Когда начинается день ивана купалы. Гадание на венке. Обычаи, традиции, обряды

05.08.2019

Летний праздник Ивана Купалы имеет многовековую историю. Этот день окутан множеством легенд, обрядов и традиций, а купальская ночь считается мистическим временем, в которое каждый может исполнить свое заветное желание.

Известно, что праздник имеет народное происхождение , но точных данных нет. Историки предполагают, что праздник сформировался из языческих обрядов очищения, которые происходили в день летнего солнцестояния. Именно в день солнцеворота в дохристианские имена отмечался Иван Купала. С приходом православной религии праздник приобрел иное значение и стал днем Иоанна Крестителя. Однако в народе по сей день популярны древние славянские обряды и традиции.

Традиции и обычаи праздника Ивана Купалы

С утра на Ивана Купалу принято омывать себя в природных источниках. Наши предки с рассветом шли к рекам и озерам, чтобы смыть с себя негатив и получить здоровье и бодрость. Однако некоторые придерживаются мнения, что в Иванов день к водоемам подходить не стоит, иначе, по народным поверьям, есть риск быть утащенным водной нечистью: мавками, русалками, водяными, кикиморами.

Главной традицией праздника остаются прыжки через костер. Огонь наши предки считали очищающим, поэтому в купальскую ночь прыгали через разгорающееся пламя и проводили между кострами скотину в надежде избавить ее от болезней.

В самую короткую ночь года не спали. В это время активировалась нечистая сила, которая могла навлечь на спящего болезни и невзгоды, а также увести душу в потусторонний мир.

В день праздника принято было собирать целебные травы , которые тщательно сушились и употреблялись в качестве профилактики болезней и для защиты жилища от негатива. Травы заготавливали и для проведения всевозможных обрядов.

Одной из самых интересных традиций является поиск цветка папоротника в ночь Ивана Купалы. Согласно легенде, этот мистический цветок появляется в полночь, цветет всего несколько секунд и тщательно охраняется нечистью. Самые храбрые отправлялись в чащобы, чтобы отыскать заветное растение. Оно, по поверьям, показывало клады, наделяло своего хозяина небывалой силой и позволяло видеть недоступные обычным людям вещи.

В день праздника почитали Солнце и проводили обряды, связанные с получением богатого урожая. Девушки и парни проводили время на полях, чтобы напитать землю энергетикой любви и счастья.

Незамужние девушки в ночь перед праздником плели венки из 12 трав и цветов, опускали их в воду и гадали на суженого . Счастливую семейную жизнь сулили венки, которые дольше остальных продержались на воде. Утонувшие же предвещали неприятности и означали, что суженый разлюбил свою невесту и свадьбе не бывать.

На пороге в день празднования клали пучки крапивы, чтобы разгулявшаяся нечисть не могла проникнуть в дом и навредить самым беззащитным членам семьи: старикам, беременным и младенцам.

Сорванные в ночь на Ивана Купалу соцветия иван-да-марьи раскладывали по углам жилища для защиты от воров. По поверьям, эти цветы являлись заколдованными братом и сестрой, которые полюбили друг друга и за это были наказаны превращением в цветы. Воры будут слышать голоса переговаривающихся между собой влюбленных и побоятся совершать кражу.

В ночь на Ивана Купалу каждый может заглянуть в свое будущее и узнать, что его ждет на жизненном пути. Магия этих суток позволяет проводить всевозможные ритуалы для обретения достатка, любви и благополучия. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

29.06.2017 02:16

В ночь Ивана Купалы с древних времен проводили множество обрядов и гаданий. Все они помогают...

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2019 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 4 703

Иван Купала - день летнего солнцеворота, после которого день начинает укорачиваться - древний народный праздник языческого происхождения, называемый так у восточных и западных славян. Иван Купала (также Иванов день) имеет старинную традицию празднования под близким национальным названием практически по всей Европе - в России, Белоруссии, Украине, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании, Португалии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Великобритании.


Для славян-язычников солнце обладало божественной властью над всем живым, а летнее солнцестояние означало наивысший расцвет всех сил природы, который воплощается в изобилие с созреванием урожая.

Изначально, до распространения христианства, праздник был связан с летним солнцестоянием (20-22 июня). C принятием христианства обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя - 24-го июня , теперь празднуется 7 июля .

В начале нового тысячелетия праздник в России стал возрождаться. И ныне, собственно говоря, праздник Ивана Купала - это причудливая смесь Христианских и Языческих традиций - Праздник Огня, Воды, Любви (см. видеоролики в разделе «Празднование Ивана Купала в наше время»).

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно.

Название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение, оно является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (купатель, погружатель). Кроме того, название праздника увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Аналогичным образом имя Иоанна Крестителя было переведено в Германии: нем. Johannes der Taufer , и в Финляндии: фин. Johannes Kastaja «тот, кто погружает (в воду, купель), освящая».

Купала - не божество

В дохристианские времена не было языческого божества «Купала», оно появилось вследствие недоразумения: летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога и упомянул в Густынской летописи (а это, извините, уже XVII век!) божество «Купала».

Затем это недоразумение было повторено переписчиками, потом ранними исследователями славянской мифологии, а затем уже и научно-популярными и всяческими неоязыческими изданиями.

В качестве «божества», Купала мог появлялся в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, например, в песнях.

Праздник Ивана Купала и церковь

РПЦ неодобрительно относится к этому празднику, и однозначно осуждает языческие («бесовские») игрища в этот день и эту ночь. Но здравомыслящие церковнослужители понимают, что языческие традиции одним словом не перешибешь, да и не было принято в православном христианском опыте выкашивать всё дотла. Ведь в славянском мире, несмотря на многовековую давность христианства, у всех без исключения народностей купальские празднества до сих пор не утратили свое первоначальное значение.

Но за всё время христианства на Руси, некоторые народные традиции церковь старалась наполнять новым смысловым содержанием, и они сами собой постепенно приходили в соответствие с христианскими нормами. А вот языческую традицию в народе, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы, церковь старается изжить.


Постепенно народная вера, связанная с купальскими празднествами, перешла в круг простонародных суеверий, обряды - в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи.

Обряды праздника

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой , огнём и травами . Основная часть купальских обрядов производится ночью, откуда и название «Ночь на Ивана Купалу». По современному календарю - с 6 на 7 июля .

По поверьям крестьян в купальскую - самую короткую - ночь нельзя спать, т.к. оживает и становится особенно активной всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Вода

Массовое купание на Ивана Купалу - обязательный обычай: в этот день из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

По народным поверьям в этот день может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. И костры по берегам рек являются символом такого соединения. Кроме того, в ночь на Ивана Купалу гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.



Огонь

Одним из главных символов праздника были очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Считалось, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.

В старые времена в некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора, в них матери сжигали снятые с больных детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.

Кроме костров, в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки, играли в горелки.

Травы

Многочисленные обычаи Ивана Купалы связаны с растительным миром.

Травы и цветы, собранные до рассвета, клали под Иванову росу, высушивали и сберегали, т.к. считали такие травы более целебными. Ими окуривали больных, боролись с нечистью, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии. Кроме того, их употребляли для разжигания любви или, наоборот, для «отсушки».

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой - которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к древнейшему мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях.

Но главным героем растительного мира в этот день становился папоротник. По преданиям, с цветком папоротника, который появляется всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Народные поверья и обычаи

* - В купальскую ночь ведьмы делаются более опасными, а потому на пороге и на подоконниках следует класть крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится.

* - В Иванову ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

* - Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

* - В полночь нужно, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


* - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое считается целительным средством против разных недугов.

* - Если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов, любое желание исполнится.

* - В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.

* - В Иванову ночь перепрыгивали через костёр в залог здоровья и удачи, перепрыгнувший обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то считалось, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго.

Купальский костёр, огонь

Купальский костёр (купала) - ритуальный огонь, непременный компонент купальской обрядности, являлся центром молодежных гуляний в Иванову ночь. Костры зажигали накануне праздника, в ночь на Ивана Купала. Их раскладывали на краю деревни, за пределами поселения: на выгонах, перекрестках дорог, около водоёмов, на холмах вблизи полей.

В некоторых местах шест с горящим наверху факелом молодёжь носила по деревне, а затем выходила с ним за пределы поселения.



Каждое поселение организовывало свой костёр, а иногда несколько небольших костров. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого «живой огонь», получаемый путём трения. В ряде мест старика мог заменить парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью.

Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, мётлы, колёсные ободы и т.д. Центром костра служило дерево с обрубленными сучьями и отрубленной макушкой, или шест, укреплённый в земле. Затем, наподобие новогодней ёлки, на него вешали венки, старые веники, цветы, старые лапти, прикрепляли к вершине свечки.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядовых действий игрищ у костра было перепрыгивание через купальский огонь.

В ряде мест был обычай пускать вниз с холмов и возвышенностей горящие колёса, ободы от колёс, смоляные бочки.

Празднование Ивана Купала в наше время

Праздник Ивана Купала - праздник Огня, Воды, Любви

(песня «Эдерлези» из фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, музыка Горана Бреговича, её перевод исполняет Валерия). Длительность 4:06

Славянский праздник в Саратове

Содружество «Колослава» провело 26 Июня 2010 г. в Саратове Славянский праздник Ивана Купала. Песню «Уж как ночь коротка...» исполняет группа «Колоход». Длительность 3:05

01.07.2017 | 12:03

Доброго времени суток. С вами маг Азал, и сегодня обсуждаем Ивана Купала — праздник, обычаи и традиции Иванова дня. Вы получите ответы на вопросы, кто такой Иван Купала, когда проходит этот праздник и как его провести, можно ли купаться в этот день, зачем прыгают через костер, какие травы собирать, какие обряды, гадания и ритуалы можно провести, какие обереги изготовить самому и др.

Праздник Ивана Купалы — история и традиции

История и традиции праздника Иваны Купалы восходят к древним славянам. Это праздник летнего солнцестояния — один из самых сильных дней, один из 8 основных магических праздников Колеса Года, насыщенный мощной природной энергетикой.

Праздник славяне отмечали в честь языческого бога Купалы, который обрел известность далеко за пределами язычества. Это пограничное существо, кровавый бог границ, который частенько подшучивает над людьми. Однако в день летнего солнцестояния стираются грани между различными мирами, и он становится основным защитником человека.

Кто такой Иван Купала

Кто такой Купала, понятно. А кто такой Иван Купала? Дело в том, что с появлением христианства и установлением его власти на славянской территории этот день стали отмечать как рождество Иоанна Предтечи.

Церковь активно запрещала, порицала празднование Купальской ночи, но не смогла искоренить на все сто языческие обычаи и традиции. Оба праздника — языческий и христианский — наложились друг на друга, равно как и их названия. Отсюда и появилось знакомое нам Иван Купала.

Когда проходит праздник Ивана Купалы

По старому стилю праздник Ивана Купалы проходил в июне-месяце 24 числа, сейчас отмечаем 7 июля. Готовятся с вечера накануне Ивана Купалы, 6 июня. Основное празднование проходит в ночь с 6 на 7 июля. По традиции Купальскую ночь проводят в бдении и шумном праздновании.

Ивана Купала — смысл праздника с точки зрения мага

Энергетика Купальского праздника такова, что максимально истончены грани между мирами. Все становится другим. Различного рода существа — как светлые силы, так и вся нечисть на Иван Купалу более активно себя проявляют. Поэтому этот день отличается тем, что происходит масса чудес, необъяснимых явлений, знамений, знаков и пр.

Магия на Ивана Купалу усиливается в возможностях, так как больше шансов быть услышанным силой. Обряды приобретают особую силу. Основным защитником и помощником в этот день выступает Купала.

К Купале обращались за защитой от водной нечисти, защитой брака, детей. К нему обращались для защиты всех, кто находится на воде, чтобы сохранял их в дороге. Купала может менять и сводить судьбы людей, поэтому частые обряды на Иван Купала — привороты, очищение, улучшение доли, избавление от бед и несчастий.

Человек, желающий воспользоваться возможностями этого дня, может получить ответы на свои вопросы, загадать желания, провести магические работы по коррекции своей судьбы. Актуальны очистительные ритуалы, можно заручиться поддержкой различных сил, найти союзников среди духов.

В этот день колдовские обряды были сильными, а гадания отличались особой точностью. День хорош для жреческих посвящений и магических инициаций разного рода.

Где праздновали Иван Купала

Для празднования Купальской ночи люди объединялись вместе по нескольку ближайших селений. Накануне выбирали место, где праздновали Иван Купала — это обычно была большая поляна, на которой могли уместиться все желающие. В эту ночь никто не спал — ни старики, ни больные, ни дети.

На поляне к вечеру разжигали огромные кострища, проходили массовые шумные празднества. Костры жгли, так как к огню стремятся светлые духи, и огонь отпугивал нечисть.

На поляне, где праздновали Иван Купала, обязательно был большой камень с ровной поверхностью. На него люди складывали подношения для светлых духов и богов, чтобы они могли присоединиться к празднованию.

Дома не оставались в эту ночь. Если кто-то не выходил на массовые гуляния, его могли счесть за ведьму или колдуна. Также не принято было по одному отходить куда-то от толпы — по возвращению вас обязательно проверят, дух вы или человек.

С крайней осторожностью относились к чужакам, которые обращались к людям, просились в дом или к костру в Купальскую ночь. Его также проверяли, человек это или дух. Если дух, то старались откупаться — выполняли его просьбу, но в дом не пускали.

Можно ли купаться на Иван Купала

На Ивана Купала нельзя купаться — можно до или после, но не в сам праздник. Почему на Ивана Купала нельзя купаться? Потому что вода в этот день другая, она становится проходом в мир мертвых. Нельзя находиться в этот день на воде.

Считалось, что любые путешествия по воде не должны проходить в этот день, иначе человек может не вернуться. Все, кто находился на воде, выходили на сушу для празднования Купальской ночи, и могли продолжить свой путь днем.

Не разрешалось в день Купалы даже смотреть на воду — на гладь озера, поверхность реки и прочее, чтобы не заигрывала водная нечисть или погибшие на воде. Этот день лучший из для поминания таких умерших.

Купаться на Ивана Купала можно, если это продиктовано необходимостью — условиями магического обряда.

Что делали на праздник Ивана Купала

Вечером накануне Ивана Купалы собирали травы для костра и обрядов. Собирали старые испорченные вещи, чтобы сжечь их в костре и освободить место в доме для хорошего. Девушки, желающие погадать ночью на суженого и замужество, плели венки из трав.

На праздник Ивана Купалы одевались в белые одежды, чтобы показать чистоту. Традиционное женское платье на Ивана Купала — длинная белая рубаха (с рукавами или без) в пол, прихваченная пояском на талии.

Днем проводили подготовку к обрядовой части праздника. Готовились к ночному гулянию. Основное празднование проходило Купальской ночью.

Что делают в ночь на Иван Купала

Ночь перед Иваном Купалой — особенная ночь. В это время всегда было светло от костров и очень шумно, как днем. Несколько деревень или большой город собирался вместе на этот праздник. Молодые люди из разных селений имели возможность познакомиться, присмотреться друг к другу и найти свою любовь на Ивана Купала.

Пели песни, были игры, гуляния, прыгали через костер, разыгрывали сценки, рассказывали истории, загадывали желания, проводили обряды очищения, гадали, смеялись.

Это делалось с целью защиты людей от разгулявшейся нечисти. Огонь привлекает светлых духов и отпугивает темных. Усиливали защитные свойства костра травы, которые в большом количестве бросали в огонь. Их собирали вечером накануне Ивана Купалы.

Согласно поверьям, папоротник расцветает в ночь на Ивана Купала. Наиболее отважные люди в одиночку шли в лес и искали цвет папоротника, чтобы приобрести магическую силу и возможности.

Ночь проводили в веселии, и лишь с рассветом расходились. В рассветные часы, когда показались первые лучи солнца, многие купались в росе по дороге домой и обсыхали на ветру. Считалось, что такое купание приносит здоровье. Одежду, в которой купались в росе, не стирали, а сохраняли в течении следующего года. Одевали ее в случае болезни для скорейшего исцеления.

День и утро на Ивана Купала проходило в сборе трав и отдыхе.

Обряды на Ивана Купала

Обряды на Ивана Купала проводились по трем основным направлениям:

  1. с огнем;
  2. с водой;
  3. с травами.

Обряды с огнем или зачем прыгать через костер на Ивана Купалу

Самые распространенные обряды на Ивана Купалу — обряды с огнем. С помощью огня проводилось очищение, отпугивание злых духов, люди доносили свои желания и просьбы до светлых сил.

Прыгать через костер на Ивана Купалу — это не просто элемент развлечения или народных гуляний. В ночном костре сжигали массу очистительных благовоний и трав, поэтому прыжки через костер в Купальскую ночь были очистительными.

Кроме того, в эту ночь люди охотно избавляли свой дом от ненужных и сломанных вещей, чтобы этим освободить место для чего-то хорошего, что сможет прийти в их жизнь.

В огне сжигали специально сделанные мотанки из трав для реализации своих желаний. Считалось, что светлые силы слетались к костру в Купальскую ночь, принимали угощения с большого жертвенного камня и, довольные, охотно брались за исполнение желаний.

Проводили гадания с огнем, ответы считывали по дыму.

Обряды с водой на Ивана Купалу

Обряды с водой на Ивана Купалу опирались на ее особые свойства в эту ночь. Эти обряды опасны, так как вода в Купальскую ночь является хорошим проводником в мир мертвых.

Эти свойства воды использовали для улучшения своей доли. Например, с этой целью проводили купание в реке на Ивана Купала. Невезучего человека или человека с плохой, тяжелой судьбой по специальному обряду бросали в воду.

Считалось, что все плохое должно утонуть (мертвые заберут себе), а хорошее останется. После этого обряда судьба человека изменялась. Если же не выплыл, то считали, что плохое перевесило и увело с собой человека.

В этот день вода становилась зеркалом, и на водной глади можно увидеть будущее. С помощью воды у мертвых узнавали необходимую информацию, задавали важные вопросы, гадали. Поминали умерших на воде — пускали хлеб с медом по воде для них.

В день Ивана Купалы, чтобы смыть с себя беды и несчастья, человека обмазывали медом, и он шел мыться в воду. По воде разбрасывали защитные травы. Когда он выходил, его одевали в чистые белые одежды.

Вода в этот день являлась возможностью встретиться и пообщаться с мертвыми. Для этой цели днем 6-го июня мастерят лодочку. В лодочке устанавливают свечу, на дно кладут вещь или фото умершего, а напротив свечи сажают куколку.

Куколкой может вступать палка с пятью концами, похожая на человечка. Куклу можно сплести из трав или вырезать из дерева.

Кроме этого, для мертвого в лодочку клали угощение — хлебные крошки с медом. Писали на бумажке вопрос. Бумажку складывали и также клали в лодку.

Ночью в одиночку без света (чтобы не спугнуть мертвых) шли к водоему, зажигали свечу в лодочке и отпускали лодку в плавание по воде.

Считалось, что ответ человек получит в ближайшее время, максимум до года. Мертвый может вмешаться в жизнь и указать на ответы по знакам или присниться. В случае, когда получали ответ, приносили откупной мертвому на то место, откуда пускали лодочку.

Обряды с травами на Ивана Купалу

Считалось, что травы в дни праздника набирают свою максимальную силу. До Купальской ночи собирали травы для костра и для защиты дома, чтобы нечисть в доме не поселилась.

После Купальской ночи собирали травы на год вперед — в основном это были травы, обладающие защитными и лечебными свойствами. Считалось, что наиболее сильными целительными свойствами наделены растения на Ивана Купалу, срезанные на рассвете при первых лучах солнца.

Если травы шли собирать в лес, то обязательно задабривали лешего. При входе в лес оставляли ему алкоголь, хлеб и жменю листьев табака. В этом случае леший проявит благосклонность, проведет лесными тропами к наиболее сильным травам, убережет в лесу, не даст заплутать.

Знахари собирали травы, используя специальные заговоры на Ивана Купалу — как общие при сборе трав, так и для сбора конкретного вида растения.

Если растения на Иван Купала собирали для гадания на венке или исполнения желания, то это делали до захода солнца 6-го июня.

Чтобы улучшить свою долю, на рассвете утром на Иван Купала человек, не глядя и не выбирая, рвал 7 жменей трав. Травы приносил домой и принимал с ними ванну 7 дней подряд.

Какие травы собирают на Иван Купала

Травы на Иван Купала собирают по необходимости, в зависимости от своих целей. Хранить такие травы разрешается максимум 2-3 года, после чего они полностью утрачивают свои свойства и их сжигают.

Основная трава, которую обязательно собирают на Иван Купалу — это полынь. Полынь успокаивает Купалу, когда он бушует, поэтому ее всегда кидали в костер на Купальскую ночь. Кроме того, она обладает защитными, лечебными, очистительными свойствами.

Второе растение, которое любит Купала — папоротник. Когда срывали папоротник, его иногда вытягивали с корнем — кусочком корневища. Такие корешки вешали на шею или по дому для защиты.

Специально корни папоротника для защиты выкапывать нельзя! Только тот дух растения, который готов помочь, отзовется и поделится с вами кусочком своего корня.

Обереги на Ивана Купала

Для защиты дома от нечистой силы и колдовских чар собирали специальные вязанки, которые вешали на ворота. В наше время жителям квартир такую вязанку полезно повесить над входной дверью. Вязанка является хорошим оберегом на год вперед.

Травы для вязанки собирали вечером накануне Ивана Купала до захода солнца. Основные травы, которые входили в такую вязанку — полынь, папоротник, иссоп, чертополох, зверобой. Все они обладают выраженными защитными свойствами.

Иногда в вязанки добавляли и другие травы, например, девясил, лаванду, шалфей, крапиву. Считалось правильным собирать 3, 7, 9 или 12 трав на Ивана Купала в защитную вязанку. Изредка знахари собирали для нее 21 вид трав.

Такую вязанку самостоятельно с ворот не снимали. Ждали, когда ее ветер или кто-то ее сорвет.

Любовные обряды на Ивана Купала

Праздник Ивана Купала — не праздник без любовной тематики. Купала мог не только сводить судьбы, но и развести неугодные ему пары. Считалось, если свел Купала, то это на всю жизнь. Верно и обратное — надломившиеся в этот день отношения не смогут восстановиться.

Купала охотно помогал людям в любовных делах, поэтому в его день часто проводили гадания на любовь, на суженого, делали вызовы любимых, привороты, работы по укреплению и защите брачных уз.

Замуж на Ивана Купала

Свадьба на Ивана Купала — хорошо или плохо? Можно ли выходить замуж, жениться на Иван Купала? Славяне день Купалы считали лучшим из летних дней для соединения судеб влюбленных, поэтому обряды венчания у славян в этот день были очень распространенными.

Молодожены испрашивали благословения Купалы, чтобы взял в юности и привел к старости. Выйти замуж на Ивана Купала — значит иметь крепкую семью.

Приворот на Ивана Купала

Люди часто использовали свойства Купальского дня, стремясь устроить свою личную жизнь. Приворот на Ивана Купала, заговор или любовный обряд обладает большей силой, чем в другой день. Слова заговора или приворота лучше слышно силе из-за стертости граней, разделяющей различные миры.

Однако любые ритуалы в этот день являются и более опасными, так как нечисть гуляет, и на зов может отозваться любая сила — причем, часто совсем не та, которую призывают в рамках обряда. Плата за ошибку порой была слишком высока, поэтому любовные обряды проводили только знающие люди.

Приметы на Иван Купала

Верная примета на Иван Купала — если отношения завязались в этот день, то это произошло с его благословения, и такие отношения будут крепкими.

Люди замечали места, куда на Иван Купала ударила молния. Желая приобрести себе защитника, человек стремился к этому месту. Искали камень или дерево, в которое попала молния. Если находили, забирали себе — эта вещица имела сильные защитные свойства.

Есть и сельские приметы на Ивана Купала:

  • если на Иванов день много росы — к богатому урожаю огурцов;
  • если в Купальскую ночь звездно — будет много грибов;
  • если в Иванов день гроза, то орехов будет много, но все будут пустые;
  • до Иванова дня дожди прибавляют хлебов, после этого дня — убавляют.

Рожденные на Иван Купала

Если родился на Иван Купала, значит человек считался близким Купале. Ему легче, чем другому, испросить благословения, защиты и помощи у Купалы. Если рожден на Ивана Купалу, то легче добиться хороших отношений с ним, его заступничества и покровительства.

Праздник Ивана Купала, обычаи и традициями этого дня у славян — неисчерпаемая тема. Надеюсь, наиболее важные аспекты магического значения этого дня я вкратце осветил. Вскоре выйдут дополнительные статьи с практическими вещами — гадания на Ивана Купалу и обряды на исполнение желания в этот день. Не пропустите — подпишитесь на новости сайта.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их в комментариях к статье. С уважением маг Азал, автор статей и хозяин сайта “

1:502 1:507

Какого числа отмечают Ивана Купала? Этот вопрос с наступлением лета волнует все больше девушек, которые хотят не пропустить волшебную Купальскую ночь - лучшее время для гаданий и любовной магии.

1:866 1:871

Люди издавна придавали этому празднику особенное значение, и считали его мистическим - наполненным магией волшебством. В чем же заключается особенность Иванова Дня? (это другое название праздника Ивана Купала)

1:1260 1:1265

Мы предлагаем вам ознакомиться с историей, традициями, обычаями, ритуалами и приметами этого праздника.

1:1458

История праздника Ивана Купала

1:1525

2:503 2:508

День Ивана Купала - изначально языческий праздник, посвященный Солнцу и славянскому божеству Купале. В дореволюционной России этот день принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев. Ещё до принятия Русью христианства этот праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцеворота.

2:1408 2:1413

Однако уже в христианской Руси праздник приурочили к дню рождения Иоанна Крестителя, и он стал отмечаться 24 июня . Во многих селениях праздник Ивана Купала начали называть Иванов День.

2:1754

2:4

3:508 3:513

После перехода на с юлианского на григорианский календарь день Ивана Купала передвинулся еще вперед и сегодня его отмечают 7 июля.

3:757 3:762

Поэтому, как мы видим, начальное значение праздника уже потеряло всякий смысл, так как он уже не приходится на день летнего солнцестояния. Однако в ряде европейских стран день Ивана Купала все же отмечают в период с 20 по 24 июня.

3:1178 3:1183

Традиции на Ивана Купала

3:1236

Иванов день, как его еще называли в старину, достаточно богат традициями, обрядами и ритуалами. При этом, несмотря на специфичность обычаев, многие из них можно встретить и сегодня.

3:1568

3:4

4:508 4:513

Особое внимание в этот праздник посвящалось силам природы. Так, символом Ивана Купала было Солнце. Как утверждали крестьяне это период самого высокого уровня активности Солнца, после чего оно двигалось уже к зиме. После принятия христианства Русью, солнце стало символизировать Иоанна, а праздник обрел свое второе название - Иванов день.

4:1142 4:1147

Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется».

4:1669 4:4

В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло…»; «Солнце сходить грае…» .

4:206 4:211

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня, который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

4:563 4:568

5:1072 5:1077

Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игры солнца.

5:1477 5:1482

С самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах. Считалось, что это очищает человека как физически, отгоняя все болезни, так и духовно.

5:1775

5:4

А еще на Ивана Купалу обязательно парились в банях, при этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называли травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению здоровья.

5:533 5:538

6:1042 6:1047

Утром, на рассвете, было принято умываться росой, для этого использовали чистую скатерть, с которой надо было рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали ее в приготовленную емкость, и росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса очищала кожу, делала ее гладкой и нежной, сохраняла женскую красоту.

6:1789

6:4

Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили жилье от всяческой нечистой силы, кропли кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

6:342 6:347

7:851 7:856

Огонь также обладал особенным волшебством в этот день, поэтому всей деревней разжигали костры, и прыгали через них.

7:1072

Огонь обязательно разводили около водоемов. Считалось, что они обладают магической силой, которая способна очистить и подарить везение на весь год.

7:1348

Поэтому появилось поверье, что тот, кто перепрыгнет и не заденет пламя весь год будет удачливым и, возможно, сможет обрести настоящее счастье.

7:1612

7:4 8:508 8:513

Традиция перепрыгивать через костер сохранилась и до нашего времени, сегодня также можно встретить деревни, где в этот день соблюдают эту традицию.

8:787 8:792

9:1296 9:1301

На Руси день Ивана Купалы всегда считался главным для сбора трав, когда они имеют особую целебную и даже магическую силу. Лекарственные растения заготавливали на рассвете. После купания все отправлялись за травами, ходили босиком по целебной росе подальше от поселений и дорог, обязательно с хорошим настроением и молитвой.

9:1900 9:4

10:508 10:513

Травы затем освящали в церкви, окуривали ими больных людей и использовали, как обереги . Многие женщины сохраняли эту магическую частичку на случай болезни или беды.

10:819 10:824 10:827 10:832

Особое значение придавалось в этот праздник папоротнику. Считалось, что если встретить цветок папоротника, то это хороший знак, такой человек обладает особенной добротой и с ним можно найти любое сокровище.

10:1216 10:1221 10:1224 10:1229

Особенностью этого растения считалось, является то, что он в эту ночь расцветает на несколько секунд, а потом исчезает, поэтому его не так легко отыскать.

10:1512

10:4

11:508 11:513

Еще задолго до праздника всем селением выбирали так называемого урядника, который занимался проведением праздника. Основной его задачей было подготовиться к празднику и провести его. Безусловно, он должен был знать все традиции и обычаи.

11:955 11:960

В этот день люди пели песни, произносили заклинания.

11:1060 11:1065

11:1072 11:1077

В то время пока женщины собирали травы, мужчинам необходимо было срубить деревце, высота которого должна была составить примерно полтора или два роста среднестатистического человека. Затем его устанавливают там, где договорено провести гуляния. Когда же деревце на месте, девушки украшали его цветами и лентами. В народе такое деревце называли "марена" или "купала".

11:1752

11:4

12:508 12:513

Все празднество происходило только у костра. Там устраивали пир, играли в горелки, молодые выбирали себе пару и проводилось множество обрядов.

12:779 12:784

С появлением православной церкви, все эти обряды были осуждены, так как связаны они с язычеством. Однако народ не мог отказаться от них и все же продолжал следовать им. Таким образом все смешалось - народные поверья с религией.

12:1199 12:1204

13:1708

13:4

Также в этот день было принято рассказывать истории и рассказы, в которых описывали особенное волшебство, связанное с растениями. Так, благодаря растениям, можно было найти и клады, деньги, исцелиться и так далее.

13:399 13:404

14:908 14:913

Согласно древней легенде, в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник и кто найдет этот волшебный цветок, тот сможет видеть спрятанные под землей сокровища и научится понимать язык животных.

14:1270 14:1275

Обряды и ритуалы на Ивана Купала

14:1344

15:1848 15:4

Помимо традиций, которые соблюдали в этот день, также Ивана Купала буквально пропитан различными языческими обрядами.

15:226 15:231

Многие в ночь на Ивана Купала не ложились спать. Все это ради того, чтобы самыми первыми умыться утренней росой. Считалось именно она может подарить здоровье и красоту.

15:540 15:545

16:1049 16:1054

Если в этот день кого-то обливали грязной водой, то никто не злился, а наоборот радовались. Ведь чем чаще в этот день искупаться, тем лучше. Человек проживет последующий год счастливо, а также тем самым сильнее очистится.

16:1457 16:1462

17:1966

17:4

Во время гуляний молодежь из сена создавала куклу, которая являлась символом бога Купала.

17:173 17:178

18:682 18:687

Когда водили хоровод и пели песни, по сценарию один из участников должен был зацепить куклу так, чтобы она упала.

18:897 18:902

19:1406 19:1411

После чего все сбегались, чтобы посмотреть умер ли "Купала". Когда же объявляют, что он не дышит, девушки начинали оплакивать его посредством песен.

19:1682

Пока девушки поют, парни берут куклу и несут к заранее подготовленному погребальному костру, где его и сжигают. После этого ритуала и начинался настоящий пир.

19:291 19:296

20:800 20:805

Чтобы сжечь в буквальном смысле все болезни и несчастья своих детей, женщины собирали вещи своих сыновей и дочерей, в которых они переболели и бросали в огонь. Так, согласно их верованиям, дети будут здоровые и сильные.

20:1208 20:1213

21:1717

21:4

На Ивана Купала молодые люди присматривались друг к другу и искали себе пару. Когда же выбор сделан, то девушка и парень перепрыгивали вместе через костер, держась за руки.

21:320 21:325

22:829 22:834

Таким образом они пытались проверить свои чувства и заглянуть в будущее. Если пара перепрыгнула, не разжимая рук, то их брак будет крепкий и счастливый, если же наоборот, то лучше и не сходиться им.

22:1197 22:1202

Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.

22:1431 22:1436

23:1940 23:4

Также в этот праздник раньше хозяйки на порог стелили крапиву . По их мнению, таким образом можно было спастись от злых духов и ведьм.

23:250

В эту ночь, когда девушки водили хороводы вокруг срубленного дерева, парни совершали набеги, пытаясь тем самым украсть Марену.

23:486 23:491

24:995 24:1000

Тот счастливчик, которому это удалось, убегал подальше к реке, а за ним уже все остальные. Все срывали по одной ветке, которая считалось приносит плодородие. Дальше дерево пускали по реке.

24:1346 24:1351

25:1855

25:4

Чтобы уберечь скотину от болезней, хозяева проводили животных между купальских костров.

25:169 25:174

Приметы на Ивана Купала

25:227

26:731 26:736

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой.

26:895 26:900

Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

26:1055 26:1060

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

26:1343 26:1348

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

26:1629

26:4

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

26:291 26:296

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

26:652 26:657
Похожие статьи