Почему ребенок не делает уроки вовремя и быстро? Почему ребенок не хочет делать уроки? И что делать родителям — советуют педагоги

27.07.2019

Сентябрь. Начало учебного года. Как листья один за другим начали осыпаться с деревьев, так в кабинет психолога один за другим стали приходить родители школьников с одной и той же темой: «Что делать с выполнением домашнего задания? Семейный невроз! Помогите, спасите наши отношения!» И, как под кальку, одними и теми же словами: «Сидим до 12 ночи и делаем уроки, за день устали, сил никаких не осталось. Начинаем проверять — понимаем, что надо все переделывать. Начинаем объяснять — ничего не понимает, переходим на крик — ребенок в слезы: «нам не так в школе объясняют». Пытаемся вникнуть в то, что написано в задании — возмущаемся всей семьей: «И кто только пишет такие учебники?» Нервов никаких не хватает, всех хочется просто убить! Все на взводе, надо спать, утром ранний подъем. В итоге у ребенка уже нет сил самостоятельно собрать портфель. Ложимся и думаем: ведь не так планировали провести вечер, хотели сохранять со своим чадом теплые взаимоотношения, а выходит одна ругань!»

Многие родители, делая вместе с ребенком домашнюю работу, искренне обижаются и расстраиваются, когда видят плохую оценку за выполненное задание, как будто эту оценку поставили им. Замечание учителя в дневнике о плохом поведении в школе их сына или дочери, воспринимают буквально, как сообщение о том, что «ТЫ ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ» и начинают доказывать обратное: «Я хороший, поставьте мне «5», оцените меня, а еще лучше, на очередной школьной линейке, вручите грамоту «Лучший родитель года»!

Как часто из-за нашей тревоги и в погоне за хорошими отметками рушатся отношения, начинаются ссоры в семье, дети и родители становятся в оппозицию друг другу. Все общение с ребенком сводится к одному: «Что в школе? Какие сегодня отметки? Уроки сделал? Поел? Ложись спать!» А что желают детям на днях рождения? Хороших отметок! Складывается ощущение, что для пап и мам главное в их жизни, «чтобы ты учился хорошо!». Все остальное как будто неважно или второстепенно. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь, что тем самым вы вызовете отвращение к учебе вообще.

В отношениях со школьными учителями, завучами и директорами вы всегда должны быть на стороне своего ребенка! Берегите своих детей! Старайтесь не ругать, не критиковать и не говорить ему, что «ты меня в гроб вгонишь из-за двойки по природоведению». Этим вы закладываете в него установку, взращиваете в нем чувство, что любят его только за хорошие отметки, а не потому, что он просто есть на этом свете.

Что же тогда получается? Если хорошая отметка — я хороший, если плохая — я плохой? Помните! Родительская любовь безусловна.

Есть люди, которые ненавидят отмечать свой день рождения лишь потому, что, когда в детстве они мечтали о каком-то подарке, родители ставили им обязательное условие: «вот закончишь четверть без троек, тогда получишь». Почему бы нам не перестать спрашивать у своих детей: «как там, в школе?» с единственной целью узнать про их успеваемость? Мы же тем самым портим с ними отношения. Нам что поговорить с ними больше не о чем? Может стоит начать интересоваться у своих детей их отношениями с другими людьми, их мыслями, чувствами, переживаниями? Спросите ребенка, как он себя чувствовал сегодня? Не волновался ли из-за чего-то? Что произошло интересного в его жизни? Сосредоточьтесь на нем самом, на вашей родительской любви и общечеловеческих ценностях.

Ответьте себе на вопрос : у кого больше психологических проблем и проблем со здоровьем в целом? У отличника или у троечника, или двоечника? А как сложилась жизнь у ваших одноклассников, много ли вы знаете счастливых пятерочников? Ведь, как показывает жизнь, чаще всего бывшие двоечники и троечники в большинстве своем стали успешными людьми, в отличие от отличников с их низкой самооценкой и плохим здоровьем.

Жизнь взрослого человека похожа на забег на длинную дистанцию по зарабатыванию денег. Папа и мама круглые сутки на работе, а как по-другому?! Надо оплачивать кредиты, налоги, ЖКХ, образование и т.д. И как следствие жизни взрослых — сумасшедшая нагрузка у детей. Чтобы не сидел без дела у компьютера, не шатался по улице без присмотра, не был предоставлен сам себе, ребенка надо загрузить, что называется, по полной программе: спортивные секции, кружки, языки, репетиторы… И что мы имеем в конце? Время спать, а уроки еще не сделаны.

Запомните, пожалуйста, у ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные, амбициозные родители заорганизовывают своих детей, и, как следствие, получают неврозы и все, что к ним прилагается. О каком доверии, самостоятельности, свободе воли, праве на ошибку может идти речь, когда, благодаря тревожности родителей, у ребенка день расписан поминутно.

Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать: «как там, в школе?» не надо. И пожалуйста, НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. И с собой в том числе. Есть родители, которые, вспоминая себя, говорят: «Какой же ты, у меня медлительный! Я все это делал(а) быстрее и лучше.».

Помните, у всех разные возможности, разный темп выполнения той или иной задачи. Уважайте личность вашего ребенка! Будет ли он с вами делиться тем, что происходит в его жизни, зависит только от вас. От того, как вы будете его слушать и что будете говорить и делать. Никогда без его согласия не вырывайте листы из тетради. Вы тем самым обесцениваете его самого и его труд. Если он сделал ошибку, не заставляйте его по десять раз переписывать начисто, ЖИЗНЬ — НЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА! Мы все имеем право на ошибку и на ее исправление. Все ошибаются: и взрослые люди, и маленькие дети, помните об этом. Дайте ему исправить ошибку самому, зачеркнув неправильное решение или ответ и написав правильный.

Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки самостоятельно — этому всегда есть причина . Лень тут не причем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Тем не менее, способность ребенка самостоятельно работать — это, безусловно, навык, который надо осваивать с 1 класса. При этом важно помнить, что ребенок способен концентрировать внимание не более 20 минут, потом оно начинает рассеиваться. Пить захотелось, от соседей блинами запахло, кошка пришла и легла на стол. Не надо сидеть три часа кряду и нервничать из-за палочек и крючочков, в конце концов, все вырастают, научившись писать!

Одни родители хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей, а бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он вырастет, не так и важно. Дайте ребенку самому научиться справляться с поставленными задачами, не делайте это вместо него. Вы же не собираетесь проживать за него его жизнь?! Но детям важно знать, что вы всегда будете рядом. И если им понадобится ваша помощь, вы всегда придете и поможете, только договоритесь об этом заранее.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семей: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать этого кошмара или хотя бы минимизировать его последствия?

Ответ прост : сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумайте о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно: не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком.

Решите для себя раз и навсегда, что для вас важнее: личность вашего ребенка или эгоистичная попытка навязать ему чужую жизнь. Берегите себя и своих близких.

  1. В начальной школе выполнение домашней работы не должно занимать более полутора часов. В пятом классе — не более двух, в 6-8 классе — два с половиной часа, в последних классах — три с половиной часа с обязательными перерывами.
  2. У ребенка должно быть рабочее место, где нет ничего, что могло бы отвлекать его внимание во время выполнения уроков (игрушки, конструкторы, телевизор, гаджеты). Это не должен быть кухонный стол, где вместе с учебниками и тетрадками лежат продукты, и на котором мама или бабушка одновременно с этим что-то готовят.
  3. Следует идти от простого к сложному. Начинать с предмета, который ребенку нравится больше, это придаст уверенности в своих силах. Потом переходить к более сложным заданиям. Если же ваше чадо, наоборот, быстро утомляется, начните с работы, которая требует максимальной собранности. Алгоритм всегда такой: сначала повторение правила или нового материала, потом закрепление.
  4. Самостоятельность приходит со временем, поэтапно, поэтому сначала просто следите за тем, как ребенок выполняет задание, и при необходимости будьте готовы придти к нему на помощь и объяснить, если потребуется, то, что непонятно.
  5. Не забывайте хвалить, постарайтесь не давать негативных оценок. Не надо бояться позволять ребенку делать ошибки. Дайте ему самому возможность найти ее и исправить.
  6. Если вы видите, что ваш ребенок устал или плохо себя чувствует, вспомните себя в таком состоянии. Действуйте по обстоятельствам.
  7. Будьте на стороне своих детей. Поддержите их, когда они в этом нуждаются. Берегите нервы и здоровый климат в своей семье.

Все родители школьников мечтают о том, как их чадо, вернувшись с учебы, обедает и сразу же приступает к выполнению домашнего задания. Мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был внимательным и сообразительным, легко справлялся со всеми школьными заданиями без помощи со стороны и не уставал радовать своей хорошей успеваемостью. Однако такая идеальная картина встречается лишь в немногих семьях, и большинство родителей чаще наблюдают совершенно другое: ребенок не хочет делать домашнее задание и вместо этого готов заняться чем угодно, лишь бы не уроками. Мама с папой расстраиваются и нервничают, это напряжение передается крохе, и в итоге вся семья попадает под влияние стресса. Почему так происходит, и как этого избежать?

Ребенок ленится

Большинство родителей считают, что их ребенок отказывается делать домашнее задание по единственной простой причине - ему просто лень. Действительно, есть дети, которые очень ленивы от природы, и их вообще трудно заставить хоть чем-то заниматься. Однако, перед тем, как ставить своему крохе диагноз «патологический лентяй», родителям стоит внимательнее присмотреться к поведению своего чада и, скорее всего, они с удивлением заметят, что малышу лень лишь делать уроки, а вот читать интересную книжку, смотреть мультфильм, проводить время за новой компьютерной игрой у него получается очень даже хорошо. Если любое другое занятие, кроме выполнения домашнего задания, способно увлечь кроху надолго, значит дело вовсе не в природной лени, а в чем-то другом.

Если ребенок не хочет делать уроки впервые, родителям ни в коем случае нельзя на него кричать, угрожать или сравнивать с кем-то из одноклассников. Нужно выяснить причину отказа от выполнения домашнего задания. Это может быть усталость, непонимание предмета или что-то другое. Как вести себя с ребенком, объясняет детский психолог Екатерина Цуканова.

Ребенок боится неудачи

Многие дети панически бояться потерпеть неудачу в любом деле, и домашнее задание – не исключение из правил. Страх сделать что-либо не так обычно сказывается на поведении школьника: его можно застать подолгу сидящим над каким-либо учебником без совершения иных действий. В таких случаях обычно говорят «смотрит в книгу – видит фигу».

Если за ребенком замечено такое поведение, лучше всего серьезно поговорить с ним, спросить, чего он боится и по какой причине. Если у школьника возникает страх перед учительницей, которая очень строго относится к ошибкам в домашнем задании, скажите ему, что поговорите с учителем об этом, и не забудьте действительно это сделать. Если же кроха боится гнева со стороны родителей за плохую оценку, убедите его в том, что ругаться не будете, даже если у него что-то не получится. Покажите малышу, что вы всегда с ним рядом, понимаете его и можете оказать любую помощь, как только он об этом попросит. Искренний разговор с ребенком поможет ему расслабиться и больше не бояться.

Ребенок не понимает предмет

Некоторые дети никак не могут приступить к выполнению домашнего задания по определенному предмету из-за того, что у них имеются какие-то сложности с этим уроком. К примеру, школьник может не понимать новый материал по математике или физике, и именно поэтому всячески отлынивает от выполнения уроков по этим предметам. У некоторых детей возникают сложности с логическим или образным мышлением, и в зависимости от этого у них возникают трудности в точных и гуманитарных науках соответственно.

Помощь ребенку в этом случае заключается в совместном одолении тех трудностей, которые возникли. Вместо того, чтобы ругать ребенка за невыполненное задание и упрекать его в лени, поговорите с ним и узнайте, что ему дается труднее всего, а после – начните совместные занятия, во время которых подробно объясняйте крохе непонятные моменты. Если вы сами не сильны в нужном предмете, можно нанять репетитора или договориться со школьным учителем о дополнительных индивидуальных занятиях.

Ребенку не хватает любви и внимания

Некоторые дети отказываются выполнять домашние задания лишь по той причине, что им хочется специально вызвать беспокойство со стороны мамы с папой. Они ощущают , и таким своеобразным способом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.

В такой ситуации главное – дать ребенку почувствовать вашу любовь и внимание. Проанализируйте собственное поведение: как часто вы хвалите своего кроху, интересуетесь ли, как прошел его день, говорите ли ему о том, что любите его. Помните, что ребенку необходимо одобрение со стороны родителей и участие в решении его проблем, поэтому лучше лишний раз обнимите малыша и скажите ему, какой он молодец, когда он сядет за выполнение уроков. И не забывайте всегда интересоваться тем, как прошел очередной школьный день у вашего ребенка.

Детский психолог Екатерина Цуканова дает советы, как сформировать у ребенка привычку выполнять домашние задания, как организовать режим дня, как дать почувствовать любовь родителей, чтобы малыш не боялся неудач и сложностей.

В вашем браузере отключен JavaScript

Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно

Некоторые дети, для снятия с себя обязанности делать домашние задания, прибегают к хитростям и уловкам: притворяются, что не понимают чего-то, жалуются на сильную усталость, просят помощи родителей. Чаще всего мамы с папами, беспокоясь о том, чтобы их ребенок не переутомился, с легкостью выполняют домашнее задание за него, позволив ему лишний вечер отдохнуть. В результате за выполненные родителями задания, школьник получает похвалу от учителя, и постепенно понимает, что маму с папой можно использовать в своих интересах.

Если вы заметили, что ребенок очень часто просит вашей помощи, и вы несколько раз за неделю делаете домашние задания вместо него, пришла пора прекращать это, иначе ваше чадо разучится делать что-либо

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Похожие статьи