Дислексия у детей - виды, коррекция, упражнения. Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

11.08.2019

Дислексия – это заболевание, которое скорее всего имеет генетический характер и чаще всего встречается у детей до десяти лет. Чаще всего заболевание встречается в мальчиков, девочки им болеют намного реже.

Чтобы понять, что такое дислексия, нужно будет копнуть немного глубже. Дислексией врачи и ученые называют расстройство восприятия письменной речи. Но, если посмотреть на практике, то у детей 7-8 лет начинаются проблемы со чтением в младшей школе. Это проявляется в том, что намного хуже, чем другие дети, путает слоги и не может составить слова из букв. Но при этом у таких школьников не нарушается умственное развитие.

Дислексия, что это? Как это быть дислексиком?

Виды дислексии у детей

У школьников, в результате того, что в некоторых участках мозга понижается активность, и как результат – развиваются разные виды дислексии. Они могут быть такие:

  1. Фонематическая,
  2. Семантическая,
  3. Ааграмматическая,
  4. Оптическая,
  5. Мнестическая.

Фонематическая дислексия обычно характеризуется тем, что малыш начинает заменять одни звуки на другие, похожие по звучанию. Семантическая дислексия заключается в том, что у младших школьников отсутствует понимание того, что они читают. Ребенок читает механически, не может пересказать, о чем он прочитал.

Ааграмматическая дислексия заключается в том, что малыш во время чтении не правильно произносит префиксы, суффиксы, окончания слов, окончания падежей. Оптическая дислексия – расстройство, при котором у младших школьников возникают проблемы при различении букв, которые очень похожи при написании. Мнестическая дислексия заключается в том, что малыш не может запомнить, какая буква соответствует какому звуку.

Симптомы и причины

Чтобы понять, не болеет ли ваш ребенок дислексией, вы должны знать симптомы этого расстройства. Родители могут это понять, если увидят что малыш:

  1. Трет глаза при чтении.
  2. Быстро утомляется.
  3. Не выполняет домашнее задание по чтению.
  4. При чтении упражнения держит книгу очень близко к глазам.
  5. Читает одним глазом, другой глаз прикрыт рукой.
  6. Пишет слова наоборот.
  7. Почерк очень плохой.

Стоит отметить, что дислексия и нарушение при чтении и устной речи также проявляются в скудном словарном запасе, не правильном произношении звуков, смешении звуков, искажении слоговой структуры слов, зеркальном чтении и не понимании прочитанного. Часто дислексия сопровождается еще и таким расстройством как дисграфия.

Чаще всего причинами дислексии, как показывает диагностика, у учеников младших классов являются:

  1. Наследственность.
  2. Мозговая дисфункция.
  3. Анемия и болезни сердца будущей мамы.
  4. Неправильное развитие пуповины.
  5. Трудные и долгие роды.
  6. Перенесенные внутриутробные болезни.
  7. Черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания, операции.

Дислексия всегда связана с поражениями головного мозга, поэтому чаще всего она выражена у деток, которые страдают детским церебральным параличом, умственной отсталостью, задержкой психического развития.

Как лечить

Очень желательно, чтобы методы коррекции дислексии при чтении были выбраны до того, как малышу исполнится 10 лет. Лучше показать ребенка логопеду или более узкому специалисту по лечению дислексии, тогда диагностика будет более точной.

Коррекция оптической дислексии должна происходить под присмотром офтальмолога, чтобы ребенок научился смотреть на предметы двумя глазами. Кроха обязательно должен делать упражнения для коррекции остроты зрения, в результате произойдет устранение спазмов глазных мышц. Обязательно ограничьте время, которое вам ребенок проводит за компьютером.

Фонематическая дислексия нуждается в коррекции при помощи обучения малыша ориентированию в пространстве. Кроха должен научится отличать лево и право, в том числе и визуальную, мелкую моторику рук, запомнить правила русского языка.

Семантическая форма дислексии очень тяжело поддается коррекции. Обычно при такой форме ребенок при чтении упражнения читает механически и совершенно ничего не запоминает. Устранение и преодоление проблемы возможно, используя методику Дейвиса. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения. Малыш должен освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно.

5 эффективных упражнений

Существуют разные упражнения, которые направлены на устранение и проведение коррекции дислексии при чтении.

Суть первого упражнения заключается в том, что вы должны каждый день давать малышу небольшой текст и просить его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала лучше начать с гласных, потом можно добавить согласные. Когда малыш хорошо справиться с этой частью задания, усложните его. Попросите ребенка теперь обводить кружком согласные, а гласные подчеркивать. Делайте упор на те буквы, которые даются малышу с трудом. Задание нужно выполнять каждый день не менее 2 месяцев.

Игра в «Колечко» должна развивать мелкую моторику рук, память, внимание, речь. Нужно лишь пробовать каждый пальчик на руке замыкать в колечко с большим пальцем. Заниматься нужно не менее 15 минут утром каждый день два месяца подряд. Это прекрасная профилактика и вариант коррекции дислексии при чтении.

Задание на зеркальное рисование поможет улучшить ребенка. Нужно лишь положить перед малышом чистый лист бумаги и попросить кроху нарисовать простой рисунок двумя руками одновременно. Делайте упражнение каждый день на протяжении двух месяцев.

Очень эффективно такое задание, которое называется «Буксир». Вы, как взрослый, будете водящим. Возьмите интересную книгу и начните водить пальчиком по строкам, читая по себя. Задача ребенка – произносить слова и читать с заданным темпом.

Прекрасные результаты дает задание, когда вы просите своего малыша почитать вслух в течение одной минуты. Тренируйтесь каждый день, отмечая, как много ребенок успел прочитать. При позитивному результате у малыша поднимается самооценка и он будет хотеть заниматься больше и дольше.

Игровые способы коррекции дислексии

Если вы понимаете, что ваш ребенок попадает в группу риска по той или иной форме дислексии, как показывает его характеристика, вы можете использовать разные игровые методы, чтобы подкорректировать его развитие. Лучше всего использовать такие способы как:

  1. Разгадывание кроссвордов, ребусов и загадок. Так вы сможете помочь ребенку развить образное мышление, обогатить словарный запас, сформировать ассоциации.
  2. Задание «лодочка-замочек». Покажите наглядно ребенку, что согласный и гласный звуки можно обозначить лодочкой и произносить плавно. А вот сочетания двух согласных обозначают замочков и произносят резко.
  3. Игра «Вторая половинка». Ребенку можно предложить угадать окончание слова, увидев его первую половину. К примеру – зон(тик), марме(лад).

Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его.

Как бороться с дисплексией?

Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое заключается в неспособности правильного и оперативного распознавания слов. Данное заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется сложностями в воспроизведении, понимании и осознании прочитанной информации. При этом, несмотря на внешнюю схожесть, дислексия не является следствием умственной отсталости. Не связана болезнь с нарушениями слуха и зрения.

В данной статье разберемся с причинами этого расстройства, рассмотрим его симптомы, а главное, расскажем о том, как корректировать дислексию при помощи упражнений.

Суть расстройства

Данная проблема обнаруживается у детей в выпускной группе детского сада или в начальной школе, когда ребенок начинает осваивать навыки чтения и письма. Ребенок не может запомнить и воспроизвести прочитанную информацию, читая, он путает звуки или меняет их местами. Более того, малыш с дислексией не понимает смысла прочитанных слов и не способен выстраивать слова в логическую цепочку при попытке пересказать содержимое.

Причины дислексии

Точные причины данного расстройства науке неизвестны. Тем не менее, врачи связывают эту проблему с генетической предрасположенностью, с поражением отдельных участков головного мозга, а также с внутриутробным развитием ребенка. К провоцирующим факторам развития дислексии относят:

  • вирусные и инфекционные заболевания женщины во время вынашивания плода;
  • токсические поражения ЦНС в процессе внутриутробного развития;
  • обвитие пуповиной или ранняя отслойка плаценты;
  • асфиксия плода;
  • преждевременные роды;
  • травмы головного мозга во время сложных родов;
  • социально-бытовой фактор и связанный с этим дефицит речевого развития.

Симптомы и формы дислексии

Чтобы понимать, как проявляется дислексия у ребенка, следует рассмотреть формы этого заболевания, которые проявляются не только в расстройстве чтения, но и в особенностях поведения ребенка.

1. Акустическая форма. У ребенка возникают сложности с воспроизведением сходных по звучанию букв (Ж-Ш, Д-Т, З-С). Малыш может пропускать их или менять местами. Кроме того, данную форму заболевания отличают проблемы с запоминанием, невнимательность, рассеянность и несобранность.

2. Оптическая форма. У малыша возникают сложности с запоминанием и воспроизведением букв, сходных по написанию (З-В, Л-М, Р-Ь). Из-за этой особенности ему сложно понять, о чем идет речь в прочитанном тексте и сложно выразить свои собственные мысли.

3. Фонематическая форма. У ребенка наблюдаются дисграфические ошибки, он нередко меняет буквы в слове, что приводит к потере смысловой нагрузки (козы-косы, дом-том). Кроме того, у человека с данным расстройством отсутствует восприятие некоторых символов.

4. Семантическая форма. Данная особенность приводит к тому, что ребенок не воспринимает и не усваивает прочитанный текст. Он плохо воспринимает информацию на звук, страдает от плохой памяти, из-за чего имеет низкую успеваемость в школе.

5. Аграмматическая форма. В этом случае у ребенка наблюдаются проблемы с воспроизведением падежных окончаний и рода существительных, из-за чего возникают проблемы с пониманием прочитанной информации (хороший была день, сильный дожди).

Стоит заметить, что дислексия влияет не только на чтение ребенка, но и на его восприятие окружающей действительности. У детей с таким недугом наблюдаются проблемы с восприятием информации, дезорганизация, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, неуклюжесть, а также гипер- или гипоактивность.

Тем не менее, дети с такой аномалией могут отличаться развитым интеллектом, они более любопытны, у них хорошо развита проницательность и интуиция, а все потому, что они воспринимают действительность в многомерном представлении. К тому же у таких детей яркое воображение и обострены все органы чувств.

Как бы то ни было, дислексию нужно своевременно выявить и корректировать, ведь она создает немало проблем ребенку. А если удастся исправить недостаток с восприятием информации, ребенок в итоге получит две качественные характеристики – высокий интеллект и развитые творческие способности.

Способы коррекции дислексии

В основе лечения дислексии лежит коррекционная работа логопеда. Именно специалист должен выявить форму заболевания и подобрать подходящую методику лечения.

Коррекция, проводимая логопедами

1. Коррекция фонематической дислексии. В данном случае работа специалиста проходит в два этапа. На первом уточняется артикуляция юного пациента (логопед показывает ему, как правильно открыть рот и где расположить язык для правильного произношения слова). Как только этот этап будет освоен, ребенок переходит к сопоставлению различных звуков, как при прослушивании, так и при произношении. Постепенно усложняя задачу, специалист добивается устранения дисграфических ошибок, которые ранее совершал ребенок.

2. Коррекция аграмматической дислексии. Данную задачу специалист решает посредством составления с ребенком сначала небольших, а затем более сложных предложений в правильном падеже и с правильными окончаниями.

3. Коррекция оптической дислексии. В этом случае специалист играет с ребенком в интересную игру – просит его отыскать нужную букву. Такая буква может быть спрятана в рисунке, среди других букв, а возможно, ее нужно не только отыскать, но и дорисовать. Применяется также составление букв при помощи счетных палочек или лепка букв из пластилина.

4. Коррекция семантической дислексии. При данной форме заболевания логопед должен научить ребенка понимать значение определенных слов. Это длительная и чрезвычайно кропотливая работа, в результате которой юный пациент должен научиться понимать смысл прочитанного.

5. Коррекция акустической дислексии. В своей работе логопед использует различные предметы, которые явно или отдаленно напоминают определенную букву. При этом специалист произносит звук, добиваясь того, чтобы ребенок запоминал, какая именно буква имеется в виду.

Упражнения для коррекции дислексии

Специалист не только сам занимается с ребенком, но и рекомендует упражнения для исправления расстройства чтения в домашних условиях. Если заниматься с ребенком ежедневно в течение 30–40 минут, за несколько месяцев можно добиться впечатляющих успехов.

1. Гимнастика для артикуляции. Сюда входят различные дыхательные упражнения, которые дает логопед. Как правило, они являются разминкой перед корректирующими занятиями.

2. Скороговорки. Учите с ребенком самые разные скороговорки, от элементарных, до сложных. Сами по себе скороговорки, не что иное, как последовательности схожих по звучанию слов. Пользу принесут и попытки читать слова в обратном порядке.

3. Проговаривание звуков. Ребенка нужно научить произносить сначала гласные, а затем согласные звуки, причем в любом порядке. Со временем, когда малыш освоит этот элемент, можно переходить к смешиванию гласных и согласных звуков.

4. Упражнение «Колечки». Для коррекции дислексии необходимо развивать мелкую моторику рук. Для этого хорошо подходит упражнение, при котором ребенок должен научиться складывать пальцы в колечки. Сначала попросите кроху образовать колечко, соединив большой палец с указательным, а затем поочередно, со всеми остальными пальцами. Причем сначала упражнение нужно выполнять одной рукой, а затем можно переходить на двуручное выполнение. Более того, образовывать колечки можно слева-направо и справа-налево.

5. Упражнение «Резиновый мячик». А это упражнение призвано научить малыша читать по слогам. Резиновый мячик необходим для того, чтобы ребенок сжимал его при каждом произношении слога.

6. Упражнение «Буксир». При этом занятии родитель читает текст вместе с ребенком. Сначала они учатся синхронно читать текст вслух, а затем про себя. Тут родителям нужно проявлять терпение, ведь им необходимо подстраиваться под чтение ребенка, который может читать медленно.

7. Упражнение «Зеркальное рисование». Дав ребенку альбомный лист бумаги и два карандаша (фломастера), учите его одновременно двумя руками писать одинаковые буквы в зеркальном отображении или рисовать фигуры. Для эффективности упражнение следует проводить каждый день хотя бы по 15 минут.

8. Упражнение «Корректор». Ребенку предлагают небольшой текст, из которого просят вычеркнуть конкретную букву. Начинайте называть ему гласные буквы, а затем переходите к согласным. Когда задание будет усвоено, можно усложнить его, предложив малышу обводить гласные буквы кружком, а согласные подчеркивать. Начинать нужно с простых букв, постепенно переходя к тем, которые даются крохе сложнее всего. Как только ребенок научится распознавать буквы, можно начинать писать их сначала отдельно, затем в словах и предложениях.

9. Упражнение «Пропущенные буквы». Родители пишут ребенку слово, в котором намеренно пропускают одну или две буквы. Малыш должен попробовать прочесть написанное, и вставить недостающие буквы Примеры: удоч_а, маш_нка.

10. Упражнение «Вторая половина». Это еще одно письменное упражнение, в котором родители пишут крохе первую половину слова, а он должен сообразить и правильно написать окончание. Начинать нужно с простых слов, в которых недостает одной буквы, постепенно усложняя задание. Примеры: реч(ка), шоко(лад).

11. Чтение текста. Ребенку дают отрывок из текста, который он читает на протяжении минуты. Родители отмечают место, до которого успел дочитать малыш. Спустя время ребенок снова начинает читать тот же отрывок, и так несколько раз в день с перерывами. Родители должны следить, больше или меньше прочитал малыш, спрашивать его о том, что он понял из прочитанного.

12. Диактанты. Чтение текстов рекомендуется чередовать с письменными упражнениями. Для начала выбирайте для детей легкие тексты, длиной 200 символов. Они будут неутомительными для ребенка, а значит, он станет совершать меньше ошибок. Исправлять ошибки в тексте не нужно. Стоит взять ручку с цветным стержнем, (не красным, лучше черным или зеленым) и делать пометки на полях напротив строчки с ошибкой. После этого стоит попросить малыша самостоятельно отыскать свою неточность. Такие занятия помогут ребенку научиться писать без ошибок и поспособствуют лечению дислексии.

Метод Дэвиса

В коррекции дислексии огромную популярность снискала система Рональда Дэвиса. Исследователь сам в детстве страдал от этого заболевания, а потому отлично знал все нюансы борьбы с ней. Методика Дэвиса разделена на несколько этапов, каждый из которых играет определенную роль в лечении дислексии, улучшая память, развивая внимание и мышление.

Этапы метода Дэвиса

1. Первым этапом является комфортные условия, в которых должен находиться ребенок.

2. На втором этапе специалист переходит к работе с координацией. Ребенок должен понимать, где находится верх, низ, правая и левая стороны.

3. Коррекция с использованием лепки. Малышу дают пластилин, при помощи которого он, вместе с логопедом, лепит цифры, буквы и даже слоги. Такие занятия помогают ребенку лучше осваивать буквы и символы, ведь он может не только смотреть на них, но также трогать и даже нюхать.

4. Ключевым этапом коррекции является чтение. Дэвис делит его на три отрезка. На первом, малыш должен просто переводить взгляд слева-направо по тексту, узнавая необходимые группы букв. Второй этап подразумевает закрепление этого навыка и распознавание слов. На третьем, заключительном этапе, ребенок должен научиться понимать смысл всего предложения, а затем и прочитанного текста.

Практика показывает, что занятия с ребенком по методу Дэвиса, позволяют улучшить его чтение, а также подтянуть общую успеваемость в школе. Со временем такой ребенок сможет читать и воспринимать до 50–60 страниц в день. Более того, помимо чтения, ребенок начнет писать разборчиво и более грамотно, чем до лечения. Все это самым благотворным образом сказывается на учебе ребенка и позволяет забыть о такой неприятной проблеме, как дислексия.
Берегите своих детей!

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс на тему:

« Практическое использование эффективных методов при коррекции дислексии»

Учитель-логопед Морозова О.В.

Практическое использование эффективных методов обучения при коррекции дислексии

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость проведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма с дошкольниками очевидна сегодня для всех.

Система работы по предупреждению нарушений чтения: складывается из нескольких направлений:

– развитие глазодвигательного анализатора;
– совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
– развитие слухового восприятия;
– и работа над техникой чтения.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения должна проводиться с детьми 5-7-летнего возраста как с различной речевой патологией, так и без нее.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.

Итак, нами была поставлена проблемная задача: эффективное обучение чтению, повышение скорости чтения, эффективная коррекция нарушения процесса чтения.

Нами в план работы по профилактике дислексии с младшими школьниками и в план по обучению грамоте дошколят кроме традиционно используемых методик были включены новые методы эффективного обучения С.Г. Зотова . В процессе работы уже были видны реальные сдвиги в чтении у школьников и дошколят. Так как вновь применяемые средства оказывали влияние не только на скорость чтения, но и положительно повлияли на процессы, которые являются базисом: внимание, восприятие, зрительная память, скорость скольжения взгляда по строке, объем зрительной памяти, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Процесс запоминания стал улучшаться, постепенно начал возрастать объем запоминаемого материала, уменьшилось время, за которое ребенок воспроизводит печатный материал. А так же постепенно нормализовывался вектор восприятия (в направлении слева направо). То есть стал осуществляться комплексный подход к проблеме, как и рекомендуется учеными-нейропсихологами .

Применив на практике вышеназванную методику, улучшились результаты:

1. По обучению чтению (у детей, не желающих заниматься чтением, появился интерес, стали более активны, у вялочитающих детей скорость чтения возросла с 12 до 23 слов в минуту).
2.По профилактике дислексии (у школьников, имеющих трудности с чтением, занятия приобрели соревновательный характер, легко справлялись с большими объемами, реально повысилась скорость чтения – с 23 до 64 слов в минуту).

Объединив накопленный опыт, нами выделены основные пути повышения эффективности при обучении чтению и преодолении дислексии:

1) Самое главное – замотивировать ребенка таким образом, чтобы ему самому захотелось улучшить свой результат. С этой целью используются контрольные замеры с указанием времени и построение графика после прохождения очередного этапа. Тогда становятся наглядно видными результаты на каждом этапе.
2) Развитие глазодвигательного анализатора (серия специальных упражнений на слежение, вычленение заданной формы, движение в заданном направлении (слева направо) через упражнения: «Ноты», «Кольца», таблицы Шультэ, лабиринты).
3) Развитие зрительного восприятия через упражнения, направленные на сокращение времени для запоминания образов: «Прятки», «Титры», «Лифт», «Окошечки».
4) Использование слоговых таблиц (слоги и набор букв в виде слов, чтобы избежать «угадывания» знакомых слов).
5) Использование специальных символов-помощников для слитного чтения и изолированного чтения букв (по Калининой ).
6) Постепенное нарастание объема для воспроизведения прочитанного по памяти.

Названные способы использовались в нашей профессиональной деятельности и имели ощутимый результат. В результате целенаправленных упражнений у детей:

– повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие – дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
– увеличивается объем оперативной памяти, а следовательно и запоминаемого материала, пробуждается интерес к процессу чтения, снимается эмоциональное напряжение и тревожность, формируется правильное, осмысленное чтение;
– развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Таким образом, применение на практике эффективных методик ведет к реальному результату: процессы обучения чтению и профилактике нарушений чтения становятся более эффективными и результативными. Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

    Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);

    Чтение слов наоборот;

    Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);

    Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);

    Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);

    Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);

    «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;

    «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;

    «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;

    «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.

    «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);

    «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;

    «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);

    «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);

    «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).

    «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.

    «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторик у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игры для профилактики дислексии

    Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.

    Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.

    Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

 Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки - это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.

 Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.

 Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.

 Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.

 Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.

 Последнее упражнение - многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Приложение 1

    «Лабиринт» для упражнений на движение глазодвигательного анализатора без помощи рук.

    Таблицы Шультэ для увеличения скорости движения глазодвигательного анализатора и расширения поля зрения.

Упражнение «Кольца» для увеличения скорости скольжения по строке и внимания.

3.Упражнение «Слоговые таблицы» с символами, помогающими правильно сливать буквы в слово.

    Упражнение для чтения столбиком

А) «Прятки» - Читаемое слово показывается на несколько секунд, затем закрывается весь столбец, ребенок воспроизводит слово по памяти; и так далее с каждым словом в столбце;

Б) «Лифт» - Столбец постепенно сверху вниз закрываются слова, что стимулирует к быстрому прочтению слов до того, как они исчезнут.

А) Без бич баш бра

Вез вид виз вий

Все выю вяз год

Див дик для душ

Жен зги Зея зол

Йоа йог Йом Йорк

Лба лез лет лещ

Лют меж мер мея

НЭП оба ого ода

Пан пар пас пик

Пущ пэр пят рев

Тер ТЭЦ ужи уле

Б) Бокс борт борщ бюст

Гонг диск Ейск зубр

Лувр люфт лязг марш

Нерп порт пост пунш

Факт форт фунт цапф

Акт акр барс болт

Герб горд горн ГОСТ

Зонд зонт корт морж

Пуст путч ринг ромб

Фонд форт цинк шарф

Писк мест лист гимн

Недр Берг пинг понг

Рубль темп тесть Фонд

УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ
И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА

Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» - чтению глазами, без внешних речедвижений. Практика показывает, что педагоги предлагая такое чтение учащимся, не всегда учат детей правильно читать молча. Между тем, чтение вслух, которому долгое время уделялось в школе первостепенное значение, это значение постепенно утрачивает. И это не удивительно, ведь чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонационного и ритмо-мелодического строя речи, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.

Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации, так как снимает необходимость устного воспроизведения читаемого и способствует ускорению темпа зрительного восприятия примерно в два раза. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча.

На самом деле, учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча можно начинать с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать упражнение «Губы». По указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится на фронтально до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В будущем упражнение может проводиться индивидуально, с отдельными учащимися.

Если педагог сразу попробует добиться от детей быстрого чтения молча, это может вызвать ошибки в усвоении содержания прочитанного. Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предложите детям задания следующего типа:

1.Прочитайте молча. Подумайте, что из написанного можно назвать словами, а что – нет. Почему?

ЮТ, КОЛ, БОЖ, КОТ, КОК, БОК, КОЧ, БОБ, БОР, БОТ, РОЙ, РОГ, КОС, КОБ, POP.

    Прочитайте задание еще раз, вслух называя только слова. Задание выполняется учениками еще раз, а учитель указкой задает детям темп чтения (вслух и молча).

2. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей.

Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.

3. Прочитайте слова молча.
Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, лиса, рак, медведь, уж, ежик, ерш, лещ, синица, овца, окунь, петух, утка, корова, коза, тюлень, олень, щука, индюк, змея.

    Прочитайте задание еще раз молча, вслух произнося только названия домашних животных.

    Прочитайте слова молча, вслух назовите (посчитайте) только тех, кто живет в воде.


4. Прочитайте молча.

Кузов, кабина, листья, колеса, руль, сиденье, клюв, туловище, нога, крылья, фары, голова, шея, сучок, хвост, ствол, корни, мотор, плоды.

    На сколько групп можно разбить данные слова? Объясните.

    Найдите и прочитайте вслух только слова о машине (деревьях, птицах).

5. Прочитайте задание молча, подумайте, о ком вы прочитали.

Мурлыкает, лает, шипит, пищит, воет, фыркает, каркает, кудахчет, кукует, поет, квакает, рычит, крякает, воркует, щебечет, мычит.

    О ком вы прочитали?

    Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) и т. д.

На следующем уроке педагог может использовать в работе более сложное задание типа: прочитайте текст молча, найдите в нем ошибки и исправьте их.

«Запутался»

    Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.

Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.

Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай» , которое возможно для использования в работе с учащимися первого и второго года обучения.

Упражнение может быть проведено в различных вариантах:

При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.

2.Помогите буквам встретиться (найти себе друзей).
Прочитайте их молча, чтобы получились слова.

3. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:

¶алва, ¶рава, ¶олодец, уче¶ник, доро¶а, каранда¶, ступ嶶ка, мага綶, желт¶¶ лист, труслиⶶ зබ.

В дальнейшем детям могут предлагаться задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста. Например :


Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.

Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам можно предлагать связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.

Лада

Лада зGболелG. ЧGшка с молGкGм стоялG возGе ее нGGа, она отворачиGGлась. ПозGGли меня.
– Лада, – скGзал я, – наGо поестG.
Она подGяла головG и забиGа хвостоG.
Я погладиG ее. От ласGи жизнь заигралG в ее глазGG.
– Кушай, ЛGда, – повторил я и подвинGG блюдце поблGже.
Она потяGула нGс к молокG и заплакалG.
Значит, через мою лаGку ей силы прибавиGось. Может быть, именно эти несколGкG глоткоG молоGа спаслG ее жизнь?

М. Пришвин

Белка

У непосеGG белки подошGG к концG осеннGG припасG – ореGG, шиGGG, да желуGG. Сидит она на суGG, пушистGG хвостGGG укрылGGG, призадумалGGG...
Вдруг под деревGG что-то чмокнуло. ГлянуGG белGG вниз, а на поляGG, из-под палогG листGG сморчGG показалGG.
БелGG уши навостриGG и скореG к гриGG: как бы кто не опередGG. СхватиGG сморчок острыGG зубGGG и снова на сук забралGGG. Только ест грGG, не торопитGG, как будто хвастаетGG: «СмотрG-ка, дятGG, какой мне подарGG весGG приготовиGG!»

А. Барков

Лягушонок

(В данном тексте затушевывается или закрывается вся нижняя часть)

Вылезла из-под камня зеленая лягушка. Огляделась по сторонам и обрадовалась: комары-толкунцы в воздухе в воздухе пляшут. Будет чем поживиться!
Довольно квакнула и прыг-скок к озеру. Посидела на берегу, а потом бултых в воду. Нырнула под корягу - и снова наверх. Высунула из тины лупоглазую голову, солнышку улыбнулась и забормотала, запела от удовольствия: «Хороши по весне комарики!»

1.Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.

Сережа

Ах, как я л+блю прир+ду! –
Гов+рит Сер+жа. –
+чень я л+блю сирен+
И рябин+ тоже!
И хотело++ бы спросит+
Тихо + Сер+жи:
– Кто слом++ в сад+ сирен+
И ряб+у тоже?

«Помогите Чебурашке»

Как у старой баMки
Жили-быMи лаMки.
Встанет баMка утроM рано,
ВыйдMM в погреб за смMтаной -
ЛаMки вслеM за неM идуM,
ВсюдM бабMM стерегуM.

Понятие «дислексия» не знакомо обычному человеку, поэтому столкнувшись с ним, многие родители впадают в панику. Услышать такой диагноз могут даже те семьи, которые до поступления ребенка в школу активно занимались его развитием. Внешне совершенно здоровый малыш, который способен наизусть выучить огромное стихотворение, нарисовать красивую картинку и показать гимнастический трюк, может обладать этим специфическим недугом. Родителям важно как можно скорее принять меры по коррекции дислексии.


Дислексия и ее причины

Дислексия – это неврологическое нарушение или расстройство психики, при котором какая-то структура коры мозга блокирует работу анализатора, выражающееся в нарушении общей обучаемости и правильном восприятии цифр, знаков и букв. Различают несколько видов патологии: фонематическую, аграмматическую, оптическую, мнестическую или семантическую.

Нарушение обнаруживается в подготовительной группе детского сада или в первом классе школы, когда ребенок пытается научиться читать и писать. До 1887 года таких детей считали необучаемыми, однако врач Рудольф Берлин исследовал эту проблему и отметил, что дети с таким расстройством могут иметь высокий коэффициент интеллекта и незаурядные способности.

Дислексия обнаруживается у 4,7 % детей, поступающих в школу. Чаще нарушение встречается у мальчиков, а также у детей, пользующихся левой рукой для письма и имеющих правополушарный тип мышления.

Врожденные факторы формирования дислексии

Ученые сходятся во мнении, что нарушение зачастую является врожденным, чему способствуют следующие причины:


Причины приобретенной дислексии

В редких случаях утрата навыка правильного восприятия знаков, букв и цифр приобретается после рождения. Проблема может появиться из-за неправильного функционирования отдельного участка мозга, спровоцированного некоторыми причинами:



Механизм дислексии

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Навык чтения и письма как психофизиологический процесс возможен за счет слаженной работы таких анализаторов мозга, как зрительный, речеслуховой и речедвигательный. Человеческий мозг, в процессе чтения, проходит через несколько этапов:

  1. воспринимает буквы, узнает их и различает;
  2. соотносит их с соответствующими звуками;
  3. складывает звуки в слоги;
  4. объединяет слоги в слова, а их затем в предложения;
  5. понимает и осознает прочитанное.

При дислексии наблюдается нарушение механизма восприятия или полная невозможность выполнить какой-либо этап из-за частного недоразвития психических функций, обеспечивающих нормальный процесс чтения.

Ребенок не может воспроизвести только что прочитанную информацию, при чтении путает звуки, переставляя их местами.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:


Диагностика дислексии

На раннем этапе развития ребенка уже можно самостоятельно диагностировать проявления (особенно фонематическую и мнестическую форму), свидетельствующие о возможной предрасположенности к данной патологии. Наблюдательные родители должны обратить внимание на следующие симптомы, проявляющиеся в 5-6 лет, чтобы вовремя обратиться к специалистам для дальнейшей проверки и коррекции:

  • позднее начало говорения;
  • невнимательность и нежелание читать самостоятельно вслух;
  • путаница с определением верх - низ, право – лево;
  • нарушение координации и мелкой моторики;
  • неуклюжий способ удержания ручки или карандаша;
  • плохая память и медленно пополняемый словарный запас;
  • замена слов и букв при пересказе просмотренного мультфильма и услышанного рассказа.

Заметив какие-либо симптомы нужно обращаться к логопеду, который соберет подробную характеристику и проведет тестирование по методу советского врача А. Н. Корнеева. Специалист попросит ребенка совершить несколько действий: перечислить дни недели и времена года, скопировать предложенные жесты (например, хлопнуть, сжать кулак, помахать рукой), повторить какие-либо логические цепочки, повторить сложно произносимые слова, образовать форму множественного числа для предложенного существительного и прилагательного.

Дополнительно ребенок должен посетить отоларинголога, окулиста и психоневролога на выявление проблем со зрением, слухом и уровнем умственного развития. Генетическая предрасположенность выявляется при помощи анализа гена DCDC2.

Методы коррекции

Дислексия – это заболевание, которое может быть полностью излечено при своевременном обращении к специалистам (до 10-летнего возраста), адекватном и тщательном соблюдении всех необходимых условий. Каждый подвид патологии можно лечить специальными упражнениями в соответствии с проявлением свойственных ему симптомов, медленно и трудно, однако улучшение будет в любом случае.

Современная медицина предлагает несколько методик, помогающих решить проблему дислексии у малыша:


Упражнения

Справиться с проблемой будет легче, если заранее начать лечение, профилактику и выполнение несложных игровых приемов в домашних условиях.

Специалистами разработано множество заданий, помогающих не только справиться с проявлениями недуга, но и развить мышление малыша дошкольного возраста:

Прогноз и меры профилактики

Родителям не нужно бояться и впадать в панику, когда врач говорит, что у ребенка есть проблемы, независимо от вида диагностированной патологии. Малыш может при этом проявлять незаурядные способности в музыке, рисовании, биологии и других сферах научного знания. Ему необходимо лишь помочь преодолеть трудности с чтением и письмом, которые при упорной коррекции и применении методик избавления от дислексии, не мешают счастливо проживать жизнь.

Внимательные родители, которые беспокоятся за успешность своего ребенка в школьной и взрослой жизни, с самого рождения будут развивать мелкую и крупную моторику, предлагать различные игры на преодоление симптоматики и ошибок, улучшение памяти, внимания и зрительно-пространственной функции. С самого раннего детства не нужно лишать малыша общения с родителями, сверстниками и просто окружающими людьми. Родители должны стараться правильно разговаривать дома, исключая сорные слова и нецензурную брань.

На мыслительные способности детей негативно влияет слишком частое «общение» с электронными гаджетами и компьютером. Необходимо ограничить пребывание дошкольника возле монитора до 30 минут или одного часа в день.

Приемы коррекции мнестической дислексии

(из опыта работы).

Хотя бы один раз в своей практике каждый учитель начальных классов сталкивается с тем, что у некоторых детей процесс овладения чтением связан с большими сложностями и вызывает негативные реакции . Не зная причин, лежащих в основе данной проблемы, и педагоги, и родители чаще всего интерпретируют ее как нежелание ребенка учиться или простое упрямство; обвиняют детей во вредности и обыкновенной лени. Они даже и не догадываются о том, что причиной всему дислексия – неврологически обусловленное, часто наследственное нарушение, препятствующее овладению языковыми процессами.

В зависимости от степени дислексия проявляется в трудностях рецептивной и экспрессивной речи (языка), включая фонологический процессинг; нарушениях письма, чтения, звукового анализа, почерка и иногда математики.

С учетом нарушенных операций процесса чтения Р.И.Лалаева выделяет фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичекую, оптическую и тактильную дислексию.

Хочу остановиться более подробно на мнестической дислексии.

Данный вид дислексии обусловлен нарушениями слухоречевой речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок не запоминает буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв). Поэтому логопедические занятия по коррекции направлены на запоминание графического образа звуков, развитие графомоторных функций, изобразительной деятельности устранение нарушения всех этапов чтения. Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. Занятия по коррекции данного вида дислексии направлены на развитие слухоречевой и речезрительной памяти и включает в себя упражнения на развитие слухоречевого и речезрительного запоминания, пространственных представлений, словесного мышления, обогащение словаря, Можно включать задания на дермалексию, на дифференциацию тактильно воспринимаемых букв, как и при тактильной дислексии, а также кинезиологические упражнения, которые направлены на развитие межполушарной симметрии.

Базовым методом коррекции является восстановление работы различных отделов мозга, отвечающих за тонус, за разные формы восприятия, за контроль. Иногда, для того чтобы в тупиковой ситуации появились сдвиги, достаточно десяти занятий общей «энергетической» направленности, тогда на фоне оптимального тонуса заметно улучшаются речевые процессы. А через один-два месяца (или сразу) начинают формироваться новые адекватные интеллектуальные навыки в счете, письме, чтении.

Для мнестической дислексии важно стимулировать работу правого пространственного полушария и связи между левой и правой половинками мозга. Поэтому полезно будет ползание разными способами на животе и четвереньках. Кроме того, на следующем этапе начинают работать с образом и пространственной организацией рисунка буквы: лепят ее из пластилина, вырезают из бумаги, угадывают на ощупь. Для автоматизации буквы подключают все формы восприятия: зрительное (цвет, форма, величина), кинестетическое (кожное и др.), слуховое.

Если есть устойчивый и крайне непродуктивный навык угадывающего чтения, то для его разрушения используют т.н. «рамку»: лист с прорезью размером в одну букву, слог, слово. Этим листом закрывают страницу и читают строго побуквенно сначала, а затем увеличивают размер окошка.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии. Данная методика представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме. Но чтобы овладеть этой методикой, необходимо пройти специальный курс обучения.

Хочу предложить некоторые приемы работы по коррекции мнестической дислексии из собственного опыта.

На своих занятиях с детьми, имеющими сложности в запоминании букв, я использую такие виды работы, в которых задействованы разные воспринимающие модальности. Задания предполагают развитие зрительной, слуховой, кинестетической, двигательной памяти, что способствует лучшему усвоению предъявляемой информации. Например, при изучении гласных букв на первых порах я

обязательно (как и при традиционном подходе) использую красный цвет (впоследствии я ухожу от цвета, чтобы ребенок ориентировался не на цвет, а на графический образ). Чтобы дети лучше запомнили образ печатных букв я предлагаю каждую изучаемую букву обрисовывать по контуру. Буквы, которые являются для детей шаблоном, обязательно имеют трехмерное измерение, т.е. я беру не плоские буквы, а объемные. Затем мы сверяем обведенный контур с шаблоном. Контур гласных букв мы выделяем красным цветом с помощью ватных палочек и краски. Помимо этого мы обязательно используем пластилин, из которого создаем образ буквы как аналитическим, так и синтетическим способами (если это возможно). Также выкладываем изучаемые буквы из ниток и различных мелких предметов: пуговиц, бисера, наломанных спичек, скрепок и т.д. Работа по закреплению образа буквы продолжается до тех пор, пока ребенок четко не научится находить изучаемую букву на фоне других букв и символов. Для этого я использую таблицы по типу корректурных проб, печатные небольшие стихотворные тексты. Работа по усвоению графического образа занимает несколько этапов и подчиняется принципу: от простого к сложному. На начальном этапе дети находят только один вариант записи буквы (большая печатная, маленькая печатная, заглавная письменная, строчная письменная), а затем все варианты. Так с каждой буквой. А в последующем дети находят сразу несколько разных букв по инструкции логопеда. Обязательно провожу работу над пониманием того, что стоит за словосочетаниями: большая печатная, маленькая печатная, заглавная (письменная), строчная (письменная), потому что то, что нам кажется простым и понятным, у детей с мнестической дислексией (да и у обычных детей) на первых порах обучения еще не сформировалось на уровне понятия.

С печатными буквами проще – там идет ориентир на размер, т.к. большинство печатных букв действительно различаются только размером. С буквами на письме посложнее. Поэтому здесь надо четко сформировать знание о том, что «строчная» буква – это та, у которой главный элемент четко вмещается в строку (в комнатку), а «заглавная» «хочет быть главной, важной, потому и тянется выше потолка» (пол у нас – это нижняя граница строки, а потолок – верхняя). Я не боюсь уходить от научной терминологии даже в более старших классах, потому что термины – это определенная абстракция, а таким детям (да и детям вообще) легче мыслить знакомыми и понятными образами. У нас, вообще, не алфавит, а город фырчалок, хохотушек, хвастушек, певуний, иголочек, ежиков, бабушек, дедушек, лошадок, жуков, собачек, заборчиков, щук, цыплят, котов, тапочек. Некоторые буквы мы изображаем с помощью тела с произнесеним соответствующего звука. Гласные А,О,У,Ы,Э,И мы сопровождаем движением кисти и рук: А – кулачок широко раскрывается, как ротик, О – указательный и большой пальчики смыкаются в кружок, У – рука совершает поступательное движение вперед с вытягиванием кисти, Ы – руки в кулачках прижимаются в плечах, как будто держим гантелю, Э – рука вытягиватся в сторну вверх, как будто кричим другу, который сидит на дереве, И – движение от груди вверх с последующим вытягиванием руки в сторону (любой рукой). Гласные Я,Е,Ю,Е отрабатыватся так же, только перед гласными звуками идет удар кулачками друг от друга (звук и буква Й). Детям очень нравятся такие занятия. Даже «гиперактивникам» некогда заниматься посторонними делами.

Таким образом, при задействовании как можно большего количества воспринимающих модальностей и многократном повторении дети гораздо легче запоминают буквы.

Бывает, что образ какой-либо буквы ребенку абсолютно не дается для запоминания. Тогда я подключаю способ ассоциаций либо с какими-то животными, предметами, значимыми людьми, событиями, либо с помощью вкусовых или обонятельных ассоциаций.

Обязательным в работе я считаю исспользование апперцепции, которая является большим помощником. Например, для лучшего усвоения образа букв я использую игру «Чудесный мешок», где дети наощупь определяют, какую букву они нашли. Если задание выполняется правильно, ребенок объясняет, как он догадался. А если неверно, то ему это буква отдается, чтобы он обвел ее на бумаге, вырезал по контуру (причем, вся эта работа сопровождается обязательным называнием буквы вполголоса, пока другие продолжают доставать буквы из мешочка). Затем ребенку предлагается закрыть глаза, тщательно ощупать пластмассовую букву, произнести ее название и положить в мешочек. Перемешиваю буквы и предлагаю ребенку среди других букв найти именно эту. Такой вид работы способствует лучшему усвоению образа букв и, к тому же, очень нравится детям. А положительные эмоции всегда являются хорошим спутником в любой работе.

Очень люблю на занятиях использовать плакаты с «контаминированными» буквами. На них можно проводить сразу несколько видов работы, как и с корректурными пробами. Но здесь развивается еще и пространственное восприятие и представление, что немаловажно для детей, страдающих мнестической дислексией.

Для развития слухоречевой памяти и внимания использую игру «Путаница»: называю детям части тела, а показываю другие. Дети должны ориентироваться только на словесную инструкцию, а не на увиденное. Очень хороша для развития слухоречевой памяти игра «Ручеек-речка-море-океан». Суть этой игры заключается в следующем. Детям предъявляется предложение из 4-х слов. Затем логопед говорит, например, «ручеек – речка», а дети должны вспомнить первые два слова из предложения и назвать их. Если логопед говорит «океан – море», дети должны назвать последнее и предпоследнее слова соответственно. Комбинации заданий в игре могут быть разными на выбор логопеда.

Для развития межполушарной симметрии мы с детьми рисуем двумя руками (см. « Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов С. В.Коноваленко), пишем буквы поочередно и ведущей, и неведущей рукой, играем в игры – трехминутки «Сегодня главная – левая», «Руки – подружки» и т.д. Так же используем руки при ловле мяча и в других упражнениях.

Большим подспорьем в работе являются всевозможные обучающие диски от сайтов « Videourok » и «Мерсибо».

На наших занятиях, помимо коррекции дислексии, дети учатся работать на личный и общий результат, решать проблемные задачи, выстраивать коммуникации на уровне «ученик-ученик», «ученик-учитель», пополняют пассивный и активный словари, развивают лексически и грамматически правильную связную речь. Все занятия выстроены таким образом, что при выполнении задания, дети кому-то помогают: спасают кошечку от собачки, устраивают праздник для смешариков, наряжают новогоднюю елку и т.д. Для каждого ребенка на занятии создается ситуация успеха, а после каждого занятия заполняется экран «Цвет моего настроения». Занятия детям очень нравятся, а положительные эмоции - хороший стимул.

Хочу заметить: чтобы помочь ребенку справиться с проблемой дислексии, нужна специализированная помощь, но и педагоги, и родители тоже могут внести свой посильный вклад в коррекцию данного нарушения, тесно сотрудничая с логопедом.

Макарова Е.Р., учитель – логопед,

практический психолог, олигофренопедагог,

МБОУ ООШ№21,п.Чульман,

Республика Саха (Якутия).

Похожие статьи