Образовательная программа объединения по интересам умелые ручки. Программа кружка "Умелые ручки" план-конспект занятия (2 класс) на тему Название клубного формирования

28.11.2023

Государственное учреждение образования

«Сокольничский учебно-педагогический комплекс

детский сад-средняя школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО «Сокльничский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»

Е.С. Белаусова

Образовательная программа

объединения по интересам

«Умелые ручки»

Срок реализации программы - 1 год

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования,

спорта и туризма Кричевского

районного исполнительного комитета

Д.И.Шамро

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Его внимание устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глубь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Занятия в объединении по интересам позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью - это самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством всем желающим.

Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Объединение по интересам «Умелые ручки» привлекает к себе детей возможностью изготовления изделия из разных материалов: бумаги, ниток, ткани, бисера и т.д. Все изделия находят применения в быту, могут быть использованы для оформления интерьера, многие можно подарить как сувенир. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

Общность многих работ из разных материалов с изделиями народных умельцев имеет многостороннюю значимость. Прежде всего, дети знакомятся с белорусскими народными ремеслами и ремеслами других народов мира. Это так же и история наших предков, которая имеет многовековые традиции, несет отпечатки народной мудрости, мастерства, художественного вкуса, неистощимой фантазии и творчества.

Актуальность программы в том, что ребёнок, особенно современный, остро чувствует потребность создать свой мир, загадочный, необычный и неповторимый.

Значимым элементом в работе объединения является расширение кругозора детей, их знания о материалах и инструментах. Разнообразные по внешнему виду, по технологическим особенностям материалы создают неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии, порыва к поиску нового, вооружают детей умениями и навыками по обработке различных материалов, помогает осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы.

Выбор материалов определяется материально-технической базой учебного учреждения, развитием народных художественных промыслов своего региона, области, республики, а также интересами детей.

Программа объединения по интересам «Умелые ручки» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Республики (художественный профиль).

Срок получения дополнительного образования по программе объединения по интересам «Умелые ручки» - 1 год. Программа реализуется в очной форме обучения и рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста (6-10 лет). Образовательный процесс при реализации программы объединения по интересам осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся:

6-10 лет - занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы объединения по интересам «Умелые ручки» является занятие. Продолжительность одного учебного часа - 45 минут. Продолжительность одного занятия не превышает 2-х часов для 6-10 лет.

Количество часов, отпускаемое в программе на каждую тему, может изменяться руководителем объединения в зависимости от времени, которое необходимо затратить на изготовление изделия, выбранного для данной темы. При посещении обучающимися объединения на протяжении нескольких лет тематика программы может меняться в зависимости от потребностей и интересов ребят.

Прохождение программы предполагает овладение обучающимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть от простого к сложному. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Занятия для учащихся проводятся с обязательным соблюдением перерывов и проветриванием помещения.

В основе программы использованы современные педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания:

Принцип национально-культурной основы обучения и воспитания. На занятиях объединения особое внимание уделяется культурному наследию белорусского народа, необходимости сохранения и приумножения традиций декоративно-прикладного творчества;

Принцип личностно-ориентированного подхода. Предполагает возможность каждому воспитаннику выявить и развить свои индивидуальные задатки и способности при умелом педагогическом руководстве со стороны педагога на основе диалога, свободы выбора, смыслотворчества, рефлексии;

Принцип творчества и успеха. Программа предусматривает наличие дифференцированных индивидуальных творческих заданий. Участие обучающихся в выставках стимулирует творческую активность, создает ситуацию успеха, рождает желание самосовершенствоваться. Формирует уверенность в себе;

Принцип преемственности и системности полученных знаний и навыков. Изучение материала строится от простого к сложному, на основе ранее полученных знаний и умений.

Принцип освоения знаний через деятельность. Теоретический материал дети осваивают в процессе работы над своими изделиями.

Цель: эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса, творческой активности, фантазии, мастерства учащихся средствами декоративно-прикладного творчества.

    создать условия для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;

    обучить навыкам и умению работать с разными инструментами, материалами, соблюдая правила техники безопасности;

    познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества;

    знакомить учащихся с разнообразными народными ремеслами,;

    развивать творческие способности и наклонности учащихся, трудовые умения и навыки, художественный вкус;

    приобщать учащихся к белорусскому народному творчеству, культуре, истории;

    воспитывать уважение к народным обычаям и традициям

Материально-техническое обеспечение кружка:

Бумага, картон, фольга;

Ножницы, линейки, лекала, шаблоны;

Карандаши, краски, кисти, клей, ластик;

Бисер, нитки, проволока.

Для реализации программы необходимо соблюдение следующих санитарно-гигиенических норм, норм пожарной безопасности:

Наличие хорошо освещенного кабинета, мебели, соответствующей возрасту детей;

Наличие шкафов для хранения инструментов и материалов;

Наличие инструкции по охране труда и ТБ, пожарной безопасности;

Наличие медицинской аптечки;

Наличие выставочных площадей.

Обучающиеся должны быть обеспечены необходимыми инструментами и материалами по теме занятий.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности.

Бумажные фантазии

В царстве ниток

Волшебство бисера

Итоговое занятие

Вводное занятие (2)

Знакомство с декоративно-прикладным искусством и изделиями, изготовленными в различных техниках.

Цель и задачи объединения. Содержание работы в процессе изучения программы.

Художественные промыслы, разнообразие художественных промыслов. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Правила безопасной работы, производственной санитарии и личной гигиены. Правила поведения в объединении.

Бумажные фантазии (30).

Краткие сведения из истории бумажной пластики. Демонстрация готовых изделий. Приобретение первоначальных навыков, приемов и способов работы с бумагой. Технология работы с различной бумагой.

Инструменты, материалы и приспособления для работы. Приемы и способы работы с бумагой.

Практическая работа.

Изготовление поделок: открытки «Ромашки», «Колокольчики», «Маки» и др. Изготовление изделий различными способами. Оформление готовых изделий.

В царстве ниток (20).

Из истории ниток. Свойства используемых материалов. Технология изготовления изделий из ниток. Материалы, инструменты и приспособления для работы. Правила безопасной работы.

Практическая работа.

Изготовление мягких игрушек на основе помпонов: «Птичка», «Гусеничка», новогодние шары. Декоративное оформление готовых изделий.

Волшебство бисера (16).

Из истории бисера. Виды бисера. Основы цветоведения. Подбор цветовой гаммы.

Инструменты, материалы и приспособления для работы. Правила безопасной работы.

Основные приемы бисероплетения, используемые для цветов, деревьев: параллельное, петельное, игольчатое. Технология изготовления изделий из бисера.

Практическая работа.

Изготовление простых изделий из бисера: цветы, насекомые, маленькие деревья. Составление композиций, панно. Оформление готового изделия.

Итоговое занятие (2).

Подведение итогов деятельности объединения за год. Организация выставки работ обучающихся. Задание на летний период.

Прогнозируемые результаты:

К концу учебного года обучения обучающиеся должны

Технологию изготовления сувениров в разных техниках декоративно-прикладного искусства;

Технику безопасности при работе с ножницами, клеем, проволокой, бумагой;

Основные виды ДПИ, материалы, инструменты и приемы работы с ними.

Изготавливать простейшие изделия декоративно-прикладного творчества;

Применять полученные знания, умения и навыки на практике;

Работать группой, сообща искать решения поставленных задач;

Освоить правила работы с каждым видом материала;

Сравнивать и анализировать.

Формы и методы реализации программы.

При реализации программы объединения по интересам «Умелые ручки» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов, презентаций); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает занятие в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к образовательному процессу.

В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей) используются различные формы работы на занятиях: групповые, индивидуальные, игровые и др. Занятия также могут проходить в форме творческих заданий, соревнований, конкурсов, экскурсий, путешествий, а итоговые занятия - в форме зачётов, выставок, творческих отчетов.

Для успешного осуществления программы необходимо наличие: образцов, шаблонов, картинок, а также следующих материалов: ниток, клея, бумаги, кисточек, ножниц, красок, картона, бисера, др.

Ожидаемые результаты

По окончании курса обучения по программе «Умелые ручки» обучающиеся должны:

Различные виды ДПИ, народные художественные промыслы;

Последовательность выполнения любого изделия в любой изученной технике;

Основные виды и свойства материалов, с которыми работали;

Изготавливать изделия различного назначения в любой изученной технике.

Литература и информационный ресурс

Для педагогов

    Журналы «Ксюша для любителей рукоделия»

    Журналы «Умелые ручки»

    Интернет-ресурсы

Литература для обучающихся

    Журналы «Умелые ручки»

Екатерина Крючкова
Конспекты занятий к кружку «Умелые ручки» средняя группа

Программные задачи : Аппликация. Учить детей составлять цветок из готовых кружочков , аккуратно мазать клеем, приклеивать на картон.

Ход занятия.

Воспитатель : - Ребята, вот и закончилось лето, наступила осень. Все дети 1 сентября пошли в школу с красивыми букетами цветов. Кто- то пошёл в первый раз. Наш зайка тоже хочет пойти в свою лесную школу вместе со своими друзьями. Вот только он переживает, что у него нет букета. Где его взять он не знает. Может, вы ему поможете найти такой букет?

Ответы детей.

Зайка, дети тебе конечно помогут. Только букеты будут не совсем, такие как у школьников. Ведь для них букеты покупали родители в магазине, а ребята тебе сделают своими руками.

Воспитатель : - Ребята. У вас на столе стоят подносы с кружочками разных цветов и размеров, зелёные полоски. Давайте их рассмотрим (выясняют какого цвета кружочки , и какого размера) .

Берём самый большой кружок , намазываем его клеем, приклеиваем на середину листа, затем берём, средний кружок другого цвета намазываем его клеем и приклеиваем на большой кружок , берём маленький, третий кружок , намазываем его клеем и приклеиваем на средний кружок . Осталось приклеить зелёный стебелёк. И так собираем все кружочки . Посмотри, зайка, какие красивые букеты получились.

Воспитатель рассматривает вместе с зайкой все работы.

Воспитатель – Молодцы, помогли зайке. Он говорит, что ему ваши букеты очень понравились.

«Гриб - боровик»

Программное содержание : Аппликация с использованием крупы. Познакомить детей с новым материалом для аппликации крупой. Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме гриба, равномерно намазанного пластилином по картону, развивать аккуратность, чёткость.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, посмотрите кто сегодня у нас в гостях. (Показываю меховую игрушку – белку)

Дети – Белка.

Воспитатель – Белка пришла к вам за помощью. Она делает на зиму запасы шишки, грибы. Белочка боится, что не успеет заготовить всего. Может, вы ей поможете? Ответы детей.

Воспитатель – Белочка, конечно дети тебе помогут. И соберут тебе необычные грибы.

Садитесь дети за столы. На подносах у вас лежат карточки с нарисованными грибами. Давайте их рассмотрим. Что есть у гриба. Ответы детей – Шляпка и ножка.

Мы их сейчас с вами «оживим» , закрасим их. Закрашивать мы их будем крупой.

Намазываем шляпку клеем и засыпаем её гречневой крупой так, чтобы не оставалось белых пятен. (Дети делают) .

Намазываем ножку гриба клеем и засыпаем её рисовой крупой.

У вас получился настоящий гриб – боровик.

Воспитатель вместе с игрушкой белочкой рассматривает работы детей. Хвалит их от имени белочки.

«Румяное яблочко»

Программное содержание :

Аппликация. Учить детей обмазывать пластилином готовую форму яблока, используя пластилин соответствующего цвета. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, сегодня у куклы Маши день рождение. К ней в гости придут её подруги. Она хотела угостить их вкусными румяными яблоками, но в магазине осталось только два яблока. Кукла Маша просит вас, её помочь. Поможете кукле?

Ответы детей.

Воспитатель – А у меня есть вот такие заготовки яблок из картона. Сейчас мы будем раскрашивать их. Раскрашивать будем пластилином красного, жёлтого и зелёного цвета. Отрываем небольшие кусочки пластилина красного цвета, приклеиваем их на силуэт яблока и размазываем его пальцем. Одну половину закрашиваем пластилином красного цвета, а другую по вашему желанию жёлтого или зелёного.

(Дети работают, воспитатель следит, чтобы дети отщипывали маленькие кусочки пластилина, так ка его легче размазывать)

По окончании работы воспитатель вместе с куклой рассматривают работы детей. Говорит им спасибо за помощь.

«Подсолнух»

Программное содержание :

Аппликация из салфеток и крупы.

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, скатывать их в комочек и приклеивать на готовую форму – лепесток. Намазывать клеем определённые участки (середину) и засыпать их крупой.

Ход занятия

Воспитатель (обращает внимание детей на предмет у себя в руках)

Ребята, посмотрите, какое необычное солнышко выросло на огороде у зайки.

Дети – Это не солнышко, а подсолнух.

Воспитатель – А ведь и правда зайка, разве солнышко растёт на грядке?

Ребята, где солнышко находиться?

Ответы детей – на небе (в космосе)

Воспитатель – А этот подсолнух и правда, похож на солнышко, только не горячий.

Ребята, что у подсолнуха вместо лучиков?

Дети – лепестки.

Воспитатель, - Какого они цвета?

Дети – Жёлтого.

Воспитатель - А что за чёрные точки у подсолнуха?

Дети – Это семечки. (Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит и показывает семечки)

Воспитатель – Я хочу, чтобы у нас в группе тоже был такой подсолнух. В пасмурную погоду мы смотрели на него как на солнышко, и нам будет приятнее и теплее. Давайте сделаем.

Садитесь за столы. Берите себе по одному картонному лепестку белого цвета. Нам их нужно превратить в жёлтый цвет. Для этого вы будете отрывать от жёлтой салфетки маленькие кусочки, катать из них комочки и приклеивать на лепесток. Приклеивать нужно плотнее друг к другу, чтобы не было белых пятен. Дети выполняют работу.

*2 е занятие «Подсолнух»

Воспитатель – Все лепесточки у вас готовы. Сейчас мы их по очереди будем приклеивать вот на этот чёрный круг. Приклеивать нужно плотно друг к другу.

Воспитатель – А чтобы кончики лепестков было невидно, сверху я приклею ещё один чёрный круг.

Воспитатель – Ребята, а что не хватает нашему подсолнуху для сходства с настоящим?

Ответы детей – семечек.

Воспитатель – Правильно. Только семечки у нас будут необычные как у подсолнуха, а гречневая крупа. Я сейчас буду намазывать клеем середину, а вы будете засыпать её гречкой и прижимать пальцами. Засыпать нужно плотнее, чтобы не было видно белых пятен.

Воспитатель – Ай да красота у нас получилась, как настоящий подсолнух. У зайки на огороде подсолнух со временем завянет и осыплется, а наш будет радовать своей красотой долго. Молодцы ребята, потрудились на славу. Оказывается, рисовать можно не только красками, но и другими различными материалами.

Чем вы сегодня рисовали?

Сейчас мы наш подсолнух – солнышко повесим на выставку, чтобы ваши родители тоже смогли порадоваться такой красотой.

«Овечка» из резаных ниток

(Попросить родителей нарезать ниток)

Программное содержание :

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Ход занятия.

Воспитатель – Ребята, скоро наступает новый год. В домах поставят ёлки, украсят её различными игрушками, которые купят в магазине.

У вас дома, какие игрушки?

Ответы детей –

Воспитатель – А я вам предлагаю сделать игрушку своими руками. Она у вас на ёлке будет самая красивая и дорогая. Вы её можете даже подарить своим родным и друзьям. Будем делать?

Ответы детей –

Воспитатель – Делать мы сегодня будем пушистую овечку.

Я вам раздам вырезанную из картона игрушку белого цвета. А вы её раскрасите разноцветными нитками. Для вас их приготовили ваши мамы. Вы будете намазывать клеем мышковечку из картона, и засыпать её резаными нитками, тихо прижимать пальцами. Брать нитки нужно понемногу и прикладывать их плотнее, чтобы игрушка получилась пушистой.

Воспитатель – Ну вот овечки почти готовы. Чтобы они не попали в беду, мы им приклеим глазки – пуговички, и копытца из кусочков кожи.

(воспитатель помогает приклеить глазки и копытца)

Воспитатель – Как вы назовёте свою игрушку? Кому подарите или оставите себе?

А как вы будете вешать вашу игрушку?

Ответы детей - Надо сделать петельку.

(Воспитатель делает петельки.)

Сейчас мы ваши игрушки повесим на выставку, пусть ими полюбуются и другие, может и им захочется сделать самим игрушку.

«Ёлочка»

Программное содержание :

Рисование ладошками.

Учить детей обмакивать ладошки в краску и аккуратно прикладывать к нарисованному стволу, придавая форму ёлки.

Ход занятий

Воспитатель – Ребята, скоро наступит праздник, Новый год. Все люди готовятся к его встрече. Готовят подарки своим родным. Украшают свой дом. Давайте украсим и нашу группу . Как у нас будет красиво и радостно. Давайте нарисуем красивую большую ёлку.

Ответы детей –

Воспитатель – Что есть у ёлки?

Ответы детей – Ствол, ветки.

Воспитатель, – Какого цвета ствол? Какого цвета ветки.

Воспитатель – А чем можно рисовать?

Ответы детей -

Ствол у меня уже нарисован, а вы будете рисовать ветки. А рисовать вы будете ладошками.

Обмакивайте аккуратно ладошку в зелёную краску и прикладывайте к стволу.

На верху веток мало и они короче, а к низу веток всё больше и больше и они длиннее.

(дети выполняют)

Воспитатель – На какую фигуру похожа ёлка?

Дети – пирамида.

Воспитатель – Ребята, посмотрите, какая пушистая получилась у нас ёлка. Когда она высохнет, можно её украсить игрушками.

Спасибо вам ребята, все очень старались, и у нас получилась такая красавица

«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества»

Программное содержание :

Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришёл Мишутка. Он рассказал, вот такую историю. Его друга зайку хотел поймать и съесть волк, а мишутка его защитил и прогнал волка. Маша Мишутку похвалила и угостила мёдом и сказала, что он растёт настоящим защитником. Мишутка ходил и у всех своих друзей спрашивал, кто такие защитники. Ему никто не ответил, и он пришёл к вам.

Ребята, кто такие защитники?

Ответы детей.

(Воспитатель дополняет, поправляет, рассказывает о защитниках Родины) .

Воспитатель – ребята, скоро наступит праздник, День защитника Отечества. Давайте мы сделаем подарок для наших защитников, пап и дедушек, и для Мишутки тоже.

Давайте мы сделаем открытку. Сегодня мы будем рисовать море и салют в небе. Рисовать мы будем зубными щётками.

Берите зубные щётки, окунайте всю щетину зубной щётки в синюю краску и вот такими волнами рисуем полоски (дети рисуют) .

Воспитатель – море получилось. А сейчас на море будут плыть корабли. У вас есть заготовки будущих кораблей. Вам нужно только потянуть за уголки сразу двумя руками и у вас получиться кораблик (лодочка) . Приклеиваем лодочки на море.

А чтобы ваша открытка получилась праздничная, нужно из разноцветных салфеток сделать шарики и наклеить их в небе, это салют.

Воспитатель – Ну вот Мишутка, ребята сделали открытки и подарят их своим защитникам, папам и дедушкам, а я поздравляю тебя с наступающим праздником, Днём Защитника Отечества.

Молодцы ребята, я думаю, что ваши защитники будут очень рады подарку.

«Ракета»

(Необычная игрушка)

Программное содержание :

Аппликация из пластилина. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина от большого куска, скатывать пальцами маленькие шарики и обклеивать ими контур ракеты.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях (рассматривают необычную игрушку) .

Ребята, он говорит, что он инопланетянин и прилетел к нам с другой планеты посмотреть как вы тут живёте.

Воспитатель – Ребята, а на какой планете мы живём?

Ответы детей – На планете Земля.

Воспитатель – Дорогой инопланетянин, а на чём же ты к нам прилетел?

Инопланетянин – А вот на этой ракете (показывает готовую работу) .

Воспитатель – ребята, а вам хочется полететь в гости к инопланетянам?

Ответы детей –

Воспитатель – Тогда нам с вами нужно сделать для себя ракеты.

Садитесь за столы, и приступаем к работе. У вас есть макеты ракеты, и пластилин. Вы выберете себе пластилин любого цвета и будете отщипывать от него небольшие кусочки, скатывать шарики и приклеивать на макет ракеты. Комочков нужно много чтобы заполнить всё пространство ракеты. Приклеивать комочки нужно близко друг к другу, чтобы не оставлять белых пятен.

Воспитатель – Ракета получается как настоящая, нужно жёлтым пластилином сделать иллюминаторы и красное пламя от работающего двигателя.

Ракеты готовы. У всех получились очень красивые и, наверное, очень быстрые. Надо бы их проверить. Выбирайте, на какую планету полетим.

Дети называют планеты.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Воспитатель – Ребята, а нашему гостю инопланетянину очень понравилось как вы живёте, умеете трудиться и веселиться. Он полетит на свою планету и со своими друзьями поиграет в такую же игру.

Ребята вы побывали на разных планетах. Давайте наши ракеты повесим на выставку, может, кто то ещё кто захочет полететь на планеты.

«Грач»

Обрывная аппликация.

Познакомить детей с обрывной и накладной техникой выполнения аппликации.

Ход занятия.

Воспитатель - Мои милые ребятки, загадаю ка я вам загадку, кто отгадает, того приз ожидает. А призом послужит хвалебное слово, а может и два.

Воспитатель читает загадку :

Чёрный, проворный, говорит Краак

Всем червякам враг.

Дети – Грач.

Воспитатель – Молодцы! Умницы! Заработали ваши похвальные призы.

Воспитатель – А если вы расскажете, почему вы считаете что это грач, то заработаете ещё похвальные слова.

Ответы детей.

Воспитатель – Правильно, птица грач чёрного цвета, очень ловко управляется с червяками и говорит : - Краак!

Давайте рассмотрим эту храбрую птицу, которая не побоялась холода и снега, и принесла нам на своих крыльях весть о том, что весна пришла.

(Рассматриваю на картине строение и оперение грача)

Воспитатель – Давайте и себе сделаем грача, повесим его на выставку, чтобы все узнали, что грачи прилетели – встречайте весну.

Воспитатель – Сейчас вы сядете за стол парами, возьмёте себе для работы одну из частей поделки грача (туловище, голова, хвост, крылья, полоски чёрной бумаги. От полоски будете отрывать маленькие кусочки, намазывать один край клеем и приклеивать их на готовую деталь. Кусочки бумаги приклеивать нужно рядом друг с другом. Когда закончится один ряд, второй нужно наклеивать над ним, немного накладывая на предыдущий ряд (показывает, чтобы оперенье грача казалось объёмным и пушистым.

(По окончании работ, отдельные детали собирают в целое, дополняют клюв, глаза).

Воспитатель – Грач готов. Вам нравиться?

Потрудились вы очень хорошо и аккуратно. Вот теперь точно видно, что весна совсем близко. Лети ка ты грач на видное место, на выставку, пусть все тебя видят.

«Пасхальное яйцо»

Программное содержание :

Аппликация. Продолжать учить детей обклеивать готовые формы, используя готовый материал пайетки. Аккуратно намазывать клеем мелкие детали. Продолжать знакомить детей с народными традициями.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, вы слышали о таком празднике – Пасха?

Ответы детей –

А что это за праздник вы о нем, что то знаете? Как встречают этот праздник у вас дома?

Ответы детей –

Воспитатель – Я вам расскажи небольшую историю о том, почему люди на земле стали встречать пасху, красить яйца, печь куличи.

В давние времена люди веровали в богов. Бог солнца, бог грома, бог земли и другие боги. Все они жили на небе, а люди жили на земле. Среди людей жили злые существа, которые желали людям зла. Бог земной это видел и решил помочь людям. Бог выбрал на земле добрую, умную девушку по имени Мария и сделал так, что у неё родился сын, богочеловек. Мария родила сына, когда пошла со своим мужем Иосифом в город Вифлеем. В тот момент в городе свободных мест в гостинице не было, и они решили переночевать в хлеву, где находился скот, овцы, козы, коровы. Мария завернула своего сына и положила его в ясли, кормушка с сеном для скота. Мария назвала сына Иисусом. Бог явился ангелом к пастухам, которые ночевали рядом с местом, где находился хлев, и сказал им : - идите и скажите всем, что родился спаситель. О рождении спасителя узнал правитель этого города, Ирод. Он повелел слугам убить всех младенцев в городе, в надежде на то, что среди них будет и Иисус . Но бог успел предупредить Марию и Иосифа, чтобы они взяли ребёнка и уходили из города. Иисус рос, помогал людям, излечивал от болезней, давал хлеб и кров нищим, учеников своих обучал, как делать добро. Но не все любили Иисуса за его добрые дела. Среди его учеников нашёлся предатель Иуда. Иисуса распяли на большом деревянном кресте, прибили его руки и ноги гвоздями. Похоронили его в горе, и вход завалили большим камнем. Через три дня в каменной пещере Иисуса не оказалось. Он воскрес и вознёсся на небо к своему небесному отцу. Люди, узнав об этом, сообщали эту новость другим со словами Христос воскрес. В честь этого красили яйца, как символ жизни, пекли куличи и угощали ими родных и близких.

Давайте и мы свами порадуем своих родных и раскрасим яйца

Воспитатель – садитесь за столы. У вас есть силуэты яйца, и красивые, блестящие кружочки , пайетки. Вы будете брать в руки кружочек , намазывать его аккуратно и приклеивать на силуэт яйца. Узор вы создадите сами. Старайтесь приклеивать кружочки так , чтобы не было видно белого яйца.

Дети работают.

По окончании работы. Дети делают выставку. Рассматривают яйца других детей. Воспитатель. Молодцы. У всех получились очень красивые яйца.

Подарок Маме «Букет тюльпанов»

Программное содержание :

Оригами. Учить детей аккуратно складывать бумажный квадрат пополам, проглаживать место сгиба, делать заготовку треугольник.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, скоро наступит весна, а вместе с весной придёт самый красивый женский праздник. К этому празднику вы готовите для мам и бабушек концерт. А я предлагаю вам сделать подарок. А что обычно любят женщины получать в подарок?

Ответы детей – цветы.

Воспитатель – правильно, все женщины очень любят цветы.

Купить вы цветы не можете, т. к. вы ещё маленькие, и не зарабатываете деньги. Я предлагаю вам сделать необычные цветы, бумажные тюльпаны. Для этого нам понадобятся разноцветные квадраты и ваши умелые руки .

Ну что, будем делать своим женщинам подарок?

Ответы детей –

Воспитатель – Садитесь за столы. Выбирайте себе квадрат любого цвета. Делаем из него треугольник. Складываем углы по диагонали, аккуратно проглаживаем место сгиба. Дальше складываем треугольник пополам.

По окончании работы все цветы собираются в букет и дополняются листьями.

Воспитатель – Ребята, у вас получился прекрасный весенний букет тюльпанов, я предлагаю повесить его на выставку, и поздравить не только ваших мам и бабушек, но и всех женщин которые работают в нашем саду. Вы не против моего предложения?

Ответы детей –

Воспитатель – Спасибо вам большое за это!

Конспект занятия

кружка

«Умелые ручки»

Тема занятия : Вводное занятие

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;

Обобщить и расширить представления детей о рукоделии;

Ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

    Презентация MicrosoftOfficePowerPoint

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

Тип занятия : изучение нового материала (вводное занятие)

Форма занятия: творческая мастерская (фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах),

Прогнозируемый результат: заинтересовать

Связь с другими областями (предметами): окружающий мир, музыка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человекопредок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия (ещё при царствовании царя Гороха) стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой – нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа. (звучит музыка)

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

- Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось.
Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Республика Калмыкия

Яшалтинский район

МБОУ «Веселовская СОШ»

Разработка занятия по внеурочной деятельности.

Кружок «Умелые руки»

Руководитель: учитель ИКРК Ученова А.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования имеет цель - в связи с модернизацией содержания общего образования - это гуманистическая направленность образования, это развитие творческого потенциала ребенка. Что же такое творчество?

Творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Основная задача внеурочной деятельности учащихся - формирование практических трудовых навыков, творческой активности, воспитание художественного вкуса. Внеурочная деятельность занятий кружка «Умелые руки» открывают детям прекрасный мир народного творчества, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Данное занятие дополнительного образования развивает в детях способности замечать красоту изготавливаемой поделки, желание и умение создать эту красоту, увидеть конечный результат работы.

Занятие

Тема: Объемный цветок Ромашка.

Цель: изготовление цветка из ватных дисков.

Задачи: развивающие : развивать творческие способности, мелкую моторику рук, уверенность в своих силах и способностях. образовательные : закреплять умение и навыки работы с бумагой, с ватными дисками, клеем, ножницами, выполнять последовательные действия. воспитательные : воспитывать умение работать в коллективе, трудолюбие, эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы.

Изготовление данной поделки рассчитано на два занятия.

Оборудование и материалы:

мультимедийная техника, мультимедийная презентация поэтапного изготовления цветка , образец готового объемного цветка ромашки, альбомы, фломастеры, ватные диски, клей ПВА, цветная бумага желтого цвета, белые нитки для шитья, ножницы. План-конспект: 1. Организационный момент. 1) Приветствие; 2) Проверка готовности рабочего места: у каждого на парте: альбом, фломастеры, ватные диски, нитки для шитья, ножницы, клей ПВА, цветная бумага желтого цвета. 2. Мотивация занятия. Отгадайте загадку. Этот цветик любят все. Он растет в степи везде, Любят бабочка, букашка, А зовут цветок…(ромашка) 3. Сообщение темы и актуализация знаний.

Педагог читает загадку о ромашке:… Ученики говорят отгадку. Правильно, ребята, это ромашка. Посмотрите на доску, (на доске фотография ромашки). Это цветок ромашка, очень красивый и полезный цветок. Им лечат больное горло, кашель, различные воспаления. Послушайте стихотворение Николая Санжиева на калмыцком языке «Камб - ромашка» Учащиеся повторяют слова за учителем:

Камбин үнр каңкнна,

Күүкд камб таслна -

Олн цаһан делвнь

Олнд олзан күргнә.

А теперь, ребята, нарисуйте в альбоме ромашку и раскрасьте ее. Дети рисуют. Молодцы, ребята, вот какие красивые ромашки вы нарисовали. А теперь мы с вами сделаем такие ромашки своими руками.

Физминутка.

В степи цветет ромашка (разводят руками)

А к ней летит букашка. (машут руками, как крылышками)

На ромашку села, (присели)

Нектар она поела, (руками машут)

Слайд № 4.

Прежде, чем мы приступим к работе, давайте повторим т/б при работе с ножницами. 1. Храни ножницы в чехле или подставке 2. На столе ножницы должны лежать сомкнутыми лезвиями, кольцами, направленными к себе. 3. Передавай ножницы кольцами вперёд. 4. По окончании работы ножницы необходимо убрать в коробку.

Педагог показывает готовую поделку и объясняет, что ромашка изготовлена из ватных дисков. А теперь посмотрите на экран. Перед вами на слайдах поэтапное изготовление цветка. Ученики знакомятся с изготовлением поделки.

Вы будете повторять за мной все мои действия, будете поэтапно изготавливать ромашку.

Сначала изготовим отдельные лепестки, из которых потом и соберем ромашку.

Слайд № 5. Для этого возьмем один диск и завернем его вот таким образом:

Нижний край полученной заготовки плотно обмотаем ниткой белого цвета, чтобы получилось основание лепестка. Для цветка понадобится сделать 16 таких заготовок, основания которых обмотайте нитью. Сделав 8 лепестков, разложите их по кругу

Слайд №6. Теперь займемся серединкой цветка. Для этого вырежьте два круга из желтой бумаги: один большой, другой - меньше.

Слайд №7. На большой круг наклейте лепесток, так последовательно приклейте по кругу восемь лепестков.

Слайд №8. Итак, у нас получился первый ряд лепестков ромашки.

Слайд №9. Затем между лепестками первого ряда приклейте таким же образом второй ряд лепестков.

Слайд № 10. Заключительным этапом будет приклеивание серединки на полученный цветок.

Слайд № 11. Такие незатейливые, но оригинальные ромашки можно, прикрепив к атласной тонкой ленте, пустить вертикально по шторам или же «рассыпать» полянкой по обоям.

Мы, ученики школы, будем такими цветами украшать центральную стену актового зала школы.

Ребята, какие замечательные цветы получились у вас. Молодцы, ребята!

Ваши ромашки украсят нашу школу!

О бразовательная область «Технология» предоставляет немалые возможности для развития творческих способностей учащихся начальных классов. Однако часов, отведенных учебным планом основной образовательной программы (далее — ООП) начального общего образования на уроки технологии недостаточно, для удовлетворения потребности обучающихся . Решить проблему можно посредством разработки и реализации

Это полезно знать
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательная организация принимает на себя обязательства по дополнительного образования, разработке календарно-тематического плана проведения занятий, определению форм и порядка промежуточной аттестации учащихся.

Кружок, привычный нам еще с детства, остается формой реализации дополнительных общеразвивающих программ. Кружковые занятия, как и любая другая форма, — это форма организации деятельности обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами. Такая направленность дополнительных общеразвивающих программ особенно актуальна в свете недавно утвержденной Концепции развития дополнительного образования детей, которая ориентирует образовательные организации на интеграцию дополнительного и общего образования. Заявляется развитие дополнительного персонального образования как ресурса, мотивирующая личность к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту как необходимое условие «социальной ситуации развития» детей.

Назначение программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Во многих школах сохраняется устойчивый интерес учащихся к ручному творчеству: лепке, вышиванию и т. п. Разработанные дополнительные общеразвивающие программы, в этой сфере интереса учащихся, позволяют компенсировать недостаточный объем аналогичной деятельности, осуществляемой обучающимися на уроках технологии. Примером такой программы может стать дополнительная общеразвивающая программа кружка «Умелые ручки» в начальной школе (далее — Программа; см. приложения 1-2.

В рамках Программы учащиеся получают дополнительные сведения по трудовому обучению; знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, шитье, работа с мехом и т. д.), с изобразительными материалами и техникой работы с ними. Деятельность учащихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных творческих замыслов, изготовление вначале простых, затем более сложных изделий и их последующим художественным оформлением.

В процессе реализации Программы обучающиеся знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, архитектора, швеи, портного, скульптора. Уже в младшей школе дети могут попробовать себя в роли специалиста той или иной профессии. Обучающиеся фантазируют, учатся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Это закладывает основы предпрофессиональной подготовки учащихся, необходимой для дальнейшего формирования и развития у них активной гражданской позиции.

Организация занятий кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Работа кружка проводится в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка способствуют решению общеобразовательных задач, способствуют трудовому и нравственному воспитанию учащихся.
Организуемые во внеурочное время занятия тесно связаны с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира. На занятиях используются различные формы и методы педагогического взаимодействия: традиционные (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии) и современные, отвечающие положениям системно-деятельностного подхода в образовании (проекты, виртуальные экскурсии, мастерские).

Общая цель Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения младших школьников, их творческой самореализации. В достижение этой цели решаются следующие задачи:

  • формирование практических умений при изготовлении поделок и сувениров с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материалов;
  • расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии; развитие социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, воспитание самостоятельности, уважения к труду; развитие проектных способностей младших школьников;
  • развитие воображения и фантазии, внимания, памяти, терпения, трудолюбия, интереса к истории родного края, его культуре; воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности;
  • формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой.

Направленность содержания программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Программа предусматривает не только практические упражнения по выполнению художественных работ по народным мотивам, украшение интерьера класса и школы рисунками, стендами, декоративными панно, но и овладение умениями и навыками исследовательской и проектной деятельности.

Содержание программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе вариабельно. В зависимости от потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) Программа может быть рассчитана на все четыре года освоения ООП начального общего образования и сопровождать ее либо реализовываться в течение одного учебного года. При желании можно извлечь из Программы отдельный модуль и сделать его дополнительной образовательной программой ознакомительного уровня (краткосрочную дополнительную общеразвивающую программу).

Этапы реализации Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Остановимся на особенностях реализации Программы четырехгодичного цикла.

В первом классе определяется содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с народным искусством — вышивкой. При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия «материал» и «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с народным искусством — сувениры из меха.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, т. е. фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся с пастелью.

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

Виды деятельности учащихся по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе

В работе кружка используются все виды деятельности, развивающие личность:

  • игра,
  • труд,
  • учение,
  • общение,
  • творчество.

При этом соблюдаются следующие правила:

Виды деятельности учащихся должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы; деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чье влияние благотворно; необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, сотрудничество детей и педагога.

При определении содержания деятельности по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе учитываются следующие принципы:

  • воспитывающего характера труда;
  • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.);
  • связи теории с практикой;
  • систематичности и последовательности; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  • доступности и посильности;
  • осознанности и активности;
  • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Ожидаемые результаты программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Личностные: в рамках кружка «Умелые руки» у ребенка должно измениться отношение к самостоятельной творческой трудовой деятельности как социально значимой необходимости жизни общества.

Метапредметные:

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • согласовывать потребности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • работа с различными информационными источниками.

Предметные:

знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение линогравюры, монотипии, туши;
  • применение чеканки в жизни;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по модели, рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;
  • самостоятельно выполнять чеканку.

К четвертому классу, работая по программе кружка «Умелые ручки» в начальной школе обучающиеся могут самостоятельно анализировать конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Оценка эффективности Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе

Эффективность Программы определяется посредством технологии портфолио на основе участия ребенка в конкурсах, выставках, ярмарках, презентациях индивидуальных проектов и исследовательских работ. Итоговое оценивание учащегося проводится в ходе защиты индивидуального и (или) группового творческого проекта.

Формы подведения итогов реализации Программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе:

  • фестивали мастерства,
  • стендовые доклады с фоторепортажами,
  • проведение выставок работобучающихся в классе и в школе (ежегодный районный конкурс «Новогодние фантазии»,
  • межшкольные конкурсы проектов и исследовательских работ,
  • ярмарки, презентации индивидуальных проектов, экономические игры).

Подробнее и конкретнее познакомиться с содержанием и ожидаемыми результатами программы кружка «Умелые ручки» в начальной школе можно в Приложениях 1 и 2 .

Вложенные файлы

  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf
Похожие статьи