На кончиках пальцев: рисование пальчиковыми красками. Все о пальчиковом рисовании

05.08.2019

Во все времена дети любили рисовать - мелком на асфальте, палочкой на земле, пальчиком по запотевшему стеклу. Причем начинается творческий путь задолго до того, как в руки ребенка попадут кисти и краски.

Например, с увлеченного размазывания случайно пролитой капли молока по поверхности стола. Это не просто баловство, а, как считают психологи, важный этап в становлении личности малыша. Кроха осознает: это делаю я! Я сам! Конечно же, «узоры» на столе сложно назвать изобразительным искусством, да и маму такие художества не всегда радуют, но, несомненно, это уже творчество. Главное - направить старания ребенка в нужное русло. Предложите ему попробовать себя в пальчиковой живописи.

Рисование пальчиками линий и точек - не что иное, как упражнения для развития мелкой моторики рук, а значит, улучшаются двигательные навыки малыша, координация движений. Развиваются также речевая активность, творческие способности, внимание к деталям, к их форме и цвету. Дети учатся выделять основные признаки объекта. Например, ежик - это иголки; петух - это яркий хвост, гребешок, бородка и клюв; кошка - треугольные ушки, усики и хвостик. А самое главное - у малыша появляется возможность творить, самовыражаться, что так важно для развития гармоничной личности. Итак, инструменты - пальцы и ладошки маленьких художников, «объект для размазывания» - специальные краски, а первый учитель - мама.

Рисовать готовы!

Когда начинать?

Единой рекомендации, когда начинать опыты с пальчиковыми красками, нет. Большинство детей в возрасте 10-11 месяцев уже готовы проследить взаимосвязь краски и следа на бумаге. Однако все малыши развиваются индивидуально, так что лучше ориентироваться не столько на возраст, сколько на умения и активность. Если ваш кроха свободно передвигается ползком или на ногах и вовсю увлечен исследовательской деятельностью, самое время приобщить его к творчеству и познакомить с пальчиковыми красками.

Надо иметь в виду, что мышцы рук в столь нежном возрасте еще слабенькие и рисовать кистью (карандашом, фломастером) довольно сложно: непокорные линии постоянно «убегают» не в ту сторону. Если дать ребенку кисть, то, скорее всего, после нескольких неудачных попыток «договориться» с линиями малыш бросит ее, а еще вероятнее - потянет в рот. Непослушный инструмент может даже довести кроху до слез. Гораздо более удобны для первой пробы в живописи пальчики малыша, которые к 1 году уже хорошо им изучены, а значит, и линии-следы от них получаются более предсказуемыми. Кроме того, сам процесс пальчикового рисования доставит ребенку удовольствие. Новые тактильные ощущения от соприкосновения с краской, шероховатой бумагой - это своеобразный рефлекторный массаж для крохи.

Делу - время

Творческие посиделки желательно начинать в первой половине дня, когда активность ребенка более высокая. Об окончании занятия малыш напомнит вам сам, ведь подолгу удерживать внимание годовалому крохе просто не под силу. Первые занятия, как правило, длятся недолго - буквально пару минут. В дальнейшем увлеченный ребенок, не отрываясь, может рисовать до 15-20 минут.

Любящий учитель

Чтобы приобщиться к пальчиковой живописи, не нужно идти с малышом на специальные занятия. До 3 лет семья - это основная развивающая среда для ребенка. Поэтому лучшим учителем рисования для крохи будет не приглашенный художник, а мама, даже если у нее нет специальных навыков. Самое главное, что у вас есть желание получить удовольствие от совместной деятельности, развить у малыша творческие способности и воображение, помочь ему ощутить свое тело.

Ярко - и безопасно : Специальные пальчиковые краски

Такие краски можно купить практически в любом магазине, где есть отдел товаров для детского творчества. Они уже готовы для применения, имеют нужную консистенцию и не требуют дополнительного разведения водой.

При выборе обратите внимание на сами баночки: они должны плотно закрываться, чтобы краска не загустела слишком быстро. Следует учесть, что краски могут быть как яркие, так и пастельные. Причем на глаз не сразу определишь интенсивность цвета. Иногда в баночке краска выглядит гораздо ярче, чем ее след на бумаге. Чтобы избежать разочарования, уточняйте у продавца свойства пальчиковых красок. Для первых опытов в изобразительном искусстве лучше выбрать яркие, но не «кислотные» цвета.

Большинство производителей выпускают краски на водной основе, это значительно облегчает удаление их остатков с одежды и рук маленьких художников. Кроме того, такие краски не токсичны (на случай, если в порыве вдохновения карапуз потянет палец в рот). Кстати, в большинстве своем пальчиковые краски безвкусные, а некоторые производители специально делают их горькими. Так что, если ваш ребенок случайно попробует их, вряд ли он захочет повторить этот неприятный опыт снова.

Для пальчикового рисования можно использовать обычную отечественную гуашь. Разведите ее водой до консистенции жидкой сметаны и добавьте пару капель жидкого мыла или средства для мытья посуды.

Полученная таким образом краска сохранит яркий цвет, она не вызывает аллергии при попадании на кожу маленького художника и легко смывается водой с рук. А вот с одеждой и мебелью следует быть осторожней: чтобы стереть пятна гуаши, придется потрудиться. Впрочем, благодаря современным стиральным машинкам и порошкам, отстирать можно даже въевшиеся пятна.

Перед покупкой проверьте, соответствует ли выбранная пальчиковая краска стандарту безопасности. Российские производители обязательно указывают номер санитарно-эпидемиологического заключения. На упаковке импортной краски обратите внимание на наличие знаков «СЕ» или «АР». Такая маркировка означает, что изделие соответствует требованиям европейских или американских стандартов и безопасно для здоровья его потребителей. Если же на коробке вы не нашли информации о безопасности, лучше воздержаться от покупки - здоровье малыша дороже!

Краски своими руками

Краски для пальчикового рисования вы можете приготовить и самостоятельно. Процесс этот не займет много времени, а краски будут гарантированно безвредными. Проще всего взять для этого манную крупу. В 0,5 литра кипящей воды тонкой струйкой всыпьте 3 ст. ложки манки. Варите 5-7 минут, интенсивно помешивая, чтобы не было комочков. После этого снимите приготовленную массу с огня и дайте ей настояться под крышкой 10 минут. При таких пропорциях «краска» получится не густой и не жидкой. В дальнейшем вы легко сможете выбрать подходящую именно вашему малышу консистенцию, изменяя пропорции воды и крупы.

Другой популярный рецепт самодельных пальчиковых красок - на основе муки: с помощью миксера смешайте 0,5 кг муки, 5 ст. ложек соли, 2 ст. ложки растительного масла и воду до получения консистенции густой сметаны.

Заготовку для пальчиковых красок разлейте по формочкам (для этого подойдут пустые стаканчики из-под йогурта). Подкрасьте ее пищевыми красителями, которые вы без труда найдете в пасхальных наборах. Вместо пищевых красителей можно использовать натуральные соки. Например, сок свеклы для красных оттенков, шпината или петрушки - для зеленых, апельсина - для желтых. Так как сока для окрашивания нужно совсем немного, то лучше не пользоваться соковыжималкой, а мелко нарезать продукт и отжать сок через марлю. Надо учесть, что подкрашенные натуральными соками краски уступают по яркости тем, что подкрашены пищевыми красителями.

Пальчиковые краски собственного производства легки в приготовлении и безопасны, но хранить их придется в холодильнике и не дольше 2-3 дней. Как любой натуральный продукт, они быстро портятся и приобретают неприятный запах; кроме того, залежавшиеся краски могут вызвать раздражение на коже малыша.

Мастерская юного художника

Выбираем место

Место для «художественной студии» следует выбирать с учетом возрастных особенностей малыша. Годовалому ребенку тяжело долго сидеть за столом: это ограничивает движения крохи, его спонтанность. Пока малыш выбирается из-за стола, чтобы посмотреть на рисунок со стороны, его внимание запросто может переключиться на лежащую рядом игрушку или книжку. И... урок рисования закончится, даже не начавшись.

Поэтому студию юного художника лучше организовать прямо на полу. Получив свободу действий, кроха с удовольствием может сконцентрироваться только на творчестве, наблюдая, как цветные полосы и отпечатки пальцев, ладоней, а иногда и ножек объединяются в причудливые узоры.

Бывает, что процесс рисования увлекает настолько, что от напольной живописи за считанные минуты ребенок переходит к «бодиарту». Особенно часто такое случается на первых этапах освоения красок. Поэтому в самом начале творческого пути лучше организовывать студию прямо в ванне. Во время купания предложите малышу самостоятельно украсить бортики и стены ванной. По окончании купания кроха с удовольствием поможет вам все отмыть. Это тоже увлекательное для него занятие. А вот на стенах квартиры рисовать совсем не обязательно. Конечно, с точки зрения малыша, обои в коридоре могут казаться скучными, слишком однотонными и очень привлекательными для художеств. Исправить это можно, устроив на стенах выставку детских работ с частой сменой экспозиции. Как правило, ребенок быстро принимает правило: на полу рисуем, на стены вешаем готовые работы!

Бумага

Для рисования лучше выбирать плотную бумагу, например ватман или оборотную сторону обоев. Для первых картин желательно купить акварельную бумагу большого формата – не обязательно белого цвета. Покажите ребенку, что краски неплохо смотрятся и на тонированной бумаге. Вы можете заранее подготовить фон полотна, раскрасив его гуашью или акварелью. На цветном фоне первые опыты с красками смотрятся гораздо выразительнее. Кстати, рисовать можно не только на плоскости. Если у вашего непоседы есть картонная коробка, в которой хранятся игрушки, почему бы не украсить ее авторской живописью?

Одежда и аксессуары

Конечно, большинство пальчиковых красок хорошо отстирываются с одежды и смываются с рук, но некоторые из них способны оставить след на любимой кофточке. Поэтому, прежде чем приступить к живописи, лучше надеть специальную одежду. Это может быть купленный в магазине клеенчатый фартук для детского творчества или старенькая футболка, которая выделяется специально для этих целей. Для пальчиковой живописи понадобятся еще блюдца (например, одноразовые пластиковые), в которых будет удобно возить ручкой или пальчиком по краске; губки, которые пригодятся для закрашивания больших поверхностей; детские влажные салфетки, чтобы художник мог быстро поменять цвет основных инструментов рисования; клеенчатая скатерть, которую лучше всего постелить под бумагу, чтобы уберечь пол от «промахнувшихся» мимо листа ладошек.

Составляем палитру

Знакомство с пальчиковыми красками лучше начинать с одного-двух цветов. Сначала ребенок удивляется самому факту, что краска оставляет след на бумаге и не стремится менять цвета. Первые рисунки - это, как правило, однотонные линии и точки. Со временем можете предложить крохе дополнить рисунок другой краской. Задача - дать малышу самому догадаться, что краски можно смешивать. По мере приобретения навыков и узор, и палитра становятся богаче. Как быстро это произойдет, зависит от индивидуальных особенностей крохи.

Порядок - прежде всего!

Краски, бумагу, губки, блюдца и вообще все, что может пригодиться для живописи, желательно хранить в специально отведенном для этого месте. Например, завести ящик для творчества. Это может быть отдельно стоящий контейнер или полка в шкафу. Привлекайте ребенка к подготовке занятия: пусть достает из «творческого» ящика все, что нужно для рисования. Таким образом, мы не только прививаем юному художнику любовь к порядку, но и помогаем настроиться перед рисованием на творческий лад.

Разминка перед стартом

Непосредственно перед самим занятием предложите малышу размять пальчики - главные «художественные инструменты». Подойдет и известная всем «Сорока-ворона», и любая другая пальчиковая гимнастика.

От простого к сложному

Первые шаги

Наконец пол надежно укрыт клеенкой, краска и бумага ждут своего часа, пальчики размялись. Как правило, к окончанию таинственных приготовлений малыш уже заинтригован: что-то сейчас будет? Но не спешите обмакивать детскую ладошку в блюдце с краской. Еще не совсем понимая, для чего это нужно, кроха может заупрямиться и наотрез отказаться «пачкать» руки. Лучше покажите ему пример, оставив на бумаге цветную линию своим пальцем или отпечаток своей ладони. Пригласите малыша «пошалить» вместе с вами. Не расстраивайтесь, если на первом занятии кроха удовлетворится ролью зрителя. Как и ко всему новому, к процессу творчества нужно адаптироваться. Мамино хорошее настроение тут лучший помощник. Старайтесь заниматься живописью, когда и вы, и начинающий художник в хорошем расположении духа. Дайте малышу время освоиться и понять, что линия на листе - дело рук его пальчиков. А после переходите к несложным игровым упражнениям, сопровождая действия звуками. «Топ-топ-топ» - и вслед за вашими пальчиками на листе останутся чьи-то следы. Подражая вам, малыш попробует повторить ваши действия. Ура, получилось!

Теперь можно разнообразить игру. «Протопать» следы мышки, сопровождая их попискиванием: «Вот мышка пробежала, пи-пи-пи!» Или показать, как вальяжно оставляет следы на листе косолапый мишка, приговаривая медленно и басовито: «Топ-топ-топ». Нарисуйте веточку и попросите «отпечатать» на ней красные ягодки (смородину, виноград, рябинку). Дети быстро включаются в игру и с удовольствием повторяют ваши действия, «оживляя» рисунки.

Поиграем?

Малышам особенно важен игровой момент. Поиграйте с рисунком: попросите кроху понарошку «угостить» вас или любимую игрушку нарисованными ягодками. В другой раз можно сделать заготовку: изобразить зеленый листок, на котором сидит божья коровка, и во время занятия предложить малышу дорисовать ей лапки и точечки на спине.

Вообще, дети очень любят игры-задания. Чтобы нарисованные воздушные шарики не улетели, попросите кроху «привязать» их. Вариантов много: дорисовать стебли и листики цветочкам, ушки или усики коту, колесико для машинки, хвостик мышке, лапки жучку, лепестки ромашке.

Другая игра называется «Бусы для мамы». Нарисуйте отпечатками большого пальца «бусинки» на листе в произвольном порядке и предложите малышу «надеть» их на ниточку, нарисовав пальчиком полоску от одного кружка к другому. Не забудьте сказать спасибо, когда малыш закончит «собирать» украшение. И не рисуйте слишком много бусин, так как малыш до 3 лет еще не слишком усидчив.

Вместе веселее

Рисовать можно и несколькими пальчиками одновременно. Например, окунем один пальчик в коричневую краску, другой - в желтую. А теперь сделаем одновременно отпечаток двух пальцев. Если много раз повторить, то прямо у нас на глазах появится каменистый пляж или камешки на дне аквариума. Если вы используете гуашь, предложите ребенку нанести краску на влажную бумагу и понаблюдайте, как расплываются и смешиваются цвета. Для детей постарше можно использовать контуры. Например, нарисовать на листе контур Курочки Рябы и закрасить курочку пестренькими пальчиками, стараясь не выходить за линии рисунка. Чтобы курочка была узнаваема, клюв, гребешок и бородку может нарисовать мама. В этой же технике можно рисовать узоры на вазочке или капли дождя вокруг зонтика. Кстати, не обязательно рисовать что-то значимое и узнаваемое. Изображение ярких цветных детских абстракций из линий и точек - тоже очень творческий процесс.

Не бойтесь смешивать техники. Например, наклейте в центр листа аппликацию кораблика, а малыш нарисует волны (сразу несколькими синими пальчиками). В другой раз в центр листа можно поместить яблоню, а кроха поможет вам дорисовать травку и «установить» лестницу, чтобы удобнее было собирать урожай. Вертикальные полосы лестницы может нарисовать мама, а перекладины-ступеньки - ребенок. Травка, солнышко, цветочки, яблочки, радуга - это далеко не все, на что способны пальчики вашего маленького художника.

Раз - ромашка, два - ёжик!

Еще интереснее рисовать ладошкой. Вместе с малышом приложите покрытые краской руки к бумаге. Обратите его внимание, что его и ваша ладони разных размеров. Можно сделать панно из разноцветных ладошек, можно - елочку, можно даже составить своеобразный «семейный» портрет: в центре тонированной бумаги поочередно отпечатать одну на другой ладони папы, мамы, малыша. Чтобы отпечатки были хорошо различимы, желательно использовать контрастные цвета, а фон бумаги не должен быть слишком темным.

На другом занятии из коричневого вертикального отпечатка ладошки у вас получится трудяга-ежик, если на большом пальце пририсовать носик, а на четырех пальцах-иголках приклеить яблоко или грибок. Если развернуть ладонь горизонтально большим пальцем вверх, то из отпечатка, дорисовав клюв и глаз, получим лебедя. Только пририсуем на рисунке волны - и пожелаем прекрасной птице счастливого плавания. Для этой работы лучше выбрать тонированную бумагу, а самого лебедя сделать белым. Волны можно рисовать одновременно четырьмя пальчиками.

Радуга на ладошке

Отпечатки можно ставить не только однотонными, но и разноцветными ладошками. Например, если произвольно нанести на ладонь желтую, красную и оранжевую краски, то получится живописная крона осеннего дерева. Ствол для такого дерева (или деревьев) лучше подготовить заранее. А опавшие листья можно «натопать» пальчиками. Из разноцветной ладошки замечательно получается Петушок - Золотой гребешок. Отпечаток большого пальца - его шея и голова (нужно только пририсовать клюв, гребешок и бородку), а остальные пальцы - роскошный сине-зелено-красно-желтый хвост.

Остается только включить воображение, и ладошка сможет нарисовать Золотую Рыбку (мамина ладонь -- тело и хвост рыбки, а ладошка малыша - плавник), осьминога (ладонь -- голова осьминога, пальчики -- ножки), забавную рожицу (ладонь - лицо, отпечатки пальцев - волосы) и многое другое.

Выставка работ

Без сомнения, начинающему художнику важно признание членов семьи. Поэтому, даже если вам очень хочется добавить пару штрихов к его картине, пожалуйста, воздержитесь от этого: ваши исправления могут задеть малыша.

Организуйте домашнюю мини-выставку детских работ: это вдохновит кроху на дальнейшие «подвиги» в искусстве. Например, закрепите рисунки магнитами на холодильнике или скотчем на стенах или дверях квартиры. Такая «выставка» всегда на виду, и легко менять экспозицию. Располагайте «картины» так, чтобы и ребенок мог их видеть.

Со временем можно отобрать лучшие рисунки, вместе с малышом поместить их в рамки и повесить на стены. Эти шедевры не только повысят самооценку вашего крохи, но и напомнят ему о чудесных моментах, проведенных вместе с вами за пальчиковой живописью.

Здравствуйте, драгоценные Леонарды и Гойи!

Прошу меня простить за исковерканные имена великих художников (Леонардо Да Винчи и Франсиско Гойя), но я так часто называю своего сына, когда он рисует.

Приобщение детей к миру искусства и самовыражения — важная задача, которая стоит в первую очередь перед любящими родителями. Рисование с малышом от 1 года станет не только способом увлечь карапуза, но и очень полезным для него занятием, помогающим развивать способности и характер.

Польза творчества

Рисование — интересный и доступный вид развивающей деятельности. Помимо вкуса, изучения цвета и формы, малыш учится держать кисть, карандаш.

Первое рисование (от 1 года)

10 простых шагов для первых занятий облегчат понимание действий для мамы. Что и как нужно делать.

1. Малышам от года можно предлагать творить ладошками и пальчиками. Если ваш малыш старше, но раньше с уроками рисования не был знаком, тогда тоже начинайте с простых занятий.

2. Для рисования на начальном этапе подойдет пальчиковая гуашь или пальчиковые краски, что по сути одно и тоже. По составу сей продукт полностью годен, чтобы его попробовать на вкус. Однако еду не заменяет и маме нужно непрестанно бдить, чтобы рука малыша была не во рту.

3. Так же нам понадобиться большой лист бумаги, потому что движения карапузов ещё не отточены и обязательно будут выходить за пределы небольшого формата альбома.


Ватман или рулон обоев подойдёт идеально. Можно расположиться как на столе, так и на полу. Если в помещении тепло можно оставить малыша в одних трусиках — он будет рисовать на себе! Да, так происходит знакомство с краской, они все любят рисовать на себе. Потом вам остается только аккуратно донести юного Леонардо до ванной.

4. Покажите малышу краски. Я наливала немного в крышечку и только потом давала Данилу. Обмакните пальчик ребенка в краску и отпечатайте на листе, ребенок должен понять, что краска оставляет след на бумаге.

5. Заранее нарисуйте сюжет, который после, вместе с малышом дополните. Обозначьте землю, тучку, кружок-солнышко, стебли, дерево с ветвями и зовите малыша.

6. Обязательно проговаривайте происходящее. Ваш рассказ стимулирует внимание, развивает речь. Для начала рисуем пальчиками, а затем губкой можно намазать ладошку и пальчики и показать малышу, как можно шлепать по бумаге, после чего остаются красивые узоры.

7. Поставьте точки, которые будут символизировать дождик, падающий на землю из тучки. После дождя вырастает трава и листва на дереве — пальчиками рисуем небольшие линии зелёного цвета.

8. На первых занятиях старайтесь не использовать много цветов. Двух, максимум трех, более чем достаточно.

В момент смены цвета, делайте акцент на том, что нужно смыть краску и только после этого пользоваться следующей. (У меня заранее был заготовлен небольшой тазик с водой, и губкой протирала пальчики и ладошки, чтобы постоянно не тащить ребенка в ванную. Ведь интерес к занятию можно потерять и по дороге).

9. Теперь можно намазать всю ладошку желтой краской и оставлять отпечатки вокруг солнца, так у вас получаются лучи. Ну, а с приходом солнышка и тепла распускаются цветы. След от ладошки на конце стебля – распустившийся цветок. Картина готова, её можно повесить в детской.

10. Годовалые дети в творчестве предпочитают абстракцию, предоставьте свободу. Некоторые дети даются, чтобы мама руководила процессом рисования, а другие напротив противятся и сами мазюкают где хотят. В этом случае дайте волю художнику, пусть творит!

Вот такая картина получилась у нас:


Возможны сюжетные рисунки, как описано выше, можно рисовать отдельные предметы. Вариантов таких игр множество, придумать можно что угодно.

Главное, помнить: ровно, красиво, аккуратно сейчас не получится. Кружки, точки, линии, человечки — огуречки, волны — идеальный вариант рисунков в 1 год. С накоплением опыта и практики картина будет становиться интереснее.

Чтобы процесс рисования приносил удовольствие и вам, и ребёнку, как в первом занятии, так и в последующих, нужно подготовиться к обучению:

  1. Продумайте место, где ребёнок будет творить. Если выбор пал на комнату со светлым ковром, то вряд ли маме удастся расслабиться.
  2. Наденьте на ребенка одежду, которую не жалко испачкать.
  3. Приготовьте фартук, предметы для рисования, тряпку, если рисовать планируете руками, то позаботьтесь о влажных салфетках или полотенце.
  4. Обязательно проговорите ребёнку, что пить воду или пробовать краски нельзя.
  5. Поощряйте творческую деятельность и тягу к ней.

Конечно, не нужно ждать идеального результата – фигуры будут неровные, скорее всего непоседа смешает цвета, сделает несколько клякс и даже большой формат бумаги не убережёт пол от разводов краски.

Но горящие глаза, положительные эмоции и польза, полученная ребёнком во время рисования, не сравнимы с причиненными бедствиями. Поэтому маме стоит расслабиться и тоже получать удовольствием от процесса.

Как прошло ваше знакомство с пальчиковыми красочками? Все ли понравилось?

Или вы раскрасили себя и маму, а так же пол и стол?

В любом случае ребенку думаю понравилось, не всегда нравится мамам, но что поделать.

Так что, будем еще творить?

Продолжаем рисование с малышами от 1 года и идем дальше в наших знаниях.

Для рисования все так же используем пальчиковые краски и рисуем пальчиками, чтобы закрепить навык. Во время рисования обязательно проговаривайте, где какой цвет по сто раз и ваш малыш быстро выучит цвета.

  • На помощь родителям так же приходят и специальные тетради для рисования . Они очень облегчают процесс и выручают, если времени на придумывание ограничено. Малышу подойдут несложные рисунки с крупными деталями, в некоторых присутствуют вкладыши с наклейками. В продаже имеются большое разнообразие подобных тетрадей.

Я предлагаю вам несколько шаблонов, которые вы можете скачать , распечатать и рисовать пальчиками вместе со своим малышом.


  • Мы со своим сыном так же очень любим раскраски . Я беру простые сюжеты или односложные персонажи, чтобы ребенок понимал, что за картинка изображена. И эту раскраску желательно разрезать на отдельные листы, ибо ваш художник краски не жалеет и мажет от души, ваша раскраска просто склеится.

Так же предлагаю несколько простых рисунков для раскраивания, с которыми малыш возможно уже знаком.



А помните всем известную школьную линейку?


Ее можно так же приобрести в канцелярских товарах и по сей день. Здесь вы убиваете сразу двух зайцев: учите геометрические фигуры и составляете из них различных животных или предметы:

Так же можете самостоятельно изготовить любые трафареты из старой коробки.


Или к обычным крышкам от пластиковых бутылок приклеить вырезанные вами рисунки.


Продолжаем удивляться работам малыша и теперь у нас уже есть определенные успехи. Мы можем подольше задерживаться за этим занятием и нам увлекательно и интересно.

Переходим к более осмысленному рисованию.

Можно предложить малышу выбрать материалы для творчества:


В общем рисуем и еще раз рисуем!

Да прибудет с вами фантазия! Всем пока, пока!

Не забывайте про комменты и забегайте в соц. сети.

Ищите снова, чем занять ребенка дома? Предлагаю вам игры с пальчиковыми красками, в которые очень часто играем с ребенком. Отлично подходит для малыша в 1.5-2 года.

Рисование пальчиковыми красками интересное занятие для малыша и эффективный способ развивать мелкую моторику рук.

Я уже раз рассказывала о . Мы тогда рисовали на бумаге, сидя у мамы на руках . Позже еще много раз занимались этим видом творчества в ванной, пока не закончились краски.

На прошлой неделе я пополнила наши запасы творческих материалов и купила легко смываемую краску для рисования пальчиками Crayola.

В этот раз мы рисовали не в ванной, а на кухне. На пол положила одеяло, а сверху – обычную клеенку для стола. Ребенка одела в домашнюю одежду. Все отстиралось с первого раза, без особых усилий.

Теперь расскажу, что еще можно делать с красками, кроме рисования. Дети – изобретательные и сами придумают занятия, а родители могут предложить еще и другие варианты игр.

Игры с пальчиковыми красками

1. Рисование пальчиками

От пластмассовых коробок для игрушек, у меня были две крышки – их мы использовали, как холст для рисования. Я предложила ребенку и бумагу, но интереснее было рисовать без бумаги.

Рисование пальчиками

Он с огромным энтузиазмом возил пальцами и руками по краске. Периодически я в пластмассовые коробки доливала чуть-чуть воды, иногда добавляла жидкое детское мыло, чтобы получалось немного пены. Так было интереснее рисовать.

2. Рисование небольшим кусочком губки

Рисование небольшим кусочком губки

Обычную губку для мытья посуды я разрезала на 4 части и дала один кусочек ребенку для рисования. Потом показала ему, что можно макать губку в краску и возить по бумаге. Сильно большого интереса процесс не вызвал, но периодически малыш возвращался и к такому рисованию.

3. Рисование с помощью кисточки

Рисование с помощью кисточки

Тёме понравилась идея, что можно макать кисточку в краску и потом рисовать по бумаге, или клеенке. Этим видом занятия он тоже достаточно долго занимался.

4. Выбирать фасоль

Выбирать фасоль с краски

В пластмассовую коробку с краской я рассыпала фасоль. Ребенку понравилось выбирать пальчиками ее и перекладывать в другую емкость. Ему хотелось, чтобы рисованию ничего не мешало, поэтому он старательно выбирал фасоль.

5. Выдавливание краски из тюбиков

У меня остались старые тюбики от пальчиковой краски. Я туда налила немного воды и дала ребенку. Эта часть рисования заняла, наверное, больше всего времени. Он с большим интересом открывал сам тюбик и выдавливал на наш «холст» краску с водой. Потом снова закрывал и повторял процесс.

Выдавливание краски из тюбиков

Ребенок очень любит рисовать пальчиковыми красками . Он подолгу может возиться со своими рисунками.

За границы «рабочего места» он не выходил. Иногда, брызги от краски попадали на пол, но я быстро все вытирала. После занятия, я только помыла саму клеенку и ребенка.

Но, как послесловие, расскажу продолжение нашей истории с рисованием. Рисовали мы вечером перед купанием. После того, как все закончилось, я сразу повела ребенка в ванную. Он очень любит купаться! Чтобы скорее отмыть малыша, я использовала душ. Без привычки и от большого напора воды, ребенок сильно испугался.

Купания в удовольствие у нас не получилось, смогла только с криком его помыть. И несколько следующих дней сын просто боялся купаться. Снова вернулись к водным процедурам мы уже через несколько дней, после того как он немного забыл обо всем. Теперь я очень аккуратно отношусь ко всему новому, чтобы не напугать ребенка снова.

Оставьте, пожалуйста, свой отзыв, или комментарий. Мне очень интересно ваше мнение!

Все дети познают мир руками. У совсем маленьких еще нет умения держать кисточку или карандаш. Поэтому идеальным вариантом для развития навыков у ребенка будут пальчиковые краски. Они предназначены для творчества людей любого возраста. Ответ на вопрос, как рисовать пальчиковыми красками, достаточно прост. Ребенку достаточно показать на своем примере, что и как нужно делать, а затем понаблюдать за процессом и безопасностью ребенка.

Что представляют собой пальчиковые краски

Примерно, в полугодовалом возрасте, начинают проявляться творческие способности. Этот момент главное не пропустить и постараться максимально помочь им развиться. Рисование руками может в этом помочь.

Пальчиковые краски специально предназначены для нежной кожи малышей. Так как в этом возрасте они любят тянуть свои пальцы в рот, производители стараются сделать не очень приятный вкус у своих товаров. Если даже небольшое количество состава попадет в рот малыша, то ничем ему не повредит, так как такая продукция безопасна для организма и не токсична.

Качественные и безопасные краски должны содержать:

  • пищевой краситель;
  • воду;
  • соль.

Перед покупкой нужно внимательно изучить состав выбранного товара. Для чувствительной кожи в больших магазинах предлагаются специальные для аллергиков составы. Как и для любых продуктов, обязательно нужно проверить срок годности. Если он подходит к концу, то данный товар лучше не брать.

Обычно пальчиковые краски предназначены для возраста более полугода. Не нужно выбирать большие комплекты красок, где много цветов. Для начала достаточно несколько основных, а остальные оттенки ребенок научится со временем получать при смешивании красок своими руками.

Идей рисования с детьми множество. У многих встает вопрос: как научить ребенка рисовать? Главное, подавать ему свежие идеи или показывать примеры рисунков, чтобы ребенку хотелось нарисовать также.

Если самостоятельно приготовить красители нет возможности, то в магазинах можно найти краски для малышей таких фирм, как baramba или giotto. Производители предлагают хороший состав, безопасный для маленьких детей. На упаковках прописан более поздний возраст применения: 2+ и 6+. Другие марки могут предложить 1+, но при этом обязательно нужно смотреть на состав и входящие в него элементы.


Почему полезно рисовать пальчиками?

Благодаря рисованию:

  • ребенок успокаивается и получает удовольствие от занятия;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • идет познание окружающего мира;
  • дети становятся более усидчивыми и внимательными.

Многие утверждают, что при развитии мелкой моторики детских рук идет более быстрое развитие речи. При частом использовании красок ребенок начинает смешивать разные цвета, что позволяет ему учиться мыслить логически, быть более внимательным к мелочам.

Также при помощи рисования пальчиковыми красками с ребенком можно создать очень красивые картины, которые по желанию преподносятся в качестве подарка.

На видео: детское творчество с помощью пальчиковых красок.

Подготовка к творческому процессу

Необходимые предметы для рисования:

  • емкость с водой, где можно смывать с детских рук краску;
  • салфетки и полотенце;
  • бумага либо ватман;
  • газета или пленка, если процесс будет проходить на полу.

Самое главное подготовить самого ребенка к творческому занятию. Если температура в помещении позволяет, то лучше снять всю лишнюю одежду и оставить только памперс либо трусики. Состав очень легко отмывается от кожи теплой водой.

Для первого знакомства с этим занятием можно предусмотреть площадь в ванной комнате. И саму ванну, и стены можно легко вымыть струей воды из душа. Лучше всего, чтобы не ограничивать фантазию малыша, использовать ватман или обратную сторону обоев. Маленький лист бумаги быстро заканчивается и ребенку может надоесть рисовать руками.

Если ребенок перестал рисовать, увлекся чем-то другим, не нужно ему навязывать это занятие снова.

Самостоятельное приготовление пальчиковых красок

Существует огромное количество вариантов приготовления красок для детей. Самым распространенным является такой состав:

  • теплая вода;
  • картофельный крахмал;
  • пищевой краситель.

Консистенция у состава должна получиться как у густой сметаны.

Существуют способы приготовления съедобных составов, для которых используют йогурты, каши и различные ягоды, которые выполняют роль красителя. Но в данном случае, состав получается вкусным и сладким, что может усилить привычку тянуть пальцы в рот. Рисунки самодельными пальчиковыми красками иногда выходят более удачными, если сделать хороший состав.

Рисование пальчиковыми красками не только может занять малыша надолго, это способствуют более быстрому развитию мышления, речи и внимания. Обязательно нужно хвалить малыша. Это позволяет завлечь ребенка.

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых красок (1 видео)

Краски разных производителей (23 фото)


























При изучении развивающих занятий для детей от 5 месяцев , среди игр мне встретилось рисование . Сначала я удивилась, неужели в таком малом возрасте ребенку уже можно рисовать , и получится ли у него ?! Но ближе к 6-ти месяцам ребенка, я так загорелась этой идеей, что решила провести урок творчества с моим малышом и посмотреть, понравиться ли ему такое раннее рисование. А рисование это необычное – пальчиковое.

«Лучше один раз увидеть…». Давайте посмотрим видео о том, как рисуют дети пальчиковыми красками от 3 до 6 месяцев.

Мои страхи первого рисования были развеяны: краски безопасные, и очень легко делаются из того, что всегда имеется в арсенале на кухне; минимум предметов для творчества; сын довольный и увлеченный, под присмотром у мамы; мама счастлива отдыхом и занятием с ребенком – все замечательно. Но на практике возникли небольшие трудности…

Давайте рассмотрим все по порядку.

Что необходимо для пальчикового рисования:

— удобное место для рисования;

— краски;

— бумага или поверхность для рисования;

— кисточки (не обязательно);

— влажные и сухие салфетки;

— фотоаппарат;

— хорошее настроение.

1. Техника пальчикового рисования


Наши первые шедевры:)

Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками . На этом сейчас детально не будем останавливаться. Для первых попыток, и пока ребенок совсем маленький, как мне кажется, будет достаточно импровизации в рисовании детскими ручками .

Перед вами (ребенком сидит на коленях или размещается на полу на животике) лежит бумага или поверхность для рисования, рядом находится блюдечка или баночки с красками. Если ребенок еще сам хорошо не сидит, то поддерживайте обязательно его под ручками . Для первых уроков рисования с ребенком в 6 месяцев будет достаточно 1-2 цветов. Макайте ручки и пальчики ребенка в краску и рисуйте: попытайтесь поставить отпечатки ладошек и пальчиков малыша; пусть кроха сам повозит и постучит ручкой по бумаге; нарисуйте ребенку несложные геометрические фигуры и линии кисточкой и т.д.

2. Удобное место для рисования

Почему это важно? Первый раз мы рисовали на полу, застеленным пеленкой, а сверху листы белой бумаги.


Так было у нас:)

Сыну на полу в положении лежа на животике и, когда мама, в основном, манипулирует ручкой, не очень понравилось. Он еще уверенно не сидел, но активно делал попытки. Поэтому ему понравилось в положении сидя на полу или у меня на коленках, а также пытался рисовать стоя на ножках. В 2-х последних случаях, нужно было наклоняться вперед или набок и мне и сыну — это не очень удобно, а мне еще и придерживать сына — быстро устают руки.

Выводы:

Если вы больше любите играться на животике, то тогда спокойно размещайтесь на полу. Можно ребенку под ручки подложить валик из полотенца, так ему будет удобней и легче.

— если вы уже пытаетесь садиться или садитесь, любите стоять, то вам, возможно, больше подойдет рисование за столом (детским или взрослым). Мы с сыном также пробовали рисовать на высокой коробке, но снова-таки, это неудобно, так как некуда девать ножки.

В любом случае, не с первого раза, но вы обязательно найдете, удобное для вас с малышом, положение для рисования ручками .


Вот что у нас получилось.

3. Пальчиковые краски

Я использовала следующий рецепт приготовления пальчиковых красок : 3­ст.л. соли, 1­ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.

Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.

Еще один рецепт: половина стакана кукурузного или картофельного крахмала, 50 грамм сахарного песка, 1/2 чайной ложки мелкой поваренной соли, 400 мл. холодной воды.

Все тщательно перемешайте, поместите в кастрюлю и доведите до кипения. Уменьшив огонь, варите смесь около 20 минут, постоянно помешивая, чтобы не образовались комочки. После этого пусть смесь остынет, но периодически продолжайте помешивать её. После того, как смесь остынет примерно до температуры тела, разлейте краску по баночкам и добавьте в каждую жидкий пищевой краситель нужного цвета.

Важно! Следите за тем, чтобы ребенок не ел краски. Не смотря на то, что они домашние, но все равно содержат пищевые красители, большое количество соли и сахара, а это ребенку не очень полезно. Но если ваш кроха сунет пальчик в ротик, испачканный в краске, то это не должно принести никакого вреда для его здоровья. Наши пальчики во рту побывали:)

Нам очень понравилось играться не только красками, но и баночками с ними.

4. Бумага или поверхность для рисования

Бумага, как мне кажется, лучше белая и плотная, но все зависит от вашей фантазии в рисовании. Можете попробовать и цветную, черновики, газеты, обои и т.д.

Поверхность для рисования: плитка в ванной, крышки от коробок, альбом с детскими фотографиями, дневник малыша т.д.

5. Кисточки

Ребенок кисточками рисовать, скорей всего, не будет. Кисточки больше для мамы — нарисуйте ребенку пару кривых линий, смешные гримасы, простые геометрические фигуры и т.д. Ребенку будет интересно наблюдать за движением кисти в ваших руках и рисунком. Моего сына кисточки привлекали. Он сам брал их в ручку, бросал и ловил, когда они пытались от него укатиться. Пытался засунуть в ротик. В общем, я их не зря взяла:)

6. Влажные и сухие салфетки.

Я использовала и те и те. Чистыми мы все равно не были, но мелкие погрешности мы вытирали: когда краска куда-то не туда текла или что-то падало.

7. Фотоаппарат

С маленьким ребенком такая вещь всегда должна быть под рукой. Все самые интересные фотографии – это неожиданные и непостановочные моменты. В случае пальчикового рисования будет, что фотографировать. Поверьте:) Поэтому заранее подготовьте камеру.

8 . Хорошее настроение

Хорошее настроение должно быть и у вас и у ребенка. Не расстраивайтесь, если все сложилось не так, как вы хотели или игра длилась 5 минут. Каждый ребенок индивидуальный, ему и вовсе может не понравится рисовать. Тогда отложите это до следующего раза. Наслаждайтесь временем вместе с малышом. Поиграйте баночками или бумагой, с кисточками и игрушками, которые пришли рисовать вместе с вашим малышом. У нас так и было. Рисования в том смысле, в котором мы его, взрослые, знаем, не было. Это была игра с предметами, которые присутствовали во время развивающего занятия с малышом. Но и конечно же, поразмазывали краску по бумаге, ощутили ее в ручках и на теле и пошли купаться:)

Рисовать лучше в той одежде, которую вам не жалко. Она потом отстирается, но придется после развивающего занятия с малышом переодеться. Если ребенок будет голенький, то придется его купать полностью. Мой сын, в первый раз, был одет до пояса, поэтому пальчиковое рисование плавно переместилось в ванную. Кстати, там мы тоже весело провели время. Поэтому, возможно, для Вас будет удобней, играться перед вечерним купанием.

Я теперь понимаю, почему детки любят играться едой и размазывать ее по столу. Для нас взрослых — это бардак, а для них – творчество. Поэтому можно играться еще и с едой, с детским пюре, например. Но не в месте кормления и когда ребенок не голодный.

Какой был первый опыт рисования у вас? В каком возрасте? Если есть дополнения, пишите в комментариях под статьей.

Удачных развивающих занятий с вашим 6-ти месячным ребенком! Улыбок, хорошего настроения и замечательных воспоминаний.

(Visited 4 411 time, 3 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,
Похожие статьи