Рождество Христово: смысл, история и традиции праздника. По дорожке к празднику

25.07.2019

История, традиции и смысл великого праздника

7 января православный мир празднует Рождество Христово — великий двунадесятый праздник, положивший начало новой эре в истории человечества. Что лежит в основе евангельской истории о рождении Спасителя, как вычисляли дату Рождества и почему о нем «забыли» в первый век христианства — разбиралась «Русская планета».

История

Евангелисты Лука и Матфей пишут о Рождестве Христовом так: в те дни во всей своей империи, к которой относилась и Палестина, император Август повелел сделать перепись. Записаться нужно было в том городе, откуда ты родом — и тогда Иосиф с Марией, которая уже была беременна в тот момент, пошли из Назарета в Вифлеем, город Давидов (потому что Иосиф был из дома и рода Давидова). Когда же они были там, наступило время Марии родить. Она родила Сына, и Иосиф нарек ему имя Иисус, как заповедал сделать ему ранее ангел. Младенца спеленали и положили в кормушку для скота, ясли — потому что им не было места в гостинице. По преданию, Мария с Иосифом были вынуждены остановиться в пещере, куда пастухи загоняли скот.

Ночью весть о рождении Спасителя донеслась до пастухов. Им явился ангел и сказал: «Не бойтесь: возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Вслед ангелу явилось многочисленное небесное воинство, славящее Бога — и когда отошло оно обратно на небо, пастухи решили идти в Вифлеем. Там они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, и рассказали Святому семейству о том, что было возвещено им.

Евангелист Матфей приводит также историю с поклонением волхвов с востока. О рождестве Спасителя им сообщила звезда на востоке: придя в Вифлеем, волхвы преподнесли младенцу Иисусу дары — золото, ладан и смирну (золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как знак предстоящей смерти, потому что было принято смазывать умерших маслом на смирне).

Тогда же о рождении мессии узнал Ирод, царь иудейский. Желая его уничтожить, царь Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Но Иосиф получил во сне предупреждение об опасности, и Святое семейство успело бежать в Египет, где и пребывало до смерти Ирода.

Установление праздника

Первые упоминания о Рождестве датируются началом III века. К тому времени уже сложилась традиция важнейших христианских праздников, среди которых были Воскресение Христа, Вознесение на небо, Крещение и Пятидесятница. То, что Рождества не оказалось в этой ранней традиции, связывают с иудейским мировоззрением, согласно которому рождение человека означало начало болей и скорбей.

Но, даже появившись в церковном календаре в III веке, Рождество не было тем праздником, которым является сегодня. Изначально христиане имели единый праздник Богоявления, где вспоминали сразу три евангельских события: Рождество, поклонение волхвов и крещение Спасителя. И только в IV веке Рождество и Крещение разделили по разным дням (при этом праздник Крещения до сих пор называют еще Богоявлением).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл проводит торжественное богослужение по случаю праздника Рождества Христова. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Существуют несколько версий того, почему Рождеству «выделили» в церковном календаре день 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Богословы часто исчисляли эту дату, исходя из евангельских сведений о благовещении Марии о рождении Спасителя. Согласно Библии ангел благовествовал ей спустя шесть месяцев после зачатия Иоанна Предтечи (его празднуют в конце сентября по старому стилю). К дате зачатия прибавляли шесть месяцев и получали дату Благовещения, затем к ней прибавляли еще девять месяцев и таким образом установили день Рождества.

Впрочем, существовала и «политическая» версия рождественской даты. Римский «Хронограф» 354 года отмечает 25 декабря как день языческого праздника «рождения нового Солнца» — кроме того, в конце декабря римляне праздновали сатурналии. Установление праздника Рождества Христова в эти дни было нужно еще и для того, чтобы перебить устоявшиеся языческие традиции и укоренить христианский образ мышления, полагают некоторые историки.

Традиции Рождества

На Руси начали праздновать Рождество, вероятнее всего, сразу после утверждения христианства князем Владимиром. В конце XVII века в России зародилась проникшая из Польши традиция вертепного театра — когда в особом ящике-вертепе, который олицетворял пещеру, где родился Христос, разыгрывали евангельские сценки. К слову, упоминаний о самой пещере нет в канонических текстах Евангелия (в Писании упомянуты только ясли, куда положили младенца Христа). Пещера стала частью предания, придя к нам из апокрифа «Протоевангелие Иакова» и сочинений мученика II века Иустина Философа.

Смысл Рождества

Святитель Иоанн Златоуст называл Рождество началом всей христианской веры. По его словам, из этого праздника исходят и имеют свое основание все последующие евангельские события, начиная с Богоявления и заканчивая Воскресением Христа, Его Вознесением и Пятидесятницей. Не случайно Рождество разделило историю человечества на две эры — до и после него.

«Бог явился перед нами… чтобы ни один человек не смог сказать, будто Бог так велик и далек, что к Нему приступа нет, ― писал в XX веке в слове на Рождество митрополит Антоний Сурожский. ― Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей… Он сроднился с нами — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка — включая тех, которые в себя потеряли всякую веру — знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства».

Праздник Рождества Христова - один из самых любимых праздников Церкви, который с радостью отмечают даже неверующие.

Удивительно, но даже те, кто никогда не задумывался над глубинным смыслом этого торжественного дня, с удовольствием наряжают елку, рыщут по магазинам в поисках рождественских подарков, рассылают красочные рождественские поздравительные открытки, закупают килограммами яркие, ароматные мандарины, навсегда подарившие свой дивный запах и вкус этому зимнему празднику. Не забудут и про рождественский стол - с великолепной подрумяненной уткой в яблоках, или индейкой с инжиром (традиция больше свойственная западу!), и, даже, купят "рождественский вертеп" - модную игрушку, изображающую сцену рождения Младенца Христа. В наше время, когда мы все живем в условиях узаконенной нелепицы с датами, и Новый год по новому стилю приходится на дни самого строго Рождественского поста, само Рождество большей частью людей воспринимается просто как приятное продолжение новогодних празднеств. И глубинный смысл праздника Рождества Христова оказывается не замеченным, не прочувствованным за всей этой целлофановой мишурой, предпраздничной суетой, околорождественской торговой горячкой…

Давайте отречемся от сиюминутного и поговорим о главном. Не будем распыляться на второстепенное, но пристально всмотримся в вечное. Итак, в чем суть праздника Рождество Христово?

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У этих двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год - начало условного отрезка времени,придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918году, когда В. И. Ленин подписал "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости - рождение Иисуса Христа, явление нашему миру Спасителя. Рождение Христа, пришествие в наш мир Спасителя - это поворотный момент в истории человечества.

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по своей значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже не сравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат "оливье", шампанское, "Голубой огонек" и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них поговорим позже, а пока расскажем о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название "Благовещение Пресвятой Богородицы", когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца".Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должныпереписываться по месту их происхождения. И Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э., и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии, ночью, и рождается Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота.И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.

4. Как мир узнал о рождение Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! - говорит он, - я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".Как только ангел сказал это, внезапно появилось множество других Ангелов, поющих: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Этими словами начинается так называемое Великое славословие, поющеесяи сегодня во время Богослужений.

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем.В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не может прийти, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти. Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".
Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором:с кем он? Где он?Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

5. Каковы традиции празднования Рождества Христова?

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Церковь понимает, насколько это важно - ожидание праздника. Подобно тому, как волхвы, восточные мудрецы, шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января,совершается Рождественский сочельник, день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят до появления на небе первой звезды в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к исповеди и Причастию, чтобы причаститься или на праздник Рождества Христова, или в сам сочельник, и подготавливают рождественскую трапезу. Так происходит наш настрой на встречу родившегося Христа, собирание всего человека. И при настоящей подготовке и дух, и тело участвуют в празднике.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой мы увенчиваем наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Навечерие Рождества, в Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме мы ждем Христа. Потому что самая главная цель праздника Рождества Христова, чтобы наши сердца стали теми Вифлеемскими яслями, в которых родился Христос. И смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

6. В чем смысл Праздника Рождество Христово?

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам.

7. Зачем это нам - праздник Рождества?

Он приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения - это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - так сформулировал великую тайну боговоплощениясвященномученик IIвекаИриней Лионский.

Рождество Христово – один из самых любимых в мире праздников.

Во всем христианском мире он сопровождается многочисленными выходными: в Европе, Северной и Южной Америке – это рождественская неделя (от 25 декабря до 1 января); в России и в православных странах СНГ – это новогодние каникулы (от 1 января до 10 января).

Хотя раньше на Руси новогодних каникул не было, а были Святки – рождественские гуляния от Рождества Христова до праздника Крещения Господня.

С этим днем связано множество общемировых и сугубо национальных традиций: Санта-Клаус, рождественская елка, хороводы, калядование, особые подарки и прочее. Каждый ребенок ждет Рождества (в нашей стране Нового года) не меньше, чем свой день рождения.

А в чем смысл Рождества Христова? Зачем пришел в мир Господь Бог Иисус Христос?

Когда людям задаешь этот вопрос, то одни честно говорят, что не знают. Некоторые отвечают, что Христос пришел нас спасти.

Но согласитесь с простой логикой: если нас пришел Христос спасать, значит было от чего; иначе зачем вообще все это нужно?

Не стоит думать, что в мире есть однозначный ответ на этот вопрос. Существует три крупных учения о том, зачем Христос родился, зачем Он страдал и умер на Кресте.

Эти три учения составляют собой три крупнейшие христианские конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Несмотря на то, что конфессий три, различий в понимании вопроса воплощения Бога на земле всего два: одно понимание называется «юридическая теория искупления»; другое называется «нравственная теория искупления».

Что такое искупление? Искупление – это понятие христианского богословия, означающее совершенное богочеловеком Иисусом Христом – через его крестную смерть и воскресение – восстановление поврежденной грехом человеческой природы и примирение человека с Богом.

Теперь разберем очень кратко смысл этих теорий.

Юридическая теория искупления

Отцом этой теории является западный схоласт Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Теория является основой учения католичества и протестантизма.

Адам и Ева, согрешив в раю, оскорбили Вечного Бога. И теперь Божественная справедливость требует искупления, равного оскорблению. А так как человек смертен, то искупить свой грех он не может. Поэтому вместо него это искупление (как некая плата) приносит Сын Божий: Он становится человеком и приносит себя в жертву за весь мир, тем самым восстановив справедливость и открыв человечеству путь к Богу – в Царство Божие.

В протестантизме это учение получило дальнейшее развитие. Лютер и Кальвин говорили уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте.

Положительные стороны этой теории:
1. Однозначно показано, что человек не может спасти свою душу только собственными усилиями.
2. Однозначно показано, что что для спасения человека от греха и смерти необходимо радикальное изменение отношений между Богом и человеком.
3. Теория подкупает простотой, прямолинейностью, четкостью и ясностью формулировок и потому импонирует людям рационалистического склада ума.

Негативные стороны этой теории:
1. Бог оказывается «заложником» собственных свойств и Ему приписываются такие чувства, которых мы не встречаем в Священном Писании: «оскорбление», «удовлетворение», «заслуга».
2. Забывается главный камень, на котором построено все учение Господа Иисуса Христа – это Любовь. Любовь Бога к нам и наша любовь к Богу и ближним.

Нравственная теория искупления

Ее появление стало реакцией на появление юридической теории искупления. Нравственная теория искупления – это основа православия и всего древнего христианства до раскола Востока и Запада.

Сущность Искупления – в явлении сострадательной любви Бога к человеку. Главный момент, когда совершается наше Искупление, есть Гефсиманское борение, моление о Чаше (молитва Христа за весь мир – известна еще под названием «первосвященническая молитва»), а Крест есть не более чем иллюстрация той тайны, которая совершилась в Гефсимании.

Положительные и отрицательные стороны этой теории заключены в критике юридической теории искупления, так как, с одной стороны, юридическая теория явно не совершенна, и ее есть за что критиковать; с другой стороны, критикуя противоположную теорию, нравственный взгляд на искупление не дает нам большого положительного содержания.

Заключение

Учение Христово нужно понимать так, как понимали его в первые века христианства. И тогда мы не ошибемся. Во втором веке святитель Ириней Лионский сказал: «Бог соделался человеком, дабы человек стал богом». И в этом главный смысл Рождества Христова. Бог пришел в мир, чтобы изменить грешную человеческую природу, чтобы показать истинный путь к Богу.

Чтобы человек понял, что путь к Богу – это любовь к Нему и к ближним… даже если ради нее придется идти на смерть.

Великая тайна благочестия

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную."

Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление - до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.

Здесь мы расскажем о событиях, связанных с Рождеством Христовым, побеседуем о духовном значении этого события и в конце остановимся на главных моментах рождественского богослужения.

Событие Рождества Христова

Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествие на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24-27).

И вот, действительно, к концу Данииловых седьмин, Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр от Иуды перешел к Ироду, идумеянину родом. Настало время прийти Христу. Люди, отпав от Бога, стали обоготворять земные блага, богатство, мирскую славу. Сын Божий отверг эти ничтожные кумиры как плод греха и людских страстей и благоволил прийти в мир в самой скромной обстановке.

События Рождества описаны двумя евангелистами - апостолами Матфеем (из числа 12-ти). и Лукой (из числа 70-ти учеников). Так как евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, то он поставил себе цельюдоказать, что Мессия происходит от праотцев Авраама и царя Давида, как это было предсказано пророками. Поэтому евангелист Матфей начинает свое повествование Рождества Христова с родословной (Мт. 1:1-17).

Зная, что Иисус не был сыном Иосифа, евангелист не говорит, что Иосиф родил Иисуса, а говорит, что Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Но почему же он приводит родословную Иосифа, а не Марии? Дело в том, что евреи не имели обыкновения вести родословные по женской линии. Закон же их повелевал брать жену непременно из того же колена, к которому принадлежал муж, поэтому, евангелист не отступая от обычая привел родословную Иосифа, показывая, что Мария - жена Иосифа, а, следовательно, и родившийся от Нее Иисус происходят из того же колена Иудина и рода Давидова.

Извещенная Архангелом Гавриилом о том, что Она избрана стать Матерью Мессии, Пресвятая Дева отправилась на свидание с Елизаветою, будучи только обрученною невестою Иосифа. После благовестия Ангела прошло уже почти три месяца. Иосиф, не посвященный в эту тайну, заметил Ее положение, наружный вид мог дать повод к мысли о неверности невесты, он мог всенародно обличить Ее и подвергнуть строгой казни, установленной законом Моисея, но, по доброте своей, не хотел прибегать к такой крутой мере. После долгих колебаний он решил отпустить свою невесту тайно, не делая никакой огласки, вручив Ей разводное письмо.

Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Iеshuа), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому "Не бойся принять Марию, жену твою!" - Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию как жену, но "не знал Ее," то есть жил с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист от себя добавляет: "А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил" (Исаия 7:14). Имя "Эммануил" означает "с нами Бог." Здесь Исаия не называетрожденного Девою Еммануилом, а говорит, что так Его назовут люди. Это не есть собственное имя Рожденного Девою, а лишь пророческое указание на то, что в лице Его будет Бог.

Св. Евангелист Лука отмечает что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаряАвгуста, то-есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа - "священного." Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим.

Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид.

Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: "И ты, Вифлеем, - Ефрафа, мал ли ты между тысячами (селениями). Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Михей 5:2, Мт. 2:6).

По римским законам, женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи. Поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в отечественный Вифлеем, и при том путешествие незадолго до разрешения Младенца, должно было убедить Иосифа в том, что указ Кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился именно там, где должен родиться Мессия-Спаситель.

После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со своим спутником вынуждена была поместиться в пещере, куда в ненастную погоду загоняли с пастбища скот. Здесь, в зимнюю ночь, в самой убогой обстановке, родился Спаситель мира - Христос.

Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами евангелист сообщает, что Богоматерь родила безболезненно. Выражение евангелиста "и родила Сына Своего первенца" дает повод неверующим говорить, что у Пресвятой Девы, кроме Иисуса-первенца, были и другие дети, так как евангелисты упоминают о "братьях" Христа (Симоне, Иосии, Иуде и Иакове). Но надо помнить, что по закону Моисея (Исход 13:2), первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, "разверзающий ложесна," то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним. Так называемые в Евангелиях "братья" Иисуса не являлись Его родными братьями, но только родственниками, будучи детьми престарелого Иосифа от первой его жены, Соломии, а также детьми Марии Клеоповой, которую Ев. Иоанн называет "сестрой Матери Его." Во всяком случае, все они были гораздо старше Христа и поэтому никак не могли быть детьми Девы Марии.

Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон. Не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, является Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Но Ангел тотчас успокоил их, сказав: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь." Этими словами Ангел дал понять им истинное назначение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо "радость будет всем людям," которые примут Его как Спасителя.

Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Но почему же Ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям и не призвал и их к поклонению Божественному Младенцу? Да потому, что эти "слепые вожди слепых" перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и по исключительной иудейской горделивости воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит весь мир. Скромный проповедник мира и любви к врагам им был неприемлем.

Пастухи не сомневались, что Ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!" Ангелы славят Бога, пославшего людям Спасителя, ибо с этого времени восстанавливается мир совести и устраняется вражда между Небом и землей, возникшая вследствие греха.

Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа, рассказывали они о том же и другим, и все слышавшие их рассказ удивлялись. "А Мария сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем," т.е. Она запомнила все услышанное. Евангелист Лука, описывающий благовестие Архангела Гавриила, рождение Христа (Лук. 2 гл). и другие события, относящиеся к Деве Марии, очевидно, писал с Ее слов.

На восьмой день совершено было обрезание Младенца, как это предписано законом Моисея. Вероятно, вскоре после Рождества Святое Семейство переселилось из пещеры в дом, так как большинство пришельцев в Вифлеем после записи не имело надобности оставаться там.

Поклонение волхвов

Дальнейший евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл). очень назидателен. Это прежде всего рассказ об "епифании," или явлении Христа язычникам.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском. От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: "Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он). поразит князей Моава" (Числа 24:17). Здесь "Моав" - олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда. Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле, но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему." Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима, и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном, и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, - людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: "Где должно родиться Христу?" Они ответили: "В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея." Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: "Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему." На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки). свои: золото, ладан и смирну(драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы "учахуся" от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей - "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение" (мысль Митрополита Анастасия).

Сын Божий и Сын Человеческий

"Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти" (Тим. 3:16). Эти слова св. Апостола свидетельствуют о том, что чудо воплощения Сына Божияпревышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить события, происшедшего две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и в сущности противоположные природы: надмирная, вечная и бесконечная - Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная - человеческая.

Тем не менее, Евангелия и Апостольские послания, в меру наших сил, раскрывают нам некоторые стороны чуда воплощения Сына Божия. Святой Иоанн Богослов в самом начале своего Евангелия возводит нашу мысль к предвечному бытию Второго Лица Пресвятой Троицы, Которого он именует Словом, говоря:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотью, и обитало с нами" (Иоан. 1:1-3, 14).

Именование Сына Божия Словом указывает на то, что Его рождение от Отца нельзя понимать в смысле обычного рождения: оно произошло бесстрастно и без отделения. Сын Божий рожден от Отца наподобие того, как слово рождается от мысли. Мысль и слово отличны друг от друга и в то же время неотделимы. Нет слова без мысли, и мысль непременно выражается в слове.

Дальнейшая Апостольская проповедь все полнее раскрывает истину Богочеловеческой природы Христа. А именно, что Он есть Единородный (единственный). Сын Божий, Который родился от Отца прежде всех веков, т. е. Он вечен, как и Бог Отец. Сын Божий имеет ту же Божественную природу, что и Бог Отец, и поэтому - Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Он есть Творец видимого и невидимого мира и в том числе - нас, людей. Одним словом, Он, будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, есть истинный и совершенный Бог. Вера в Иисуса Христа как в воплотившегося Сына Божия представляет твердыню или камень, на котором утверждается Церковь, по слову Господа: "На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18).

Будучи совершенным Богом, Христос-Спаситель есть вместе с тем и совершенный Человек. Имея человеческое тело и душу со всеми ее свойствами - разумом, волей и чувствами, как человек, Он родился от Девы Марии. Как Сын Марии, Он повиновался Ей и Иосифу. Как человек, Он крестился в Иордане, обходил города и села со спасительной проповедью. Как человек, Он испытывал голод, жажду, усталость, имел потребность в сне и отдыхе, переживал болезненные ощущения и физические страдания. Живя физической жизнью, присущей человеку, Господь жил и душевной жизнью, как человек. Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Он переживал человеческие чувства - радость, гнев, скорбь, проливал слезы. Таким образом, Господь Иисус Христос, приняв нашу человеческую природу, был во всем подобен нам, кроме греха.

Имея две природы, Иисус Христос имел и две свободных воли. Разумная, сознательная человеческая воля Иисуса Христа неизменно подчиняет свои человеческие стремления и желания Божественной воле в Нем Самом. В потрясающей наглядности их проявление в Христе видно во время Его тяжелых переживаний в Гефсиманском саду: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мт. 26:39).

Так Своим послушанием Богу Отцу Господь Иисус Христос исправил наше непослушание и научил нас ставить волю Божию выше своих желаний.

Цель Воплощения Сына Божия

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу - погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, "взял на себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53 гл.).

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нассоединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.

И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого-человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви - и так таинственное Тело Христово растет.

Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.

Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:4-6).

Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда "праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их" (Мат. 13:43).

Пожалуй, самый светлый, радостный, чистый праздник Рождество Христово. Весь православный мир отмечает его с особым трепетом и благоговением.

В чем тайный смысл Рождества?

Это праздник мира, душевного спокойствия, равновесия. Обращаясь к истории можно вспомнить, что 2000 лет назад в Вифлееме произошло удивительное событие. В этот мир пришел сын Божий Иисус Христос, который родился сверхъестественным образом. Его матерью была непорочная Дева Мария, которую до сих пор все знают, как Богоматерь или Богородицу. Сын Божий, придя на землю, не был окружён богатством и роскошью. У малыша не было даже колыбели. Он появился на свет как спаситель мира в обычных яслях, предназначенных для животных.

Когда празднуется Рождество Христово?

Это праздник Русской православной церкви, который принято встречать 7 января. В период перед светлым торжеством принято соблюдать длительный, строгий и довольно суровый сорокадневный пост. Верующим запрещается употреблять в пищу мясо, молоко яйца и некоторые другие продукты. Как правило, постный стол - это овощи, фрукты, хлеб, испеченный на воде и дрожжах и ничего более. Какие-либо увеселительные мероприятия запрещены по религиозным соображениям. Поэтому празднование Нового года, в традиционном смысле этого слова, конечно же, отменяется.

В чем смысл Рождества Христова?

Рано или поздно дети спрашивают у своих православных родителей, которые почитают обычаи, а в чем же суть Рождества и его праздновании? Подрастающему поколению необходимо объяснить, что младенец - Сын Божий родился для того, чтобы умереть за нас. Своей смертью он заплатил за грехи всех людей, которые бездумно совершали их. То есть, Иисус Христос дал всем людям возможность примириться с Богом. Верующие родители должны рассказать своим детям, что смысл в Рождестве не только славить Иисуса, рожденного в яслях, но и его великую жертву, принесенную человечеству. Ведь он пришел на землю в облике человека, чтобы испытать муки и умереть за грешников, заплатив своей жизнью за спасение людей. То есть, празднуя Рождество, православные восхваляют чудесное рождение Спасителя, который сберег людей и уничтожил власть дьявола над ними. Вот такой сакральный смысл несет в себе Рождественский праздник.

Как празднуется Рождество? При приближении торжественных мероприятий, верующие посещают церковь, где идет праздничная служба. В канун Рождества принято: дарить друг другу подарки, слать родственникам и знакомым красивые рождественские открытки, ходить в гости, готовить традиционные кулинарные блюда, украшать по-особенному свое жилище, наряжать елку. Существуют и традиции колядования, святочных карнавалов, которые возрождаются в последнее время.

Похожие статьи