Болоньевый плащ ссср. Болоньевая ткань: итальянский привет из ссср. Нейлоновый с ПВХ

29.06.2020

Ее родина – одноименная область на севере Италии. Болоньевая ткань в нашу страну попала в середине прошлого века. Она быстро завоевала популярность среди соотечественников. Скажем больше: был период, когда болоньевый плащ был статусной вещью, а сама ткань – дефицитной, дорогой.

История ткани, процесс изготовления, состав

Первым перенял опыт производства этого материала шелковый комбинат, расположенный в Наро-Фоминске. Постепенно болонья начала изготавливаться и в других городах тогдашнего СССР. Постепенно куртки и плащи (см. фото) из нее перестали быть дефицитными, появились во всех магазинах верхней одежды.

Болоньевая основа – это нейлон или капрон, имеющий водонепроницаемое (внутреннее), двух- или четырехслойное покрытие из силиконов и полиакрилатов. Немного подробнее:

  1. Первый слой – влагозащитное покрытие, полиакрилаты высокой вязкости.
  2. Второй слой – декоративный. Те же полиакрилаты, но более низкой вязкости.

Болоньевая ткань, другой вариант. Привлекательнее на вид и чуть дороже:

  1. Первый и второй слои – точно такие же, как в предыдущем варианте.
  2. Добавляются еще два слоя, в последнем – добавка из металлической пудры с оттенком, повторяющим основной цвет покрытия.
  3. Финишная обработка силиконами.

Предлагаем прочитать полезную статью и сравнить ее с главной героиней нашей статьи.

Описание, основные характеристики, плюсы и минусы

Как мы уже упомянули, болонья - ткань с основой из нейлона или капрона. Всегда очень плотного плетения, гладкая, с небольшим блеском, чуть шуршит при носке. Сама по себе, даже при высокой плотности, немного пропускает влагу и воздух, однако со всеми наложенными покрытиями становится практически как целлофан: ни внутрь ничего не попадет, ни наружу не выйдет.

Ткань болоньевая курточная не боится щелочей, кислот, на ней практически не размножаются бактерии. Устойчива к ветру и проливному дождю. Хорошо очищается от уличной грязи, какой бы она не была. Очень легкая, хлопок, к примеру, тяжелее нее в два раза. Изделия из этого материала очень компактно складываются: мужской плащ можно превратить в небольшой сверток. Достаточно прочная, но, если неосторожно зацепиться за гвоздь и дернуть – надорвется углом, как любое синтетическое полотно.

Недостатки:

  • Болонья – материал имеет нулевую паропроницаемость. Тело в одежде из него не дышит, все испарения остаются внутри.
  • При воздействии солнечных лучей влагозащитное покрытие постепенно разрушается.
  • Боится болонья и мороза. Покрытие при минусовых температурах попросту разламывается от сминания.

На болоньевую ткань цена начинается от 150 руб., а в среднем метр обойдется в 250 руб.

Важно! При всей своей устойчивости к внешним воздействиям, водоотталкивающие пропитки болоньи легко разъедаются любым органическим растворителем. Одна капля уайт-спирита (к примеру) – и останется пятно оголенного капрона.

А у нас есть статья , будет интересно!

Применение и уход, стоимость

Конечно же, болонья – это не только известные людям, заставшим в сознательном возрасте СССР болоньевые модные пальто (с чем носили см. фото), куртки и плащи. Они и сегодня отшиваются, но ткань применяется и для изготовления многих других вещей, кроме, разве что, женского платья:

  • Брюки, накидки, ветровки, парки, жилетки.
  • Зонты.
  • Рюкзаки и сумки из ткани болонья.
  • Туристическое снаряжение.

Особого ухода одежда из болоньи не требует. Главное – беречь от мороза, прямых солнечных лучей и органических растворителей. Полноценной стирки зачастую не требуется: уличная грязь просто смывается под струей воды. Дополнительно можно использовать любое (только без отбеливателя) моющее средство и губку. Отжимать не нужно, куртка просто вешается на «плечики», чтобы отекла вода.

И раз уж мы заговорили про влагозащиту, предлагаем продолжить рассуждения в другой статье, где рассказывается

Болонья плащ (дата появления в СССР – ориентировочно, 1962 год) - советское название плаща без подкладки, из тонкой капроновой плащевой ткани болонья, пользовавшегося колоссальным спросом в Советском Союзе в 1960 годы, особенно после того, как на киноэкранах прошел фильм «Рокко и его братья», где герой Алена Делона появлялся в одной из сцен в подобном плаще . Обладать болоньевым плащом было очень престижно. Из советского журнала «Здоровье» 1978 года: «Болонья» - это капрон, обработанный акрилосодержащим полимерным составом, который придает ткани водоотталкивающие свойства, но одновременно делает ее и воздухонепроницаемой, что снижает гигиенические свойства ткани».

Модель советской «болоньи» 1960-х годов фабричного производства, представляла из себя широкий плащ прямого покроя с поясом, с английским воротником, прорезными карманами, отлётной кокеткой сзади и спереди, под кокетками сетчатая подкладка для вентиляции, на концах рукавов в ремешки с металлическими пряжками, регулирующие ширину рукавов.

Самый распространённый цвет плаща болоньи 1960-х годов - зеленоватый, причем, это цвет был именно цветом плаща болонья и описать словами его сложно, синий, тоже довольно специфический, темно и светло-коричневый, реже встречались и другие цвета. Вместе с плащом продавалась косыночка из ткани болонья. На черном рынке можно было купить модели, отличающиеся по пошиву от гостовских советских плащей, попавшие в страну нелегально.

Плащи из ткани болонья в 1960-е годы носили не только в СССР, такие плащи можно было встретить во многих европейских странах, но в большей степени в социалистической восточной Европе. Именно оттуда шел основной поток плащей, продававшийся на советских черных рынках. В мировой моде плащ болонья остался малозаметной проходной вещью, и лишь в Советском Союзе стал культовой вещью десятилетия.

Советские люди считали плащ очень модной и удобной вещью, так как его можно было свернуть и положить в любую сумку и даже в карман. Плащи действительно были удобны во время дождя, но подобно всем синтетическим дождевикам, совершенно не пропускали воздух. Синтетические ткани были в 1960-е годы очень популярны во всем мире.

Капроновую ткань болонья начали выпускать в итальянском городе Болонья, но в самой Италии ткань и изделия из неё (плащи и куртки) не обрели особой популярности. Болонья была всего лишь одной из многочисленных тканей, выпускаемых в Италии (изделия, в основном куртки, из болоньи в Италии производят до сих пор).

В СССР плащи болонья можно назвать одним из символов моды 1960-х годов. Ткань под названием "болонья" начали производить на наро-фоминском шелковом комбинате, где был построен цех пленочных покрытий, единственный во всем СССР. Специалисты с комбината вместе с директором фабрики ездили в Италию, перенимать технологию производства этой ткани. Болонья выпускалась из капроновой ткани, затем в цехе пленочных покрытий полотно пропитывалась не пропускающей влагу смолой. По поводу введения новой технологии на фабрику приезжал сам Косыгин. Стоит отметить, что плащи начала шестидесятых годов отечественного производства были сшиты довольно добротно и имели очень приличный вид.

Официальная цена советского болоньевого плаща – примерно, 50 рублей. В комиссионных магазинах и «с рук» плащи продавали за 70 – 80 рублей. В Советском Союзе плащи болонья выпускались до 1980-х годов, модели более поздних плащей становились все хуже и хуже. Чаще всего это были яркие однотонные, или аляповатые изделия с рисунками, без кокеток, без декоративных деталей, а иногда и без поясов. В 1970-е и 1980-е подобная продукция успехом не пользовалась и считалась очень старомодной. Но советские журналы мод продолжали публиковать варианты плащей из ткани «болонья».

Мода 60-х в СССР – миф или реальность? Но говорить о полном отсутствии модной индустрии в СССР того времени было бы несправедливо.




Блоггер marinni рассказывает о моде в СССР и дефицитных вещах.

Плащ-болонья, мохер и кримплен. Воспоминания очевидца-модельера.

«Побежал прямо в ГУМ, прямо к дяде Моне, нужен финский костюм, нужен плащ болонья, и конечно - мохер, и пальто впридачу - а не то, старый х-р, не построишь дачу!...» – автора песни не помню?

"Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащат из семьи, а гадость пьют из экономии, хоть поутру- но на свои..." Владимир Высоцкий.

Обратите внимание - парень в "болонье" несет дамскую сумочку, это был признак ухаживания.



В городской среде я такого не видела никогда, поскольку до 16 лет жила в Сочи, а этот город по моде уступал только Одессе, там моряки постоянно привозили модную заграничную одежду и обувь.

Еще Тбилиси был очень модным городом, грузинки вообще эффектные женщины, а уж одевались они просто шикарно, это у них в крови, и за ценой не стояли- Москва и Ленинград, даже "звезды" кино и эстрады тех времен (а все они приезжали в Сочи)- по сравнению с ними выглядели бедновато.

С 16-ти лет я жила в Москве, в центре, и тоже ни разу парня с дамской сумочкой не видела, может- среди лимитчиков можно было такое встретить? Такие моменты иногда встречались в советском кино - парень берет из рук девушки ее маленькую сумочку.

Но вернусь к теме, мне очень интересно про все эти вещи писать, поскольку у меня такое свойство памяти- костюмы помню по нескольку десятков лет, фасон и каждую строчку.

Может - это профессиональное, но я часто смотрю, что выкладывают в постах о моде в СССР люди явно 70-х годов рождения и вижу, что картинки не те!

Вот то немногое, что пока нашла, к остальным постам попрошу помощи френдов, наверняка у многих есть фотографии из семейных альбомов и сканер. Итак...

Плащи "Болонья"



Болонья - это плащевая ткань, имеющая одностороннее водонепроницаемое покрытие, а также плащ из такой ткани (по названию итальянского города Болонья (Bologna), где впервые была изготовлена такая ткань). Они в 60-х заменили китайские плащи "Дружба" и пыльники.



Эти фото - поздние, первые "болоньи" появились, когда девушки носили "шпильки" и "бабетты", но такие фото я не нашла.
Итальянские плащи были супердефицитом, с рук стоили 50-60-70 рублей, люди зарплату такую тогда получали. У итальянцев этот материал использовался для рабочей одежды. Хотя в плащах были вставки с дырочками под кокеткой и в подмышках, воздух они пропускали плохо. С другой стороны - если их носить на свитер, можно было ходить в них до зимы, в Сочи так и зимой ходили.





В сложенном виде плащ из такого материала почти не занимал место, еще к "фирменной" болонье прилагалась косынка или берет. Были они разных цветов: коричневые, синие, хаки и даже белые и красные, это был особый шик! Потом их уже у нас стали выпускать, и они стали просто униформой! Но шили у нас их часто без кокетки, потом пошли "болоньи" с рацветкой, чаще всего ужасной, а уже в 70-х их заменили болоньевые куртки.

Мохер

Еще одно сумашествие 60-х- это мохер! Мохеровые шарфы носили мужчины на шее, а женщины - на голове.



Они были страшным дефицитом, стоили с рук бешеные деньги, 50 рублей- это считалось дешево, продавали их и дороже.



Были они красные с черным, зеленые с черным. Что только не делали, чтобы имитировать мохеровый шарф: красили ватин, начесывали обычные шарфы в клетку, но это были жалкие потуги.

Вот типичная подделка под "фирму" - нехарактерная клетка и не то качество.



Мохеровые шарфы были настолько престижны и дефицитны все время, вплоть до 90-х, что были знаком отличия вместе с ондатровой мужской шапкой и дубленкой, которых не было вообще в свободной продаже!

Как наградой - ими отоваривали делегатов партийных сьездов вместе с другим одежным дефицитом.

Шарф "made in Scotland", поздний, 70-х годов.



В "Березках" они были, но до введения чеков в середине семидесятых были сертификаты, и если мне не изменяет память- их можно было купить только на бесполосые, на "желтые" и "синие" их не продавали.

Также вошли в моду вязаные шапочки из мохера, мотки пряжи было везти очень выгодно, моточек 25 грамм стоил поначалу 25 рублей!

Мохер везли все: артисты, балетные, спортсмены, моя одноклассница вышла замуж за футболиста, он рассказывал, как всей командой по очереди утрамбовывали в чемоданы и сумки упаковки с мохеровой пряжей, чтобы влезло больше! Из моточка можно было связать шапочку крупной вязки, она получалась почти полупрозрачная, с большими дырками, но их начесывали и еще делали чехол, чтобы дырки были не видны.

Нашла только одну, напоминающую по форме, но это шерсть, начесанная под мохер.



Придавали форму таким шапочкам на трехлитровой банке, в результате получалось нечто куполо-тиарообразное.

Вот такая форма получалась после сушки на банке.



Как правило, такая шапка дамами носилась с драповым пальто с норкой, но это считалось "колхозом", престижным было импортное пальто из шерсти с норкой, с отстрочкой крупными стежками и проклеенными полочками, они были только кап. производства и доставали их по исключительному блату! И к нему полагалась норковая шапочка под цвет воротника.

У нас такие пальто отшить не могли- не было клеящихся прокладок для тонких пальтовых шерстяных тканей, драп же выметывали вручную на бортовку.

Такую форму мохеровых шапок девочки не носили, но ее очень любили дамы, которые делали прически "бабетта"(в просторечии:"вшивый домик") и "хала", они были высокие и такая шапка, высушенная на трехлитровой банке как раз налезала на эти прически.

"Правильные" картинки этих причесок, вошедших в моду в 60-е, мне удалось найти с большим трудом, хотя они продержались в моде лет двадцать!

Картинок "что такое хала в СССР" немного, выложу их в следующем посте вместе с другими прическами 60-х, за одну их них я вынуждена была перевестись в другую школу - такой был конфликт с классной, дело дошло до комсомольского собрания с коллективным осуждением и ГОРОНО!

Буду очень благодарна, если вы мне пришлете фото 60-х: "хал", мохеровых шапок и всего остального!

Кримплен

К сожалению - фото только западные.

Вот такие платьица были супер-писком конца 60-х. Они были красивых нежных цветов: голубые, салатовые, розовые, белые.



Пик популярности кримплена в СССР пришелся на середину 70-х, а в 60-х он только появился. Это был жуткий дефицит, но Сочи- город богатый, и у нас некоторые девочки даже в школу носили кримпленовые костюмы! Форму в старших классах у нас не носили, поэтому одевались кто во что горазд.



Кримпленовый костюм, да еще фактурный с рисунком- был заветной мечтой, но их цена с рук в 60-е доходила до 300 рублей, естественно, что учительницы в школе позволить себе такое не могли, это несколько зарплат учителя в те годы, а дочки зав.ресторанами или базами - могли.

Учительницы завидовали, но молчали - им от таких родителей тоже перепадал дефицит.

Одна девочка, дитя торговых работников, Аня Мирзоян - приходила даже на уроки в кримпленовом костюме, нежно-голубом с золотым люрексом, еще у нее первой в классе появились эластичные чулки (здесь в ЖЖ есть моя одноклассница, не даст соврать).

Про кримплен и ткани с люрексом напишу еще подробно, все-таки их пик пришелся не на 60-е. Были дикие на нынешний взгляд фасоны - воротник "заячьи уши" и т.д.

Еще хочется напомнить о нейлоновых рубашках, непременного атрибута и гордости мужчины 60-х, у женщин гордостью считалось иметь нейлоновую блузки с жабо, кружевами и оборочками, само интересное, что "продвинутые" мужчины, особенно эстрадники тоже такие носили! Не успела найти фото, но, насколько помню - у Карела Гота была такая рубашка.

Еще носили шерстяные "двойки" (кофточка с короткими и сверху такая же с длинными рукавами), манишки из гипюра из ГДР, очень красивые.

Справа - "двойка", в середине - свитерок "лапша", но это ранние 70-е.



Водолазки в 60-х - это бы особенный писк! Фирменные были дефицитом, за них готовы были душу продать. Когда их "выбрасывали" в Гуме или в ЦуМе, это было смертоубийство.

Но в Грузии и Абхазии цеховики быстро наладили производство водолазок, качество было значительно хуже, они были грубее, "оверлок" на швах вечно рвался. Но в провинции и их покупали за приличные деньги, спекулянты их возили с Кавказа сотнями и прилично наваривали.

Френды, я могла бы писать дальше, поскольку помню очень про многое из одежды. Но без фото из нашей жизни, мне кажется- это не так интересно. Очень нужны фото причесок, шапок, и особенно- летних сапожек начала 70-х, у меня есть своя фотография в таких, но нечем отсканировать.

Их делали из замши, это не плетенки, как в "Бриллиантовой руке", а просто комбинация из разных ремешков, часто с пряжками, высота - до колена.

Еще очень нужны наши, советские фото (западные есть, но это неинтересно) также из 60-х: белые чулки, цветные чулки, шпильки, потом туфли на невысоком каблучке, первые короткие и высокие сапожки. Шубки из искусственного меха. Брюки-клеш от колена конца 60-х и начала 70-х! Мини, платья с расклешенным рукавом, платья-колокольчики, сарафаны с блузками. Кримплен и он же с люрексом, который носили у нас.

Источник

Похожие статьи