О супружеской близости

25.07.2019

Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.

Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?

Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.

Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. ).

Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?

Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.

Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель .

Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. ), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.

Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.

Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. : «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»

Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).

Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.

1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?

2. Можно ли в этот день вообще заходить в , прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?

3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.

Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

Почему святые отцы не оставили нам строгих и четких канонов относительно воздержания супругов от телесной близости во время однодневных и многодневных постов? Первая и главная причина в том, что телесный пост между мужем и женой - сфера очень интимная и деликатная. Если ввести на этот счет суровые каноны, запрещения, многие супруги могут на этом споткнуться: не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7: 4-5).

Но супружеский пост - это общепринятая церковная практика, правило, обязательное для соблюдения, как и другие правила и традиции Церкви. О нем говорят нам правила для совершения венчания (которые, кстати, тоже не являются канонами), ведь эти предписания имеют только одну цель - повенчать супругов в те дни, когда разрешена супружеская близость. Потому что и в дни Светлой седмицы, и в святки вполне можно устраивать застолья и предаваться праздничному веселью. Кстати, правила о венчании соблюдаются очень строго. Если какой-нибудь священник будет венчать пары, например, во время Великого поста, это сразу же повлечет суровое наказание от правящего архиерея. Такому батюшке сначала сделают строгое предупреждение, а потом, если он будет и дальше практиковать венчание в пост, его вообще отправят под запрет.

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому. Вот еще одна причина, почему на этот счет нет строгих канонов и епитимий. Ведь был бы велик соблазн у некоторых не в меру суровых духовников проявить здесь излишнюю строгость.

Но супружеский пост никто не отменял, и жене церковной не нужно расслабляться и втайне радоваться тому, что ее пока немощной супруг не может понести бремя поста. Уступив ему ради мира в семье, она должна усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно, очень многого себя лишают. Они видят пост как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что пост - прекрасное средство к совершенствованию, в том числе и в жизни семейной. Церковь очень премудро установила дни супружеского поста. Да, порой непросто нести, особенно молодым, постные тяготы, но супруги не церковные, не постящиеся имеют другую, гораздо большую, проблему в сфере интимной - пресыщение, охлаждение в телесных отношениях. Об этой проблеме приходится слышать священникам на исповеди. Некоторые молодые люди рассказывают на исповеди, каким излишествам они предаются с супругой, чтобы как-то разнообразить свою интимную жизнь. Пост они, естественно, нарушают. Таким супругам я советую строго соблюдать посты, и тогда их телесные отношения не потеряют остроты и привлекательности.

А сколько супружеских измен случается из-за охлаждения в супружеской жизни! Особенно этим грешат мужчины. Даже если жена обладает очень яркой, эффектной внешностью, через некоторое время муж, не привыкший к воздержанию, пресыщается ею, интимная жизнь становится пресной, и здесь могут начаться всевозможные извращения в супружеских отношениях, а потом дело может дойти и до измены.

Человеку пресыщенному всегда хочется чего-то нового, горяченького. В Древнем Риме гомосексуализм, педофилия, другие извращения вошли в норму как раз из-за того, что люди полностью пресытились и уже не знали, чего еще желать. Так что в интимной жизни количество вовсе не переходит в качество, а даже наоборот. У Дейла Карнеги есть не очень известная книжка о семье и браке, изданная уже после его смерти. Так вот, он пишет в ней, что супругам, чтобы сохранить свежесть отношений, нужно вступать в половую связь реже, чем им этого хочется.

Любые супруги как-то регламентируют свои телесные отношения, так почему не использовать для этого дни, которые Церковью специально установлены для воздержания? Кстати и священники, и психологи знают, что интимных проблем, сексуальных расстройств у православных воздержанных людей гораздо меньше, чем у нецерковных.

Конечно, телесные отношения между супругами - очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак». Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) - это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис. Ведь телесные отношения - это лишь видимая часть близости.

Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост - это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания - это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», - пишет старец Паисий.

Пост - прекрасная тренировка воли. Очень важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты. Ведь когда человек не умеет этого, как он сможет воздержаться от нескромного взгляда, флирта, а потом и измены, в нашем мире, переполненном соблазнами?

Я задал несколько вопросов на тему супружеского поста практикующему семейному психологу Ирине Анатольевне Рахимовой . Ирина Анатольевна возглавляет центр «Православная семья» и уже более 20 лет работает в сфере семейной психологии.

- Ирина Анатольевна, скажите, полезно ли временное воздержание супругов от телесного общения во время поста с точки зрения семейной психологии?

Считаю установленные Церковью периоды постов, когда прекращаются телесные супружеские отношения, весьма разумным и нужным правилом. В жизни, в том числе и семейной, супружеской, есть гласные и негласные правила. Бывает в семейной жизни, когда супруги вынуждены воздерживаться от телесного контакта.

Ко мне на консультацию часто приходят люди, уже начавшие жить друг с другом до брака, чтобы, как им кажется, проверить, подходят они друг другу или нет. Я им объясняю, почему нужно воздерживаться до брака: чтобы научиться воздерживаться в браке. Период добрачный, подготовка к браку - время учебы. И в семейной супружеской жизни очень важно уметь обуздывать плоть, воспитывать свои чувства, волю, не все себе позволять. Человеку распущенному, не привыкшему воздерживаться, очень сложно хранить верность.

Да, если люди уже живут до брака и имеют интимные отношения, я рекомендую проверить свои чувства таким образом: на некоторое время (скажем, на два месяца) прекратить телесные отношения. И если они соглашаются на это, то, как правило, варианта два: либо они расстаются, если их связывала только страсть, или вступают в брак, что у меня в практике было. Воздержание позволяет им по-новому взглянуть друг на друга, полюбить без примеси страсти и игры гормонов.

- У кого больше проблем в интимной жизни: у православных или у нецерковных людей, не соблюдающих посты?

Тема новизны в отношениях очень актуальна в семейной жизни. Великий пост очень символично заканчивается весной, когда природа расцветает, когда супруги вновь вступают в телесные отношения. И после периода поста у них открывается радость, и их чувства обновляются после зимы. Это помогает сохранить свежесть, романтику в отношениях. И людям православным сохранить это гораздо проще: у них есть пост.

Существует очень большое заблуждение, что воздержание вредно. Считается, что каждый (в том числе и вне брака) должен иметь регулярную половую жизнь, удовлетворять свои потребности: без этого, дескать, будут болезни, неврозы и психические расстройства. Это большая ловушка. Все неврозы и расстройства - в голове, в настрое человека, в том, что он сам себе внушил. Считаю, что в теории сублимации есть большая правда. Если человек не зацикливается на теме телесных отправлений и живет воздержанно, он может использовать нерастраченную энергию для реализации себя в творчестве, труде, научной деятельности, других сферах.

Я считаю, что христианин и в семейной жизни, и в любой другой всегда воин Христов, привыкший к труду над собой, человек сильной воли. И в этом нам очень помогает пост и воздержание. Но вера наша оскудеет, если мы дадим себе слабину, будем думать о том, как облегчить себе христианскую жизнь.

Православные христиане прошлых веков и помыслить не могли, что в пост можно предаваться плотским супружеским удовольствиям. Эта идея могла возникнуть только в наше время, когда люди оторваны от традиций и предания Церкви.

В заключение хочу сказать об одной опасности, которая подстерегает современных православных христиан. Когда в советское время Церковь находилась в гонении, православный человек волей-неволей был в оппозиции к внешнему миру. Он прекрасно понимал, что жить, как живут не христиане, не православные, ни в коем случае нельзя.

«Кто не со Мною, тот против Меня (Лк. 11: 23)», - говорил Спаситель. Сейчас очень велик соблазн быть, как все. Ведь сегодня многие называют себя верующими и православными, что не мешает им делать аборты, изменять супругам и сожительствовать вне брака.

С прискорбием замечаю, что многие из тех, кто пришли в Церковь в постперестроечное время и были ревностными православными христианами, очень прониклись духом времени. Например, не так давно я беседовал с одним своим знакомым (он регулярно ходит в храм и причащается) о семейной жизни. И вот этот человек совершенно серьезно утверждал, что это вполне нормально, когда мужчина и женщина сожительствуют до брака, потому что так они могут лучше узнать друг друга! Участились супружеские измены и разводы даже в православных семьях. Все это очень печально. Какие мы после этого православные, если потворствуем духу века сего лукавого, заражаемся им, как поется в известной песне: «прогибаемся под изменчивый мир»? Мы, наоборот, должны вести за собой людей, своей жизнью проповедовать истину, показывать, что православные семьи крепки своими традициями, завещанными нам от святых отцов и наших предков. Вот тогда мир «прогнется под нас».

Вопрос:

Здравствуйте батюшка! Вопрос весьма щепетильный. Как быть супругам если иконы находятся в спальне? Особенно, если супруги не венчаны еще. Муж с женой вступают в половые отношения, а иконы на "это смотрят". Иконы ничем не занавесишь, так как их много - да и вообще завешивать иконы - нехорошо, я считаю. И что допустимо в сношениях между мужем и женой со стороны православия? Здесь речь идет о различных видах полового сношения. Как быть православной жене, если ее муж не довольствуется, скажем так, традиционными позами? Ведь по словам апостола Павла - жена должна прежде всего угождать мужу? Благодарю вас Батюшка за ваши ответы!

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Иконы могут и должны находиться и в спальне, так как, по словам апостола Павла: «брак – честен, и ложе – не порочно. Блудников же и прелюбодеев – судит Бог». Интимные отношения между супругами – Божественное установление и не могут рассматриваться сами по себе, как нечто нечистое (хотя человек своими страстями и может всё испортить). Если Ваш брак законен, то есть, зарегистрирован в ЗАГСе, Церковь уже признает его (пусть он и не венчан) и такой брак не считается блудным сожительством. Вас смущает то, что иконы «смотрят». Нужно не забывать, что Бог обладает свойством вездеприсутствия, так что видит и знает всё и без икон. Поэтому, в христианстве важным духовным деланием является хождение перед Богом, то есть, мы должны совершать поступки, помня, что Господь всегда рядом с нами. Что касается вопроса границ дозволенного в интимной жизни супругов с точки зрения Православия, то например, несомненным грехом является противоестественное совокупление (анальное, оральное), за что, по Апостольским правилам, муж и жена на один год отлучаются от Причастия. В остальном, нужно руководствоваться голосом совести и контекстом христианской этики. А так же стараться искать золотую середину и избегать крайностей. Апостол Павел пишет о том, что незамужняя угождает Господу, а замужняя – мужу, в негативном смысле: и замужняя должна угождать Богу, но она уступает мужу, что не правильно. Хотя, повторюсь еще раз, везде, в том числе и в сфере супружеского общения, необходимо искать золотую середину, что бы, например, излишней строгостью и неуступчивостью не разрушить отношений. Для этого надо в молитве прибегать к Богу, что бы – Он вразумил, как правильно поступить в той или иной ситуации и познакомиться с христианской этикой и нравственностью, почитывая духовные книги. Тогда, постепенно Вам станет ясно, что в интимной сфере допускается, а что – нет.

Я получил твое письмо по вопросу супружеских отношений (у женатых священнослужителей и у мирских), о котором ты мне пишешь. Поскольку святые отцы не дают точных указаний, как именно поступать, это означает, что речь идет о чем-то, где ко всем людям нельзя подходить с одной меркой, что они предоставляют это такту и чести духовного разумения и силы каждого в отдельности. Привожу примеры женатых мирян и священнослужителей, ныне здравствующих и мне известных, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Из их числа есть некоторые, имевшие связь по-сле вступления в брак и обретшие одни — одного, другие — двух, иные — трех детей и в дальнейшем жившие девственно. Иные имеют отношения один раз в году ради чадородия и затем вновь живут опять как брат с сестрой. Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели , дабы было три дня до прича-стия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явив-шись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20,21-23).

Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным си-лам. Вначале, естественно, препятствует возраст. Однако по прошествии лет и по мере того как плоть ослабевает, дух может возобладать, при том что тогда и женатые начинают понемногу вкушать от Божественных услад; и это еще более помогает тому, чтобы они естественным образом отвлекались от плотских утех, которые и видятся им то-гда весьма ничтожными. Итак, и состоящие в браке некоторым образом освящаются и попадают в рай этой тропой, не так круто идущей в ropy. В то время как иноки устремляются прямо к вершине, карабкаясь по скалам, и поднимаются в рай.

Ты должен иметь в виду, что вопрос этих отношений касается не одного тебя и ты не имеешь пра-ва решать его сам, но только по взаимному согласию, как говорит апостол Павел (1 Кор 7,5). Когда и это будет достигнуто, то по взаимному согласию требует опять-таки осторожности: сильный должен вставать на сторону слабого. Во многих случаях одна сторона, дабы не огорчить другую, говорит, что согласна, но внутренне терзается. Главным образом это жены, так как они имеют мало страха Божия и обладают живостью плоти. Нередко по не-достатку рассуждения некоторые благочестивые мужья, слыша из уст жены, что она согласна, сразу без разбору переходят к большому периоду воздержания, и тогда жены терзаются, срываются в раздражительность и т. д. Мужья думают, что жены продвинулись в доблести и желают жить еще более целомудренно, в течение еще большего времени, и тогда у женщин появляется соблазн узнать приятелей и т. д. Когда и это произойдет, тогда у них начинаются угрызения совести (по поводу падения), а мужья пытаются жить еще более целомудренно, видя жен не имеющими расположения, по-скольку считают, что те больше их продвинулись духовно и не имеют желания плотских вещей. Причиною, естественно, является женский эгоизм и ревность, так как они чувствуют себя отстающими. Когда жена видит мужа желающим жить духов-ною жизнью, она принуждает себя превзойти его.

Прости меня за вторжение в чуждую мне область, ведь дело монаха — не эти темы, а четки. Но, чтобы не огорчить тебя, я вынужден был написать тебе по этим вопросам (о них мне известно со стороны), которые многим братиям в миру досаждают и дают поле деятельности диаволу.

Имеет большое значение, сходный ли темперамент у супругов. Когда у одного темперамент умеренный, а у другой — живой или у одного — живой, а у другой — умеренный, должно жертвовать сильному в пользу слабейшего, и тогда постепенно получит помощь и восстановит свое здоровье и второй, и тогда, будучи здравы, оба будут подвизаться.

Я уже говорил вначале и возвращаюсь к этому: требуется честная и с рассуждением борьба за освящение и женатого. Если мы посмотрим на это несколько духовно, мы поймем, что и женатые должны сколько-нибудь подвизаться (полагаю, это тоже неправильно, если бы они, будучи женаты, имели бы своей целью только еду, сон и плотские утехи; человек не только плоть, но и дух). Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу . Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживает-ся в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений аборта и т. п.

Прошу у тебя прощения за свой плохой почерк. Поскольку у меня было одно духовное делание и затем сразу же множество писем, я пишу тебе в спешке, чтобы скорее приступить к своим занятиям.

Христос и Пречистая да будут с Вами.

Мое почтение отцу вашему, иерею.

С любовью о Господе монах Паисий


Мнение старца по этому вопросу не могло быть отличным от наставления апостола Павла (см.: 1 Кор 7,29) и апостола Петра (см.: 1 Пет 2,1).

1 Пет 2,11; 1 Кор 7,29.

- Здравствуйте. Благословите, батюшка. Какую пользу приносит воздержание в семейных отношениях?

Воздержание должно быть обоюдным. Если вы, например, желаете воздерживаться, а жена не хочет воздерживаться, то вам нужно идти на поводу у жены и спать с ней как муж с женой. А если, например, наоборот, она желает воздерживаться, а вы не желаете, и вы приступаете к ней с просьбами и требованиями, то она должна идти на поводу вашем и уступать вашему желанию. Воздержание в семье должно быть только обоюдным. А смысл и польза его очень велика. Те супружеские пары, которые живут без воздержания и без ограничения своих супружеских желаний, постепенно докатываются до невместимых и неизобразимых словами безобразий. А те, которые воздерживаются, те скучают друг по другу, и они с радостью встречают Пасху, и потом с радостью делят супружеское ложе, и это им сладко, это им как награда за целомудрие. И они любят друг друга дольше, сильнее, крепче и вернее чем те, которые не знают поста. Пост очень сильно уцеломудривает супружеские отношения. Там, где поста в браке нету, там есть разврат, безбожие, измены и прочее. А там, где есть воздержание, там есть такой момент, как люди соскучились, истосковались друг по другу, и они потом после Пасхи, после Рождества уже имеют некий праздник такой супружеский. Это как первая брачная ночь. Она такая же весёлая, такая же сладкая. Поэтому эти браки крепче, сильнее и прочнее, чем браки развратников. Но повторяю, это вопрос обоюдности. Если жена, например, не может воздерживаться, вы должны идти ей навстречу, чтобы она не искала себе дядьку на стороне. А если наоборот, она хочет поститься, а вы не желаете поститься, она должна идти вам навстречу, чтобы вы не искали себе тётку на стороне. Пост очень важен для брака, без поста брак неполноценный, но пост должен быть добровольный и обоюдный. Если он не обоюден, то постящийся должен идти навстречу непостящемуся ради мира семейного. Мир семейный важнее всего вообще. Т.е. пост рядом не стоит по важности. Сначала семейный мир, а потом всё остальное. Такая сложная материя - семейная жизнь. Сложная жизнь семейная, сложная. Монахам легче. В чём-то. А в чём-то совсем не легче. Вообще, всем тяжело. С тех пор как мы рай потеряли, всем тяжело жить на свете.

Батюшка, здравствуйте. Я выхожу на работу утром, осеняю себя крестом, и пространство впереди себя тоже осеняю крестом. И около нашего дома часто собираются утром пьющие люди. Вот сегодня оскал невероятный я увидела у одного человека. Можно сказать, если бы можно было меня укусить, он бы меня укусил. Оскалился, ругался на меня, что я тут молюсь. Я мимо прошла, ничего не ответила. Но правильно ли я делаю? Может быть, я смущаю людей таким своим поведением? Или мне продолжать делать так же и не обращать внимания?

Вы до открытия дверей осеняйте себя крестом, и дорогу свою осеняйте крестом тоже до выхода из дверей. А когда уже вы вышли на улицу, а там сидят эти персонажи синие или ещё кто-нибудь такой, то вы не показывайте наружу людям, что вы крестите дорогу или себя. Этого делать не стоит, лишний раз не стоит. Не надо, я так думаю. Исходя из ваших слов, и исходя из моих личных убеждений, вы, пожалуйста, креститесь до выхода из дома. Вот вы к дверям подошли: перекреститесь, помолитесь кратко, дорогу перекрестите, а потом открывайте и выходите. Т.е. не дразните гусей, не надо. Это не нужно. Крест вам нужен, этим злодеям он не нужен. Поэтому они, конечно, на вас смотрят, так сказать, с прищуром. А зачем нам вызывать огонь на себя лишний раз на ровном месте? Не нужно.

Добрый вечер, отец Андрей. Я хочу сказать, что я горжусь, что в нашей Церкви есть такие священнослужители, как вы. Истинный христианин, истинный любитель Божий, настоящий. Вы для нас как глоток свежего воздуха. Побольше бы таких в Церкви. Дай вам Бог здоровья и многая лета!

Спасибо большое за добрые слова. Хочу сказать всем о том, что в Евангелии содержится прямое повеление Господа следующего характера: «Жатвы много, - Христос говорит, - делателей мало; итак, молитесь Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою». Этот вопрос очень важный. Насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл на жатву, которой много, - т.е. дозрели колосья, души готовы, - насколько мы молимся о том, чтобы Бог привёл делателей на созревшую ниву, чтобы они пожинали плод в жизнь вечную? Если вы ни разу об этом не молились, пожалуйста, исправьтесь. Встаньте на колени, скажите: «Господи, Владыка живота моего, Владыка мира, изведи, пожалуйста, делателей на жатву Твою. В России, в Америке, в Австралии, во всём мире приведи добрых людей, мудрых, любящих Тебя, к тому, чтобы они взялись за этот плуг и начали пахать ниву Твою, чтобы они работали на Твоей ниве». Нам нужно молиться об этом, чтобы у нас было побольше этих Божиих тружеников. На самом деле, у нас их очень мало. Я тут недавно услышал, что у нас всего лишь пятнадцать тысяч священников во всей Русской Церкви. Капля в море. Экстрасенсов двести тысяч зарегистрированных, а священников пятнадцать тысяч. Можете себе представить? Вот примерно такой разброс по цифрам. Это же кошмар какой-то! Нас очень мало. Эти все шакалы воют на луну: «Попы замучили, попы везде, попы там, попы сям, попы в образовании, попы в армии, попы в культуре, попы на телевидении». Слушайте, ребята, нас всего-навсего пятнадцать тысяч человек на всю Россию вместе с Украиной. Нас очень мало: монахов, катехизаторов, священников, проповедников. Нас капля в море, и эта капля бедная ещё пыжится на себе тянуть всю эту нагрузку. Поэтому молитесь Господину жатвы, чтобы вывел делателей Своих на жатву Свою. Это обращение ко всем христианам. Нам будет легче жить на свете, когда проповедь Евангелия будет расширяться.

Батюшка, добрый вечер. Вы сказали по поводу семейных отношений во время поста, а после поста семейное воздержание какую пользу даёт для души, для духовной жизни?

Вы понимаете, люди всё равно постятся в семейной жизни часто, потому что, допустим, есть женские немощи: каждый месяц у женщины есть известные немощи - вот тебе уже и воздержание. Потом, есть командировки всякие у мужчин или у женщин работающих. Потом, есть болезни, есть службы, есть среда и пятница. Потом, есть ещё что-нибудь. Короче, посты - это вечный спутник христианина. И мы в браке воздерживаемся. Кстати, этим мы и спасаемся, потому что, повторяю вам, что те, которые не воздерживаются, доходят в своём разврате до таких крайних степеней безумия, что там уже лекарства нету, там уже просто Бог будет уничтожать это всё. Я даже сознательно избегаю это всё говорить в эфире, потому что я знаю, о чём я говорю. Я всё это по исповедям знаю, по литературе знаю, я всё это читаю, понимаю, слышу очень часто. Т.е. люди, не воздерживающиеся, настолько развращаются, что они просто сходят с ума. А воздерживающиеся, сохраняют здравый разум и любовь к своему родному человеку: жена - к мужу, муж - к жене. Им больше ничего не нужно. Так что воздержание всегда полезно, и у нас есть много поводов для воздержания. Повторяю, что, например: родила жена, у неё там всё порвано, всё болит; или жена кормит; или ты уехал в командировку; или пост наступил; или что-то ещё. Мы всю жизнь воздерживаемся, это тяжело, на самом деле, но это нас спасает, потому что если бы мы начали творить всё, что мы хотим, мы бы с ума посходили. И те, кто творят всё, что хотят, они уже с ума сошли давно. Т.е. они просто ведут себя уже не как человеки, а как демоны, и доказывают, что так и надо. Так что воздержание - это великая вещь, оно уцеломудривает человека. Вообще, узы брака очень врачуют человека, в браке человек обретает некую полноту и исцеляется от многих скрытых или явных духовных болезней. Брак - это великое врачебство, узы брака священны.

Здравствуйте. Батюшка, вы не могли бы объяснить, как понимать слова Апостола Павла во второй главе Послания к ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе..... Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...» Как понимать? Когда оживотворил, когда воскресил, когда посадил? Как понимать эти слова?

Павел обращался к христианам, т.е. к тем, кто уже вошёл в Церковь. Христиане - это те, кто услышал проповедь о Христе. Эта проповедь о Христе пробила некие стены внутреннего сопротивления и проникла в сердце. Т.е. человек уверовал. Сначала проповедь и вера, потом после веры подготовление к Крещению и Крещение. И вот те, кто пережил это обращение к Богу через проповедь и назидание в вере, кто приготовился к Крещению и крестился, собственно, и есть те люди, которые в полноте могут о себе сказать, что я был раньше в царстве тьмы, а теперь я в Царстве Света. Т.е. я был раньше сын погибели, а теперь я сын спасения. Я был мёртв по пригрешениям своим, а теперь я омылся, осветился, очистился и ожил со Христом. Эти слова обращены к тем, кто пережил благодатный опыт слышания слова о Господе - раз; приготовления к Крещению и самого Крещения - два; вхождения в христианскую общину. Апостол Павел обращается к практическому опыту христиан, переживших свой переход от тьмы к свету, от мёртвости к жизни, от погибающих в число спасающихся. Это не такие, скажем, какие-то придуманные слова, а это слова, отражающие реальность. Т.е. человек, который во взрослом возрасте услыхал о Христе, оставил свои грехи, - блуд, противоестественный блуд, воровство, обжорство, пьянство, сребролюбие, желание власти, что-то ещё, - обратился к Богу всей душой, крестился, омыл свои грехи, вышел из купели и ощутил себя новым человеком, вот такой человек потом может читать Послание Апостола Павла. Павел говорит ему: «Да, вы были мёртвые раньше по пригрешениям вашим, а теперь омылись, очистились, осветились, и теперь Господь посадил вас с Собою, т.е. вы наследники вечной жизни». И они это чувствовали в себе. Залог вечной жизни должен ощущаться человеком. Нас ждёт вечная жизнь, вечное Христово Царство, а до этого нам даются некие залоги. Ну что ли кредиты, если угодно. Т.е. наперёд Бог нам нечто даёт, говорит: «На тебе вот это. Это тебе кусочек от того, что будет потом. Сейчас у тебя кусочек, а там потом будет целая гора. На, попробуй». Вот благодатный опыт спасения, перехода от смерти в жизнь должен быть у каждого христианина и, соответственно, к этим людям и обращаются апостольские послания. Нам дано Царство. Залог Царства уже нами вкушён. Мы должны уже по вкусу, по нюху, по сердечной памяти ощущать, как же это хорошо - быть с Богом. «Хорошо тебе?» - «Хорошо мне». - «Вот так хорошо тебе будет во веки веков. Хочешь этого?» - «Хочу этого». - «Всё. Аминь. Трудись». Вот в таких отношениях идёт жизнь человеческая. Об этом и пишет Апостол Павел в Послании к ефесянам во второй главе. Спасибо за вопрос, вопрос хороший.

Нас ждёт ещё последняя неделя Великого поста. Кстати, сегодня суббота Акафиста. Я вас очень прошу: ставьте перед собой сверхзадачи. Например, попытайтесь выучить наизусть Акафист Божией Матери. Это вроде бы очень сложно, но на самом деле это не сложно, только начните. Почаще его читайте, именно его. Не все остальные акафисты, которых тысячи, а именно его, потому что он нормативный, камертонный, по его образцу написаны все остальные, и он настраивает всех богомольцев на очень правильные поэтические богословские мысли. Это удивительный, ни с чем не сравнимый текст. Пожалуйста, выучивайте наизусть Акафист Божией Матери, Псалтирь царя Давида. Потихонечку, псалом за псалмом, псалом за псалмом выучивайте наизусть. Это очень важно, это очень пригодится вам в этой жизни и в будущей.

Батюшка, Алексей из Москвы. Архимандрит Иоанн Крестьянкин перед смертью сказал про наше время сегодняшнее, что делателей мало будет. А почему-то про Иоанна Крестьянкина молчат.

Да нет, про него не молчат. Это достойный человек, которого любят, уважают, помнят, постоянно про него говорят, его книжки читают, его поучения произносят. Это очень известный человек, про него нельзя молчать. Мы вообще не молчим про святых, мы про святых кричим. Святые - это очень важные люди. Да, конечно, он предсказывал многие тяжёлые времена, но это не значит, что нужно лапки сложить. Трудиться нужно. И ты трудись, и я буду трудиться, так и спасёмся.

Благословите, батюшка. Пророк Сирах, 7:33-34: «Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых». Растолкуйте, пожалуйста.

Старозаветное священство было особое. Земли Господь им не дал. Когда они перешли через Иордан, Господь говорил, что Я дам всем коленам землю, а колену Левия не дам землю: Я их земля. Т.е. они должны будут служить Господу, и весь Израиль должен будет их кормить и содержать. Вот об этом пишет праведный Сирах. Говорит, что священника уважай, начатки всех приобретений приноси ему: жертвуй, давай, отделяй, не забывай. Потому что сами священники не пахали, не сеяли, не были ни скотоводами, ни землепашцами, они только Богу молились и больше ничего. Господь говорит: «Пусть они молятся Мне, пусть служат Мне, и земли у них не будет ни какой, а только будут города специальные для них, для левитов, а кормить их будете вы - все остальные одиннадцать колен». И такой закон соблюдался в Израиле. В отношении к нам это означает, что священники должны всей душой прилежать к изучению Закона Божиего, проповеданию Закона Божиего, молитве в храме. Изучение, проповедь и молитва должны быть главными занятиями священника, а люди Божии, которые питаются от священника поучением, наставлением, проповедью, Святыми Тайнами с его рук питаются... Мы же кормим вас с ложечки, на самом деле. Вы же понимаете, что священник, когда причащает человека, кормит его с ложки, как маленького ребёнка. Как вы кормите своих малышей с ложечки, так мы кормим вас. Мы, по сути, вам отцы. Независимо от того, например, что мне сорок пять лет, а вам шестьдесят, но я вас кормлю с ложки. Я выслушиваю ваши всякие грехи, я молюсь за вас, я вас с ложки кормлю. Т.е. я больше и не должен ничем заниматься. Я должен заниматься этим: проповедовать, учить, запоминать, рассказывать, служить, молиться, причащать - а всё остальное - это уже ваше дело. Т.е. начатки приношений, начатки прибытков своих - это всё уже дело, называющееся милостыней и содержанием храма. Ведь храмы наши живут вашими ручками, дорогие мои: вашими пенсиями, вашими зарплатами, вашими ручками, вашими ножками, вашим сердечком. Всё, что у нас в храмах есть - это всё ваши ручки заработали. Мы же священники... Иногда бывает такое, что кто-нибудь имеет талант в бизнесе, а в большинстве случаев священник просто молится, а ему приносят, говорят: «Батюшка, вот это вам на витражи, а это вам чтобы пол поменять, а это вам чтобы иконостасы украсить». И вот так вашими ручками, вашим сердечком, вашими душами наши храмы, собственно, и живут, и мы, священники, питаемся от ваших рук. Вы наши кормильцы и поильцы. Мы ваши молитвенники, мы за вас молимся Богу и кормим вас Святыми Тайнами, а вы наши кормильцы и поильцы, нам без вас никуда. И вам без нас никуда, и нам без вас никуда.

Христос да будет между нами и вами, умиряя, вразумляя, сохраняя и милуя нас! Спаси вас, Господи!

Похожие статьи