Опыты с воздухом. Экспериментирование с воздухом

11.08.2019

Организованная познавательно - исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи :

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Использовала различные методы приемы : Худ. Слова,(приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух .)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

:- А что такое воздух ? (ответы детей) -

Воздух - это то , чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух , как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха

А в космосе есть воздух ? (в космосе воздуха нет ) слайд

А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах - скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания ).

(Звучит шум пропеллера).

(влетает Карлсон)

К : - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

В : Мы с ребятами говорим о воздухе .

К : - О воздухе ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух ! А вы, ребята?

В : Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

Карлсон : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В : Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

В : Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? (Хотим) . Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие . Полетели с нами Карлсон.

(звучит мелодия)

В : Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

А что такое лаборатория, (презентация)

Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

В : Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух ? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

В : Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет .

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух ! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Ребята, а имеет ли воздух вес?

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

В : Это мы сейчас проверим.

В : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

В : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух ) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

Карлсон : Конечно! Ведь воздух легче воды ! И если внутри матраса воздух , то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Мыльные пузыри» .

Давайте возьмем в руки мыло

Осторожно пузыри… (намыливают руки)

Дети : Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

Отрываются! Летят! (руки вверх)

Мой со сливу! (Показывают разные

Мой с орех! Размеры руками)

Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Карлсон : Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух . Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Карлсон : Понятно! Вы выдыхаете воздух . Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
почему вы так сделали?

: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие вы молодцы.

Карлсон : Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

Воспитатель : - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух .

Дети : без воздуха ничто живое не может жить;

воздух бесцветный , поэтому мы его не видим;

чтоб увидеть воздух , его надо поймать;

воздух легче воды ;

воздух есть внутри людей ;

воздух не пахнет и может передавать запахи;

Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика

Воспитатель :. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон : Я тут! (дует) . Я надувал воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух .

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Любопытство – это естественное состояние любого малыша. «Мама, а почему идет дождь? Почему небо синее? Почему свечка горит?» И так бесконечно. Знакомая история? Естественно, ребенку хочется все узнать. Предлагаем вам интересные эксперименты с воздухом, которые удовлетворят детское любопытство и объяснят законы природы на доступном для малышей уровне.

1. Мы дышим воздухом

Расскажите ребенку о том, что мы дышим воздухом. Он вокруг нас, но невидим. Предложите сделать эксперимент: наполните стакан водой, возьмите трубочку для коктейля и подуйте в нее. Получатся пузырьки воздуха в стакане.

2. Парашют

Сделайте с ребенком небольшой парашют. Возьмите носовой платок, к каждому углу платка прикрепите с помощью иголки нитки одинаковой длины. Все концы прикрепите к игрушке. Расскажите ребенку, почему парашют спускается плавно: воздух под куполом распирается и поддерживает его.

3. Взвешиваем воздух

Все имеет свой вес, воздух тоже. Предложите ребенку его взвесить. Возьмите линейку, найдите ее центр и привяжите к ней веревочку. Надуйте шарики одинакового размера и завяжите нитками одинаковой длины. Теперь вешаем шарики по краям наших «весов». Весы уравновешены. Прокалываем один шарик – надутый шарик опускается вниз – он тяжелее.

4. Есть ли запах у воздуха?

Давайте проверим – имеет ли воздух запах. Предложите малышу понюхать воздух – не слышно запаха. Теперь обрызгайте комнату туалетной водой или апельсином. Скажите малышу, что воздух может запахи передавать.

5. Холодный или горячий?

Расскажите ребенку о том, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Возьмите пластиковую бутылку и поставьте на некоторое время в холодильник открытой. Достаньте, наденьте на горлышко воздушный шарик. Теперь поставим бутылку в тарелку с горячей водой. Что происходит? Шарик сам начал надуваться. Почему? Потому что воздух при нагревании расширяется. И если вы снова поставите бутылку в холодильник, то шарик сдуется.

6. Почему не лопается?

Наверняка, ваш ребенок знает, что случится, если шарик проколоть. Он лопнет. Предложите крохе эксперимент. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Прокалываем скотч иголкой. Что происходит? Шарик не лопается.

7. Надуваем шарик в бутылке

Для этого опыта вам понадобятся две пластиковые бутылки. В одной из них делаем отверстие немного выше дна. Вкладываем в каждую бутылку по шарику, края натягиваем на горлышко и пытаемся надуть шарик. У кого же это получится – у папы или малыша?

8. Полет в космос

Делаем ракету – сворачиваем бумагу трубочкой, один конец склеиваем и прикрепляем три треугольные опоры. Поставьте на любую опору ракету, вставьте трубочку од­ним концом в ракету, а вторым - в пустую пластиковую бутылку. Горлышко герметично заклейте скотчем. Установите ра­кету. Бутылку положите на землю и расположить ракету на длину вытянутой трубочки.

На старт! Внимание! Марш!

Пусть ваш ребенок разбежится и со всей силы наступит на бутыл­ку. Ракета должна взлететь в космос.

9. Упадет или не упадет?

Возьмите воронку, переверните ее широкой частью вниз. Вложи­те в нее шарик для пинг-понга и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо боль­ше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила. Попробуйте.

Тема: Удивительные свойства воздуха.

Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; ,полиэтиленовые мешочки, бумага, таз с водой, кораблики из пенопласта.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями. А теперь всё внимание на меня. Сегодня я предлагаю вам выступить в роле учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Воспитатель: Да ребята мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он по всюду. А кому ещё нужен воздух. Сегодня нам предстоит узнать что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.

Ребята, а вызнаете, где люди проводят различные исследования и опыты(в лабораториях).Сегодня мы с вами совершим совместное путешествие в лабораторию.

Чтобы у нас получились опыты я предлагаю слушать меня внимательно, следовать инструкциям и без разрешения ничего не брать.

Но прежде чем приступить к проведению первого опыта, давайте вдохнём глубоко, а зачем выдохнем.

Воспитатель: Как вы думаете, что вы вдохнули?

Дети: Воздух

Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?

Дети: нет, он не видим.

Воспитатель: Значит какой воздух?

Дети: Невидимый.

Опыт 1. Воздух можно увидеть. (Поймай невидимку!)

Давайте вместе возьмём полиэтиленовый пакет и рассмотрим его какой он пустой, а теперь раскрываем его, берём двумя руками и набираем воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха, на что он похож. воздух занял место в пакете, но мы его не видим.Давайте посмотрим через пакет на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Невидимый,прозрачный. Теперь выпустим, каким станет пакет? Где можно использовать это свойство воздуха. (Надувать матрасы, круги)

Воздух приобретает форму того предмета. в какой он попадает.

Опыт 2: Воздух занимает место.

Возьмите в руки стакан, внутри салфетка, потрогайте её какая она мокрая или сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Самое главное стакан надо держать прямо, не наклоняя, пока он не коснётся дна, посмотрите, не промокла ли бумага? Что за неведимка спрятался в стакане и помешал воде попасть в стакан.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить салфетку значит воздух занимает место!

Опыт 3: Воздух в человеке .

Ребята, а вы хотите увидеть воздух? Берём стакан с водой и опускаем в него соломинку. Давайте подуем в соломинку, что у вас получилось? Ребята, а откуда же они взялись?

Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки, значит внутри нас есть воздух.

Воздух заставляет двигаться. Опыт с веером.

Теперь возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете? А как мы получили ветер? Ветер-это движение воздуха. А теперь хотите устроить настоящий ветерок подходите ко мне. Давайте подуем на кораблики. Что у нас получилось? С помощью чего мы заставили двигаться наши кораблики? Воздух заставляет двигаться.

Молодцы, ребята!

Вам понравилось в лаборатории! Сегодня мы с вами узнали много нового и открыли секреты воздуха. Давайте вспомним эти секреты. Вокруг нас везде есть воздух, мы дышим воздухом, воздух невидим, но его можно найти различным способом, воздух легче воды, ветер заставляет двигаться.

маргарита климентьева
Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе «Неведимка-воздух»

Конспект НОД по экспериментированию с воздухом в старшей группе .

Тема : «Неведимка - воздух »

Цель : формировать представления детей о воздухе и его свойствах .

Задачи занятия :

1. Образовательные.

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха .

2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений.

3) Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивающие.

1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы .

2) Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха , о значении чистого воздуха для нашего здоровья , развивать экологическое сознание детей;

3. Воспитательные.

1) Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

2) Воспитывать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми умение договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга.

3)воспитывать культуру общения

4) Воспитывать чувство ответственности за всё живое на Земле.

Оборудование : полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, картинки, изображение планеты Земля, баночки с запахом апельсина комнатные растения, посадочный материал, плошки с землёй, палочки, лейка с водой, клеёнки, фартуки, целлофан,

Методы и приемы :

Наглядные (использование иллюстрации планета Земля, картинок с правилами поведения в лаборатории)

Словесные (беседа, вопросы к детям, аудио- запись) ;

Игровые (игра «Волшебный шарик» ) ;

Практические (эксперименты с воздухом ) .

Словарная работа : лаборатория, атмосфера.

I. Вводная часть

а. загадка

б. беседа о воздухе

в. правила поведения в лаборатории

II. Основная часть

а. Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

б. Эксперимент № 2 ««Воздух в воде » »

в. Эксперимент № 3 «как можно воздух услышать

г. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

д. Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

е. Беседа «почему загрязняется воздух ?

е. Уход за комнатными растениями.

III. Заключительная часть.

а. рефлексия

б. подведение итогов. Анализ НОД

Ход НОД:

I. Вводная часть.

Дети заходят в зал, встают полукругом

Воспитатель :

«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку

«Здравствуй!» - и улыбнется он в ответ

И не пойдет сегодня он в аптеку

И жить он будет много, много лет!

Давайте ребята поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки и пожелания здоровья.

– а теперь ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

– Что это?

– Правильно, это воздух . (Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.)

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха .

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух .

– А кто из вас, ребята, видел воздух ? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами мы это проверим, как настоящие ученые-исследователи, которые хотят разгадать все загадки природы и работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

А вы хотите стать настоящими учеными и сделать свои открытия? Для этого я приглашаю вас в лабораторию. (Дети надевают халаты)

В : В лаборатории нужно соблюдать определенные правила : соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, дружно, аккуратно, внимательно, ничего без разрешения не трогать.

Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Давайте подойдем к столам. Итак, начнем наши опыты.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : - Ребята, чтобы увидеть воздух , нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет . Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха . (ответы) .

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух . (Ответы)

В : Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод : воздух можно почувствовать .

В : А вы знаете, как можно увидеть воздух ? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Воздух в воде »

В : - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный , а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас . А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас , как вы думаете? (ответы) .

В : - А давайте проверим!

В : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В : - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д : Выходят пузырьки.

В : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы) .

В : - Я поняла, пузырьки - это воздух , который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод : когда мы выдыхаем много воздуха , то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха , пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух . А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды .

А теперь давайте продолжим наши исследования. Нас ждут новые открытия.

Эксперимент № 3 «Слышим воздух »

В : Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Что вы слышите? Звук, воздух .

С помощью чего мы услышали воздух ? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод : воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух , и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А когда можно увидеть воздух , который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар) .

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается , очищается от загрязнений и поступает в легкие.

В : А можно почувствовать запах воздуха ? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В : - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы) .

В : - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В : - Действительно, пахнет апельсином.

В : - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В : - Чем пахнет воздух в этой баночке ? (ответы) .

В : Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы) .

В : - Получается, что собственного запаха у воздуха нет . Чистый воздух ничем не пахнет . Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В :Сам воздух не имеет запаха , но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод : Воздух не имеет запаха , но он может его переносить

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух .

– Что в нашей жизни загрязняет воздух ? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым ?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха , поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы;)

А как можно очистить воздух в группе (проветривать помещения, протирать пыль)

А знаете ли вы, что комнатные растения чистят воздух ? а какие вы знаете комнатные растения? Ребята, я сегодня нашла в группе цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок) .

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум) а какую пользу приносит знаете?

Очищает воздух .

Увлажняет воздух

Он поглощает вредные вещества в воздухе и растет . Чем грязнее воздух , тем быстрее будет расти цветок. И такая особенность растения даже подтверждена экспериментально .

Украшает дом и поднимает настроение.

Хлорофитум к нам привезли из Африки. Если его занести в помещение с грязным воздухом , то уже на следующий день воздух станет абсолютно чистым.

Что нужно делать, чтобы растения хорошо цвели и росли в помещении?

(Ответы : поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать)

Как нужно поливать? (водой комнатной температуры, по краям горшка) .

Как узнаем, что растение пора поливать? (потрогаем землю пальчиком, если палец сухой - пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано).

При рыхлении правила соблюдай :

Разрыхлять верхний слой земли необходимо на следующий день после полива;

Рыхлят землю на глубоко, только поверхностно.

Рыхлят осторожно, в основном возле стенок горшка, чтобы не повредить корни.

А как протирать от пыли?

Ответы детей : кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем. Какой результат мы получим? (красивые, ухоженные растения) .

Давайте обговорим порядок работы. начала рыхлим землю, затем поливаем, после вытираем пыль.

Все! Теперь наш хлорофитум в порядке, я вам дарю его,а вы ребята смотрите за ним и ухаживайте. И тогда воздух в группе будет чист , а вы здоровы!

А сейчас нам пора возвращаться в группу

III. Заключительная часть.

В : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей) . Скажите, что же нового вы узнали о воздухе ? (дети находят и прикрепляют знаки к мольберту)

В : Какой опыт вам показался интересным больше всего? дети отвечают, опираясь на графические изображения.

В : Что вы сегодня узнали нового? Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. и за это я награждаю вас медалями «Юные исследователи»

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Цель: показать детям, что вокруг нас воздух, дать понятие о способах его обнаружения; ; , необходимом для горения; познакомить с весом воздуха; используя опыт детей, .

Предварительная работа:

Наблюдение за движением деревьев (качание деревьев, веток, листьев при ветре);

Игры с воздушными шариками (надувание);

Игры с вертушками на улице;

Игры «Послушай, ветер», «На кого похоже?»;

Рассматривание картин с изображением действия ветра.

Материал: аквариум с водой, стаканы разной величины, один стакан с прикрепленной на дне салфеткой; воронка, пробирки в штативе; 2 колбы; свеча; весы; набор гирь; стеклянная палочка, трубочка для капельницы резиновая, 2 воздушных шара.

Ход проведения экспериментирования детей с воздухом:

Воспитатель. Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; о нем вы сможете рассказать детям в своем дворе. Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными. Посмотрите внимательно на стакан (пустой). Что есть в этом стакане? (Ничего.)

В этом стакане что-то есть, просто вы не увидели. Здесь есть воздух. Хотя он невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

I эксперимент: (воспитатель экспериментирует, дети наблюдают): опустить стакан, повернутый вверх дном, в аквариум с водой. (Часть воздуха остается в стакане. Это хорошо видно. При наклоне стакана воздух выходит из него и поднимается в виде пузырьков на поверхность.)

Есть ли вода в стакане? (Есть, мало.)

II эксперимент: (для подтверждения выполняют дети); опустить в воду стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. (Салфетка остается сухой, так как часть воздуха остается в стакане.)

Замочила ли вода салфетку? Как вы думаете? (Вынимается стакан, проверяется салфетка. Она сухая.) Почему она сухая? (Намочить салфетку воде помешал воздух, который был в стакане.)

Ребята, воздух есть везде, а не только в этой комнате. Увидеть его невозможно. Он невидимый. Как же все-таки его можно обнаружить? Как его можно ощутить?

III эксперимент:

Помашите руками перед своим лицом. (Дети выполняют.) Вытяните губы трубочкой и подуйте на ладошки. (Лицо ощущает воздух.) Есть ли у воздуха запах? (Да.) Чем пахнет воздух в группе? (Ничем.)

IV эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

V эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

V I эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

VII эксперимент: как человек выдыхает воздух в воду через трубочку. Воспитатель выдыхает отработанный воздух из себя, и он поднимается наверх в виде пузырьков.

Пузырьки - это воздух, который выдыхает человек. Возьмите полоски (листочки) бумаги и подуйте на них легонько, потом сильнее. Что будет с полосками? (Полоски колышутся)

Воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается над землей с одного места на другое, говорят: «Дует ветер». Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы: ветви деревьев, волны на море.

VIII эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

Все эксперименты дети фиксируют в своих рисунках.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Похожие статьи