Трасология

23.07.2019

Обнаружение следов обуви

Поиск следов обуви

Обнаружение, фиксация и изъятие следов обуви.

Осуществляется по всему месту происшествия, а также с учетом ре­зультатов моделирования события преступления на примыкающих участках местности и строений.

В помещении поверхностные следы наслоения, образованные различными загрязнениями, могут быть обнаружены в местах проникновения преступников: на полу около входной двери или окна, на подоконнике или по всему жилищу, если при поиске ценностей были рассыпаны такие порошкообразные веще­ства, как мука, цемент, стиральный порошок, земля из цветочных горш­ков.

Поверхностные следы , возникшие в результате отслоения частиц подошвы, особенно резиновой, могут образоваться в результате нанесения ударов ногами по внешней поверхности входной двери, по потерпевшему, находящемуся в одежде, а также при контакте обуви с листами бумаги, картона, предметами одежды, рассыпанными по полу, с керамической плиткой, линолеумом.

Объемные следы ног на местности могут быть обнаружены на пути прихода и ухода преступников с места происшествия, при волочении и переносе трупа потерпевшего к месту его укрытия, иногда даже на значительном расстоянии. В зданиях подобные следы могут образоваться при уходе преступников через чердаки на чердачной засыпке.

Обнаружение объемных следов ног, а также поверхностных, образованных посторонними загрязнениями, особых сложностей не вызывает.

Невидимые следы наслоения частиц подошвы можно выявить путем обработки поверхности-следоносителя магнитными дактилопорошками с помощью магнитной кисти .

На пористой поверхности выявленные таким образом следы обуви можно закрепить путем обработки их парами йода .

При неблагоприятных погодных условиях обнаруженные на открытой местности следы должны быть прикрыты подручным материалом.

Включает в себя:

1. Фотографирование.

2. Измерение.

3. Описание в протоколе осмотра.

4. Указание на плане.

1. Фотографированию подлежат любые обнаруженные на месте происшествия следы обуви, включая бесформенные и заранее непригодные к идентификации.

Фотографирование производится по правилам судебно-оперативной фотографии, с соблюдением параллельности плоскости кадра плоскости поверхности-следоносителя.

След должен занимать по возможности большую часть кадра. Масштабная линейка укладывается рядом с фотографируемым следом в одной плоскости с его основанием. Если объемный след глубоко вдавлен в грунт, то рядом со следом на всю длину масштабной линейки делается углубление.

Дорожка следов фотографируется методом панорамной съемки. Лучший способ освещения при фотографировании следов обуви - равномерный рассеянный свет с боковой подсветкой, выполняемый с помощью экрана, с тем чтобы создать косопадающие лучи света, в которых четче проступают объемные элементы следа.



Следы палок, тростей, костылей и другие приспособлений, облегчающих ходьбу, фотографируются как совместно с рядом расположенными следами обуви,так и отдельно.

2. Измерение следов производится с помощью линейки и циркуля. По оси измеряется его общая длина, а также отдельно длины подметочной, каблучной и промежуточной частей. Ширина подметочной и каблучной частей измеряется в самом широком месте, а промежуточной - в самом узком.

Элементы дорожки следов измеряются по отношению ко всем имеющимся на ней следам с тем, чтобы получить впоследствии усредненные данные. Угол разворота стопы сначала обозначается двумя кусками шпагата, привязанными к одному колышку, а затем измеряется транспортиром. Нужно учесть, что он в зависимости от манеры ходьбы может быть положительным, отрицательным и нулевым.

3. В протокол осмотра заносятся следующие данные:

а) место обнаружения следов с привязкой на плане;

б) применительно к каждому обнаруженному следу:

Поверхность-следоноситель;

Вид следа (объемный, поверхностный);

Размеры следа;

Посторонние вещества или предметы, находящиеся на следе;

Были ли они удалены перед изготовлением с него копии;

Способ фиксации изъятия; использованные для этой цели техни­ческие средства;

в) применительно к дорожке следов:

Длина и ширина каждого шага;

Угол разворота стопы для каждого следа.

Основные способы изъятия следов:

1. С предметом - следоносителем или его частью.

2. Путем копирования на специальные пленки.

3. Путем изготовления слепков.

4. Путем фотографирования.

Выбор способа изъятия следов должен исходить из главной цели : обеспечить максимально возможное качество следов, позволяющее произвести идентификационное исследование.

Следы вместе с предметами изымаются в следующих случаях :

Предметы малогабаритные и имеют на своей поверхности многочисленные следы, работа с которыми по исключению потерпевших лиц, определению пригодности связана с большими затратами времени;

Изъятие следов может привести к потере признаков и утрате их идентификационной значимости;

Отсутствует возможность изготовить копию следа.

Если предметы громоздки, то можно изъять их части, на которых расположены следы.

Основные требования, предъявляемые к упаковке объектов:

1. Сохранность следов при транспортировке.

2. Невозможность подмены объектов исследования без нарушения упаковки.

Для этого необходимо соблюдать следующие условия :

Следы не должны соприкасаться с материалом упаковки;

Предметы упаковываются неподвижно;

Материал упаковки должен быть достаточно прочным, чтобы она не разрушилась при транспортировке;

На упаковке должны быть нанесены пояснительные надписи, в которых указывается: что, когда, где и кем изъято и по какому факту, подписи понятых и следователя.

В качестве следовоспринимающих материалов могут быть использованы:

Дактилопленки (темные и бесцветные прозрачные), которые имеют защитный и следовоспринимающий (иногда говорят липкий, желатиновый);

Отфиксированная фотобумага.

Следы ног человека, их виды и значение.

Под следами ног подразумеваются отображения внешнего строения ступней босых ног, ног в носках или чулках и подошв обуви. Следы ног человека приобретают значение в качестве доказательств по делу в тех случаях, когда они найдены на месте происшествия. Следы ног позволяют определить ряд важных обстоятельств, используемых для розыска и изобличения преступника. По ним можно судить о психофизиологических особенностях человека (пол, возраст, походка, наличие хромоты, некоторые болезни), о признаках обуви, о количестве лиц, бывших на месте происшествия, характере совершаемых ими действий, путях подхода и ухода с места происшествия, в некоторых случаях приблизительно судить о времени происшествия - до выпадения осадков или после.

В целях доказывания по следам ног человека возможно:

идентифицировать человека по следам босой ноги;

идентифицировать обувь, чулок, носок, которым оставлен след;

идентифицировать человека, носившего данную обувь, чулки, носки.

Следы ног подразделяются на :

1) видимые, маловидимые, невидимые. Следы ног, как правило, видимые, но могут быть невидимыми и маловидимыми.

Маловидимыми будут пыльные следы на линолеуме, паркете, крашеном полу. Маловидимыми на указанных объектах будут и следы босой ноги. Невидимыми могут быть следы босой ноги при тех же условиях, что и следы рук, а также следы, оставленные резиновой обувью;



2) объемные и поверхностные. Поверхностные видны хорошо, если они оставлены испачканной или окрашенной подошвой. При их отыскивании следует иметь в виду, что они могут быть оставлены не только на полу и его покрытиях (ковер, разбросанные бумаги, вещи), но и на иных предметах (стулья, столы, диваны, ящики);

3) статические и динамические. Динамические следы образуются при скольжении ноги. Динамические следы редко служат объектом исследования. Они пригодны для индивидуальной идентификации лишь в тех случаях, когда на подошве обуви имеются отчетливые и достаточно твердые выступы.

Следы ног можно классифицировать и в зависимости от:

1) количества следов на месте происшествия: единичные и множественные (“дорожка следов”);

2) следообразующей поверхности объекта: следы босых ног, обуви, ног, одетых в чулки (колготки, носки).

Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног

По сравнению с другими следами, следы ног довольно крупные и в большинстве случаев достаточно хорошо видны.

При поиске следов ног необходимо осмотреть: поверхность земли, пола, предметы, лежащие на полу, обратить внимание на тряпичные и резиновые коврики у входа в помещение; предметы обстановки, которыми мог пользоваться преступник; предметы и поверхности на пути следования преступника.

В тех случаях, когда на месте происшествия много следов разного происхождения, разобраться в них довольно трудно. Чтобы легче найти и выделить именно те следы, которые могут иметь доказательственное значение, необходимо прежде всего представить себе, как, в зависимости от обстановки места происшествия и характера преступления, мог передвигаться человек, оставивший интересующие следствие следы. Обнаружив разнообразные следы, необходимо внимательно их изучить, чтобы не смешивать следы разных людей.

Обнаруженные следы необходимо сохранить в пригодном для исследования виде. При неблагоприятных погодных условиях с этой целью их следует укрыть подручными средствами: бочками, ящиками, листами фанеры или досками, уложенными на кирпичи. При этом нельзя употреблять остропахнущие предметы, так как это может затруднить использование запаховых следов, например, при применении служебно-розыскной собаки для преследования по “горячим” следам.

Маловидимые следы следует искать при интенсивном косопадающем освещении.

При описании следов ног в протоколе следственного действия, кроме общих правил фиксации, следует отразить: сколько групп одинаковых по форме и размерам следов ног имеется на месте происшествия; следы в группах упорядочены или нет; расположение каждой группы следов относительно объектов на месте происшествия, измерение групп следов; полное описание и измерение следов правой и левой ноги в каждой группе.

При описании единичных следов ног следует учитывать ряд особенностей, которые присущи той или иной категории следов. Если следы оставлены босой ногой, то обнаружение и фиксация их осуществляются теми же приемами, что и следы рук. В них обнаруживаются длина ступни в целом, ширина плюсны, пятки, мостовой части, длина и ширина каждого пальца, общее строение стопы (форма следа зависит от высоты свода ступни, который бывает высоким, средним, низким), общее строение папиллярных узоров, наличие флексорных складок. Это так называемые общие признаки ступни. К частным признакам следов босых ног относят: расположение пальцев относительно друг друга и переднего края плюсны, отсутствие отдельных пальцев, форма и локализация различных деформаций, мозолей, рубцов, шрамов, бородавок и т. п. При исследовании следов босых ног также могут быть выделены микропризнаки в виде выступов и впадин на краях мозолей, рубцов, шрамов и других дефектов, связанных с повреждениями или заболеваниями кожи.

В практике, хотя и редко, но встречаются следы ног, одетых в носки или чулки. Если обнаружен след ноги, одетой в носок (чулок), то общими признаками, помимо отобразившихся в нем признаков ноги, будут размер чулка (носка), тип и схема переплетения нитей, фабричные швы в области пятки.

В качестве частных признаков при идентификации по следам ноги в носке (чулке) используют неровности ниток, узлы на них, особенности схождения, угол схождения нитей в швах, наличие,

форма, размеры повреждений, заплаток, штопок, место их расположения; число и расположение стежек в штопках, особенности мелких участков границ дыр.

В следственной практике чаще приходится иметь дело со следами обутых ног .

При описании отдельного следа обуви фиксируют общие признаки: конструкция подошвы (сплошная без каблука, с отдельным каблуком, с отдельным каблуком и отдельной подметкой), форма подошвы и отдельных частей (носка, внутреннего и внешнего срезов подошвы, заднего среза подметки, переднего и заднего срезов каблука); общая характеристика поверхности подошвы и ее частей (плоская, выпуклая, гладкая, с рельефным рисунком, вид, форма, размеры рисунка); способ крепления подошвы и ее частей (винтовой, деревянно-шпилечный, гвоздяной, прошивной, клеевой); размер подошвы и ее частей (длина всей подошвы, подметки, каблука, ширина подметочной части в самом широком месте, ширина промежуточной части, каблука). Длина измеряется по крайним точкам, а ширина - в самых широких или узких местах.

При фиксации частных признаков следует учитывать, что:

1) они могут возникнуть при изготовлении обуви в фабричных условиях (особенности формы, размеров и размещения мелких деталей рельефа, отдельных стежков, швов, шпилек, винтов, гвоздей, различных знаков на подошве);

2) могут возникнуть в процессе пользования обувью (потертости подошвы, трещины и деформации на отдельных участках, особенности формы и размеров заплат, косячков и подковок, способы крепления их на подошве).

Следы ног фиксируются и изымаются по общим правилам фиксации и изъятия следов, но в месте с этим существует и ряд особенностей.

Дополнительные средства фиксации (фотографирование, составление схем) должны предшествовать изъятию следов. Следует помнить, что при фотосъемке объемных следов масштабная линейка должна располагаться параллельно следу и на той же глубине, что и сам след, с тем, чтобы и масштаб, и след были сфотографированы в одном масштабе и по снимку можно было бы восполнить пропущенные измерения. Дорожка следов ног фотографируется с глубинным масштабом или линейной панорамой.

Изъятие следов ног проводится по общим правилам: с предметом, на котором обнаружен след, или его частью, если предмет громоздок, но малоценен, и лишь при отсутствии указанных условий - копируется.

Для поверхностных следов применимы следующие методы изъятия:

откопирование на дактилоскопическую пленку;

откопирование на листовую ошкуренную резину следов, образованных мелкоструктурным сыпучим веществом.

откопирование на увлажненную фотобумагу светлую или черную, в зависимости от цвета вещества следа-наслоения;

если поверхностный след оставлен на неровной поверхности, то используют полимерные пасты, “К”, “У”, “СКТН” и другие. После нанесения пасты на нее сверху накладывают ткань, которая служит в дальнейшем подложкой, удерживающей слепок.

Для изготовления копий с объемных следов могут быть использованы гипс (чаще всего используется в следственной практике), полимерные пасты “К”, “У”, “СКТН”.

Перед изготовлением гипсового слепка со следа необходимо:

удалить посторонние частицы, попавшие в след после процесса следообразования; если след неглубокий, то вокруг него сделать из грунта и т. п. валик высотой до 5 см для фиксации боковых особенностей в следе; след на рыхлом грунте (песке) предварительно или увлажняется водой (вода наносится пульверизатором так, чтобы струя была направлена с некоторой высоты параллельно поверхности следа и ее капельки осаживались свободно), либо укрепляется посредством какого-либо быстрозатвердевающего раствора (канифоль в ацетоне, сладкая вода и т. п.). Если предстоит получить слепок со следа на снегу, то воду охлаждают до нулевой температуры, пока в ней не перестанет таять брошенный в емкость снег.

Гипсовые слепки изготовляют тремя различными способами :

наливным, насыпным и комбинированным.

При наливном способе первоначально заготавливается каркас (в качестве его элементов могут быть использована проволока либо деревянные палочки, веточки), который до закладки помещается в воду, затем готовится гипсовый раствор (доводится до консистенции сметанообразной массы). И на завершающем этапе осуществляется заливка следа раствором (вначале заливается небольшая часть раствора так, чтобы было покрыто дно следа, затем кладется приготовленный каркас, после этого выливается остальной раствор гипса). После затвердения гипса слепок аккуратно подкапывают, удаляют частицы грунта и растений и обмывают.

Насыпной способ применяется в двух вариантах. При первом в след засыпается тонкий слой гипса, который затем увлажняется из пульверизатора. Второй вариант используется для изготовления слепка со следа, заполненного водой. Сначала удаляется резиновой грушей или иным способом максимально возможное количество воды, чтобы не повредить дно следа, а затем в оставшуюся воду через сито насыпается равномерно тонкий слой гипса. Недостаток насыпного способа в том, что слепок получается непрочным.

Комбинированный с пособ: насыпается гипс, увлажняется, затем добавляется гипсовый раствор, каркас и оставшийся гипсовый раствор. Для укрепления гипсового слепка через сутки хорошо просушенный слепок рекомендуется прокипятить в течение 5 - 6 минут в растворе буры, в парафине или стеарине.

Обнаружение, фиксация и изъятие следов ног.

Некоторые невидимые и маловидимые следы наслоения обуви на поверхности линолеума, гладкой керамической плитки, бумаге можно выявлять порошком восстановленного железа. Обнаруженные таким же образом следы на поверхностях с неровным рельефом требуется закреплять парами йода.

Для дополнительной фиксации следов наслоения они фотографируются, перекопируются на дактопленку, липкую или смоченную фотобумагу, увлаженную листовую резину.

С объемных следов на грунте изготавливаются гипсовые слепки. К методам изготовления названных слепков традиционно относят заливной, насыпной и комбинированный.

Наиболее распространенным является заливной, заключающийся в заливке следа раствором гипса. Для этого первоначально медицинский гипс засыпают в воду и размешивают, чтобы не образовалось комочков. Консистенция раствора определяется с учетом плотности грунта, прочности и величины элементов, отразившихся в следах, а так же условий окружающей среды. Если, структура следа непрочная, для его заливки используется более жидкий раствор, также как и в условиях низких, отрицательных температур.

Перед заливкой след ограждается бортиком из картона, планок, особенно когда отпечаток расположен под углом к линии горизонта. Дно следа очищается от мелких предметов, попавших туда после образования отпечатка.

Рельеф хрупкого отпечатка на снегу может быть укреплен путем разбрызгивания на него с высоты 30-35 см мелких капель воды их пульверизатора. Основание следа на песке укрепляется лаком для волос, распыляемым из пульверизатора.

Раствор заливается медленно, с небольшой высоты, с наиболее глубокого места до 50-60 % глубины следа. После этого в гипс укладывается арматура из проволоки, планок, веточек и затем заливка продолжается. К арматуре прикрепляются свободные концы бечевки (шнурка) с биркой, на которой должна быть сделана пояснительная надпись о том, когда, где, во время производства какого действия и кем изготовлен данный слепок.

О готовности слепка можно судить по внешнему виду и характерному звонкому звуку при простукивании карандашом.

Засыпной способ применяется в ситуациях повышенной влажности (проливной дождь), неустойчивости грунта, на котором обнаружен отпечаток, мелкорельефности отдельных частей рисунка отобразившейся обуви. Например, сильный дождь не позволяет оградить след в поле, на суглинках и откачивать постоянно прибывающую воду.

В подобных случаях сухой гипс засыпается в воду прямо через сито ровным слоем, чтобы он оседал на дно следа, пропитываясь при этом водой. При этом необходимо дожидаться, пока один слой пропитается водой, после чего досыпается следующий. При применении этого метода изготовления слепка также закладывается арматура.

Комбинированный метод заключается в том, что на увлажненную поверхность следа засыпается ровным слоем гипс. После его пропитыванием влагой заливается раствор гипса. К этому методу прибегают, когда нет возможности полностью удалить влагу, условия не позволяют укрепить мелкие детали следа, которые могут быть разрушены в процессе заливки раствором гипса.

Все следы обуви рекомендуется фотографировать при помощи узловой, детальной съемки с использованием масштабной линейки. При фотографировании объемных следов обуви линейка укладывается на одном уровне с дном отпечатка. Необходимо также знать, что при производстве детальной съемки оптическая ось объектива фотоаппарата должна находиться под углом 90 º к следу.

В протоколе осмотра описывается где, на какой поверхности обнаружены следы, их вид (по механизму образования, следовоспринимающему объекту, контрастности), локализация относительно других объектов, направление носочной части, мыска, пальцев в следах босых ног. В единичном следе производятся необходимые измерения, форма его отдельных элементов, фиксируются расположение, конфигурация и размер иных общих и частных признаков.

При обнаружении нескольких следов обуви или босых ног желательно попытаться определить оставлены ли они одним или несколькими субъектами. Лучше всего это делать с помощью специалиста: эксперта-трасолога. Прежде всего, учитываются общие признак: форма и размер следов в целом или отдельных их элементов, а затем и индивидуальные особенности следообразующего объекта.

В протоколе также делается отметка об изъятии следов вместе со следовоспринимающим объектом или использовании средств дополнительной фиксации. Полученные гипсовые и полимерные слепки рекомендуется помещать в картонные коробки, перекладывая бумагой или поролоном, толстой текстильной тканью.

11. «Дорожка» следов ног: понятие элементы. Крим. значение.

Дорожка следов ног – совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега в количестве не менее четырех.

Дорожка следов содержит следующие элементы, позволяющие судить о походке:

1) линию направления движения – линию, мысленно проведенную между последовательно оставленными следами левой и правой ног;

2) ширину шага, характеризующую ширину расстановки ног при движении;

3) длину шага – расстояние от следа одной ноги до следа другой. Длина правого и левого шагов нередко различны;

4) углы постановки ступней – углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Углы постановки ступней правой и левой ног обычно различны.

Если следы оставлены на предметах, которые можно изъять целиком или частично, то производится непосредственное изъятие. В иных случаях производится фотографирование и применяются иные методы изъятия.

Объемные следы ног изымаются в виде гипсовых слепков, изготавливаемых следующими способами:

1) заливным, используемым для изъятия слепков от следов на увлажненных почвах;

2) засыпным, применяемым для изъятия следов на рыхлых переувлажненных почвах.

По дорожке следов обуви можно предположительно определить темп ходьбы, особенности походки, на основании чего выдвигается гипотеза о свойствах личности, состоянии субъекта, оставившего отпечатки, элементах расследуемого события.

В случаях, когда субъект, предположительно оставивший следы, неизвестен, по следам ног может быть установлено: пол и рост человека, особенности его походки, физические свойства; размер, индивидуальные признаки обуви, чулок, носок; особенности их эксплуатации.



По дорожке следов ног экспертам ставятся вопросы: о направлении и темпе движения, каков механизм образования следов, чем можно объяснить изменения отдельных параметров, отражающихся в дорожке следов (длины, ширины шага, угла разворота стопы).

В распоряжение экспертов направляются протоколы следственных действий, обнаруженные при их производстве следы и изготовленные с низ слепки, оттиски, фотографии.

С помощью эксперта могут быть получены экспериментальные образцы – отпечатки и слепки следов босых или одетых в носки, чулки ног; оттиски дорожки следов ног. По требованию экспертов могут быть получены экспериментальные образцы.

В случаях постановки вопросов об идентификации обуви по выявленным следам, в распоряжение экспертов направляется предполагаемый следообразующий объект.

12. Следы орудий взлома и инструментов: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

Взлом - разрушение, повреждение преграды и запирающих устройств с целью проникновения в помещение, средства транспорта, специальное хранилище для реализации преступного замысла.

В настоящее время следы взлома делятся, прежде всего, на следы давления (отжима и удара), скольжения (трения) и резания. Данная классификация дает довольно общее представление о содержании операций по взлому и характере образующихся при этом следов. В ней, прежде всего, не учитывается то, что взлом может совершаться с применением орудий, средств и без таковых. Взлом без использования каких-либо орудий состоит в нанесении ударов ногами, плечами; оттягивании, отгибании элементов преграды и т.д.

Орудия и средства используемые для взлома дифференцируются на механического, термического и взрывного действия.

К орудиям термического воздействия относятся паяльные лампы, бензиновые и ацетиленовые резаки. К следам их использования относятся оплавление, окапчивание краев следов.

Взрывчатые вещества и устройства применяются для взлома крайне редко. В этих целях могут использоваться газообразные вещества (пропан, метан и т.п.), затягиваемые допустим через замочную скважину в металлический ящик. При взрыве давление осуществляется равномерно на все стенки металлического хранилища. Самой слабой является дверца, которая и повреждается или просто открывается.

Взрывные устройства могут состоять из твердого взрывчатого вещества, оболочки и детонатора или воспламенителя. При изготовлении названных устройств используются как промышленные, так и самодельные заряды из тротила, гексогена, гремучей ртути, амиачной селитры, пороха и т.д.

В результате взрыва образуются отверстия с рваными краями, трещины, воронки на месте крепления взрывного устройства и прилегающих объектах, следы оплавления и копоти. От оболочки возникают пробоины и трассы от рикошетирования. Части оболочки и детонатора также могут быть найдены на месте происшествия.

Механические орудия и средства делятся на специально предназначенные для взлома, производственного и бытового назначения, а также случайные предметы.

К первым относятся специально изготовленные и приспособленные орудия. Среди вторых выделяются инструменты для выполнения различных технологических, производственных операций, а также приспособления, необходимые для совершения действий бытового характера. Приведенное деление достаточно условно, поскольку некоторые инструменты (пилы, молотки, пассатижи, отвертки и т.д.) достаточно широко применяются как в быту, так и на производстве.

Для взлома могут использоваться и случайные предметы, такие как камни, обломки досок, металлические трубы.

Различаются следы различных операций, образующих способ взлома. К ним, прежде всего, относятся следы удара и отжима. Они могут быть как статическими, так и динамическими. Допустим, при отжиме запирающей планке замка на ней от орудия (ломика, отвертки, стамески) остаются следы скольжения в виде линейных трасс. От них же на дверной обвязке и полотне деревянной двери возникают объемные следы давления, воспроизводящие форму используемых средств.

Следы разреза возникают при использовании для взлома ножниц по металлу и специально изготавливаемого орудия, напоминающего консервный нож. Названные орудия используются для вскрытия и устранения различных преград. При использовании ножниц для вскрытия металлической поверхности на ней остаются следы встречного разреза в виде загнутых в разные стороны краев отдельных участков.

Различают также следы распила и сверления. Первые образуются в результате применения ручных и иных пил, ножовок по металлу, напильников, надфилей. Практика свидетельствует, что по следам распила довольно сложно идентифицировать использовавшееся орудие. Только в случае остановки частей, в дне следы могут отразиться индивидуальные признаки инструмента, позволяющие идентифицировать его.

Обнаружение перечисленных следов взлома, как правило, не представляет сложностей. Но при осмотре места происшествия необходимо выявлять и другие следы, оставляемые субъектами преступления при разрушении преграды. Прежде всего, в вышеописанных отражениях остаются микрочастицы от использованных орудий. Найти эти следы можно, используя увеличительные стекла, а также ультрафиолетовые осветители. В большинстве случаев взлом не возможен без контакта тела преступника и преграды, или прилегающей к ней поверхности. В результате этого с одежды, головного убора, перчаток, обуви субъекта отделяются микрочастицы. Определить, где они могут находиться, можно по направлению силы прилагаемой субъекту. Допустим, если на правой боковой поверхности дверной обвязки имеются следы отжима, более глубокий конец которой также направлен вправо, можно предположить, что на этой части короба и прилегающей к ней стене имеются указанные микрочастицы. Такое расположение может свидетельствовать о том, что орудие взлома двигалось по отношению к двери слева направо.

При осмотре места происшествия могут быть выявлены признаки инсценировки взлома.

Инсценировка - создание искусственной картины какого-либо события. В большинстве случаев инсценировка представляет собой способ сокрытия какого-либо преступления, например, присвоения или растраты, совершенных материально-ответственными лицами. Иногда, к инсценировкам прибегают для сокрытия действий, не являющихся преступными.

Признаками инсценировки являются, прежде всего, негативные обстоятельства, фактические данные о наличии следов, которые не могли возникнуть в результате инсценируемого события или об отсутствии следов, которые должны были обязательно образоваться.

Наиболее типичными признаками инсценировки взлома являются отсутствие частиц от преграды, которые обязательно должны были образоваться при ее разрушении (опилки от сверления, распила, части штукатурки, кирпича, бетона при проделывании отверстия в стене и т.д.); отсутствие следов перемещения субъекта преступления по опилкам, частям штукатурки и т.п.; несоответствие формы, рельефа частиц, отделившихся от преграды следам, имеющимся на ней и имитируемым действиям; наличие следов разрушения изнутри (направление линий разлома поврежденных объектов, расположение осколков стекла снаружи помещения); расположение повреждений в местах, неудобных для проникновения; наличие пыли, других посторонних веществ со следами длительного хранения в местах, где якобы находились похищенные ценности; излишний беспорядок на месте происшествия.

Все следы взлома фотографируются с масштабной линейкой.

Для дополнительной фиксации объемных следов на металлических и других ровных, плотных поверхностях могут применяться гипс, силиконовые компаунды и стоматологические материалы.

С деревянных, расщепленных поверхностей слепки делаются из размягченного пластилина. Перед этим след покрывается жидким маслом, вазелином или между ним и пластилином помещается тонкая фольга.

С места происшествия могут изыматься запирающиеся устройства, части преград со следами проникновения, отделившиеся от преграды части, опилки, щепки, микрочастицы-наложения, а также брошенные орудия взлома. Все перечисленные объекты должны упаковывать в плотную бумагу, конверты и коробки. Каждый из изымаемых объектов упаковывается в отдельности.

По следам взлома обычно проводится экспертиза с целью идентификации использовавшихся орудий и установления некоторых обстоятельств расследуемого события.

13. Следы ТС: понятие, классификация. Способы обнаружения, фиксации и изъятия.

Следы автотранспорта делятся, прежде всего, в зависимости от того, какой частью автомобиля они оставлены: на отпечатки ходовой части, кузова, отделившиеся от машины части горючесмазочных материалов, краски, узлов и агрегатов.

По виду происшествий, в которых участвует автотранспорт, различаются следы столкновения, наезда, переезда и опрокидывания.

Названные следы могут быть оставлены на дорожном покрытии, на неподвижном препятствии (другом автотранспорте, столбе освещения), на движущемся участке движения, на самой автомашине.

Наиболее распространенными следами ходовой части являются отпечатки колес автотранспорта, которые образуются при нахождении автомобиля в покое (стоянке), свободном качении и торможении.

След одного колеса называется беговой дорожкой. В ней отражаются общие и частные признаки шины. К общим относятся ширина беговой дорожки, рисунок отразившегося в ней протектора и размеры его элементов. Частными признаками являются индивидуальные свойства, приобретенные при изготовлении (наличие перемычек различной формы между грунтозацепами, нетипичная форма отдельных грунтозацепов, царапины, трещины на них и т.п.), а также приобретенные (потертости грунтозацепов, отсутствие некоторых элементов протектора, трещины, отверстия в нем).

В объемных следах ширина беговой дорожки измеряется по дну следа.

Две беговые дорожки, образованные следами разноименных колес автомобиля образуют колею. В ней также измеряется ширина, которая равна длине оси автомобиля. Чаще всего в научно-методологической литературе названные измерения рекомендуется проводить от центров беговых дорожек.

По следам колес определяется также база автомобиля, представляющая собой расстояние между осями. При стоянке автомобиля от его крыльев отделяются части грунта, на мягкой поверхности довольно четко отпечатываются передние и задние колеса, иногда из переднего и заднего моста одновременно выделяется жидкость. Расстояние между этими следами и характеризует базу.

В большинстве ситуаций автопроисшествию предшествует торможение, по следам которого можно определить базу, измеряя ее по конечным точкам следов юза передних и задних колес. Окончания следов торможения (юза) более яркие, сплошные и ровные.

База может быть определена и по следам разворота.

Следы колес рекомендуется осматривать на всем протяжении зоны их видимости. Выявление отпечатков протектора не представляет сложности. В некоторых ситуациях проблемы возникают в связи с тем, что отсутствуют статические следы, а имеются лишь динамические. Но и в этих следах в ходе дальнейшего экспертного исследования могут быть обнаружены частные признаки, позволяющие идентифицировать транспорт, оставивший эти отпечатки. Для этого важно произвести все необходимые измерения, правильно описать выявленные следы в протоколе осмотра.

Фотографирование следов, особенно отразившихся в них частных признаков, следует производить под прямым углом, с использованием методов увеличения изображения: удлинительных колец, широкоугольных объективов, специальных фотокамер, а также масштабной линейки. В большинстве случаев фотосъемка требует применения специальных светофильтров, для придания большей контрастности изображению следов.

Важное значение имеет фиксация следов автотранспорта относительно других элементов обстановки места происшествия и обнаруженных следов. Для этого рекомендуется фотосъемка с высокой точки. При этом могут использоваться методы круговой или линейной панорамы.

Для дополнительной фиксации объемных следов могут изготавливаться слепки из гипса и силиконовых материалов. Технология их изготовления не отличается от аналогичных операций по дополнительной фиксации следов ног.

Поверхностные следы шин могут быть перекопированы на липкую бумагу, увлажненную листовую резину или фотобумагу, полимерные материалы.

Выявленные следы могут быть зарисованы с указанием в схемах индивидуальных особенностей.

Следы на неподвижных преградах образуются в виде вмятин, пробоин, пятен и трасс, в виде отслоения краски, а также следов наслоения от автомобиля, представляющего собой следообразующий объект.

Похожие следы образуются и на движущихся автотранспортных средствах. Кроме пробоин, представляющих собой сквозные повреждения, выделяют задиры – трассы от контакта движущихся транспортных средств, образованные приподнятыми частями краски, сдвинутой при скольжении следообразующего объекта по следовоспринимающей поверхности.

От этих следов в ряде пособий отличают царапины, рассматриваемые как неглубокие повреждения с длиной, превышающей ширину, и повреждения, причиненные при плотном контакте автомобилей.

Столкновение ТС сопровождаются возникновением на них следов отслоения и наслоения.

Они также должны тщательно описываться и фотографироваться. Для фиксации общего вида повреждений, их локализации, соотношения рекомендуется производство крестообразной и встречной съемок. Маловидимые и невидимые следы наслоения рекомендуется искать в местах видимых изменений следовоспринимающей поверхности. Такого рода поиски осуществляются с помощью лупы, переносных ультрафиолетовых осветителей, клейкой ленты или увлажненных резины мелкоячеистой губки. В ряде работ отмечаются, что иногда мелкие частицы, перенесенные на липкий слой копировального материала бывает сложно отделить от клейкой основы для дальнейшего исследования. В то же время площадь и общая форма наслоений дают более полное представление о следообразующей поверхности.

На дорожном полотне образуются следы в виде отделившихся стекол, лакокрасочных и горюче смазочных веществ, а также отделившихся узлов и агрегатов транспортных средств. Они фотографируются при осуществлении узловой и детальной съемок так, чтобы понятно было их расположение относительно частей дорожного полотна, его ограждения, других элементов обстановки, а также иных следов происшествия. Следы рассматриваемого вида позволяют установить место первоначального контакта движущихся транспортных средств. Это способствует установлению причин происшествия, например, когда одно из транспортных средств, движущихся навстречу другому, выходит на встречную полосу дороги.

На одежде и теле пешеходов остаются следы от контакта с выступающими частями кузова чаще всего бампера, облицовки решетки радиатора, крышки капота, подножек, боковых стекол..

При переезде на теле и одежде жертвы остаются отпечатки рисунка протектора, следы наслоения грунта, горючесмазочных материалов, а также волочения.

Для розыска автомобиля, скрывшегося с места происшествия, важно установить направление его движения. Его можно определить по плотности следов торможения, которые в начальной точке имеют вид нескольких параллельно идущих трасс, постепенно сливающихся в одну к окончанию тормозного пути.

При переезде автомашины через водную преграду (лужу) брызги перемещаются в сторону направления движения, а влажная колея остается после продвижения транспорта через жидкость.

Брызги, отделившихся от транспорта горючесмазочных материалов, тормозной жидкости, направлены в сторону направления движения.

При переезде через твердые предметы, находящиеся на мягком грунте они вдавливаются в поверхность и вращающимися колесами отодвигаются в сторону противоположную направлению движения автомобиля.

В дальнейшем автомобиль может быть идентифицирован по следам колес, отделившимся от него частицам лакокрасочных, горючесмазочных материалов, стекол, а также узлов и агрегатов. Идентификация может проводиться посредством физико-химических и криминалистической экспертиз.

Шпаргалка по криминалистике Аленников Андрей Геннадьевич

15. СЛЕДЫ НОГ. СПОСОБЫ ИХ ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ. ДОРОЖКА СЛЕДОВ НОГ

Следы ног человека приобретают значение в качестве доказательств по делу в тех случаях, когда они найдены на месте происшествия. По ним можно судить о количестве лиц, бывших на месте преступления, характере совершаемых ими действий, путях подхода и ухода с места преступления.

В целях доказывания возможно идентифицировать:

1) человека по следам босой ноги;

2) обувь, чулок, носок, которыми оставлен след;

3) человека, носившего данные обувь, чулки, носки. В целях поиска преступника возможно:

1) преследование по горячим следам (видимым и за-паховым);

2) определить вид и фасон обуви, признаки обуви или ступни.

По следу обуви можно установить: 1)фабрику-изготовитель или государство-поставщик;

2) вид, фасон, размер, цвет и другие признаки;

3) информацию о росте преступника. Оледы ног делятся на:

1) видимые, маловидимые, невидимые;

2) объемные и поверхностные;

3) динамические и статические.

4) одиночные (разрозненные или единичные) и множественные, или дорожка следов ног;

5) следы обуви, следы босых ног и следы ног, в чулках, носках.

Общими признаками следов ног являются:

1) форма подошвы в целом и ее частей (форма подошвы в целом может быть сплошной, с отдельным каблуком или состоять из подметки, каблука и промежуточной части);

2) размеры подошвы и ее частей (длина всей подошвы, подметки, каблука, ширина подметочной и промежуточной частей, каблука). Длина измеряется по крайним точкам, а ширина – в самых широких или узких местах.

Частными признаками следов ног являются:

1) возникающие при изготовлении обуви в фабричных условиях (особенности формы, размеров и размещения мелких деталей рельефа, отдельных стежков швов, шпилек, винтов, гвоздей, различных знаков на подошве);

2) возникающие в процессе пользования обувью (потертости подошвы, трещины и деформации на отдельных участках и т. д.).

Дорожка следов ног – совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега в количестве не менее четырех.

Дорожка следов содержит следующие элементы, позволяющие судить о походке:

1) линию направления движения – линию, мысленно проведенную между последовательно оставленными следами левой и правой ног;

2) ширину шага, характеризующую ширину расстановки ног при движении;

3) длину шага – расстояние от следа одной ноги до следа другой. Длина правого и левого шагов нередко различны;

4) углы постановки ступней – углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Углы постановки ступней правой и левой ног обычно различны.

Если следы оставлены на предметах, которые можно изъять целиком или частично, то производится непосредственное изъятие. В иных случаях производится фотографирование и применяются иные методы изъятия.

Объемные следы ног изымаются в виде гипсовых слепков, изготавливаемых следующими способами:

1) заливным, используемым для изъятия слепков от следов на увлажненных почвах;

2) засыпным, применяемым для изъятия следов на рыхлых переувлажненных почвах.

Из книги В поисках истины автора Ищенко Евгений Петрович

Следы кирзовых сапог Первый снег, плавно кружась, падал на схваченную легким морозцем землю, на сизую гладь воды городского пруда, на руки и спины ребятишек, лепивших снеговика на берегу. Со смехом и радостными криками дети водрузили на круглую голову снеговика дырявое

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

7. ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ, ФИКСАЦИИ И ИЗЪЯТИЯ СЛЕДОВ Назначение технических средств и методов в уголовном процессе – достаточно полная и точная фиксация доказательств, хода и результатов процессуальных действий, исследование

Из книги Шерлок Холмс в наши дни автора Хефлинг Хельмут

17. СЛЕДЫ КРОВИ, СПЕРМЫ И ДРУГИХ ВЫДЕЛЕНИЙ. СЛЕДЫ КУРЕНИЯ И ПЫЛИ, ИХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЙ Различают следы крови в следующих формах:1) лужи – образуются в результате обильного кровотечения в условиях, когда кровь не успевает впитываться в предметы или почву. Их

Из книги Убийства на «разборках» (методика расследования) автора Гурев Михаил Сергеевич

19. СЛЕДЫ ОРУДИЙ ВЗЛОМА, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ Под взломом понимается действие, направленное на полное или частичное уничтожение, повреждение запирающего устройства, иной преграды, осуществляемое с целью проникновения в запертое хранилище.Следы орудий взлома относятся к

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

20. ОДОРОЛОГИЯ. СПОСОБЫ ИЗЪЯТИЯ И ФИКСАЦИИ ЗАПАХОВЫХ СЛЕДОВ Криминалистическая одорология представляет собой систему методов и средств обнаружения, изъятия, хранения и исследования запаховых следов с целью их использования для решения идентификационных задач в

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

37. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МИКРООБЪЕКТОВ. ПРАВИЛА ОБНАРУЖЕНИЯ, ИЗЪЯТИЯ И ФИКСАЦИИ МИКРООБЪЕКТОВ В понятие «микрообъект» входят следующие понятия:1) «микрочастица» – это микроцелое или микрочасть целого, отделенная от него под воздействием определенных факторов, и

Из книги автора

Предательские следы на бутылке с ликером Усилия Гершеля, применившего дактилоскопию в одной из тюрем в Калькутте, распространить ее и на других заключенных были безуспешными. Установив на практике реальность выполнения своей идеи, оп отправил 15 августа 1877 года

Из книги автора

Как ищут следы Ученые и практики разработали много криминалистических методов и средств обнаружения и сохранения следов преступлений. Опишем лишь некоторые из них, основные. Наиболее часто используемый прибор - микроскоп. Применяется он с двумя основными целями.

Из книги автора

Глава 7 Следы преступления Описание способа совершения преступления без соответствующего описания его следов теряет свой практический смысл, ибо без знания их характеристики невозможно установить преступника и доказать совершение им преступления. Вместе с тем

Из книги автора

Мы оставляем следы повсюду, где платим деньги Еще одна богатейшая информационная база – средства электронной коммуникации. Вы когда-нибудь задумывались, почему на Западе к человеку, который расплачивается наличными деньгами, относятся подозрительно? Все дело в том, что

Следы ног нередко являются объектами трассологических исследований и

способны оказать существенную помощь в установлении истинных обстоятельств происшествия. На практике чаще всего встречаются следы обуви, реже - следы босых ног. Они бывают статические и динамические, объемные и поверхностные.

Наибольшее идентификационное значение имеют объемные статические следы обуви. Они образуются обычно в мягком грунте или в снегу. При изучении их можно определить не только размер и форму обуви, которой они оставлены, но и установить ее индивидуальное тождество.

Следы обуви обычно образуются при ходьбе или беге. При этом на опорную поверхность сначала опускается каблук, оказывающий давление в направлении вперед и вниз. Потом в контакт с поверхностью вступают промежуточная и подметочная части, наконец, происходит отталкивание носка от грунта, причем давление направлено уже назад и вниз.

Продольный профиль объемного следа обуви или босой ноги в грунте имеет вид дуги с углублениями в пяточной и носочной частях. Поэтому точно длина следа в грунте определяется по длине дуги.

Поверхностные следы образуются обычно обувью с загрязненной подошвой на ровных поверхностях - паркете, линолеуме, листах бумаги и т.п. Идентификационное значение таких следов невелико. По ним можно установить лишь форму и размеры обуви и в редких случаях - идентифицировать ее. Поверхностный след, пригодный для исследования, может оставить и ступня босой ноги. След обычно образуется за счет потовых выделений, смешанных с грязью или пылью. Кожа ступней ног, как и ладоней рук, имеет папиллярные узоры, обладающие такими же свойствами, однако рисунок их заметно проще.

Индивидуальная идентификация по следам папиллярных узоров ступней ног возможна. При этом вначале определяют участок ступни, отобразившийся в следе, а затем сравнивают признаки, которыми данный участок характеризуется.

Пригодные для исследования динамические следы обуви остаются на месте происшествия очень редко. Они образуются металлическими деталями (шпильками, гвоздями, набойками) подошвы обуви и могут использоваться при идентификации.

Рассматриваемые следы обычно хорошо видимы. Исключение составляют отдельные следы обуви и потовые следы ступней ног.

Невидимые следы может оставить на линолеуме, крашеном и лакированном полу, бумаге, мраморе, кафеле, стекле обувь с каучуковой, резиновой или резиноподобной синтетической подошвой. Их проявляют путем обработки порошком железа, а затем переносят на листы специально приготовленной бумаги с липкой поверхностью.

Потовые маловидимые следы ног обнаруживают при осмотре предметов под различными углами освещения и зрения. Для их проявления применяют раствор нингидрина и порошок железа крупного помола. При обнаружении следа обуви или босой ноги его измеряют и описывают в протоколе. Следует иметь в виду, что наименование частей следа соответствует названию частей стопы и подошвы обуви.

В следе обуви общую длину подошвы, длину подметочной, промежуточной частей и каблука измеряют по линии, проходящей через крайние точки закруглений каблука и носка; ширину подметочной части - в самом широком месте; ширину промежуточной части - в самом узком месте; ширину каблука - в самой широкой его части или по его переднему краю. В объемном следе обуви общую длину и длину отдельных частей измеряют по кривой линии профиля дна следа.

В следе босой ноги прежде всего измеряют общую длину по линии, проходящей через крайнюю точку закругления пятки и центр подушечки ногтевой фаланги третьего пальца, до точки пересечения продольной линии с перпендикуляром, восстановленным к этой линии из крайней передней точки большого пальца. Затем измеряют ширину плюсневой, промежуточной и пяточной частей (по тем же линиям, что и в следе обуви), длину и ширину пальцев.

При обнаружении на месте происшествия дорожки следов важно определить и описать в протоколе ее элементы: линию ходьбы, длину и ширину шага, угол шага, линию стопы, угол разворота стопы.

Путем криминалистического исследования следов ног удается установить важные для дела обстоятельства. По конфигурации следа подошвы, отпечаткам деталей ее рисунка, форме и размерам каблука и иным признакам можно составить представление о виде и фасоне обуви.

По следу обуви устанавливают примерный рост человека, который в 6-7 раз превышает длину подошвы обуви человека. Исследованиями установлено, что длина подошвы стопы находится в пропорциональной зависимости от роста человека и у жителей России составляет у мужчин - примерно 15,8% роста, у женщин - 15,5% роста.

По походке можно судить о некоторых особенностях человека. У левши, например, длина левого шага больше правого, у хромого длина и угол шага ноги, на которую он хромает, меньше и т.д.

На экспертизу следов ног и обуви направляются следы либо слепки или отпечатки с них, обувь или отпечатки босой ноги подозреваемого.

30. Следы транспорта и механизм их образования. Обнаружение и фиксация следов транспорта.

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы). Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование. Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д. Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др. Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов). Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения - при полной блокировке колес в процессе торможения. Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными - от окрашенных выступающих частей, и негативными - от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях. По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление. Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи. Ширина колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. База автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода. Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса. Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком. Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства. При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора (рис. 12). Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах: а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения; б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения; в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет; г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения; Рис. 12. Отождествление протектора колеса транспортного средства по его следу. А - след, оставленный на месте происшествия; В - проверяемый протектор; С - гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами отмечены совпадающие участки рельефа.

д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения; е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки); ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения; з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес; и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13). О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля. Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра. Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). Рис. 13. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам (пояснения в тексте). Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси. Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного. Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают. Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем - сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку. Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование. На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего. Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов. Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2-3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки. Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок. Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса. Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

Похожие статьи