Первые шаги в рисовании: учим ребенка творчеству. Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста

12.08.2019

От 1 до 2 лет для ребенка очень нежный возраст. Ребенок только - только научился ходить. Его интересует всё, что можно уронить, просыпать, пролить, попробовать на вкус. Его привлекает еда, не только из-за того что её можно съесть, а потому что ее можно размазать по столику, по себе и по вам. И ребенок будет это делать с большим удовольствием.

Стоит ли начинать рисовать в таком, совсем маленьком, возрасте? Конечно, стоит! Раньше одного года может и не имеет смысла, так как малыш только осваивает окружающий мир и развозить кашу по столику вполне достаточно. Не раз было замечено, что чем больше ребенок совершает манипуляций руками, тем он сообразительней. Развивая мелкую моторику рук, развивается мозг малыша.

Занятия рисованием - это еще один способ установить доверительные отношения с ребенком, потому что занятия будут проходить с мамой. И хоть с возрастом он будет набираться опыта и будет со многими заданиями справляться самостоятельно, ему всегда будет приятно делать всё вместе с мамой или хотя бы в ее присутствии.

Для такого маленького возраста можно использовать пальчиковые краски, нам подойдет плотная бумага любого цвета, листы большого формата (что бы у малыша был простор для действий), печатки (для них мы будем использовать все, что находится у нас под рукой), всевозможные губки, тряпочки, мятые салфетки, восковые мелки. Но в основном будем рисовать пальчиками. Кисть возьмем в руки только тогда, когда наберемся опыта. Так же можно использовать готовые изображения, напечатайте их на принтере. Только вместо обычного, тонкого листа используйте более плотный, альбомный.

По времени, занятие может длиться от нескольких минут до пару часов, все будет зависеть от юного художника. Заканчивайте занятия, если малыш завершил работу и рисовать больше не хочет. Все занятия должны проходить добровольно, без принуждений. Это важно! Иначе малыш будет сопротивляться, и делать многие действия наперекор вам.

В самом начале все ваши шедевры будут напоминать каляки - маляки. Наберитесь терпения! Не торопись поправлять малыша, тем более в таком возрасте. Дайте ему волю, и возможность повозится с краской. Покалякать в своё удовольствие. Используйте старые обои в рулонах, которые наверняка пылятся у вас в каморке после ремонта. Если таких у вас не нашлось, то всегда можно приобрести в магазине рулон самых дешевых обоев. Встречается, что альбомы для рисования стоят дороже, чем целый рулон самых простых обоев.

Сначала малыш будет просто пробовать разные пишущие принадлежности. Выбирать будет то, чем легко рисовать. Скорей всего это будут фломастеры, которые однозначно нужно выбирать на водной основе. Но учитывая возраст малыша, лучше фломастеры отложить на более поздний период развития. А вместо них предложить ему восковые мелки.

Как уже говорила не стоит малыша ограничивать в калякании. Когда интерес к ним утихнет, он начнет сам обращать внимание на линии, цвета и формы . Но это все потом. А начнём мы с малого!

Первое занятие - рисуем пальчиками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Направим интерес малыша к размазыванию каши по всему и по всем во круг себя, в творческое русло.

Для этого вам понадобится очень много терпения! Потому что творческий беспорядок ни кто не отменял. Неожиданности в виде клякс по всей комнате не избежать. Если вы собрались с духом, то вперёд!

Начните своё знакомство с пальчиковых красок . Какой фирмы покупать выбирать вам, но лучше покупать специализированную краску для малышей. Почему знакомиться лучше не с карандашей или других красок? Все просто! Карандаши будут у малыша использоваться как барабанные палочки, которую можно погрызть, или ткнуть куда-то (что может быть чревато). Для такого возраста карандаши трудноваты тем, что нужно прилагать достаточно усилий, что бы оставить хоть какой - то след на бумаге. Да и линии, на первом этапе, будут получаться тусклыми и не вызовут у вашего крохи восторга. С другими красками, тоже не очень, так как нужно использовать кисть. И уж поверьте, краска с кисти летит куда дальше и более непредсказуемо.


Значит, остановились на пальчиковых красках. Они самые приспособленные для самых маленьких крох. Не токсичны, но даже если они безопасны, ложками их есть не надо. Для малыша от 1 -2 не нужно огромное количество цветов, достаточно самых основных.

Первое занятие

Для первого своего занятия попробуйте выбрать ванную комнату и саму ванну. Оденьте ребенка и себя в одежду, которую не жалко. И дайте волю своему малышу. Белые стенки ванной послужат белыми листами. Кроха получит массу удовольствия. А Вам остается расслабиться, и присоединится к своему сокровищу. Рисуйте, смейтесь, радуйтесь и не забудьте запечатлеть все на камеру.

Отмывать ванную комнату куда проще, чем ковры, стены и потолки в комнате. Одеждой займется стиральная машина.

Удачи вам в первом начинании!

Второе занятие - рисуем ладошками

Сложность: (1 из 5).

Возраст: с одного года.

Материалы: пальчиковые краски, губка или толстая кисть, ватман или другой плотный лист меньших размеров.

Ход работы: закрашивание ладошки краской при помощи губки или толстой кисти и делаем отпечаток на бумаге.

Когда вы освоили пальчиковые краски в ванне. Привыкли к творческому бардаку после. Успеваете поймать маленькие ручки за секунду до того, как будет измазано то, что не должно быть измазано. В этом случае можно переходить в комнату.

Это очень простое задание. Если есть возможность, то пусть участвует вся семья. Это будет большая памятная картина. Скорей всего лучше разместится на полу, что бы у каждого был доступ к полотну. Используя большую кисть или губку, разукрасьте ладошки. Ладошка может быть одноцветной, или можно проявить фантазию и добавить какие - то узоры. Может у каждого члена семьи будет свой цвет ручек. Решать вам. Если все разукрасили свои ручки, то смело прикладывайте их к бумаге и оставляйте свои отпечатки.

Вот такое сегодня легкое, но увлекательное занятие, от которого вся семья получит массу удовольствия! А кроха будет счастлив, что все в сборе и заняты общим делом.

Рисование с детьми 2 лет – это нечто новое, чем прежние каляки-маляки в исполнении малышни. Рисунки двухлетних деток еще мало понятны взрослым, но, тем не менее, первые творческие успехи не могут не радовать родителей.

Рисовать с двухлетними детьми очень занимательно: малыши погружаются в процесс, находятся в каком-то своем таинственном уголочке души и рисуют-рисуют. Родители могут стать активным участником в занятии с ребенком, например, присоединиться и проявить свои творческие способности или научить малыша чему-то новому, или помогать – взять в свою руку ручку ребенка и водить ей, вырисовывая что-либо.

Кстати, именно так моя дочка позавчера научилась рисовать кружочки. Вчера демонстрировала по скайпу мастер-класс своей бабушке, а сегодня уже показывала кружочки папе. Надо сказать, кружки становятся все больше похожи сами на себя 🙂

Сегодня хочу рассказать о разных способах рисования, местами буду приводить в качестве примера наш опыт. Хоть нашей Любе еще и нет 2 лет, но кое-что актуально и для детей младшего возраста.

Рисование с детьми 2 лет: где, как и чем?

Если ваш ребенок увлечен рисованием, то только дайте ему волю - и он сам себя займет. Для нас это немного чревато – мигом раскрашивается пол, обои, стул и все, что окажется «скучным» предметом «интерьера». А, да! Еще боди-арт!

Если ваш ребенок не такой фанат рисования, что ж, возможно ему, это станет интересным чуть позднее или вы можете попробовать разные способы. Кто знает, может что-то его «зацепит».

Чем порисуем, малыш?

Традиционные способы на бумаге, ватмане, картоне и другой бумажной поверхности с помощью:

  • обычных акварельных красок и кисточки,
  • фломастеров (существуют рассчитанные на возраст карапузов от 1 года, к тому же они на водной основе),
  • цветных карандашей,
  • шариковой ручки (обязательно под присмотром). Решила все-таки вписать сюда ее, т.к. моя дочка не равнодушна к ручкам. Неважно спрятан стержень у нее или нет, если не порисовать, то хоть подержать дайте 🙂

  • восковых мелков,

  • гуаши,
  • (они у дочки вызывают меньше всего интереса в этом возрасте).

Рекомендую рисование для детей 2 лет проводить под присмотром, т.к. малыши до сих пор могут попробовать на вкус краску, а уж облизать карандаш – вообще милое дело 🙂 Кстати, наши восковые карандаши тоже пострадали.

Научите детей во время рисования красками окунать кисточку в воду, особенно перед каждой сменой цвета. Иначе все рисунки долгое время будут депрессивных серо-буро-малиновых цветов.

Специалисты по раннему развитию детей не рекомендуют пользоваться обычными карандашами по причине того, что ребенок держит их в руке неправильно. Это в дальнейшем вызывает сложности с переучиванием в дошкольном и школьном возрасте – ребенок может и дальше неправильно держать ручку.

Помимо этого цветными карандашами рисунок получается бледным, т.к. чтобы оставить яркий след – нужно приложить усилия, малышам это дается сложно.

Ну и конечно же такие карандаши быстро ломаются.

Также в можно привнести разнообразие:

  • порисуйте пальчиком по манке (можно для этого использовать поднос) или на песке – на улице ведь тоже можно рисовать!
  • возьмите с собой на прогулку мелки – пусть улица станет немного красивей.
  • попробуйте разнообразить купание вашего малыша – предложите ему порисовать в ванной. Наша Люба с удовольствием сделала ванну ярче 🙂
  • на магнитной доске тоже интересно, а главное отмывать никого не нужно.
  • возьмите несколько одноразовых тарелок (можно взять пластиковые), налейте в каждую из них по одному цвету, пусть ребенок попробует смешивать цвета и создавать свою палитру. Можно дать малышу отдельную чистую тарелочку для этого - лучше всего подойдет картонная.

  • предложите вашему ребенку порисовать зубной пастой с помощью губки.

В зубную пасту для цвета, например, можно добавить гуашь. Вы можете вырезать из губки интересные фигурки и использовать их в качестве штампиков. С помощью губки можно порисовать гуашью, пальчиковыми красками.

  • мольберт.

У нас дома есть альтернатива мольберту – «креативные обои».

Идея проста – я просто обклеила обычной бумагой тот участок, который чаще всего попадал «под удар».

Когда однажды прозеваешь раскрашивание обоев, уже сложно ребенку объяснить, что так делать нельзя. Ведь он однажды это уже попробовал и сделал – ему понравилось, значит, можно. Я не стала ругать дочку, а просто выделила место. Все довольны и счастливы.

  • раскраски – можно попробовать позаниматься с ребенком раскрашиванием. Хотя оно будет актуально чуть позже, но, возможно, ваш ребенок проникнется в этом возрасте и будет с успехом закрашивать рисунки. Кто-то раньше, кто-то позже проявляет интерес к закрашиванию. Удобней использовать краски, чем карандаш.

Обучить ребенка раскрашиванию можно следующим образом. Вырежьте из бумаги простую фигуру или рисунок (например, грибок, рыбка и т.д.) и положите ее на лист, который будет в качестве рабочей поверхности. Пусть малыш попробует закрасить фигуру.

Или можно вырезать какую-либо фигуру, взять лист, из которого вырезали, и положить его сверху на чистый листок бумаги. Когда ребенок раскрасит вырезанное «окошко», верхний листок можно убрать, а на нижнем вы увидите – результат стараний ребенка.

  • свободное рисование. Очень классно, но в домашних условиях трудозатратно и не совсем «свободное» получится, т.к. ограничения все равно будут.

Как-нибудь я расскажу вам о свободном рисовании более подробно. А еще о том, как пришлось отмывать и дочку, и маму, но маме все равно довелось ехать домой с «мейк-апом» на щеке 🙂

А это Любины кружочки. Правда, они уже очень похожи? 😉

Сегодня я рассказала вам о том, как можно разнообразить . Возможно, вы знаете другие идеи – поделитесь с нами!

Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.

О пользе занятий

Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:

  • развитию мышления и памяти;
  • умению преодолевать трудности;
  • общению со взрослым;
  • пониманию поставленной цели;
  • развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.

Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.

Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.

Правила организации занятия

В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.

  • От простого к сложному.
  • Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
  • Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
  • Постоянное использование новых заданий.
  • Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
  • Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.

Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.

Этапы обучения

Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.

  1. Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
  2. Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
  3. Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.

Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.

Подготовка материалов

Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.

Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.

  • Пальчиковые краски.
  • Обычная акварель с набором кисточек.
  • Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
  • Восковые карандаши.
  • Фломастеры и маркеры.
  • Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
  • Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.

При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.

  • Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
  • Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
  • Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
  • Кусок фанеры.
  • Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
  • Картон.

Нет пределов для полета фантазии – главное, чтобы сам малыш получал истинное удовольствие от того, что он делает. Очень интересно предложить и коллективное творчество, давая возможность нескольким детям создать масштабное полотно, – это поможет научиться работать в команде.

Как научить азам

Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.

Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.

Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.

Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.

Более сложные задания

Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.

В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.

В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.

Нестандартное рисование

Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.

  • Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
  • Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
  • С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
  • Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.

Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.

Ольга Абузярова

Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости, а, как известно, именно положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы изобразительная деятельность всегда была источником хорошего настроения, педагогу в работе с детьми следует учитывать особенности раннего возраста .

Одна из таких особенностей заключается в том, что первостепенной задачей взрослого (воспитателя) заключается не столько в приобретении детьми технических умений и навыков, сколько в том, чтобы вызвать интерес детей, желание к самому процессу рисования. Этот интерес станет своего рода основой, на которой будут развиваться, и совершенствоваться практические навыки рисования.

Важно, также, знать, что, в раннем возрасте изобразительная деятельность активно ведёт за собой интенсивное развитие ребёнка в различных сферах (познавательное, речевое, личностное, сенсорное) . Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми и детьми . В результате такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. То есть, в раннем возрасте изобразительная деятельность важна не столько для овладения навыками рисования, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. А главной задачей взрослого (воспитателя) является поиск форм, методов, приёмов и средств, которые способствуют формированию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности :

1. Прежде всего, это тщательный отбор тем для рисования. Желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребёнка.

2. Использование сюжетного рисования в виде дорисовывания деталей – когда ребёнок завершает рисунок . В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка , недостающие детали которого ребёнок должен дорисовать самостоятельно. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым.

3. Закрашивание готового контура. Детям необходимо закрасить контур готовой фигуры. Использование этого метода позволяет сосредоточить внимание ребёнка на закреплении усвоенных ранее навыков (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры) .

4. Смена способов рисования, разнообразие техник : рисование пальчиками, ладошками, штампами, губками и т. д., карандаши, мелки, краски.

5. Использование индивидуальных и коллективных форм рисования (когда одну работу рисуют сразу несколько детей) .

6. Организация занятий в игровой форме. Воспитатель планирует игры-занятия, основанные на игровом сюжете, например, «весёлые кисточки» пляшут под весёлую музыку, оставляя на ёлочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идёт, капельки тихо падают на землю и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

В раннем возрасте важно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, наглядного материала; сопровождать рисование эмоциональным комментарием, использовать стихи, загадки, пословицы, потешки.

Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

Рисование с детьми раннего возраста

1. Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, нужно учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на кисточку надавливают слишком сильно, на карандаш слабо), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. Поэтому свои занятия следует начинать с обучения малышей простейшим навыкам и приёмам: держать правильно карандаш:

Этим пальчиком поймали,

Этим пальчиком обняли,

Этот сверху тут как тут;

рисовать правой рукой, придерживая лист левой рукой, рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя палочки и дорожки, кружочки и овалы, ребёнок открывает для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по сюжетному рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствуют личностному и эстетическому развитию.

Развитие речи

Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисованием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.

Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту ребенка. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т. п.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.

Развитие фантазии и творчества

Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки.

Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Как сказал один мудрец: «Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.

Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно отнестись к дальнейшей судьбе детских рисунков. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Не забывайте, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не бойтесь перехвалить малышей! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки постарайтесь не убирать, а организовать «картинную галерею», которую смогут посетить родители и гости. Регулярно обновляйте «экспозицию».

Эстетическое развитие

На занятиях по рисованию предлагайте детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.

На обобщающих занятиях путем наглядного представления помогите малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

2. Рисуем карандашами и фломастерами.

Цели и задачи

· Обучение умению правильно держать карандаш или фломастер; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружки и т. д.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Материалы

Цветные карандаши, фломастеры, бумага, различные игрушки и предметы.

Методы обучения рисованию

Рисование в воздухе- изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекле, столе).

Совместное рисование- совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет ее в свою и водит по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.

Дорисовывание деталей- процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.

Самостоятельное рисование- создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Подготовка к рисованию

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое. Для начала- лист бумаги (чистый или с заготовкой для рисунка) и один карандаш (фломастер) на каждого ребенка.

Чем рисовать?

Ребенку раннего возраста сначала лучше предлагать фломастеры: они оставляют яркий след, не требуют сильного нажима. Но при этом следует соблюдать осторожность, следите, чтобы дети рисовали только на бумаге. На ряду с фломастерами можно использовать цветные карандаши с толстым мягким грифелем – они также оставляют яркий след без сильного давления.

Сначала дайте каждому ребенку только один карандаш или фломастер. В дальнейшем, когда дети научатся пользоваться карандашом (фломастером) и соблюдать необходимые меры предосторожности (рисовать только на бумаге, не пачкаться и т. д.), можно предлагать им карандаши и фломастеры 2-3 и более цветов, давая возможность выбрать понравившийся цвет. На обобщающих занятиях предлагается полная гамма цветов и оттенков. А летом можно рисовать цветными мелками на асфальте, палочками на песке и земле.

На чем рисовать?

Карандашами и фломастерами можно рисовать на обычной белой бумаге формата А4. Даже если рисунок занимает не очень много места, следует предлагать лист бумаги достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок приучался во время рисования не выходить за границы листа. При этом листы должны быть расположены, как правило, горизонтально, как в альбоме. При рисовании линий и кругов на бумаге советуем нарисовать сначала их в воздухе.

Сюжеты работ

Занимаясь с детьми раннего возраста, следует рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые им. Доя того, чтобы воспроизвести изображение знакомого предмета, дети должны воспринимать его целенаправленно. Взрослый может помочь детям как будто заново увидеть предмет или явление, выделить его значимые признаки: цвет, форму, расположение в пространстве и др. Для этого перед началом очередного занятия следует показать малышам предмет, который будет им предложен для рисования. Вместе исследуйте его, обратите внимание на детали. А во время прогулки обращайте внимание детей на то, как дождик из тучи капает, какая трава на газоне (у дороги) растет и т. д.

Организация занятий.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагогу следует сидеть за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. В ситуации индивидуального занятия педагог не предлагает ребёнку заготовку для рисунка, а рисует основные элементы у него на глазах.

В начале длительность занятий составляет 10-15 мин, постепенно её можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, один сюжет можно использовать несколько раз. Можно давать задание на дом, чтобы малыши рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

Занятие проходит в виде игры. Во всех рисунках присутствует сюжет. Взрослый комментирует процесс рисования, использует стихотворения, потешки, загадки.

3. Рисуем красками

Цели и задачи

· Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивая в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой; держать кисточку; легкими движениями проводить линии, рисовать точки и т. д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазий.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

· Ознакомление с окружающим миром.

· Формирование интереса к рисованию.

Материалы и инструменты

Акварельные и гуашевые краски, специальные краски для рисования пальцами, круглые и плоские кисти разного размера; различные виды бумаги, цветной матовый картон; палитра; деревянные геометрические фигурки (кубик, конус и др.). Дополнительное оборудование: клеенки на столы, фартуки и халаты (по количеству детей), тряпочки или салфетки, банки-непроливайки (с присоской на дне) для воды др. По возможности использовать мольберты.

Техника рисования

Рисование на мокрой бумаге - нанесение краски на лист, предварительно смоченный водой. При этом получается бессюжетный рисунок, на котором можно наблюдать размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. Удобно рисовать кончиком указательного пальца ведущий руки. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии длиной 3-6 см. Используются специальные краски, гуашь или акварель. Краски разводятся до густоты сметаны и наливаются в плоские крышки. При смене красок пальчики моют в банке с водой и вытирают салфеткой.

Рисование ладонями – нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу для получения отпечатка. Краску можно наносить кисточкой, либо коснувшись ладошкой краски в блюдце. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование кисточкой – нанесение красок на бумагу при помощи кисти. При этом сначала следует намочить кисть, затем взять на нее краску и легко, без нажима, нанести на бумагу. В этой технике используются кисти – круглые и плоские, краски – акварель и гуашь(акварель в тюбиках предварительно разводят), бумага – акварельная и другая плотная. Рисовать при помощи кисти можно тремя способами:

· примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточкой с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

· нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой поверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм (прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы).

Рисование с помощью штампа – нанесение краски на поверхность специальной формы (штампа), прикладывание штампа красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. На штамп можно наносить одну или несколько красок. При помощи этого способа можно получать одинаковые оттиски в любом количестве, создавать из оттисков одинаковой и разной формы различные изображения. В качестве штампов можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырезать шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля).

Подготовка к рисованию .

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столы необходимо постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки или халаты с рукавами на резинке. На столе должно быть только самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) – лист бумаги и одна краска для каждого ребенка или бумага, краска, кисточка и баночка с водой при рисовании кисточкой. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не проливать воду, не пачкать краской стол, одежду), можно предлагать несколько красок.

Чем рисовать?

Используйте специальные краски для рисования руками, гуашь, акварель полусухую или в тюбиках (в этом случае краска перед работой разводится водой); нетоксичные, хорошего качества.

Вначале лучше рисовать пальчиками и ладошками, используя специальные краски. Если таких красок нет в наличии, можно использовать гуашь или акварель. Такое рисование поможет познакомить малышей с таким материалом для изобразительного творчества, как краски, изучить их свойства и изобразительные возможности. Но при этом следует соблюдать осторожность, следить, чтобы дети рисовали только на бумаге. Если кто-то из малышей не захочет на первом занятии окунуть пальчик в краску, не надо его заставлять. Дайте детям возможность понаблюдать за вашими действиями и рисованием других малышей. Объясните, что рисование пальцами и ладошками – это очень интересно, а испачканные руки потом можно вымыть.

При рисовании кисточкой используются круглые и плоские кисти разных размеров, но в работе с малышами предпочтительнее использовать большие кист и, которые оставляют на бумаге крупный яркий след.

При рисовании с помощью штампа используются деревянные геометрические фигурки (кубики, цилиндры или конусы и др.), овощи, из которых вырезаются формы для печатания, различные деревянные фигурки – игрушки с плоскими поверхностями.

На чем рисовать?

Красками следует рисовать на акварельной или любой другой бумаге формата А4 и/или А3. Даже если рисунок будет небольшим, следует предлагать лист достаточно большого размера. Это необходимо, чтобы ребенок учился во время рисования не выходить за границы листа бумаги. При этом листы, как правило, должны быть расположены горизонтально, как в альбоме. Коллективные работы выполняются на бумаге большего размера (ватман).

Сюжеты работ

На занятиях по рисованию красками часто повторяются сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами и фломастерами, лепке, аппликации. Например, та же самая трава или елочка может изображаться посредством линий, нарисованных карандашом, краской при помощи пальчика или кисточки.

Правила использование красок и кисточек

В первую очередь необходимо научить детей правилам обращения с красками и кисточками. Покажите, как следует аккуратно брать краску на пальчик или кисточку, не пачкаться; объясните, что краски следует хранить аккуратно, баночки с красками закрывать после окончания работы. Покажите малышам, как пользоваться кисточкой- как ее держать, смачивать в воде и снимать излишек воды о край баночки, как брать краску на кончик кисточки, рисовать легкими движениями, не нажимать на кисточку, не тереть кисточкой о бумагу, мыть кисточку перед тем, как взять другую краску. Объясните, что кисточку нельзя надолго оставлять в воде, иначе она искривиться, что после рисования ее надо вымыть и поставить в стаканчик щетиной вверх. После завершения работы нужно подождать, чтобы краска на рисунке высохла.

Помощь при рисовании

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное творчество ребенка со взрослым, который берет руку ребенка в свою руку и помогает ему обмакивать пальчик в краску, проводить кисточкой линии, делать отпечатки с помощью штампа и т. д. Когда навыки закрепятся, проводится рисование по заказу (последовательный показ каждого этапа) и рисование по готовому образцу. Кроме того, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем места на листе, где следует расположить изображение.

Хранение работ

С первых шагов творческой деятельности малышей надо проявлять внимание и уважение к их работам. На каждом рисунке следует написать дату его создания и имя автора. Хранение работ каждого ребенка в отдельной папке позволяет исследовать динамику процесса развития навыков рисования каждого малыша. Можно подшивать рисунки- получится альбом, а если написать к ним текст (1-3 коротких предложения), то получится книжка.

Необходимо периодически организовывать выставки детских работ, желательно после каждого занятия. Будьте внимательны к малышам, не забывайте их хвалить за успехи и достижения. Для этого рассматривайте их рисунки, эмоционально комментируйте их, показывайте другим детям и взрослым, давайте положительную оценку.


Похожие статьи