Как понять младенца. Что делать, если ребёнок подавился? Инструкция от врача-педиатра

02.08.2019

Что делать, если подавился ребёнок, должна знать каждая мама. Так как случись такое, важна будет каждая минута.

Но для начала надо твердо усвоить, чего не надо делать.

Ненужные и нужные действия

Угрожаемые ситуации зачастую создают родители ребёнка. Режутся зубки, и грудной ребёнок пытается грызть всё, что попадает в поле зрения. Зачем ему грызть игрушки, можно ведь занять кроху полезным и вкусным яблоком или морковкой, или огурцом. Так думают многие мамы-папы-бабушки. Они ведь рядом, что может случиться? Случается, к сожалению, за секунды.

Если у грудного ребёнка показался хотя бы кончик молочного зуба, он обязательно отгрызет кусочек от яблочка.

Засмеялся, заплакал – и вот уже грудничок подавился едой.

Детям постарше могут попасть в руки мелкие детали от игрушек, а ведь малыши всё исследуют и на вкус. И даже просто что-то жуя, ребёнок может засмеяться или заплакать, вдохнуть с полным ртом и поперхнуться. Нередко необходимо оказывать помощь, когда ребенок подавился конфетой.

И всё же, как бы мы ни старались, надо быть готовыми к любой ситуации.

Если ребёнок подавился и задыхается, не теряем время и приступаем к оказанию неотложной помощи:

  • если малыш подавился, но при этом кашель сохранен, кожный покров не синий (частичная обструкция), срочно вызываем скорую помощь;
  • а если вы видите синюшность кожи, слабость, неэффективный кашель, хрипы, при вдохе втяжение межрёберных промежутков (обструкция дыхательных путей с нарушением дыхания), если ребёнок не может ни говорить, ни кашлять, ни дышать (обтурация) – приступайте незамедлительно к оказанию помощи.

Попросите помощи у кого-нибудь, чтобы вызвать неотложку. Если некому, а ребёнок синеет, сначала оказывайте первый этап помощи и потом только вызывайте бригаду медиков.

Первая помощь ребёнку до 1 года

Первая помощь ребёнку от 1 года до 8 лет

Ребёнку старше годовалого возраста помощь оказывается немного по-другому.

  1. Вы удерживаете его на своём бедре, животом вниз, голова ниже туловища.
  2. Наносите удары основанием ладони (5 раз) между лопатками.
  3. Переворачиваете на спину и быстро (одно нажатие в секунду) нажимаете на грудину по линии, проходящей между сосками, также 5 раз.
  4. После этого осматриваете ротоглотку, если видите инородное тело, пробуете его удалить.
  5. И в случае успеха начинаем делать ребёнку искусственное дыхание. Для этого вы производите 5 вдохов «рот в рот» или «рот в нос». Голова ребёнка при этом не должна быть закинута чрезмерно.
  6. Повторяете весь цикл сначала до удаления инородного тела.

Первая помощь ребёнку старше 8 лет

  1. Необходимо встать позади ребёнка.
  2. Если вы значительно выше, становитесь на колени, обхватываете его руками в области талии и, надавив на живот, делайте сильные толчки, как бы выталкивая инородное тело вверх. Повторяем 5 раз. Такой способ называется приём Геймлиха.
  3. Если ребёнок лежит, то используем положение «всадника» и делаем резкий толчок крестообразно сложенными ладонями в направлении вверх от солнечного сплетения к груди. Повторяем 5 раз.
  4. Если обнаружили инородное тело в ротовой полости, то удаляйте его и начинайте делать искусственное дыхание.
  5. При неэффективности – делаем 5 ударов между лопатками, затем переворачиваем и делаем 5 ударов по грудине, потом искусственное дыхание.
  6. Продолжать, чередуя, до приезда медицинской помощи.

Бывают ситуации, когда в период прорезывания зубов и активного слюноотделения, лежа на спине, ребёнок «давится слюной».

Тут мероприятия практически идентичны действиям при попадании инородного предмета:

  • размещаете младенца на своём предплечье животом вниз, при этом голова ниже туловища;
  • наносите основанием ладони 5 ударов между лопатками;
  • переворачиваете ребёнка на спину на руку, которой наносили удары, и делаете двумя пальцами 5 толчков в грудную клетку, на один палец ниже линии сосков;
  • при неэффективности – искусственная вентиляция лёгких.

Если ребёнок захлебнулся?

Ребёнок захлебывается в разных ситуациях: купался в ванной, летом в небольшом бассейне или в открытом водоёме, упал в воду или пил и вдохнул.

Помощь оказываем также незамедлительно, как и в вышеописанных случаях.

  1. Необходимо на бедро своей ноги положить ребёнка вниз лицом и надавить несколько раз на его спину. Это делается для того, чтобы удалить жидкость из ротоглотки и дыхательных путей.
  2. Проверить, нет ли во рту постороннего содержимого или рвотных масс.
  3. После чего следует оказывать помощь по общим принципам:
  • обеспечиваем проходимость дыхательных путей: ребенок на спине, разогнута шея, нижняя челюсть выдвинута, вытянут кончик языка;
  • делаем искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Новорождённому и грудничку не нужно чрезмерно разгибать шею, это может затруднить проходимость в узких дыхательных путях, достаточно подтянуть подбородок вверх.

При правильной технике искусственного дыхания должна равномерно подниматься грудная клетка ребёнка при вдохе, если же этого не происходит или надувается живот, то воздух в лёгкие не попадает.

Соотношение числа вдохов и компрессионных движений: 2 вдоха и 15 нажатий на грудину. Деткам до года массаж делается двумя пальцами, ладонью только после года. Точка приложения – грудина, по линии между сосками;

  • не прекращаем оказывать помощь до приезда скорой.

После того, как ребёнок пришёл в себя, не отказывайтесь от госпитализации, так как возможны отдаленные последствия, которые могут проявиться в виде отёка лёгких в течение 72 часов после попадания жидкости в лёгкие.

Всегда следует помнить, что когда ребёнок подавится или захлебнётся, времени зайти в интернет и почитать, что же делать, у вас не будет. Дорог каждый миг. И неважно, каков возраст малыша. Его жизнь будет зависеть от быстроты вашей реакции. И единственное, что можно сделать заблаговременно, – получить необходимые навыки первой помощи, чтобы внезапно возникнувшее удушье у ребёнка не вызвало растерянность и панику.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Приблизительное время чтения: 12 минут

Вот и остались позади эти долгие девять месяцев ожиданий и томлений, сменившись страхами и опасениями скорых родов. Они также, согласно закономерности процесса, подошли к своему логическому завершению. И вот она новая жизнь делает свой первый вдох и издает свой первый крик, извещая мир о своем появлении. Это только начало долгого пути.

Только что родившегося кроху положат на живот или на грудь новоиспеченной мамочке и тут же заберут. И пока мама отходит от родового процесса, малышу предстоит пережить еще несколько стрессовых минут.

Девять месяцев малыш переживал все эмоции и впечатления вместе с мамой. Окружающий мир его касался косвенно. Он был защищен, находясь в тесном пространстве матки. В момент рождения ребенок сталкивается с внешним окружением. Далеко ему не знакомым и не понятным. Первые моменты - это адаптация к миру после родового процесса.

При рождении связь «мать - ребенок» не прерывается, а наоборот еще больше укрепляется. С первых моментов рождения младенец способен взаимодействовать с окружающим миром.

Он видит, слышит, ощущает боль, холод, тепло, реагирует на вкусовые изменения, запахи. Своим криком он привлекает внимание взрослых. При общении с нами взрослыми дети накапливают и совершенствуют свой опыт знакомства с окружающим миром.

Все только начинается

Сразу после рождения состояние крохи оценивается по шкале Апгар (оценивают цвет кожных покровов, пульс, мимика, рефлексы, тонус мышц и дыхание). Эту процедуру повторяют через 5 минут и вносят в мед карту новорожденного запись в виде дробного числа. Чем больше число, тем лучше показатели здоровья при рождении. И наоборот, низкие цифры говорят о затруднениях в жизнедеятельности.

Это отнюдь не последние неудобства, которые малыш испытает в ближайшее время. Его измерят (объем груди и головы, длина тела) и взвесят, а потом, в течение 12 часов привьют от вирусного гепатита, а в течение 7 дней от туберкулеза прививкой БЦЖ. Новый мир, который кажется любому взрослому человеку довольно безопасным, для малыша таковым не является. Скорее, наоборот, на смену уюту материнской утробы приходит среда, полная различных угроз. Лучше использовать любую возможность уберечь маленький неокрепший организм от дополнительного стресса и болезни.

Давай знакомиться

Без сомнения, все время беременности и в процессе родов мамочка часто задумывается и представляется своего малыша. И чаще всего эти представления имеют очень отдаленное отношение к действительности. Потому что новорожденный кроха всегда мнится румяным улыбающимся карапузом с бархатистой кожей и ясными глазками. На деле же зачастую все несколько иначе.

При первом взгляде на только что родившегося малютку может сложиться впечатление, что с ним что-то не в порядке: непропорционально большая голова странной формы, скрюченные ножки и ручки, длинные волосы или их полное отсутствие, неравномерный цвет кожи и прочее. Но не стоит из-за этого переживать, так как приведенное выше описание абсолютно нормально. Для человека, проведшего 9 месяцев в жидкой среде и не имеющего особого разнообразия поз и движений, этот кроха выглядит потрясающе.

Потребуется совсем немного времени, и к 1 месяцу малыш уже будет выглядеть как звезда детского глянца.

В первые дни жизни кожа малыша особенно чувствительна вследствие потери первородной смазки, поэтому обращаться с ней следует крайне бережно и осторожно. Лучше использовать для ухода специальные масла и кремы для новорожденных, которые можно приобрести в аптеке.

Становление режима

Первый вдох малыша – начало адаптации к миру. Множество стимулов, пятен, запахов, звуков, перепады температур… чтобы привыкнуть ко всему этому крохе требуется огромное количество энергии. Поэтому в течение первого месяца жизни он спит и учится бодрствовать. Если первая неделя – практически сплошной сон, то начиная со второй появляются малые и кратковременные периоды бодрствования, а дальше – больше. Но как бы то ни было 18 – 20 часов в сутки малыш наслаждается снами в «позе лягушки». Через каждые 2 – 3 часа новорожденный просыпается, чтобы перекусить. Однако даже в процессе приема пищи ему ничего не стоит заснуть или дремать в течение всего кормления. Иногда, чтобы стимулировать малыша к пище, его похлопывают по попке и вынимают сосок материнской груди из ротика, и снова вводят обратно. Иначе соня вполне может остаться голодным.

Становлением режима дня нужно начинать в течение этого 1 месяца, постепенно упорядочивая процесс кормления и пробуждения малыша и строго соблюдая временные интервалы между двумя этими процессами. Очень важно своевременно проводить необходимые гигиенические процедуры. Утренний туалет, который подразумевает умывание ребеночка, чистка носа и ушей, промывание глаз и пространства между пальчиками на ручках и ножках. Вечерний туалет, включающий в себя купание и процедуры ухода за нежной кожей новорожденного.

Первые азы общения

Ошибочно мнение, что новорождённый ничего не видит. К пятому дню жизни ребенок открывает глазки шире и немного, прерывисто пытается следить за объектом. Развивать этот навык необходимо яркими игрушками. У младенцев есть даже свое цветовое предпочтение. Часто их взор останавливается на определенном ярком цвете. Кто-то предпочитает яркий желтый, розовый, красный, а у кого-то любимый черный цвет.

Исследование

Были проведены исследования у младенцев 4-6 недель, им демонстрировали ленточки ярких и постельных тонов. Время фиксирования взора малышей проводили при помощи секундомера. Один из младенцев выбрал зеленый цвет, другой холодный розовый, третий отдал предпочтение голубому оттенку, а одна из девочек выбрала черный цвет.

После анализа итогов были сделаны выводы. Дети выбирали цвета в соответствии с цветом одежды их мам. Именно в такой цветовой гамме были одеты мамочки, после рождения малышей. С этими тонами связаны самые первые впечатления: кормление, убаюкивания на руках. Девочка, которая выбрала черный цвет, ассоциировала свой выбор с одеждой своего любящего и заботливого отца. Он носил черную морскую форму.

Поговори со мною мама

С первых дней жизни с малышом необходимо ласково общаться, благодаря этому он чувствует заботу. Чувство безопасности и нужности помогает правильно развиваться ребенку. Сейчас на современном рынке существует масса звуковых игрушек, однако они не могут заменить ласковый и родной голос мамы.

Совет:
Когда вы разговариваете с малышом, становитесь так, чтобы он видел ваше лицо. В этот период ребенок не только прислушивается, сосредотачивается, но и различает звуки речи, интонацию. Пытаются подражать, связывают ваш облик с характерной для вас интонацией, тембром голоса, ритмом речи.

Во время общения с взрослыми малыш знакомится со звуками, это необходимо в дальнейшем для становления речи. Гуление начинается со слогов, которые потом у ребенка связываются в слова, затем получаются предложения.

Ушки на макушке

Еще внутриутробно малыш начинает знакомиться со звуками. Психологи рекомендуют часто говорить, читать сказки, слушать музыку беременным. После рождения ребенок не утрачивает умение слышать.

При громких звуках он вздрагивает, при этом хаотично двигает ручками. Это является нормой, необходимо учитывать такой факт, исключать громкие звуки в присутствии крохи.

Категорически запрещается брань, ругань и повышенная тональность разговора возле младенца. Для благотворного развития нужно ставить ребенку приятную музыку, звуки природы, читать сказки, петь колыбельные песни.

Помните. Ребенку необходимо постоянное внимание, доброжелательность, забота для дальнейшего нормального психологического развития.

Рацион и результат

В первую неделю после рождения ребенок обычно малыш может потерять в весе до 300 грамм. Переживать по этому поводу не стоит. Этот процесс вполне закономерен, потому что в теле крохи есть избыток жидкости, и еще нет установленного режима питания. Вес стабилизируется уже на первой неделе жизни и, в норме, начнет увеличиваться.

На сегодняшний день, какого либо графика приема пищи для новорожденных нет. Их кормят по желанию крохи, которое возникает каждые 2 – 3 часа. Обычно это 6 – 8 кормлений в сутки, с перерывами в 5 часов ночью, это позволит заложить основу для режима питания крохи. В случае женщин, которые впервые стали мамами, специалисты рекомендуют прикладывать малыша к груди чаще, до 12 раз в сутки. Это позволит стимулировать лактацию естественно.

В процессе принятия пищи кроха получает не только молоко или питательную смесь, но и большое количество воздуха. Во избежание скопления лишних газов, после кормлении малыша нужно пару-тройку минут подержать столбиком, чтобы он срыгнул излишки воздуха.

Основным и, пожалуй, единственным источником питательных веществ для ребеночка служит материнское молоко. Такая еда позволяет пищеварительной системе запускаться плавно и равномерно. А следующий за кормлением сон, способствует энергичному развитию внутренних систем и активному росту малютки.

Сам процесс прикладывания ребеночка к груди – это таинство двоих, это процесс энергетического общения материи и ее чада. Поэтому, мамочке следует избегать стрессов и тревог, излишнего беспокойства. Ребенок остро чувствует состояние матери и реагирует отказом от еды и плачем, если мама расстроена или раздражена. Это может сказаться на массе тела малыша и его здоровье крайне негативно.

При соблюдении благоприятных условий, к 1 месяцу малыш наберет в весе от 600 до 800 граммов и заметно подрастет.

Как проводить замеры малыша:

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Наравне с питанием новорожденного огромное значение имеют и его выделения. Стул малыша – индикатор работы маленького организма. Его в серьез оценивают врачи, и мамочке тоже придется в этом знании поднатореть.

В первые пару дней выделения малыша нельзя назвать оформленными. Они имеют жидкую и вязкую консистенцию и темно-зеленый цвет. Это меконий, результат переработки накопленных в утробе и захваченных при родах остатки клеток и веществ.

На смену меконию приходит переходный стул. Он кашеобразный и желтоватый по цвету. В нем могут присутствовать включения мекония, поэтому при виде зеленоватых включений паниковать не стоит, скоро это пройдет.

На исходе первой недели жизни у малыша устанавливается нормальный стул. Обычно он устанавливается на исходе первой недели жизни. С этого момента и до окончания периода новорожденности, то есть до 28 дней, стул ребенка в норме имеет однородную кашеобразную консистенцию, кисловатый запах и желтовато-коричневый цвет.

В зависимости от типа вскармливания характер стула может несколько различаться. Так, если малыш питается исключительно грудным молоком, то цвет его стула будет желтовато-золотистым, а сам стул мягким. В зависимости от количества приемов пищи кроха будет преподносить маме сюрпризы, обычно от 2 до 6 раз в день. Если по каким либо причинам кроха не может питаться материнским молоком, то испражняться он будет чуть реже, всего 3-4 раза в сутки, и его стул будет вязковатым и густым, коричневатого или светло-желтого цвета.

Разглядывание стула крохи очень важный диагностический момент в отношении его здоровья. Новая среда и питание часто вызывают дисбактериоз и различные кишечные инфекции. Если испражнения малыша изменили свой запах с кисловатого на резко неприятный, стали неоднородными по плотности и цвету, следует бить тревогу и обращаться к врачу. В норме такого происходить не должно.

Пупочная ранка

После появления из утробы матери происходит его отсоединение. Пуповину, соединявшую их ранее обрезают и перевязывают. Из этого торчащего кусочка плоти образуется к концу первого месяца симпатичный маленький пупочек, при правильном уходе, конечно. А для него мамочке понадобится два раза в день проводить обработку пупочной ранки следующим образом:

  • Тщательно вымыть руки;
  • Взять кусочек стерильной ваты и намотать ее на спичку или зубочистку. Повторить данную процедуру трижды. В результате должно получиться три деревянные палочки с ватками на концах;
  • Смочить один из получившихся тампончиков в перекиси водорода и без давления осторожно обработать ранку;
  • Взять другую палочку и смочить в салициловом спирте. Снова протереть ранку, невзирая на активный протест со стороны малыша;
  • Третий тампон смочить в зеленке и повторить процедуру.

В результате правильного ухода через пару недель пупочная ранка должна стать узкой и сухой, без каких либо выделений и покраснения кожи на животике малютки. К концу 4 недели жизни она окончательно зарастет и пупочек крохи приобретет нормальный вид.

Водные процедуры

Купать ребеночка нужно начинать сразу после выписки из родильного дома, в тот же день. Отложить водные процедуры следует в том случае, если накануне или в этот же день малыша привили от туберкулеза.

Воду для купания малыша следует использовать кипяченую и приближенную по температуре к 37°С. Купать кроху следует через день, а 1 раз в неделю совершать купание с применением детской губки и 2 раза в неделю мыть голову, используя шампунь для новорожденных. Все остальные средства, используемые для купания должны также быть специальными детскими. Старайтесь вытащить ребенка из воды до того, как он плачем и криком вас об этом попросит. После, малыша следует вытереть промакивающими движениями и перейти к процедурам ухода.

Не следует купать ребенка, когда он может быть голоден, то есть, если после последнего приема пищи прошло более 1 часа.

Кожа новорожденного очень нежная и подвержена раздражениям и сухости. Поэтому кожу малыша обязательно нужно смазать детским кремом или маслом, особое внимание уделяя глубоким складочкам.

После каждого стула кроху необходимо подмывать с мылом под проточной водой. После этого кожу ягодичек обязательно смазать маслом или кремом.

Ноготки на 1 месяце ребеночку стричь не следует во избежание травм и последующих воспалений.

Дважды в день кроху нужно умывать. Для этого нужно взять два ватных тампончика и обмакнуть в кипяченую воду, после слегка отжать и одновременно протереть оба глазика по направлению от ушек к носику. Далее взять еще один ватный тампон. Также смочить и протереть все личико крохи.

Прогулки

По истечению 2 недель малыша можно вывозить на прогулки, продолжительность первой из которых должна быть не более 15 минут. Для первого «выхода в свет» следует выбрать подходящий день в погодном отношении. Лучше пренебречь гулянием, если на улице идет дождь или сильный снег, а также, если сильный мороз, смог или туман. В дальнейшем можно будет прохлаждаться в свое удовольствие, все приходит с опытом. На следующий день после первой прогулки время нахождения на воздухе составляет уже 30 минут. И так постепенно продолжительность прогулок увеличивается до 2 – 2,5 часов в день для прохладных сезонов, и неограниченно для теплых.

Не нужно наряжать малыша «как капусту», пытаясь уберечь его от простуды. Как раз постоянное перегревание и приводит к частым простудным заболеваниям у ребятишек. Ориентируйтесь на температуру ручек, если они теплые, значит и карапузу тепло. В случае с детьми принцип «холодного носа» не работает.

Пеленать, не пеленать

У многих родителей возникает сомнения, пеленать свое чадо или нет. Ответа категоричного никто не даст. Сегодня ведется масса споров о разумности данного метода. Многие психологи считают, что пеленание ограничивает познание маленького крохи внешнего мира. Что может привести к психологическим последствиям.

Хотя наши бабушки активно практиковали тугое пеленание, все младенцы при этом выглядели очень забавно, словно маленькие куколки. Доказано научными исследованиями, пеленание благотворно влияет на сон ребенка. Он меньше просыпается от хаотичных движений ручками. Так что в этом споре правых нет.

Чтобы найти золотую середину, многие педиатры рекомендуют комбинированное пеленание. Во время бодрствования ребенка оставлять в свободной одежке, а пеленать на время сна.

«Госпитализм» - педагогически запущенный младенец

Внешне ребенок может выглядеть совершенно здоровым, физически крепким. Если он получает мало внимания с рождения, эмоциональная сфера таких детей очень плохо развита.

Симптомы

Обычно таким синдромом страдают отказные младенцы. Такие детки редко плачут, редко улыбаются, почти ничем не интересуются. В дальнейшем вяло, и примитивно играют с игрушками, возникают проблемы с речью.

«Госпитализм» характеризуется задержкой психического развития. Психомоторные функции также нарушаются. В последующем у таких деток развивается апатия, постоянное сосание пальцев, кулачка. Таким образом, ребенок возмещает дефицит информации.

Как быть

У малышей желанных такая проблема не возникает. Материнская любовь, тепло, ласка главный стимул для лучшего развития навыков у младенца. У заботливой, любящей мамы никогда кроха не окажется с диагнозом «госпитализм». Потому как никогда не оставит свою кровиночку надолго без присмотра, не заставит долго плакать, найдет причину недовольства, забьет тревогу когда что-то не так.

Родители должны помнить, мозгу ребенка необходима информация из внешнего мира, для дальнейшего правильного развития. Эту потребность необходимо развивать с первых дней жизни. Постоянная коммуникация, яркие не раздражающие игрушки, приятная музыка.

Подводя итоги

По истечении 4 недель малыш перейдет из периода новорожденности на новый уровень в период младенчества, который продлится до 1 года. Впереди большой мир и долгая полная удивительных открытий жизнь. И не только для малютки, но и для родителей. Самое главное помнить, что каждый ребенок уникален и не повторим. Посему темпы его роста и развития также индивидуальны и особенны, они могут отличаться от общепринятых стандартов, и в этом нет ничего страшного. Если есть какие-либо предпосылки, нужно незамедлительно бежать к доктору. Если таковых нет, придумывать себе причины и следствия не нужно. Есть более важное и приятное занятие – быть просто мамой! Любите и берегите своих малышей!

У грудных малышей есть только один язык — их плач. Это одна-единственная возможность для маленького ребенка сообщить матери о своих нуждах. Чтобы у малыша сформировалась здоровая , ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания взрослого. Чем быстрее мама начнет понимать язык своего ребенка, тем будет лучше для всех!

Чем скорее она придет малышу на помощь, тем меньше он страдает, и тем скорее могут быть предупреждены и выявлены отклонения в здоровье или развитии ребенка. Как научиться понимать плач ребенка?

В процессе вынашивания ребенка мать начинает идентифицировать себя с младенцем. Это позволяет ей понимать и тонко чувствовать постоянно меняющиеся нужды и потребности ребенка, своевременно их удовлетворять. Однако не всегда одного материнского инстинкта достаточно, чтобы полностью на него положиться. Эксперты выделяют три основные причины плача детей.

Возьмите на ручки!

Потребность в контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости но-шения ребенка на руках, потребности в телесном комфорте. Новорожденные совершенно беззащитны и боятся оставаться в одиночестве, поэтому постоянно нуждаются в присутствии мамы, ощущении защищенности. Именно оно впоследствии поможет ему обрести уверенность в своих силах. Помимо физических прикос-новений матери малыш нуждается в положительных эмоциях и общении с ней, которое выража-ется в ее взглядах, мимике, ласковых интонациях, обращенных к нему. Об-щение матери и ребенка чрезвычайно важно для развития зрения, слуха и способности ребенка к общению и речи вообще.

Все дело в физиологии?

Ребенок регулярно плачет, когда хочет есть. Поскольку для детей, находящихся на грудном вскармливании, в течение первого месяца жизни нет четкого режима кормления, следует кормить малыша "по требованию", т. е. тогда, когда он плачет. Кормление строго по часам уже более 40 лет нигде не практикуется, т. к. это противоречит физиологическим процессам организма и может приводить к возникновению ряда негативных проявлений со стороны пищеварительной, выделительной систем, способствовать перевозбуждению центральной нервной системы.

Своим плачем малыш может сигнализировать также о том, что он замерз. Если у него холодный носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Не спешите кутать ребенка, когда у него холодные ручки, ножки или носик. Достаточно надеть на ножки теплые носки, а на ручки — рукавички. В то же время плач может быть связан и с перегреванием, когда ребенок разбрасывает ручки и ножки, кожа его краснеет, на ней может появиться мелкая красная сыпь. В таком случае переоденьте ребенка в более легкую одежду или разденьте ребенка догола и устройте ему воздушную ванну в квартире на 20-30 минут, напоите его кипяченой водой комнатной температуры.

Многие дети первых месяцев жизни страдают от кишечных колик вследствие незрелости ферментативной системы ребенка и скапливания газов в кишечнике. Иногда новорожденный не может опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдет дефекация. О нарушениях пищеварения сигнализирует также увеличение животика, прижимание ножек к животу и их резкое выпрямление, напряженное сжимание кулачков (обычно это происходит в вечернее время, в одни и те же часы, не менее 30 минут ежедневно). В этих случаях малышу массируют животик, дают травяные чаи или препараты, стимулирующие перистальтику и снижающие газообразование (Плантекс, Эспумизан детский), используют газоотводную трубку. Хотя важно понимать, что причины до конца не определены и основным способом их профилактики является внимание к ребенку, для чего мама должна следить за своим рационом, если она кормит грудью, или тщательно подбирать молочную смесь, а также своевременно вводить прикорм, соответствующий состоянию и развитию ребенка.

Малыш испытывает потребность в комфортном и достаточном сне, поэтому если необходимые условия не выполняются, он может сигнализировать об этом своим плачем. Обычно малыши начинают "сообщать" маме о том, что устали и хотят спать с двух или трехмесячного возраста. При этом далеко не всегда они могут заснуть самостоятельно — маме нужно его укачать или положить рядом с собой (оптимально — на приставную кроватку-люльку). Будет еще лучше, если у мамы и малыша сложится свой ритуал отхождения ко сну, который они будут повторять из раза в раз.

Боль и дискомфорт

Плач ребенка могут вызывать шум и громкая речь, яркий свет и неудобное положение, ко-лючая ткань или жесткая складка в одежде. Мокрая пеленка или подгузник также вызывают дискомфорт и плач малыша. Обычно такие причины плача (требовательного, но не длительного) легко обнаружить и устранить.

Самой "нежелательной" причиной детского плача, конечно, являются различные патологические состояния, органические поражения органов и систем, пороки развития, инфекционные заболева-ния, проявления аллергии. Их диагностировать может только специалист.

"С одной стороны, дети до полугода, особенно находящиеся на грудном вскармливании, менее подвержены многим инфекционным заболеваниям в связи с наличием иммунной защиты, переданной матерью, — разъясняет Казюкова Т. В., д. м. н., профессор кафедры факультетской педиатрии №1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова .— С другой стороны, риск заразиться остается, если ребенка берут в общественные места или в доме часто бывают гости, и тем более, если родители, старшие братья и сестры заболевают сами. Рассчитывая на материнский иммунитет, важно помнить, что большинство других людей, контактирующих с малышом, к сожалению, могут его заразить. В этой связи мы специально изучали целесообразность "семейной" профилактики инфекционных заболеваний в условиях мегаполиса на примере препарата Оциллококцинум и пришли к выводу, что риск заболеть ОРВИ в группе, где профилактические меры систематически принимаются всеми членами семьи, в эпидсезон снижался до 12,8%".

Дети первого года жизни часто подвержены пищевой аллергии, которая может проявляться кожными высыпаниями (атопический дерматит, крапивница, отек Квинке), различными нарушениями функции желудочно-кишечного тракта (тошнота, срыгивания, рвота, диарея, боли в животе). У детей старше года велика вероятность воздействия аэроаллергенов, вызывающих респираторные нарушения (бронхиальная астма, аллергический ринит). Очень важным для ребенка является грудное вскармливание, при этом матери ребенка, склонного к аллергическим реакциям, в течение всего периода кормления грудью следует соблюдать гипоаллергенную диету. В случае, если ребенок находится на искусственном вскармливании, педиатр назначит специализированную лечебную гипоаллергенную искусственную смесь, индивидуально подобранную для данного ребенка.

Что делать маме?

Если малыш заплакал, его необ-ходимо взять на руки — так устраняется самая распространенная причина плача — недостаток внимания или контакта с мамой. Если плач продолжается, возможно, малыш сигнализирует о том, что он голоден, хочет пить или ему пора спать; может быть, ребенку необходимо удовлетворить такие физиологические потребности как дефекация.

Если ребенок не успокаивается или отказывается взять грудь, нелишне еще раз проверить подгузник и одежду, состояние спального места, нет ли опрелостей или высыпаний.

Пытаясь успокоить ребенка, сама мама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервоз-ность матери или общую недоброжелательную обстановку в се-мье. Поэтому необходимо успокоиться самой и устранить ис-точник раздражения.

Если эти меры не дают результата, значит, причины плача кро-ются в более серьезном недомогании ребенка, и надо вызывать врача.

Савченко Ирина Григорьевна

У большинства из нас малыши вызывают умиление. Правда, только в том случае, если карапуз тихонько посапывает во сне или забавно улыбается (рекомендуем прочитать: ). Частые истерики и слезы грудных детей, причины которых порой невозможно объяснить, вызывают у взрослых чувство раздражения из-за собственного бессилия. Однако такие эмоции – плохой помощник. Очень важно понять, по каким причинам новорожденный плачет, и принять соответствующие меры. Рассмотрим основные поводы для слез у грудничков, а также выясним, как успокоить плачущего ребенка.

Когда малыш плачет, молодые родители часто чувствуют себя бессильными

Физический дискомфорт

Почему новорожденные дети плачут? Плач бывает обусловлен разными факторами. Один из них – инстинктивное нежелание находиться в одиночестве. Если ребенок младше 1 месяца кричит и плачет в связи с этим обстоятельством, то успокоить его просто: взять на руки, посмотреть в глаза, сказать что-то спокойным нежным голосом.

Не помогло? Вполне вероятно, что новорожденный плачет из-за более серьезной проблемы – физического дискомфорта, вызванного неудобной одеждой, неправильными условиями в комнате и так далее. Точную причину можно понять по тому, как именно плачет ребенок:

Основание для плача Особенности поведения Как успокоить малыша?
Мокрая одежда (пеленка, подгузник) Ребенок икает, плачет, ерзает, пытаясь не прикасаться к мокрому. Снять мокрые вещи, очистить и просушить кожу, надеть новое белье.
Неудобная одежда (неправильное пеленание) Малыш начинает возмущенно кричать сразу после облачения в новую одежду или пеленания. Дискомфорт способны вызвать кнопки, пуговицы, змейки, нитки, крошки или швы, которые впиваются в нежную кожу. Вещи могут быть слишком тесными или жесткими. Одежда из синтетических тканей с красителями вызывает зуд. Малыша следует быстро переодеть.
Некомфортная поза Новорожденный хнычет, плачет, машет ручками и ножками, пытаясь изменить свое положение. Младенца необходимо уложить по-другому.
Слишком жарко или холодно Грудничок всхлипывает, . Признаки перегрева – горячая и красная кожа, в запущенных случаях – сыпь. Проявления переохлаждения – бледные и холодные покровы. Новорожденного следует переодеть в соответствии с температурными условиями в комнате.

Причиной суетливых движений и плача ребенка может стать мокрый подгузник

Чувство голода и проблемы с кормлением

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Частая причина, по которой плачут новорожденные, – голод. В первые недели большинство малышей практически все время «висит на груди». Затем лактация устанавливается, и вырабатывается примерное расписание, однако в один из приемов пищи кроха может съесть меньше, чем положено. Разумеется, он начнет требовать молочко не по графику и громко кричать. Если после прикладывания к груди или бутылочке новорожденный быстро затих, причиной плача был голод.

Кроха начал кушать, но снова заплакал? Значит, его что-то беспокоит. Проблемы, которые могут возникать во время кормления или после него и приводить к плачу:

Проблема Особенности поведения Что делать?
Заложенность носа Малыш начинает сосать грудь или бутылочку, но затем бросает и раздраженно кричит. Сопит носом или похрапывает. Прочистить нос специальным аспиратором (грушей), промыть каплями (физраствором), закапать препарат от насморка, назначенный врачом.
Проглотил много молока Плач короткий и не повторяющийся. Немного подождать.
Отит При глотании боль в ухе усиливается, поэтому кроха перестает кушать и громко кричит. Закапать в нос сосудосуживающие капли, а в уши – специальные обезболивающие. Обратиться к доктору.
Стоматит Признак кандидозного стоматита (молочницы) – белый налет на слизистой оболочке рта. Малыш ощущает жжение и отказывается от еды. Протереть ротовую полость слабым содовым раствором (2%). Посетить доктора.
Специфический вкус молока (смеси) Кроха пробует кушать, но затем отворачивается от груди или бутылочки. К изменению вкуса молока приводит употребление некоторых продуктов – лука, чеснока, баранины и прочих. Их нельзя есть в больших количествах. Кроме того, маме не стоит пользоваться косметикой с резким ароматом.
В желудок попал воздух Сразу после еды или во время нее грудничок подтягивает ножки к животу и кричит. Кроху нужно взять «столбиком», прислонив животом к своей груди. Благодаря этому лишний воздух выйдет.

Охлажденный прорезыватель помогает снять боль и зуд распухших десен

Неправильно сразу же предлагать младенцу грудь или бутылочку, когда он рыдает. Для начала его следует взять на руки, покачать. Если эти действия не помогают его успокоить, ребенок жалостно плачет и показывает, что хочет кушать - сосет кулачки, причмокивает, то кормление не стоит откладывать.

Если новорожденный постоянно плачет, следует убедиться, что он не голодает. Существуют определенные нормативы набора веса детей до года. Малыша стоит периодически взвешивать и сравнивать его прибавку с эталонной. Об отставании в темпах нужно сообщить педиатру - он порекомендует, как увеличить объемы кормлений.

При искусственном вскармливании ребенок зачастую плачет не от голода, а от жажды. Нужно, чтобы у мамы всегда была наготове бутылочка с питьевой водой.

Колики и повышенное газообразование

Почему ребенок постоянно плачет? В возрасте 1-3 месяцев многие дети страдают от колик – сильных болевых спазмов в животе, обусловленных растяжением стенок кишечника пузырьками газа. Основной признак колик – малыш пронзительно безутешно плачет в течение длительного времени, делая небольшие перерывы. Дополнительные симптомы:

  • покраснение лица;
  • «сучение» ножками;
  • вздутие кишечника (твердый живот);
  • сжимание кулачков.

Колики связаны с незрелостью пищеварительной системы малышей, но неправильное питание или нервное напряжение кормящей мамы могут усугублять ситуацию. У большинства детей проблема решается, когда им исполняется 3-4 месяца.

Что делать если ребенок плачет из-за боли в животе? Успокоить его можно одним из следующих способов:

  • положить на животик что-то теплое – проглаженную утюгом пеленку или подогретый мешочек с семенами льна;
  • сделать массаж – теплой рукой погладить вокруг пупка по часовой стрелке;
  • положить кроху на живот (такая позиция нравится не всем детям);
  • поносить младенца вертикально, чтобы вышел лишний воздух;
  • уложить кроху на спину и придать ему позу «лягушки» – согнуть ножки в коленях и соединить стопы, благодаря этому легче отходят газы, другое эффективное упражнение – имитация езды на велосипеде;
  • дать лекарство от колик, назначенное доктором (Эспумизан, Саб Симплекс, Боботик, БебиКали и др.), или укропную воду (рекомендуем прочитать: );
  • положить ребенка голеньким животом к себе на живот, обеспечив контакт «кожа к коже»;
  • усадить кроху в слинг лицом к себе.

Проблемы с опорожнением мочевого пузыря или кишечника

Почему еще грудному ребенку приходится плакать? Возможные причины – цистит и запор. Воспаление мочевого пузыря (цистит) сопровождается болью при мочеиспускании и повышением температуры. Состояние требует срочной помощи врача.

Если малыш плачет в процессе дефекации или тужится и не какает, у него запор. Частые проблемы с опорожнением кишечника могут привести к появлению трещинок в прямой кишке. О проблеме следует сообщить педиатру. В качестве симптоматической терапии можно воспользоваться:

  • микроклизмами Микролакс;
  • глицериновыми свечами;
  • сиропом Лактулозы (имеет отсроченное действие, вызывая стул на следующие сутки).

Причиной мучительного дискомфорта ребенка может стать запор

Некоторые физиологические причины плача

Почему еще грудной ребенок иногда плачет? Рыдания новорожденного могут быть спровоцированы различными болезненными состояниями:

Состояние Суть Симптомы Как помочь плачущему малышу?
«Грудничковая мигрень» От головной боли могут страдать груднички, которым при рождении был поставлен диагноз – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Для этого синдрома характерны повышение давления внутри черепа, нервная возбудимость, нарушение тонуса мышц (повышение или снижение). Приступы «грудничковой мигрени» возникают при изменении погодных условий, перепадах атмосферного давления. Кроме того, головную боль могут вызвать ветреная, пасмурная или дождливая погода. Малыш при этом кричит, плохо спит, проявляет беспокойство. Могут наблюдаться рвота, расстройство пищеварения. В такой ситуации невозможно обойтись без помощи специалиста. Необходимо посетить педиатра или невропатолога и рассказать о проблеме.
Опрелости (пеленочный дерматит) Из-за контакта кожи младенца с калом и мочой происходит нарушение ее кислотно-щелочного баланса. В результате появляется вызывающее боль раздражение. Признаки пеленочного дерматита:
  • сыпь и покраснение в зоне промежности и ягодиц;
  • раздражительность ребенка;
  • плач, который усиливается при смене подгузников.
Необходимо:
  • воспользоваться заживляющих средством (крем Бепантен);
  • своевременно менять подгузники;
  • тщательно очищать кожу;
  • периодически устраивать «воздушные ванны».

Если раздражение очень сильное, требуется консультация с доктора для назначения лечения.

Прорезывание зубов Когда у малыша режутся зубки, десны опухают, зудят и становятся болезненными. Кроха рыдает, тянет все в рот, чтобы «погрызть». У него наблюдается повышенное слюноотделение. В некоторых случаях происходит повышение температуры тела. Зудящие десны можно «почесать» пальцем, завернутым в стерильный бинт. Хороший способ помощи – охлажденное кольцо-прорезыватель. Кроме того, существуют гели-анестетики, которые можно наносить на слизистую оболочку. При температуре выше 38,5°С стоит дать жаропонижающее средство.

Если грудничок долго пронзительно плачет, а выяснить причину не удалось, нужно обратиться за врачебной помощью

Психологический дискомфорт

Рассмотрим, почему еще может плакать новорожденный ребенок, ведь причины бывают не только физическими, но и психологическими. Самые частые из них – призыв, протест и накопившаяся усталость:

  1. Ребенок плачет по нарастающей, если хочет привлечь внимание взрослого. Призывный крик длится недолго и повторяется через небольшие интервалы времени. Громкость постепенно увеличивается. Если прийти к младенцу, то он успокоится. Доктор Комаровский не советует сразу брать кроху на руки. Можно погладить его или поговорить с ним.
  2. Если новорожденный ребенок начинает плакать в знак протеста, то крик отличается резкостью и возникает сразу после «неподобающего» действия. К возмущению могут привести такие необходимые процедуры, как переодевание, стрижка ногтей, чистка ушей. Их следует довести до конца, а потом приласкать кроху.
  3. Если кроха стал капризным и сильно рыдает, вероятно, он устал. Истерику способны спровоцировать слишком длительное бодрствование, большое количество незнакомых людей вокруг, много впечатлений и событий в течение дня.
  4. Если новорожденный плачет каждый раз перед сном, режим дня составлен неправильно. Переутомление мешает ему успокоиться.

Плач ребенка по причине усталости можно унять следующим образом:

  • завершить/исключить подвижные и эмоциональные игры;
  • проветрить комнату и увлажнить в ней воздух;
  • перейти на спокойное общение;
  • покачать, спеть колыбельную;
  • уложить в кроватку, дать пустышку.

Если ребенок устал, следует спокойно уложить его, помочь ему уснуть

Предотвратить плач грудного ребенка можно, соблюдая каждый вечер определенную последовательность действий (ритуал). Большинству малышей помогает уснуть такая комбинация: купание – кормление – укладывание в кроватку – выключение основного освещения – включение ночника – колыбельная.

Если причиной плача новорожденного в возрасте 1-3 месяцев является психологический дискомфорт, быстро убаюкать его помогут советы американского врача Харви Карпа:

  1. Пеленание. Постоянно заворачивать малыша в пеленки нет необходимости, но укутывание поможет быстро успокоить ребенка, который капризничает и плачет перед сном. Важно закрыть ручки. Лучше пользоваться современными эластичными пеленками.
  2. Покачивание. Если новорожденный закатывается и плачет, его стоит покачать. Младенца следует взять на руки так, чтобы он лежал на боку и начать плавные движения с небольшой амплитудой.
  3. «Белый шум». Ребенка помогают успокоить шипящие звуки, произносимые тихим голосом. Их воспроизведение рекомендуется совмещать с ритмичным укачиванием.
  4. Сосание. Малыш безутешно плачет? Лучший способ его утихомирить – дать возможность удовлетворить сосательный рефлекс. В этом помогут пустышка, материнская грудь или бутылочка с небольшим количеством смеси. Однако нельзя допускать, чтобы карапуз переедал.

Иногда для успокаивания ребенка маме достаточно покачать его на руках

Успокоение ребенка старше 3 месяцев

Ребенка, который постоянно плачет в 2 месяца, можно успокоить одним из описанных методов. Если закатывается малыш старше 3-4 месяцев, пеленать его или «шипеть» не имеет смысла. В этот период плачущего грудного ребенка необходимо отвлекать от расстроившей его проблемы:

  1. Использование слинга. Ребенка, который сильно плачет, стоит посадить в слинг и пройтись с ним по дому, а еще лучше – выйти на улицу (рекомендуем прочитать: ). На самом деле этот способ совмещает и пеленание, и укачивание, и «белый шум», но только в интерпретации, подходящей для малыша старше 3 месяцев.
  2. Переключение внимания. Если плачет месячный ребенок, его не особо интересуют окружающие предметы. Кроху постарше уже получится отвлечь – пошуршать бумагой, позвонить в колокольчик, ритмично постучать, спеть песеннку. Подобные манипуляции заставляют грудного ребенка забыть о поводе для истерики.
Похожие статьи