Ученые выяснили, почему ускоряется время. Время сокращается – восстань! Для чего мы напрасно суетимся? Подключитесь к настоящему

28.10.2023

Практическое пособие для:
.

Доброго времени суток! Сегодня у нас очень интересная тема об ускорении и замедлении времени. Некоторые люди знают, что время в разных местах течёт по-разному. Учёными был проведён такой опыт, когда человек выполнял одну и ту же работу в разных местах. Получился такой результат на примере изготовления деталей на станке. Сначала человек изготавливал детали в Москве, и за определённое количество времени было изготовлено определённое количество деталей. Затем этот человек изготавливал детали в небольшом городе. Что интересно, за это же время он изготавливал значительно больше деталей. Затем, он делал туже работу в деревне и там, за такой же промежуток времени, было изготовлено деталей ещё больше.

Это касается и других деятельностей. Например, если в Москве вы за день можете провести 2-3 встречи, в небольшом городе вы проведёте 3-5 встреч, в деревне 10 или больше.

Я неоднократно замечал, что в деревне, особенно удалённой от цивилизации, делаешь в разы больше чем в городе. Я долго не мог понять, как это происходит, но до обеда я делал примерно столько же, как в городе за 2 дня.

Проводился ещё такой эксперимент, когда люди в часах (у всех часы были отстроены с точностью до секунды) плавали в воде и вдруг их неожиданно начинал «топить» водолаз. После отчаянного сопротивления, водолаз отпускал свою жертву. После этого у участников эксперимента (они не знали, что их будут топить) сверили часы. Расхождение во времени на часах иногда достигало десятка секунд.

Также зафиксированы различные случаи ускорения и замедления времени во время молитв. Так например в Китае, проводили эксперимент и читали молитву над цветами, которые должны были распуститься в ближайшие дни. Молитва читалась около 15 минут и время внутри бутонов ускорилось настолько, что цветы распустились внезапно, повергнув в шок очевидцев.

Таких экспериментов много и они показывают, что время может замедляться и ускоряться, причём человек может воздействовать на него. Наш линейный ум сложно воспринимает эту информацию и также тяжело приходит понимание, что как такового времени вообще нет. Всё прошлое и настоящее лежит в одной плоскости.

Также время по-разному течёт для разных возрастов. В детские годы оно течёт медленнее, а чем старше человек становится, тем оно идёт быстрее. Замечали такое, когда чем старше становишься, тем меньше успеваешь? Возрастное изменение времени скорее всего связано с метаболизмом в организме, когда скорость биения сердца и дыхания замедляется. Человек за единицу времени переживает меньше событий. Он просто не успевает это делать и время для него течёт быстрее.

Как замедлить время

Восприятие времени можно научиться замедлять. Это очень полезный навык для спортсменов. Вы наверняка слышали, что в критические ситуации, всё происходит как в замедленной съёмке. У меня такое в жизни было 2 раза. Один раз у меня было 3 мысли и каждая мысль текла независимо в моей голове и не мешала другим, тогда понял, что такое возможно.

Чтобы замедлить время, точнее его внутреннее восприятие, нужно просто потренироваться. Попробуйте проделать такое упражнение. Посмотрите в окно, где двигаются автомобили. Попробуйте своим восприятием уменьшить скорость автомобилей. Через некоторое время вы обнаружите, что у вас начинает получаться. Потренируйтесь также с движением людей или замедлением их речью.

По сути, такие упражнения ускоряют мысль и создаётся эффект замедления времени. Мысль можно помогать ускорять и продуктами питания. Уберите из своего рациона картофель, мясо, тяжёлую пищу. Включайте в свой рацион больше зелени и масло кедрового ореха.

Время ускоряется, когда мы перестаём познавать . Вспомните себя в детстве, когда вы познавали этот мир. Ваше сознание работало так, что в единицу времени вы могли воспринять гораздо больше информации. Время замедлялось в вашем восприятии и вы проживали более долгую и интересную жизнь по сравнению со взрослыми. Соответственно, чтобы время замедлить, необходимо стать ребёнком и заново начать изучать мир. Не удивляйтесь, если он окажется немного не таким, как вы его воспринимали. На самом деле, мир совсем не такой. Просто вы его так воспринимаете, благодаря , которые у вас есть.

Меняйте в своей жизни всё что можете: маршрут до своей работы, переставляете мебель, заходите в новые магазины, знакомьтесь с новыми людьми, читайте новые книги и перестаньте смотреть телевизор , который нашпиговывает вас различными деструктивными программами и делает из человека тупое животное, не способное адекватно воспринимать информацию.

Иногда люди пытаются замедлить время, чтобы отодвинуть процесс старения. Это путь ведущий в тупик. Если говорить о замедлении старения и о омоложении организма, то это уже не замедление времени, а изменение программы роста новых клеток. Наш организм полностью обновляется каждые несколько лет по определённой программе. Мои эксперименты в этой теме ещё не начаты.

Ещё один способ замедление времени, это уплотнение своего биополя. Чем плотнее биополе, тем больше мы можем сделать. Когда мы суетимся и спешим, то теряем энергию и время ускоряется.

Работа с временным каналом -упражнение для замедления времени и уплотнения биополя

Расслабляемся, делаем глубокий вдох и выдох. Начинаем тереть друг о друга ладони рук так, чтобы они стали горячими и из них хорошо пошла энергия. Теперь указательный палец правой руки вытягиваем вперёд, а остальные пальцы сжимаем в кулак.

Практическое пособие для:
развития мозга, чувствительности к энергиям, решения проблем связанных со здоровьем, получения навыка работы с энергией любви, снятия психологических проблем и освоения методов изменения судьбы .

И ногтём левого указательного пальца начинаем продавливать подушечку правого указательного пальца под ногтём (примерно на 2 мм ниже ногтя). При надавливании в пальчике будет открываться канальчик. Можно надавливать до небольшой боли. После этого у вас из пальца будет идти хороший энергетический поток.

Дальше указательный палец вставляем в пупок. Прямо под одежду вставляем в пупок и наблюдаем, куда начинает вращаться палец. Если вы расслаблены и свободны от мыслей, ваш палец начнёт немного вращаться или вы почувствуете желание им вращать в какую-либо сторону (по часовой стрелке или против часовой). Здесь важно не придумывать, а чувствовать, куда идёт вращение.

Если есть сомнения или не получается, смахните рукой, снова потрите ладони, подавите подушечку пальца ногтём и снова вставите палец в пупок. Важно понять, куда идёт вращение, по часовой стрелки или против часовой.

Через наш пуп идёт временной поток. Если мы хотим, чтобы энергия времени поступала в нас, чтобы мы были наполнены, поток должен закручиваться по часовой стрелке. Если вращение идёт против часовой стрелки, значит есть подключки и идёт откачка энергии.

Если вращение идёт против часовой стрелки, начинаем пальцем рисовать спираль по часовой стрелке от большого круга (примерно 20 см) закручиваем спираль снаружи внутрь и когда мы подходим к пупу, мы как-бы ставим точку и отводим немного руку. Дошли до пупа, поставили точку и немного отодвинули палец. Можно так проделать несколько раз.

Потом опять потрите руки, активируйте канальчик на пальце и проверьте, куда идёт вращение и с какой скоростью. Чем скорость больше, тем лучше. Обратите внимание, как у вас начало меняться ощущение пространства и времени.

Это упражнение уплотняет биополе, и за единицу времени у вас будет происходить больше событий. Таким образом, происходит замедление времени.

Теперь снова расслабляемся и наблюдаем, как этот временной поток в виде пыльцы входит в вас через пупок. Мысленно или пальцем ускоряем вращение. Если почувствуете какой-то чужеродный канал, который подходит к району пупка, уберите его. Можете рукой выдернуть его или мысленно обрезать ножницами. Сделать это можно любым способом, который придёт в голову или по ощущениям. Может быть вы увидите какую-то грязь или что-то ещё. Всё убираете и очищаете.

Теперь по каналу временного потока мысленно входим в пупок и смотрим, куда эта пыльца девается. Там есть некий сосуд, который наполняется этой пыльцой времени. Когда вы в образе увидите этот посуд, посмотрите, сколько там этой пыльцы. Сосуд должен быть полным. Если он не полный, продолжаем заполнять его, пока он не станет полным. Также осмотрите сосуд на наличие трещин или дырок. Если обнаружите повреждения, мысленно заделаете их.

Периодически проверяйте, как у вас идёт поток и полон ли сосуд с энергией времени. Это одна из самых эффективных практик для замедления времени.

Итог

Вы можете ускорять и замедлять время. Вы можете за промежуток времени проживать как бы 2 жизни. Для этого нужно учиться быть ребёнком и заново познавать этот мир. Я этому учусь и это тренируется. Жизнь становится намного интересней. Конечно, делаем практику для замедления времени. Попробуйте и вы будете приятно удивлены новыми событиями в вашей жизни.

Наверное, многие замечали, что последние годы с ходом времени творится что-то неладное. Дни и месяцы стремительно летят, обгоняя наши возможности, и мы все меньше успеваем сделать. Казалось бы, только начался день, а глядь, уже и заканчивается! Не успели мы "въехать" в третье тысячелетие, как двенадцать лет уже пробежали, а мы и не заметили. Прежнее объяснение этого явления, что, дескать, чем взрослее становится человек, тем быстрее летит его жизнь, уже неактуально.

Ныне стремительный бег времени замечают не только люди в возрасте, но даже подростки и юноши! Так что же все-таки происходит со временем? Время стало сокращаться! По сравнению с тем, что было сто и более лет назад, нынешние сутки стали короче. По реальной, а не календарной длительности, если брать за эталон старое, не изменявшееся веками время, современные сутки длятся всего 18 часов, против прежних 24. Получается, что каждый день мы недополучаем около 6 часов, и именно поэтому нам вечно не хватает времени, дни летят в ускоренном режиме.

Особенно заметно сокращение суток проявилось на рубеже XX и XXI веков. На священном Афоне монахи даже ночи проводят в молитве. Причем у афонских старцев давно выработалось особое молитвенное правило: в определенный промежуток времени они должны прочитать столько-то молитв, и так каждый день, строго по часам. Прежде монахи успевали за ночь полностью выполнить эту "программу", и до ранней утренней службы у них даже оставалось немного времени, чтобы отдохнуть. А ныне, при том же самом количестве молитв, старцам уже не хватает ночи, чтобы успеть их закончить!

Не менее удивительное открытие сделали иерусалимские монахи, служащие на Святой земле. Оказывается, уже несколько лет лампады у гроба Господня горят дольше, чем раньше. Прежде масло в большие лампады доливали в одно и то же время, накануне Пасхи. За год оно полностью выгорало. Но теперь, уже в который раз, перед главным христианским праздником остается еще немало масла. Получается, что время опережает даже физические законы горения!

Сказалось сокращение суток и на производительности труда. В былые времена, пользуясь простейшими инструментами, люди успевали сделать гораздо больше, чем можем мы сейчас. Протоиерей Валентин Бирюков вспоминает, что в 30-е годы его отец, вернувшись из ссылки к семье, при минимуме помощников умудрился всего за неделю построить новую хорошую избу. А в воспоминаниях Бориса Ширяева о соловецком лагере есть эпизод, как 50 заключенных, из которых почти половина были "доходяги", построили и ввели в эксплуатацию здоровенную баню всего за 22 часа! На вооружении у строителей были только ручные пилы и топоры.

Мы же сейчас, даже имея современные электрические инструменты, при всем желании не сможем угнаться за работягами прошлого! И не только потому, что стали ленивее и слабее, но и потому, что времени не хватает.

Проблема непостоянства времени была осмыслена на стыке философии и богословия великим русским мыслителем Алексеем Федоровичем Лосевым. «Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы констатируем некую принципиальную неустойчивость, характерную для существа времени. Оно... неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно... С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсические ожидания объясняются именно сгущением времени...».

Осмысливая проблему сокращения времени, невольно обращаешься к фантастике Герберта Уэллса. В той или иной степени сбылись многие его предсказания - например, про искусственное изготовление алмазов и создание батискафов для исследования океанских глубин. Вспомним же уэллсовский рассказ "Новейший ускоритель". Профессор Гибберн изобрел чудесный эликсир, при помощи которого можно изменить время для конкретного человека. У выпившего снадобье в сотни раз ускоряются все процессы в организме, и он успевает за секунду сделать столько, сколько в обычной жизни не сделал бы и за несколько минут. При этом мир вокруг кажется застывшим, и даже пчелы передвигаются со скоростью улитки. Понятно, что это сказка, но сказка ложь, да в ней...

В случае с нашим реальным временем мы имеем в некотором роде обратный эффект. По каким-то загадочным причинам в мире могли замедлиться процессы жизнедеятельности. Мы медленнее дышим, сердце бьется реже, клетки регенерируются дольше. Благодаря замедленной работе организма мы за каждую минуту времени успеваем сделать примерно на 25 процентов меньше, чем успевали представители прежних поколений. Соответственно, изменилось мироощущение, и время в нашем восприятии ускорило свой бег и пролетает на четверть быстрее.

Но это всего лишь версия. Более вероятно, что и само время, несмотря на свое кажущееся постоянство, может "сжиматься". А что по этому поводу думают ученые? Интересные объяснения изменчивости времени давал известный ученый-физик, доктор технических наук, член-корреспондент Белорусской академии наук, ныне покойный Виктор Иозефович Вейник. Академик Вейник выдвинул научную гипотезу, что у времени, как у физического явления, есть материальный носитель - некое вещество времени, названное им "хрональным полем".

В ходе экспериментов ученого наручные электронные часы, помещенные в созданную им экспериментальную установку, могли замедлять или ускорять свой ход. Исходя из своих опытов с веществом времени, Вейник сделал вывод, что существует временное поле планеты - "хроносфера", управляющее переходом прошлого в будущее. Ученый рассматривал скорость протекания некоторых процессов (он назвал это термином "хронал") и пришел к выводу, что в мире интенсивность этих процессов понижается - например, интенсивность радиоактивного распада атомов, ядерных и химических реакций.

Из всех живых существ наибольшая скорость работы организма наблюдается у новорожденных. У них все процессы протекают быстро - малыши быстро растут, быстро набирают вес, быстро учатся понимать мир... И окружающая жизнь, соответственно, им кажется очень медленной. Если ребенку всего два дня от роду, то для него одни сутки - это половина его жизни! А с возрастом скорость уменьшается во много раз.

Это сказывается и на нашем восприятии времени - чем меньше интенсивность процессов, тем быстрее летит время. Для пожилого человека недели начинают мелькать так же быстро, как в его молодости - дни. Но это еще не все. Оказывается, стареют не только конкретные люди. Постепенно "ветшает" все общество и цивилизация в целом! На нашей планете неуклонно снижается скорость процессов жизнедеятельности, отчего бег времени ускоряется для всего сущего на Земле.

Ныне интенсивность всех процессов понизилась в тысячи раз, и в наши дни мы даже можем ощущать замедление времени, происходящее буквально на глазах. Кстати, и сейчас на Земле есть еще места с несколько повышенным хроналом, например, остров Сахалин. Лопухи там подобны здоровенным зонтам, а трава имеет размеры кустарника. Французские ученые попытались посадить этих гигантов на своей земле, но потерпели фиаско. Через год пересаженные великаны стали обыкновенными, невысокими и ничем не примечательными растениями.

По поводу изменения хода времени есть много теорий. Но наиболее убедительной считается мнение советского ученого, профессора Николая Александровича Козырева, опытным путем доказавшего, что время - это энергия, в которой пребывает Мироздание. И эта энергия может менять плотность протекания. Согласно теории Козырева, если у Солнечной системы меняется скорость вращения, автоматически меняется и время.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

сайт предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного "замедлить" свою жизнь.

Нехватка нового опыта

В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

Теория кусков

Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода "куски" (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием "хлопоты".

Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

Выходит, что на протяжении жизни наш мозг "упаковывает" впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, "кускование" помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

Нейрофизиологические процессы

В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина - нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19-24 года) и пожилых (60-80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

Шкала М. Кинера

Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу , согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 - только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.

Согласно этой теории, в 76 лет 1 год жизни воспринимается по длительности как каникулы после 1-го курса в университете, а если вы доживете до 100 лет, то вам будет казаться, что половина вашей жизни закончилась примерно в 18-летнем возрасте, несмотря на то что это противоречит объективной реальности.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Мы часто удивляемся тому, как быстро летит время. Средняя продолжительность жизни в России составляет примерно 71 год, в США - 79 лет. Но некоторые люди живут гораздо дольше и смотрят на мир широко открытыми глазами. Разумеется, не в буквальном смысле.

Все знают о том, что время пролетает незаметно, когда мы занимаемся чем-то приятным. Как известно, счастливые часов не наблюдают. А , когда мы попадаем в какие-то экстремальные или необычные для нас ситуации.

Вспомним фильмы. В них самые опасные для жизни главного героя моменты часто выделяют с помощью замедленной съёмки. И это не просто визуальная метафора. Бывшая первая ракетка мира Джон Макинрой однажды описал это явление таким образом:

Всё замедляется, мяч кажется гораздо больше, и вам кажется, что у вас есть больше времени на то, чтобы его отбить.

Если бы наше представление о том, как идёт время, соответствовало действительности, нам бы не приходилось так часто пользоваться часами. Субъективное время хорошо тем, что его можно контролировать. Хотя бы в какой-то мере. Как обнаружили учёные, на наше восприятие времени влияет два основных фактора: внимание и эмоциональное возбуждение. И вот как можно ими манипулировать.

Подключитесь к настоящему

Как показали исследования Peter Ulric Tse. Attention and the subjective expansion of time . , когда фокус нашего внимания перемещается на что-то новое, время для нас как будто замедляется. Вспомните ситуации, когда вы попадали в какое-нибудь место, где никогда раньше не были. В этом месте для вас всё было ново, и, скорее всего, вы были полностью сосредоточены на изучении окружающих вас объектов. Потом, когда вы шли назад, вам наверняка казалось, что время шло быстрее.

Очевидно, нельзя дважды впервые пройти по одной и той же улице. Но замедлить субъективное время с помощью внимания можно и по-другому. Чтобы лучше сконцентрироваться на происходящем, нужно просто начать лучше его осознавать. Учёные подтвердили Aviva Berkovich-Ohana. Temporal cognition changes following mindfulness, but not transcendental meditation practice . , что осознанности, которая нужна для того, чтобы научиться полностью присутствовать в настоящем моменте, замедляет субъективное время.

С другой стороны, если вы занимаетесь только одной конкретной задачей, время проходит очень быстро. Как подтвердили нейробиологи, чем больше вы вовлечены в какое-то дело, тем скорее пролетает время Anthony Chaston, Alan Kingstone. Time estimation: The effect of cortically mediated attention . . Например, в воскресенье вы наконец-то решили оформить детскую комнату или навести порядок в доме, но вдруг понимаете, что день подошёл к концу, а через несколько часов снова нужно будет отправляться на работу.

Поэтому для того, чтобы замедлить или ускорить субъективно воспринимаемое время, следует контролировать то, как много внимания в количественном и качественном отношении вы уделяете определённому объекту или процессу.

Задействуйте эмоции

В ситуациях, которые вызывают у вас сильные , заставляют ваше сердце биться чаще, вы также ощущаете, что время идёт медленнее. Психологи называют это состояние эмоциональным возбуждением.

В ходе одного эксперимента Jason Tipples. Facial Emotion Modulates the Neural Mechanisms Responsible for Short Interval Time Perception . исследователи показывали участникам рассерженные или счастливые лица, которые вызывали у испытуемых эмоциональный отклик. Участники подтвердили, что, по их субъективным ощущениям, эти лица им показывали дольше, чем лица безэмоциональные. В действительности время было одинаковым и в первом, и во втором случаях.

Кроме того, во время эксперимента сканирование мозга испытуемых показало различие в активности мозга в тех его частях, которые отвечают за субъективное восприятие времени. Возможно, именно поэтому в решающие моменты соревнования спортсмены чувствуют, что время как будто замедляется.

Другое исследование Chess Stetson. Does Time Really Slow Down during a Frightening Event . было проведено на более экстремальном уровне. Участникам пришлось испытать на себе состояние свободного падения. Целью эксперимента было сильно напугать участников и проследить их восприятие времени. Как показало исследование, время для них действительно замедлилось (в численных показателях - на 36%). Во время полёта участники не чувствовали эффекта замедленной съёмки, но когда они вспоминали о полёте, им казалось, что он проходил гораздо дольше, чем это было на самом деле.

Это не значит, что для замедления субъективного времени вам нужно совершать прыжки с парашютом. Всё дело в эмоциях.

Выводы

Итак, чтобы время не утекало так быстро, меняйте виды деятельности и постарайтесь более осознанно воспринимать происходящее. Осознанность в целом помогает нам ощутить и насладиться всем, чем мы занимаемся. Или время от времени вы можете устраивать себе эмоциональную встряску. Она работает одинаково хорошо и в позитивном (приятное волнение, возбуждение), и в негативном плане (гнев). Можно совмещать и то, и другое.

Что касается распространённого утверждения о том, что время проходит быстрее, когда занимаешься чем-то приятным, на деле это действительно так. Оказывается, связь между субъективным восприятием времени и удовольствием от деятельности, которой вы занимаетесь в это время, сильнее, чем можно представить. Учёные доказали Aaron M. Sackett. You’re Having Fun When Time Flies. The Hedonic Consequences of Subjective Time Progression . , что она работает и в обратном направлении. Когда мы чувствуем, что время пролетело быстро, мы, как правило, считаем, что провели его как следует.

Иногда нам хочется лучше ощущать настоящее. А иногда - просто повеселиться. Субъективное восприятие времени исключительно ваше, вам и распоряжаться им. И это прекрасно.

Похожие статьи