Моя социальная роль - приёмный родитель. Социальные статусы и социальные роли в семье

19.07.2019

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая «расширенная»семья.

Семья - это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация, которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами. Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным. В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал. Эта преемственность поколений называется родом.

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом. Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство, в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки, без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы - это её динамичность и изменчивость. Семья по природе своей не статична. Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности. Одним из видов таких изменений является изменение ролей членов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль - это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся: на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор. Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами. С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья - это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность. Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе. Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка. В то же время, в современных условиях, другие социальные институты - средства массовой информации, детский сад, школа и пр., - дают свои образцы поведения. С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка - женщиной и матерью. Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей, например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой. Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют - или не хотят - распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли, также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются. Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию. Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину - супругу и мать - ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина - супруг и отец - начинает участвовать в различных работах по дому. В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской. Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй. Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией». Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома большую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были бы, но те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье. Общение внуков с дедушками и бабушками - необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии. И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения. Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стоит опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений». В самом широком и древнем смысле проблема отцов и детей олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового. Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения», имеющихся у каждого поколения. Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

Родители

1. Более консервативны.

2. Хранят традиции..

3. Волнуются о будущем своих детей.

4.Защитники традиционной нравственности.

5. Более недоверчивы..

6.Им необходима, прежде всего, безопасность.

7. Стремятся к спокойствию и тишине.

8. Научены опытом своей жизни.

9. Заботятся о порядке и пр.

10.Ограничивают себя религиозными ценностями.

11.Беспокоятся о том, «что скажет общество».

12. Первоочередная задача - «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём.

Дети

1. Открыты всему новому.

2.Изначально настроены против традиций

3. Их интересует настоящее.

4. Считают для себя возможной любую нравственность.

5. Доверчивые.

6. Их привлекают приключения и риск.

7. Им нравится шум.

8. Готовы на любой новый опыт.

9.Отличаются беззаботностью и безалаберностью.

10. Для них характерны вольность и распущенность.

11. Им безразличен контроль со стороны общества.

12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи - помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту, особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.

Серия публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ


Т-115 - Социальные роли семьи и классификации

Введение 3

Глава 1. Социальные роли в семье 6

1.1. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура 6

1.2. Классификация социальных ролей в семье 12

Глава 2. Исследование социальной роли семьи 22

2.1. Описание метода исследования 22

2.2. Анализ и обработка результатов исследования 25

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложения 32

Введение

Актуальность исследования . Семья - это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми .

Понятие социальной роли является центральным при анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.

В социальной психологии понятие социальной роли интерпретируется как «позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной системе». В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети, бабушка, дедушка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу .

Кроме того, актуальность исследования института семьи и ее социальных ролей обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его основы и традиционные устои. Безусловно, это усугубляет социальное положение семьи, вызывая кризисные ситуации и падение значимости семьи в целом. Однако излишняя драматизация ситуации не способствует объективному анализу изменений, происходящих в современной семье. Следовательно, необходимо акцентировать особое внимание на выявлении и изучении потенциальных возможностей ее адаптации в условиях изменений и влияния внешней среды при сохранении внутренней устойчивости.

Степень разработанности темы . Систематическое изучение семьи, как социального явления, началось с исследования первобытных форм брака и связано с именами И.Баховена, Дж. Леббока, Л.Моргана, М. Ковалевского, Н.Г. Юркевича и других.

Концепции, объясняющие специфику семьи как социального института, были разработаны в трудах Э. Берджесса, Э. Вестермарка, Э. Дюркгейма, Дж. Мэдока, У. Огборна. В научных трудах данных авторов большое внимание уделяется анализу социокультурных функций семьи, их исторического перехода к другим социальным институтам, сужения круга функций, осуществляемых самой семьей.

Семью как социально-психологическую группу начали исследовать У. Джемс, Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Ж. Пиаже, У. Томас, З. Фрейд. Взаимосвязь личности и общества рассматривались ими на уровне первичных, межличностных отношений.

Авторы, работы по проблеме исследования становления семьи и системы функционально-ролевого взаимодействия которых являются наиболее значительными Антонов А.И., Голод С.И., Мацковский М.С., Харчев А.Г. и др. Такие авторы, как Най Ф.И., Плек Дж., Сканцони Дж. и др., рассматривают распределение ролей как ядро полоролевой дифференциации в семье.

В проведенных исследованиях Голдберга Н., Сканцони Дж., Фоке Г.Л. и др. показаны отрицательные последствия традиционной ролевой модели и для женщин, и для мужчин, Раппопортом Р., Бергером М. и др. продемонстрированы трудности, с которыми сталкиваются семьи, принявшие эгалитарный образец распределения ролей. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос социальных ролевых отношений семьи и не определена конкретная классификация социальных ролей семьи.

Цель исследования - изучение ролевого функционирования семьи и отношений родителей к различным сторонам семейной жизни.

Задачи исследования :

1. Изучить семейные роли и внутрисемейную ролевую структуру

2. Анализ параметров семейного ролевого взаимодействия.

3. Выделение классификации социальных ролей семьи.

4. Исследование факторов, характерных для той или иной семейно-ролевой модели в условиях социокультурных изменений.

Объектом исследования выступили семейные пары, с различным стажем совместной жизни, всего- 30 человек.

Предмет исследования : особенности и закономерности ролевой структуры семьи.

Методы исследования : основные методы сбора первичной информации: тест «Какова Ваша роль в семьи», математические методы анализа и обработки данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа позволит расширить и углубить сведения о социальных ролях семьи, в частности, изучение формирования и реализацию представлений о семейном ролевом взаимодействии.

Практическая значимость работы . Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности психологических служб населения с точки зрения учета специфики ролевого поведения в организации полоролевого воспитания и решение психологических проблем, связанных с данной сферой.

Глава 1. Социальные роли в семье

1.1. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура

Социальные роли - термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей .

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений» .

Роль - это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений» .

Каждая семья строится на взаимных обязанностях, чувстве долга, ответственности. Любой человек в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, члена определенного социального слоя и т. д. Ролевое обучение необходимо, чтобы научиться следующему:

Выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

Приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли .

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации.

Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства .

Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.

Если функции семьи определяют, прежде всего, содержание семейных ролей в целом, то ролевая структура характеризуется в первую очередь распределением ролей, т.е. тем, какие обязанности выполняет в семье каждый ее член и на каких принципах построены ролевые отношения (кооперация или разделение функций и т.п.).

При описании ролевой структуры семьи важной проблемой является выделение ролей. Основное внимание исследователей направлено на изучение ролей, соответствующих хозяйственно-бытовой и воспитательной функциям. Это роли организатора быта, или хозяина/хозяйки, воспитателя детей, а также роль материально обеспечивающего семью, или кормильца.

Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина - женой и матерью .

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою экономическую основу, патриархат - свою. Однако и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства - материнское и отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и социологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическим. Опираясь на него, социальные психологи могут исследовать «личностную окраску», которую приобретают семейные роли в конкретном проявлении.

Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется прежде всего тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изученным вопрос, как воспринимают молодые люди свой создавшийся брак, и какое место занимают в этом их ролевые отношения.

Можно сказать, что возможность включения членов пары в совместную деятельность предстает в виде такого сочетания личностных и поведенческих характеристик, которое Б. Мурстейн, автор, завоевавший популярность в области исследования развития эмоциональных отношений теории «стимул - ценность - роль», назвал ролевым соответствием. Речь идет о соответствии друг другу взятых на себя членами пары межличностных ролей и наличии базы для совместного взаимодействия с другими людьми, социальными системами или предметным миром. База эта видится автором в определенном сочетании личностных характеристик членов пары, например, потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого.

В зарубежной психологии рассмотрение семейных ролей составляют понятия половых ролей, полоролевой системы, полоролевой дифференциации. Под половыми ролями большинство авторов понимает систему культурных норм, определяющих допустимые способы поведения и личностные качества на основе половой принадлежности. Иногда эту систему называют полоролевой системой.

Полоролевые системы - это культурные ожидания относительно социальных ролей, социальных деятельностей, подходящих для мужчин и женщин. Основной линией дифференциации ролей мужчин и женщин в западной культуре является линия «дом - работа». От мужчины традиционно требуется в первую очередь, чтобы он стал профессионалом, занятым на постоянной, хорошо оплачиваемой работе. Семья должна рассматриваться им как нечто подчиненное, второстепенное по отношению к работе. На женщину возлагается ответственность за дом, семью, детей, профессиональная деятельность допускается, но как нечто второстепенное по отношению к семье в той мере, в какой она не мешает основному назначению женщины. Такая дифференциация ролей мужчин и женщин часто называется полоролевой дифференциацией. Из разделения социальных ролей мужчин и женщин непосредственно следует и образец распределения семейных ролей. На мужчину ложится ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину - ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Такой ролевой модели придерживаются большинство зарубежных исследователей.

Для социально-психологического анализа ролей в современной семье первостепенное значение имеет вывод отечественных и зарубежных исследователей о неопределенности норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения. Такая ситуация ставит перед семьями ряд социально-психологических проблем. Каждому партнеру в семье в целом приходится «выбирать» какой-либо образец ролевого взаимодействия из множества существующих.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования отношения членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин - хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако нужно отметить, что такая сложная система семейных ролей не может быть не противоречивой. Важно определить, насколько противоречивость семейных ролей разрушительна и в какой мере сама семья ее регулирует. Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Существует ряд обстоятельств, делающих проблему ролевой внутрисемейной структуры особенно актуальной для современной семьи. Что такое традиционная и эгалитарная семья, в чем их различия? Это, прежде всего, две различные системы распределения внутрисемейных ролей. Так, традиционная семья - это семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли - жена выполняет роль матери и хозяйки, муж в основном ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения.

В эгалитарной семье фактически все роли распределяются между мужем и женой преимущественно поровну. Между традиционной и эгалитарной семьей лежит ряд переходных форм, где также имеется своя специфическая структура семейных ролей. Таков, например, брак-супружество, где жена хотя и выполняет прежде всего роли матери и хозяйки, но огромное внимание уделяет также выполнению роли друга (психотерапевта) по отношению к мужу.

Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом .

1.2. Классификация социальных ролей в семье

Семья - это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

Рассмотрим классификацию социальной роли в семейной группе:

1) супружеские (муж, жена), родительские (мать, отец),

Социальный партнер,

Сексуальный партнер,

Кормилец,

Социализатор (дисциплинатор, отец своих детей).

Домохозяйка,

    прародители

Бабушка

Дедушка

3) ребенок

В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор. В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли - социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор. Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях - кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Выразим ролевой набор или, как еще можно было бы выразиться, ролевую структуру, обоих статусов наглядно (рис. 1).

Рисунок 1. Два статуса – мужа и жены, распадающихся на четыре роли

Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. Возможно, что в других исторических типах общества на первом месте стояла, допустим, экономическая функция (кормилец-домохозяйка) либо какая-то иная.

На втором по важности месте - экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи - кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль - социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль - социализация или воспитание детей.

Если роль - модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер. Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер - основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них - соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает:

а) запрет на физическую измену,

б) запрет на нравственную или духовную измену.

Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка. Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена - приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие - как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли - общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер. Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;

2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;

3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

1. высший класс (крупные бизнесмены);

2. средний класс (интеллигенция);

3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки - поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения - получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу - сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья - это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены - заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. - все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор. Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей - глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей - сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими .

Во многих культурах уровень взаимосвязи семьи с прародителями достаточно высокий. Это касается даже американских семей, в которых принято раннее отделение от родительской семьи и жизнь пожилых родителей отдельно от семьи взрослых детей («опустевшее гнездо»). Роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случае неполных семей (в таких семьях сейчас живет каждый пятый ребенок в США) и в том случае, если мать вынуждена работать (такова ситуация фактически в каждой второй семье с детьми до 3 лет .

В российских семьях роль «третьего поколения» (а иногда и прабабушек) особенно велика. В России в данное время 12% неполных семей, большинство женщин работает. Во многих семьях, номинально (по прописке и, соответственно, по переписи населения) являющихся нуклеарными, существует как бы «институт приходящих бабушек», которые выполняют роль нянь (для внуков-дошкольников) и гувернанток (сопровождение в школы и помощь в приготовлении уроков внуков-школьников). Можно сказать, что во многих семьях бабушки играют роль «держателя семьи». В особенности такая ситуация прослеживается в разрушенных, «эрозированных» семьях с распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями (например, при внебрачных рождениях у несовершеннолетних матерей) .

Под термином «держатель семьи» мы понимаем члена семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет на себе ответственность за перспективы семьи и будущее детей. Такую роль играют сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже городскими матерями - их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за него и его будущее, взаимодействует с внешними организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В случае нездоровья или смерти такой бабушки-держателя семьи внуки оказываются в той или иной мере под опекой государства, так как никто из других членов семьи (мать или внебрачный отец) не способен взять на себя заботу о ребенке. Но это крайний случай, обычно же бабушки играют позитивную роль в семье, помогая работающей матери растить ребенка.

Американские психологи отмечают, что функции бабушек и дедушек обычно отличаются от родительских, и у них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками. Прародители чаще выказывают одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще рассказывают внукам о своем детстве или о детстве их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции

Российские авторы указывают на большую значимость и разнообразные возможности бабушек и дедушек в семье. Это и психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношения между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребенка), и подготовка к школе внука, и, конечно же, помощь школьнику и т. д. .

Панкова Л.М. указывает на различие отношений к внукам со стороны родителей матери и родителей отца: «Если отношения с невесткой не складываются, осложняются отношения с сыном, часто отходят в сторону и внуки со стороны сына. Внуки же со стороны дочери ближе, и они навечно». В случае развода родители матери начинают еще больше помогать ей по уходу за детьми. «Так у ребенка формируются совершенно абсурдные понятия - «своя бабушка» или «настоящий дедушка». Автор пишет, что в части семей «справедливая бабушка» по отцу соглашается помочь в уходе за одним внуком от сына и от дочери, однако отстраняется от забот по воспитанию второго ребенка. Можно сказать, что прасемья со стороны матери не имеет такой же возможности внутренней и поведенческой «демобилизации» от внуков .

Чешские авторы пишут о позитивной роли бабушек и дедушек, об их взаимной любви и привязанности к внукам, указывая, что при разводе родителей не следует прерывать отношения старшего поколения с любимыми внуками, которых они растили. Часто развод бывает намного тяжелее для родителей разводящихся супругов, чем для них самих.

А. И. Захаров останавливается на негативном влиянии бабушек в семье, рассматривая выборку семей с сыновьями 7-8 лет, испытывающими трудности в обучении в первом классе. «Следует отметить особую роль бабушек, уменьшавших до минимума активность детей своими назойливыми наставлениями, приказами и запретами. Они авторитетно насаждали свое понимание, свой образ жизни. Их убежденность в своей правоте не поддавалась логическим разубеждениям. По своим характерологическим особенностям это были авторитарные женщины, с некоторой паранойяльной настроенностью и тревожностью .

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним.

Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.

Подсистема «братья - сестры». Концентрируется внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами.

Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых .

Глава 2. Исследование социальной роли семьи

2.1. Описание метода исследования

Особое значение в семейном консультировании имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Исследование социальной роли семьи мы будем проводить по методике «Какова Ваша роль в семье».

Цель исследования: Понять, какое место в семейной конструкции занимает испытуемый, чтобы при желании можно было его изменить, а также понять, по каким правилам живет семья испытуемого и какая роль в ней отводится самому испытуемому .

Текст методики представлен в Приложении 1.

Обработка результатов:

Большинство. А Вы, похоже, настоящая опора для своих близких, человек, который всё несёт на своих плечах и всех поддерживает. Ваши родные, скорее всего, думают, что у вас достаточно сил, чтобы обеспечить хорошее настроение абсолютно всем. Кто-то испытывает сердечные муки или финансовые трудности? Вы всегда рядом, чтобы утешить и ободрить. Ваше главное достоинство – умение слушать и понимать. Даже когда ваши родственники ссорятся, вы всеми силами стараетесь их помирить, а ваша потрясающая способность сопереживать позволяет для каждого найти нужные слова.

Откуда у вас это глубинное желание всё укреплять? Возможно, вам невыносима сама мысль о разобщённой семье. Ваш идеал – мирный очаг, где каждый счастлив. Хорошо бы понять, почему напряженность в отношениях вас так ранит. Может быть, вы не переносите семейные конфликты потому, что они перекликаются с какими-то другими, давними событиями?

Большинство. Б. У вас непростая роль: вы защищаете других и покрываете чужие ошибки. Но в то же время близкие склонны обвинять вас во всех грехах: надо страдать и приносить себя в жертву, чтобы другие чувствовали себя хорошо. Может быть, в детстве вам говорили, что вы всем мешаете, или даже упрекали в том, что вы вообще родились на свет. Такая обстановка могла стать причиной того, что вам недостаёт уверенности в себе. Вы можете попасть в порочный круг, когда бесконечные упрёки будут лишь подпитывать вашу пассивность. Возможно, соглашаясь терпеть незаслуженные притеснения, вы бессознательно надеетесь. Что вас будут больше жалеть и любить.

Большинство. В. Место, которое вы занимаете в семье, заставляет думать, что вы сильная личность. Вы умеете заставить считаться со своими желаниями, а то и навязываете их другим членам семьи. Часто так ведут себя младшие дети, которые по сравнению со старшими пользовались привилегиями и более них склонны к бунтарству. Ваша глубокая потребность в справедливости питает ваше желание устранить из семейной жизни идеи и взгляды, унаследованные от предыдущих поколений. Но «проветрить помещение» не всегда легко: тугая дверь скрежещет и поскрипывает…

Быть может, вы хотите создать более справедливую семью. Нет ли у вас чувства, что ваше место среди близких досталось вам с боем? Возможно, вам кажется, что те, кого вы любите, обратят на вас внимание, только если вы постоянно будете готовы сражаться.

Большинство. Г. Вы существуете, словно на некотором отдалении от собственной семьи. Каждый раз когда вам приходится участвовать в каком-нибудь общем мероприятии, вы воспринимаете это как принуждение. Вы предпочитаете думать, что вам никто не нужен.

Между тем в ваших ответах проступает старинная обида, которую вам было бы полезно признать. Возможно, слишком властные или, наоборот, слишком безразличные родители предопределили это ваше маргинальное положение в семье. Вы нашли способ защититься, как ребёнок, который прячется от взрослых в садовой беседке. Дистанция, позволяющая вам жить лучше, не означает, что связи разорваны, ведь вы продолжаете время от времени общаться.

2.2. Анализ и обработка результатов исследования

На основе методики, представленной в п. 2.1. нами было проведено исследование 15 семей. В результате данного исследования получены следующие результаты.

С помощью теста «Какова Ваша роль в семье» для каждого из супругов определим их роль в семье. После обработки теста были получены следующие результаты.

Таблица 1 - Результаты теста для жены

№ опрашиваемого

Значение

На основе таблицы 1 можно сделать вывод, что у 6 жен из 15 непростая роль: они защищают других и покрывают чужие ошибки. Но в то же время близкие склонны обвинять их во всех грехах. Они могут попасть в порочный круг, когда бесконечные упрёки будут лишь подпитывать их пассивность. Возможно, соглашаясь терпеть незаслуженные притеснения, они бессознательно надеяться, что их будут больше жалеть и любить.

В данном случае необходимо постараться научиться любить себя и прислушиваться к себе, чтобы стать увереннее; научиться самоутверждаться без чувства вины. Можно составить список неоценённых достоинств, чтобы жить с высоко поднятой головой и противостоять вашему семейному кругу, в котором каждый должен научиться отвечать за себя. Данные люди рискуют нарушить семейное равновесие, основанное на том, что они всегда играли роль жертвы, - так что не надо стесняться обратиться за психологической помощью и поддержкой.

После обработки тестов каждого супруга были получены следующие результаты.

Таблица 1 - Результаты теста для мужа

№ опрашиваемого

Значение

На основе таблицы 2 можно сделать вывод, что у 3 супругов из 15 преобладает буквенное значение А, что характеризует их как настоящую опора для своих близких, как человека, который всё несёт на своих плечах и всех поддерживает. Их родные, скорее всего, думают, что у него достаточно сил, чтобы обеспечить хорошее настроение абсолютно всем. Кто-то испытывает сердечные муки или финансовые трудности? Они всегда рядом, чтобы утешить и ободрить. Их главное достоинство – умение слушать и понимать. Даже когда их родственники ссорятся, они всеми силами стараются их помирить, а их потрясающая способность сопереживать позволяет для каждого найти нужные слова.

У 12 же из 15 супругов большинство значений Б и В. Что говорит, о непростой роли: защищать других и покрывать чужие ошибки. А также Место, которое они занимают в семье, заставляет думать, что они сильная личность. Они умеют заставить считаться со своими желаниями, а то и навязывают их другим членам семьи. Часто так ведут себя младшие дети, которые по сравнению со старшими пользовались привилегиями и более них склонны к бунтарству. Их глубокая потребность в справедливости питает желание устранить из семейной жизни идеи и взгляды, унаследованные от предыдущих поколений.

Такое поведение супругов заставляет окружающих задумываться о своём месте в семье и задавать себе много вопросов. Когда семья переосмысливает себя, это хорошо. Но роль бунтовщика может быть маской, за которой скрывается желание большей веры в вас со стороны окружающих. Отсюда недалеко до хронического чувства недовольства собой. Необходимо научится выборочно принимать семейное наследие.

В исследовании обоих супругов буквенное значение «Г» не присутствует.

Заключение

Семья - это сообщество людей, стоящее на первом месте среди всех остальных сообществ, создаваемых людьми, поскольку она наиболее естественна, первична по отношению ко всем другим сообществам, в том числе и к народу и к государству, что дает семье особое место среди этих сообществ.

Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие - вступление в брак, рождение первенца, рождение других детей, прекращение брака.

В течение жизненного цикла семьи внутри нее происходит смена ролей: иным на каждой стадии становится их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее выполнявшиеся одним членом семьи, теперь выполняют несколько и т.д. В браке мужчина и женщина поначалу выполняют функции супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к ним прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать - объекта эмоциональной привязанности, они оба - советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей появляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а мать идет на работу, и у нее появляется новая роль работницы.

Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего цикла, но их содержание и внешнее проявление изменяются. Роль заботливой матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том смысле, что жесткий контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющейся роли. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже может смениться на демократический, а затем на попустительский.

Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение вне семейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может значительно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.

Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменяться, но и противоречить друг другу. Мать обнаруживает, что она буквально разрывается между противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослых сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем мать по-прежнему желает быть поверенной во всех их секретах, как в детстве. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения .

Список использованной литературы

    Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с

    Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и про¬цессов) Учебн. пособие для вузов. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998. - 360 с.

    Голод С. И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты. – СПб, 2004. – 252 с.

    Ефимова Н. Психология взаимопонимания. Психологический практикум СПб: «Питер», 2004. - 176 с.

    Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.

    Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.-640 с.: ил.

    Крайг Г. Психология развития. СПб: «Питер» - 2002. - 992 с.

    Краткий словарь по социологии. / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989. – 394 с.

    Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / пер. с англ. - М.: Класс, 1998. – 296 с.

    Панкова Л. М. Воспитание внуков. СПб.: Питер. - 1998. - 288 с.

    Психология: Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. – 477 с.

    Семенова В. В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии семей как объект социологического исследования / Институт социологии РАН. М., 1996. С. 326-354.

    Степанов С.С. Психологические тесты. - М.: ЭКСМО, 2003. – 185 с.

    Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи) Практикум. СПб: «Петрополис». - 2000. – 284 с.

    Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512с.

    Чуркин И.Ю. Социология и современное общество. Учебное пособие.- Ч. 3. – Новосибирск, 1999. – 236 с.

Приложения

Приложение 1

Тест «Какова Ваша роль в семье»

1. Ваши родители громко ссорятся.

А) Вы умоляете их перестать: у вас просто нет сил, чтобы вынести это.

Б) Вы интересуетесь, из-за чего, собственно, они создают столько шума.

В) Вы подключаетесь к этой процедуре взаимного сведения счётов.

Г) Вы уходите: если им так хочется, пусть выясняют отношения без вашего участия.

2. Ваша мать упала с неустойчивой стремянки, и её отвезли в больницу.

В) Вы же говорили ей быть поосторожнее, но она ничего не хотела слушать.

А) Вы очень расстроены, и целые дни проводите с ней в больнице.

Г) Да-а-а, вот уж действительно не повезло!

Б) Это просто ужасно.… Теперь все скажут, что это вы во всём виноваты…

3. Приближается большая семейная встреча.

Г) У вас нет желания участвовать в священном ритуале.

Б) Вы перезваниваете родным, чтобы подтвердить, что в этот день свободны.

В) Вы иронизируете: опять всё будет как всегда, даже торжественное меню!

А) Вы сочиняете приглашения всем членам семьи.

4. Вы организовали поездку на отдых для всей семьи, но в последний момент она сорвалась по вине турфирмы.

Б) Ваши родные вас уничтожат, ну и пусть…

Г) Вы просите агентство сообщить вашей семье об отмене поездки.

В) Вы отправитесь в другое место, это будет для них сюрпризом.

А) Какой ужас, надо скорее найти другой вариант!

5. Когда в детстве вас ругали за какой-нибудь пустяк…

Б) это было привычно: ведь вы были «мальчиком (девочкой) для битья».

А) вы всеми силами старались восстановить мир.

В) вы «держали удар» и отстаивали свою правоту.

Г) вы прятались в своей комнате.

6. Когда вы объявили родным, что собираетесь жить отдельно, они на это ответили:

Г) «Ты ведь будешь иногда приходить нас проведать?»

Б) «У нас будет одной заботой меньше»,

В) «Ты знаешь, от чего отказываешься, но не знаешь, что обретаешь…»

А) «Разве тебе с нами плохо? Оставайся!»

7. Вы встретили своего (ю) избранника (цу). В какой момент его (её) лучше всего представить вашей семье?

Г) В день свадьбы.

Б) Когда они, наконец, об этом попросят…

В) Когда ваша «половинка» сама этого захочет.

А) Во время семейного праздника, когда все будут в сборе.

8. Вы первый раз приглашаете родителей к себе домой. Вы приготовите:

Г) что-нибудь попроще, чтобы не испортить блюдо.

А) их любимое блюдо: им безумно понравится!

Б) блюдо, на которое уйдёт весь ваш день…

В) гамбургеры с картошкой фри: то-то они удивятся!

9. Ваш дальний родственник, с которым вы не знакомы, приглашает всю семью на свадьбу.

Г) Вы отвечаете отказом: такие мероприятия вас раздражают.

Б) Вы пойдёте туда, ведь в будущем он может стать вашим другом.

В) Вы не пойдёте: вы его даже не знаете!

А) Вы необычайно рады: это поможет укрепить семейные узы.

10. Вам кажется, что ваши родители были недостаточно…

В) справедливыми.

Г) поддерживающими вас.

А) дружными.

Б) любящими.

11. Вы пришли в гости к родителям. Один из них в чём-то вас упрекает.

А) Вы принимаете упрёк: главное – не осложнять обстановку.

Б) Вы плачете.

Г) Вы лучше вернётесь к себе, дома спокойнее.

В) Вы пользуетесь предлогом, чтобы высказать им в лицо всё, что думаете.

12. По-вашему, чтобы создать семью, нужно…

Б) быть уверенным в своём выборе.

Г) уважать личное пространство каждого.

А) уметь приспосабливаться, чтобы все были довольны.

В) уметь признавать свои ошибки.

Роль родителя в формировании личности ребенка

Самые первые шаги в процессе социализации ребенок совершает внутри семьи, а потому именно родители выполняют самую основную социальную роль - воспитывают и формируют личность ребенка, закладывают его ценностные основы. Таким образом, именно подготовка ребенка к жизни, его адаптация к социальной ситуации - основная задача родителей, в этом и выражается основная социальная роль родителя.

Семья, являясь малой социальной группой, дает возможности ощутить ребенку, как происходит общение внутри семьи, внутри коллектива, какие роли какой член семьи играет и какие права и обязанности есть у каждого члена группы. В этой связи особо важным представляется такое понятие, как микроклимат семьи. В доброжелательной и спокойной обстановке взаимного доверия и уважения, у ребенка формирует положительный эмоциональный опыт. Именно в семье ребенок впервые осознает и учится выражать широкий спектр эмоций, обучаясь этому у родителей.

Для того, чтобы социальная роль родителя выполнялась в полной мере, в семье должны быть созданы все условия для того, что ребенок успешно усваивал все компоненты социального опыта: познавательного, коммуникативного, ценностного и поведенческого-деятельностного.

  1. Познавательный аспект - имеется ввиду обучение ребенка нормам и способам поведения человека в обществе.
  2. Коммуникативный и поведенческий аспекты - ечь идет об освоении ребенком многообразия форм социального взаимодействия в обществе, навыков общения , как вербального, так и невербального; к тому же ребенок усваивает культурные формы поведения, которые позволили бы ему выразить свои чувства и желания адекватно и понятно для других членов общества.
  3. Ценностный аспект - подразумевается формирование ориентации ребенка на общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность. Ценности, окрашенные положительно с точки зрения эмоций, воспринимаются как личностно-значимые и становятся частью его побудительных мотивов при социальных взаимодействиях.

Социальные потребности ребенка, которые удовлетворяет родитель

  1. Потребность в общении, в эмоциональных положительных контактах, в доброжелательном отношении, доверии и любви; все это создает благоприятные условия для развития, формирует ощущение безопасности.
  2. Потребность в самореализации, которая может быть достигнута как включением ребенка в различного рода творческую деятельность, так и похвалой его достижений и успехов.
  3. Потребность в содержательном общении, имеющим форму сотрудничества: это развивает социальные чувства и удовлетворяет потребность ребенка как во взаимодействии с окружающим миром, так и в выражении своих чувств и переживаний.
  4. Потребность в познании и обмене информацией; это развивает интеллектуальные эмоции ребенка, формирует в нем интерес к самообучению, самовоспитанию.

Социальные функции родителя

  1. Воспитание ребенка: сюда относится и обучение жизненным навыкам (учить ходить, самостоятельно одеваться и т.д.), и обучение в прямом смысле этого слова (предоставление информации о мире, о человеке, начальные знания различных наук, помощь в образовании совместно с школой и т.д.), привитие ценностных и культурных норм.
  2. Помощь в самореализации ребенка: через семью как малую социальную группу, через разнообразную, в том числе, творческую деятельность, которая осуществляется на первых порах совместно с родителями, а после ими стимулируется и т.д.
  3. Демонстрация социальных ролей папы и мамы, гендерных ролей на собственном примере.
  4. Родитель также является заказчиком образовательных услуг, начиная от самых начальных ступеней образования, заканчивая высшим образованием.
  5. Предоставление социальных гарантий, свобод, защита прав ребенка и т.д.

Социальный педагог ГКУ СО

«Центр социальной помощи семье и детям

Юго-Западного округа» м.р. Приволжский

М.В. Подопригора

Моя социальная роль – приёмный родитель

Человек живёт в самых разных системах (к примеру: в социальной, политической), где прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его семья.

С рождения и до старости в семье любой человек имеет много социальных ролей. Один и тот же человек при общении каждый день, реализует одновременно несколько социальных ролей. Он может быть сразу и родителем, и ребенком, и руководителем, и подчиненным. Но нас интересует семья: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянник, позже муж, жена, зять, сноха, папа, мама – т.е. родитель. Но, есть ещё роль сверхродитель – это приёмный родитель.

В каждом из нас, внутри, есть три ЭГО: Ребёнок-Родитель-Взрослый

    Ребенок - это ваше творческое начало, в позе и мимике лица хорошо читается эмоциональное состояние (улыбка, обида, притворство, отстранённость). В речи часто употребляет выражения: «Я не хочу!», «Мне надоело!», «Я устала!», «Я всё делаю, а ты нет!», «Зачем всё это нужно?», «А почему я, посмотрите на других» и другие. Любимая деятельность – это разговоры (сплетни) и развлечения. Этот «внутренний ребёнок, отвечает за вашу «счастливость».

    Родитель - некое моральное начало, человек сидит откинувшись на спинку стула, выражение лица снисходительное, может ухмыляться. В речи часто проскальзывают выражения: «Это же всем ясно!», «Яснее ясного!», «Здесь ты неправ!», «Сколько можно повторять!», «Кто же так поступает!» и другие. Любимая деятельность - контроль за другими, делать замечания и поправки, совершать напоминания, читать литературу. Осторожно воспитывайте детей, так как ваши догмы, до старости будут звучать в голове ваших детей.

    Взрослый - тело наклонено вперед, взгляд прямой, выражение лица уверенное, понимающее. В речи присутствуют выражения: «А если хорошо подумать?», «Давайте решать вместе!», «А что, если нам сделать так?» и аналогичные. Приоритет деятельности - это решение поставленных целей, помощь нуждающимся, общение, несущее личную или общественную полезность.

Сидят внутри нас и взаимозаменяются в зависимости от ситуации.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами приёмной семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член приёмной семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой, как в спектакле, каждый знает, где его выход. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для хаоса (видение субординации). Вы, какприёмные родители, контролируете этисвязи, корректируете, направляете.

Отрицание или смешение ролей в приёмной семье зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют – или не хотят – распределять семейные роли и хорошо исполнять их: лежащий и бездумный папа на диване (функция обеспечения семьи), или постоянно отсутствующий на работе (функция воспитания, сем. досуга), замученная работой мама (воспитание, забота, привитие нравственности) или мама-шопоголик (бездумно тратящая семейную казну), отсутствие обязанностей у детей, дети-лодыри, не участвующие в общественной жизни, разделение функций у биологических и приёмных детей. Всё это приводит к:

    Стиранию границ каждой соц.роли в семье (ему можно, а мне нельзя? спать, бездельничать, пить, курить, тратить деньги – снежный ком);

    Привитие безнравственного поведения: отсутствие уважения друг к другу в семье, эмоциональное безразличие, чувство одиночества и т.д.

    Жизнь по инерции или развод, упасть на дно.

    Расторжение приёмной семьи.

Дети воспитывающиеся в такой семье не обладают элементарными знаниями и опытом по эффективному родительству, позже они создадут семью, а что могут принести в эту семейную систему они не знают. Какая это будет система?

Таким образом, наша социальная роль приёмного родителя – обладать самим и привить детям безупречное поведение в обществе, максимальное уважение ко всем и всему окружающему, доброту, дипломатичность, сдержанность характера и любовь! То есть, то с чем ребёнок пойдёт в жизнь, и помните:

Глаза – зеркало души, а ребёнок - зеркало семьи!

Весь мир - театр, все люди в нем - актеры, и каждый не одну играет роль. (Шекспир).

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе.

Семейная роль – это соответствующий принятым в семье нормам способ поведения человека в зависимости от позиции, занимаемой им в системе семейных отношений. (12)

Семейные роли определяются местом и функциями одного человека в семейной группе и их распределения: на супружеских (жена, муж), родительских (мать, отец), детских (сын, дочь, брат, сестра), межпоколения и внутримежпоколения (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Выполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Лицо должно четко представлять себе, что значит быть мужчиной или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ожидают от него, какие правила, нормы ожидают от него, какие правила, нормы диктует ему то или другое поведение.

Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, человек должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли она исполнять роль раздела семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального приобретения семьи. В этом плане важное значение имеет согласованность той или другой роли с лицом исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старшая по возрасту в семье или даже за ролевым статусом, например, человек, далеко не подойдет к роли раздела семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи важное значение также имеет чувствительность к ситуативным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая оказывается в способности без особенных затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого затребует ситуация. Например, тот или другой богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует смены его роли. Ролевые отношения в семьи, которые образуются при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

В современной семье ролевые конфликты бывают самыми частыми свойственные женской роли. Это касается случаев, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, и так далее) с современной ролью, которая допускает ровное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами. Конфликт может углубиться, если жена занимает высший статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важная способность супругов к гибкому переключению ролей. Особенное место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями лиц супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к выполнению супружеским и, особенно, родительским ролям. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет перевести на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые налагает на нее роль матери, и так далее.

Приведем пример: Знакомая женщина (Жена) имеет семью – она, муж и ребенок (3 года). Жена зарабатывает значительно больше Мужа и в основном одна содержит семью – жилищные условия, досуг, питание, одежда и др. Распоряжается бюджетом в семье также она. Муж больше занимается ребенком, и домашними делами, так как Жене приходится чаще быть на работе. В данной семье ее роль Хозяина, именно по ее правилам живет Муж. Можно также сказать они (Муж и Жена) как бы поменялись ролями. Ведь «по стандарту» женщина – домохозяйка, а мужчина – кормилец. В данном случае – наоборот и всех это устраивает в этой семье.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья теряет свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а мужчина был хозяином, часто единоличным владельцем имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали принимать участие в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать ровное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

С одной стороны, замена ролей способствовала росту самосознания женщины, равенства, в супружеских отношениях; с другой стороны, усилила конфликтную ситуацию, начала влиять на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличению уровня смертности. Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Относительно семьи оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций.

Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей. Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций, современным общественным потребностям.

Похожие статьи