).

194). Учил играть детей в карты.(142,1887г,№478).

195). Учила детей обману учителя и других, чтобы избежать наказания.

196). Учила детей танцам, и различным видам спорта.) (95,с,377).

197). Холодное отношение и не заботливость о своих внуках.

198). Часто давала малолетним детям усыпляющее средство, чтобы не мешали спать.

199). Часто делал детям подарки, чем способствовал развитию в них любостяжание.

200). Чрезмерная любовь к своей семье и полное равнодушие и даже неприязнь к другим детям.

201). Чрезмерно и безутешно печалилась о умерших детях, роптала на Бога.

202). Чрезмерное отдаление от себя детей или же, напротив, слишком вольное отношение с ними,

которое лишает детей страха говорить и делать худое даже в присутствии родителей.

203). Явно соблазнительное поведение перед лицом собственных детей.

Грехи супругов. 1). Без винца носила кольцо. 2). Беспричинная супружеская ревность. 3). Беспричинно бил жену, (чтобы показать свою власть). 4). Бил жену, и она извергала ребёнка.(178,с,411). 5). Болезни родов переносила с ропотом.(24,с,25).

Наставление.

Если жена переносит болезни деторождения в духе веры, покаяния и смирения, то она этим покрывает множество грехов своих и мужа: «Что Бог не налагает, то не может быть вредно, как бы ни было трудно и прискорбно».(24,с,25).


6). Больше заботился о деньгах, чем о спасении своей семьи

7). Бросила своего мужа, гнушаясь браком.(27,с,162,пр.14).

8). Будучи замужем и оставаясь бесплодной, сильно скорбела и плакала.(21,с,236).

9). Была склонна к праздности, пересудам, хождению по гостям, к развлечениям в компаниях.

10). В супружеской жизни была капризной, похотливой, хотела, чтоб муж во всем подчинялся,

когда, что было не по мне, злилась и обижалась.

11). Венчалась в нетрезвом виде.

12) Венчалась с неверующим мужем, что уже большой грех, хотела спасти его, но не смогла

избавиться от раздражения, злобы, ропота, насильно заставляла его молиться.(3.с,362).

13). Венчанного мужа не любила, как себя.

14). Взаимные упреки из-за бесплодия.

15). Вместо того, чтобы молится, способствовала усилению раза к разу, раздоров с

мужем.(138,с,69).

16). Во всем исполнял волю жены.

17). Вражда с супругом (супругой), на религиозной почве.

18). Вследствие больших издержек на украшения, муж терпел большую нужду.

19). Выбирал невесту (жениха) не христианку, а ту, к которой испытывал плотское

увлечение.(73).

20), Высокомерно смотрел на жену, как на подчиненную.

Не грешите против ребенка

«Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается». (Быт.42:22)

«Не говорил ли я вам: не грешите против отрока?» Этот вопрос Рувим задал своим братьям, когда они стояли перед суровым правителем Египта, неузнанным Иосифом.

«Точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие» (Быт.42:21),- поняли братья.

Если мы совершаем грех после предупреждения, голос совести сильнее будет осуждать нас, напоминая те многие советы и увещания, которыми мы пренебрегли в свое время. Тот, кто знает, что необходимо ребенку, и все-таки грешит против него, будет несравненно виновнее в глазах Божьих, чем тот, кто делал это неосознанно.

Просьба Рувима касается всех взрослых: «Не грешите против отрока!». Я бы сказал это каждому из родителей, каждому брату и сестре, каждому учителю, как имеющим семью, так и не имеющим ее. Не грешите ни против собственных детей, ни против чужих, ни против какого бы то ни было ребенка вроде тех «ничьих» детей, что бродяжничают по улицам. Если вы и грешите против взрослых, то не грешите против ребенка!

Скверно вводить в грех взрослых, но еще сквернее и в высшей степени отвратительно сеять злое семя порока в сердцах, не запятнанных грубым грехом. Не совершайте духовного детоубийства! Во имя Бога и во имя простой человечности я прошу вас: не принимайте на себя роль Ирода, морально убивая невинных.

Рассматривая историю Иосифа, можно выделить три вида греха против ребенка. Первый заключается в предложении завистливых братьев: «Убьем его и увидим, что будет из его снов». Существует духовное и моральное убийство мальчиков и девочек, и здесь даже Рувимы, то есть люди, которые не такие, какими должны быть, даже они протестуют: «Не грешите против отрока». Не приучайте его ко лжи, к нечестности, к пьянству, к порокам. Ни один из нас не желает так поступать, и между тем многие это делают своими дурными примерами.

Нередко детей губят их же родители. Многие делают все, что только в их силах, чтобы вырастить из своих детей заразу для общества и бич для страны. Когда я вижу малолетних преступников, то невольно спрашиваю себя: кто был их убийцей? И сам собой напрашивается грустный ответ: в основном, это жертвы греха родителей. Самые опасные хищные звери не станут губить своих детенышей, но грех делает человека способным погубить душу собственного ребенка.

Второй вид греха против ребенка заключается в предложении Рувима: «Бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него». Многие почему-то думают, что ребенка следует предоставить самому себе и не трогать, пока он вырастет, а тогда уж постараться спасти его от гибели. «Не убивайте его,- как бы говорят они,- но оставьте пока одного. Убить его - жестокое преступление, другое дело - оставить в пустыне до более удобного времени, а тогда мы придем и спасем его».

Некоторые христиане совершенно не обращают внимания на детей и действуют так, будто их и не существует. Ходят ли они в воскресную школу, читают ли Слово Божье, этим они не интересуются. Эти добрые люди нимало не беспокоятся о воспитании детей в учении и наставлении Господнем. Я бы сказал им: не грешите против отрока такой небрежностью!

Общераспространенно мнение, что детей не нужно приводить к Богу, заботиться об их обращении можно лишь потом, когда они вырастут. Думать так - значит грешить против ребенка. Ни одно место Священного Писания не оправдывает этой медлительности и небрежности. Пророк Иеремия жалуется: «И чудовища подают сосцы и кормят своих детенышей, а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне» (Плач.4:3). Пусть это обвинение не коснется никого из нас! Зачем вашему ребенку оставаться во рву своей природной испорченности? Приложите к этому все свое сердце и теперь же просите Господа вытащить его из ужасного рва.

Третий вид греха против ребенка - это продажа Иосифа измаильтянам. Караван измаильских купцов проходил мимо, и братья охотно отдали Иосифа за вознаграждение. Я думаю, что многие из нас склонны поступать таким же образом.

Если мы любим Библию, то не отдадим своих детей во власть тех, кто будет порабощать их ум вредными учениями. Продают своих детей также и те, кто заботится больше об их мирских интересах, чем о душе.

Я уверен, что вы не захотите продать своих детей буквально, но не менее ужасно продавать их душу! Не грешите против ребенка. Не продавайте его измаильтянам. Глубоко задумайтесь, прежде чем совершить это ужасное преступление!

Иногда грех против ребенка заключается в пренебрежительном отношении к нему. «Он такой странный!» - говорят родители и воспитатели, оправдывая свою суровость. Вы слышали, наверно, о лебеде, который был высижен в утином гнезде. Ни селезень, ни утка, ни утята ничего не могли сделать из этого безобразного детеныша, а между тем он на самом деле был прекраснее их всех. Иосиф был таким лебедем в гнезде Иакова. Братья и даже отец не понимали его «Неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли!» - говорил Иаков (Быт.37:10).

Я представляю себе, что с Иосифом не так-то легко было жить. Когда его братья поступали худо, он доводил это до сведения отца. Наверное, они называли его ябедником, предателем, хотя на самом деле он был милым, ласковым ребенком. Сны его были тоже какие-то странные и раздражающие. Братья называли его сновидцем и, может быть, считали каким-то ненормальным. Иосиф был любимцем отца, и это делало его более невыносимым в глазах остальных детей.

История повторяется. Может быть, особенности вашего ребенка происходят от превосходства его природы и от способностей, которые еще не нашли себе полезного применения. Во всяком случае, не грешите против ребенка потому только, что он странен. Конечно, не выказывайте к нему и пристрастия, не делайте ему разноцветной одежды, потому что в таком случае у его братьев будет некоторое основание для зависти. Но, с другой стороны, не браните его без причины, не надламывайте его дух.

Я знаю людей, которые при встрече с «маленьким Иосифом» грешили против него безрассудной лестью. Мальчик был не по летам умен и интересно говорил. Они ставили малыша на стол так, чтобы все видели его, осыпали похвалой и лаской, заставляя еще и еще повторять то, что он сказал. Таким путем они развили в ребенке самомнение, сделали его назойливым и чересчур смелым.

Обычно дети, которых выставляют напоказ, скоро портятся. «Посмотрите, какой удивительный мальчик мой Ваня! Он знает то-то и то-то»,- восклицают родители. Да, я вижу, как удивительно неразумна его мать, как беспечен отец, подвергающий дитя такой опасности. Не грешите против ребенка, сея в нем семена гордости, которые быстро взойдут и принесут дурной плод.

Не впадайте при этом и в другую крайность. Много добрых желаний было заморожено презрительными насмешками и много прекрасных порывов погибло прежде, чем они созрели. Берегитесь подавлять энтузиазм юности, направленный на добро! Да сохранит меня и вас Господь, чтобы нам не погасить искры благодати в душе ребенка и не уничтожить почку, которая может распуститься в чудный цветок. Будем следить за своими словами и поступками по отношению к детям.

Не грешите против ребенка, просто рассказывая ему библейские истории и не указывая на Спасителя, потому что таким образом вы даете ему камень вместо хлеба. Не грешите против ребенка, преследуя какую-либо другую цель, кроме его обращения к Богу через Христа Спасителя.

Родители, не грешите против ребенка, постоянно раздражаясь на него. Не придирайтесь ко всякой мелочи и не укоряйте ими ребенка, говоря: «Если бы ты был верующим, то не сделал бы так». Вы, христиане, главы семейств, часто сами поступаете и говорите неправильно, и если бы ваш Небесный Отец был иногда так суров с вами, как вы суровы со своими детьми, когда вы не в духе, то боюсь, что вам пришлось бы очень плохо

Будьте кроткими, добрыми, нежными и любящими. В то же время не грешите против ребенка, чрезмерно балуя его. В некоторых семействах господином становится маленький мальчик. Он управляет своей матерью, а мать - отцом, и таким образом ребенок управляет всем домом. Это очень неразумно, неестественно и в высшей степени опасно для ребенка. Не поливайте ваших отросточков ни уксусом, ни сиропом.

Не грешите против ребенка и не переставайте молиться о нем, пока его сердце не будет отдано Господу. Да даст вам Дух Святой мудрость, как поступать с этими юными бессмертными душами.

Ч. Сперджен

Похожие статьи