Коса - не только девичья краса. Девичья коса

18.07.2019

Волосам и бороде языческие народы, и в том числе древние славяне, издавна придавали сакральное значение, считалось, чем длиннее волосы, тем больше в человеке жизненной силы, тем дольше он проживет на этом свете. Особенно берегли бороду - она считалась красой и честью любого мужчины.

О том, какие прически носили в древности на Руси судить трудно, потому что на большинстве изображений волосы мужчин скрыты головными уборами или шлемами, но известно, что пращуры славян - скифы носили довольно простые прически, знать и воины отращивали волосы ниже плеч, и только модники, насмотревшись на греков и римлян, стригли их в виде длинного каре и завивали локонами и волосы, и бороду.

Варяги

На Руси косы заплетали варяжские воины, которые служили в княжьих дружинах, - то есть шведы, датчане и норвеги. У этих народов издревле были замысловатые прически и обычай часто мыться, ухаживать за волосами и бородой. Делалось это в практических целях: чтобы по запаху немытого тела враг не смог обнаружить засаду.

Когда в Норвегии в городе Тронхейм в одном из имений во время случайных раскопок была найдена погребальная ладья викингов, предположения о сложности причесок норманнов подтвердились: было найдено барельефное изображение мужской головы викинга. У воина волосы были разделены ровным пробором на две стороны и аккуратно заплетены в косички, затылок был выбрит, а длинная борода - заплетена в косу.

Отращивать волосы викинги начинали сызмальства, и сызмальства же им брили волосы на висках и на затылке. На темени волосы отрастали до тех пор, пока она не становились слишком длинными и не начинали мешать, тогда их собирали в пучок, а позже, когда они отрастали еще, начинали заплетать в косу. Обычно коса прикрывала затылок воина. Норманны верили, что за нее валькирии вытаскивают павших на поле брани воинов из битвы и забирают в Валгаллу.

Бороду варяги часто брили, это видно по изображению на гобелене XI века из Байё, на котором англосаксы сражаются с норманнскими завоевателями, по видимому, никакой особой сакральной силы в ней не было, зато у некоторых норманов изображены пышные усы.

Князья и дружинники

Известно, что в древности русские князья, и очевидно, дружинники голову брили наголо, но оставляли волосы на темени. Был ли это знакомый нам оселедец, или же они заплетали из этих волос косу, доподлинно неизвестно, потому что древние летописи обращали на внешность людей мало внимания. Однако сохранилось воспоминание византийского писателя Льва Диaкoнa, который в X веке описывал внешность новгородского князя Святослава, сына князя Игоря и княгини Ольги: «Голова у него была выбрита, но с одной стороны свисал клок волос – признак знатного рода».

Был ли этот клок волос чубом или же выглядел как-то по другому, в воспоминаниях Диакона не уточняется. Однако известно, что и варяжские и славянские воины имели полное право заплетать косички по обе стороны от лица перед важным делом: сечей, дальней поездкой и даже женитьбой. То есть делали это не только для тогою чтобы волосы не мешали в бою или в дороге, но и для красоты.

Колдуны

В косы заплетали волосы и длинные бороды ведьмаки и колдуны, они считали, что заплетая их особым образом они как бы окутывают себя оберегами, а длинная кос, на спине якобы оберегала человека с тыла - от злых глаз. С волосами в язычестве вообще было связано очень много суеверий. Их не стригли, чтобы не лишаться силы, их сжигали, чтобы никто не мог навести порчу, а если состриженные волосы уносила птица, то верили, что это к болезни - ждали, что человека вскоре начнет крутить так, как скручены волосы в птичьем гнезде. Волосы использовали для приворотов, для проклятий, для заговоров. Особой гордостью волхва была борода. Ее ни в коем случае не стригли, считая, что в ней находится вся мужская и колдовская сила.

Миряне

В мирное время древние славяне ходили с распущенными волосами средней длины, перехваченными шнурком, чтобы не мешались в работе. Волосы и бороду аккуратно стригли. Для маленьких мальчиков был даже особый обряд - пострижины. В этот день ножницы не только в первый раз касались волос ребенка, но еще будущему воину в первый раз давали посидеть на коне.

После принятия христианства и князья, и простолюдины волосы стали стричь короче, под горшок или скобкой и перестали заплетать их в косы, поскольку такой обычай был признан языческим и неподобающим христианину. Например, есть гравюра, на которой изображен внук Ярослава Мудрого киевский князь Изяслав, на которой князь совершенно точно пострижен под горшок. Примерно такие же прически были и у князя Ярополка, и у Всеволода Большое Гнездо.

В «Географических известиях» 1850 года есть интересная запись, где говорится следующее: «О костюме находим у де-лануа, что женщины в Новгороде распускают две косы на спине, а мужчины носят одну косу. Головной убор новгородский досель не был еще никем описан и из наших сказаний мы не можем не подтвердить, не опровергнуть свидетельство рыцаря о косичках новгородцев, которые ныне остаются на Руси уделом только церковных причетников».

Очевидно, в статье журнала подразумевается путешественник и дипломат Жильбер де Лануа из Фламандии, который посетил Новгород в 1413 году и оставил об этом литературные воспоминания. Правду ли он написал, судить сложно, так как в этих же воспоминаниях он рассказал, как новгородцы за деньги продают своих жен друг другу.


Когда речь заходит о русской красавице, представляется стройная девушка с румяными щеками и шикарной косой. В течение долгих веков девицы на Руси именно так заплетали волосы. Коса была не просто гордостью и украшением женщины, но и могла многое рассказать о своей хозяйке.

Незамужняя девица, плети косу

Совсем маленькие девчушки бегали с трехлучевой косичкой, которая должна была располагаться строго вдоль позвоночника. Это, по мнению древних славян, обеспечивало малышку жизненной силой, которая поступала именно через позвоночник.


По количеству кос можно было определить социальный статус женщины. Девушке разрешалось украшать косу лентами, но заплести две она не имела права. Разнообразить свою причёску можно было только после свадьбы. Накануне, на девичнике, собирались подружки невесты, и с причитаниями и слезами заплетали молодой две косы. Невесте полагалось надеть на голову специальный головной убор, для этого косы красиво перевязывали лентами или, что чаще, из них сооружали своеобразную корону.

После свадьбы посмотреть на женские косы и дотронуться до них мог только муж. Что интересно, правило одной косы касалась не только молодых девиц. Те женщины, которые остались старыми девами, всю жизнь носили одну косу, причём без кокошника.


Почему именно две? Это были символы: одна коса олицетворяла жизненные силы, а вторая символизировала плодовитость женщины. Замужние женщины носили на волосах однорогую кичку, а когда рождался первый малыш, эта кичка менялась на другую, с высоким рогом.

Знаки, которые подавала коса, и какие ритуалы с ней связаны

Древние славяне очень серьезно относились такой обыденной процедуре, как расчесывание волос. Пока дети были маленькие, никто не мог прикасаться к их волосам, кроме родителей.

Люди верили, что процесс причесывания наполняет человека жизненными силами. Потому женщины вечером брали деревянный гребень и долго, тщательно расчесывали волосы. В одних источниках утверждают, что нужно было сделать сорок движений, в других, что не менее ста. Из мужчин причесать женские волосы мог только муж.


В древние времена не было социальных сетей, в которых сегодня девушки выставляют различные статусы. Для этой цели служила коса. Девушка заплетала одну косу - это соответствовало современному статусу «в активном поиске». А если девица вплетала в косу ленту, то это означало, что она с нетерпением ждёт сватов от потенциального жениха. Если же количество лент увеличилась вдвое, то желающим посвататься можно было расслабиться - жених уже есть. Парни могли даже не пытаться, поскольку две ленточки - это не просто жених, а мужчина, получивший согласие невесты и родительское благословение.

Незамужние девушки использовали для украшения косы так называемые косники, то есть яркие красивые ленты, на которых был орнамент или объемные фигурные подвески. Чаще всего последние выполнялись в виде треугольника или сердечка. Косники действительно были очень красивы. Мастерицы расшивали их золотом или серебром, использовался жемчуг, пришивалась бахрома, делался орнамент (чаще всего это были птички или растения). Ни один узор не наносился просто так, каждый из них содержал свой тайный смысл. Были на удачу, приносящие счастье, деньги или здоровье. Когда проходило венчание, косу невесты украшало повязка, лента, достаточно широкая, имеющая жемчужную или бисерную сетку по низу.

Коса и честь

Что общего между женской косой и мужской бородой? Оказывается, это своеобразные символы чести. Сегодня мальчишки в школе частенько дергают одноклассниц за косы, не считая это чем-то ужасным. В древности за такое они могли получить строгий выговор или даже порку, так как если девушку дернули за косу, значит, ее оскорбили.


Ужасным наказанием было обрезание волос. Есть предание, что однажды помещик, будучи в рассерженном состоянии, схватил ножницы и отрезал горничной ее косу. За это его приговорили к штрафу, который был, естественно, направлен на пополнение государственной казны. Штрафы поджидали и тех шутников, которые совершали такой некрасивый поступок, как срывание головного убора с женщины.

Замужняя женщина не имела право снимать головной убор или распускать волосы в присутствии посторонних. Если рядом находился мужчина, то распустив волосы, женщина приглашала его к интимной близости. Звание распутница заслуживала та особа, которая ходила с неубранными волосами. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть выйти в общество с непокрытой головой или с распущенными волосами. Это был позор, ложившийся на женщину и ее мужа.

Обрезать? Кто это делал и чем это грозило

Девичья коса олицетворяла невинность. Если кто-то специально или просто балуясь отрезал косу, это был большой позор. Некоторые историки утверждают, что это мнение пришло из самых древних веков, когда похищение женщины было делом обычным. После того как похититель увозил свою добычу, он первым делом отрезал косу, тем самым показывая, что женщина принадлежит ему. Сегодня многие дамы, желая перелистнуть старую страничку жизни, идут в парикмахерский салон и делают новую модную стрижку. Раньше с этим было строго. Волосы в Древней Руси не стригли практически никогда, полагая, что ни к чему хорошему это не приведет. Были исключения, например, монашеский постриг.


Разрешалось обрезать косы в том случае, если супруг умер. Это олицетворяло глубокую женскую скорбь. В некоторых регионах был обычай перед свадьбой обрезать заплетенную косу и дарить будущему мужу. Это символизировало верность и любовь. После этого молодая жена заново отращивала волосы, но уже под головным убором. А потом, когда онги становились достаточной длины, делала из них две косы.

Лишить волос смогли и насильно, например, за блуд. Это было ужасное событие в жизни девушки. Блудница запиралась дома, и не выходила оттуда, пока волосы не вырастали заново. Кстати, выйти замуж, не имея косы, в Древней Руси было невозможно.

С волосами связано много примет, некоторые из них девушки знают и сегодня. Например, есть мнение, что нельзя подстригать волосы во время беременности, чтобы не потерять свои силы и силы будущего ребеночка. Старинные рецепты говорят, что кончики волос следует постригать в Новолуние, и тогда коса будет расти быстро и станет густой. Старенькие бабушки в деревнях и сегодня советуют молодым мамам не стричь волосы ребенку до того, как ему исполнится год. А после первой стрижки детские волосики нужно бережно хранить всю жизнь.

Уж замуж невтерпеж

Что касается внешнего вида волос, то за тысячелетия ситуация не изменилась. Как в древности, так и сегодня высоко ценятся густые красивые волосы. Жених смотрел на свою избранницу, оценивая блеск волос и толщину косы. Чем она шикарнее, тем здоровее и добрее будет жена.

А что делали те девушки, у которых косы были жидкими и не слишком красивыми, ведь это не зависит от желания человека? Сейчас дело бы решилась очень просто: такая процедура как наращивание волос мгновенно бы исправила ситуацию. Удивительно, но уже в древности девицы придумали, как обмануть наивных женихов. Они стригли лошадям хвосты, делали из них тонкие косички и аккуратно, мастерски вплетали их в свои волосы, тем самым увеличивая толщину косы и придавая ей тот вид, который усладил бы взор жениха и успокоил его.


Да, и в стародавние времена существовали маленькие женские хитрости. Для укрепления волос женщины готовили травяные отвары, мыли голову дождевой водой, растапливали первый чистый снег, втирали в волосы гусиный жир, соль, сок лопуха. Сегодня существует множество старинных рецептов, которые помогают современным девушкам содержать свои волосы в отличном состоянии. Многие шампуни, бальзамы и другие средства для ухода за волосами изготовлены на основе бабушкиных рецептов, которые прошли испытание временем, хорошо себя зарекомендовали и помогли не одной девице выйти замуж за своего избранника.

Не менее интересные традиции связаны и со свадьбой. Сегодня не многие слышали про .

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса была главным способом убирать волосы - и для девочек, и для женщин, и для старух.

Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным. Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало - например, на Ивана Купалу. Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу - косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы. Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним - с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду. Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение "коса - девичья краса" имело вполне буквальный смысл - та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку - чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы - вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица - на выданье. Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,
Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче - она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу - существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи. И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение - ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника - распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно - скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами - также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов - печенегов или половцев, например - муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы - Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы. Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним. Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь - ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался - пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус - каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

  • Воспитание целомудрия в девочке
  • Новое воспитание детей в Евро Содоме
  • Поморское воспитание, которое подарило России Михайло Ломоносова
  • Воспитание детей в США: садизм в законе
  • Воспитание - наука понимать

На первый взгляд, коса - самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. Заплела и пошла. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.

С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов.

Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию. Мы с тобой тоже можем приобщиться к старине и попробовать использовать свои волосы не только для создания имиджа.

На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под кику, служили показателем того, что женщина замужем.

Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более - распустить волосы. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.

В других случаях «опростоволоситься» означало покрыть себя и своего мужа позором. Молодые девушки и девочки тоже заплетали косу, одну, украшали ее лентами, гордились ей.

Утрата косы была еще большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново - без косы у нее просто не было шансов выйти замуж. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.

А вот друидессы перед алтарем волосы распускали. Так они показывали жрецам и будущему мужу, что не использовали магию и привороты для околдовывания и для достижения замужества, что любовь пришла сама, что жених ведет ее к алтарю по доброй воле и что в будущем добрая жена не будет воздействовать на супруга колдовством. Впрочем, обещать, не значит - выполнить… Дамы разных эпох и народов заплетали косы и в качестве украшения.

У египтянок короткие волосы были заплетены в огромное количество косичек, которые доходили до ушей.

Светские дамы Европы плели объемные косы, когда в моду вошел деревенский стиль.

Азиатские девушки до сих пор плетут от пяти и более косичек. А мы с тобой используем многовековой опыт и различные способы плетения, чтобы стать еще краше.

Плетение косы у мужчин

Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.

В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.

У мужчин-китайцев косы долгое время считались признаком порабощения и самой низшей касты. Так называемые кули - бедняки, продающие себя в рабство за копейки, не имели права носить никакую другую прическу, чтобы сразу было видно их статус.

В одной из индийских каст до сих пор коса у мужчины - признак духовной силы, знак служения одному из богов. Причем волосы не стригутся с самого рождения, и к пожилому возрасту коса может достигать полутора метров. Потерю косы по тем или иным причинам - происки врагов, болезнь, пожар и т. п. - приравнивают к утрате силы и влияния. Сейчас мужчина просто теряет уважение соплеменников, а раньше его могли выгнать из касты и даже убить, чтобы он не принес неудачу остальным, не накликал на касту беду, мор и гнев богов.

Индейцы некоторых племен, мужчины и женщины, заплетали по две косы, но делали это с разными целями. У женщин косы символизировали женственность и покорность своему мужчине, а мужчины с помощью кос, кстати, так же, как и древние славяне, показывали, что с ними происходит в данный момент. Только они не плели какие-то особые косы, а отражали происходящее, украшая их, в зависимости от ситуации: перьями и глиняными бусинами - в мирное время и перед охотой, костями и клыками животных - выходя на тропу войны, костяными и деревянными тотемными изображениями - перед ритуальными племенными праздниками и советами.

Ритуал плетения: отгоняем злых духов

О косах можно говорить бесконечно, но я предлагаю тебе перейти от слов к делу и освоить несколько заговоров, используя которые при плетении кос, ты сможешь не только запутать злых духов, уберечься от чужой недоброй воли, от сглаза и откровенного вредительства, сохранить себя в неприкосновенности, но и обрести любовь.
Заговор от порчи молока
Если ты - кормящая мама, то, заплетая сложную косу, например, колосок, ты огородишь себя от порчи и от потери молока, не дашь недобрым людям воздействовать на тебя и на твоего малыша дурными мыслями.

Сначала расчеши волосы три раза по семь раз, перекидывая их с одной стороны на другую, а потом заплети любую сложносоставную косу, произнося: «Косу заплетаю, молоко сберегаю, оберегаю от горечи. Речи чужие, мысли дурные прочь, слово должно помочь, волос к волосу ластится, мягко стелется, стелятся речи добрые, светлые, льется молоко сладкое, дитятке моему на радость и на здоровье. Слово мое крепкое».

И последний штрих - закрепи косу красной лентой или заколкой с красными и белыми элементами.
Заговор от сглаза
Если ты подозреваешь кого-то из своих знакомых в дурном глазе, перед встречей с этим человеком заплети косу и укрась ее гребнем - отличным охранным амулетом от сглаза. Заплетенные волосы запутают недобрые мысли, а гребень нейтрализует зло.

Произноси во время плетения: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Заговор для обретения любви

Если ты хочешь найти свою любовь, то, на растущую луну, в полночь, распусти волосы и расчеши их перед окном, желательно, если на тебя будет попадать лунный свет, или хотя бы в окно ты будешь видеть луну.

Расчесывай волосы до тех пор, пока твое желание не появится перед твоим мысленным взором - ты должна ясно представлять себя рядом, рука об руку, со своим избранником - конкретным или абстрактным, потенциальным. Когда картинка проявится, начинай плести обычную косу из трех прядей, плети как можно туже, произнося: «Как волосы плету, так и любовь найду, как коса туга, так любовь крепка, как три пряди в косе, так и любовь во мне. Прядь к пряди пряду, любовь приведу». А потом, не расплетая косы, ложись спать.

И напоследок - старинный цыганский обряд: если ты сомневаешься в верности своего супруга или возлюбленного, то возьми прядь его волос, в полнолуние сплети или соедини со своим локоном, скрепи волосы красной нитью и, представляя рядом с собой своего мужчину, произнеси: «Вспыхнет любовь с новой силою, милый останется рядом, прочь, мысли постылые, верность мне будет наградою. Волосы соединяю, судьбы сплетаю в единую, милый мой будет рядом, отныне мы неделимы».

Повтори этот обряд три полнолуния подряд. Ты можешь наговаривать на одну и ту же прядь, но лучше, если каждый раз ты будешь сплетать волосы заново. Только не увлекайся стрижкой, а то после третьего обряда вы с милым будете неразлучными, но лысыми…

1. Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая - будущее потомство.

3. Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, - все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

5. Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин - борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

6. Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

7. Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману - вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Похожие статьи