Новый год в славянской традиции. Новогодние славянские традиции. Колядки, обычаи, традиции на Рождество

04.03.2020

Славянская цивилизация процветала на этой планете тысячи веков. Естественно, что в разное время в силу разных причин нашими славными предками создавались разные календари, которыми увековечивались определённые, важные события...

Календарь месяцеслов, 1790-1800 гг.

Вот каким был календарь у русских христиан до 1700 года. Месяц генварь по счёту был 5-м

В средние века враги рода человеческого активно трудились над тем, чтобы вычеркнуть из мировой истории правдивую информацию о великой цивилизации нашей планеты, процветавшей многие тысячи веков . Наша планета была колонизирована Славяно-Ариями около 800 тысяч лет назад после длительной подготовки и планеты, и Солнечной системы. За это время происходили разные события, некоторые из которых были в своё время увековечены в новых календарях. Последний нормальный календарь был введён нашими предками 7520 лет тому назад в ознаменование победы над Аримией (древним Китаем). После тяжёлой, длительной и кровопролитной войны Китай был разбит, и в Звёздном Храме был заключён Мирный Договор . От этого события и пошло новое летоисчисление, названное «от Сотворения Мира в Звёздном Храме» (СМЗХ ). В 1700 году этот календарь был заменён на европейский по указу фальшивого Петра I.

Кстати сказать, в некоторых европейских странах окончанием лета (летнего периода) до сих пор считается не последний день августа, именно день осеннего равноденствия - 22 сентября. К сожалению, подавляющее большинство людей не знает, что в действительности эта дата означает не окончание летнего периода, а окончание Лета, т.е. календарного года. Но, тем не менее, это тоже факт, который говорит о многом…

Наступил новый 7522 год от СМЗХ

Традиция встречи уходит корнями в глубокую древность. В древние времена праздник символизировал начало нового жизненного цикла. По мере развития цивилизации, сакральные ритуалы постепенно вплетались в канву официальных празднеств. Современные новогодние традиции практически в неизменном виде дошли до нас из античности.

В новогодний праздник молитвы возносились богу, покровителю родившегося месяца и наиболее почитаемым Богам. Причём каждый просил даровать не только личное благополучие, но и мир и процветание всему государству. В новогоднюю ночь весь народ приходил в волнение: все ходили друг к другу в гости, обменивались подарками и пожеланиями.

Новолетие славян приурочили к дням осеннего равноденствия (22-26 сентября) и начинали встречу Нового Лета с 14 сентября. После сбора урожая люди знали, что основной урожай уже в амбарах, и в родах славян решались справлять свадьбы, устраивать смотрины и праздничные гуляния.

После указа Петра I Новый год в России был перенесён на 1 января (25 декабря), на восьмой день от Рождества Христова. Странным образом «указной» Новый год совпал с восьмым днём от Рождества Христова, т.е. Днём обрезания Христа (на самом деле причина была не в этом, и Иисус Христос , настоящее имя которого Радомир , родился совсем в другое время и в другом месте. См. об этом статью «Кто родился в Рождество?»). Согласно эзотерическим учениям, в результате обрезания младенца «заземляется» человеческая натура и перестают работать две нижние чакры. Согласно другим мировоззренческим утверждениям, обрезание иудеев в младенчестве понижает уровень духовной организации личности до человека, управляемого средствами массовой культуры (человек-«зомби», человек-«биоробот», человек-«животное») и раввинатом.

Поскольку эти традиции привнесены извне, то возвращение к празднованию Новолетия всеми народами, составляющими русский суперэтнос (все, совместно проживающие народы в России, разговаривающие на русском языке), видится как серия совместно решаемых задач: «задач по восстановлению РОДовой памяти и переписанной истории нашей РОДины и человечества, частично утраченной в результате «обрезания исторической памяти». Потому что не будет любить и защищать РОДИНУ тот, кто не знает подлинную историю своего РОДа.

В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западно-европейский календарь от Рождества Христова. При этом он переносит начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.

Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым неслучайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый. Он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.

Почему Новое Лето, а не год

При дворе Петра Первого на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот, слово «Год» (God) на этих языках означает «Бог». Т.е. своим указом Пётр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше.

Вспомним: древние своды о прошедших событиях назывались Летописями, а не Годописями. Мы до сих пор спрашиваем друг друга: «сколько тебе лет», а не «сколько тебе годов». У староверов и поныне летоисчисление ведётся от осеннего равноденствия (22-23 сентября). В отличие от 1-го января, эта дата хоть как-то привязана к астрономическим событиям.

Колядки на праздник Корочуна

Коляда или Корочун - праздник рождения нового солнца

Коляда (он же Корочун) - это праздник новолетия у славянских народов в период зимнего солнцестояния. Считалось, что именно в это время рождается новое солнце и начинается новый год в природе.

По древним народным поверьям, в дни с 22 по 25 декабря колесо времени разрывается, давая начало новому году и новому солнцу. Этого периода боялись, считая, что данный процесс является разломом между мирами, через который злые духи могут проникнуть в мир живых, а новое солнце может не встать.

Празднование Коляды заключалось в отпугивании злых духов веселыми песнями и плясками, а народными обрядами помогали молодому солнцу подняться на небосвод. Гуляния сопровождались праздничными гаданиями и колдовством - ворожеи (знающие в заклятиях, привораживающие) пытались уберечь будущее рода, или даже подкорректировать его.

В славянской культуре Коляда - это солнце-младенец, символизирующий начало нового цикла в природе; приветливое и веселое божество. Корочуна зазывали и славили, развлекали и угощали.

Главным атрибутом праздника Коляды является колесо, символизирующее солнце, цикличность жизни, бесконечность бытия. Люди собирались у кострища, и в конце празднования торжественно поджигали колесо, как символ солнца. Его закатывали на горку, имитируя восхождение, и приговаривали: в гору катись, с весной воротись!

Традиции празднования Коляды в России

У древних славян празднование Карачуна начиналось 24 декабря вечером, накануне нового года. С появлением первой звезды на небосводе, вся семья собиралась на ужин.

На праздничном столе обязательно присутствовали: рождественская пшеничная кутья (с маком, медом и орехами), каша, пирог и кренделя. Женщина, хозяйка дома, выпекала круглый хлеб, символизирующий солнце.

На стол Коляде можно подавать различные национальные постные блюда: борщ без мяса, вареники с картошкой или грибами, пирожки с капустой, бобовые, фрукты и орехи. К празднику вместе с детьми выпекали домашнее печенье в форме зверушек: коров, овец, коз, петухов. Пряничные фигурки также использовали для декорации дома, и угощали ими колядников.

Стол застилали скатертью. Под неё насыпали сено и солому, для привлечения в дом благополучия.

Трапезу начинали с кутьи . Каждый член семьи должен был приломить круглый хлеб. Родственники вспоминали всё хорошее, что случилось в прошедшем году, и просили у Коляды счастья в следующем. Яства со стола не убирали, а оставляли до утра. Считалось, что таким образом духи умерших родственников смогут разделить праздничную пищу со своей семьей.

Современные традиции во многом повторяют древние. Празднование Карачуна было перенесено вместе с изменением календаря со "старого" стиля на "новый". Конечно же, в наше время Россияне не почитают младенца солнца - Коляду, но Христиане празднуют Сочельник от Рождества Христова , и до Крещения . А эти праздники содержат многие обычаи и традиции старославянского происхождения.

Колядовать принято "в ночь перед Рождеством" - после 18:00 вечера 6 явнваря, или дождавшись первой звезды. Ошибочно "колядовными песнями" называют праздничные гуляния утром 7 января - в этот день стихами и песнями отмечают рождение Христа, и славят его.

Праздничные колядки

По завершению ужина, дети отправлялись колядовать. Молодые парни, незамужние девушки и ребятишки наряжались так, чтобы их не узнали. Тулупы выворачивали наизнанку, надевали маски различных зверей. С собой обязательно водили козу. Это животное является символом плодородия, урожайности и благополучия.

В песнях и стихах славили божество Коляду, и просили у хозяев дома угощения и денег. "Насколько щедро отблагодаришь колядников - настолько хорошим и богатым будет следующий год". После получения угощений, колядники садились на пороге дома и кудахтали, имитируя кур. Таким способом призывали во двор богатство и приплод.

Собранные гостинцы относились на общий стол, где собирались родственники, друзья и соседи. Гулянье продолжали песнями, плясками и весельем. На стол ставили водку и самогон. Все дружно водили хороводы, и разыгрывали сценки.

Как на Коляду гоняли Балду

На общих гуляньях было принято гонять "Балду" вокруг села. Балда - толстый обрубок бревна, который заранее промасливали, а затем поджигали на общем костре (Крада). Считалось, что если прокатить Балду вокруг всего села, и она не потухнет - жителей ждет благополучный и щедрый год.

Когда Балда догорала, угольки разносили по домам для разжигания печи. На этих углях грели воду. Ею поили скот и мыли детей. Каждый следующий день празднования сжигали новую Балду, и каждый вечер в дом приносили "новый" огонь.

В современной интерпретации фраза "Гонять балду" приобрела совершенно другое значение и означает - безделье, лень, бесполезное занятие.

Праздничные гадания на Коляду

Незамужние девушки гадали на суженого: в небольшой емкости смешивали зерно с крупой, и клали 3 кольца (из меди, серебра и золота). Каждая девушка зачерпывала горсть крупы с кольцом. Если досталось медное - суженый будет бедным, серебряное - простым парнем, а золотое - боярином.

Глава семьи гадал на кутье: ложку каши он подбрасывал вверх, приговаривая: "Сейся-родися жито-пшеница, и разная пашница". Чем больше каши прилипало к потолку, тем богаче и урожайнее будет следующий год.

Чем привлечь и задобрить Коляду

Для привлечения в дом доброго духа Корочуна достаточно рассыпать по полу солому, что символизирует женскую энергию. Мужской энергией считается сноп пшеницы или овса, который ставят на лавку или сундук так, чтобы он упирался колосками в угол (в 2 стены). Помещение не заметают на протяжении всех празднований, чтобы не вымести из жилища достаток.

Подготавливаем дом и огород к празднику Корочуна

Декабрь , в старину называемый груднем, считался временем окончания работ по хозяйству. Месяц назвали так, поскольку земля покрывается грудами снега и льда. К этому времени необходимо завершить все дела в саду и огороде:

  • подготовить почву к весенним посевам;
  • утеплить на зиму деревья, кусты и цветники;
  • создать условия для снегозадержания;
  • обустроить кормушки для птиц.

Перед Колядой в доме следует навести порядок, украсить комнаты праздничной атрибутикой, и подготовить угощения для семьи и гостей.

Итог

Почитание культуры предков всегда было важным для славянского народа. Следование традициям и обрядам помогает укрепить связь со своим родом. Праздник Коляды на Руси отмечают на протяжении многих веков. Это время веселья, песен, танцев и единения семьи.

В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Но так было не всегда, если обратиться к истории древних славян, можно узнать, что и эта дата была временной.

В пору языческой Руси существовало некое подобие этого праздника, хотя называлось оно несколько иначе – новолетие. Как же встречали новый год наши предки, и в чем заключалась суть праздника?

В языческие времена люди верили в целый пантеон Богов и центральной фигурой, конечно же, было солнце. Язычники связывали свою жизнь, традиции, обряды со сменой времен года, а солнце здесь является ключевой фигурой, ведь оно греет и светит, а значит, дает жизнь. Солнце имело, по мнению славян, 4 стадии жизни:

— только родившееся после длинной зимней ночи, именуемое Коляда;
— наполняющееся силами весеннее-Ярило;
— окрепшее летнее-Купайла;
— дряхлеющее осеннее-Световит, которое в конце умирает.

От этих стадий, привязанных к важным астрономическим явлениям, и отталкивались язычники в своем летоисчислении и проведении праздников. Нужно отметить, что основной целью пиршеств было задабривание Богов, чтобы те проявили свою милость в предстоящем году. У язычников было 4 праздника, 2 из которых чем-то напоминают современный новый год:

— встреча Коляды–празднование-приветствие вновь народившегося солнца;
— Комоедица–праздник пробуждения всего живого, когда Ярило побеждает зиму.

Как праздновали Новый год славяне?

Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой. Длилось такое перерождение 12 дней, а самая продолжительная ночь в период зимнего солнцестояния, когда Световит уже умер, а Коляда еще не родился, считалась загадочной и страшной. В такое время, когда обретали силу темные сущности и духи, а люди оставались без покровительства своего солнечного Бога, древние старались держаться вместе с племенным родом и устраивали веселые застолья, для отпугивания нечисти.

Чтобы помочь родиться Коляде, в период зимнего солнцестояния зажигались большие костры, которые должны были гореть все 12 дней. Существовала традиция, по которой ненужные старые вещи сжигали в огне костра, готовясь встретить молодое солнце обновленными.

Слово колядки, которое сегодня знает каждый, образовалось именно в языческие времена. Тогда люди пели хвалебные песни Богу — Коляде, а также песни, которые помогут ему победить злых духов. Исследователи предполагают, что язычники украшали дома колючими еловыми ветками также, чтобы отпугнуть нечисть. Существовал зимний дух – Студенец или Колотун, который насылал лютые морозы, покрывал реки и озера льдом. Его славяне старались задобрить, ведь суровая зима в те времена была большим испытанием, часто люди умирали от холода и голода. Для задабривания духа у окон выставляли угощения кисель, кутью и блины.

Рождение Коляды знаменовало начало начал, поэтому люди старались прибрать свои дома, надеть новую одежду и приготовить много угощений. На протяжении всех дней праздника люди проводили обряды .

Откуда пошла Масленица?

Многие элементы Коляды перешли затем в христианство. На какие-то моменты официальная церковь закрывала глаза, а какие-то ритуалы тщательно пыталась искоренить. Вторым важным мероприятием древних язычников на Руси была Комоедица, которая начиналась в день весеннего равноденствия. По поверью, в этот период Бог — Ярило, набравшись сил, побеждал зиму, которую символизировала Марена или Мара — чучело, которое делали из соломы, наряжали в женские наряды, а затем сжигали. Считалось, что это поможет прогнать зиму и природа пробудится ото сна.

На протяжении всей Комоедицы люди устраивали застолья, различные игры, состязались в силе и ловкости, молодые люди в это время присматривали себе пару. Главным символом солнца считались ароматные круглые лепешки, которые затем заменили блины и ватрушки. В каждом доме их пекли в большом количестве и угощали друг друга.

В языческой мифологии Велес – Бог которому приносили подношения перед началом сельскохозяйственных работ. Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами.


Интересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают. В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин – комам.

Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час.

Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом. По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан.

Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.

Был ли новый год у славян?

Ты, мил человек, сначала уясни, что у славян такого слова «год» и не было вовсе. Это слово заморское, нашей природе доселе неведомое. А у нас издревле время мерили летами. Потому мы и спрашиваем до сих пор: «Сколько тебе лет?» А повести о временах былых да славных зовем «летопись». Отсюда и праздник - Новый год по славянскому календарю мы зовем не иначе, как Новолетьем. То это и значит, что одно лето проходит, да другое подменяет. А что лето для мирянина? Работа тяжелая, на прокорм семьи. А то зима потом спросит, что твое лето приносит. Не зря у нас на севере говорят: рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова!


Вот когда весь хлеб уберут, можно и отдохнуть, да гулянье лихое развернуть! Вот и получается, что Новый год по славянскому календарю праздновали опосля сбора урожая - то бишь 21-22 сентября, прямо в день осеннего солнцестояния. С того дня дело к зиме идет, солнце ясное все реже видно. Стало быть, год кончается, а зима начинается. Люд честной собирался, жег костры высокие, хороводы дружные водил, да Богов щедрых прославлял. Как издавна говорят - делу время, а потехе час.

Новый год - Коляда?

А зимой-то другой праздник славяне встречали - Коляду. То рождение нового солнца зимнего, а с ним и Бога Коляды. Этот день тоже можно звать Новым годом по славянскому календарю, ведь, по поверью священному, Солнце новое рождалось, тьму побеждало и жизнь сызнова начиналась.

Вот так мы и жили, могли и два Новолетья справить. А то и три - ещё и приход Ярило Весеннего ждём! А отчего ж не справить, когда по законам истинным живется, с природой да с предками мудрыми в ладу. Все вернее, чем в абы какой день отмечать от невежества, как сейчас принято. Я тебе дело толкую, ты слушай меня, старую! Многое позабыто, но многое и помнят еще, особенно в северных краях наших. Мы, славяне, как никто традиции чтить да хранить умеем, потому знаем, что сила истинная в роде да в поколениях детей наших. Потому-то руки наши сильные, да головы светлые могут обычаи славянские правдивые воссоздать, да потомкам передать. И заживем сызнова по совести, да с Богами в ладу.

Иль не согласен со мной?

Такой вот сказ вышел про Новый год по славянскому календарю или лучше сказать - Новолетье. А ты, поди, думал, что славяне тоже 31 декабря старый год провожали? Иль не согласен со мною в речах моих? Ты не криви душой, добрый человек, спорь, вопрошай, я все секреты славянские знаю, все тайны в летах своих храню. Все тебе как на духу расскажу!

Во благо!

Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.">

В давнюю-давнюю старину, у наших пра-пра-пра бабушек и прадедушек, древних славян, были свои традиции отмечать праздники. Мы их можем помнить из сказок, которые рассказывали нам наши бабушки, а также из сборников русских народных сказок, которые дошли до наших дней. Древние традиции несли в себе народную мудрость. Ведь славяне, наши предки, знали очень многое, жили в гармонии с природой, и дружили с разными зверями и птицами, даже знали их язык! Помните, как Ивану царевичу помогали и медведь, и щука, и сокол в небе, чтобы освободить Василису из Кощеева царства? «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»- так заканчивалась практически каждая народная сказка. Поэтому сейчас, прислушиваясь к нашим сказкам, мы можем многое узнать о нашем народе, о том, какими знаниями и умениями владели наши предки.


А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Ведь традиция отмечать новый год 1 января пошла только после указа Петра 1! А до этого новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния.
И что, получается что наши прабабушки и прадедушки зимой не веселились, не наряжали елку, не накрывали стол, не созывали гостей?
Давайте вернемся в то далекое время и посмотрим, как же переживали суровую зиму наши предки?

Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды, а за ними Большие Велесовы Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.


Петр 1 внес свои изменения и в традиции празднования Нового года. Он повелел по западному образцу украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная, пятиконечная.

31 декабря, последний день уходящего года, отмечался славянами как Щедрец. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками». Состав ряженых был такой же, как и на Коляде.


Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»:

За сеньми, сеньми там за новыми
Щедрый вечер, добрый вечер,
Стоит светлица новорубленая,
У той светлицы четыре оконца:
В первом оконце - да ясное солнце,
В другом оконце - да ясный месяц,
В третьем оконце - да темная туча.
Ясное солнце - то женка его,
Ясный месяц - то сам хозяин,
Что мелки звезды - то детки его,
Что темная туча - то жито его.
А с коренечка - коренистое,
А с соломинки - стебелистое,
А с колосочка - колосистое.
А дай же, Боже, пану хозяину
Ой, жить-быть, пиво варить,
Пиво варить, сыновей женить,
Дочек замуж отдавать.
Щедрый вечер, добрый вечер!


Главным символом процветания и щедрости на праздничном столе славян был запеченный румяный поросенок, поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать».

1 января отмечается День Морока (Мороза), который в древние времена ходил по деревням и насылал крепчайшие морозы. Со временем, дедушка стал добрым и щедрым, заботиться о детишках, раздаривая подарки.

С 1 по 6 января славянами отмечались Велесовы Дни или Ворожные Вечера. Это была вторая часть 12-дневных колядок, и она была посвящена домашним животным – потому и связана с именем Велеса, покровителя скота и пастухов. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Очень хорошо, если соберется для этого дружная компания. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег.

Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек, птиц.

Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество, которое отмечается с 6 на 7 января, по православному календарю. Любопытно, что как раз 6 января, в Турицы Зимние заканчиваются Велесовы Дни, закрываются врата Нави, нечистая сила отправляется домой, и на земле воцаряется порядок.

В обрядовой стороне рождественских мистерий важное место занимает так называемый вертеп, который историографы считают ни много ни мало – предтечей театра.
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Традиционно вертеп представлял собой двухуровневый ящик, иногда выглядящий как макет дома или церкви с крестом на крыше, с отсутствующей передней стенкой – на втором его этаже разыгрывались библейские сюжеты, а на первом – мирские сценки и житейские анекдоты. Вертепы переносились из дома в дом, с площади на площадь, и там, перед честным народом, разыгрывались представления.
В настоящее время более всего известны статичные вертепы.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца

Похожие статьи