Когда за воспитание внуков берутся бабушки…. Младенец и бабушки: конфликты поколений

25.07.2019

Как хорошо, когда в воспитании ребенка принимают участие бабушка с дедушкой! Но у старшего поколения свой взгляд на методы воспитания. Как прийти к согласию в воспитании детей и выстроить семейные отношения? Консультирует психологТатьяна Тихомирова.

Трудно представить себе жизнь детей без участия бабушек и дедушек. Наверное, это связано с нашей традицией. Как же найти общий язык старшему и среднему поколениям?

Внуков любят больше, чем детей?

В зрелом возрасте у людей возникают особые чувства по отношению к маленьким детям. Бабушки и дедушки каким-то непостижимым образом могут смотреть на мир детскими глазами, могут поставить себя на место ребенка, всей душой откликаться на его даже незначительные переживания и «беды» и говорить с ним на одном языке. И это не просто эмоциональная заинтересованность, это безусловное и безоговорочное принятие внуков такими, каковы они есть, со всеми их достоинствами и недостатками.

Родители, конечно же, тоже сопереживают детям, но по-другому. В чем же различия между проявлениями чувств старшего и среднего поколений? Обычно родители имеют уже сложившуюся модель воспитания будущего ребенка и потом активно ее реализуют. В большинстве случаев они хотят, чтобы ребенок осуществил их собственные несбывшиеся надежды и мечты. Так, мама видит в своей стеснительной дочери актрису, папа мечтает, чтобы его сын, увлеченный чтением исторической литературы, был нападающим футбольной команды. Здесь доминирует чувство собственности: «Мой ребенок - мне лучше знать, что ему надо». Так, одна состоятельная пара искренне считает, что их 10-летней дочери просто необходимо проводить лето в престижном лондонском пансионе, в то время как их Машенька мечтает о поездке к бабушке в Орловскую область.

А у бабушки и дедушки подобного рода мыслей практически не бывает. Они охотно включаются в детскую жизнь, «играя» по сценарию, придуманному ребенком, а не навязывая свой. Они не осуществляют прямого педагогического воздействия, а заполняют свою жизнь детскими проблемами. Иными словами: бабушка и дедушка для ребенка, а не ребенок для них.

И в дискуссиях с родителями по вопросам воспитания старшее поколение, как правило, принимает сторону младшего.
Однако, справедливости ради, нужно сказать, что и бабушки бывают разные . (Давайте теперь будем говорить о бабушках, так как именно на них в нашей российской действительности падает основная нагрузка по присмотру за детьми.)
Кто-то стал бабушкой слишком рано и вовсе не желает бросать престижную работу и хочет жить активной личной жизнью, чья-то бабушка работает ради финансового благополучия собственных внуков, а кто-то, наоборот, рад бы помочь, да годы уже не те, здоровье не позволяет.
И все же практика обращения за помощью в воспитании детей к бабушкам остается едва ли не самой популярной в России. В Европе дело обстоит совсем иначе: в семьях просто не принято обращаться за помощью к своим родителям, нормой считается нанять специальный персонал для ухода за детьми.

Кстати, в некоторых наших семьях среднее поколение придумало новую схему взаимоотношений со старшими по вопросам присмотра за детьми. На западный манер. Ведь можно платить не няне (постороннему человеку), а родной бабушке - и ничего зазорного в этом нет!

Сядем за стол переговоров!

Самая распространенная ошибка объединенного воспитания и бабушками, и мамами, состоит в том, что взрослые не могут прийти к согласию по отдельным педагогическим проблемам. Когда ребенок еще совсем маленький, все более-менее понятно: бабушка гуляет с коляской в парке, а мама делает домашнюю работу (или наоборот). Проблемы возникают, когда малыш подрастает, начинает общаться со сверстниками. Разногласия могут касаться всего: как одеть ребенка, чем кормить и т. д. В подобных ситуациях лучше сразу сесть за стол переговоров и честно рассказать друг другу о взаимных претензиях. На наш взгляд, самая правильная позиция у бабушки, которая следует правилу: «Помогаю, чем могу. Ни во что не вмешиваюсь. Они родители - им виднее». Однако стоит прописать несколько рекомендаций для бабушек, которым, надеемся, они будут следовать.
* Будьте последовательны в своих воспитательных действиях. Немного строгости в определенных ситуациях совсем не повредит вашим внукам.
* Проступок ребенка не должен остаться незамеченным. Причем наказание это не «ремень». Попробуйте в качестве наказания прочитать ребенку не 10 страниц его любимой книжки, а всего 5.
* Согласуйте свои воспитательные действия с родителями. В вашей семье будет царить спокойная и доверительная атмосфера.
Родителям хочется порекомендовать быть снисходительнее к своим детям, не бойтесь лишний раз похвалить кроху, запрещайте только то, что действительно важно для обеспечения безопасности вашего ребенка дома и в обществе.

Хорошо, если ребенок живет с мамой и папой, а бабушка - частый и желанный гость в вашем доме!

Слово ученым

Как и у всякой педагогической системы, у «бабушкиного» воспитания есть свои сторонники и противники. Основные доводы противников - дети становятся некоммуникабельными, предпочитают общению со сверстниками тихие игры с игрушками, хуже адаптируются в детском саду и школе, ребенок «после бабушки» неуправляем. Сторонники же воспитания бабушками заверяют родителей в обратном - ребенок растет психически здоровым, с чуть завышенной самооценкой (что, согласитесь, гораздо лучше, чем неуверенный малыш). Внук, с которым бабушка проводит много времени, часто опережает в умственном развитии своих сверстников. Однако мнения сторонников и противников воспитания бабушками так в большинстве случаев и остаются мнениями и наблюдениями, не подтвержденными научными доказательствами. А что говорят ученые - психологи, педагоги?
Сотрудники Института психологии РАН провели масштабное исследование интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, изучили семейную ситуацию детей и пришли к впечатляющим выводам. В частности отмечено, что дети (младшие школьники), находящиеся под присмотром бабушек, успешнее справляются с нестандартными заданиями. Причем оказалось, что родители и бабушки, сами о том не догадываясь, применяют к детям одни и те же методы воспитания! А различие состоит лишь в том, какой именно метод каждый из них считает приоритетным и как его использует.

Бабушкино воспитание хорошо, но злоупотреблять помощью старшего поколения все же не стоит

* Вполне естественно, что требования, предъявляемые взрослыми к ребенку, меняются в соответствии с его возрастом: от малыша потребовать особенно нечего, а вот у дошкольника уже есть определенные обязанности. Во время исследования задавали такие вопросы: «Считаете ли Вы обязательными каждодневные уборки в детской комнате?», «Соблюдает ли Ваш ребенок режим дня?» и пр. Вывод: родители более требовательны к ребенку.
* Теперь о запретах. Например, мама 7-летней Даши категорически против перекусов перед обедом, в то время как Дашина бабушка постоянно предлагает ребенку то пряник, то конфету. Итак, бабушки склонны к минимуму запретов.
* Самым спорным в педагогической науке был и остается вопрос о наказаниях. Исследование показало, что большая часть родителей считает, что «наказание - необходимый инструмент в деле воспитания ребенка». А вот бабушки говорят, что с детьми всегда можно договориться, нужно лишь проявить терпение.
* Как правило, родители скупы на похвалы. Кому-то кажется, что их ребенок «ничего не достиг в свои 7 лет», кто-то частенько повторяет: «Вот Вася играет на скрипке, а ты рисуешь какую-то ерунду». Таким образом, родители, сами того не подозревая, внушают собственному ребенку серьезные комплексы неполноценности, практически разрушают его самооценку. А вот бабушки считают, что их внуки рисуют не какую-нибудь «ерунду», а «настоящую картину», которую и вешают в рамку на самом видном месте. А ведь для малыша это так важно!
* Бытует мнение, что ребенка можно избаловать, если постоянно удовлетворять все его желания. Да, конечно, если речь идет о покупке новых и новых игрушек. Но очень часто бесконечные просьбы ребенка вызваны нехваткой душевного тепла со стороны взрослых, тем, что малыш чувствует себя брошенным, одиноким. При исследовании задавались вопросы: «Часто ли вы ласкаете своего ребенка?», «Если ребенок просит поиграть с ним, соглашаетесь ли вы?» и пр. Увы, родители не считают потребности и желания ребенка серьезными и обоснованными. Бабушки же склонны прислушиваться к желаниям своих внуков, какими бы парадоксальными они ни казались.
* Наличие выбора у ребенка - следующий пункт, по которому проводилось сравнение. Этот показатель, как правило, связывают с демократическим стилем воспитания в семье. Выбор может касаться всего: начиная от посещения ребенком секций и заканчивая покупкой одежды. Результаты: родители считают, что им виднее, с кем дружить ребенку, в какое время делать уроки и как проводить выходные, то есть они лишают ребенка права выбора даже в незначительных ситуациях.
* И наконец, об эмоциональном самовыражении детей. К сожалению, отмечено, что мамы слишком часто «одергивают» детей: «перестань смеяться», «не смей плакать», «ты слишком громко говоришь». Как правило, делается это по поводу и без повода. Ребенок становится зажатым, напряженным, замкнутым, не способным проявить себя ни в школе, ни в группе сверстников. Бабушки же позволяют детям быть такими, какие они есть. Итак, давайте возьмем все лучшее от «бабушкиного» и родительского воспитания - ради счастья наших детей и мира в семье!

А где же дедушки?

При проведении исследований в Институте психологии РАН было задействовано более 200 семей. Выяснилось, что более-менее активно общались с внуками лишь трое (!) дедушек. Остальные считают, что возиться с детьми - не мужское дело. На самом деле роль мужчины - отца, деда - в воспитании детей огромна. С папой и дедом девочки усваивают первые навыки общения с противоположным полом, мальчики «примеряют» на себя роль главы семьи. Дети моделируют свои отношения с окружающими в соответствии с взаимоотношениями взрослых. Если по какой-то причине в семье нет папы, именно дедушка становится для ребенка объектом обожания. Но, к сожалению, в большинстве российских семей лидером воспитательного процесса становятся женщины - мама, бабушка, которые считают, что «мужчины ничего не понимает в воспитании маленького ребенка; им бы только возиться в гараже среди железяк». Таким образом, очень часто сами женщины отбивают у сильного пола желание заниматься детьми.

«Дети возвращаются от моих родителей, и всякий раз происходит одно и то же, – жалуется 33-летняя Татьяна. – Мы рады друг друга видеть, но минут через 10 начинается: «А бабушка не заставляла нас мыть посуду!» Сколько я ни просила маму быть построже, она не меняется». Мама Татьяны, 58-летняя Ольга, поясняет: «Дочь и зять слишком строги с мальчишками, постоянно чего-то требуют от них. А у нас дети отсыпаются и отъедаются... Мы с мужем наслаждаемся общением с ними».

Свободное время, размеренная жизнь, порой и неплохие финансовые возможности – насколько приятнее быть бабушкой или дедушкой! «Многие из них легко занимают в сердце ребенка главное место, – объясняет социолог Ирина Палилова, – при этом им, как правило, не нужно завоевывать и утверждать свой авторитет. Ребенок их просто обожает и привязывается к ним, потому что его принимают таким, какой он есть, и ему с ними легко и свободно». У родителей так получается не всегда, ведь именно на них возложена неблагодарная роль воспитателя.

Нередко отец и мать чувствуют себя загнанными в ловушку, понимая, что не могут обойтись без помощи родных. Их собственные родители (бабушки-дедушки) оказывают им услугу – остаются дома с детьми, отводят их в школу, на дополнительные занятия и, естественно, хотят общаться с внуками по своим правилам. «Мои родители покупают сыну то, что я не могу ему купить, просто задаривают его, а на меня смотрят свысока: мол, ты сначала заработай, а потом настаивай на своем!» – негодует 26-летний Игорь.

«С САМОГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МОЕГО ВНУКА Я СТАРАЛСЬ СО СВОЕЙ ДОЧЕРЬЮ НЕ СОРЕВНОВАТЬСЯ». Тамара, 58 лет

Чтобы изменить ситуацию, взрослым необходимо осознать сам факт того, что соперничество в их отношениях неизбежно (а значит, и ревность, и обиды, и взаимное раздражение). Приняв это как данность, можно внести в ситуацию необходимые коррективы и найти компромисс.

Обозначить роли

«Младшие» родители должны сделать первый шаг и внести ясность в распределение семейных ролей. «Именно они должны настоять на соблюдении старшим поколением условий игры, – уверена психотерапевт Дарья Крымова. – Можно сказать: «Вы нам очень нужны, но правила определяем мы». Прекрасно, если в предыдущих поколениях отношения были выстроены четко, налажен диалог, тогда ситуация легко разрешится с помощью обсуждения спорных моментов, а семья сплотится еще больше. В противном случае напряжение может перерасти в затяжной конфликт».

Некоторые родители, помогая своим уже взрослым детям, вольно или невольно пытаются контролировать их семейную жизнь. «Маму интересует абсолютно все: и то, что находится в холодильнике, и наше времяпровождение, – рассказывает 33-летняя Надежда. – Она обвиняет меня в том, что я слишком поздно прихожу с работы, упрекает, что редко читаю сыну по вечерам... Я нуждаюсь в ее помощи, но как же она меня раздражает!» «Мои мама и отчим бесцеремонно вмешиваются во все, что касается нашей дочери, они считают, что мы с мужем все делаем неправильно, – сетует 36-летняя Галина. – Они ведут себя так, словно я еще не выросла и не имею права сама воспитывать собственного ребенка!»

Иногда внуки становятся для бабушек-дедушек единственным светом в окошке, как в случае 57-летней Марины: «Я просто заболеваю, когда Лелечку не привозят на выходные, ведь я только тогда и живу, когда внучка рядом со мной!» «Дети не являются ничьей собственностью, – напоминает Дарья Крымова, – важно строить общение в семье, не потакая ни зависимости бабушек (дедушек) от внуков, ни собственной ревности». «Болезненная потребность в том, чтобы видеть внуков, опасна еще и тем, что делает старшее поколение бесчувственным к ереживаниям собственных детей, – добавляет психолог Ольга Перевозчикова. – При этом желание видеться, общаться естественно и, конечно, должно быть!»

«ВЗРОСЛЫМ СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИЧЬЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ». Дарья Крымова, психотерапевт

К счастью, многие бабушки умеют вовремя отстраниться. Они поддерживают уважительную дистанцию с молодыми родителями и стараются относиться к ним с пониманием, как делает это 62-летняя Елизавета – мама двух детей и бабушка трех внуков: «Конечно, соперничество за внуков у нас существует, но я стараюсь сглаживать острые углы, уступаю, не теряю чувства юмора и не забываю говорить близким приятное». Быть хорошей бабушкой означает, в сущности, отказаться от ощущения материнского всемогущества, то есть ослабить соперничество со своей дочерью (сыном) и помочь ей (ему) забыть о том, что надо превзойти свою мать.

Сосредоточить силы на главном

Когда роли четко распределены, становится ясно, что задача родителей гораздо сложнее, чем у старшего поколения. Изо дня в день приходится много раз говорить «нет», повторять одно и то же, призывать к порядку и даже вводить санкции – но это одна из важнейших сторон общения с детьми. Дети и сами это признают: «По-настоящему нас ругают только родители, – говорит 11-летняя Тася. – Не то чтобы злобно или без повода, но они нас пилят, пока не добьются своего. Мы с братом понимаем, что это у них такая работа». Но выполнение такой «работы» связано со множеством неприятных эпизодов и конфликтов, иногда у родителей просто опускаются руки, и становится жалко себя. «Именно в такие моменты поддержка старшего поколения необходима, – считает Дарья Крымова. – Дедушки и бабушки могут помочь своим детям преодолеть конфликт, да и просто усталость, поддерживая их и не осуждая. Быть наблюдателем, уметь радоваться успехам всех членов семьи, не вмешиваться в семейное пространство своих взрослых детей, поддерживать их и внуков в тот момент, когда они нуждаются в этом, – наиболее успешная стратегия поведения старшего поколения».

«Когда родители и бабушки дуют в одну дуду, это тоже не всегда хорошо »

Если мы будем внимательнее относиться к общению поколений, то сможем выстроить новую модель отношений в семье, считает психолог Екатерина Михайлова*. Жизнеспособную и обогащающую ребенка.

Psychologies: Изменилась ли роль бабушек и дедушек в жизни детей и внуков?

Екатерина Михайлова: Конечно. Еще недавно бабушки и дедушки были жизненно необходимы своим детям по ряду причин, включая квартирный вопрос и тотальную занятость. Нынешнее старшее поколение не выполняет той роли «спасателей», которая была отведена ему 20 лет назад. И далеко не все современные бабушки готовы взвалить на себя этот труд – общение и ращение внуков, у них появились другие интересы, они хотят рисовать, путешествовать, водить машину… Вместо идиллического «В выходные, как всегда, повезу детей на дачу к маме» чаще можно услышать вопрос: «А мама помогает?» Мы обижаемся: они же должны войти в наше положение! Но следует помнить, что для послевоенного поколения растить детей было не столько радостью, сколько тяжелой работой; возможно, поэтому не все старики стремятся сейчас проводить больше времени с внуками.

Когда дети подрастают, может ли старшее поколение стать посредником между ребенком и родителями?

Бабушки и дедушки могут оказаться для подростка людьми безопасными, контактными, к которым хочется пойти, когда совсем не хочется идти к родителям. Это замечательно, но при одном условии: если дедушки и бабушки не асценивают это как победу над своими детьми («Я же говорил(а)!»), а как возможность поддержать ребенка, когда ему одиноко и тревожно, что-то посоветовать, объяснить…

Как выработать общий подход к воспитанию?

Когда представители среднего и старшего поколения в семье дуют в одну и ту же дуду, это тоже не всегда хорошо, потому что у ребенка не возникнет ощущения, что в разных домах люди живут, едят, думают, разговаривают и слушают по-разному. Мы разучились жить в большой семье. На первый взгляд самодостаточный мир нуклеарной семьи (она состоит из родителей (родителя) и детей) – это новая ценность современной жизни. Но когда вокруг ребенка много близких людей, это делает его психологический мир многообразнее.

* Екатерина Михайлова – кандидат психологических наук, автор и ведущая тренинга «Сундук с наследством».

Говорить детям, что люди разные

«ДЕТИ, ПОДРОСТКИ ВСЕГДА ЧУВСТВУЮТ РАЗНОГЛАСИЯ МЕЖДУ ВЗРОСЛЫМИ, НЕРЕДКО СТАРАЯСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ». Дарья Крымова, психотерапевт

«Дед не запрещает рыться у него на полках и в ящиках стола, а бабушка спокойно отпускает гулять до девяти вечера!» Варианты бесконечны: и телевизор здесь можно смотреть хоть целый день, и всегда есть свободные карманные деньги, и читать разрешают лежа в постели... «Когда между бабушками и родителями есть разногласия, – объясняет Дарья Крымова, – дети всегда это чувствуют и нередко (особенно в подростковом возрасте) пользуются ситуацией, манипулируя и усугубляя «кухонную» войну: «А у бабушки вкусней котлеты, и кетчуп она всегда разрешает!» Родители должны расставить приоритеты, Например, на подобный выпад они могут ответить так: «Это здорово, что тебе приятно проводить время у бабушки с дедом. Мы знаем, что у них в доме приняты другие правила, но здесь, в нашем доме, решения принимаем мы». Дети должны понимать, что есть универсальные правила поведения, а есть ситуативные: в разных семьях свои традиции и привычки».

«Перестаньте поучать молодых!»

«Cоветовать стоит, лишь когда вас настоятельно просят, когда ваши взрослые дети сами чувствуют необходимость что-то изменить, но не знают, как это сделать», – уверена Рада Грановская, доктор психологических наук и бабушка двоих внуков*.

* Р. Грановская «Психологическая защита», Речь, 2007.

Дополнять друг друга

А что если старшему и среднему поколению перестать сравнивать и противопоставлять себя друг другу, а вместо этого выбрать принцип взаимодополняемости? «Мой отец великолепно разбирается в музыке, – рассказывает 40-летний Михаил. – Я попросил его рассказать внукам о том, как устроен оркестр, научить их различать звучание разных инструментов, и он с удовольствием включился в это «задание». Сотрудничество всегда наполняет отношения радостью общего дела, помогает оставить в стороне все незначительное.

В такой ситуации у двух поколений взрослых и у детей возникает новый, подлинный интерес к внутреннему миру друг друга, к интересам, увлечениям, взглядам и жизненным ценностям. От близких, проживших долгую жизнь, дети узнают о том, что меняется не только мир, но и наши отношения с другими людьми и мы сами становимся старше, опытней, мудрее, снисходительнее. «Я с Митей занимаюсь так же, как занималась когда-то с собственным сыном, ничего нового не придумала, – делится 59-летняя Серафима. – Просто теперь это у меня лучше получается – и времени стало больше, и опыта, и терпения. Я это объясняю Митьке, когда он ворчит на своих родителей».

Бабушки-дедушки – прекрасные собеседники, помощники и доверенные лица своих внуков, но они же и хранители семейной истории. Старшее поколение приобщает младшее к той системе ценностей, что в школе не преподают, знакомит с такими понятиями, как «родственные чувства», «привязанность к родному дому»... Фотографии, рассказы о том, как папа и мама были маленькими, семейные предания – в этом они просто незаменимы, даже если в данный момент никто не придает таким разговорам особого значения.

Думать о будущем

Дед показал маленькому внуку, как лепить из пластилина солдатиков, а внучку бабушка научила печь «шарлотку». Не огорчайтесь, что это произошло благодаря вашим родителям, а не вам. «В основе взаимодействия взрослых, участвующих в воспитании ребенка, должна быть кооперация, которая подразумевает отсутствие конкуренции и стремление понять, что лучше для ребенка, – рассказывает Дарья Крымова. – Один учит что-то делать своими руками, другая – читать, третий – разбираться в автомобилях, а четвертая – просто любить жизнь». Общение с доброжелательными, любящими его взрослыми людьми необходимо для психического развития ребенка. Чем больше вокруг него тех, кому он доверяет, тем более открытым и любознательным он растет и в целом у него выше шансы оказаться более подготовленным к взрослой жизни. Хорошо, когда дети проводят время у бабушек и дедушек.

В семейной истории, где бывает всякое – и расставания, и воссоединения, – бабушки и дедушки, даже если они не живут вместе с внуками или разведены, могут (при желании) играть и объединяющую роль, оставаясь опорой семьи.

«Умудренные опытом и свободные от гнета воспитательной роли родителей, они подчас с большей терпимостью относятся к внукам, с душой принимая и любя их», – подытоживает Ольга Перевозчикова. По образному выражению бабушки Антонины 57 лет: «Я засеиваю эту «пашню» так же, как делала это, когда воспитывала собственных детей. Разница только в том, что урожай созреет совсем не обязательно в моем присутствии и, может быть, не у меня на глазах...»

Зачем внукам бабушки?

Мама и бабушка, дед и отец… Молодым родителям и старшему поколению далеко не всегда удается найти общий язык, когда дело касается воспитания ребенка. Кто-то пытается “спихнуть” на бабушку свои родительские обязанности. Кто-то не хочет подпускать ее близко к внукам.

А уж споры по поводу того, как правильно воспитывать, что можно и что нельзя - идут постоянно. И пока взрослые выясняют отношения, ребенок остается меж двух враждующих лагерей. Пройдет ли это бесследно? Какие опасности таят подобные семейные разногласия? Как их избежать?
И кто, в конце концов, главнее - бабушка или мама?
Об этом мы беседуем с психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой .

Искушение “детским садом”

Ирина Яковлевна, Татьяна Львовна, сегодня постоянные споры между мамой и бабушкой воспринимаются как нечто должное. Это нормально?
Шишова: Нет, не нормально. В обществе, как правило, существует устойчивая модель семьи, где роли всех ее членов четко определены, и каждый выполняет в воспитании ребенка определенную задачу.
В патриархальной традиции все было очевидно: матери отводилась главная роль, а бабушка с дедушкой были советниками и арбитрами, помогавшими ей в воспитании и разрешавшими конфликты… Нечто подобное сохранялось и в советских семьях, но сегодня жизнь круто изменилась, и старые модели просто перестали действовать.
Мама, как правило, работает, и времени на детей у нее нет. Бабушке приходится ее заменять, и тут сразу же возникают серьезные трудности. Бывает, что даже очень занятая мама имеет собственный взгляд на то, как надо воспитывать ребенка, и не согласна с тем, что делает бабушка. Бывает, что и сама бабушка не слишком готова нянчиться с внуками. Отсюда конфликты, непонимание и прочее…
А страдают в результате дети. Многим родителям кажется, что ребенок маленький и не понимает, что в семье происходит конфликт. Но детей не зря называют молчаливыми наблюдателями. Они еще не говорят, но все уже подмечают. И делают выводы.
Так что не стоит удивляться, что, подрастая, ребенок научится ловко манипулировать мамой и бабушкой, зная, что если одна что-то запретит, другая в пику это разрешит или просто будет более либеральна.

- А может, бабушки и вовсе не нужны? Только мама, и все?
Шишова: У так называемых нуклеарных семей (то есть “мама-папа-ребенок”) тоже есть серьезные минусы. Общение с людьми разного возраста помогает ребенку получить более разнородный социальный, духовный и культурный опыт. И потому многопоколенческая семья дает более разнообразное воспитание.
Плюс к тому, не надо сбрасывать со счетов условия жизни. Жители многоквартирных домов сегодня не знают даже соседей, это лишь усиливает изоляцию. Родители на работе, бабушка с дедушкой далеко, или их совсем нет… В результате депрессия - самая распространенная болезнь. Особенно в мегаполисах.

Медведева: Еще нужно учесть, что психология ребенка и психология взрослого - разные вещи. Зачастую то, что кажется нам незначительной мелочью, для детей является весьма важным.
Ребенку свойственно строить вокруг себя барьеры психологической защиты, без которых он не может чувствовать себя в безопасности. Взрослый человек для него, в первую очередь, является одним из таких защитников. Его присутствие рядом придает уверенности в себе, и именно поэтому мало кто может заменить родителей.
Да, ребенок будет себя чувствовать в безопасности, если рассказывать ему про отважных милиционеров, моряков и летчиков, которые придут к нему на помощь. В этом плане пафосная советско-патриотическая пропаганда приносила пусть косвенную, но ощутимую пользу.
Но сегодня ее уже нет, дополнительный психологический барьер рухнул. И поэтому старшие теперь должны уделять детям еще больше внимания, чем уделялось в детстве им самим.

- Но ведь альтернативой может стать детский сад?
Шишова: Да это выход, но выход все-таки ненормальный, которым нельзя злоупотреблять. Смотрите, еще недавно в детские сады брали только с трех лет. Сегодня берут в два года.
А ведь первый период жизни ребенок должен расти в семье, потому что это его мир, на разрыв с которым он реагирует очень болезненно. Считается, что в саду ребенка учат общаться, но ведь в два года он к такому общению еще не способен! Для него все, что вне его семьи, представляет собой враждебную среду, проникновение в которую не проходит даром. Многие дети, даже придя домой из “садика”, остаются в слегка неадекватном состоянии.
И, главное, если в раннем детстве у человека не сформируется образ семьи, потом будет поздно. Это скажется и в подростковом возрасте, и потом, когда семью придется создавать уже ему самому.
Поэтому, если есть выбор: няня или детский сад - уж лучше няня. Не надо превращать общение в сверх-ценность и сплавлять своего родного ребенка в казенный дом.

Медведева: Лично я также противница детских садов. Чтобы научиться общению, ребенку достаточно нескольких сверстников в дворовой песочнице.
Так что если вы можете доверить ребенка бабушке с дедушкой, которые смогут за ним присмотреть и дадут возможность общаться с другими детьми, - не стоит идти в детский сад. Зачем вам вечные простуды и страхи ребенка, оставленного родителями в чужом незнакомом месте?
Я слышала еще и такое утверждение, что доверять ребенка стоит только профессионалам, а бабушка с дедушкой “недостаточно квалифицированны”. Вот тут уж я просто не соглашусь! В такие моменты я всегда вспоминаю свою бабушку. У нее было три класса образования, но молодые соседки ходили советоваться с ней, просто как с пожилым мудрым человеком. Ее годы и ее мудрость были куда авторитетней любого диплома.
Я знаю много семей, где была такая же ситуация.
Не стоит сбрасывать со счетов наших стариков! Это вредит всем: делает из них ипохондриков, рассуждающих лишь о здоровье-болезнях-лекарствах, а нас самих оставляет без мудрых советников. Ведь мудрость - главная добродетель пожилого человека!
Жаль, что мы все чаще об этом забываем.


В поисках “золотой середины”

- Выходит, достойной замены бабушкам нет?
Шишова: Когда речь идет о роли бабушки в молодой семье, никаких однозначных рецептов давать нельзя. Все слишком индивидуально, все зависит от конкретных людей.
Думаю, всем нам известен такой распространенный сценарий. Бабушка (часто еще очень молодая женщина) живет вместе с молодой семьей или часто приезжает. Она достаточно авторитарна, привыкла быть главной в семье, ее энергия бьет ключом. В свое время она ограничилась одним-двумя детьми. Могла родить больше, но предпочла посвятить себя работе. Теперь у нее море нерастраченной энергии, а внуки предоставлены в ее распоряжение.
А мама как бы выглядывает из-за спины бабушки. Она не является для ребенка серьезным авторитетом, он и знаком с ней гораздо меньше, чем с бабушкой. Но это неправильно. Родители для ребенка важнее бабушки с дедушкой, и если это условие не соблюдается, то даже самое пристальное внимание бабушки не помешает ему ощущать, что его в детстве “недолюбили”.
Есть и противоположный вариант. Родители-пенсионеры и их молодая активная дочь, родившая внука. У нее дела, работа и свой взгляд на то, как правильно воспитывать ребенка. Поэтому она ставит свои условия: я буду давать деньги, а вы ухаживайте за ребенком, присматривайте, но никакого воспитания! Не смейте ему ничего навязывать!
Во-первых, как это исполнить? Сложно растить ребенка и не воспитывать его. А во-вторых, как это воспримут сами дети? Да очень просто! Усвоят схему отношения к Вашим родителям как к наемному персоналу, которому можно давать деньги и ставить условия. Помните рассказ Толстого про дедушку, который ел отдельно от остальной семьи из какого-то корытца? Его внук, наблюдая за этим, говорит отцу: “А когда ты состаришься, то я тоже не буду пускать тебя за стол.” Воспитывая собственных детей личным примером пренебрежения к своим родителям, мы закладываем мину замедленного действия.

- Выходит, необходимо искать “золотую середину”…
Шишова: Несомненно. Старшие в семье обязаны заранее договориться о том, как они будут воспитывать ребенка. Делать это в присутствии самих детей категорически не следует!
Важно не втягивать их во взрослые разногласия и помнить, что до определенного возраста ребенок просто не может встать над схваткой и оценить ее “по-взрослому”. Кроме того, он более зависим от старших, чем его родители. Поэтому для него бабушка с дедушкой - очень значимые люди, и осознавать, что кто-то плохой, а кто-то хороший, ребенку очень тяжело. Фактически, с точки зрения психологии, сильные конфликты между мамой и бабушкой для ребенка примерно так же тяжелы, как и развод родителей.
Естественно, лучше не осложнять свои отношения с бабушкой и дедушкой и быть с ними максимально дипломатичными.
Сегодня часто бывает, что молодые родители - верующие, воцерковленные люди, а бабушка с дедушкой напротив, воспитаны в атеистической советской традиции. Конечно, от этого взгляды на воспитание детей у них совершенно разные, но все-таки не стоит вставать в глухую оппозицию. Бывают разные ситуации. К примеру, если бабушка с дедушкой смотрят телевизор, а родители этого не приветствуют - это одно, и совершенно другое, когда бабушка с дедушкой объясняют ребенку, что в Бога верить не надо, а верующие мама с папой занимаются всякими глупостями…
К этому надо добавить, что далеко не всегда бабушка и дедушка готовы к своей новой роли и не всегда знают, что следует делать. Поэтому, не следует ждать, что они все возьмут в свои руки и со всем справятся. Решать проблемы бабушке и маме придется все-таки сообща.
Тем более что проистекают проблемы, как правило, из одного источника: нежелания людей понять позицию другой стороны и пойти на какой-то компромисс.

Курс молодого деда

Многие люди с некоторым страхом ждут появления внуков. Можно ли дать им какой-то совет: как подготовиться к своей новой роли?
Медведева: Поверьте, готовиться здесь совершенно ни к чему! Страх проходит сразу, как только ты видишь этих замечательных маленьких человечков, готовых любить тебя ни за что - просто так!
А дальше… все будет так же, как с материнством. Жизнь сама научит исполнять новую роль правильно.
Правда, мне кажется, что люди, особенно женщины, боятся сегодня не столько появления внуков, сколько того, что их появление - верный признак прихода старости.
Известный эмигрант-диссидент Владимир Буковский писал в свое время о западных стариках: “Они так и умирают с удивленными голубыми глазами, не понимая: как это с ними могло случиться?”. Сегодня такой взгляд на жизнь пришел и в нашу страну.
Это он породил привычку молодиться и требовать от детей, чтобы те обращались к старшим по именам: Юля, Света, Катя… А ведь маленькому человечку так хочется говорить “бабушка” или “мама”! Дети очень страдают от подобных запретов.
Лично мне кажется, что такие приемы “омоложения” - это лишнее. Даже если вы переживаете по поводу своих лет, не стоит мучить ребенка. Пусть себе говорит “бабушка”.
Тут ведь даже есть некий шарм - еще не старая женщина, на которую до сих пор засматриваются мужчины, и в то же время уже бабушка…

- Есть ли какие-то типичные ошибки, которые люди допускают на своем новом поприще?
Медведева: Основная ошибка - желание разрешить ребенку все.
Сегодня принято говорить, что на детей нельзя давить, что они ненавидят запреты, но это очень опасный миф! Те, кто говорит подобное, опять же не берут в расчет специфику мышления маленького человека.
Все его поведение - провокация с целью услышать “нельзя”. Он ждет запрета, потому что хочет понять, где же именно пролегает граница дозволенного. Безграничность пугает его, и потому “счастливый ребенок”, не слышавший в своей жизни запретов, рискует оказаться в кабинете врача с неврозом или каким-то иным расстройством.
Бабушкам нужно сдерживать себя и все-таки проявлять иногда строгость, только ни в коем случае не злиться при этом на самом деле, а просто ворчать! Если же по-настоящему впасть в ярость - ничего хорошего не получится.
Не меньшая опасность для современных бабушек-дедушек - панибратские отношения с внуками. Многие стремятся построить партнерские отношения с маленькими детьми, забывая, что взрослый - это еще и психологический защитник ребенка.
Помните, я говорила об образе старшего? Показательно-панибратские отношения с ребенком, вроде того же обращения к старшим просто по имени, мешают детям считать старшего своим защитником. И тогда - снова болезни и страхи.

- Мы все время говорим о женщинах, а как следует вести себя дедушке?
Медведева: Дедушка… Сегодня у нас огромное количество семей, где он является главным, а то и единственным мужчиной. Волей-неволей ему приходится замещать отца. Особенно это важно для мальчиков, ведь именно от дедушки они узнают о мужских обязанностях в доме. С дедушкой им уютно и интересно.
Но все-таки дедушка не может полностью заменить собою отца.
Часто мужчины говорят своим дочерям: “Пусть этот негодяй уходит! Я заменю твоим детям отца!”. Нет. Не заменит. Как бы он ни старался и как бы его ни любили дети. Папа и дедушка - два очень важных для любого ребенка человека, но заменить друг друга до конца они не могут.

Бабушка как вечная ценность

- Какой, по-вашему, должна быть современная бабушка, бабушка XXI века?
Шишова: Главное, чтобы она просто была. Чтобы современные дети тоже захотели иметь детей. А это зависит от их родителей, то есть тех самых будущих дедушек-бабушек, о которых мы говорим. И, пожалуй, единственный универсальный совет, который здесь можно дать: опасайтесь рационализации отношений внутри семьи.
В человеческих отношениях царит любовь, а не сухой расчет. Потому что, руководствуясь расчетом, престарелую мать легче поместить в хоспис.
Конечно, сегодня мало кто всерьез принимает такое решение. Ну, так и не стоит идти по дороге, ведущей к нему!

Медведева: А я бы просто хотела обратиться к современным родителям, у которых в будущем появятся свои внуки: “Поверьте, уж бабушкой или дедушкой быть точно легче, чем мамой или папой!”. Все-таки не так велика ответственность, да и претензий к внукам у людей, как правило, бывает меньше, чем к детям.
Родители слишком фиксируются на том, чтобы дотянуть своего ребенка до определенного культурного уровня. Для этого они спешат “запихнуть” в него, пусть даже через силу, три языка, балет, живопись… Мне порой кажется, что некоторые люди смотрят на своих детей как на некое предприятие - постоянно инвестируют в него, дабы получить высокие дивиденды.
А бабушка с дедушкой редко мечтают вырастить из ребенка гения. Они не обижаются на его неудачи, не ругают его за это. Им не нужны внуки-индиго. Они любят внуков бескорыстно. Поэтому я советую всем: подумайте. Лишая своих детей общения с дедушками и бабушками, вы лишаете их и этой любви.

Не хотелось бы писать про бабушек и дедушек в негативном свете. Как не странно это может звучать, но все, что они делаю с нашими детьми, все это от большой любви.

Но ввиду тематики статьи и актуальности данной проблемы, мне все же придётся подмочить репутацию наших родителей, поэтому в качестве компенсации, я напишу не только про все минусы воспитания, но и про глубинные причины сего феномена, и возможные пути их устранения.

И писать в основном придётся именно про бабушек , потому как дедушки в нашем обществе придерживаются скорей позиции стороннего наблюдателя, и донести им свои рекомендации по поводу времяпрепровождения с внуками гораздо легче, чем тем же бабушкам.

Так уж исторически сложилось в нашей стране, что бабушки и дедушки превратились в вездесущий социальный феномен, проникающий во все сферы жизни молодой семьи

В свою очередь молодая семья , и рада бы была громогласно заявить о своей материальной и моральной независимости , и оградиться высоким забором от гиперопеки и бесконечных нравоучений. Однако , мало кто не согласится, что в наше время многим практически не возможно обойтись без помощи наших родителей, особенно в воспитании детей. И вот это бабушкино воспитание, активно нам не нравится. Мало того, что после посещения бабуси, приходится перевоспитывать, так еще и бабушке в сотый раз разъяснять особенности педагогического процесса в 21 веке.

Что же все-таки творит старшее поколение с нашими детьми, и как это отражается на них?

Первое, что бросается в глаза , это бабушкина гиперопека во всем. Паническая боязнь простудить ребенка приводит к постоянному перегреванию растущего организма, и к резкому снижению его адаптивных способностей. В итоге мы получаем простуженного ребенка и в придачу изнеженный иммунитет. Последствия многократных повторений подобных ситуаций вполне очевидны.

Невротическое желание накормить внука, является типичным для всех бабушек. И тут существуют две опасности. Во-первых , само перекармливание , как мы знаем, плачевно сказывается как на пищеварительной системе, так и на всем организме в целом, и походы к гастроэнтерологу при такой вот «диете» обеспечены. Во-вторых , мало какая бабуля способна устоять от соблазна накормить внука(внучку) разными вкусностями, которые по совместительству являются вредными, местами очень вредными продуктами, для детей. Опять же, такие вот регулярные праздники желудка до добра не доводят, а приводят к тому же гастроэнтерологу, или, что еще хуже к аллергологу.

А еще бабушки очень любят все делать за своих внучат , и кормление с ложечки пятилетнего внука, это не самый большой их огрех. Перечислять все, на что способны бабушки, лишь бы ребеночек не напрягался, займет не мало времени. Тут важно понять не что именно они делаю, а к чему это приводит. А приведет это к всеобщей инертности и безынициативности в жизни. Человек, воспитанный подобным образом, полностью зависим от жизненной ситуации, он не способен хоть как-то сопротивляться течению. Одним словом, такой утрачивает веру в себя. Для наглядности, не поленитесь, посмотрите старенький советский мультик «Вовочка в армии», вот вам наиболее яркий пример исхода бабушкиной заботливости.

Оберегание ребенка буквально от всего . Сколько раз в день внуки слышать: «Не бегай - упадешь. Не трогай жука - укусит. Не бери камень - выпачкаешься. Не бери палку - выколешь глаз.» В перспективе подобное тотальное оберегание от всего плавно переходит в страх перед жизнь, а он в свою очередь к инертности и не умению сопротивляется жизненным ситуациям.

Как мы видим, родители и прородители, придерживаются разных линий воспитания, конечно же и те и другие хотят блага для ребенка.

Однако на практике может получится совсем наоборот. Противоречивые ситуации для ребенка (у мамы можно , а у бабушки нельзя ) в худшем случае могут привести к внутриличностному конфликту, который разрешается при помощи приобретения таких качеств характера как лживость и лицемерие.

Давайте теперь рассмотрим причины всего вышеизложенного, и пути их решения

Почему наши казало бы умудренные опытом родители , так безрассудно себя ведут ? Неужели они не понимают к чему приводят их действия? Почему они не прислушиваются к нашим рекомендациям, и делают все по-своему ?

Как известно у каждого человека есть набор потребностей, которые он стремится удовлетворить. Известный психолог А. Маслоу изобразил их в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности, вершиной являются потребности в признании, любви и уважении.

Так вот, у людей предпенсионного и пенсионного возвратов потребности в любви, признании и уважении резко обостряются.

А причины этому нехватка внимания со стороны тех же детей , которые, повзрослев уделяю время чему угодно, только не своим пожилым родителям. И единственным источником восполнения дефицита любви становятся внуки . Уж на них-то бабушки и даже дедушки отрываются по полной программе. Внучата для них это способ реализации целой батареи потребностей. С помощью них они понимают, что любимы, нужны, признаны, и все то что вы не даете своим родителем, будучи очень занятыми, бурным потоком выливается на внуков.

Поэтому, чтобы как-то поменять отношение любвеобильной бабушки к внучатам, в первую очередь необходимо поменять свое отношения к ней.

Дайте своим родителям шанс удовлетворить потребности на вас, выражайте свою любовь, и позвольте выразить их любовь к вам . Это намного облегчит взаимопонимание и участь внуков.

Мы всегда пытаемся скорректировать бабушкино поведение

Каждый раз отводя к своим родителям, мы даем тысячу наставлений, умоляем не делать того или иного, оперируем фактами, ссылаемся на авторитетных специалистов. Но все оказывается без толку. Бабушка, в лучшем случает, внимательно выслушает, покивает головой, и сделает все по своему. А все дело в том , что мы остаемся и будем оставаться для них детьми . А дети как известно совершаю много ошибок, они только учатся всему, и воспринимать в серьез их не стоит. Поэтому к любым вашим нравоучениям бабушки обычно остаются безучастны.

Можно ли изменить подобную ситуации, и каким образом это сделать?

Пути решения разнообразны, в зависимости от ситуации в семье. Очень хороший способ повлиять на бабушку , это не прямое убеждение . Попытайтесь сделать так, чтобы бабушка сама задумалась о своем поведении, сделала выводы, и изменила его. Возьмите контроль в свои руки, незаметно для ваших родителей.

Не спешите после прочтения забирать ребенка от бабушки.

Помните, чтобы изменить отношения бабушки к внукам, в первую очередь необходимо изменить свое отношение к родителям .

Анна Владимировна, участие бабушек и дедушек в воспитании ребенка одобряют не все родители, но иногда без помощи старших родственников обойтись просто невозможно. Многие жалуются на то, что бабушка воспитывает ребенка не так, как хочется маме. Нужно ли привлекать бабушку к воспитанию ребенка или детям вполне достаточно материнского внимания?

В процессе воспитания ребенка важны и мамы, и бабушки, но у них разные функции. Зачастую бабушка - тот человек, который принимает ребенка таким, какой он есть, и не пытается его изменить. В психологии это называется «безус-ловное принятие». Чаще всего именно бабушка передает ребенку семейные или национальные традиции. Отношения между мамой и бабушкой могут быть сложными, но следует признать, что у бабушки действительно есть опыт воспитания детей, которым она охотно делится. А что делать с этим опытом маме, это уже другой вопрос.

- Почему вообще возникают конфликты?

Для таких конфликтов может быть много причин.

Различия между поколениями. В разные времена общество выдвигает разные требования. При воспитании внуков бабушка ориен-тируется на требования, которые были во время ее молодости, а мама основывается на том, что требует современное общество.

Личностные особенности мамы или бабушки. Такие черты характера, как вспыльчивость, бескомпромиссность, желание доминировать и командовать всеми зачастую сами по себе приводят к конфликтам между мамой и бабушкой, а проб-лема воспитания ребенка только усугубляет этот конфликт.

На психологию каждого человека влияет его возраст. На протяжении жизни люди проходят несколько кризисов, поэтому представители разных поколений реагируют, думают и чувствуют по-разному и ценят разные вещи. Очень часто мамам и бабушкам бывает сложно принять новую для них роль, и это тоже приводит к конфликту.

Кто-то из взрослых (мама или бабушка) действительно может нега-тивно влиять на ребенка: бывают «опасные» матери и бывают «опасные» бабушки. «Опасные» - это те, которые представляют опасность для ребенка и могут нанести вред его физическому здоровью или его основным потребностям (в еде, одежде, крове).

Причин для конфликтов может быть много, и при возникновении конфликтной ситуации нужно постараться найти в ней конструктивное звено. Помните: как бы ни страдали взрослые, их страдания всегда легче страданий малыша, зажатого в тиски этих ссор. Ребенок, растущий в семье, где не прекращается конфликт между мамой и бабушкой, никогда не бывает счастлив.

- Какая причина чаще всего вызывает конфликт между мамой и бабушкой?

Самая частая причина «педагогических» конфликтов заключается в том, что между мамой и бабушкой могут сложиться конфликтные отношения независимо от их разногласий в вопросах воспитания, и в этом случае воспитание ребенка - всего лишь повод для выражения этого конфликта. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно приложить очень много усилий, при этом каждому участнику такого конфликта придется изменить не другого человека, а себя самого и свое собственное поведение. Это очень сложно: тяжело признать, что ты тоже виноват в конфликте, и взять на себя ответственность за изменение сложившейся ситуации. Конфликты могут возникать и в том случае, если мама и бабушка нечетко понимают свои роли в воспитании ребенка, а также степень и границы своей ответственности в воспитательном процессе.

Привожу примеры:

  • бабушка все еще видит в своей взрослой дочери маленького нера-зумного ребенка, отрицает ее право на инициативность и принятие самостоятельных решений;
  • мама растит сына/дочку
  • «назло», вопреки бабушке («лишь бы не так, как растили меня»), отыгрываясь на ребенке за конфликтные отношения с собственной матерью;
  • через общение с внуком бабушка стремится что-то доказать его матери и в результате получить безраздельную власть в семье - такую, какая была у нее во времена ее молодости, когда ее собственный ребенок был маленьким;
  • соперничество между мамой и бабушкой: кто лучше.

- Что делать маме, если в процессе воспитания ребенка происходит конфликт с бабушкой?

Что бы ни происходило в семье, в конечном итоге за ребенка всегда отвечает его мама, поэтому именно она должна установить правила общения бабушки и ребенка. Мама обязана обсудить с бабушкой все, что ее не устраи-вает, и установить границы. В этой связи я хочу обратить внимание на то, чего не следует делать маме:

Не следует вовлекать ребенка в конфликт и выяснять отношения в его присутствии. Выясняя отношения с бабушкой, старайтесь не высказывать общие обвинения, а говорить о конкретных вещах. Не следует говорить что-то типа «как ты меня баловала, так и его балуешь!» или «скажи бабушке, что ты не хочешь ее подарков!» Можно сказать, например, так: «Моему ребенку запрещено то-то и то-то, пожалуйста, не покупай/не давай/не делай это» или «У нас дома/у нас в семье так не принято, пожалуйста, не делай/не говори так».

Не следует обвинять или унижать кого-либо. Нельзя говорить: «Ты плохая мать (бабушка)», «У всех бабушки хорошие, а у твоего внука - кошмар». Скажите лучше так: «Я бы хотела, чтобы ты проводила с ребенком больше времени - мне кажется, ему не хватает тебя и твоей любви».

Не следует обесценивать компетентность взрослого человека, его опыт и знания и не стоит пытаться его научить или переучить. Не надо говорить: «Да что ты вообще понимаешь? Все это давно устарело!» Скажите лучше так: «Да, я знаю, что так было принято, когда ты воспитывала меня. Но теперь все иначе, и я собираюсь руководствоваться современными правилами».

- А как быть, если договориться с бабушкой все-таки не удалось?

Если маму что-то не устраивает в поведении бабушки, а вежливые просьбы не помогают, то следует напрямую сообщить ей, что вы как мать отвечаете за здоровье и развитие ребенка, поэтому больше не можете позволять бабушке общаться с ребенком так, как это было раньше. При этом нельзя говорить: «Ты больше никогда не увидишь внука!», «Такой, как ты, нельзя доверять ребенка!» Скажите лучше так: «У нас есть правила, о которых я тебе говорила. Ты их не соблюдаешь. Меня это не устраивает. Я отвечаю за здоровье и развитие ребенка и я приняла решение, что теперь ты будешь общаться с внуком только в моем присутствии или только тогда, когда будешь соблюдать эти правила». Но зачастую бабушки не воспринимают такие слова всерьез и продолжают вести себя как раньше, оставаясь в полной уверенности в том, что мама передумает и все будет, как прежде. Это тяжелый период, но маме нужно оставаться непреклонной в своих правилах. Через некоторое время, когда бабушка в конце концов принимает правила игры, жить становится легче и приятнее обеим сторонам конфликта.

Похожие статьи