Совместима ли вера с "планированием семьи"

25.07.2019

Существует не вполне правильное представление, что Церковь запрещает любые способы предохранения от рождения детей.

Позиция Русской Православной Церкви по вопросам брака и семьи выражена в документе, принятом юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (Издательство Московской Патриархии, 2000 г.). В нем сказано: «Человеческое тело является дивным созданием Божиим и предназначено стать храмом Святого Духа. Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общности, «единодушие душ и телес» супругов, о которых Церковь молится в чине брачного венчания… Зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно… Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не дано, и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

О проблемах контрацепции в представленном документе сказано: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнять нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует понимать, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичных побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Таким образом средства контрацепции, связанные с убийством уже зародившейся жизни в чреве матери, являются преступлением и абсолютно недопустимы. Иные формы предохранения, включая и наименее духовно вредные – механические средства неабортивного действия, – в большей или меньшей степени несут элементы греха. Поэтому, если невозможно обойтись без большого греха, надо идти по линии наименьшего греха. При использовании средств контрацепции, не связанных с убийством, важно каждому понимать, что все же это хоть и наименьший, но грех. Поэтому надо молить Бога о прощении своих грехов, совершаемых по телесной немощи, и каяться в этом на исповеди.


Автор: Протоиерей Борис Балашов
В современном обществе очень болезненно стоят вопросы, связанные с семьей. Иногда приходится даже слышать, что сам институт семьи отмирает. Многие люди хотели бы иметь прочные семьи, в которых тепло и уютно, однако ничего не получается. Огромный процент разводов в настоящее время просто удручает.
Большое количество молодых людей рано начинает половую жизнь, но при этом они долго не могут вступить в брак или очень быстро разводятся - всем известно выражение "сбегать замуж". Да и те семьи, что остались на плаву, тоже не очень радуют. Почему так происходит? Да и возможно ли сейчас строить семьи надолго с доброжелательными взаимными отношениями супругов? Может быть, мы все-таки что-то делаем не так?



Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь… Не так уж трудно совершать добрые дела, говорить слова любви тому, с кем мы встречаемся время от времени. Чем дальше человек находится от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Чем человек становится ближе, тем делать это уже сложнее.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла , обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» .

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» .

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum» . И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .

– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning) . Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.

Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks . Natural Family Planning. London, 1997.

Духовно подготовить рождение

Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред» .

Преподобный Иоанн Лествичник : «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» .

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их [духовников] до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение» .

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”» . Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.



Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).

Строка поиска: контрацепция

Найдено записей : 7

Здравствуйте, батюшка. Мне 16 лет - пора юности, бурного развития, возникновение вопросов, размышлений о себе и происходящих во мне изменениях. На эти вопросы меня натолкнули следующие мысли: всем, конечно, известно, что секс до брака - грех.Но многие подростки начинают половую жизнь довольно рано (14-16 лет), само понятие "целомудрие" давно стало ненужным и даже "постыдным" среди сверстников. Как нужно поступать согласно Закону Божию в таких ситуациях? Как правильно жить в современном обществе, не совершая блудных грехов? Как жить целомудренно до свадьбы? И потом, меня еще волнует вот что: половая жизнь, которая должна быть лишь браке, должна быть направлена только на продолжение рода, или и на получение плотских наслаждений, не подразумевающих зачатие? Возможны ли такие семейные отношения? Для меня это дико, ведь, как известно, мужчины постоянно испытывают желание полового удовлетворения, если мой муж, который у меня когда-нибудь появится, будет испытывать подобное, что делать мне? Контрацепция - грех. Тогда как секс, направленный на продолжение рода, не грех?! В таком случае, сколько детей мне рожать? Я планирую в перспективе иметь двоих, то есть за всю жизнь должно быть только 2 половых акта. Неужели это реально, и моего будущего мужа устроит мое мнение по этому поводу? Посоветуйте мне что-нибудь, пожалуйста! Надеюсь на Вашу помощь, это очень важно для меня! Заранее большое спасибо.

Эллина

Я думаю, что вопросы семейной жизни, в том числе, касающиеся интимной жизни супругов, надо решать по мере их поступления. Это значит, когда Вы выйдете замуж, то многие из них просто отпадут, а те, которые останутся, вы вместе с мужем тогда и посоветуетесь. Лучший способ сохранить в юности целомудрие - держаться подальше от развратных компаний и сайтов.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Если Вас не затруднит, разъясните, пожалуйста, несколько моментов, изложенных ниже.Прошу извинить за то, что некоторые вопросы носят довольно интимный характер. 1. Как современная РПЦ относится к тому, что в наше время среди молодёжи достаточно широко распространена практика половых отношений до бракосочетания? Отсюда вытекает еще несколько вопросов: не является ли контрацепция тяжким грехом? И разрешается ли вступать в вышеупомянутые отношения верующим (на примере девушки, которая поёт на клиросе, скажем)? 2. Не является ли прелюбодеянием использование "стимулирующих" предметов/одежд (для той же,скажем, девушки из церковного хора)? Где-то было сказано, что всё (в разумных пределах, конечно же), что делается по любви и обоюдному согласию, не является греховным. 3. Является ли нормальным то, что в некоторых храмах при покупке дешёвых свечей, продавцы смотрят на меня с нескрываемым презрением, как будто я скряга и нищенка. Спасибо за внимание. P. S. Простите, забыла маленькую деталь, касательно вопросов про отношения. Предположим, что они всё-таки нацелены на создание семьи и зачатие детей. Но в перспективе.

Мария

Маша, сексуальная распущенность – дух нашего времени. Неужели Вы не догадываетесь, как Церковь относится к этому? Вот, даст Бог, Вы тоже станете когда-то матерью, как Вы отнесетесь к добрачной жизни своего ребенка? Думаю, Вас это не будет радовать. Так что и документы специальные не нужны, чтобы определиться в этом вопросе. Церковь приветствует, благословляет многодетность, родительский подвиг, но оставляет право семьи решать вопрос о воздержании, контрацепции на усмотрение собственной совести, осуждая однозначно аборт и предохранение как «здоровый образ жизни» в блуде. «Стимулирующие предметы» и такая же одежда продается в специальных магазинах. Мой приятель, американец и переводчик-синхронист, большой любитель русской словесности, дал точное определение таким SHOPам – «срамная лавка». Считаю, что я ответил на вопрос. Для любой девушки, тем более из церковного хора, не надо объяснять прописные истины. Кстати, по церковным канонам, блудница не имеет право стоять на клиросе.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: Мне для лечения предложены гормональные препараты, но они также являются и контрацептивами. Альтернативы в способе лечения нет. А недавно я услышала, что применять такие препараты грех... Объясните, пожалуйста

Ирина

Ирина, ряд женских болезней лечатся гормональными препаратами, которые могут быть одновременно контрацептивными средствами. Как лекарства они не могут быть «греховными», а вот как средство контрацепции – тут все сложнее. Некоторые из них являются не столько контрацептивами, сколько абортивными препаратами, убивающими плод на самых ранних сроках беременности, когда женщина даже не знает о том, что она уже мать. Вот за это к ним такое негативное отношение среди христиан. Если лечение ими необходимо, то лечиться придется (хотя учтите, что гормоны для здоровья – палка о двух концах), но при супружеской жизни лучше одновременно прибегать к барьерной контрацепции, чтобы исключить беременность и гибель плода. Сама по себе контрацепция допускается «Основами социальной концепции РПЦ» при определенных условиях.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка!Я стала воцерковляться в 25 лет, мой муж и родные не воцерковленные. У нас двое маленьких детей и больше муж не хочет, родители тоже это не приветствуют. Встает вопрос о том, как избежать беременности. Хотя я и не против иметь еще детей, но сейчас мне очень тяжело, приходится все делать самой. Воздерживаться мой муж не хочет, а применять контрацепцию ведь грех? Меня очень мучает этот вопрос, мне кажется, что предохранение - это очень страшный грех, я исповедую его на исповеди, но ведь продолжаю согрешать. Посоветуйте, как быть? Спасибо!

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Этой теме посвящен большой раздел в Основах Социальной Концепции РПЦ, XII.3. Основным назначением брака отнюдь не является деторождение. Рождение детей - только одна из функций, но и без него смысл брака не утрачивается: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть". (Быт.2.24) Вот это-то и есть основное: объединение двух эгоистов в нерасторжимое новое бытие, которое не иначе как проявляется нежели через отречение от множества проявлений своего "Я". Разумеется, что спасительная функция брака осуществляется только при обоюдном смирении. Плотские отношения не последнее значение имеют в браке, хотя и они - только одна из функций. Брак может быть прекрасным и счастливым без того и другого, как, например, целомудренный союз святого праведного Иоанна Кронштадтского с его супругой. Детально вашу ситуацию надо обсудить с духовником. Я лишь два замечания сделаю: во-первых, воздержание может быть разным, одно дело месяц-два, другое три-четыре дня в определенные дни. Во-вторых, контрацепция абсолютно неприемлема только такая, которая имеет абортивное действие, т. е. прерывает развитие эмбриона, делает его нежизнеспособным, приводит к отторжению уже оплодотворенной яйцеклетки, угнетает развитие яйцеклетки так, что зачатие происходит, но зародыш быстро гибнет. К числу неприемлемых методов относятся: многие гормональные препараты – они угнетают развитие яйцеклетки или эмбриона и имеют массу непрогнозируемых побочных эффектов; внутриматочные спирали – абортивное средство; стерилизация – и вовсе низведение женщины до скотского уровня. В общем, думайте. Может быть, имеет смысл посоветоваться с врачом. Храни Вас Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Можно ли православному использовать контрацепцию неабортивного действия? Или любая контрацепция недопустима?

Евгения

Здравствуйте, Евгения! В Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви говорится: "Любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу образуют Домашнюю церковь. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может "вместить" высокие требования воздержания, от тех, кому это не "дано" (Мф. 19. 11) , и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! В интимных отношениях с женой часто происходит "прерваный акт" и мужское семя не попадает в женщину. Является ли такое действие грехом? С уважением.

Павел

В принципе, уважаемый Павел, определенный элемент греха в этом есть. Боюсь, что в этой проблеме не так просто расставить все точки над "i", поскольку, с одной стороны, данная сфера человеческих отношений является весьма сокровенной, а с другой - достаточно непросто для современного сознания точно сформулировать, почему именно библейское миропонимания рассматривает такого рода интимные проявления как грех и определенную нечистоту. Тем не менее, еще в Ветхом Завете мы находим следующие указания: "если мужчина ляжет с женщиной и [будет] у него излияние семени, то они должны омыться водою, и нечисты будут до вечера" (Лев.15:18) . Правда, это есть одно из правил закон Моисеева, которые являются принадлежностью именно что еще ветхозаветного законодательства и в своей, что называется, "букве" для новозаветной эпохи уже не имеют требования обязательного исполнения, однако все же содержит указание на то, что является грехом, а что нет. Сверх того, нужно различать невольное происхождение того, о чем Вы говорите, и - вольное, когда целью ставится своего рода такая вот "естественная" контрацепция.
В "Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви" говорится: "Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом" (http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html) . То есть, признать какой-либо способ уклонения от деторождения вполне безгрешным или нейтральным, вряд ли возможно, хотя и не дело Церкви регламентировать все тонкости супружеской жизни. Скорей, все эти тонкости являются делом совести самих супругов, однако на то христианину и дана совесть, дабы учиться различать, что есть грех, а что грехом не является, - и стараться следовать этому нравственному и спасительному умению.

протоиерей Андрей Спиридонов

"Из "ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ" XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом". Вот, например, как быть молодой семье, если оба верующие, но рожать детей нет возможности, так как один из них учится... Возможна ли контрацепция до того момента, пока один из супругов еще студент? Насколько я знаю, церковь говорит о том, что супруги, как несущие ответственность за воспитание и рост детей, сами решают, когда и сколько рожать. И если они решили, что пока лучше подождать - наверное, это их право (хотя, наверное, если на то есть объективные причины, правда, не знаю, является ли объективной причиной то, что один из семьи еще учится). Наверное, является. На мой взгляд, просто нужно определить ту грань, за которой заканчивается здравый смысл и начинается банальный эгоизм и нежелание иметь детей и жертвовать.

Наталья

Далее в тексте говорится: «Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи». Таким образом, Церковь не навязывает нам тотальное воздержание при нежелании или невозможности рожать детей. Церковь лишь указывает нам цель, к которой мы должны стремиться. Главный критерий – любовь внутри семьи. Церковь сама не прочерчивает ту грань, о которой Вы говорите, т.к. в данном случае все очень индивидуально.


- А давай сегодня без презерватива.

- Чо, просто воду из окна выливать?

(вместо эпиграфа)

«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут».

Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.
Давайте в двух словах, что это такое и с чем это едят. И не надо тут хихикать – тема не такая уж и простая.

Часть первая. Медико-санитарная

По принципу действия контрацептивы можно разделить на следующие группы: стопроцентные, естественные, барьерные, химические, внутриматочные, гормональные, хирургические. Эффективность метода контрацепции определяется индексом Перля, то есть количеством женщин из сотни, которые забеременели в течение года, используя тот или иной метод. Допустим, индекс равен трем – значит у трех из сотни не сработало.

Так вот, по порядку.

1. Стопроцентные. 200–250 мл дигидрогена монооксида и спиодин. Можно сочетать. Индекс Перля нулевой, противопоказаний и побочных эффектов почти нет. Для тех, кто не понял: стакан водички на ночь и спатеньки. Есть анекдот в тему: «Вопрос армянскому радио: "Какой контрацептив лучший?" - "Стакан воды" - "А до или после?" - "Вместо"».

2. Естественные. Различные календари циклов, измерения базальной температуры и оценка состояния цервикальной слизи. Для любителей жанра. Индекс Перля от 0,3 до 40, поэтому не зря называется ватиканской рулеткой. Прерванный половой акт не является методом контрацепции вообще.

3. Барьерные. Наиболее известны, понятное дело, мужские презервативы. Есть еще женские презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки и контрацептивная губка (!). Часто сочетаются со спермицидными смазками и т.п. Мужские презервативы – единственный метод контрацепции, который снижает вероятность заразиться ЗППП. Снижает не до нуля, это важно помнить. Индекс Перля от 2 до 15. По моему личному убеждению это связано с тем, что 95% населения идиоты и даже с этой вещью справиться не могут.

4. Химические. Гели, мази, пены, тающие свечи, пенящиеся свечи (только не ржите), пенящиеся таблетки, растворимые пленки, губки. Устраивают локальную атаку на Ипре отдельно взятой порции эякулята. Но всех не перевешаешь, поэтому индекс Перля от 3 до 21.

5. Внутриматочные. Спирали. Которые не спирали, а вполне себе такие Т-образные штуковины. Бывают нейтральные, бывают с гормонами. Устанавливаются на 5-7 лет, за что любимы населением; эффективны – индекс Перля равен 0,2. Но повышают вероятность развития внематочной беременности (по некоторым данным – сильно) и вообще считаются не самым безопасным методом. В отличие от вышеперечисленных не препятствуют зачатию, а мешают имплантации, поэтому считаются абортивным средством контрацепции.

6. Гормональные. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того, сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблетки, содержащие только прогестин в небольших количествах) другой: они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодотворённой яйцеклетки в матке. Индекс Перля у КОК – 0,1–0,9, у мини-пили 0,3–9,6. Абортивный эффект у вторых единственный, у первых – вероятный.

7. Хирургические. Перевязка маточных труб и вазэктомия у женщин и мужчин соответственно. Фактически необратима. Поэтому у нас разрешена после 35 лет и/или двоих детей, но на соблюдение всем наплевать. Санкций за операцию, сделанную за рубежом, не будет. Супруга ставить в известность не обязательно, согласно закону о врачебной тайне.

Часть вторая. Соборно-религиозная

Вы таки удивитесь об это, но у Русской Православной Церкви есть официальное мнение по поводу контрацепции. И выражено оно в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Вот уже 16 лет прошло, а знает о документе процентов 20 православных. А он интересный, между прочим. Так вот:

XII. Проблемы биоэтики

XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

Часть третья. Принципиально-неопределенная

А теперь самая интересная часть всего этого марлезонского балета. Несмотря на то, что официальная позиция Церкви по этому вопросу как бы есть, но а) она достаточно размыта; б) кого бы она вообще волновала, в православной среде разговор о контрацепции вызывает или гнев, или обморок. А почему? Потому что нет консенсуса по двум ключевым вопросам: для чего нужен секс в браке и сколько должна женщина рожать детей.

Наши наиболее православные друзья, конечно же, заявляют, что контрацепцией никакой пользоваться нельзя (даже естественной), сексом заниматься надо только ради рождения детей и вообще сексуальные отношения в браке - это такой паллиатив греха. Типа поженились, чтобы хуже не стало. Ну и понятно, воздерживаться надо в однодневные посты, в многодневные посты, во время беременности и кормления грудью. Ну и между делом, чтобы точно. А то выкидыши будут и дети родятся склонными к блуду. Детей, естественно, надо заводить столько, сколько «Бог пошлет». Потому что «раньше рожали по 18 детей и страна процветала». Я даже видел фразу «российскую империю построили беременные женщины». Вопрос «почему?» вызывает у такой публики ступор, слово «презерватив» - обморок, предложение обосновать некое нормативное количество детей богословски – ярость.

Понятно, что это тема отдельного разговора, но просто хочу отметить, что а) со времен Российской империи кое-что изменилось; б) у женщин сто лет назад типа выбор был – рожать или не рожать, ага.

Самое интересное, что последовательное следование такой позиции имеет не только ярко выраженный антимиссионерский эффект, но и все признаки классического танца «гопак на граблях». Ну уже смеются все над миссионерской позой, зачем продолжать-то? Поэтому, в общем-то, Церковь пока инструкцию по пользованию и не написала, а ограничилась общими рекомендациями.

Наши не менее православные, но более близкие к реальности друзья все-таки смотрят на проблему более разносторонним образом и даже пишут по этому поводу толковые книги: например, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» - настоятельно рекомендую. Резюме для тех, кто ленится читать: Церковь не запрещает заниматься сексом. Церковь не регламентирует количество детей. Церковь даже не выпустила православную камасутру со списком рекомендованных практик и поз. Потому что блудить можно и в «миссионерской» позе. Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (из тех же «Основ…»). Поэтому, все-таки устанавливая определенные рамки и рекомендации, учитывает то, что люди живые и разные и роботизировать их в любом случае не получится.

Алсо рид:

Наш приход существует исключительно на пожертвования.

Поддержите наш приход!

Пожертвование на церковь можно сделать

по кредитной карте через систему PayPal: НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ

или послать по адресу:

Russian Orthodox Church, P.O. Box 913, Mulino, OR 97042

—Является ли предохранение с использованием презервативов грехом? С одной стороны, я сознательно избегаю воли Бога, а с другой — бывают же и случаи зачатия даже при предохранении.

Чтобы ответить на первую часть вопроса, привожу цитату из Основ социальной концепции РПЦ:

«XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.»

Так вот, если эти дяди с высокими лбами и длинными бородами не очень внятно смогли ответить на Ваш вопрос, то и я—пас. Но моё частное и сугубо-личное мнение—нет, разумное и благоговейное отношение к планированию времени рождения ребёнка не является грехом.

Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, скажу, что я не могу согласиться с таким мышлением. Делая всё, чтобы предотвратить беременность, и одновременно надеясь на то, что Бог сотворит какое-нибудь чудо и сделает так, чтобы сперма чудесным образом прошла через резину презерватива, человек как-бы прыгает с крыши высокого здания надеясь на то, что ангелы поймают его и понесут на руках, так что он не стукнется ногою о камень. По-человечески—это довольно глупо; по христиански—написано: «Не искушай Господа Бога своего» (Мф. 4:7). Господь нам дал свободную волю, которую Он не собирается насиловать. Поэтому, если человек решил прыгнуть с крыши, то, наверное, он сломает себе ногу или шею; а если женщина решила предохраняться от беременности, но вдруг забеременнела, то винить нужно не Бога, а изготовителей презервативов—наверное, попался бракованный. Конечно, Господь способен совершить любое чудо: даже дева может зачать без мужа и родить сына (и при том остаться девой). Но мне кажется, что для того, чтобы в Вашей семье родился малыш, вам с мужем нужно самим об этом позаботиться, и Господь благословит вашу семью и ваш труд по воспитанию малыша.

Похожие статьи