Какие животные по Библии не чистые и их нельзя есть? Существуют ли в православии нечистые животные

18.07.2019

Что такое пост , многие знают не понаслышке. Кто-то придерживается его из религиозных соображений, кто-то с целью очистки организма . В любом случае мясо - продукт, с которым нужно считаться. Его сложнее всего заменить: мясо содержит важные аминокислоты и кучу микроэлементов. Один кусок мяса - это целая корзина разных продуктов! И тем не менее…

Почему существует пост? Почему некоторые религии запрещают есть определенные виды мяса ? Например, в Коране четко указан запрет на свинину, а в Библии приведен перечень нечистых животных . Почему, в конце концов, кодекс королевской семьи запрещает есть устриц? Редакция «Со Вкусом» нашла ответы на все эти вопросы, а также подтверждающие их научные факты.

Чистые животные

Возвращаясь к теме того, что мы - то, что мы едим : за свою жизнь все виды живых существ накапливают в себе определенные вещества, которые могут быть полезными или опасными для человека. Отсюда и теория про нечистое и чистое мясо. А теперь перейдем к списку.

Млекопитающие

Начать с красного мяса проще всего, так как оно может считаться чистым лишь в том случае, когда принадлежит травоядным животным.

  • коровы
  • олени
  • серны

Рыбы

Чистой рыбой считается та, которая имеет чешую, перья или плавники.

  • лосось
  • окунь
  • форель
  • мерланг и другие

Карп же питается растительностью и мелкой живностью и по всем пунктам проходит проверку на чистоту: чешуя и плавники на месте.

Птицы

Так же, как у чистых рыб должны быть плавники, у чистых птиц - зоб. Они должны питаться растительностью, зерновыми культурами и мелкой рыбой.

  • все виды куриных
  • голуби
  • индюки

Нечистые животные

В этот список попадают те животные, которые несут потенциальную угрозу для организма. Удивительно, но многие из этих продуктов относятся к диетической пище и даже деликатесам!

Млекопитающие

У большинства чистых млекопитающих парное копыто. Но есть исключения, например свинья. Итак, приводим список нечистых животных.

  • свинья
  • кролик
  • лошадь
  • верблюд

Кролики, чье мясо считают идеальным для усвоения, тоже не пойдут на пользу. Их употребление приводит к подагре и артриту, а всё из-за содержащихся в мясе пуриновых оснований, которые в итоге превращаются в мочевую кислоту.

Лошадиное мясо тяжело переваривается, отрицательно влияет на почки, печень, сердце. А в рационе верблюда слишком мало свежей зелени: колючки да сухие кустарники.

Рыбы и другие дары моря

Список огромный. Главное, что нужно усвоить: в пищу не годятся падальщики и те, кто фильтрует через себя большое количество воды.

  • рыба-меч
  • акула
  • осетр
  • креветки
  • крабы
  • устрицы
  • мидии и другие

Итак, не зря членам королевской семьи нельзя питаться ракообразными и моллюсками. Известно, что ими легко отравиться . Например, креветки, крабы и раки питаются всем, что гниет на дне морском. Мидии и утрицы фильтруют через себя тонны воды, а в результате сами насыщаются тяжелыми металлами и всем тем, от чего чистят воду.

Сом - еще больший падальщик, чем краб. Фактически он питается исключительно мертвечиной, за что его называют санитаром рек . Тот же осетр относится к донным рыбам и питается теми самыми моллюсками и червями.

Птицы

Здесь всё еще проще! Как мы уже сказали, плотоядные птицы нам не подходят.

  • чайка
  • ворон и ворона
  • ястреб
  • пеликан

Напрашивается вывод: чистое мясо у тех, чей рацион «правильный» с точки зрения человека. Что полезно есть людям, то желательно искать в рационе животных . Известно, что избыток мяса в рационе приводит к серьезным проблемам с почками и печенью, в то время как большое количество зелени чистит кровь и организм в целом.

Будьте внимательны при выборе продуктов! Если вы находите эти научные факты интересными и полезными, поделитесь ими с теми, кто не знает их.


Чистые и нечистые животные

המהנ, האמט המהנ הרוהט - так различаются животные в законе Моисеевом в отношении допустимости к употреблению в пищу. Из четвероногих животных чистыми считаются те, которые имеют раздвоенные, т. е. совершенно расщепленные, копыта и отрыгают жвачку; все остальные, у которых нет ни одного или имеется только один из этих признаков, считаются нечистыми и не должны употребляться в пищу. Дозволены в пищу десять видов четвероногих: рогатый скот, мелкий скот, олень (ליא см.), антилопы или собственно газели (ינצ), каменный баран (רומחי) и еще четыре вида газели: акко, дишон, тео и земер (Второз., 14, 5), которых нельзя определить с точностью. Нечистыми являются осел, верблюд, заяц, даман или тушканчик (ןפש также хищныe и дикиe животныe. Заяц (תננרא) и даман (Hyrax syriacus - ןפש) не отрыгают жвачки, как это можно было бы вывести из Лев., 11, 5 и Втор., 14, 7, но они зубами производят такие движения, по которым наблюдателю кажется, что они пережевывают жвачку. Свинья (вепрь) нечиста: хотя она имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачки. Пресмыкающиеся животные считаются нечистыми, как то: лисица (דלח), мышь, многие ящеровидные, лягушки и кроты. Из водных животных чистыми признаются имеющие плавательные перья и чешую. Из птиц нечистыми считаются многие хищные птицы, как то: вороны, орлы, коршуны, соколы, ястребы, аисты, страусы, летучие мыши и др. Голуби, как и куры, гуси и утки (не упоминающиеся в Библии) дозволены в пищу, так же крылатые пресмыкающиеся, имеющие длинные голени. Гады (змеи, черви), "ползающие на брюхе", - запрещены в пищу. Подробно перечислены Ч. и нечистые животные в Лев., 11, 1-30 и во Второз., 14, 4-20 (пропущено перечисление дозволенных в пищу 4 видов саранчи). Трупы нечистых животных делают того, кто к ним прикасается, ритуально нечистым, даже если их зарезали. Прикосновение к ним прямо воспрещено (см. соотв. статью). Все животные, допускаемые к жертвоприношению, должны быть чистыми, но из Ч. животных некоторые не допускаются к жертвоприношению, напр.: олень, газель, курица. Рыба, даже чистая, не годна для жертвоприношения. См. соотв. статью. См. также Зоология.

Ср.: Dillmann-Ryssel, Exodus und Leviticus, 1897; В. Baentsch, Exodus-Leviticus, 1900; C. Steuernagel, Deuteronomium, 1898; Alf. Bertholet, Deuteronomium, 1899; H. Schurtz, Die Speiseverbote, ein Problem der Völkerkunde, Гамбург, 1893.

В Талмуде. - Различие между Ч. и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного - отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) - Талмуд присоединяет третье - отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум (ср. Аристотель, Hist. Naturalis). Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у Ч. животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна (ср. Л. Каценельсон, "Анатомия в древнееврейской письменности", СПб., 1889, стр. 58). Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть ее землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены (תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח - заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б). Законоучители испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков Ч. и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13-19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова "лемино" и "лиминегу", т. е. "с породой их", что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия Ч. от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у нее сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца (Toc. Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне). Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая ее одной ногой, отрывают от нее куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרוםמ). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц - чистой (Kereti u-Peleti, § 82). По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена (Аб. Зара, 39б, 40а). Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83). Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространенному мнению, отнес к категории Ч. рыб. Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21-22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела (Хул., III, 8). Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид ее, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить ее к пище. Впоследствии саранча была запрещена (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85). Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушел от того места и потом вернулся назад (Хул., 67а, б); на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью (ср. Иоре Деа, 84). Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35).

Толкования подразделения животных на Ч. u нечистых. В послании Аристея (144-154) говорится, что "эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер"; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: "Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо". Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: "Все эти вещи портят кровь и делают ее легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу" (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe ХXV-XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Клеменс Александрийский, Ориген). Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог ее запретил (ср. Сифра, Кедошим, конец). Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе (Танхума, Лев., изд. Бубера, Шемини, III, 29). Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии (см.) почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61). Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного (ком. к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.). Маймонид (Море Небухим, III, 48) видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Ч. рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у нее влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины (ком. к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, изд. Иеллинека, стр. 29). Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу (ком. к Лев., 11, 163d). Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические (Акедат Ицхак, III, 33б, изд. Поллака). Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42-43). По каббалистической теории, нечистые животные происходят от отрицательных сефирот, создавших зло в мире (Зогар, Шемини, III, 41б); с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79). Таким путем мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем Бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан. О взглядах реформистских раввинов и современных библейских экзегетов см. также ст. Пища, Реформа, Ритуальная чистота, Тотемизм.

Ср.: Torat Kohanim, Schemini, Сифре ко Второз. 100-104; Шулхан-Арух, Иоре Деа, 79-86; Lewysohn, Zoologie des Talmuds, 14-18; Wiener, Speisegesetze, 298-328; Л. Каценельсон, "Институт рит. чистоты", книжки "Восхода", 1897. .

Удивительные все-таки создания - животные. Во многих вопросах даже людям у них есть чему поучиться: преданности и сообразительности - у собаки, верности - у лебедей, своенравности и грациозности - у кошек, выносливости - у лошадей, а чистоплотности - у многих из братьев наших меньших.

Собаки, как и все звери, от природы имеющие логово, очень внимательно относятся к выбору туалета: они никогда не оправляются там, где живут. Причем делают это всегда в одном и том же месте и инстинктивно пытаются «замести следы» своей жизнедеятельности. Эта привычка у них зарождается еще в щенячьем возрасте. Забота о чистоте у собак в крови. В дикой природе они, как и другие звери, чистили себя, почесываясь о деревья и кусты, купались в утренней росе, искали простой и здоровый корм, богатый витаминами и белками, поэтому не испытывали проблем с обменом веществ и могли гордиться своей густой и блестящей шерстью.

Чистоплотность - инстинктивная особенность всех представителей кошачьих: чистота тела необходима им при охоте, чтобы жертва не могла учуять затаившегося хищника.


Домашние кошки

в заботе о собственной чистоте вылизывают свою шерсть не менее десяти раз за день, а еще очень любят вылизывать своих сородичей и человека. Так что почти 30% своего бодрствования кошки тратят на уход за собой. Не удивительно, что после насыщенного рабочего дня, им очень хочется спать. Кошки - настоящие сони: на восстановление сил во время сна им требуется по 14 - 18 часов в день! Недосыпание может отразиться на их здоровье и вызвать неврозы. Домашние кошки, как правило, неплохо приспосабливаются к режиму человека: спят преимущественно ночью, хотя находят время вздремнуть и в течение дня.

Для некоторых представителей животного мира, например мух, умывание - жизненная необходимость. Отсутствие у этих насекомых век препятсвует защите их глаз от постоянно оседающих на них пыли и грязи, поэтому без умывания им просто не обойтись. Причем умываются они почти постоянно и невероятно быстро: до 100 раз в минуту.

Еще одни претенденты на звание чистюли среди насекомых -

Они вырабатывают натуральное дезинфицирующее средство – муравьиную кислоту и специальные ферменты, убивающие вредоносных микроорганизмов. Эти маленькие трудолюбивые существа решили вопрос с канализацией задолго до появления на Земле людей. Муравейники - настоящие мегаполисы, оборудованные специальными камерами для отходов и обеспеченные специальным штатом работников - муравьев–мусорщиков, занимающихся переработкой нечистот.

Обитатели горных районах Хонсю в Японии

японские макаки

Любопытные и умнейшие животные в мире и настоящие аккуратисты. Чистоту в своих стаях они возвели в настоящий культ. Прежде чем покушать, они обязательно моют пищу. Японские макаки обожают мыться и используют для этого горячие источники. Все свое свободное от поисков пищи время они заняты водными процедурами и чисткой друг друга. Причем последнее занятие является для них не просто гигиенической процедурой, но еще и средством выражения любви и признание главенства.

Сейчас, во время Великого поста 2017, многие воздерживаются от употребления животных продуктов. Эта статья – отличный повод для размышления. Возможно, узнав об этих фактах, вы тщательно пересмотрите свой рацион, и не вернетесь к некоторым видам мяса и после Пасхи 2017.

В Библии есть главы, посвященные разделению животных: на чистых и не чистых. Ученые решили разобраться в причинах того, почему Бог разделил животных по такому принципу и что это означает для нас?

Чистые морские жители

(Втор. 14:9 Лев. 11:9) – «Чистыми в воде являются те животные и рыбы, у которых есть перья или плавники. Сюда входят такие животные и рыбы, как лосось, окунь, форель, мерланг, карп и многие другие».

Лосось питается в основном сельдью и песчанкой. Эта рыба относится к плотоядным видам и питается мелкими беспозвоночными и зоопланктоном в раннем возрасте.

Карп кормится в местах богатых растительной и животной пищей, водной растительностью, моллюсками, рачками, червячками и другими мелкими организмами.

Нечистые морские жители

«А все тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас» (Втор. 14:10). Это большая категория, включающая в себя рыб, ракообразных и других морских обитателей, таких как: акулы, рыба-меч, зубатка, киты, дельфины, креветки, крабы, лобстеры, морские моллюски, устрицы и многие другие.

Рыба меч (нет чешуи). Рыбные поставщики практически никогда не заказывают рыбу-меч: в отличие от своих клиентов они видели трехметровых червей, которые в ней живут.

В топку ракообразных идет все, что валяется на дне, включая долхлятину и утопленников. Поэтому они могут выступать переносчиками опасных заболеваний – тифа, гепатита А, а также рака (содержат канцерогены).

Сом (нет чешуи). Сом питается не только мелкой и ослабевшей рыбешкой, но и некоторой другой пищей: раками, червями, моллюсками, лягушками, некрупной водоплавающей птицей, разнообразными пищевыми отходами, поэтому его, как и щуку, называют санитаром рек.

Креветки, крабы, раки – падальщики. В топку ракообразных идет все, что валяется на дне, включая долхлятину и утопленников. Поэтому они могут выступать переносчиками опасных заболеваний – тифа, гепатита А, а также рака (содержат канцерогены).

Устриц ы – именно они активно и эффективно очищают воду. Они поедают избыток водорослей и планктона, а также осадок на дне. За свою жизнь устрицы (как и мидии) пропускают через себя огромное количество воды, поэтому впитывают из нее всю химическую грязь. Кроме того, они могут накапливать в себе сильнейший яд – сакситоксин, который обладает нервнопаралитическим действием, их даже называют моллюсками-фильтрами. А люди поедают устрицы, и считают их деликатесом.

Насколько важны устрицы в морской экожизни можно пронаблюдать на видео. (В течение двух часов, устрицы полностью очистили воду в своем аквариуме. Известно, что устрицы могут очищать от 75 до 200 литров воды в сутки).

https://youtu.be/TXzLf7WxVV8

Бог не случайно запретил употреблять в пищу эти виды водных обитателей. Медики знают, что вышеперечисленные виды рыбы и ракообразных могут накапливать в себе значительное количество тяжелых металлов, а также содержать естественные отравляющие вещества. Для людей они могут оказаться губительными.

Чистые птицы

К чистым относятся птицы отряда куриных, индюк, голуби и голубки – все, у кого есть зоб, а также утки.

Утки едят с утра до поздней ночи, щиплет любую растущую по берегам растительность, жадно глотает мелкую рыбешку и всяких водяных, воздушных и земляных насекомых.

Голуби едят зерно, любого вида и хорошо клюют мелко рубленные листья салата, капусты, шпината, моркови, щавеля, клевера, молодой крапивы и прочих культур и трав, отличающихся мягкостью и сочностью.

Нечистые птицы

Левит 11:13-19 «Из птиц гнушайтесь сих (не должно их есть, скверны они): орла, грифа и морского орла, филина, пеликана, цапли, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его, лебедя…» и т.д.

Грифы, чайки, вороны – относятся к падальщикам и от других хищных птиц отличаются тем, что охотятся на птенцов, убивают ослабленных и больных птиц и мелких животных.

Ястребы, совы, пеликаны – едят млекопитающих, птиц, насекомых, крыс, мышей, лягушек и т.д.

Есть серьезные причины для запрета на употребление в пищу мяса этих птиц. То, что они питаются падалью, мертвыми животными – не сулит человеку, который ест это мясо, ничего хорошего, поскольку оно может оказаться источником какого-нибудь заболевания.

Чистые животные

Левит 11:1-3 Втор. 14:3-6 «Разрешается есть мясо коров, оленей, буйволов, а также коз и овец, и серна, орикс, и камелопард».

Козы, овцы,с серна, олени, коровы – травоядные.

Кровь животных также не годится в пищу. Мы не должны есть жир любого из вышеперечисленных животных, а также, животных, умерших своей смертью или убитых другим животным.

Нечистые животные

Верблюды - травоядные животные, они питаются в основном колючими растениями, сухой травой и кустарниками.

Кролики – сырые овощи и фрукты, траву(клевер очень любят).

Что касается вреда мяса кролика, в нем выявлены пуриновые основания, которые, попадая в организм, превращаются в мочевую кислоту, которая оседая в суставах и сухожилиях, повреждает их. В последствии вызывает артрит, подагру, нервно-артритический диатез у детей до года.

Фотография: фотобанк pixabay.com

Кашрут — диета или ритуал?

Рами ЮДОВИН

Тора подробно говорит о запрещённых и разрешённых в пищу животных. Животное, запрещённое в пищу, называется «таме», т. е. ритуально нечистое: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас». (Лев. 11:8).

Вот признаки, по которым можно определить животное, допускаемое к употреблению в пищу: жует жвачку, и при этом имеет раздвоенные копыта. Однако сами ритуально чистые животные не перечисляются. При этом, упоминаются четыре запрещённых животных — верблюд, даман, заяц и свинья, видимо, чтобы в дальнейшем не возникло споров о пригодности их в пищу. Они имеют вместо обязательных двух характеристик пригодности только один — жуют жвачку или имеют раздвоенные копыта, но двумя признаками одновременно эти животные не обладают (Лев. 11:4-7).

Также даны чёткие указания в отношении морских обитателей и снова показывают два признака пригодности – плавники и чешуя. Все остальные, не имеющие этих двух опознавательных знаков, в пищу запрещены.

Птицы перечисляются подробно — упоминаются двадцать видов пернатых, запрещённых в пищу, в большинстве своём питающихся убоиной и падалью.

Запрещаются в пищу все насекомые, кроме некоторых видов саранчи. Возможно, это выпадающее из общей системы послабление связано с трудной досягаемостью пищи в условиях пустыни, по которой Моисей вел народ Израиля. Это разрешение свидетельствует о древности закона, восходящего к первоначальной традиции народа-кочевника.

Нечисты также мелкие животные, ползающие по земле, такие как змеи, мыши, черепахи, ящерицы и т. д.

Дотронувшийся до их трупов становится нечистым до вечера. Всякая вещь, которая имела соприкосновение с трупами этих животных — становится нечистой.

Глиняный сосуд, печь и очаг должны быть уничтожены, если произошло соприкосновение с трупом животного. Питьё из сосуда, внутрь которого попала мертвечина, также становится нечистой.

Употребление в пищу пресмыкающихся возбраняется категорически, так как считается осквернением человека: «не оскверняйте душ ваших каким-либо животным пресмыкающимся и не делайте себя чрез них нечистыми, чтоб быть чрез них нечистыми» (Лев. 11:43-46).

Нам важно понять, оригинальны ли законы «кашрута».

Известно, что в древнем Египте существовало понятие о ритуальной чистоте и святости посредством воздержания от определённой пищи. Для прочтения 64 главы Книги Мёртвых необходим был отказ от употребления в пищу мяса и рыбы, а также от контактов с женщинами:

«Эта глава должна быть прочитана человеком ритуально чистым, не вкушающим рыбы или мяса и не прикасающимся к женщинам».

На одной египетской стеле, воздвигнутой в XIV в. до н. э., сообщается, что строитель не осквернялся нечистой пищей:

«Не ел никакой мерзости, не вкушал рыбу и даже не ловил её».

В папирусе Галовера 3292 употребляется понятие «чистый» (wcb), означающее физическую или нравственную чистоту.

В Египте не существовало тотального запрета употреблять в пищу рыбу. Только при определённых случаях, в определённое время, например, в период наполнения Нила или в двадцать второй день первого месяца, египтянам было предписано воздерживаться от рыбы, так как в этот день, по египетскому поверью, бог Ра создал водоплавающих. Вполне вероятно, это один из способов сохранить поголовье рыб.

О запрещении употреблять нечистую пищу также известно из надписи в храме Исиды:

«Желающий посетить храм должен воздерживаться от употребления нечистой пищи и должен быть обрезан» (6-10 строка).

В папирусе Нута говорится, что употребляющие в пищу мясо являются ритуально нечистыми.

По словам Геродота, свинья считалась нечистым животным:

«Свинью египтяне считают нечистым животным. И если кто-нибудь, проходя мимо, коснётся свиньи, то сразу же идёт к реке и в одежде, которая на нём, погружается в воду. Также и свинопасам, единственным из всех египтян, несмотря на их египетское происхождение, не дозволено вступать ни в один храм» (Геродот II; 47).

Сообщение несколько странно, потому что по словам того же Геродота, египтяне приносят в жертву свиней двум богам — Селене и Дионису, и после жертвоприношения вкушают свинину:

«Прочим богам, кроме Селены и Диониса, египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам — только в известное время, а именно в день полнолуния. Затем после жертвоприношения вкушают свинину» (Геродот II; 47).

В Египте существовали разные традиции, и поэтому Геродот зафиксировал два различных обычая.

Археологические находки времён Древнего Царства свидетельствуют, что египтяне употребляли свиней и кабанов в пищу.

Несколько позднее, вплоть до 18 династии (2190-2160 до н. э) не встречается изображение свиньи, в могилах не обнаружено костей этого животного. В период Среднего Царства (2106-1786 до н. э.) развивается свиноводство. Были обнаружены свиноводческие фермы, изображение свиньи служило амулетом, даже богиня Нут изображается в виде свиньи. Но вместе с этим в Египте развивается и противоположная традиция. Сет, противник Гора, изображается в виде свиньи. Свинья становится отверженным и нечистым животным:

«Затем Ра сказал Гору: "Посмотри на ту чёрную свинью", и Гор посмотрел, и тут же глаз его пострадал».

«Чёрная свинья, на которую посмотрел Гор, была на самом деле Сути, который превратился в чёрную свинью, и именно он поразил глаз Гора огнём. Затем Ра сказал двум другим богам: "Свинья вызывает у Гора отвращение; но хотя это отвратительное ему существо, он поправится». (Папирус Ну, Британский Музей, N10477, лист 18).

В священных египетских законах также говорится о птицах, разрешённых и запрещённых к употреблению в пищу, только причина запрещения противоположная, чем в законодательстве Моисея.

Коршун, ястреб, ибис, орёл в Египте являлись священными, так как символизировали богов, и поэтому их было запрещено употреблять в пищу.

В Египте не было тотального (как в законах Израиля) запрещения на употребление в пищу животных, считавшихся нечистыми, но только при определённых случаях, в особенные дни и в определённый период египетской истории. Не было столь подробного описания признаков нечистых или чистых животных и птиц, как в законах Торы.

В Зороастризме существует понятие «храфстра» — это животные и насекомые, считавшиеся вредными порождениями божества Ангро Манья. К ним причисляются волки, черепахи, змеи, практически все земноводные и все бескрылые насекомые:

«Дух Зла напал в облике змея и сразу наплодил ядовитых змеёнышей. Мириады храфстра — крысы, мыши, землеройки, и змеи, и ящерицы, и лягушки, и муравьи, и какие другие есть ещё многоножки, черви, ядовитые, жалящие расползлись и заполонили все пастбища, так что без вредоносных тварей не осталось на земле и места с остриё иголки» (Сказание о сотворении мира).

Уничтожение «храфстра» считалось богоугодным делом. В тексте «Авесты» говорится об искуплении посредством уничтожения «храфстра». Было строжайше запрещено убивать выдру, так как это животное уничтожает «храфстра»:

«Если кто убьёт выдру, жилищем тому будет ад, род его угаснет, он не сможет искупить грех, если не получит десять тысяч ударов ритуальной плетью… Не совершит десять тысяч жертвоприношений, не убьёт десять тысяч змей, десять тысяч ящериц, десять тысяч жаб, десять тысяч древесных лягушек, десять тысяч муравьёв, десять тысяч мух…» (Видевдат 14.1 - 10).

Геродот рассказывает об обычаях персидских магов уничтожать животных, которых они считали вредными:

«Маги же собственноручно убивают всех животных, кроме собаки и человека. Они даже считают великой заслугой, что уничтожают муравьёв, змей и пресмыкающихся и летающих животных» (Геродот I;140).

Законы зороастризма о вредных и полезных животных отличаются от законов Пятикнижия о нечистых и чистых животных. Иудейские законы не приписывают уничтожать нечистых животных. Кроме этого, полезные животные по учению Заратустры, такие как собака, выдра, лошадь, согласно Торе являются нечистыми.

Можно предположить, что законы книги Левит о «кашруте» — это диетические и гигиенические правила, регламентирующие пригодность употребления в пищу того или иного животного. Правда, в таком случае, не совсем ясно, почему животные, не пригодные в пищу, названы «ритуально нечистыми». Но, с другой стороны, как объяснить человеку, жившему тысячелетия назад, что определённые виды животных не пригодны в пищу, приносят вред? Разумнее всего, чтобы оградить древних людей от поедания вредных для здоровья животных, объявить их ритуально нечистыми. Ведь только такое объяснение может предотвратить употребление животных, контакт с которыми приводит к отравлениям, болезням и эпидемиям.

Конечно, сложно представить, что все правила, описанные в 11 главе книги Левит, были плодом измышлений кочевника. Многие пищевые запреты неактуальны в условиях пустыни, в которой не обитают большинство из перечисленных животных и уж, конечно, рыб. Хоть нам известно об отступлении от общего правила — разрешение употреблять в пищу различные виды саранчи, однако встаёт вопрос: в условиях пустыни трудно выжить, минимум пищи зачем вводить какие-то пищевые запреты, причём совершенно несвоевременные?

Впрочем, сбрасывать со счетов гениальность, пророческий дар Моисея, божественные откровения, является неправильным, если мы хотим быть непредвзятыми исследователями и учитывать все факторы, даже невозможные с нашей точки зрения.

Вероятно, запрещение употреблять в пищу перечисленных в книге Левит животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых – необходимая мера для сохранения здоровья нации, потому что эпидемия страшней, чем недоедание, потому что могла свести в могилу весь народ, находящийся в ограниченном пространстве.

Выявление общей системы распознавания животных по внешним признакам (например, одновременно два обобщающих признака: раздвоенное копыто и срыгивание жвачки), — является простым и гениальным.

Употребление в пищу хищников, поедающих падаль и накапливающих в своём мясе трупный яд, опасно для человека, приводит к отравлениям и различным заболеваниям. Даже заяц, очаровательный грызун, объявлен нечистым. Но этот, на первый взгляд, безобидный зверёк при определённых обстоятельствах поедает мышек, а иногда и своих сородичей. Кроме того, зайцеобразные болеют общими для человека и животных болезнями: туляремией, бруцеллезом, листериозом. Верблюд болеет бруцеллезом и чумой. Тушканчик служит переносчиком ряда инфекций, в том числе и чумы. Свиньи нередко бывают носителями сальмонелл, мясо часто заражено ленточными глистами и цепнями. Свиньи в жарком климате, представляют эпидемиологическую опасность из-за множества общих с человеком болезней.

Интересно, что в Писании совсем мало мест, упоминающих пищевые запреты. Пророк Исайя осуждает народ за употребление свинины. Правда, из контекста не вполне ясно, осуждается вкушение свиного мяса как такового, или какой-то идолопоклоннический ритуал, в котором свинья приносилась в жертву:

«Народ, гневящий Меня пред лицом Моим постоянно; приносящие жертвы в садах, и воскуряющие на кирпичах. Обитающие в могилах и в скрытых местах ночующие, едящие мясо свиное, и отвар гнусный (в) сосудах их» (Исайя 65:3-5).

Вполне вероятно, что употребление свинины являлось частью языческого ритуала, так как в древности простой бедный народ, как правило, ел мясо только во время празднеств и жертвоприношений:

«Те, которые освящают себя и очищают себя в рощах, один за другим, едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Господа» (Исайя 66: 17).

В любом случае из слов пророка явствует негативное отношение к поедающим свинину и мышей. Ведь если во время идолопоклоннического ритуала вкушали баранину или говядину, то вряд ли пророк упомянул бы в списке преступлений употребление этой пищи. Поэтому пророк ссылается на сложившуюся, известную традицию об употреблении в пищу нечистых животных.

Похоже, понятие «нечистое» воспринималось не только зороастрийцами, но и иудеями не только как запрещённое в пищу, но также нечто неблаговидное, мерзкое. Однако вряд ли древние иудеи относились негативно к таким животным, как лошадь (которая оценивалась дороже человека-раба), верблюду или собаке, ведь эти животные использовались евреями на войне и в быту. Поэтому «нечистое» не во всех случаях являлось синонимом «мерзкое», но всего лишь запрещённое в пищу.

Апостол Пётр видел полотно, спускаемое с неба, в котором находились «нечистые» животные. Пётр услышал Голос, повелевший ему: «заколи и ешь». И он в изумлении ответил: «никогда не ел ничего скверного или нечистого». Но получил ответ: «что Бог очистил, того не почитай нечистым» (Деяние 10:11-16).

Видение Петра, как мы выясняем дальше из повествования, не говорит о разрешении вкушать некошерную пищу, но позволяет евреям входить в дома к неевреям, которые во времена Иисуса почитались за ритуально нечистые, так как язычники не следовали предписаниям Моисея, не проходили обряды очищений. Чтобы объяснить это нововведение, следовало использовать понятные, знакомые символы для такого иудея как Шимон бар-Иона (апостол Петр).

Похожие статьи